География наука не дворянская цитата
Обновлено: 04.12.2025
• Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.
• Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России; оно обмануть не может.
• Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!
• Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
• Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.
• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.
• Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимо-
стью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать? Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
• Честь есть душа супружеского согласия.
«Не дворянская наука – география»
В 1781 году Фонвизин написал свою самую знаменитую пьесу – комедию «Недоросль». Она была наполнена выражениями, вошедшими сразу же в речевой обиход на правах пословиц и поговорок. Остановимся, к примеру, на одном из них.
Из комедии «Недоросль» берет свое начало крылатое выражение «Не дворянская наука – география».
В четвертом действии Правдин спрашивает, учился ли Митрофан географии. На что Простакова отвечает:
«П р о с т а к о в а. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то: он ее и расскажет.
П р а в д и н. Описание земли.
П р о с т а к о в а (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о д у м. На первый случай годилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
П р о с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь».
Выражение «Не дворянская наука – география» стало употребляться при характеристике крайней степени ограниченности и невежества.
«Убояся бездны премудрости»
Другим крылатым выражением, впервые появившимся в «Недоросле», стали слова «Убояся бездны премудрости». Первоначально встречаются они в «Послании апостола Павла к римлянам», но Фонвизин вложил их в уста одного из действующих лиц «Недоросля» – недоучившегося семинариста Кутейкина, одного из учителей Митрофана Простакова.
Кутейкин говорит о себе: «Такой-то, де, семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нее об увольнении».
Слова эти вошли в обиход при характеристике слабовольных, малоспособных людей, не желающих прилагать при обучении чему-либо хотя бы малейших усилий.
Александр Николаевич Радищев
Жизнь и деятельность Радищева
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в богатой помещичьей семье. Получив прекрасное домашнее образование, в тринадцать лет поступил в Пажеский корпус – самое привилегированное учебное заведение Санкт-Петербурга. Окончив его, уехал в Германию, где поступил на юридический факультет Лейпцигского университета и, изучая право, углубленно занимался философией и естественными науками. Особенно сильное влияние оказали на формирование его мировоззрения труды французских просветителей-энциклопедистов, и прежде всего К. А. Гельвеция. В 1771 году, окончив университет, Радищев возвратился в Петербург и стал служить в высших административных учреждениях империи. В это же время начал он, сотрудничая с Н. И. Новиковым, переводческую деятельность, продолжая оставаться на государственной службе. В 1790 году стал управляющим Санкт-Петербургской таможней. В своих философских статьях – «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782) – Радищев большое значение придавал роли выдающихся личностей. В 1783 году он написал оду «Вольность», а через пять лет – повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова» (однокашника Радищева по университету, на примере которого автор в художественной форме развил многие из своих мировоззренческих принципов).
В конце 1790 года он напечатал главный труд своей жизни – философско-публицистическую повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», разоблачающую бесконечный ужас крепостничества и выносящую беспощадный приговор всей социально-политической системе русского абсолютизма.
Через три недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина Великая, сказавшая, что Радищев – «бунтовщик хуже Пугачева». Сенат приговорил Радищева к смертной казни, которую императрица заменила на десять лет ссылки в Сибирь.
В 1797 году Павел I разрешил Радищеву проживать в его имении – селе Немцове Калужской губернии. В 1801 году Александр I определил его на службу в Комиссию по составлению законов, где Радищев продолжал проводить прежние идеи в разрабатываемых им проектах законов. В связи с этим глава Департамента прозрачно намекнул ему о возможности новой ссылки. Умер Радищев в Санкт-Петербурге 2 сентября 1802 года.
Избранные мысли Радищева
Познакомимся с избранными изречениями Радищева.
• Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые.
• Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе.
• Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
• Из мучительства рождается вольность. Из вольности – рабство.
• Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
• Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… и народ право имеет монарха-деспота судить.
• Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.
• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
• Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.
• Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды.
• Яко упражнения в телодвижениях укрепляют телесны силы, тако упражнения в размышлениях укрепляют силы разумные.
• Я человеку нашел утешителя в нем самом: «Отыми завесу с очей природного чувствования – и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – веселие неизреченное! – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных.
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»
В 1790 году вышла в свет знаменитая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», явившаяся гневным обличением всех мерзостей крепостничества. Екатерина II, не успев дочитать книгу до конца, велела отыскать сочинителя и посадить его в крепость. Императрица читала «Путешествие…» с пером в руках и делала на полях красноречивые пометки: «Тут царям достается крупно», «Царям грозится плахою», «Помещиков сочинитель казнит», «Надежду полагает на бунт от мужиков».
Екатерина еще дочитывала книгу, а ее автор уже сидел в Петропавловской крепости, и допрашивал его сам глава Тайной экспедиции Шешковский, пятнадцать лет назад учинявший допрос Пугачеву. Ему-то и было переслано дело Радищева, причем Екатерина высказалась весьма недвусмысленно: «Бунтовщик хуже Пугачева».
Среди мест, обративших на себя внимание судей, приговоривших Радищева к смертной казни, замененной императрицей ссылкой в Сибирь на десять лет, был и довольно необычный эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Причем указывалось, откуда эпиграф взят: «Телемахида, том II, книга XVIII, стих 514».
Что же все это значило? Стих этот, впрочем, Радищевым перефразированный, принадлежит известному поэту XVIII века Василию Кирилловичу Тредиаковскому. Был он написан в 1766 году и представлял собой перевод, сделанный Тредиаковским с латыни (поэма «Энеида» Вергилия). Примерно так Вергилий описывал циклопа Полифема, живущего в пещере и пожирающего людей.
| Вольдемар Николаевич Балязин: Эпоха Павла I: (Неофициальная история России – 8) | 1 |
| Вольдемар Балязин: Эпоха Павла I: Павел I: Начало конца | 1 |
| Внезапная передислокация армии | 1 |
| Неожиданные опалы и милости | 1 |
| Кощунственный маскарад, или Пляска смерти | 1 |
| Коронация Павла I | 2 |
| Алексей Андреевич Аракчеев | 2 |
| Петр Алексеевич фон дер Пален | 3 |
| Разгул самодержавного произвола | 3 |
| Крепость, ставшая гробницей | 4 |
| АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ (1797-1800): Из опалы – в бой | 4 |
| Анекдоты о Суворове | 8 |
| Ответ семилетнего Сашеньки | 8 |
| Метод изучения языка | 8 |
| Встреча с земляком | 8 |
| «Победителя не судят» | 8 |
| Встреча с И. П. Кулибиным | 8 |
| Письмо в село Ундол управляющему С. Т. Румянцеву | 8 |
| Истинное отношение Суворова к рекрутчине | 8 |
| Римлянин Курций, князь Долгоруков и староста Антон | 9 |
| Хитрость или скаредность? | 9 |
| Потемкин, Суворов, Кутузов и взятие Измаила | 9 |
| Сила военной музыки | 9 |
| Твердость голландского характера | 9 |
| Панацея от всех болезней | 9 |
| Приписка на турецком языке | 9 |
| Генеральный план всех сражений | 9 |
| Неожиданная метаморфоза | 9 |
| Самоарест Суворова | 9 |
| Лесть – подгоревший пирог | 9 |
| Вознагражденная терпеливость | 10 |
| Счастье или ум? | 10 |
| Руль и рука | 10 |
| Высокочтимые полководцы и любимые книги | 10 |
| «Наука побеждать» | 10 |
| Раны полководца | 10 |
| Суворов и Кутайсов. История третья | 10 |
| Опала фельдмаршала | 10 |
| Тайна стратегического плана | 11 |
| Национальный характер ремесла | 11 |
| Талант и рутина | 11 |
| Оценка Петра Ивановича Багратиона | 11 |
| Корректива к похвале | 11 |
| Девизы Суворова | 11 |
| Хвостов и Суворов | 11 |
| Завещание Суворова Хвостову | 11 |
| Полный титул нашего героя | 11 |
| Избранные мысли и афоризмы Суворова | 11 |
| КОМПЛОТ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ КРАМОЛЬНИКОВ: Заговорщики | 12 |
| Два шага к пропасти | 13 |
| Шаг последний – поход в Индию | 13 |
| Английский посол и Ольга Жеребцова | 14 |
| 11 марта 1801 года | 14 |
| ЛИЦА И ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ: Петр Александрович Румянцев: Происхождение будущего фельдмаршала | 15 |
| Утренняя прогулка, закончившаяся чаепитием | 16 |
| Выигранное пари | 16 |
| Проказа молодого Кутузова | 16 |
| Напоминание о гордыне и суетности | 16 |
| Григорий Александрович Потемкин: Звонари и кобзари | 16 |
| «Кого сами солдаты удостоят…» | 16 |
| «Умри, Денис, лучше не напишешь» | 16 |
| Деликатная благодарность | 16 |
| Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов: Генеалогия рода Голенищевых-Кутузовых | 16 |
| Ларион Матвеевич Голенищев-Кутузов | 17 |
| Первые шаги будущего фельдмаршала | 17 |
| На волосок от смерти | 17 |
| Лейденская история | 18 |
| Рука Провидения | 18 |
| Голенищевы-Кутузовы – отец и сын | 18 |
| Мауриций Август Беньовский: Кем же был этот человек? | 19 |
| От Карпат до Камчатки | 19 |
| От Камчатки до Парижа | 19 |
| От Парижа до Мадагаскара | 20 |
| Вторая экспедиция на Мадагаскар | 20 |
| Гавриил Романович Державин: Биография поэта | 21 |
| Изречения и фрагменты стихотворений | 21 |
| Поэт и прапорщик | 21 |
| Стихотворение «Памятник» | 21 |
| «Живи и жить давай другим» | 21 |
| Александр Петрович Сумароков: Биография поэта и драматурга | 21 |
| Вес ума и глупости | 21 |
| Уязвленное самолюбие драматурга | 21 |
| Уязвленное самолюбие поэта | 22 |
| Барков, Расин и Сумароков | 22 |
| Денис Иванович Фонвизин: Жизнь и деятельность Фонвизина | 22 |
| Афоризмы и крылатые слова | 22 |
| «Не дворянская наука – география» | 23 |
| «Убояся бездны премудрости» | 23 |
| Александр Николаевич Радищев: Жизнь и деятельность Радищева | 23 |
| Избранные мысли Радищева | 23 |
| «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» | 23 |
| Труд из-под палки и свободный труд | 24 |
| Цензура – книжная инквизиция | 24 |
| Николай Иванович Новиков: Жизнь и деятельность Новикова | 24 |
| Избранные мысли и изречения Новикова | 24 |
| Николай Гаврилович Курганов: Жизнь и деятельность Курганова | 24 |
| Преимущества старого стиля перед новым | 24 |
| Смерть придет – везде найдет | 24 |
| Порок и добродетель России и заграницы | 24 |
| Грустное воспоминание | 25 |
| Судья и поэт | 25 |
| Дмитрий Иванович Хвостов | 25 |
| Жажда славы | 25 |
| Невыносимое условие | 25 |
| Книготорговец и поэт | 25 |
| Судьба подарка | 25 |
| ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ВРЕМЕН ПАВЛА I: Литературные истории и анекдоты: «Не нашего прихода» | 25 |
| Метаморфоза эпитафии Хемницера | 25 |
| «Печатный всякий лист быть кажется святым» | 25 |
| «На минуту позабудемся в чародействе красных вымыслов» | 25 |
| Двоякое толкование одного и того же стиха | 25 |
| Анекдот о колоколе | 26 |
| Священники – кавалеры светских орденов | 26 |
| Регламентация петербургской жизни | 26 |
| Судьба нумизматической коллекции | 26 |
| Пример в назидание другим | 26 |
| Император и майор Кульнев | 26 |
| Князь Н. Б. Юсупов – режиссер и гурман | 26 |
| Прапорщик по воле царской | 26 |
| Поручик Киже | 26 |
| Резолюции Павла на жалобах | 27 |
| Неудачный поход в Голландию | 27 |
| Поступок солдата Пимена Алексеева | 27 |
| Имя на знамени полка | 28 |
| «В Сибирь, марш!» Правда и вымысел | 28 |
| Красносельские маневры | 28 |
| Августейший дегустатор | 28 |
| Любопытная демография | 28 |
| Историк Валишевский о Павле I | 28 |
| Новшества в одежде во второй половине XVIII века: От аристократов – к военным | 28 |
| Возвращение в строй сапог | 28 |
| Появление и трансформация пелерины | 28 |
| Появление бурки | 28 |
| Валенки, катанки, чесанки | 28 |
| Доломан | 29 |
| Женские и мужские муфты | 29 |
| Дворянские девизы: Девизы – часть геральдики | 29 |
| Геральдика и зоология | 29 |
| Девиз Лихачевых: «Верен долгу» | 29 |
| Девиз Шереметевых: «Бог хранит все» | 29 |
| Девиз Головкиных: «Этот герб дала доблесть» | 29 |
| Девиз Демидовых: «Делами, а не словами» | 30 |
| Девиз Толстых: «Преданностью и усердием» | 30 |
| Девиз Остерманов: «Ни солнце, ни холод не заставят измениться» | 30 |
| Девиз Румянцевых: «Не только оружием» | 30 |
| Девиз Гончаровых: «В честном труде – успех» | 30 |
| Девиз Безбородко: «Трудом и усердием» | 30 |
| Девиз Орловых-Денисовых: «Службою и храбростью» | 30 |
| Орденская мозаика: Орден Святого Георгия | 31 |
| Ответ кавалерственной дамы | 31 |
| Солдатские Георгиевские кресты и медали | 31 |
| Орден Святой Анны | 32 |
| Ордена Белого Орла и Святого Станислава | 32 |
| Иерархическая лестница российских орденов | 32 |
| Российские бароны: Бароны Петра Великого | 32 |
| Бароны 1725-1762 годов | 33 |
| Бароны Екатерины Великой | 33 |
| Бароны императора Павла | 33 |
| Последние бароны Российской империи | 33 |
Следующая цитата
См. Ум недозрелый.
Тип, выведенный в одноименной комедии Д. Фонвизина (1745—1792).
Недостижимой высоты,
Неистощимого значенья
Непреходящей красоты.
Из стихотворения «Анданте» И. С. Аксакова (1823—1886).
Недостойный развязать ремень башмака (или: обуви).
Библейский образ (евангелия, Деяния апостолов).
Словечко Фирса в «Вишневом саду» А. Чехова.
Так называли Белинского его литературные враги из реакционного лагеря и даже «сановитые» либералы. См. Но выгнан был, не доказав.
Сатирическая «сказка» Салтыкова-Щедрина. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Прокурор, и было у него два ока: одно — дреманое, а другое — недреманое. Дреманым оком он ровно ничего не видел, а недреманым видел пустяки».
Не жаловать ни прямо, ни проселком.
См. А вас, сударь.
Не женщина любви нас учит,
А первый пакостный роман.
Пушкин, «Евгений Онегин», цитируется по 14-й строфе 1-й главы.
Не жнут, не сеют — кормятся
Из той же общей житницы,
Что кормит мышку малую
И воинство несметное:
Оседлого крестьянина
Горбом ее зовут.
Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», часть 4-я, гл. 2-я.
Весьма употребительный термин в дореволюционной России. В газетах запрещалось печатать о распоряжениях по ведомству цензуры и охранки, и потому закрытия газет, запрещения спектаклей, внезапные исчезновения людей (арестуемых охранкой) и т. п. факты объяснялись «независящими обстоятельствами».
Так французский король Людовик XVIII назвал в 1815 г. вторую палату парламента за ее необычайную угодливость и раболепство. В подлиннике она названа chambre introuvable, т. е. такая, что «другой такой не сыскать». Этой клички удостоилась в России 3-я государственная дума.
П. А. Столыпин в государственной думе по адресу депутатов левых фракций (1907).
См. Незлобивый поэт.
Не знавшее побед,
Но незапятнанное знамя.
А. М. Жемчужников (1821—1908) о своем знамени «поэта-гражданина» в стихотворении «Меж тем как мы вразброд стезею жизни шли».
Не знал, чего ему хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном.
Салтыков-Щедрин об оппозиционности российского обывателя («Культурные люди», гл. 1-я, 1876).
Незнание никогда не решает вопроса.
Дизраэли-Биконсфильд в речи 14 мая 1866 г.
Не искушай меня без нужды.
Эти слова знаменитого романса принадлежат Е. А. Баратынскому («Разуверение», 1821).
Некоронованный король Норвегии.
Писатель Бьернстьерне-Бьернсон (1832—1910).
Некоронованный король Пруссии.
В конце XIX и начале XX века магнат тяжелой промышленности Гейдебранд фон дер Лаза. После 1918 г. этот эпитет прилагался к Гуго Стиннесу.
Следующая цитата
Прежде всего родители наняли для юного маркиза воспитателя; воспитатель, мужчина весьма представительной внешности и совершенный невежда, не мог ничему научить своего подопечного. Отец хотел, чтобы сын изучил латынь, мать этого не хотела. Рассудить их они просили некоего сочинителя, прославившегося к тому времени своими приятными произведениями. Пригласили его к обеду. Хозяин дома начал с того, что обратился к гостю со словами:
– Сударь, поскольку вы знаете латынь и бываете при дворе…
– Что вы, сударь, какая латынь! Да я ни звука не знаю по-латыни, – отвечал остроумец. – Как известно, на родном языке говоришь гораздо лучше, если остаешься верен ему и не обременяешь себя знанием иностранного. Взгляните на наших дам, у них ум гораздо приятнее чем у мужчин, их письма во сто раз изящнее, и этим превосходством, сравнительно с нами, они обязаны именно тому, что не знают латыни.
– Вот видите? Говорила же я! – подхватила хозяйка. – Я хочу, чтобы мой сын стал человеком остроумным, чтобы он преуспевал в свете. Теперь вам ясно, что, знай он латынь, он совсем пропал бы. Скажите на милость, разве оперы и комедии представляют на латинском языке? Разве в суде выступают на латинском языке? Разве на латинском языке объясняются в любви?
Хозяин, обезоруженный этими доводами, признал свою несостоятельность, и было решено, что молодому маркизу не стоит тратить время на Цицерона, Горация и Вергилия. Но что же он станет изучать? Ведь надо же ему что-то знать. Не познакомить ли его чуточку с географией?
(Вольтер «Жанно и Колен» 1764)
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.
Следующая цитата
• Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
• Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.
• Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России; оно обмануть не может.
• Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!
• Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
• Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.
• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.
• Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимо-
стью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать? Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
• Честь есть душа супружеского согласия.
«Не дворянская наука – география»
В 1781 году Фонвизин написал свою самую знаменитую пьесу – комедию «Недоросль». Она была наполнена выражениями, вошедшими сразу же в речевой обиход на правах пословиц и поговорок. Остановимся, к примеру, на одном из них.
Из комедии «Недоросль» берет свое начало крылатое выражение «Не дворянская наука – география».
В четвертом действии Правдин спрашивает, учился ли Митрофан географии. На что Простакова отвечает:
«П р о с т а к о в а. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то: он ее и расскажет.
П р а в д и н. Описание земли.
П р о с т а к о в а (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о д у м. На первый случай годилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
П р о с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь».
Выражение «Не дворянская наука – география» стало употребляться при характеристике крайней степени ограниченности и невежества.
«Убояся бездны премудрости»
Другим крылатым выражением, впервые появившимся в «Недоросле», стали слова «Убояся бездны премудрости». Первоначально встречаются они в «Послании апостола Павла к римлянам», но Фонвизин вложил их в уста одного из действующих лиц «Недоросля» – недоучившегося семинариста Кутейкина, одного из учителей Митрофана Простакова.
Кутейкин говорит о себе: «Такой-то, де, семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нее об увольнении».
Слова эти вошли в обиход при характеристике слабовольных, малоспособных людей, не желающих прилагать при обучении чему-либо хотя бы малейших усилий.
Александр Николаевич Радищев
Жизнь и деятельность Радищева
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в богатой помещичьей семье. Получив прекрасное домашнее образование, в тринадцать лет поступил в Пажеский корпус – самое привилегированное учебное заведение Санкт-Петербурга. Окончив его, уехал в Германию, где поступил на юридический факультет Лейпцигского университета и, изучая право, углубленно занимался философией и естественными науками. Особенно сильное влияние оказали на формирование его мировоззрения труды французских просветителей-энциклопедистов, и прежде всего К. А. Гельвеция. В 1771 году, окончив университет, Радищев возвратился в Петербург и стал служить в высших административных учреждениях империи. В это же время начал он, сотрудничая с Н. И. Новиковым, переводческую деятельность, продолжая оставаться на государственной службе. В 1790 году стал управляющим Санкт-Петербургской таможней. В своих философских статьях – «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782) – Радищев большое значение придавал роли выдающихся личностей. В 1783 году он написал оду «Вольность», а через пять лет – повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова» (однокашника Радищева по университету, на примере которого автор в художественной форме развил многие из своих мировоззренческих принципов).
В конце 1790 года он напечатал главный труд своей жизни – философско-публицистическую повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», разоблачающую бесконечный ужас крепостничества и выносящую беспощадный приговор всей социально-политической системе русского абсолютизма.
Через три недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина Великая, сказавшая, что Радищев – «бунтовщик хуже Пугачева». Сенат приговорил Радищева к смертной казни, которую императрица заменила на десять лет ссылки в Сибирь.
В 1797 году Павел I разрешил Радищеву проживать в его имении – селе Немцове Калужской губернии. В 1801 году Александр I определил его на службу в Комиссию по составлению законов, где Радищев продолжал проводить прежние идеи в разрабатываемых им проектах законов. В связи с этим глава Департамента прозрачно намекнул ему о возможности новой ссылки. Умер Радищев в Санкт-Петербурге 2 сентября 1802 года.
Избранные мысли Радищева
Познакомимся с избранными изречениями Радищева.
• Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые.
• Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе.
• Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
• Из мучительства рождается вольность. Из вольности – рабство.
• Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
• Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… и народ право имеет монарха-деспота судить.
• Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.
• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
• Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.
• Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды.
• Яко упражнения в телодвижениях укрепляют телесны силы, тако упражнения в размышлениях укрепляют силы разумные.
• Я человеку нашел утешителя в нем самом: «Отыми завесу с очей природного чувствования – и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – веселие неизреченное! – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных.
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»
В 1790 году вышла в свет знаменитая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», явившаяся гневным обличением всех мерзостей крепостничества. Екатерина II, не успев дочитать книгу до конца, велела отыскать сочинителя и посадить его в крепость. Императрица читала «Путешествие…» с пером в руках и делала на полях красноречивые пометки: «Тут царям достается крупно», «Царям грозится плахою», «Помещиков сочинитель казнит», «Надежду полагает на бунт от мужиков».
Екатерина еще дочитывала книгу, а ее автор уже сидел в Петропавловской крепости, и допрашивал его сам глава Тайной экспедиции Шешковский, пятнадцать лет назад учинявший допрос Пугачеву. Ему-то и было переслано дело Радищева, причем Екатерина высказалась весьма недвусмысленно: «Бунтовщик хуже Пугачева».
Среди мест, обративших на себя внимание судей, приговоривших Радищева к смертной казни, замененной императрицей ссылкой в Сибирь на десять лет, был и довольно необычный эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Причем указывалось, откуда эпиграф взят: «Телемахида, том II, книга XVIII, стих 514».
| Вольдемар Балязин: Эпоха Павла I | 1 |
| Павел I | 1 |
| Начало конца | 1 |
| Внезапная передислокация армии | 1 |
| Неожиданные опалы и милости | 1 |
| Кощунственный маскарад, или Пляска смерти | 1 |
| Коронация Павла I | 2 |
| Алексей Андреевич Аракчеев | 2 |
| Петр Алексеевич фон дер Пален | 3 |
| Разгул самодержавного произвола | 3 |
| Крепость, ставшая гробницей | 4 |
| АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ (1797–1800) | 4 |
| Из опалы – в бой | 4 |
| Анекдоты о Суворове | 8 |
| Ответ семилетнего Сашеньки | 8 |
| Метод изучения языка | 8 |
| Встреча с земляком | 8 |
| «Победителя не судят» | 8 |
| Встреча с И. П. Кулибиным | 8 |
| Письмо в село Ундол управляющему С. Т. Румянцеву | 8 |
| Истинное отношение Суворова к рекрутчине | 8 |
| Римлянин Курций, князь Долгоруков и староста Антон | 9 |
| Хитрость или скаредность? | 9 |
| Потемкин, Суворов, Кутузов и взятие Измаила | 9 |
| Сила военной музыки | 9 |
| Твердость голландского характера | 9 |
| Панацея от всех болезней | 9 |
| Приписка на турецком языке | 9 |
| Генеральный план всех сражений | 9 |
| Неожиданная метаморфоза | 9 |
| Самоарест Суворова | 9 |
| Лесть – подгоревший пирог | 9 |
| Вознагражденная терпеливость | 10 |
| Счастье или ум? | 10 |
| Руль и рука | 10 |
| Высокочтимые полководцы и любимые книги | 10 |
| «Наука побеждать» | 10 |
| Раны полководца | 10 |
| Суворов и Кутайсов. История третья | 10 |
| Опала фельдмаршала | 10 |
| Тайна стратегического плана | 11 |
| Национальный характер ремесла | 11 |
| Талант и рутина | 11 |
| Оценка Петра Ивановича Багратиона | 11 |
| Корректива к похвале | 11 |
| Девизы Суворова | 11 |
| Хвостов и Суворов | 11 |
| Завещание Суворова Хвостову | 11 |
| Полный титул нашего героя | 11 |
| Избранные мысли и афоризмы Суворова | 11 |
| КОМПЛОТ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ КРАМОЛЬНИКОВ | 12 |
| Заговорщики | 12 |
| Два шага к пропасти | 13 |
| Шаг последний – поход в Индию | 13 |
| Английский посол и Ольга Жеребцова | 14 |
| 11 марта 1801 года | 14 |
| ЛИЦА И ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ | 15 |
| Петр Александрович Румянцев | 15 |
| Происхождение будущего фельдмаршала | 15 |
| Утренняя прогулка, закончившаяся чаепитием | 16 |
| Выигранное пари | 16 |
| Проказа молодого Кутузова | 16 |
| Напоминание о гордыне и суетности | 16 |
| Григорий Александрович Потемкин | 16 |
| Звонари и кобзари | 16 |
| «Кого сами солдаты удостоят…» | 16 |
| «Умри, Денис, лучше не напишешь» | 16 |
| Деликатная благодарность | 16 |
| Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов | 16 |
| Генеалогия рода Голенищевых-Кутузовых | 16 |
| Ларион Матвеевич Голенищев-Кутузов | 17 |
| Первые шаги будущего фельдмаршала | 17 |
| На волосок от смерти | 17 |
| Лейденская история | 18 |
| Рука Провидения | 18 |
| Голенищевы-Кутузовы – отец и сын | 18 |
| Мауриций Август Беньовский | 19 |
| Кем же был этот человек? | 19 |
| От Карпат до Камчатки | 19 |
| От Камчатки до Парижа | 19 |
| От Парижа до Мадагаскара | 20 |
| Вторая экспедиция на Мадагаскар | 20 |
| Гавриил Романович Державин | 21 |
| Биография поэта | 21 |
| Изречения и фрагменты стихотворений | 21 |
| Поэт и прапорщик | 21 |
| Стихотворение «Памятник» | 21 |
| «Живи и жить давай другим» | 21 |
| Александр Петрович Сумароков | 21 |
| Биография поэта и драматурга | 21 |
| Вес ума и глупости | 21 |
| Уязвленное самолюбие драматурга | 21 |
| Уязвленное самолюбие поэта | 22 |
| Барков, Расин и Сумароков | 22 |
| Денис Иванович Фонвизин | 22 |
| Жизнь и деятельность Фонвизина | 22 |
| Афоризмы и крылатые слова | 22 |
| «Не дворянская наука – география» | 23 |
| «Убояся бездны премудрости» | 23 |
| Александр Николаевич Радищев | 23 |
| Жизнь и деятельность Радищева | 23 |
| Избранные мысли Радищева | 23 |
| «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» | 23 |
| Труд из-под палки и свободный труд | 24 |
| Цензура – книжная инквизиция | 24 |
| Николай Иванович Новиков | 24 |
| Жизнь и деятельность Новикова | 24 |
| Избранные мысли и изречения Новикова | 24 |
| Николай Гаврилович Курганов | 24 |
| Жизнь и деятельность Курганова | 24 |
| Преимущества старого стиля перед новым | 24 |
| Смерть придет – везде найдет | 24 |
| Порок и добродетель России и заграницы | 25 |
| Грустное воспоминание | 25 |
| Судья и поэт | 25 |
| Дмитрий Иванович Хвостов | 25 |
| Жажда славы | 25 |
| Невыносимое условие | 25 |
| Книготорговец и поэт | 25 |
| Судьба подарка | 25 |
| ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ВРЕМЕН ПАВЛА I | 25 |
| Литературные истории и анекдоты | 25 |
| «Не нашего прихода» | 25 |
| Метаморфоза эпитафии Хемницера | 25 |
| «Печатный всякий лист быть кажется святым» | 25 |
| «На минуту позабудемся в чародействе красных вымыслов» | 25 |
| Двоякое толкование одного и того же стиха | 26 |
| Анекдот о колоколе | 26 |
| Священники – кавалеры светских орденов | 26 |
| Регламентация петербургской жизни | 26 |
| Судьба нумизматической коллекции | 26 |
| Пример в назидание другим | 26 |
| Император и майор Кульнев | 26 |
| Князь Н. Б. Юсупов – режиссер и гурман | 26 |
| Прапорщик по воле царской | 26 |
| Поручик Киже | 27 |
| Резолюции Павла на жалобах | 27 |
| Неудачный поход в Голландию | 27 |
| Поступок солдата Пимена Алексеева | 27 |
| Имя на знамени полка | 28 |
| «В Сибирь, марш!» Правда и вымысел | 28 |
| Красносельские маневры | 28 |
| Августейший дегустатор | 28 |
| Любопытная демография | 28 |
| Историк Валишевский о Павле I | 28 |
| Новшества в одежде во второй половине XVIII века | 28 |
| От аристократов – к военным | 28 |
| Возвращение в строй сапог | 28 |
| Появление и трансформация пелерины | 28 |
| Появление бурки | 28 |
| Валенки, катанки, чесанки | 28 |
| Доломан | 29 |
| Женские и мужские муфты | 29 |
| Дворянские девизы | 29 |
| Девизы – часть геральдики | 29 |
| Геральдика и зоология | 29 |
| Девиз Лихачевых: «Верен долгу» | 29 |
| Девиз Шереметевых: «Бог хранит все» | 29 |
| Девиз Головкиных: «Этот герб дала доблесть» | 29 |
| Девиз Демидовых: «Делами, а не словами» | 30 |
| Девиз Толстых: «Преданностью и усердием» | 30 |
| Девиз Остерманов: «Ни солнце, ни холод не заставят измениться» | 30 |
| Девиз Румянцевых: «Не только оружием» | 30 |
| Девиз Гончаровых: «В честном труде – успех» | 30 |
| Девиз Безбородко: «Трудом и усердием» | 30 |
| Девиз Орловых-Денисовых: «Службою и храбростью» | 30 |
| Орденская мозаика | 31 |
| Орден Святого Георгия | 31 |
| Ответ кавалерственной дамы | 31 |
| Солдатские Георгиевские кресты и медали | 31 |
| Орден Святой Анны | 32 |
| Ордена Белого Орла и Святого Станислава | 32 |
| Иерархическая лестница российских орденов | 32 |
| Российские бароны | 32 |
| Бароны Петра Великого | 32 |
| Бароны 1725–1762 годов | 33 |
| Бароны Екатерины Великой | 33 |
| Бароны императора Павла | 33 |
| Последние бароны Российской империи | 33 |
Читайте также:

