Глагол от слова цитата

Обновлено: 21.11.2024

Грамматическая фор­ма — это тот вид сло­ва, кото­рый оно при­об­ре­та­ет в резуль­та­те его исполь­зо­ва­ния в речи.

Грамматическая форма и изменяемость слов

Строя свою речь, мы повто­ря­ем одни и те же сло­ва, изме­няя их фор­му в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ной ситу­а­ци­ей, с тем, что мы хотим выра­зить или сооб­щить. Говорящий опе­ри­ру­ет сло­ва­ми, с лег­ко­стью изме­няя их форму.

А что такое грам­ма­ти­че­ская фор­ма слова?

Слово име­ет свою зву­ко­вую обо­лоч­ку и смысл, кото­рый обо­зна­чен имен­но этим соче­та­ни­ем зву­ков. Все зна­ют, что набор зву­ков, содер­жа­щих­ся в сло­ве «стол» обо­зна­ча­ет объ­ек­тив­ную реаль­ность дей­стви­тель­но­сти — пред­мет, состо­я­щий из пря­мо­уголь­ной гори­зон­таль­ной крыш­ки на четы­рех ножках-опорах. Эта лек­се­ма назы­ва­ет общее поня­тие, некий усред­нен­ный пред­мет мебели.

Чтобы исполь­зо­вать это сло­во в речи, мы меня­ем его пер­во­на­чаль­ный зву­ко­вой облик на немно­го дру­гой вари­ант, доба­вив к осно­ве сло­ва раз­лич­ные аффик­сы в виде окон­ча­ний. В резуль­та­те воз­мож­ны сооб­ще­ния, име­ю­щие раз­ный смысл, об уже доволь­но кон­крет­ном предмете:

  • все собра­лись у стол а ;
  • подой­ди­те к стол у ;
  • я сижу за стол ом ;
  • меч­таю о новом стол е .

Как видим, сло­во «стол» с лег­ко­стью изме­ня­ет свое грам­ма­ти­че­ское выра­же­ние, обо­зна­чен­ное с помо­щью сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы — окон­ча­ния. Каждое из этих новых про­яв­ле­ний одной и той же лек­се­мы явля­ет­ся его иной грам­ма­ти­че­ской фор­мой. Важно понять, что сло­во фак­ти­че­ски одно и то же, его лек­си­че­ский смысл не изме­нил­ся, а свою грам­ма­ти­че­скую «одеж­ду» оно меня­ет при каж­дом исполь­зо­ва­нии в зави­си­мо­сти от рече­вой ситуации.

Каждый вари­ант одно­го и то же сло­ва явля­ет­ся его грам­ма­ти­че­ской формой.

Определение Грамматическая фор­ма — это мате­ри­аль­ный вид, кото­рый при­об­ре­та­ет сло­во при его изменении.

Грамматическая фор­ма слов тес­но свя­за­на с их изме­не­ни­ем по паде­жам и чис­лам у суще­стви­тель­ных, по паде­жам, чис­лам и родам — у при­ла­га­тель­ных, по лицам, чис­лам, вре­ме­нам — у гла­го­лов и т. д.

Формы — это вари­ан­ты одно­го и того же сло­ва, име­ю­щие одно лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сво­им грам­ма­ти­че­ским значением.

Понаблюдаем:

  • я сиж у , ты сид ишь , он сид ит ;
  • я по ю , он пе л , мы буд ем петь.

Эти фор­мы гла­го­лов «сидеть» и «петь» име­ют тож­де­ствен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, обо­зна­ча­ют один и тот же про­цесс дей­ствия, но отли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем лица, рода, времени.

Грамматические кате­го­рии паде­жа, чис­ла, лица, вре­ме­ни явля­ют­ся инстру­мен­том для обра­зо­ва­ния новой грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Средства образования грамматической формы

Уже пона­блю­дав за изме­не­ни­ем лек­се­мы «стол», отме­тим, что в первую оче­редь грам­ма­ти­че­скую фор­му слов раз­ных частей речи обра­зу­ют окон­ча­ния.

Эта сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма кар­ди­наль­но не меня­ет смысл сло­ва, кото­рое оста­ет­ся незыб­ле­мым. Окончание при­зва­но изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му лек­се­мы и обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, напри­мер, рода и чис­ла у прилагательных:

  • громк ий голос;
  • громк ая поступь;
  • громк ое пение;
  • громк ие звуки.

Изменяя при­ла­га­тель­ное «свет­лый», мы узна­ем, что

  • эта ком­на­та свет­лее той;
  • здесь наи­ме­нее свет­лый уголок;
  • это самый свет­лый отте­нок краски;
  • этот тон свет­лее всех .

Начальная фор­ма при­ла­га­тель­но­го «свет­лый» изме­ни­лась с помо­щью син­те­ти­че­ски обра­зо­ван­ной про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни, состо­я­щей из одно­го сло­ва («свет­лее») и ана­ли­ти­че­ски обра­зо­ван­ных форм сте­пе­ней срав­не­ния — состав­ных форм, обра­зо­ван­ных с помо­щью вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­ме­нее», «наи­бо­лее», «самый», «всех».

Активно обра­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские фор­мы мно­гих слов с помо­щью суф­фик­сов, кото­рые так и назы­ва­ют­ся — «фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы». Понаблюдаем за обра­зо­ва­ние форм про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «заду­мать» с помо­щью суф­фик­са -л- и окончаний:

  • парень заду­ма л ;
  • девуш­ка заду­ма л а ;
  • обще­ство заду­ма л о ;
  • мы заду­ма л и .

Глагольный фор­мы при­ча­стий и дее­при­ча­стий обра­зу­ют­ся так­же с помо­щью суффиксов:

  • запи­сать — запи­са вш ий, запи­са нн ый, запи­са в ;
  • кле­ить — кле ящ ий, клеи вш ий, клеи в .

Вывод Грамматическая фор­ма сло­ва — это одно и то же сло­во, высту­па­ю­щее в ином виде в свя­зи с его упо­треб­ле­ни­ем в речи и целью выска­зы­ва­ния. Грамматические фор­мы свя­за­ны с изме­не­ни­ем слов по паде­жам, чис­лам, лицам и дру­гим грам­ма­ти­че­ским кате­го­ри­ям. Грамматические фор­мы слов раз­ных частей речи изу­ча­ет линг­ви­сти­че­ская нау­ка мор­фо­ло­гия.

Чтобы лег­ко ори­ен­ти­ро­вать­ся в мно­го­об­ра­зии грам­ма­ти­че­ских форм слов рус­ско­го язы­ка, изу­ча­ем части речи и их грам­ма­ти­че­ские признаки.

Видеоурок «Нормы образования грамматических форм»

Следующая цитата

Корень в слове «ЦИТАТА» — ЦИТ . Мы подобрали 32 однокоренных слова и разделили их по частям речи.

Часть речи «глагол» : процитировать, цитировал, цитировала, цитировать, цитироваться, цитируем, цитирует, цитируешь, цитируют.

Часть речи «прилагательное» : лейкоцитарный, фагоцитарный, цитатный, цитованный, цитологический, цитоплазматический.

Часть речи «причастие» : процитированный, цитированный.

Часть речи «существительное» : амёбоцит, гранулоцит, лейкоцит, лейкоцитоз, лимфоцит, лимфоцитоз, макроцитоз, микроцитоз, плазмоцит, тромбоцитоз, фагоцит, фагоцитоз, фиброцит, цитата, цитатничество.

Следующая цитата

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Аутизм и РАС © Autosanimus

вернуться к странице

Аутизм и РАС © Autosanimus запись закреплена

33 ИРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Чистякова И.А.

Аннотация
В настоящем пособии доступным языком описаны 33 дидактические игры, способствующие как обогащению глагольного лексического запаса, так и формированию умений ребенка 5-6-летнего возраста правильно строить предложения простых и сложных конструкций.
В ходе предлагаемых дидактических игр малыши научатся:
Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок.
Использовать в самостоятельной речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время, возвратные глаголы).
Согласовывать глаголы с существительным и местоимениями.
Дидактические игры можно использовать как в ходе специальных коррекционно-логопедических занятий в ДОУ,так и в ходе индивидуальных занятий со специалистом или с родителями. Книга адресована воспитателям, логопедам и родителям.

Читайте также: