Подольские курсанты цитаты из фильма
Обновлено: 31.10.2024
30 сентября 1941 года гитлеровская Германия и ее сателлиты и союзники начали наступление на Москву. Планы фюрера по завладению советской столицей до приближающейся зимы серьезно нарушила битва за Смоленск, длившаяся два месяца. Хотя гитлеровцам все же удалось захватить город и нанести серьезнейшее поражение оборонявшим Смоленск частям и соединениям Красной Армии, время было упущено. Но Гитлер и его окружение не теряли надежду взять Москву до холодов. На Московском направлении были сосредоточены силы группы армий «Центр» общей численностью в 1 929 406 военнослужащих, в том числе 72 (по другим данным 78) дивизий. На вооружении группы армий находились около 2 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 14 тысяч артиллерийских орудий и минометов, 780 самолетов.
Для обороны столицы Сталин сосредоточил силы нескольких фронтов. Только Западный, Резервный и Брянский фронты к 30 сентября 1941 года насчитывали 1 250 000 человек. На защиту Москвы были брошены практически все силы, которыми располагала Красная Армия в районе столицы. Гражданское население было мобилизовано на строительство укреплений.
В начале октября 1941 г. противник продолжал наступление и в районе Малоярославца. 5 октября гитлеровцы заняли город Юхнов (Калужская область), однако на Варшавском шоссе путь передовым частям 10-й танковой дивизии 57-го моторизованного корпуса вермахта преградил небольшой отряд из 430 десантников, которым командовал начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан Иван Старчак. Десантников он поднял по собственной инициативе и несколько дней держал оборону против многократно превосходящих и прекрасно вооруженных сил противника.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в подольских военных училищах находилось более 3500 курсантов. Преимущественно это были вчерашние школьники, а также молодые люди с полным средним образованием, которых военкоматы отбирали для краткосрочного обучения с последующим производством в командирские звания и направлением на фронт в качестве командиров взводов.
Личный состав курсантских рот и батарей практически полностью состоял из вчерашних выпускников школ, успевших проучиться в училищах считанные недели после начала учебного года. Ведь те курсанты, которые успели прослушать ускоренный курс, были уже выпущены во фронтовые пехотные и артиллерийские подразделения. Поэтому оборонять доверенный участок фронта предстояло совсем неопытным ребятам. И именно они, юные и только что начавшие осваивать воинские профессии подольские курсанты, совершили впечатляющий подвиг, сдержав натиск отборных гитлеровских армий.
Река Изверь. Типичная небольшая река Центральной России, длиной всего в 72 километра, протекает на территории Калужской области. Именно здесь, у тихой речки, передовой отряд подольских курсантов принял свой первый бой. В район реки прибыла группа немецкой мотопехоты на мотоциклах и броневиках. Атака десантников и курсантов пехотного училища застала гитлеровцев врасплох. Противника удалось отбросить далеко за реку Изверь, на западный берег реки Угры. Конечно, освободить Юхнов столь малыми силами курсанты не могли, но первая боевая победа очень вдохновила вчерашних мальчишек. 6 октября курсанты заняли оборону на Ильинском боевом участке. Им предстояло оборонять позиции на восточном берегу рек Выпрейка и Лужа, между деревнями Лукьяново и Малая Шубинка.
Гитлеровское командование сориентировалось достаточно быстро. Начались авианалеты, затем – артиллерийский обстрел, а потом на позиции подольских курсантов двинулись немецкие танки. Но курсанты держали оборону. Были оборудованы долговременные огневые точки и долговременные деревянно-земляные огневые точки, которые позволяли курсантам вести активный огонь по противнику, нанося серьезный урон технике и личному составу. 13 октября, отчаявшись сломить сопротивление курсантов в лобовой атаке, гитлеровское командование придумало обманный маневр. Танки вышли в тыл к героическим советским воинам под красными флагами, чтобы создать видимость «своих». Но курсанты быстро поняли суть происходящего и смогли уничтожить наступавшие танки противника. Командование наступавших частей вермахта было в бешенстве — «красные юнкера», как называли немцы подольских курсантов, ломали все планы по быстрому преодолению линии обороны.
15 октября генерал-майор Смирнов, начальник пехотного училища, видя сложное положение 3-го батальона курсантов, выдвинул ему на помощь свой резерв. У курсантов кончились патроны и пришлось идти на гитлеровцев в штыковую атаку. К утру 16 октября у курсантов оставалось лишь 5 артиллерийских орудий, да и те были укомплектованы неполными орудийными расчетами.
16 октября гитлеровцы вновь нанесли серьезнейший удар на Ильинском боевом участке. Сначала танки и артиллерийские орудия подавили огневые точки курсантов в дотах и дзотах. Однако у деревни Сергеевка один из хорошо замаскированных дотов так и не был обнаружен немцами. В нем находились курсанты под командованием командира 4-й батареи Подольского артиллерийского училища лейтенанта А.И. Алешкина. Курсант Беляев, командовавший расчетом 45-миллиметровой пушки, сумел подбить несколько вражеских боевых машин. Гитлеровцы окружили дот и атаковали его с тыла, забросав гранатами через амбразуру. Почти все защитники дота погибли.
Из 3500 человек в строю осталось только около 500 человек. Примерно 2500 курсантов и командиров подольских военных училищ погибли в боях с превосходящими силами противника. Поскольку тела погибших оставались на полях сражений до декабря 1941 – января 1942 гг., когда были захоронены, большинство погибших курсантов так и не были опознаны и числились пропавшими без вести.
Вклад вчерашних школьников в оборону Москвы огромен. Подольские курсанты уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров, 100 танков и бронетранспортеров. Пока «красные юнкера» сдерживали наступление сил противника, удалось создать и укрепить новую линию обороны и подвести резервы. Те из подольских курсантов и командиров, которым посчастливилось выжить при обороне Москвы, впоследствии сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Так, удивительная судьба была у одного из немногих уцелевших курсантов – Михаила Льва. Попав раненым в немецкий плен, он сумел бежать, стал разведчиком, а затем и начальником штаба партизанского отряда, а после войны – писателем. Именно Михаил Лев одним из первых поведал миру о подвиге своих однокашников – подольских курсантов в главе «Курсанты» автобиографической книги «Партизанские тропы» (1948).
Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий 9 ноября 1941 года получил звание генерал-майора, командовал артиллерией в 60-й армии, 3-й ударной армии, 2-й гвардейской армии, в 1944 г. стал генерал-лейтенантом, продолжал службу и после окончания войны. В 1954-1956 гг. генерал-лейтенант Иван Стрельбицкий занимал должность начальника Радиотехнических войск. Начальник Подольского пехотного училища Василий Смирнов тоже прошел всю войну – командовал 2-й Московской стрелковой дивизией, 116-й Краснознаменной Харьковской дивизией, а после войны руководил военным циклом Военного педагогического института Советской Армии, затем до 1964 г. – военной кафедрой Московского института внешней торговли.
Подвиг подольских курсантов стали изучать к двадцатилетию Великой Победы – в 1965 году. В 1966 г. школьники из города Климовска и комсомольцы Подольска совершили специальный многодневный поход по местам боевой славы подольских курсантов. В 1975 году, к 30-летию Победы, в Подольске был установлен памятник подольским курсантам, в 1985 году – памятник в Саранске и мемориал на Варшавском шоссе. В честь подольских курсантов названы пять школ Российской Федерации. Памяти отважных молодых бойцов посвящены песни, литературные произведения.
Следующая цитата
О подвиге подольских курсантов в советские годы было написано немало статей и книг, но вот в кино эта история отражения почти не получила.
Личное отношение
О курсантах рассказывается в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву», но в этом масштабном полотне это лишь один из эпизодов.
В постсоветское время нечто напоминающее историю подольских курсантов мелькнуло в «Предстоянии» Никиты Михалкова. Но этот фильм, по совести говоря, вообще хотелось бы забыть как страшный сон.
Инициаторами создания картины «Подольские курсанты» стали Игорь Угольников и Вячеслав Фетисов.
Для Игоря Станиславовича Угольникова эта история была еще и личной. Его дед строил Ильинский рубеж обороны и погиб поблизости от него. По словам гендиректора студии «Военфильм», он лишь совсем недавно узнал, что его дед был расстрелян немцами, и нашел могилу, где он похоронен.
Ильинский рубеж: о каких событиях рассказывает фильм?
30 сентября 1941 года немецкое командование начало операцию под кодовым названием «Тайфун». Гитлеровцы рассчитывали окончательно разгромить советские силы на московском направлении и выступить в советскую столицу, поставив точку в блицкриге.
Танковая группа Гудериана замкнула окружение советских войск под Вязьмой, одновременно выйдя на шоссе к Москве, проходящее через Юхнов, Ильинское и Малоярославец.
На столицу шел 57-й немецкий моторизованный корпус в составе 200 танков и 20 000 солдат и офицеров.
Новость о том, что 5 октября немцы взяли Юхнов, стала для советского командования шоком. Дорога на Москву на этом направлении оказалась практически открыта, а на переброску резервов требовалось время.
Единственной силой, которая могла быть оперативно выставлена навстречу гитлеровцам, были курсанты Подольского стрелково-пулементного и Подольского артиллерийского училищ.
Набор 1941 года состоял из студентов гражданских вузов, а также мальчишек, чей школьный выпускной состоялся в тот самый день, когда началась война.
Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий вспоминал: «Было среди них немало таких, кто еще ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы».
Занятия с курсантами-новобранцами начались в сентябре. А вечером 5 октября в училищах прозвучал сигнал «Боевая тревога!»
И сам Стрельбицкий, и те, кто отдавали ему приказ, отлично понимали, что бросают в бой тех, кто через три месяца должен был стать становым хребтом действующей армии, младшим командным звеном.
Но иного выхода в той ситуации просто не было.
Ильинский оборонительный рубеж должен был быть закончен лишь к концу ноября. Курсантам приходилось занимать не до конца оборудованные позиции, используя против вооруженного до зубов врага учебные пушки, включая орудия времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Свою задачу курсанты выполнили полностью. Они остановили продвижение гитлеровцев к Москве, позволили подтянуть резервы и нанесли нацистам тяжелый урон. В тыл курсанты отошли только после получения соответствующего приказа.
Из 3500 курсантов двух училищ 2500 навсегда остались на Ильинском рубеже.
Толковые офицеры и непьющие генералы: разрыв постсоветского шаблона
Угольников и режиссер картины Владимир Шмелев постарались воссоздать картину боев октября 1941 года максимально точно. Это касается и подробностей событий, и задействованной техники, и самих актеров. Молодых ребят, которым предстояло сыграть курсантов, отправили на специальную подготовку, во время которой они жили в казарме, носили форму, соблюдали армейскую дисциплину.
«Здесь нельзя было кривить душой», — заметил Игорь Угольников. По его словам, исторические консультанты постоянно перемещались по съемочной площадке, проверяя достоверность тех или иных сцен.
Многие герои фильма носят имена реальных участников тех боев. Сергей Безруков, например, Ивана Старчака, командира разведывательно-диверсионного отряда, который в октябре 1941 года действовал вместе с подольскими курсантами.
Евгений Дятлов играет Ивана Стрельбицкого, начальника Подольского артиллерийского училища. Роману Мадянову досталась роль генерал-майора Василия Смирнова, начальника Подольского стрелково-пулеметного училища, осуществлявшего общее руководство обороной Ильинского рубежа.
Мадянов успел отметиться и в роли подлого майора НКВД в «Штрафбате», и в роли пьяного генерал-майора в михалковской «Цитадели», так что в первый момент его появление в «Подольских курсантах» пугает.
Но, как оказалось, таланта Мадянов не утратил и сыграл советского генерала, который не истерит, не пьет, не бросает людей в бессмысленные атаки, а четко и по делу руководит военной операцией. И если дает в морду, то, во-первых, один раз за фильм, во-вторых, фашисту, а в-третьих, за дело.
Стоит похвалить и Сергея Безрукова. В первый раз за очень долгое время можно сказать без всяких оговорок — очень хорошая работа, лишенная следов прошлых. Ни Саши Белого, ни Иешуа Га-Ноцри, ни генерала Каппеля в образе Старчака нет и в помине, как нет и неправдоподобия лейтенанта Бурова из картины «В июне 41-го».
Вообще в «Подольских курсантах» нет ни одной актерской работы, которая бы выпадала и выглядела слабо.
Без «секретной правды» и дешевого пафоса
Фильм получился чрезвычайно тяжелым с эмоциональной точки зрения. Здесь нет ни кровавых упырей из НКВД, здесь не бегут в атаки с черенками и даже не «сражаются за Катю». Герои не погружаются в философские размышления о смысле происходящего, а немцы не рассуждают о том, что они солдаты, а не палачи. Здесь никто не осеняет себя крестным знамением (кроме бабушек-беженок у дороги). Несмотря на то, что картина боев получилась яркой, фильм вряд ли понравится любителям «стрелялок» и картины Т-34 с Александром Петровым.
И когда измученная женщина-врач, сама потерявшая сына-курсанта, бросает Стрельбицкому, что скоро не останется никого, он отвечает: «Потому что так надо на этой войне!»
Они сражались за Родину
Авторы «Подольских курсантов» показали то, чего уже давно не показывали в отечественном кино — юные курсанты сражаются и умирают за Советскую Родину, потому что они так воспитаны и не представляют, что может быть как-то иначе. И юный поэт, изложивший это в стихах, погибая при бомбежке, жалеет об одном — не добрался до врага, не смог с ним сразиться.
Создатели картины не стали заигрывать со зрителями — в конце вам будет по-настоящему больно.
Бесконечно усталые бойцы, до конца исполнившие долг, уходят в тыл без какого бы то ни было пафоса. Они выиграли свое сражение, но впереди еще вся война, и ради Победы будут принесены великие жертвы.
Следующая цитата
Я вчера ходил в кино на фильм Подольские Курсанты. короче, сегодня, блять, я хочу поговорить об этом. Будут спойлеры, если собирались идти, то не читайте, а лучше вообще не ходите на это.
Ладно, давайте по порядку. Вот начинается фильм и я вижу, как курсанты (артиллеристы, это важно) стреляют по мишеням из артиллерии. Ну нас там знакомят с главными героями, показывают этот военный быт. и уже с самого начала меня начало удручать. В хорошем смысле. Ну, знаете, это само по себе уже немного давит, ибо военная жизнь сама по себе уже довольно тяжела, и по началу ты проникаешься и попросту веришь в происходящее.
Всё, блять, начинает ломаться через первые несколько минут, когда что, как бы вы думали, происходит? Ну да, конечно, начинается ссаная любовная линия с тёлочками. Я не буду всё в красках описывать, сука, я просто скажу, что это ебучий задрипанный стереотип о том, как мальчики-курсантчики красуются перед девочками-медичками, подкатывают к ним, туда-сюда. ну вы понимаете, да? Мы даже не успели познакомиться с героями, зато уже видим, блять, эту ебучую любовную линию.
Как бы вам сказать, я в принципе лютый хейтер любовной линии в кино. Это один из самых задрипанных клише, потому что иногда просто хочется посмотреть какое-то крутое кино со своей отвлечённой историей, в частности тут мог бы быть жёсткий тяжёлый военный фильм, после просмотра которого банально не хотелось бы жить. а по итогу чё, сука? По итогу уже в первые минут 10 типичный лихой ГГ сосётся с какой-то там девочкой, ну охуительно, блять, ёбаные 10 минут фильма, мы ещё даже не знаем героев, а он ебучий лихой курсантик уже по-королевски про(срался)крался куда-то там ночью и тупа закадрил дивачку. Сука, не объясняют нихуя, он одним кадром назад ещё просто перед ней красовался, а тут она уже накинулась на него как портовая блядь. Но об этом мы ещё поговорим.
Суть в том, нахуй, что на кой хер надо везде пихать свои дешёвые отношеньки, блять?
Ах, да, простите, я вам сразу спойлерну одну из главных линий этого фильма: два дружка-пирожка главных героя влюблены в одну соску, при этом первый весь такой примерный, знает эту соску с СаДиКа, а второй детдомовское обрыганное, но такое мужественное и смелое быдло. И, конечно же, шмара сосётся то с одним, то с другим. Причём первый поцелуй происходит уже через 10 минут после начала фильма. Да, за весь фильм она будет ещё много раз сосаться.
Почему быдло-то? Ну, давайте-ка подумаем, что произошло, когда этот детдомовец (буду звать его так) вернулся в казарму и его ПрИмЕрНыЙ УсТавНоЙ друг его запалил? Ну вот давайте, угадайте. правильно, они помахались прямо в казарме! Кто бы мог подумать, вау, такая, блять, неожиданность. Сука, ГГ изначально не симпатизирует ничем, кроме своих выдающихся навыков наводчика. Да, как водится, он типа лучший наводчик, это подаётся с самого начала фильма, запомните этот факт. Остальное же его поведение - это просто типичное "хаха, давайте я буду стрелять не по мишени, а в другое место, чтобы порофлить" и "хаха а у нас за девочек обычно дрались))". И драку, естественно, он начал первым, когда второй уставник назвал его детдомовской шпаной. Я их всех буду так и звать: детдомовец, уставник и шмара.
И вот такими стереотипными, блять, клишированно-дешёвыми приёмчиками пестрит весь чёртов фильм. И с каждым из этих приёмчиков ты всё больше отдаляешься от фильма. Ты уже не обращаешь внимание на исторические ляпы и неточности, какие-то ошибки, если они там есть, потому что становится натурально похуй.
НО ЭТИХ ДВУХ ДРУЖКОВ ОТПРАВЛЯЮТ НЕ ВМЕСТЕ КАК ОДИН АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ РАСЧЁТ, А, ПОЧЕМУ-ТО, ПОРОЗНЬ. Может я не прав, если есть знающие люди, то поправьте, но, по-моему, сраный артиллерийский расчёт - это чёртова боевая единица, и если их надо куда-то дислоцировать, то их отправляют всех вместе, как единую боевую единицу. Не так, блять, что наводчик отсюда, заряжающий оттуда, ещё что-то.
Ещё хотите? Тот самый детдомовец - это типа лучший наводчик. И тут его в какой-то момент отстраняют от наводчика и переводят в заряжающего, потому что он в горячке войны тупанул и как еблан побежал в атаку как пехота. ЛУЧШЕГО НАВОДЧИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ ВОЙНЫ В ЗАРЯЖАЮЩЕГО, ЧТОБ УУ БЛЯ НАКАЗАТЬ. В этот момент просто окончательно разубеждаешься в логике произведения.
Мало? В самом конце фильма, когда шмара увидела уставника с тремя сквозными пробитиями груди, она подбежала к нему перевязать. Она, как бы, медик, даже в раненных перевязывала, не просто так, ебать. ну и что думаете? Она ему приложила своей рученькой бинтик, а потом он просто умирал, вспоминая, какая они круто общались в детстве, пока она ныла и НИХУЯ НЕ ДЕЛАЛА.
Молчу про стрельбу в танк из артиллерийского орудия на расстояние в 20 метров, молчу про спокойно идущих (а не бегущих) за танками немцев.
Само же повествование - это скомканная херобола. То они едут в грузовике, то они (или не они) сразу уже окапываются. в этой ёбаной каше настолько ничего не понятно, что только ближе к середине фильма ты более-менее выучиваешь героев. И нам, понимаете, постоянно показывают каких-то новых героев, которые потом умриают и типа должны вызывать сочувствие. но, блять, да даже бабу эту нельзя запомнить, шмару эту, понимаете? В какой-то момент она там была, и я вообще просто смотрели думал: "Стоп, а это кто? Это та самая?"
Ах, простите, чуть не забыл про дешёвые попытки выдавить слёзы у русскоязычной аудитории за счёт знакомых образов. Папа, прощающийся с ребёнком, говорящий ему, чтобы тот, трёхлетний, оберегал маму, ууу. Что там, написать глубокий сценарий, создать давящую атмосферу? Не-не, короч, вот ребёнок, всё, плачьте! Ну и прочее-прочее.
В целом, да, это не какой-нибудь Крым или Защитники, после выхода из кинотеатра в целом нет негативных впечатлений, но если попытаться хоть немного осмысленно просматривать этот фильм, а не просто зырить на войнушку - боже, нет.
И я смотрю на работу этих сценаристов, режиссёров, на тех, кто это делал. да у меня складывается ощущение, что я, будучи реально никем в области создания кино, сделал бы лучше. По крайней мере, я бы мог почитать сценарий и сказать: "Чё это за хуйня?". Это не мрачная мясорубка, это не затягивающая история одного или нескольких человек. Это просто проходной шаблон, происходящее на экране. да в него банально не верится, да даже не интересно и не понятно нихрена, кроме того, что очередной чувак, которого все герои знали, умер.
И это натуральный дизреспект. Дизреспект всем, кто это писал, всем, кто это одобрил, потому что это хуёвая драма, это хуёвый исторический фильм, это хуёвый военный фильм. Я бы мог позволить тому самому в целом положительному впечатлению пересилить себя, ибо концовка, ну.. ну в конце все просто умирают, остаётся пара адекватных второстепенных персонажей, война, всё такое, и в целом это довольно нейтрально, но. нет. Нельзя простить тот ебучий абсурд с абсолюнто хуй пойми всявшейся любовной линией, нельзя простить абсолютную никчёмность этого сценария или, по крайней мере, его исполнения как душераздерающей истории.
И, блять, единственное, что заставляет грустить - это осознание того факта, что подобный фильм был снят в принципе. Что на месте этого чуда кинематрографа могла быть угнетающая и давящая картина, просто чёртов мрак, залезающий под самые рёбра, после которого ты бы мог выйти из кинотеатра и, обняв свою любимую девушку, заплакать у неё на плече, радуясь тому, что скоро ты придёшь домой, ляжешь в тёплую постель, проснёшься и будешь жить свой полной жизнью. Но, увы, нет.
Следующая цитата
Ну наконец-то я дождался! Наконец у меня нет рвотного рефлекса, наконец-то хочется поделиться радостью от того, что я видел Фильм с большой буквы, снятый просто прекрасно и со вкусом!
Специально из-за всех этих ограничений ходил в небольшой зальчик на 12 человек, нас было там четверо. Днем, ВИП-зал (очень удобные кресла) – и четверо – это прекрасно. И уходили, как говорится, глаз не прятали.
Итак, что я хотел бы сказать. Самое главное – это бэкапы или возвраты в прошлое. Они были, так как я за свою жизнь посмотрел просто огромное количество военных фильмов, мне было что вспомнить.
Не знаю, кому как, а мне лучший актер фильма – Любовь Константинова, игравшая санитарку. Реально от ее игры мороз по коже, сразу вспомнились «А зори здесь тихие…». Тот, первый. 1972 года.
Нет, остальные тоже все просто прекрасно… нет, не играли. Пожалуй, тут я не совсем прав. Эти люди замечательны тем, что смогли прожить вместе со своими героями. Показать нам ту жизнь и те жизни, которые просто сгорели осенью 1941 года под Москвой.
Сюжет-то прост… Осень 1941 года. Немцы рвутся к Москве. Страна уже поняла, что война, но еще не поняла, насколько это страшно и надолго. А эти, молодые курсанты, они слово-то слышали, а вот сердца еще нет. Молодые…
И да, тут сразу «Брестская крепость» всплывает. И хорошо, что всплывает, прекрасно. Значит, если мозг сравнивает, ему это как минимум, нравится.
Вообще «Подольских курсантов» нужно признать образцовым полотном. И с точки зрения режиссуры, и с точки зрения работы оператора (ну вот разве что с замедлениями перебор, да и то, не смертельный), и с точки зрения игры актеров. Все идеально.
Массовка… Вот тут надо сказать огромное «Спасибо» всей реконструкторской тусовке России. Такой великолепной массовки не было в фильмах давно. Без ляпов. Без натянутых на глобус сов. Без самоделок. Реконструкторы вытащили этот фильм на такой уровень достоверности, что его сегодня можно за образец принимать.
Вообще идея обратиться к реконструкторам – это Угольников здорово придумал.
Музеям частным огромная благодарность. Все, что ездило, все музейное. От Вадима Задорожного (кстати, он продюсер фильма) целый десант был, механиков и техников вкупе с машинами, другие частные музеи и коллекции откликнулись.
Пять дней… Да, ничего нового. И слава богу, что ничего нового в картине нет. Молодые парни едут на фронт. Им надо задержать продвижение немцев на пять дней. Кто-то выживет, кто-то нет. Война. Понятно, что в той мясорубке выживших было немного, но на кону была Москва.
Все привычно. Убил или убили тебя. Успел выстрелить, или не успел. Очень просто. Нет бездарных маршалов, нет пьяных особистов, нет ничего из тех штампов, которые нам навязывали последние 20 лет.
Есть история. Скорее даже больше бы я назвал фильм реконструкцией, это очень удачная попытка именно реконструкции тех событий, нежели отстраненного показа. Да, есть немного такого пафоса, но тут не то что простить можно – нужно.
Когда я смотрел и хвалил «28 панфиловцев» Шальопы, ощущения были совершенно иные. Да, фильм был хорош, а по тому времени и вообще роскошен, на фоне всеобщей импотенции от кино, но, пожалуй, «Курсанты» сильнее.
Да, кому-то может не понравиться любовная линия, запихнутая в фильм, но во-первых, а куда без нее, во-вторых – ну ведь было!
В конце концов, кому нужна сухая история момента – есть «Горячий снег», фильм, которому не будет равных никогда.
Я ждал этот фильм, я о нем уже говорил. Я очень рад, что не разочарован. Лицами, игрой, постановкой, сценарием, техникой. Духом фильма. Кстати, весьма атмосферный фильм, чем-то меня окунул в «В августе 44-го», даже не понял, чем, нов от было что-то такое, хоть многие и считают «В августе…» неудачным, но лично мне кажется. В нем атмосфера передана просто отлично. Вот здесь примерно то же самое.
Очень рекомендую на выходных сходить. Поддержать создателей, актеров, статистов. Фильм действительно хорош. Для современного российского кино – более чем. Я и не думал, что в океане убожества и лжи российского кинематографа вдруг промелькнет островок такого света. Наверное, потому, что Минкульт дал всего 60 миллионов из 450 и не мог оказать давления на съемочную группу.
Большое спасибо хотелось бы сказать всем виновным в появлении этого фильма. В первую голову – Игорю Угольникову, без которого точно не получилось бы ничего. Режиссер Вадим Шмелев обязан гордиться такой работой. Актеры, я о них уже говорил, Безруков не умеет играть плохо и тут это только подтвердил, Бардуков, Юдин, Губин, Константинова, Дятлов…
В общем, это фильм, который однозначно заслуживает того, чтобы на него сходить. Такого наш кинематограф не выдавал очень давно, и неизвестно, будет ли что-то подобное в будущем. А потому – стоит пойти и посмотреть. Рекомендую. Фильм - такой же памятник тем курсантам, как этот:
Специально не стал выкладывать фото кадров из фильма, сперва, естественно, сделал, потом решил, что так будет лучше. Лучше вы все увидите сами.
Читайте также: