Хаджи давуд мюшкюрский цитаты на лезгинском

Обновлено: 19.05.2024

Все эти годы постсоветского времени лезгинская общественность, а с появлением социальных сетей и встроенное в сети сообщество озадачиваются и озадачивают других вопросом о том, какой же лезгинам выбрать путь. Всегда возникают одно или двухмерные конструкции и конфигурации того, что путь этот должен быть обязательно вот таким или вот таким, то есть исключительно зеленым, красным, желтым, розовым. А некоторые даже рисуют лезгинам какой-то голубенький путь – дескать, мы все должны смотреть в рот западному обществу и нам нужно проявлять так нам необходимую толерантность. Есть даже готовые нырнуть в любую темную норку вслед за западными товарищами, которые, конечно же, нам не товарищи. По крайней мере, относительно того, что касается культурного строительства и духовности. Если вы понимаете, о чем это я.

Итак, кроме вот таких светских лезгин, которые сами не ведают что творят и куда идут, существуют лезгины с геополитическими векторами, к примеру, как проармянские, пророссийские, проазербайджанские, протурецкие. Каждый из представителей про…лезгин агитирует (или говоря современным молодежным сленгом: газует) за свой образ светлого геополитического будущего и мало отдает себе отчета в том, каким может быть это светлое?

Если суммировать позиции и идеалы лезгинской среднестатистического образа, то мы должны обратиться к нашим героям.

Тут конечно нельзя обойти героев с мусульманским вектором. То есть тех, кто состоялся при непосредственном влиянии арабов и ислама. Мне всегда улыбало то, как лезгинские кнопочники (активные социально-сетевые пустомели – сетра авай пич1и ксар) позволяют себе быть антиисламски или антиарабски настроены, при этом гордятся такими историческими личностями как Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Мухаммад Ярагский, Гасан-эфенди Алкадарский, Етим Эмин и другие. Это конечно грустно.

Так если мы против ислама и арабов (тут вопрос, каких именно) то должны отринуть все исламское? Тогда придется отказаться от целой плеяды ученых, поэтов, воинов. Так нельзя. Ну, в таком случае кто были эти исторические персоны? Идеологически, философски? Подходили ли их идеи лезгинам. Были ли они проарабами, протюрками, проперсами, прорусскими. И если даже – да, то, что они преследовали в этом про?

Может они проповедовали свою концепцию ислама, настоянную на многовековых албанско-лезгинских корнях, истории и государственности, ментальности и культуре? И ислам, знаете ли, очень мягко лег на это пространство.

Когда говорим ислам и мусульмане мы почему-то стереотипно воспринимаем таких персонажей с длинными бородами и коротким умишком, которые разгуливали свободно еще недавно по нашим городам, селам и весям. Навязывали свой какой-то непонятный ислам людям и низвергали все и вся. Строили свою линию атаки на антогонизме со всем остальным миром, пусть и есть в них зеленые пятна.

Это были плоть от плоти ангажированные политически обостренные партии, секты которые настаивали на уничтожении нашего культурного слоя. Это они сожгли Дом-музей народного поэта Сулеймана Стальского. И это враги лезгин и лезгинского стержня.

Основные же позиции, столпы сосуществования, столпы истинной, исходящей от пророка Мухаммада (мир ему), мусульманской философии – это уважительность, открытость и сотрудничество. Это действует в отношении всех народов и сообществ. Там где это не вредит традиционной лезгинской культуре и духовности, чести и совести.

Однако эти три позиции ни в коем случае не способны, не могут и не должны уничтожать или минимизировать лезгинскую культуру.

Как добиться этого. Чтобы лезгинская культура не превратилась в какую-то другую. И здесь нам на помощь приходит кораническая концепция:

Изучали, исследовали, а не превращались друг в друга. Отличные примеры для нас в выдающихся светилах нашего народа, деятелях литературы, науки и духовности прошлого. С них и нужно лепить лезгинский образец, так называемое лезгинство (лезгивал).

В сетях же много всякого народа: есть здесь откровенные критиканы, выдающие себя за гиперинтеллектуалов, которые низвергают всех и вся. Все плохи для них. Это не путь лезгинства. Критиковать можно, но конструктивно. Призываешь к истине? Будь добр, проявляй терпение – ас-собр.

То есть две конструкции вместе не зря – желаете, чтобы к вам прислушивались? Так имейте терпение (поэтапность, мудрость, выдержку) призывать к этой истине. Иначе все ваши потуги будут походить на интриги и истерики сектантов.

Поэтому я противник обвинять. Вот в АзР мне нравится, как работают Седагет Керимова, Камран Аламви и другие наши братья и сестры. Их кстати немало и в условиях душного этноклимата в соседней республике они работают в лезгинском поле. Можно как угодно и что угодно говорить им вслед. Но Азербайджан, как и Россия – это тоже наша земля. Давайте, с уважением относиться! Не надо им мешать работать, если не можете вдохновить и помогать.

Поэтому когда северные лезгинские братья кидают копья южным, а те наоборот – ничего хорошего и конструктивного из этого не выходит. Мы только себя уничтожаем и раним. На потеху публике, и 0 КПД.

Упрекать, попрекать, уничтожать друг друга не нужно. Пора созидать! Как созидают парни и девушки и продолжают то лучшее, что создавали лезгины – не важно где – в Азербайджане, России или Турции.

И конечно, лезгинам пора уже отрезветь относительно того, что касается игры на геополитических картах; нельзя позволять себя использовать. И не важно кому соседям с юга, севера, сбоку…слева, справа

Нужно перестать быть наивными, а всякое большое дело затевать с согласия и обсуждения со старшими братьями, аксакалами и старейшинами. Конечно, можно сказать что аксакалы уже не те. Но пока мы так говорим, подрастает уже поколение с серебряной нитью в волосах, готовы занять место старейшин. «Если не с кем посоветоваться, посоветуйся с камнем» гласит лезгинская пословица.

Мы вконец растеряли всё то духовное, чем вскармливали с молоком матери поколение за поколением; так укреплялся наш гордый и славный народ.

Поэтому нам нужен духовно-нравственный базис, без которого мы как народ умрем, нам нужно знать свою историю, но не ангажировать ее в угоду неким политическим силам и игрокам. Со всеми вести себя солидно и достойно, а там где нас тупо хотят использовать и выкинуть, иметь знания, мудрость и достоинство отойти от подобных афер.

Мне интересен опыт пророка Мухаммада. Можно сказать, почему я часто обращаюсь к религиозному опыту и Корану.

Для этого все мы и без натиска или давления каких-то религиозных сил и групп должны понять простую истину. Которая раскроет нам систему координат в которой мы находимся.

Пророк Мухаммад – если уж совсем беспристрастно предложил нам картину многомерного бытия – дунья и ахира. И если эта многомерность существует, то нужно проникнуться знаниями об этой многомерности и черпать из этого философского источника. Почему нет!? Если Великий Инженер – Господь Бог создал людей и дал им инструкцию, в которой ничего не упущено. Коран дает нам сираталь мустакъийм – срединный путь. Не левый, не правый, не заводит нас в различные политические дебри, партии, объединения, группы и группировки.

Лезгинство и лезгинский путь черпают из этой кладези (учения пророка Мухаммада) ценности, которые не только не противоречат нашим культурным кодам, но и проявляются в деятельности и линии поведения наших славных предков и выдающихся имен.

Постольку Великий Инженер сам создал народы, то религия не только не против этничности, но эту этничность сохраняет, консервируя в ней все лучшее. Но когда я говорю о лезгинском пути, я не имею ввиду исламский путь, но я говорю лезгинский путь, которому ислам помогает прощупать направление. Постольку ислам одно из религиозных верований, а лезгинский народ был до ислама и принял наш народ ислам добровольно. Иначе и быть не могло. Проникся этой духовностью и чистотой, воспринял его своей логикой и разумом. Да, духовность у лезгин была и до, но сейчас нужно понять ислам. Понять то, какая концептуальная версия ислама нам пригодна здесь и сейчас.

Пять кодов нам нужно открыть лезгинам и это будет путь лезгинства. Код Ярагского, Код Алкадари, Код Мюшкюрского, Код Етима Эмина и Код Стальского. Давайте открывать эти коды к месту и времени. У каждого брать по обстоятельствам определенную версию. Воин, духовный наставник, ученый-просветитель, влюбленный поэт и поэт социальной справедливости. Совмещать, комбинировать, рассматривать в объемной проекции. Понимать многомерность.

Иногда так не хватает мужества, мужественности, которая просто и спокойно нам позволит говорить правду и отказаться от пути тьмы и лжи, призовет к ответу наших заблудших парней, девушек, мужчин и женщин. Ибо меч современности в медиа. Давайте в сети работать умно и точечно, не поддаваться на провокации и не позволять себя втягивать в бесплодные и разрушительные конфликты. Время кнопочных героев должно закончиться!

Не хватает порой искренности Ярагского и мы всё заводим рака за камень, врем себе и другим.

Не хватает креативности, знаний и умения эти знания применить, изменить реальность к лучшему – код Алкадарского. Много у нас лиричности кислой и пошлой. И эта лиричность только тень на высокую лирику Етима Эмина.

Мужество – это код воина Хаджи-Давуда Мюшкюрского.

Поменьше критиканства, взаимных обвинений. И при этом не упускать из виду беды, которые надвигаются. Или время, волны которого дают нам единственный в столетии шанс. Шанс твоей жизни, твоего поколения, твоего успеха, твоего народа.

Ханжан Курбанов, политолог, директор Центра стратегических инициатив

Следующая цитата

Два века ширванский очаг не горит,
Сын Родины путь на чужбину торит,
Бездействие наше дух предков корит,
Власть шахскую нужно под корень разрушить.

Сунниты-народы Пророка!-Пора
Нам объединиться- и брат,и сестра!-
Характером,кровью и духом пера!
Власть шахскую нужно под корень разрушить.

Не бойтесь идти на зверье через гать,
Цените все то,чем кормила вас мать,
Щель сузьте тирану,сразив его рать,
Власть шахскую нужно под корень разрушить.

За нами-путь правый,небес благодать!
Пора знамя народа свободой обдать,
Державу лезгин мы должны воссоздать,
Потомкам,на шею врага гнев обрушить.

Чтоб след в истории оставить,
Воспряньте,горцы,дух скрепив.
В бою врагам не уступив!
Чтоб след в истории оставить!
перевел: Мурад Саид

© Copyright: Вагиф Муьшкуьрви, 2020
Свидетельство о публикации №120121601505 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

+19 Albara_ (Ибрагим) / Немного истории. Отдельные сведения о Хаджи-Давуде в лезгинской литературе XVIII века.

Личность Хаджи-Давуда Мюшкюрского мало знакома жителям Дагестана и вообще не освещена в книгах по истории как Дагестана, так и Азербайджана, с одной стороны это связано с тем, что значительную часть своих действий Хаджи-Давуд проводил на территоии проживания лезгин в Северном Азербайджане, но эти процессы затрагивали и южную часть Дагестана и народы, населяющие эту территории (тасаранцы, агульцы, цахуры, рутульцы,тлыши, удины и др.). Мало кому известно (из истории Дагестана), что до того, как Надир -Шах и др. завоеватели доходили до Нагорного Дагестана, им приходилось сталкиваться с народами, проживающей в южной его части на равнине и вообще хочу сказать что основной театр военных действий идет за равнину, ведь за право проходить по равнине для торговли и выходы к морю, идет борьба, равнина плодоносная земля, а не за горы, которые не нужны завоевателям и в которые обычно уходили народы от колонистов. Поэтому народы населявшие равниную часть современного Дагестана и Азербайджана с древних времен сталкивались как с военными походами на них, так и вели торговлю с представителями из других земель, поэтому часто упоминается зарубежными историками народы дагестана как лезгины, потому что первыми с кем приходились сталкиваться были они. Так вот этот пост хочу написать про Хаджи-Давуда, полагаю личность для моего народа более выдающаяся, чем Шарвили, обросший языческими эпосами.

Многолетняя героическая борьба народов Восточного Кавказа против иноземного владычества в первой трети XVIII века нашла своё отражение в фольклоре и литературе лезгинского народа. Так, все эти события отражены в одной народной песне «Гьажи-Давудакай мани» ("песня о Хаджи-Давуде" перевод с лезгинского, прим. Альбары_Ибрагима).

В этой песне рассказывается о том, что «в разгар восстания цахурца Али Султана против персидского шаха Хаджи-Давуду приснилось, будто Аллах велел ему избавить свой народ от шахского гнета. Хаджи-Давуд стал призывать народ к восстанию против кызылбашских властей. Собрав достаточно сильный отряд, он отправился в Кайтаг к Ахмед-хану. Заключив с ним договор, направился в Казикумух к Сурхай хану. Однако нашлись предатели, которые сообщили шаху о готовившемся восстании. На обратном пути Хаджи-Давуд был схвачен и брошен в дербентскую тюрьму. Но также нашлись люди, которые смогли устроить его побег из тюрьмы».

«После этого, – говорится далее в песне, – на лезгинских землях вспыхнуло восстание. Повстанцы вскоре освободили от кызылбашских захватчиков Шабран и направили свои отряды в сторону Баку. Однако около «Кровавого холма» (дословно с лезгинского) они потерпели поражение и вернулись обратно. К этому времени к войскам Хаджи-Давуда присоединились отряды из Лаца, Кюре, Табасарана, Куткашена и сам Али Султан из Цахура. Объединенное войско двинулось на Шемаху и захватило город.

Узнав об этом, шах приказал арцахцам и ганцахцам усмирить повстанцев, и вскоре войска шахских вассалов двинулись на восставших. Однако Хаджи-Давуд, умело маневрируя, встретил их у Куры и разбил. Потом он сам направился на Ганцах. Однако, услышав о том, что против него брошены силы Кахетинского наместника Имамкули-хана и Вахтанга VI, пользующихся поддержкой России, Хаджи-Давуд отступил.

Видя успехи повстанцев, и Россия, и Иран отправляют посыльных и подарки Хаджи-Давуду для установления хороших отношений и приближения его к себе. Однако Хаджи-Давуд с честью вышел из этих испытаний и не предал свои идеалы. В конце песни отмечается, что лишь измена Турции подорвала его позиции. Однажды, когда Хаджи-Давуд со свитой находился в Гяндже, турки арестовали его и назначили на его место Сурхай-хана, бывшего союзника Хаджи-Давуда, который из-за своего «неумения вести политику привел кровавого Надир-шаха» (дословно из песни)».

Отдельные сведения о Хаджи-Давуде и его борьбе против иноземных захватчиков остались и в лезгинской литературе XVIII века.

Так, современник Хаджи-Давуда Навруз из Джаба (Чепер) в одном из своих стихотворений воспевает его как храброго и верного своему делу человека, большого ученого (алима), называет его «львом ислама» и глубоко скорбит по поводу его ссылки на далекий остров Кипр.

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани

Учитель великий, он много умел,

С исламом в душе, как лев он был смел.

Народ свой, он видел в свободной стране,

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

Чист сердцем он был, о нем грязно лгут,

Лисы, вторя собакам, что стадо пасут

Оболган, отвергнут, оставлен в тени

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

На Кипре героя упрятав, османцы пытались

Забвенью предать, но они ошибались.

Имя шейха героя вновь услышат они,

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани.

Навруз из Джебе этот стих рассказал,

Народу правдиво я тебя показал.

В славный стих золотые слова вплетены,

О рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

Известно также стихотворение, подписанное самим Хаджи-Давудом, в котором автор осуждает такие человеческие качества как зависть, двуличие, алчность, жадность и призывает к высокой нравственности и морали. Путь к этому Хаджи-Давуд видит в просвещении народа, приобщении его к религиозным и светским наукам.

Смотрю на людей, погрузившись в раздумья,

Всюду волки одни, взгляды-взоры безумья.

И других вижу тоже, есть и лиса хитрей

Соколиный же глаз, их уловок острей.

Но видел я также и чистых людей,

Им святость больше хлеба нужней.

Те знают, она не к лицу сатане,

И с ней не узнают, себя в кабане.

И знает пусть каждый, наука успех,

Науки как кони, табуны ждут нас всех.

День правды когда, нас всех оголит,

Науке одеждой нам стать предстоит.

Невежды отступятся, вниз упадут,

Лишь те, кто с ученьем, на вершину взойдут

Ещё два стихотворения о Хаджи-Давуде и Сурхае написаны неизвестным автором. В них автор глубоко скорбит по поводу гибели Хаджи-Давуда, с грустью вспоминает о его доблести и благородстве, умоляет Всевышнего быть к нему благосклонным, осуждает предательство Сурхая, сравнивая его с «хитрой и коварной лисой».

Элегия о Хаджи-Давуде

Пройдя старые и узкие тропы,

Перешел я в светлую веру Единого Бога.

Не будет пользы от твоей хитрости,

Незаслуженное богатство себе присваивая.

Не стало султана Хаджи-Давуда Дагестанского,

Был он человеком справедливым и достойным.

Судьба была к благословенному жестока

Ушел он из этого бренного мира.

О Боже! Будь милостив к нашему султану,

К этому самому ученому из ученых людей.

Попал он в вечный и праведный мир,

Под твою милость и милосердие.

Кара за твою неправедность

Степень науки очень высока,

Нельзя её оценить, она бесценна.

Богохульникам наука недоступна,

Верю во Всевышнего, Он один

Каждый шаг, о Боже, все ты видишь,

Неверных ты наказываешь безверием.

Эй, человек, ты на небесах подобен капле,

Ровно девять месяцев пребывал ты в темной утробе.

Из мрака ты вышел на свет,

Начал говорить с людьми.

Прошло много лет и зим,

И разные напасти ты пережил.

По своим поступкам ты напоминаешь лису,

Ты наказан за свои неправедные поступки.

Не будь алчным подобно лисе,

Не будь корыстным, угомонись.

все эти стихотворения были выявлены и опубликованы на лезгинском языке ученым-арабистом Г.Садыки.

Из всего вышеприведенного Хаджи-Давуд предстает перед нами как человек честный и мужественный, всю свою жизнь отдавший борьбе за свободу и счастье своего народа. Отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника свидетельствует о том, что его деятельность находила в широких массах понимание и поддержку.

Судя по источникам и другим материалам, Хаджи-Давуд был достаточно образованным для своего времени человеком, владевшим, кроме своего родного лезгинского, также и тюркским, арабским и персидским языками. Обладая достаточными познаниями в мусульманской теологии и глубоко понимая психологию масс, Хаджи-Давуду удалось вовлечь в борьбу против иноземного владычества широкие социальные слои лезгинского и других суннитских народов Восточного Кавказа. Будучи глубоко верующим человеком, ему не были чужды такие нравственные принципы, как честь, долг, дружба.

Хаджи-Давуд имел семью и много родственников. Нам известны имена двух его сыновей и одного брата. Старшего сына его звали Сулейман или Салман, а второго Абель-Керим, возможно Абдулкерим. Брат его носил имя Хаджи-Ахмед-хан. Не исключено, что он также совершал хадж в Мекку, возможно, вместе с братом.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский- один из выдающихся личностей в истории народов Восточного Кавказа. Великий полководец, искусный политик, выдающийся мыслитель, легендарный вождь освободительной борьбы народов Восточного Кавказа, неугомонный поборник веры, свободы и нравственности — именно таким он приходит к современным поколениям из глубины истории.


Р.S. Своего второго сына назову Гаджи-Давудом, иншАллах))

Следующая цитата

Е

сли собака кусает, ей нужна либо кость, либо палка. Хаджи Давуд

С

мелое начало приближает победу. Хаджи Давуд

Р

ана от сабли заживает, рана от слов - нет. Хаджи Давуд

Н

а кулачный удар отвечай кулаками, на пощечину - кинжалом. Хаджи Давуд

Н

арод никогда не виновен - виновен руководитель. Хаджи Давуд

Н

ет у муслима страха, кроме гнева Аллаха! Хаджи Давуд

Е

сли взялся душить - души до конца. Хаджи Давуд

Читайте также: