Поль гоген цитаты на французском
Обновлено: 06.11.2024
Поль Гоген (фр. Eugène Henri Paul Gauguin, 7 июня 1848, Париж, Франция – 8 мая 1903, Атуона, Французская Полинезия ) – французский художник-постимпрессионист. Юность Гоген провел на кораблях торгового флота, путешествуя по всему миру. После этого он вернулся во Францию, женился и стал биржевым брокером. Спустя несколько лет Гоген вдруг начал рисовать, и в конце концов бросил работу, ушел из семьи и отправился жить на Таити, где написал самые знаменитые свои полотна. Но при жизни художник почти не получил признания, критики и журналисты высмеивали его работы. Последние годы жизни Гоген провел на Маркизских островах.
Особенности творчества художника Поля Гогена: ранние работы Гогена можно отнести к импрессионизму, позже он переходит к клуазонизму и синтетизму. В самых своих знаменитых таитянских полотнах он чаще всего использует очень яркие, чистые, иногда даже неестественные цвета. Героинями его картин становятся полуобнаженные туземные девушки в окружении деревенских хижин и тропических пейзажей.
Если сказать, что Поль Гоген был великим художником, найдется очень мало людей, готовых, а главное – способных, этому возразить. А вот утверждение о том, что Поль Гоген был великим человеком, напротив, весьма спорно. Художник, безусловно, был незаурядной личностью, на долю которой выпало немало бед и невзгод. Но если рассматривать его именно как человека, абстрагируясь от таланта и творческого наследия, остается только удивляться тому, как ему удавалось уживаться с людьми, точнее, как эти люди его терпели.
Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта. Единственным человеком, к которому Гоген был по-настоящему привязан, была его дочь Алина (она же, к слову, была главной почитательницей его творчества даже тогда, когда в него не верил никто). Но и Алине не удалось ни удержать художника рядом с собой, ни уговорить его взять ее с собой в далекие теплые края.
Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать. Его бегство было самозабвенным, отчаянным и никогда не приносило ему успокоения. На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации, в конце концов. Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала.
Семейное дело
По всей видимости, уверенность в том, что его жизнь будет незаурядной, и в том, что он заслуживает особенного отношения, появилась у Гогена еще в раннем детстве. В возрасте полутора лет он совершил свое первое дальнее путешествие – из Франции в Перу – и в нем же трагически лишился отца. В Лиме маленький Поль с матерью Алиной и сестрой Марией жили в полном достатке в доме дальнего родственника-миллионера. Если бы не вмешались прямые наследники дона Пио, семья Гогена могла бы унаследовать немалое состояние, и тогда мир, вероятнее всего, лишился бы одного великого художника. Но таким уж был злой рок, преследовавший семейство Гогена по материнской линии, – все они большую часть жизни вынуждены были прозябать в нищете.
Сложно себе представить, как тяжело было семилетнему Полю адаптироваться к новым условиям жизни, когда семья вернулась во Францию и поселилась в доме его деда в Орлеане. Мальчик привык к другим пейзажам за окном, к другой речи (его первым языком был испанский) и к совершенно другому уровню жизни. Еще совсем недавно с ним обращались, как с маленьким королем, и вот уже ему приходится ходить в обычную французскую школу и начинать задумываться о скучной работе в какой-нибудь заурядной сфере. Этого Поль допустить никак не мог. Не слушая мать, которая советует ему делать карьеру (потому что он с трудом сходится с людьми и «не умеет завоевывать расположение»), и выбирая путь отца, в свое время нарушившего семейную традицию и ставшего журналистом вместо зеленщика, Гоген нанимается помощником лоцмана в торговый флот. Следующие шесть лет он путешествует по всему миру, как губка впитывая впечатления. Даже известие о смерти матери, которое нашло его в Индии лишь спустя несколько месяцев, не смогло его остановить. Но, в конце концов, Гоген все же вернулся во Францию и постепенно превратился в того, кем так отчаянно не хотел быть.
Затишье перед бурей
Следующие несколько лет прошли для Гогена словно в каком-то странном сне. Он все же устроился на заурядную работу биржевым брокером (скучнее не придумаешь, однако эта работа приносила стабильный и весьма высокий доход), женился на грубоватой белокурой датчанке Метте Гад, которая фактически заменила ему мать, и обзавелся детьми. Те, кто знал Гогена в тот период, вспоминали, что он был очень тихим и неразговорчивым, будто спал на ходу, но иногда в нем просыпалась какая-то звериная первобытная ярость. Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить.
Казалось, что о такой жизни – семья, стабильная работа, достаток – можно только мечтать. Но это было совсем не то, чего хотел для себя Гоген. От этой летаргии его спасало только одно – неожиданно открывшийся художественный талант. Надо сказать, Полю очень повезло с покровителем. Старый друг его матери Гюстав Ароза не только помог ему в свое время найти работу, но и позже познакомил с Камилем Писсарро. Вслед за Арозой Гоген становится коллекционером картин, а позже и сам начинает писать. Дружба с Писсарро продлилась много лет, Гоген называл его не иначе как «мэтр» и преклонялся перед его талантом. Но лишь до того момента, пока не уверовал в собственное высшее предназначение. Спустя много лет Писсарро в разговоре с журналистом Шарлем Морисом отзывался о бывшем ученике не лучшим образом: «Настоящий художник должен быть нищ и не признан, его должно заботить искусство, а не мнение остолопов-критиков. А этот человек сам себя назначил гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью… И за каким чертом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдет натуру и в Париже – дело не в экзотической мишуре, а в том, что у тебя в душе» . Как бы там ни было, Писсарро и другие импрессионисты оказали серьезное влияние на творчество Гогена, по крайней мере, на его ранние работы (1, 2, 3).
В 1882 году во Франции случился биржевой кризис, и Гоген лишился работы. Рынок живописи тоже пострадал, картины таких малоизвестных художников, и без того продававшиеся довольно вяло, вовсе перестали находить покупателей. Но, несмотря на это, он расценил потерю работы на бирже как знак: ему нужно становиться настоящим художником. Метте, беспокоясь о благосостоянии семьи, устраивала мужу скандалы и называла его сумасшедшим. С ней бы согласились критики, пренебрежительно отзывавшиеся о работах Гогена, и даже его друзья, которые с большим трудом пытались прокормить себя живописью. Но он словно очнулся наконец от долгого сна. Будущее виделось Гогену радужным и счастливым. Ярких цветов в нем, впрочем, в самом деле будет много, а вот счастья…
В шаге от бессмертия
О счастье Гоген забудет еще на несколько лет. Семья осталась в Копенгагене, Метте буквально выгнала мужа, неспособного обеспечивать семью. В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить. Гоген переедет в Бретань, ненадолго задержится в Арле, побывает в Панаме и на Мартинике… Постоянная нужда и жажда чего-то большего гнала его все дальше и дальше. Постепенно в воображении Гогена начинал складываться образ того места, в которое он хотел попасть. Детство в Перу, плавание в дальние страны в юности, Панама, Мартиника… Ему виделись чувственные смуглые женщины (которые будут молча обожать его и не требовать, чтобы он их обеспечивал), покрытые тростником хижины (за жизнь в которых не нужно платить), в изобилии растущие экзотические фрукты (которые избавили бы его от необходимости искать деньги на пропитание).
Каким же было разочарование Гогена, когда он впервые сошел с корабля на таитянский берег и увидел вполне цивилизованный город с лавками и кабаками, кирпичными домами и людьми в европейской одежде. Художник опоздал с приездом сюда на несколько десятилетий: за это время колонисты успели оказать серьезное влияние на уклад жизни островитян. Впрочем, в дальних уголках острова Гоген все же нашел ту простую туземную жизнь, о которой мечтал. А то, чего он не нашел, услужливо дорисовывало его богатое воображение. Художник начинает много и вдохновенно писать, отдавая предпочтение клуазонизму и синтетизму и постепенно оттачивая собственный неповторимый стиль. В это время он создает многие из самых знаменитых своих работ: «Женщина с цветком» (1891), «Когда свадьба?» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893).
В 1893 году Гоген возвращается во Францию, преисполненный уверенности в том, что теперь его гений наконец будет признан. Несмотря на полное безденежье и пошатнувшееся здоровье (врачи диагностировали сифилис в запущенной форме), он везет на родину свои новые картины в ожидании триумфа. Но художника ждало лишь новое жестокое разочарование. Его выставка стала провальной, критики и журналисты буквально растоптали его, называя его полотна «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой». Вдобавок ко всему во время визита в Копенгаген оказывается, что младшие дети Гогена совсем его не узнают. Метте, которой художник на протяжении всего этого времени писал письма и присылал свои работы, выставила его из дома, не пожелав с ним разговаривать. Получив сразу несколько сокрушительных ударов, Гоген принимает решение снова уехать на острова – на этот раз навсегда.
В 1878 году изнуренный нищетой и болезнью, сломленный известием о смерти любимой дочери Алины, художник понимает, что в этом мире его больше ничего не держит. На прощание он решает создать настоящий шедевр – полотно «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» После того, как работа над картиной была завершена, Гоген отправился в горы умирать. И потом клял себя последними словами за то, что не сумел даже отравиться и принял слишком большую дозу мышьяка.
После этого «второго рождения» жизнь Гогена удивительным образом начала налаживаться. Болезнь на какое-то время отступила, а в Париже наконец-то начали продаваться его картины. Художник перебрался на Маркизские острова, построил здесь большой дом и собственноручно украсил его деревянной резьбой. В нем неожиданно проснулся отцовский талант журналиста, но Гоген ни на минуту не забывает о своем истинном призвании и продолжает писать. Здесь появляются на свет знаменитые полотна «Золото их тел» (1901), «Заклинание» (1903) и последний автопортрет (1903). Рисуя себя в последний раз, Гоген наконец отказывается от любимого образа «дикаря», изображая спокойного и уставшего человека, прожившего пусть и тяжелую, но полную впечатлений жизнь.
Поль Гоген был найден мертвым в своем «Доме удовольствий» в возрасте 54 лет. На тумбочке возле его кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Похоже, в этот раз он все сделал правильно. Последний побег удался.
Следующая цитата
действующий президент Российской Федерации 1952
Эдгар Аллан По 62
американский писатель, поэт, литературный критик и редактор 1809 - 1849
Генрих Гиммлер 78
один из главных политических и военных деятелей Третьего ре… 1900 - 1945
Следующая цитата
Это стабильная версия, проверенная 16 декабря 2015. 1 изменение ожидает проверки.
Точность | Выборочно проверено |
В Википедии есть статья
Поль Гоген
Следующая цитата
Поль Гоген (на французском: Paul Gauguin) — французский художник-постимпрессионист.
Бог не принадлежит ни учёным, ни логикам, он принадлежит поэтам, миру грезы, он символ красоты, сама красота.
В общем, оставим этот разговор, женщина в тех краях, так сказать, необходима.
Взгляните на огромный мир творения природы, и вы увидите, что в нём существуют законы, следуя которым можно воссоздать, стремясь не к внешнему сходству, а к сходству впечатления, все человеческие чувства.
Вы же знаете, печаль это моя струна.
Главное в произведении это именно то, что не высказано.
Гостеприимная, прекрасная земля, родина свободы и красоты, я расстаюсь с тобой, став на два года старше и помолодев на двадцать лет.
Для меня, великий художник обязательно являет собой великий ум.
Жизнь едва ли больше, чем доли секунды, так мало времени, чтобы подготовить себя к вечности!
Искусство это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.
Искусство это или плагиат или революция.
Каждый предмет имеет совершенно определённую форму, цвет и чёткий контур, цель художника их распознать.
Как говорится, самая прекрасная девушка может дать только то, что у неё есть.
Модели для нас, художников, это только типографские литеры, которые помогают нам выразить себя.
Мой совет, не старайтесь слишком подражать природе.
Натурщица и всё, что необходимо для работы, кто захочет, может ко мне присоединиться.
Не забудь, что во мне два человека: индеец и человек с повышенной чувствительностью, второй теперь исчез, это позволяет индейцу твёрдо идти вперёд.
Непостижимая тайна останется такой, какой была всегда, есть и будет, непостижимой.
От эскиза до осуществления мечты очень далеко, но что из того, разве предвидение счастья не есть предвкушение нирваны?
Плоский звук моих деревянных башмаков на булыжниках, глубокий, полый и сильный, является примечанием, которое я, ищу в своей живописи.
Посмотрите сами, на что художники дерзают сегодня и сравните с робостью, царившей десять лет назад.
Произведение искусства для того, кто умеет видеть, это зеркало, в котором отражается состояние души художника.
Ты всегда можешь найти утешение в примитиве.
У меня два свойства, которые не могут быть смешными: я ребёнок и я дикарь.
Хладнокровно обдумывая положение, сложившееся за те десять лет, что вы пытаетесь устраивать эти выставки, я вижу, что импрессионистов стало больше, а их талант, как и их влияние, возрос.
Я, в буквальном смысле слова, оживаю только на Солнце.
Читайте также: