Ушурма шейх мансур цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Представляю вашему вниманию переведённый мною на русский язык отрывок из книги Амжада Джамухи. The Chechens. A handbook. Чеченцы. Справочник . .
Шейх Мансур Ушурма.
Мансур родился в 1732 году* в деревне Алды на реке Сунжа.
Он был последователем суфийского тариката Накшбанди . Некоторые источники приписывают ему создание в Чечне накшбандийского суфийского братства.
Получив строго исламское образование в Дагестане, Мансур вернулся в Чечню, где стал выступать за прекращение языческих практик и замену адатов нормами шариата. Помимо прочего, он запретил культ мёртвых и курение.
Это было сделать непросто в землях, где люди крепко держались своих древних обычаев и верований и где исламские традиции, особенно в горных районах, не были столь глубоко укоренены как в соседнем Дагестане.
В 1784 году Мансур провозглашён шейхом, а затем имамом. По традиции он считается первым лидером, считавшим объединённый фронт северокавказских народов залогом успешного противостояния российской экспансии.
Шейх Мансур провозгласил «Священную войну» и начал организованные нападения на русских.
Впервые его имя прогремело на весь Северный Кавказ в 1785 году.
Русские войска, направленные, чтобы поймать лидера повстанцев, уничтожили его родное село Алды, но на обратном пути попали в засаду, организованную бойцами Мансура, в результате чего было убито более 600 русских солдат и 200 попало в плен. Событие известно как битва на Сунже .
Блестящие военные успехи Мансура привлекли в ряды его войска большое число добровольцев из Дагестана и из Кабарды, желавших сражаться под его знаменем.
Однако затем он потерпел неудачу в попытке захватить крепость Кизляр в августе 1785 года, а в ноябре того же года разбит при селении Татартуп генералом Павлом Потёмкиным .
Военная фортуна изменила Мансуру, и его непостоянные союзники кабардинцы и дагестанцы и даже его соплеменники покинули его
Он получил убежище в Западной Черкессии, где ему удалось вновь собрать под своими знамёнами военные силы и стал координировать действия с османами.
Тем временем русские принялись укреплять контролируемые ими населённые пункты и перебросили войска из Грузии на Линию Терека (Сунженская линия)
В 1786 году русские покинули Владикавказ, который был восстановлен только в 1803 году.
Османская же империя сохраняла своё военное присутствие на северо – восточном побережье Чёрного моря, контролируя крепости Анапа, Сухуми, Поти, Анаклия и другие.
Анапа, построенная в 1784, служила важным центром, через который турки поддерживали политические и торговые контакты с северокавказскими народами
Регион в это время превратился в арену ожесточённой борьбы между Российской и Османской империями. Русские рассматривали захват контролируемых османами черноморских портов, как часть стратегии по изоляции черкесов.
В 1787 возобновились боевые действия между русскими и турками, а в сентябре того же года русские разгромили объединённые черкесско – ногайские силы под предводительством Мансура, который затем укрылся в Анапе. Русские войска атаковали Анапу в 1788 и 1789 году, но взяли только в 1791 году.
Мансур попал в руки русских и, согласно одному из источников, приговорён к пожизненному тюремному заключению в Шлиссельбургской крепости, где и умер в апреле 1794 года.
Мансур явился предшественником имамов, которые продолжили борьбу на Северном Кавказе 40 лет спустя. Его подвиги и деяния, окружённые романтическим ореолом, вошли в легенды.
Шейх Мансур официально был признан национальным героем когда чеченцы провозгласили независимость два столетия спустя.
*такой год его рождения указан в книге Джамухи. Согласно другим источникам год его рождения варьируется от 1760 до 1765. Сам он, давая показания в Шлиссельбургской крепости утверждал, что ему 30 лет.
Следующая цитата
Шейх Мансур, или Ушурма (1760 г. - 13 апреля 1794 г.) - руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785—1791 годов. Уроженцу чеченского села Алды из тейпа Элистанжи во второй половине XVIII было суждено метеором взлететь в историю Чечни и Северного Кавказа, чтобы навсегда остаться примером для подражания горцев.
Имам Шамиль на вопрос, кого он считает примером для подражания, называл имя шейха Мансура. Академик М. Покровский в 1923 году называл его первым революционером Кавказа. Десять лет активной борьбы против продвижения на юг российской армии сделали его героем романов, диссертаций, научных статей, песен и стихов.
С приходом к власти нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова началась эпоха забвения шейха Мансура.После захвата крепости Анапа в 1791 году захваченный в плен раненый шейх был переведен в Петербург для представления российской императрице Екатерине II. К 5 октября 1791 года, он уже был переведен в Шлиссельбургскую крепость, которая к тому времени имела славу самой ужасной тюрьмы Российской империи для высокопоставленных особ. По приказу Тайной канцелярии был установлен "безвыходной" режим, то есть шейху нельзя было покидать камеру в нижней части крепости, куда никогда не проникал дневной свет.
No media source currently available
0:00 0:01:59 0:00 Загрузить файл24 февраля 1794 году в переписке коменданта крепости отмечается, что Мансур заболел, и полтора месяца спустя жизнь его завершилась в казематах крепости.
В скупых документах, сохранившихся в российском архиве древних актов, отмечалось, что шейх заболел в феврале 1794 года и уже "13 апреля пополудни в два часа" дня скончался от туберкулеза. Из Петербурга поступило распоряжение захоронить шейха тайно на кладбище острова без указания имени и места погребения.
О том, что шейх Мансур скончался, на родине в Чечне могли только догадываться, но когда и как это произошло, они не знали. Потомкам до сих пор неизвестно, где могила шейха.
Нынешняя чеченская власть боится его имени, его популярности.Тем не менее, в Чечне его помнили во все времена. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР одним из своих последних актов перед развалом республики в 1990 году принял решение назвать аэропорт Грозный именем шейха Мансура. Позднее власти Ичкерии в честь него назвали главную площадь Грозного, улицы, скверы в разных частях республики.
Только вот с приходом к власти нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова началась эпоха забвения шейха Мансура. Первым делом изменили название аэропорта в 2000 году, вернув ему непонятное имя "Северный", хотя в Чечне не было аэропорта "Южный". В 2007 году аэропорт вновь изменили, и дали имя "Грозный". С улиц Грозного исчезли улицы и скверы в честь Мансура. Улицы и мемориальная доска в его честь остались в Хасавюрте (республика Дагестан).
Его имя фальшиво умалчивается, хотя в самом обществе никаких изменений не наблюдается в отношении этой исторической личности. Имя "Мансур" остается востребованным среди молодых родителей, книги или статьи о нем нарасхват у населения, о нем слагают песни и пишут стихи, его выдуманный портрет, написанный в 90-х годах ХХ века, можно увидеть во многих домах, на машинах и т.д.
Вот только нынешняя чеченская власть боится его имени, его популярности. Боится, что его авторитет все еще способен затмить тех, кого нынешняя власть возвела в ранг новых героев Чечни.
Шейха Мансура не надо стыдиться властям в Грозном, им следовало бы им гордиться так же, как это делает весь чеченский народ и другие народы Северного Кавказа.
Следующая цитата
Отец Мансура Шаабаз был родом из чеченского села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды. Там в 1760 году и родился великий чеченец, первый имам Кавказа Шейх Мансур, которому суждено было прославить не только свой род, но и весь чеченский народ.
Известно, что Ушурма участвовал в народно-освободительном движении курдов.
Еще свежи были в памяти события 1774 года, когда чеченцы, доведенные до отчаяния карательными экспедициями императорской России, подняли восстание, жестоко подавленное царской армией под руководством командующего Кавказской линией генерала Якоби. Но обстановка в Чечне, да и на всем Кавказе, с каждым днем осложнялась. В 1783 году чеченцы и ингуши восстают против кабардинских и кумыкских феодалов, совершают удачные набеги на русские поселения. С целью наказать чеченцев, в марте того же года царские войска под командованием полковника Коха вторглись в село Атаги и сожгли его. Чеченцы же в это время ударили по русскому батальону, находившемуся в Ханкальском ущелье, чтобы уничтожить его прежде, чем подоспеет Кох со своим отрядом. Однако Кох успел придти на помощь батальону, и в результате боя обе стороны понесли большие потери. Эта карательная акция еще больше обозлила чеченцев. Они продолжали набеги на русские поселения. В такое тяжелое для чеченцев время Шейх Мансур возвращается из-за границы домой и начинает свою религиозно-политическую деятельность.
Легенда повествует о чудесном знамении, определившем дальнейшую судьбу Ушурмы из Алдов.
Мансур, став на несколько дней затворником, долго молился. И когда почувствовал готовность, появился на крыше своего дома и созвал односельчан. Поведав взволнованному народу об увиденном сне, он начал проповедовать истины Ислама, указывая на то, что чеченцы забыли о них и отсюда все их беды. Его страстные речи, простые и доходчивые, объяснения мудрых религиозных предписаний, заинтересовали людей. Мансур быстро обрел популярность в народе, увидевшем в нем посланника Бога. Его односельчане-алдынцы первыми укрепились духом: отказались от вредных привычек, прекратили распри, перестали курить и пить. Мансура окружили почетной стражей, которая находилась при нем постоянно.
Обещая своим последователям все блага жизни, какими их себе представляли горцы, Мансур предрекал кару тем, кто не пойдет за ним.
Большинство чеченцев поверили Мансуру, и словно сбылось пророчество: в ночь с 12 на 13 февраля 1785 года, почти весь Северный Кавказ, поразило сильнейшее землетрясение. Толчки ощущались на территории Чечни, в Моздоке, Екатеринодаре, Георгиевске, Кабарде и других местах. Через три недели, 4 марта, вновь произошло сильное землетрясение, также охватившее весь Северный Кавказ. Стихийное бедствие люди восприняли как проявление Божьего гнева, предсказанного Мансуром. Ряды сторонников пророка стали быстро пополняться. Поход против русской военной экспансии под знаменем имама был неизбежен. Из оперативных донесений и рассказов очевидцев, власти уже знали о Мансуре и об угрозе, исходящей от него, и были встревожены движением, охватившем всю Чечню.
Обеспокоенные царские власти послали своих лазутчиков и они принесли тревожные вести. Все в один голос подтвердили, что Мансур пользуется у горцев непререкаемым авторитетом и собрал вокруг себя много людей. Власти насторожились и решили усилить крепости Кизляр, Владикавказ и Григориополис, перебросив туда дополнительно солдат и казаков с орудиями.
Царизм притеснял народ, истреблял горцев, а любое проявление их недовольства жестоко подавлял. У чеченцев не было сильного лидера, способного оказать притеснителям сопротивление. Шейх Мансур призывал народ встать под священное знамя газавата, и горцы пошли за ним, связав с именем имама свои мечты о свободе. За короткий срок ему удалось собрать под свои знамена более двадцати тысяч горцев.
Шейх Мансур сознательно положил жизнь на алтарь служения своему народу. Полностью отдавая себе отчет о мере ответственности, пренебрегая тяготами и лишениями, начал он походы против русских. Главной целью первого имама Чечни было объединить все горские народы. Этого и боялась Россия. Чрезвычайно обеспокоенный таким развитием событий и желая еще в зародыше подавить восстание, князь Потемкин в сентябре 1783 года направляет в Чечню карательный отряд, под командованием известного полковника Пьери. Он сделал марш-бросок в Алды, чтобы захватить или убить руководителя повстанцев. Для усиления отряда Потемкин предал ему батальон кабардинцев, две роты Томского полка, и сотню терских казаков с двумя тяжелыми орудиями. 6 октября происходит кровопролитное сражение в Ханкальском ущелье. Войска полковника Пьери овладевают ущельем. В это же время в селах Валерик, Гехи, Гойты, Рошни-Чу, идут бои чеченцев с отрядом генерала Соколова.
На переправе через реку Сунжу, когда отряд Пьери прорубал в лесу просеку, его заметили трое горцев. Двоих убили каратели. Третьему удалось скрыться. Он и станет главным виновником всего, что случится в последствии с отрядом Пьери. Но пока, оставив на переправе охрану, войско направилось уничтожать смутьяна Мансура.
Считая, что чеченцы достаточно наказаны, Пьери повернул отряд обратно за Сунжу, не подозревая, что в пути его ждет возмездие. В лесу, между Алдами и Сунжой, у переправы, каратели были окружены чеченцами и почти полностью уничтожены. Полковник Пьери был убит, майор Комарский, смертельно ранен. Оставшиеся в живых солдаты бежали. Горцы преследовали их, брали в плен, топили в Сунже. Любопытный исторический факт: в числе пленников оказался 20-ти летний адъютант полковника Пьери- уроженец Кизляра, унтер-офицер, князь, Петр Иванович Багратион, будущий знаменитый полководец России, герой Отечественной войны 1812 года.
Удивленные благородным жестом мятежников, русские спросили:
А что, Мансур отдает офицера без выкупа?
Русские, узнав, что перед ними находится сам Мансур, были потрясены.
В этом бою погиб брат Мансура. В руки чеченцев попали многочисленные трофеи, много оружия, в том числе и артиллерия. Это было первое крупное поражение царских войск на Кавказе.
Весть о печальной участи карательного отряда разнесется по всему Кавказу. Сотни, тысячи приверженцев Мансура устремятся под его знамена. После столь убедительной победы, народ провозгласит Шейха Мансура имамом Кавказа.
В 1785 году Масур женился на скромной девушке из села Гойты. Свадьба не была пышной: мулла обвенчал их, друзья пришли разделить радость и взглянуть на невесту. Нужно отметить, что Мансур был противником всяких торжеств и увеселений.
Несмотря на отчаянное сопротивление русского гарнизона, чеченцы подожгли прилегающие к укреплению деревянные постройки. Пожар, охвативший эти строения, перекинулся на само укрепление, затем на пороховой погреб. Редут взлетел на воздух, похоронив под развалинами последних защитников. Это была еще одна блестящая победа Шейха Мансура. Таких удачных походов у имама будет немало.
Горцы, оказавшиеся под перекрестным огнем, вынуждены были уйти за Терек. Неудача под Кизляром нанесла определенный урон авторитету Мансура. Узнав, что не все его предсказания сбываются, часть чеченцев отвернулась от него.
Неудача Мансура была закономерной. Чтобы воевать с хорошо вооруженной армией, какой была русская, нужно было иметь опыт ведения войны и оружие.
Имам еще несколько раз держал в осаде крепости Григориополис, Кизляр и Моздок, хотя ему не удавалось ими овладеть.
Время неслось, словно ветер. У Мансура родился сын, которому дали имя Мадак. Имам радовался появлению наследника, но интересы народа для него были превыше всего.
Тем временем русские пустили в ход большие деньги. Это дало свои результаты. Удалось подкупить многих авторитетных людей в Чечне. Они настраивали народ против Шейха. Сторонники Мансура подвергались гонениям. Чем больше побед имам одерживал, тем хуже жилось народу, так ка мужчины уходили на войну и смьи оставались без кормильцев, в результате чего росло возмущение. Однажды Мансуру сообщили, что старейшины села Алды, подкупленные большими деньгами, поклялись выдать его властям.
Мансур понимал, что в одиночку Чечне не удастся противостоять России. Он призвал народы Кабарды и Адыгеи объединиться и вместе выступить против царского самодержавия.
Кабардинцы, давно стремившиеся объединиться с чеченцами, обрадовались обращению к ним Шейха Мансура. Его появление в Кабарде стало настоящим праздником. Встречали имама, как долгожданного гостя и освободителя. Почти все князья оказались под его влиянием. Вождь чеченского народа становится предводителем кабардинских борцов за свободу и независимость. Его повстанческая армия снова внушительная.
Встревоженный альянсом чеченцев и кабардинцев, князь Потемкин срочно направляет против Шейха Мансура командира Кабардинского и Селенгинского полков. Моздокский казачий полк, триста терских донских и гребенских казаков и два эскадрона Астраханского драгунского полка.
Перед Нагелем была поставлена задача разгромить имама. 30 октября 1785 года начались боевые действия близ Моздока. Русские войска пытались заманить горцев в засаду, но те сами атаковали русских со всех сторон. Обе стороны дрались отчаянно и храбро, и после пятичасового боя, перешедшего в рукопашный, каждый из противников остался на своих позициях. 2 ноября у кабардинского села Татартуба бой возобновился. После жарких схваток горцы вынуждены были отойти, чтобы привести свои силы в порядок. Полковник Нагель, боясь нового наступления, и встревоженный моральной подавленностью своих солдат, отошел к Моздоку.
В течение 1786 и в начале 1787 года Шейх Мансур со своей повстанческой армией участвует во многих сражениях с русской армией, неоднократно осаждает крепости.
Летом 1787 года он уходит за Кубань (в тот период берега Черного моря принадлежали Османской империи). Турция, относившаяся к чеченскому имаму с некоторой настороженностью, забеспокоилась. В то же время для турок важно было установить среди черкесов правоверный суннитский ислам, и они готовы были оказать Шейху действенную помощь, в которой он нуждался, для упрочения своих позиций среди кабардинских и черкесских племен. И когда Шейх в том же году попросил у турецкого правительства денежную помощь, он ее получил. Имам вновь собирает огромные силы и разворачивает на Кубани крупномасштабное повстанческое движение всех народов Северного Кавказа.
Казалось, все шло хорошо. У Ушурмы-Мансура родилась дочь, которой дали имя Неамат. Шейх Мансур одерживал победы. Росла его слава.
Мансур понимал, что народ видит в нем своего освободителя, однако война делает людей несчастными и нет ей конца: слишком сильный и агрессивный противник. Но пути назад тоже не было: много жизней и сил было отдано во имя святого дела освобождения Кавказа.
Оставалась надежда на единоверную Турцию. Война между ней и Россией становилась неизбежной. Имам надеялся, что она поможет Кавказу обрести независимость, и готовился к схватке.
Находясь за Кубанью, он выступал с проповедями газавата и призывами к объединению против общего врага. Ему удалось привлечь в свои ряды много черкесов. Встревоженное таким развитием событий, русское командование стало укреплять граничащие с Турцией оборонительные линии.
Князь Потемкин был прав: влияние Шейха Мансура на черкесов было чрезвычайно сильным. Устав от притеснений со стороны русских, они неоднократно участвовали в набегах на Моздокскую линию обороны. Самые сильные столкновения произошли у села Новосельцево, где черкесы захватили в плен более двухсот жителей и девять тысяч голов скота.
В другой раз черкесы под руководством Шейха Мансура перешли Кубань, уничтожили пост Безопасный и нанесли мощный удар по Донской крепости. Тогда повстанцы дошли до самого города Черкасска. Их двухтысячный отряд с турецкой пушкой ночью бросился на Болдыревский редут на реке Ее, где находились три полка казаков. В завязавшемся бою черкесы продемонстрировали невероятное мужество и отвагу. Наголову разбив противника, они взяли в плен полковника Донцова и с ним сто пятьдесят казаков. Эта победа еще больше вдохновила черкесов. Имам своими нападениями изматывал силы во много раз превосходящего противника, долго и упорно оказывал ему сопротивление, но воевать с регулярной, хорошо обеспеченной, вооруженной до зубов армией, горцам было нелегко.
Елагин выделил для отправки на Кубань два мобильных отряда под командованием храбрых полковников Депрерадовича и Булгакова. Бои с черкесами продолжались несколько дней. Обе стороны понесли значительные потери.
Тем временем Ребиндер всей мощью обрушился на позиции имама между Лабою и Урупом. Горцы дрались отчаянно и заставили русских отойти. Услышав, что повстанцы запели зикр, полковник понял: они будут драться до последнего и готовы умереть. Он не решился идти врукопашную и применил артиллерию. У черкесов было шестьдесят арб, служивших заграждением против штурмующих. Но русские картечью, гранатами и ядрами разметали эти арбы. Черкесы в атаку не пошли. Зато на следующий день имам атаковал позиции русских всеми силами. Завязался смертельный бой. Ростовский конно-карабинерный полк был смят и уничтожен. И только срочная помощь астраханских драгун и полка Ратиева спасла Ребиндера от полного поражения.
Горцы отошли на небольшое расстояние. На следующий день бой возобновился. Много было погибших с обеих сторон. Но самой большой потерей для русских стала гибель походного казачьего атамана Янова.
В декабре 1790 года генерал-поручик Бибиков с отрядом в 7609 человек и с 35 орудиями вторгся за Кубань и потерпел поражение. В 1791 году Мансур со своим отрядом перебрался в турецкую крепость Анапу, где был хорошо встречен начальником гарнизона Мустафа-пашой.
Вскоре, как и ожидалось, началась русско-турецкая война. 19 июня 1791 года войска генерала Гудовича внезапно окружили крепость Анапу. На 61-й день блокады, после кровопролитного штурма, крепость была взята. Защитники Анапы стояли насмерть. Мало кому из них удалось уцелеть.
Душой обороны крепости был, конечно, Шейх Мансур. В последние минуты перед боем, когда турецкий паша решил сдать крепость, имам заставил его оказать сопротивление. Гарнизон держался несколько дней, но в конце концов паша капитулировал.
Не желая сдаваться, Мансур бросился с факелом в пороховой погреб. Ворвавшиеся в крепость солдаты успели схватить его и связать.
Великий имам вместе с начальником гарнизона Мустафа-пашой попали в плен. Под усиленной охраной имам был отправлен в Санкт-Петербург. Весть о пленении вождя горцев взбудоражила столицу. Его пожелала видеть сама императрица. Легендарного чеченца доставили в Царское Село.
Кавказца-пленника водили возле дворцовой колоннады, а из окон на него смотрели сотни любопытных глаз. Императрица не могла отойти от окна: у нее защемило сердце при виде благородного красавца со спокойными манерами и горделивой походкой.
Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость
Мансур не мог примириться с неволей и требовал, чтобы было выполнено обещание генерала И. В. Гудовича освободить его, как военнопленного. Однако это требование осталось невыполненным.
Трагическим оказалось для горца само пребывание в стране рабов и господ. Страшные тюремные условия, тоска по воле сделали свое дело. Мансур заболел быстротекущей чахоткой и скоропостижно скончался. Тело его было ночью погребено на Преображенской горе.
После смерти Екатерины II и Павла I, в пору правления Александра I, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности.
Мансур не мог примириться с неволей и требовал, чтобы было выполнено обещание генерала И.В. Гудовича освободить его как военнопленного. Однако это требование осталось невыполненным.
Трагическим оказалось для вольнолюбивого горца само пребы*вание в стране рабов и господ. Страшные тюремные условия, тос*ка по воле сделали свое дело: Мансур заболел быстротекущей ча*хоткой и скоропостижно скончался. Тело его было ночью погребено на Преображенской горе.
Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.
Так закончилась жизнь великого чеченца, отданная святому делу борьбы за независимость народов Кавказа.
Прямых наследников у Шейха Мансура, к сожалению, не было: двое его детей, не дожив и до десяти лет, умерли. Они похоронены на старом кладбище в селе Алды.
Шейх Мансур, этот по сути молодой человек, был великим реформатором, мечтавшим о грандиозном переустройстве. Он воевал не просто с отдельными лицами, а с общественным укладом, с государственным строем. Он разработал целое учение, названное впоследствии мюридизмом. Это учение сочетает суфизм (мистико-аскетическое направление в исламе, проповедующее аскетизм) с активным участием в газавате и носит демократический характер. Оно поднимает на высокий уровень личность, достоинство человека и ликвидирует всякие сословные разделения.
Мюридизм пришелся по душе горцам, так любившим свободу. В этом, наверное, и заключался секрет неслыханного успеха нового пророка. Учение Шейха Мансура пустило глубокие корни и явилось основой уклада жизни и быта горцев. Оно всегда помогало им в их священной борьбе. Дальнейшее развитие учение получило при Шамиле и в значительной мере явилось залогом его успехов.
Это была первая, хотя и не последняя жертва, которую возложил чеченский народ на алтарь своей свободы, жертва великая и незабвенная.
И чем сильнее разгорается эта борьба, тем пристальнее мы. че*ченцы, вместе с другими свободолюбивыми народами Кавказа всмат*риваемся в прошлое, восхищаясь делами великого чеченца Шейха Мансура, отдавшего свою жизнь во имя нашей свободы.
Следующая цитата
История России - история геноцида своего и соседних народов чередой сменяющих друг друга тиранов и диктаторов.
Тизер
Блог переехал на новый адрес - клик по банеру
четверг, 18 февраля 2016 г.
Последнее обращение Имама Шейха Мансура к чеченцам.
Этих людей нужно остерегаться. Враг привлекает их подкупом, ложью, хитростью, и они такие же враги нам, как и захватчики.
Последнее обращение Имама Шейха Мансура к землякам, переданное через чеченца-толмача, переводившего ему на допросах: "Дорогие мои соотечественники, отцы и братья, мужественные сыны гор!
Я обращаюсь к вам из далекого и чужого края, города Петарбуха. Меня окружают здесь только гьаски, и я заключен в холодную темницу, за железные решетки. Но совершать намаз мне разрешают, и мой Бог всегда со мной. Оказывается, не все керстнаш такие дьяволы, как те, что пришли убивать нас.
Сейчас я нахожусь в руках гяуров, которые пытаются сломить меня. Мне то угрожают, то обещают свободу и все житейские блага, требуя за это отказаться от нашей борьбы и признать все, что мы делали, ошибкой и заблуждением.
Они готовы отпустить меня, если я признаю их действия на нашей земле законными. Враги хотят, чтобы мы встали перед ними на колени и выполняли все их приказания, чтобы они распоряжались нами как скотиной, продавали в рабство и убивали, когда им вздумается.
По моей просьбе толмач, присутствующий на моих допросах, записал эти слова и доставит их вам. Я рассказал ему, как меня во сне навестили те же двое всадников на белых конях, что приходили ко мне раньше. Они известили меня, что Аллах разрешил мне распорядиться судьбой по своему усмотрению. Я могу остаться в живых и освободиться из плена или же, уйдя в мир иной, предстать перед Богом. Но разве я смогу променять встречу с Всевышним на двадцать, тридцать и даже сто лет жизни?
Помогайте друг другу, давайте милостыню нуждающимся, молитесь Богу и храните чистоту веры! Любите нашу землю, берегите ее от врагов. Прощайте обиды друг другу и, прошу вас, простите меня, если я чем-то кого-то из вас обидел. Живите долго и счастливо!
Для меня же самым большим счастьем было бы еще раз взглянуть на край отцов, на дорогие сердцу горы, реки, башни, и быть похороненным в земле предков, среди родных и близких людей. Дай Бог, чтобы мы с вами встретились в раю, который приготовил Господь для верных Ему. Прощайте!"
Читайте также: