Характеристика героев котлован с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Настя — одна из главных героинь повести Андрея Платонова «Котлован». Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну.

Ребенка берет себе Чиклин — бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом».

Настя фактически отрекается от своего прошлого и от своей «буржуйки» матери и говорит, что она специально родилась только тогда, когда к власти пришли Ленин и Буденный. Девочка является истинным дитем революции, и она символизирует собой все то, ради чего живут и трудятся герои повести.

В бараке Настя спит в деревянном гробу (вместо постели), а в другом таком же гробу хранит свои игрушки. Таким образом, сама жизнь девочки уже связана со смертью.

Так Платонов показывает изначальную несостоятельность революционных идей. Именно поэтому, когда в конце произведения Настя умирает, вместе с ней умирает и то будущее, которое надеялись построить представители пролетариата.

Следующая цитата

Вощев — главный герой повести «Котлован» Андрея Платонова. Основной чертой этого персонажа является его способность думать и желание постичь истину, не зная которой он не способен трудиться.

Именно за «излишнюю задумчивость» Вощева и выгоняют с механического завода. Не понимая, что ему делать дальше, мужчина начинает вместе с артелью мастеровых рыть котлован для того, чтобы построить «общепролетарский дом».

Сначала Вощев по-прежнему не видит смысла жизни, но затем постепенно все меньше задумывается об этом, истощенный тяжелым трудом. Когда Чиклин приводит в барак сироту Настю, в Вощеве вспыхивает новая надежда: быть может, этой девочке дано когда-нибудь почувствовать «согревающий поток смысла жизни».

После того как на деревне происходит жестокий процесс раскулачивания крестьян, а Чиклин убивает местного активиста, Вощев становится председателем колхоза и приводит мужиков на строительство котлована. Когда герой узнает, что в бараке умерла Настя, он вновь перестает понимать жизнь, потому что нет больше того маленького человека, в котором «истина стала бы радостью и движеньем».

Следующая цитата

Характеристика главных героев "Котлован"

Характеристика

Так и получилось произведение о похождениях обычного рабочего Вощева, ищущего смысл жизни, думающего, прогрессирующего, но могущего совладать с властью завода, которая запрещает ему думать на работе. Не совладав со своими «страстями», он уходит с завода и идёт вперёд, не зная дорогу. Извилистый путь приводит его на стройку, на котлован, где обитают другие рабочие, готовящиеся построить новое здание. По сути, это метафора строительства коммунизма. Прошлое здание (империализм) разрушили и теперь на месте котлована собираются построить новое.

Вощев – это главный герой повести «Котлован». Главная его характерная черта – думать обо всём, о смысле жизни, режиме, своих идеях. Он желает постичь истину жизни, но в этом ему мешает руководство завода. Проблема в том, что Вощев хочет работать, но не может трудиться без познания. Это становится камнем преткновения между ним и желанием трудиться на заводе. Уйдя с завода и путешествуя по миру, он встречает артиллерию рабочих, с который начинает строить «общепролетарский дом» на месте котлована.

Сначала Вощев продолжает искать смысл жизни, постоянно роясь в себе, но затем забывает про это, пропадая в постоянной усталости, ведь рабочие трудятся практически круглые сутки. Он даже и забыл, что когда-то думал о таком бессмысленном и безнадёжном, как «смысл жизни»! Огонь в нём снова поджигает молодая девочка Настя, которую на стройку приводит Чиклин. У неё умерла мама, поэтому она осталась сиротой (аллюзия на смерть имперской России). Вощев видит в ней продолжение мысли и думает: «а вдруг ей дан дар, вдруг она способна однажды прочувствовать смысл жизни и всё понять».

Происходит раскулачивание крестьян, меняется устрой жизни. Неожиданно Вощев становится председателем колхоза и теперь главенствует над рабочими. Вместе они продолжают строить дом. Вдруг приходит весь о том, что Настя умерла. В этот момент в Вощеве погибает та надежда на маленькую девочку, способную изменить мышление. Он вновь пропадает в пучине, не понимая действительность.

Настя – главная героиня произведения «Котлован». С помощью неё Платонов доносит ещё одну крайне интересную и скрытую метафору. Мать Насти умирает, и девочка остаётся сиротой. Её мама была начальником на кафельном заводе, то есть являлась «буржуа». С её смертью как бы умирает буржуазный уклад общества, образуется пролетарий, а страна остаётся бедной сиротой без отца и матери.

Девочку подхватывает Чиклин, который когда-то был влюблён в её мать. Девочка теперь живёт вместе с другими рабочими, а воспитывается она по – революционному признаку, ей говорят то, что революция – это хорошо и перемены пойдут, как стройке, так и целой стране на пользу. Настя фактически отрекается от своего прошлого и от своей «буржуйки» матери и говорит, что она специально родилась только тогда, когда к власти пришли Ленин и Буденный. Девочка является истинным дитем революции, и она символизирует собой все то, ради чего живут и трудятся герои повести.

Это расстраивает Вощева, но он всё равно продолжает питать надежду на восстание духа в душе маленькой девочке, которая возможно поймёт, что ошибалась, которая однажды осознает суть мироздания. Настя спит в гробу на стройке, свои игрушки также хранит в гробу, то есть изначально жизнь девочки параллельна смерти. Платонов демонстрирует, что идеи коммунистов изначально являются бессмысленными и несостоятельными. Смерть Насти показывает смерь пролетариата и отсутствие у подобных идей здравого будущего.

Никита Чиклин – один из главных героев повести, обычный землекоп, работающий на стройке вместе с остальными героями. В молодости работал на кафельном заводе. Начальница завода поцеловала его, но он ушёл, так как был безграмотным. «С юношества работал руками, а не умом». Только с годами он осознал, что совершил ошибку, ведь на самом деле любил свою начальницу. Когда она умирает, он забирает Настю. Его товарищей убивают, а затем он мстит, раскулачивая кулаков. После смерти Насти он рыдает и грустит по ней. Активист, который не дал накрыть её мёртвое тело пиджаком, получает от него по лицу. В конце повести Чиклин вырывает для неё огромную яму и хоронит девочку.

Повесть «Котлован» Платонова – символ русской литературы, символ искательности и криткии революции. В этой статье вы узнали характеры основных персонажей произведения. Но для лучшего понятия повести, рекомендуется прочитать книгу целиком и сделать свои выводы. Иносказательность книги даёт на это все возможности!

Следующая цитата

513.6к Федорченко И. В. Москва Запись на консультацию Написать Подписаться

Характеристики героев

Вощев

Вощев — главный герой повести «Котлован» Андрея Платонова. Основной чертой этого персонажа является его способность думать и желание постичь истину, не зная которой он не способен трудиться.


Именно за «излишнюю задумчивость» Вощева и выгоняют с механического завода. Не понимая, что ему делать дальше, мужчина начинает вместе с артелью мастеровых рыть котлован для того, чтобы построить «общепролетарский дом».

Сначала Вощев по-прежнему не видит смысла жизни, но затем постепенно все меньше задумывается об этом, истощенный тяжелым трудом. Когда Чиклин приводит в барак сироту Настю, в Вощеве вспыхивает новая надежда: быть может, этой девочке дано когда-нибудь почувствовать «согревающий поток смысла жизни».

После того как на деревне происходит жестокий процесс раскулачивания крестьян, а Чиклин убивает местного активиста, Вощев становится председателем колхоза и приводит мужиков на строительство котлована. Когда герой узнает, что в бараке умерла Настя, он вновь перестает понимать жизнь, потому что нет больше того маленького человека, в котором «истина стала бы радостью и движеньем».

Настя

Настя — одна из главных героинь повести Андрея Платонова «Котлован». Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну.

Ребенка берет себе Чиклин — бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом».


Настя фактически отрекается от своего прошлого и от своей «буржуйки» матери и говорит, что она специально родилась только тогда, когда к власти пришли Ленин и Буденный. Девочка является истинным дитем революции, и она символизирует собой все то, ради чего живут и трудятся герои повести.

В бараке Настя спит в деревянном гробу (вместо постели), а в другом таком же гробу хранит свои игрушки. Таким образом, сама жизнь девочки уже связана со смертью.

Так Платонов показывает изначальную несостоятельность революционных идей. Именно поэтому, когда в конце произведения Настя умирает, вместе с ней умирает и то будущее, которое надеялись построить представители пролетариата.

Чиклин, Никита

Один из главных героев повести, землекоп, старший в артели. Всю жизнь работал руками, а не головой, поэтому был малограмотным. Когда он работал в молодости на кафельно-изразцовом заводе, его поцеловала дочь хозяина завода. Он тогда не оценил этого поступка, и молча ушёл от неё, а сейчас жалел об этом. Чиклин пошёл на этот завод и нашёл её там умирающей. После её смерти, он взял её дочь Настю в артель и стал заботиться о девочке. После убийства Козлова и Сафронова в деревне, отправился туда наводить порядок, выяснял, кто убил его товарищей, потом занялся раскулачиванием кулаков. В конце произведения он ударил Активиста, который не дал накрыть больную Настю своим пиджаком, и убил. Когда Настя умерла, он вырыл ей огромную могилу и похоронил.


Жачев

Безногий инвалид, который ездил на тележке. Занимался вымогательством еды и денег у буржуев, главным образом у Пашкина. Был груб, мог ударить любого, не понравившегося ему человека. Пристроился вместе с рабочими в артели, позже заботился о Насте, возил её в детский сад. В конце повести, помогал раскулачиванию кулаков в деревне. После смерти Насти уполз в город и больше на котловане не появлялся.

Прушевский

Инженер, один из руководителей стройки, прораб, автор идеи «общепролетарского» дома, куда, после постройки, должны переселиться все пролетарии города. У него было своё жильё - флигель во фруктовом саду. Имел сестру Аню, которой любил писать письма. В молодости ему запала в душу, проходящая мимо женщина и до сих пор он тосковал о ней. Чиклин решил, что это мать Насти, но осмотрев её мёртвую, Прушевский не смог сказать точно. После того, как котлован был готов, Пашкин отправил его в колхоз, где он занимался раскулачиванием. В конце повести отказался возвращаться к котловану и остался в деревне учить местное население.

Козлов

Худой, болезненный и угрюмый мастеровой. Из-за своей слабости и болезни он встал на инвалидную пенсию, а заодно, выучив разные тезисы и лозунги, стал избираться то председателем главкома, то ещё на какую должность. Был выбран, вместе с Сафроновым, посланником в ближайшую деревню, чтобы просвещать неграмотных крестьян по поводу коллективизации и социализма. Сразу по приходу в деревню был убит.

Сафронов

Активный мастеровой, любитель нравоучений и речей. Установил в бараке радио. Был послан артелью в деревню для воспитания крестьян, но был там убит.


Пашкин, Лев Ильич

Активист

Назначенный человек в деревню для исполнения любых директив на селе. Занимался поиском убийц Козлова и Сафронова, а затем раскулачиваем. Обучал крестьян грамоте, проводил собрания. В один из дней из центра пришла директива, где было написано, что активист - вредитель. С горя он сорвал свой пиджак с больной Насти, которая была им накрыта. За это Чиклин его ударил и активист умер.

Медведь

Молотобоец, помощник кузнеца. Помогал раскулачивать кулаков. Был единственный, кто простился с девочкой Настей, когда её хоронил Чиклин.

Краткое содержание


В день тридцатилетия Вощева увольняют с механического завода по причине «роста слабосильности» в герое и «задумчивости среди общего темпа труда». Вощев берет мешок с вещами и отправляется куда глаза глядят.

Так он сначала приходит к оврагу, где собирается заночевать. Перед сном он размышляет о своей полезности или неполезности для этого мира. Проснувшись утром, мужчина отправился прямиком в завком — «защищать свой ненужный труд», но там говорят, что он человек несознательный, так как стоял и думал посреди производства, а это недопустимо.

Уйдя ни с чем из завкома, Вощев решает добраться до другого города. Там на пустыре он находит теплую яму для ночлега, но в полночь его будит какой-то человек, который косит рядом с героем траву, растущую в этом месте уже много лет. Оказывается, что на пустыре скоро будет «каменное дело»: будут рыть котлован для строительства «общепролетарского дома».

По настоянию косца Вощев отправляется спать в барак, где уже отдыхают несколько «худых, как смерть» мастеровых. Герой ложится, чтобы согреться, среди двух работников и засыпает до самого утра.

Утром мастеровые, собравшись над спящим Вощевым, обсуждают, годится ли тот для их коллективного труда. Затем наступает время обеда. Все садятся за общий стол и самый активный среди работников человек по фамилии Сафронов предлагает взять Вощева в труд, так как «люди нынче стали дороги, наравне с материалом».


Героя отводят на пустырь и дают ему лопату. Вощев, хоть по-прежнему и не видит смысла существования, хочет наблюдать его хотя бы в других ближних людях. Ради этого он даже готов «пожертвовать на труд все свое слабое тело».

Вместе с ним на поле трудятся бригадир артели Никита Чиклин, Сафронов и худой мастеровой Козлов с «бледным голосом ребенка», копающий медленнее всех. Участвует в процессе также и инженер Прушевский. Так бригада работает до самой ночи.

В артель приходит новый человек — товарищ Пашкин. Он осматривает котлован и сообщает мастеровым, что нужно копать быстрее, поэтому присылает на «каменное дело» новых людей. Решено продолжать работу по постройке «общепролетарского дома», погрузив барак в овраг. Так прошел еще один день.

Вечером в бараке начинается активная беседа между работниками. Вощев говорит, что хочет уйти из артели. Он не доволен, что мастеровые только роют землю и спят, а на самом деле ничего о жизни не знают и никакого смысла не видят. Работники артели начинают спорить между собой на эту тему, но вскоре все уже укладываются спать.

Не спит только Чиклин. Он вспоминает свою молодость: то, как его однажды поцеловала дочь хозяина кафельно-изразцового завода, где он работал много лет назад. Тогда девушка ему не понравилась, но после он почему-то часто с тоской думал о ней.


Тут в барак входит Прушевский. Он говорит, что тоже не может уснуть один, поэтому Чиклин предлагает ему остаться на ночь у них. Сам Чиклин, покинув спящую артель, отправляется побродить на свежем воздухе.

Утром Козлов выгоняет Прушевского из барака, сказав, что инженеру не место среди рабочих. На улице Прушевский встречает Чиклина и рассказывает ему о том, что в молодости, работая в том самом городе, где они находятся сейчас, он встретил прекрасную девушку. Сейчас он ее бы очень хотел увидеть вновь.

Чиклин понимает, что это та самая девушка, которая его когда-то поцеловала. Герои размышляют, что стало с ней, и хотят ее отыскать.

Рытье котлована идет своим чередом. Новые работники постепенно осваиваются в артели. Пашкин регулярно навещает строительство и подгоняет мастеровых, чтобы те еще ускорили темп. Вощев по-прежнему ищет истину и мечтает о будущем, в котором все должно стать «общеизвестным». Сафронов решает поставить в бараке радио, чтобы быть в курсе последних событий «культурной революции».

Чиклин снова находится в ностальгическом настроении. Он приходит на то место, где его поцеловала дочь кафельщика и видит под старой лестницей «куда-то ведущую дверь».

За этой дверью находится помещение, в котором на полу лежит старая больная женщина, а рядом с ней сидит ее маленькая дочь. Женщина просит девочку уходить далеко-далеко из города, когда ее (матери) не станет, иначе, если люди узнают, кто ее родил, то сразу же «уморят».

Через несколько минут девочка засыпает, а женщина умирает. В усопшей Чиклин, наблюдающий за этой сценой со стороны, узнает некогда поцеловавшую его девушку. Мужчина берет девочку на руки, согревает ее своим теплом и, стараясь не тревожить ее сон, долго держит ребенка у себя на коленях.

В барак к мастеровым Пашкин привозит радиорупор, поэтому теперь работники артели в курсе всех новостей. Так проходит еще одна ночь, а утром на пороге появляется Чиклин с девочкой.

Теперь Чиклин зовет ее дочкой и решает воспитывать в революционном духе. Герой также хочет отвести Прушевского на место гибели женщины, чтобы показать ему ее. Инженер хоть и сомневается, что это та самая девушка, приглянувшаяся ему в молодости, все равно жалеет о ее несчастной судьбе. Чиклин закладывает камнями вход в комнату, чтобы обеспечить мертвой покой.


Девочка, которую, как оказалось, зовут Настя, обладает «революционным умом». Она говорит, что даже не хотела рождаться, пока не было Ленина и Буденного, называет свою усопшую мать «буржуйкой» и считает, что времена этого класса давно прошли. Поэтому все буржуи умирают. Еще она знает, что плохих людей надо всех убивать, так как хороших очень мало.

Чиклин делает девочке постель из принесенного в барак гроба, сколоченного для крестьян. Во второй гроб мужчина помещает игрушки ребенка, чтобы у того был свой «красный уголок».

Настя продолжает жить в бараке и спать на животе у Чиклина. Все мастеровые любят девочку.

Пашкин по-прежнему переживает из-за низкого темпа работы артели. Также он переживает, что «бедняцкий слой деревни» заскучал по колхозу, и потому туда надо «бросить что-нибудь особенное из рабочего класса, дабы начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма».

В деревню решено послать Сафронова и Козлова. В итоге герои умирают, осуществляя свою миссию, и для них Чиклин забирает Настины гробы. Девочка недоумевает: «…ну что ты будешь делать?!»

Чиклин вместе с Вощевым отправляются в село — «сторожить политические трупы». Там Чиклин убивает ни в чем не повинного «писчего мужика», а деревенские активисты убивают «вредителя» Сафронова и Козлова. Затем вечером в селе организуется похоронная процессия.


Вернувшись домой, Чиклин находит в бараке испуганную плачущую Настю, которая думала, что он больше не вернется к ней никогда, если ушел. Герой берет девочку на руки и отправляется в местную кузницу. Там работает молотобойцем медведь, который знает все кулацкие дома на селе и может их показать.

Чиклин вместе с Настей уводят медведя из кузницы и проводят по деревне. Всех найденных кулаков сажают на плот и отправляют в дальнее плавание. В деревне начинается всеобщее веселье.

В деревне заболевает Настя. У девочки поднимается сильный жар, и она все время просится к маме.

Состояние Насти ухудшается, поэтому Чиклин несет девочку обратно к котловану. Мимо барака проходят люди, но никто не останавливается, чтобы проведать ребенка, так как все думают только об одной коллективизации. К утру Настя умирает.

Чиклин, пытаясь не думать о своем горе, роет мерзлую землю котлована. Вощев так же сильно, как и он, переживает смерть девочки. Он не понимает, зачем теперь ему нужен смысл жизни и истина, если «нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем».

На строительство «общепролетарского дома» из колхоза приходит множество новых работников. Все они вместе с Чиклиным работают с таким усердием, будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована».

Чиклин для Насти целых пятнадцать часов подряд роет специальную могилу, в которую бережно кладет девочку. Попрощаться с ребенком приходит также медведь, который бережно трогает Настю лапой.

Читайте также: