Дыра размером с бога цитата
Обновлено: 06.11.2024
У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может. Жан-Поль Сартр.
Каково вам жить с дырой внутри? Вы знакомы с ней или стараетесь не замечать?
Некоторые люди прямо так это и описывают: у меня внутри дыра. Они чувствуют ее физически. Наше тело – умный рассказчик нам о нас самих. Наши телесные ощущения и симптомы – это всегда и метафоры тоже, а не только простые «больно», «холодно», «тошно». Эта дыра может ощущаться как настоящая черная дыра, в которой рискует кануть всё что угодно. Страшащая тьма, готовая вас поглотить. Бездонный колодец.
Или это туннель насквозь, внутренний сквозняк, пустота: всё словно пролетает через, и тогда трудно удержаться внутри себя.
Или дыра дает о себе знать уже в своих последствиях. Например, когда вы постоянно нуждаетесь в человеке, который бы вас утешил. Для этого вы можете постоянно менять партнёров. Или оставаться в мучительных, не удовлетворяющих отношениях. Чего-то постоянно требовать и ждать от близких. И не получать, не получать, не получать.
Или дыра может проявляться в других зависимостях, не обязательно от человека. Например, в переедании. Кажется, что можно заполнить это посасывание внутри чем-то вкусным. Или даже не обязательно вкусным, а просто набить желудок, чтобы ощутить внутри тяжесть.
Или хочется выпить.
Или что-то обязательно купить.
Или кому-нибудь непременно позвонить.
Открывать сайт за сайтом, не успевая их толком прочитывать.
Зачем-то сидеть все вечера ВКонтакте или ФБ.
Смотреть сериалы серия за серией.
Подвисать на стрелялке.
В общем, с дырой жить неуютно. А иной раз и больно. И стыдно бывает тоже. И мы стараемся ее прятать, не замечать и другим не показывать. Так что обычно мы с ней не в ладу. Забываем о ней. Не знаем о ней. Стараемся ее не замечать. Боремся с ней. Сопротивляемся ей. Устанавливаем барьеры.
И тогда она начинает повелевать нами. Превращается во внутреннее зло, вездесущего Дарта Вейдера нашей души. Оставляя это постоянное ощущение пустоты, недовольства собой, неудовлетворенности чем-то или всем и вся.
Пушисто не получается, потому что в этой дыре огромное количество энергии (достаточно вспомнить ее размер – по Сартру). И она норовит просто утащить тебя внутрь, словно космическая, — в Ничто.
Между ними, кстати – той, что внутри и той, что в небе — наверняка есть что-то общее. Ведь Кант не шутил, и звезды над нашей головой – это проекция нашей души.
Кажется, шагнешь в дыру – и конец. Но нет. В конце концов станет очевидно, что двигаешься по проходу навстречу свету. Если удастся дойти до этого «конца концов». Если не сбежать. Не застыть. Не отвернуться.
На практике это означает продолжать осознавать, что происходит. Как откликается тело. Что с чувствами. Продолжать осознавать себя. И тогда придет понимание, что я – это нечто большее, чем всё остальное, и даже моя дыра. Всегда большее.
Это наблюдать своё переживание, трогать его, нюхать, слушать, смотреть. Ловить нюансы, как оно меняется прямо на глазах.
Это подержать его в руках. Может быть, вначале покажется слишком холодно и слишком горячо. Слишком тяжело или неустойчиво. Чувствовать, как привыкают к нему руки. Как внутри него что-то поддается тебе.
И так раз от разу. Встречать все свои неудовлетворённости и тревоги, все свои «плохие чувства». И окутывать их своим дружелюбием и любопытством. Привет, тоска. Привет, злость. Тем более, плохих чувств не бывает. Каждое, что возникает, говорит о каких-то важных наших потребностях. И, значит, открывает что-то ценное внутри. «Сдаться своим сильным сдерживаемым чувствам – это сделать шаг навстречу чему-то сокровенному внутри себя», — писал Александр Лоуэн. А еще и Кларисса Пинкола Эстес: «Каждую грубую и грязную эмоцию можно понимать как появление света, который кипит и клокочет энергией».
Как говорил об этом известный специалист по черным дырам (внешним, космическим) Стивен Хокинг: «Черные дыры не столь черные, как они всем представляются. Это не вечные тюрьмы, как думали раньше. Из них есть выход и, возможно, даже в другую Вселенную. Если вы чувствуете, что попали в черную дыру, не сдавайтесь — оттуда есть выход».
Так что пусть это непростая работа – встреча с Дырой. Еще бы – если она размером с Бога.
Как говорил Карл Густав Юнг, «кто-то должен быть способен вынести Бога. И это является задачей для наделенного даром мыслить».
И чувствовать – хочется добавить.
И — осознавать.
Так что когда вас тянет к холодильнику, телевизору, в магазин, в интернет, к телефону, когда вы не находите себе места, когда опять двадцать пять, когда грусть-тоска съедает – когда, когда, когда… Можно просто остановиться и обратиться внутрь. Не торопиться. Вглядываться, вслушиваться, что там, у меня внутри сейчас на самом деле. И может быть, это Бог так разговаривает со мной.
«Дикий бог – если он входит в нашу жизнь, он может перевернуть в ней всё. Он может потребовать всё, что мы имеем, потому что пожирает наше самодовольство и велит нам меняться целиком, против воли, против страха. Я думаю о глубинной терапии как о поиске дикого бога, — писал Джеймс Бьюдженталь. — Он в дуновении ветра. Он поет в безмолвии пустыни. Он лелеет нас в лучах солнца».
НЕлюбовь = ДЫРА В ЧЕЛОВЕКЕ, размером с самого человека.
НЕдостаток любви с детства создает такое состояние у человека, что невозможно заполнить ничем. Такой человек не может верить в себя, не может раскрыть свой потенциал, не может обрести достойного спутника жизни, не может обрести достаток в своей деятельности, не может наладить благополучие в жизни, не может. не может . не может. - список этих "НЕДО-" можно продолжать бесконечно..
А суть проста: сначала и изначально такому человеку просто НЕ хватило ЛЮБВИ.
Не болтовни "про любовь", не высоких фраз "с броневичков" О ЛЮБВИ..
У него, условно говоря, ДЫРА В ГРУДИ, РАЗМЕРОМ С НЕГО САМОГО.
И не хватило такому человеку простой, "житейской" действенной ЛЮБВИ, опираясь на которую можно ЖИТЬ, ЦВЕСТИ, ТВОРИТЬ.
Не умеем мы любить Другого, особенно ярко это наблюдается в отношениях родителей и детей. Мы не не любим, мы не умеем любить. Нам негде было этому научиться. Наша любовь спрятана под детскими травмами.
Мы относимся к себе и к своим детям так, как относились к нам наши родители.
Мы хорошо умеет выполнять родительские функции, что по отношению к детям, что по отношению к своим супругам: накормить, напоить, обуть, одеть, воспитать, проконтролировать.
И так мало умеем дать человеческое тепло.
"Нелюбовь — это когда нельзя мешать. Разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях — это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить — надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще, зачем тебе это?
Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им пять лет. Это уже солидный возраст. А если тридцать пять — это вообще старость. И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте.
Нелюбовь — когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке — он может сказать, что ты много ешь. А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешься и цветочки в вазочку поставишь. Нелюбовь — когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя поведут гулять. И не скули, не ной, не реви, — смирно сиди и жди. Когда не заступаются и говорят: сам виноват! — это нелюбовь.
Когда ничего не дарят — нелюбовь. Когда жалко денег на тебя — это нелюбовь. Это не ненависть. Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то, из зависти, например. И можно уйти или сдачи дать. А не любят — просто так. Хотя говорят: «да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!». Вот это и есть — нелюбовь. И от нее умирают. Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны.
Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым; он боится все испортить, помешать, раздражить. Тут ничего не поделаешь; если есть силы — надо уходить хоть с узелком на палочке. Или хотя бы ясно понять — это нелюбовь. Не любовь.
Источник: Психология личности.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.02.2019. Путин и Фининтерн.
- 24.02.2019. Лучшие цитаты братьев Стругацких.
- 23.02.2019. С Днём защитника Отечества!
- 22.02.2019. Поговорим о Душе.
- 19.02.2019. Обратный эффект.
- 18.02.2019. Идеальный герой не из стали и льда.
- 17.02.2019. Шахматная партия.
- 16.02.2019. Пароход Челюскин погиб не зря.
- 15.02.2019. Как погиб Королевский батальон.
- 14.02.2019. Правда о царской России без лжи и клеветы.
- 13.02.2019. 7 мифов об античности.
- 12.02.2019. За что убивают натуропатов?
- 11.02.2019. Что замалчивает мировая пресса.
- 10.02.2019. Они нас недооценили.
- 09.02.2019. Календарь Майя нам не врал.
- 08.02.2019. 22 жестокие истины.
- 07.02.2019. Упущенные возможности.
- 06.02.2019. Совесть лишняя нагрузка?
- 05.02.2019. Quo vadis, человечество?
- 04.02.2019. Мы русские!
- 03.02.2019. Как калечили Русский Язык в ХХ веке.
- 02.02.2019. 2 февраля - день Победы под Сталинградом.
- 01.02.2019. Как русское золото оказалось в банках Японии?
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Следующая цитата
Лица других людей наделены смыслом. Мое — нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое — поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства — это все равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы.
На мой взгляд, людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить.
Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали.
Я сам своя свобода.
Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
Книги — это мир, отраженный в зеркале; они обладают его бесконечной плотностью, многообразием и непредугаданностью.
Надо, чтобы в человеке любили все — и пищевод, и печень, и кишечник.
Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки делаю выбор.
Бывают дни, когда человек вселяет в меня ужас.
Всякий антикоммунист — сволочь.
Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями. События тоже текут мимо: откуда ни возьмись появляются люди, что-то говорят, потом уходят, и ты барахтаешься в историях без начала и конца.
У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.
Ты приходил, говорил, уходил — и всё невпопад.
В каждом человеке — весь Человек сполна.
Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.
Комплексы — это, конечно, прекрасно, но когда-то надо же от них избавляться.
Существование — вот чего я боюсь.
Случиться может всё, что угодно, всё, что угодно, может произойти.
Тот, кто чрезмерно любит детей и животных, любит их в ущерб человечеству.
Суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога.
Мир несправедлив; раз ты его приемлешь – значит, становишься сообщником, а захочешь изменить – станешь палачом.
Он не раз и не два заявлял о своем желании жениться — на ком угодно, только не на ней.
Запрещено запрещать!
Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.
Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл.
Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!
Но я ничего больше не вижу: сколько я ни роюсь в прошлом, я извлекаю из него только обрывочные картинки, и я не знаю толком, что они означают, воспоминания это или вымыслы.
Прошлое — это роскошь собственника.
Доктор обладает опытом. Обладать опытом — его профессия; врачи, священники, судьи и офицеры знают человека наизусть, словно сами его сотворили.
Великодушие — это фермент, который врачует наши внутренние раны, но в конце концов приводит к отравлению организма.
В своих чувствах мы знаем все, не знаем только их глубины, то есть искренности. Тут даже поступки не могут служить мерилом, во всяком случае, до тех пор, пока не доказано, что они не поза, а доказать это не всегда легко.
Чем больше сражений я проиграю, тем верней выиграю войну.
Следующая цитата
До чего же хороша была Елена Цыплакова! Даже в детском фильме "Не болит голова у дятла" уже угадывалась ее сексуальность и манкость, редкие среди наших актрис. Особенно привлекательна и заманчива получилась у нее роль в фильме "Мы из джаза". В "Школьном вальсе" ее эту сексуальность режиссер всячески пытался притушить - советская школьница все-таки! А в "Трех мушкетерах", наоборот, режиссер профессионально эксплуатирует это ее замечательное качество.
Потом с Еленой произошла какая-то мистическая история. Я не имею в виду ее полноту - наоборот, в ней она могла бы быть еще более соблазнительной. Но актриса обратилась к Богу, причем настолько глубоко и серьезно, что мы разом потеряли и актрису, и ее сексуальность.
Религия - это такая тонкая тема, которой лично я стараюсь не касаться. Много раз давала задание разным молодым журналистам - написать об актерах, ушедших служить в храм. Никто не справился. А таких артистов очень немало - это и Ольга Гобзева, и Владимир Заманский, и покойный уже Алексей Локтев (кто не помнит - "Я шагаю по Москве"), Екатерина Васильева - их много, отмаливающих свой "фиглярский" грех (это выражение одного из них). Уход из мирской жизни - это глубоко личный выбор, его нельзя не уважать. Но.
В случае с Еленой Цыплаковой произошел какой-то психологический слом. Она всегда и везде говорит о Боге, о служении ему, что становится просто навязчивой идеей и страшно утомляет. Однажды актриса, на вопрос, как ей удалось так похудеть, ответила: молилась Богу день и ночь - вот и похудела.
И стало как-то даже страшно за нее.
Хотя она продолжает работать , поставила как режиссер несколько фильмов и сериалов (в том числе попсовые "Кармелита" и "Пока станица спит"), снимается в небольших ролях в кино.
Следующая цитата
- Я Вам скажу так: как сказал апостол, мы живем в этом мире, но мы этому миру не принадлежим. Я действительно нахожусь, по ряду обстоятельств, внутри этого мегаполиса, но я не считаю себя ему принадлежащим. Для меня очень важно быть принадлежным Церкви. И все, что я делаю в своем мире, в своем окружении, оно, так или иначе, проявляет мое отношение и к мегаполису, и к тому, где я появляюсь, будь то это официальное какое-то мероприятие, или же это, может быть, какое-то неформальное общение с молодыми людьми. Везде я человек Церкви. Еще раз повторю, это может быть в мегаполисе, это может быть в каком-то скиту.
Понимаете, этот мир нам предлагает очень много источников радости, но это все временные источники, и мы пытаемся из этих источников насытиться и заполнить ту огромную "дыру размером с Бога" . Дыра, в которой мы чувствуем потерянность радости, света, мира, неутешенные. Вот мы обращаемся к источникам радости этого мира, и если мы только этим заполняем свою душу, ну, тогда беда. Именно поэтому пост существует, чтобы отсечь то, что предлагает мир, и то, что дает тебе Бог увидеть во всей своей полноте.
- Вы даже бывали на "Яме" (обновленная Хохловская площадь с амфитеатром в Москве, популярное общественное пространство), - где как раз этим летом было очень много молодежи. Вот о чем совсем молодые люди, тинейджеры, о чем они вас спрашивают?
- Ох, по-разному. Вот как раз таки о любви, об отношениях с родителями. Как раз мы начинали лекцию перед нашей православной молодежью, и, выступая перед ними, мы видели, что те, кто по периметрам, по краям этой Ямы, они слушали, они внимательно слушали и сближались к центру, чтобы лучше слышать микрофон. Одна девочка перед этой лекцией с немножко такой бравадой подошла: «Че, со «Спаса»? Я говорю: «Ну, да. Я иногда там бываю». — «Моя мама смотрит». А я вижу, что она немножко подшофе. «Ну, да». Она такая: «А автограф можно?» Я говорю: «Да не вопрос». — «А мы с ней не разговариваем, там, долгое время вот уже». После лекции, после этого выступления мы записывали потом интервью, и я вижу, как их компания сорвалась с места и движется в мою сторону. И эта девочка бросилась мне на шею, потому что она перезвонила своей маме и сказала, что: «Вот я сейчас для тебя взяла автограф у человека, который на «Спасе», — и они впервые за последних полгода поговорили и помирились. Простая житейская история. Это про то, что жизнь — настолько она многообразна и интересна, и это внутреннее вопрошание: как с мамой общаться, как сделать так, чтобы они друг друга простили, в конце концов, не терлись друг о друга так, чтобы натирали друг другу болячки и раны? Вот эти простые вопрошания — как бросить пить, как вырваться из этих кругов ада? Это простые житейские вопросы, но сначала они должны появляться, эти вопросы.
- Вы можете помочь?
- Я — нет. Бог может. Я — нет. Вот моя задача — лишь свидетельствовать об этой правде Божией, что есть Бог, который может тебя вытащить из этой ямы, в которой ты оказался, или же поддержать тебя в твоей жизни. Я лишь свидетель этой Божией милости, этого Божия участия в жизни человека.
Читайте также: