Гай цильний меценат цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Вергилий. Фреска из Благовещенского собора Московского Кремля.
На одной их внутренних стен Благовещенского собора Московского Кремля, в западной галерее сохранилось иконографическое изображение человека без нимба и в постушьей шляпе. В руках он держит свиток с письменами. Это древнеримский, еще языческий в христианском понимании поэт Публий Вергилий Марон, автор знаменитой «Энеиды».
В дохристианской древнеримской литературе он одним из первых в коснулся темы ожидания Избавителя людского рода и поэтому пользовался авторитетом у будущих поколений христианских мыслителей.
Проскрипция
После гражданских войн между Августом и убийцами Юлия Цезаря, в пользу победителя отбирали имения опозиционной римской знати. Такие репрессии не заканчивались только изгнанием из домов.
Вергилий был на стороне врагов Августа и происходил из семьи зажиточного землевладельца. Сначала у него отобрали земли, а затем началась охота на его жизнь.
Тому подтверждение – творчество другого римского поэта – Квинта Горация Флакка. Созданную им «Науку о поэзии» изучали не только при его жизни, но переписывали в Средневековье. Оды, диалоги, сатиры Горация содержали критику всех человеческих пороков – роскоши, безделья, зависти, разврата. Своим творчеством он оказал вляиние на Петрарку и гуманистов эпохи Возрождения. Монахи-иезуиты считали его своим «проповедником», положительно влияющим на воспитанников духовных школ. Из его работ заимствовались классические принципы стихосложения. Им восторгались Байрон и Лессинг. Стихотворение «Памятник», которое мы со школы привыкли считать плодом гения Пушкина, в действительности принадлежит Горацию. А Пушкин, Ломоносов и Державин лишь пытались вольно его адаптировать на русский язык.
Федор Бронников. Гораций читает свои сатиры Меценату. 1863
И кто знает, каким была бы жизнь этого нищего писаря, если бы в 38 году до н.э Вергилий не привел его в дом Мецената.
Другие имена
Например, Марк Валерий Мессала Корвин, в обиходе – просто Мессала. Он собрал вокруг себя писателей, не сочувствовавших режиму Августа. Среди них выделялись Альбий Тибулл и Публий Овидий. Писали они в основном о своих любовных похождениях, пытаясь в чем-то иносказательно выразить критику режима Августа.
Так почему же мы называем современных покровителей искусства и вообще благотворителей именно меценатами? Почему мы не называем их мессалами или поллионами?
Потому что и Мессала и Поллион были филантропами, пока для этого, как говорим мы сегодня, складывались благоприятные условия. И как только начались настоящие преследования подопечных Мессалы – Тибулла и Овидия, он перешел на сторону правящего режима, предлагая Августу титул «Отец отечества».
И когда под проскрипции попал библиотекарь Варрон, потеряв часть составленной им библиотеки и свои родовые земли, щедрый филантроп Поллион сказал: «Я не буду писать (просить) Августу, что бы он не записал меня (в проскрипции)».
Мода
По факту: в условиях репрессий, он открыто шел на прямую конфрантацию с властью в лице императора, поступками утверждая общественное положение тех, кому помогал. До Мецената в Риме так не поступал еще никто.
Ты орлиный свой нос задирать перед теми не любишь,
Кто неизвестен, как я, сын раба, получившего волю.
Дружбою мужа горжусь, который достойных людей отличает
И не смотрит на род, а на жизнь и на чистое сердце.
Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства
Почему же Октавиан Август, которого интересовала только политика и власть, начал проявлять себя покровителем искусств? Во-первых, Меценат окружил себя не просто «нахлебниками», а популярными среди римлян талантливыми людьми. Во-вторых, учитывая нрав Августа, с его культом личности, можно предположить, что он просто возжелал быть главным меценатом, вместо Мецената реального. Вслед за императором, не просто содержать параситов (клиентов), а изображать покровителей искусств начали другие знатные римляне.
Как бы не выглядел этот прецедент, но правда очевидна: Меценат ввел моду на меценатство.
Потомок царей
Когда он подружился с будущим императором, точно не известно. Но после убийства Юлия Цезаря в 44 г до н.э. его наследник, еще совсем мальчик Октавиан, не получил от своих опекунов ни гроша и очень нуждался в финансовой помощи. Кто был кредитором молодого амбициозного политика точно не известно, но именно с этих дней Меценат появляется рядом с Октавианом и совпровождает его с первых самостоятельных шагов в политике.
Но самым удивительным является то, что Меценат, как писал сам Октавиан Август, испытывал отвращение к политической жизни, войнам и кровопролитию.
Застав Августа за вынесением смертних приговоров, он воскликнул: «Остановись, мясник!» На этом судопроизводство закончилось. С императором было не принято так разговаривать, а с Октавианом – и просто опасно. И несмотря на это, отъезжая из Рима, Август наделял Мецената высшими полномочиями. Около 7 лет, с небольшими перерывами, Гай Цильний Меценат был фактическим правителем Рима и всей Италии. К тому же он оставался главнокомандующим, но не применял силы против сограждан, предпочитая использовать дипломатию.
Эту дипломатичность далеко не все одобряли. Так, Меценат предотвратил голодные бунты, увеличив количество людей, находящихся на содержании у государства. Никакой силы при этом не применялось, и поэтому сограждане обвинили Мецената в бесхарактерности и даже трусости.
Критика
Но наибольшей критики Меценат удостоился не от современников. Историк и философ стоицизма I столетия Луций Анней Сенека осуждал его в своих «Моральных письмах к Луцинию» за манерность, богатство, изнеженность и щедрые пиры, за манеру одеваться в красную тогу, демонстрируя перед сенатом свое царское происхождение и за… мягкосердечие. И эта критика является для нас наиболее ценной, так как позволяет составить портрет человека, имя которого стало нарицательным в области благотворительности.
Пиры действительно занимали центральное место в жизни богатого римлянина, и Меценат не был исключением. При этом он оставался щедр как принимая высокопоставленных гостей, так и кормя своих подопечных. Завистники окрестили Гая Цильния странным. Особые насмешки вызывала его манера общения со своими «параситами».
Равноправие и соучастие в творчестве отличало литературный кружок Мецената от остальных, существующих в эту пору в империи. Здесь можно было услышать и критику в адрес Мецената, и сатирическую поэзию о его привычках. Поэты могли запросто отказывать своему покровителю в просьбах написать восхваления Августу, а могли и согласиться. Вергилий, Гораций и другие участники кружка писали, что именно Меценат подсказывал им многие темы для будущих шедевров.
Гай Цильний Меценат
В ответ на бесконечные пересуды Меценат написал книгу «Так я живу», которая не сохранилась до наших дней в полном объеме.
Отсутствие высокомерия в общении с людьми, в независимости от их политических убеждений и знатности, делало виллу на Эксквилинских холмах желанным местом для римской творческой молодежи. Когда в современном Риме, на улице Мерулана, были проведены раскопки, обнаружили городской зал Мецената, наполненный картинами, скульптурами, изделиями из металлов, что говорило о его покровительстве не только поэтам.
Многогранность интересов Мецената воплотил итальянский художник XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо. На своем полотне «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» аллегорически изображены живопись, ваяние, зодчество, сатира, музыка.
Но в отличие от богачей той эпохи, которые сами решали что, когда и у кого нужно приобрести, к Меценату смело приходили в нужде, предлагая свои произведения. Не привычное коллекционирование, а поддержка и помощь тем, кто создавал произведения искусства, было той отличительной чертой, которая сделала имя Мецената нарицательным.
Уже через сто лет после его смерти, поэт Марциал, отмечая упадок искусств, заметил: «Были бы у нас меценаты, а вергилии сразу найдутся».
Тот апреля день,
Что Венерин месяц
Надвое делит.
Этот день – святей и дороже мне он,
Чем рождения день.
Меценат желанный от него ведет счет годам – писал Гораций свое посвящение покровителю, ставя день его рождения превыше своего, и точно указывая дату: в древнеримском календаре средний день месяца приходился именно на 13, а не на 15 число.
Меценат умер в 8 году до н.э., и похоронен в Риме, в своем имении на Эксквилинских холмах, рядом с могилой Горация. Именно об этих местах французский поэт 19 века Шарль Бодлер написал «И я так далеко от Эксквилинского холма…», сожалея об отсутствии настоящих покровителей.
Следующая цитата
Первым властителем Римской империи, пришедшей на место Римской республики в ходе гражданских войн I в. до н.э., стал усыновленный Юлием Цезарем внучатый племянник его Октавиан Август.
Мудрый и дальновидный политик, Октавиан одним из первых в мировой истории понял, что государство не может жить без собственной идеологии.
В последние десятилетия республики аристократия — надежда и опора государства — зажирела и морально разложилась. Ее изнеженность и безразличие к судьбам собственной страны представляли смертельную опасность для Рима, ибо фактически лишали римское общество его непобедимой доселе армии. Именно по этой причине Август предпринял самые решительные меры к возвращению общества к идеологии начальных времен республики.
Великую роль в этом должны были сыграть литература и искусство, оказывавшие существенное воздействие на настроения и образ мыслей римского общества. Здесь главным помощником Августа стал его личный друг и сподвижник — Меценат.
Гай Цильний Меценат (между 74 и 64 г. — 8 г. до н.э.) был монархистом и богатейшим землевладельцем. Он составил себе состояние в 43 г. до н.э., в дни проскрипций Второго триумвирата (Октавиан, Антоний и Лепид), когда по проскрипционным спискам истреблялись личные враги триумвиров, а имущество казненных раздавалось приверженцам победителей.
Известно, что Меценат увлекался стихосложением, был автором лирических стихов и эпиграмм. Фрагментарно они дошли до наших дней.
Меценат происходил из всаднической семьи италийского городка Арретия (ныне Ареццо), и считался (по его собственным словам) потомком покоренных римлянами этрусских царей. Год рождения его точно не известен — между 74 и 64 гг. до н.э., а вот день помог вычислить Гораций:
Мы справляем Иды —
Тот апреля день,
что Венерин месяц
Надвое делит.
Меценат желанный
От него ведет счет годам.
Поскольку иды, средний день месяца, приходились на 13-е число, днем рождения Мецената считают 13 апреля.
О молодости его известно мало. Собственно, биография Мецената началась в гражданскую войну 43—31 гг. до н.э., когда он поддержал Октавиана, в коем увидел идеал правителя, и благодаря своим талантам дипломата и миротворца способствовал его утверждению на римском престоле.
Меценат выполнял целый ряд важных миссий Августа. Не раз пришлось ему управлять Римом в отсутствие принцепса, успокаивать народные волнения в Риме, подавлять заговоры, исполнять деликатные поручения Августа.
Искренняя дружба позволяла Гаю, единственному из окружения императора, влиять на поведение Октавиана и на принятие им важных решений. Историки любят приводить пример бесстрашия Мецената, пославшего Августу записку: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!), и впрямь прервавшую подписание принцепсом смертных приговоров в дни проскрипций. (Дион Кассий).
Для эпохи принципата Августа было типично покровительство художникам со стороны знати. Несколько богатых патрициев, искушенных политиков и тонких ценителей искусства, стали фокусами литературной жизни страны. В одних литкружках царила «августовская» идеология, в других — ей противоположная.
Наибольшей известностью пользовались три поэтических объединения. Первый, легально оппозиционный власти — кружок оратора, поэта и историка Асиния Поллиона, в котором нашли приют еще в период гражданской войны молодые Вергилий и Гораций. Второй, самостоятельный и также не принявший культа Августа — кружок оратора и писателя Мессалы Корвина, украшением которого стали Тибулл и Овидий. Меценат же возглавлял третий кружок, осуществлявший культурную политику Октавиана Августа (некий аналог Союза писателей СССР).
В небольшую группу Мецената последних лет его жизни входили историки, поэты, драматурги, критики, составившие славу культуры императорского Рима в вечности. Их имена сегодня знает и почитает весь цивилизованный мир, их творения легли в основу мировой культуры и предопределили сам факт ее существования: все те же Вергилий и Гораций, а также Тит Ливий, Проперций, Варий Руф и др.
Поэтами на все времена стали Вергилий и Гораций. Природа наградила их не только божественным талантом, но и прозорливым пониманием запросов общества и власти. Честь и хвала Августу и Меценату, что они не прошли мимо истинных творцов.
В смутное время у Вергилия, как врага монархии, по велению Августа было отнято имение. Случай свел «лишенца» с Меценатом. Тот выслушал никому не известного провинциального поэта — Вергилий прочитал ему свои «Буколики» («Эклоги») и был потрясен красотой и величием поэмы. Гай Цильний понял, что перед ним гений и что его надо перетягивать на сторону империи.
Пригласив поэта в свой кружок, Меценат стал главным покровителем поэта и посредником между Вергилием и Августом. По его просьбе император вернул опальному гражданину его имение, а сам Меценат подарил поэту дом неподалеку от своей виллы. Тогда же он заказал Вергилию поэму «Георгики» («О земледелии»), в которой, как и ожидал, получил через 6 лет «своеобразный манифест правительства Октавиана, намеревавшегося возвратить Рим к сельской идиллии, ко временам Цинцинната, к суровым нравам и обычаям предков». (И.Ш. Шифман).
Следом поэту поступил заказ непосредственно от самого Августа — на «Энеиду» — поэму о подвигах Энея, мифического предка Цезаря и Октавиана. Вергилий писал поэму 11 лет, все эти годы находясь на полном финансовом обеспечении у Мецената. Поэт не успел дописать «Энеиду», она была издана после смерти автора по указанию императора.
Первые произведения Горация, сына вольноотпущенника, так же заинтересовали Мецената. Вскоре поэт стал ближайшим другом благотворителя, а со временем его стараниями и официальным поэтом империи. Меценат полностью содержал Горация — щедрые подарки, обильные вознаграждения за труды, поместье в Сабинских горах — вот далеко не полный перечень благодеяний покровителя.
Гораций с охотой выполнял заказы своего патрона, направленные на создание вещей, служащих укреплению государства и оздоровлению нравов. Поэта нельзя было упрекнуть в неумеренной лести властям (он был апологетом «золотой середины»), хотя ни одно из его великих произведений не обходилось без искренних и заслуженных восхвалений Августу и Меценату.
В качестве вознаграждения, Август поручил Горацию написать к вековым играм «Вековую песнь» («Юбилейный гимн»), с которой поэт справился на славу и потрафил и народу, и властям.
Меньше говорят об отношениях между Меценатом и Титом Ливием, создателем великих анналов в 142-х томах «История Рима от основания города». Именно из этого грандиозного творения мы черпаем сегодня основные знания по истории Древнего Рима времен царей и республики.
Когда никому не известный юноша из провинциального городка Патавиума (Падуя) впервые появился в столице, он немедля обратился за помощью к Меценату, был поддержан им и вскоре под его влиянием приступил к созданию своего великого труда. «История Рима от основания города» стала важнейшим проводником идей Августа в римском обществе и величайшим идеологическим орудием государственности во все последующие времена и во всех народах.
Центральной идеей всего труда Тита Ливия стала идея самопожертвования гражданина во имя спасения и благополучия его народа. По-видимому, это была центральная идея жизни самого Мецената, которую у него и почерпнул молодой историк.
Меценат, никогда не занимавший официальных государственных постов, скорее всего, именно благодаря своему кружку долгие годы оставался вторым лицом в государстве. При этом карьера не интересовала этого эпикурейца, сибарита, любителя высоких чувств и изящных слов, проживавшего в роскошном дворце на Эсквилинском холме с обширным парком и огромным штатом слуг.
Говорят, современники высмеивали его изнеженность и всякие фокусы, а он невозмутимо пописывал «о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете», и щедрой рукой оделял тех, в ком видел истинный талант и поэтическую мощь.
При этом главное было не в царских подарках, а в создании высокой духовной гармонии между ним и поэтами. Меценат создал не просто творческое объединение, а союз друзей. Нередко приходилось ему ограждать своих любимцев от несправедливой и зачастую злобной критики завистников.
Умер великий покровитель искусств в 8 г. до н.э. от тяжелой болезни. Он был оплакан друзьями и римским народом. Все свое немалое состояние Гай Цильний завещал императору Августу со словами: «О Горации Флакке помни, как обо мне!» Гораций пережил Мецената на пару месяцев.
Во многом благодаря Меценату эпоху Августа нарекли «золотым веком римской культуры». Недаром век спустя поэт Марциал (40—102 гг. н.э.) восклицал: «Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах» (т.е. в Вергилиях). Именно с этого времени имя Мецената стало нарицательным для обозначения щедрого покровителя литературы, искусства и науки.
Следующая цитата
Всемирно известную Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке в Москве основал Павел Третьяков. Он является одним из самых известных отечественных меценатов.
Илья Репин. Портрет Павла Третьякова Илья Репин. Портрет Павла ТретьяковаКто же такой меценат, чем он занимается?
Меценат, благотворитель, благодетель, филантроп, спонсор -
все эти понятия для меня несут схожий смысл - помощь.
Меценат - человек, который безвозмездно (произносите это наречие голосом Совы из советского мультфильма про Винни Пуха) оказывает материальную помощь деятелям науки и искусства.
Безвозмездно - то есть даром Безвозмездно - то есть даромНазвание происходит от имени знатного римлянина Гая Цильния Мецената.
Гай Цильний Меценат. Бюст Гай Цильний Меценат. БюстЕго имя стало нарицательным.
Пользуясь поддержкой императора, Меценат тратил деньги, накопленные Римской империей, на развитие искусства.
В отечественной истории можно назвать пару десятков фамилий известных меценатов. Среди них братья Павел и Сергей Третьяковы.
Сергей Третьяков Сергей ТретьяковДля меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников. Павел Третьяков
Рекомендую в музеи и галереи ходить подготовленными, хотя бы заранее узнать о выставках.
Следующая цитата
А вот кстати, в этом городе, Арреции/Арретии , в 70-е годы до н.э. родился весьма достойный человек, который сейчас, в иды апреля, отмечал бы свой день рождения.
Звали этого человека Гай Цильний Меценат. По номену и по месту рождения нам ясно, что предки его были этрусками. Судя по упоминаниям в источниках, Меценат был довольно цельным человеком, уверенным в себе, с разумными принципами.
Шарль Франсуа Жалабер. Гораций, Варий и Вергилий в гостях у Мецената Шарль Франсуа Жалабер. Гораций, Варий и Вергилий в гостях у МеценатаВсадник. Убежденный монархист. Женат.
Как известно, покровительствовал (особенно финансово, что было совсем нелишним) римским литераторам. Самые известные среди обязанных ему помощью - Вергилий и Гораций.
Джованни Баттиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные искусства Джованни Баттиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные искусстваБыл хорошим другом императора Августа - об этом можно много где почитать. Не будучи ни политиком, ни чиновником, позволял себе влиять на решения Августа. Тот тоже иногда позволял Гаю влиять на свои решения. )
Вот еще одно кстати: известный в I в. до н.э. грамматик Гай Меценат Мелисс был обязан Гаю Цильнию Меценату не только заботой, но и именем, и знакомством с Августом (для которого потом приводил в порядок библиотеку). О нем упоминают в своих сочинениях Плиний Старший, Светоний, Овидий.
Но я хочу сказать о другом. Мелисс, уже будучи довольно возрастным, лет в 60, открыл в себе склонность к литераторству. И, в передаче Светония, "по его собственным словам, он решил сочинить книжки «Безделок», которые теперь называются «Шутками», и составил их сто пятьдесят, а впоследствии прибавил к ним и новые, различного содержания".
И это хороший пример того что никогда не поздно заняться любимым делом. Особенно на самоизоляции. ))
В заголовок вынесена предсмертная просьба Мецената, обращенная к Августу, - не оставить заботами поэта Горация.
Читайте также: