Ляпкин тяпкин описание с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Комедия Гоголя не теряет популярности по сей день. События данного произведения происходят в городе N, куда с проверкой должен нагрянуть ревизор, заставив своим приездом переполошиться всех чиновников, не ожидающих, чем для них грозит визит столь важного гостя. Цитаты и афоризмы из комедии «Ревизор», характеризующие героев помогут читателю лучше понять, что собой представляет каждый персонаж в отдельности. Некоторые цитаты из комедии довольно прочно закрепились в современной речи, благодаря яркости, меткости и точной формулировке.
Знаменитые фразы из «Ревизора»
«Легкость необыкновенная в мыслях». Данную фразу применяют, говоря о чьем-то бахвальстве, хвастовстве. «Большому кораблю – большое плаванье». Фраза Ляпкина-Тяпкина, адресованная городничему. Произносится, когда хотят пожелать человеку блестящего будущего, хороших перспектив в дальнейшем, осуществления грандиозных планов. «В детстве мамка ушибла». Говорят о человеке пытаясь оправдать его неразумные поступки. Мол, таким родился, ничего изменить нельзя. «Человек простой: если умрет, так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Слова Земляники. Имеется в виду халатное отношение медицинских работников к пациентам. «Эк куда метнул!» Фраза городничего. Употребляется в том случае, когда собеседник начинает говорить о возвышенном. «Срывать цветы удовольствия». Фраза Хлестакова. Говорят про тех, кто относится к жизни потребительски. «К нам едет ревизор». Фраза городничего. Предупреждение о предстоящем приезде важного лица с проверкой. «Не по чину берешь!». Фраза городничего. Обозначает несоответствие общественному положению. Зазнайство.ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Следующая цитата
Воспитание
Ляпкин-Тяпкин не владеет французским языком, что говорит о его недостаточном образовании, поскольку в XIX веке образованные дворяне владели иностранными языками, в частности, французским.
Аммос Фёдорович. А чёрт его знает, что оно значит! Ещё хорошо, если только мошенник, а может быть, и того ещё хуже».
Источник: Действие пятое, явление 8
Ляпкин-Тяпкин считает себя глубоко образованным, даже вольнодумным человеком только потому, что за всю жизнь прочёл несколько книг. Это свидетельствует о том, что образование его было неполным.
Источник: «Замечания для господ актёров»
Земляника
Земляника считает судью красноречивым человеком, способным красиво и грамотно изъясняться.
«Артемий Филиппович. Да, Аммос Фёдорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел.
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Земляника указывает «ревизору» на пороки судьи, среди которых большая страсть к охоте и предосудительная связь с замужней женщиной.
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Полное имя — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.
Возраст — не указан, мужчина зрелого возраста.
Род занятий — судья.
Семья — известно, что у судьи есть дочери.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств, но недостаточное.
Внешность — имеет очень важный, напыщенный вид, говорит густым басом.
Характер — ленивый, лицемерный, равнодушный к людям и их проблемам, корыстолюбивый.
Положительные черты — любит собак.
Отрицательные черты — невежественный, с завышенной самооценкой, взяточник и коррупционер, бесчестный человек.
Произведение — «Ревизор».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание Ляпкина-Тяпкина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Характеристика Хлестакова другими героями
Лука Лукич
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.
Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.
А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей (о городничем).
На пустое брюхо всякая ноша тяжела кажется.
И веревочка в дороге пригодится.
Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.
Речевая характеристика Ляпкина-Тяпкина
Речевая характеристика судьи Ляпкина-Тяпкина позволяет в полной мере сделать выводы об особенностях его личности. Автор сравнивает речь данного персонажа со старинными часами, «которые прежде шипят, а затем уже бьют». Он говорит с большой важностью, придавая вес каждому, даже самому пустому, незначительному своему слову.
Аммос Фёдорович выражает свои мысли с самодовольным видом «просвещённого» человека, хотя на деле является лишь напыщенным невеждой, прочитавшим всего несколько книг. Однако общество, в котором вращается судья, является ещё более невежественным, и на фоне своих коллег и приятелей он имеет славу красноречивого человека: «У вас, что ни слово, то Цицерон с языка слетел».
Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина
Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.
Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг», и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.
Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес». Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что он является судьёй уездного города N.
«Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья».
Источник: «Действующие лица»
Источник: «Замечания для господ актёров»
Аммос Фёдорович занимает пост судьи уже 15 лет.
Источник: Действие первое, явление 3
Источник: Действие четвёртое, явление 3
Аммос Фёдорович был избран судьёй по воле местного дворянства и за все 15 лет ни разу не переизбирался.
«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени».
Источник: Действие четвёртое, явление 3
Начальство довольно службой Ляпкина-Тяпкина, который на своём посту получил высокую награду за отменную службу.
«Хлестаков. А выгодно, однако же, быть судьёю?
Аммос Федорович. За три трехлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин находится в родстве с попечителем богоугодных заведений Земляникой.
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Известно, что у Ляпкина-Тяпкина есть дочери.
Источник: Действие четвёртое, явление 14
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ляпкина-Тяпкина вместе!
Биография
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — судья уездного суда в одном из провинциальных городов России. На этот пост был единодушно избран местным дворянством в 1816 году и на протяжении последних 15 лет остаётся бессменным судьёй.
Ляпкин-Тяпкин настолько поверхностно, наплевательски относится к своим обязанностям, что даже не пытается разбираться в официальных бумагах, документах. Однако начальство вполне устраивает подобная «отменная» работа, и судья получает награду — Орден Святого Владимира четвёртой степени, который выдавался за военные отличия и гражданские заслуги.
Аммос Фёдорович является большим любителем охоты и всё своё свободное время посвящает любимому занятию. Даже взятки он берёт не деньгами, как все местные чиновники, а породистыми охотничьими щенками.
В городе Аммос Фёдорович пользуется славой дамского угодника и, по слухам, имеет связь с женой помещика Добчинского.
Образ Ляпкина-Тяпкина
Сущность данного персонажа полностью заключается в его говорящей фамилии: Ляпкин-Тяпкин — человек, привыкший всё делать «тяп-ляп», то есть небрежно, грубо, лишь бы как. Занимая видный пост в городе и будучи представителем закона и порядка, Аммос Фёдорович не удосуживается внимательно читать важные бумаги и решения принимает соответствующие. Для него судейская должность означает лишь тёплое, сытое место и возможность безнаказанно брать взятки.
Ляпкин-Тяпкин халатно относится не только к своим прямым обязанностям. Так, в здании суда с его молчаливого равнодушного согласия сторожа заводят гусей, а на важных бумагах валяется охотничий кнут.
Судья не видит ничего предосудительного в том, чтобы брать взятки. Разница между ним и прочими чиновниками заключается лишь в том, что взятки он берёт в виде породистых щенков. Охота является главной страстью судьи, который может часами обсуждать эту тему.
Будучи малограмотным, невежественным человеком, относит себя к местной интеллигенции, поскольку прочёл несколько книг. Имеет собственное суждение насчёт многих вопросов бытия и среди коллег считается Цицероном — прекрасным оратором и философом.
Ляпкин-Тяпкин представляет собой классический продукт бюрократической системы царской России. Это ленивый, лицемерный, корыстолюбивый чиновник, готовый на что угодно ради собственной наживы.
Городничий
Городничий указывает на недочёты работы судьи. Всё это время он сквозь пальцы смотрел на подобные вольности, но приезд столичного ревизора заставляет его навести подобие порядка в городе.
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие первое, явление 1
Городничий пренебрежительно относится к судье, который не верит в бога и не посещает церковь. Он считает это большим недостатком.
Источник: Действие первое, явление 1
Городничий считает Аммоса Фёдоровича опасным вольнодумцем, поскольку тот осмелился «своим умом» найти собственную версию сотворения мира.
«О, я знаю вас: вы если начнёте говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются».
Источник: Действие первое, явление 1
Хлестаков
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, - люблю хорошую кухню.
Без чинов, прошу садиться.
Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?
Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?
Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.
Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.
Легкость в мыслях необыкновенная.
Это топор, зажаренный вместо говядины.
Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.
Ну, ну, ну…оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.
Следующая цитата
В злободневных цитатах «Ревизора» каждый сможет найти для себя хорошо знакомые грани личности, которые талант Николая Васильевича Гоголя превратил в настоящий шедевр мировой литературы. В статье мы рассмотрим это на примере одного из героев комедии, уездного судьи Ляпкина-Тяпкина.
Тернистый путь «Ревизора»
Многие произведения Николая Васильевича, в том числе и «Мертвые души» и «Ревизор», при жизни самого Гоголя встретили противоречивые отзывы современников. Злободневность и колкость его сочинений определили их тернистую дорогу на пути к публике. Цитаты «Ревизора» быстро разошлись по обеим столицам и особо полюбились провинциальным жителям губерний.
Гоголя обвиняли в недостатке смирения и гордыне, сам же он в некоторой степени видел себя пророком, чувствуя таинственную силу своего слога и желая пустить свой талант на пользу общества.
Хлестаков
Хлестаков называет судью «моветоном», то есть человеком невоспитанным, неприличным (от франц. «моветон» — невоспитанность, дурной тон).
Источник: Действие пятое явление 8
«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина. »
Образ уездного судьи сделался фигурой нарицательной. Он известен нам по хорошо знакомой фразе: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!" Цитаты из «Ревизора» воистину обогатили русскую речь, наполнив ее теми несравненными мыслями и ярчайшими характерами прошедшей эпохи, которые мы с легкостью можем отыскать с вами и теперь. Такие судьи были частым явлением и в крупных городах, но особо они тиранили сельскую округу. Там их бесчинство не встречало преград.
Город N, в котором разворачиваются события комедии, представляет собой собирательный образ провинциальных городков, где власть была в руках таких держиморд, как Антон Антонович и иже с ним. Сатрап сидел на сатрапе, а простой народ стонал под гнетом кучки самодуров, не имея защитников, потому как небесный суд далек, а суд земной был не на стороне правды. Ляпкин-Тяпкин – собирательный образ, рисующий нам портрет провинциального чиновника.
Ляпкин-Тяпкин
Большому кораблю – большое плаванье.
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.
О боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.
Портрет Ляпкина-Тяпкина
". Аммос Федорович Ляпкин‑Тяпкин, судья. коллежский асессор. " - представляется нам герой. Но что пишет сам Гоголь о нем?
Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
© Н.В.Гоголь
В этой характеристике автор представляет вниманию читателя весьма комичный образ. За напыщенной осанкой, "хрипом и сапом" по сути нет ничего, внушающего мысль. Это одна из тех бутафорных личностей, что так любезны перу Гоголя. В них угадываются живые люди и живые характеры. Где-то они, конечно, гротескные, но от этого не менее реалистичные.
«Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон. ». Характеристика героя
Страстный охотник, выжига и нечистый на руку плут. Однако Аммос Федорович уверенно заявляет:
Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Взятка борзыми щенками в его понимании не есть то же самое, что взятка денежная. Это еще один яркий штрих, очень метко и тонко показывающий нам характер человека. Куда больше Ляпкина-Тяпкина заботят псы и охота, свои же прямые обязанности он, очевидно, представляет туманно.
Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.
Приземленный ум и бесхитростность мышления сквозят в Ляпкине-Тяпкине отовсюду, хотя облик судьи, его манера неторопливой речи, «вольнодумство» придают важность этой фигуре. Данный алогизм внешности и натуры придает остроты и выразительности образу. Фамилия Ляпкин-Тяпкин показывает истинное положение дел в суде, что все делается через пень-колоду, тяп-ляп.
Но и в житейском смысле Ляпкин-Тяпкин не отличался видным благочестием. По городу ходили упорные слухи, будто он частенько наведывается к жене помещика Добчинского.
. как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он [Ляпкин-Тяпкин] там уж и сидит у жены его. И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.
Немного из истории
Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.
Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.
"С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени".
На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:
У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, знаете, в таком месте неприлично. дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. "
Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.
. и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.
А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.
Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:
За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства.
Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.
«Ревизор» за границей
Всеми любимые цитаты «Ревизора» пополнили богатый арсенал русской речи, но и за рубежом бессмертное творение Гоголя хорошо было известно еще и тогда, и любимо остается до сих пор. Около десяти лет Николай Васильевич провел за границей, разъезжая по странам Европы. Именно этот значимый период подарил нам оконченный вариант «Мертвых душ» и «Шинели». Первые зарубежные постановки «Ревизора» были сыграны еще в середине девятнадцатого века в Париже, Праге, позже в Берлине, Дрездене, Лондоне, и список этот можно продолжать.
Городничий
Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
А, черт возьми, славно быть генералом!
Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.
Прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не говорится никакая речь.
Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.
Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.
Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли вы, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!
Как я, нет, как я, старый дурак! Выжил глупый баран из ума!
Ляпкины-Тяпкины наших дней
Итак, мы изучили портрет судьи по характеристике с цитатами. «Ревизор», конечно, комедия, но плакать хочется от такой комедии, когда понимаешь, что все это не фарс, а саркастические примеры бездарной власти на местах, взяточничества и казнокрадства. Эти злостные посевы всегда в достатке взрастают на благодатной почве неустроенности и отсутствия контроля. Когда в стране вовремя не проводятся профилактические меры в виде реформ, тогда проблемные места гнойными нарывами проявляются на теле общества, требуя уже хирургического вмешательства. Эту картину обрисовал Гоголь, и эту же картину мы можем наблюдать и в наши дни. Говорящие имена и фамилии, бессмертные цитаты произведений Николая Васильевича подарили нам живые образы, встретить которые может каждый на своем пути.
Земляника
По заслугам и честь.
С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет.
Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.
Следующая цитата
Характеристика Ляпкина-Тяпкина помогает нам лучше понять комедию Гоголя "Ревизор", одним из персонажей которой он является. Этот судья, как и все остальные чиновники уездного города, далеко не безгрешен.
Черты характера и поступки
За всю жизнь судья Ляпкин-Тяпкин прочёл всего несколько книг. Для среды, в которой он живёт, это уже немало, и потому он заслуженно считает себя прогрессивным человеком.
Источник: «Замечания для господ актёров»
Аммос Фёдорович обладает живым умом и очень любит строить разные предположения касательно того или иного события.
«Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».
Источник: «Замечания для господ актёров»
Судья — большой любитель наделять события большей значимостью, нежели есть на самом деле. Даже в приезде столичного ревизора он видит начало серьёзных политических изменений в стране.
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин несерьёзно относится к своим обязанностям и к месту, где он работает. Так, в здании суда, в приёмной, находятся гуси, которых завели сторожа.
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин — большой любитель охоты. Даже в суде у него находится арапник — длинный охотничий кнут.
«Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить».
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Особую страсть судья испытывает к породистым охотничьим собакам. Товарищи и коллеги за глаза называют Ляпкина-Тяпкина не иначе как «судья-собачник».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Источник: Действие пятое, явление 1
Судья признаёт, что за ним имеются грехи, но он научился воспринимать их спокойно и не придавать им особого значения. Ляпкин-Тяпкин не сомневается, что все его грехи смехотворны.
«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь».
Источник: Действие первое, явление 1
Аммос Фёдорович — взяточник и не скрывает этого. Однако он считает, что если взятка дана не деньгами, а породистыми щенками, то она и не взятка вовсе.
«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин — атеист, не посещает церковь.
Источник: Действие первое, явление 1
Имея живой, подвижный ум, судья стремится найти собственное объяснение всего сущего на земле. Канонический религиозный вариант его не устраивает.
Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошёл, собственным умом».
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин пользуется славой красноречивого, умного человека.
«Артемий Филиппович. Да, Аммос Фёдорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Судья без зазрения совести пользуется своим служебным положением: пока два помещика судятся между собой за земли, он беспрепятственно охотится в их владениях.
«Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и другого».
Источник: Действие первое, явление 2
Ляпкин-Тяпкин не справляется со своими служебными обязанностями. Несмотря на то, что на посту судьи он находится вот уже 15 лет, он никак не может определять противозаконные действия, восстанавливать справедливость в делах.
«В самом деле, кто зайдёт в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».
Источник: Действие первое, явление 3
Ляпкин-Тяпкин не отличается порядочностью и щепетильностью в амурных делах и имеет связь с женой помещика Добчинского.
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Судебное устройство
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, характеристика которого приведена в этой статье, служил судьей. Стоит сразу отметить, что во времена, которые описывает Гоголь, это была выборная должность. Уездных судей выбирали местные дворяне, заседатели назначались на три года. Так что выходит, что судьи фактически были от них зависимы, ведь от решения власть имущих зависело, кто будет решать различные споры. Часто вердикты выносились не в соответствии с буквой закона, а из личностных, чаще всего корыстных пристрастий.
Как правило, среднестатистический уездный суд состоял из судьи и двух заседателей. Они имели право заниматься решением гражданских и небольших уголовных дел. При этом часто в их реальных полномочиях было трудно разобраться. Ярким доказательством этого служит фольклор. В многочисленных пословицах и поговорках наглядно отразилось отношение обычного человека к судебным органам. Повсеместно считалось, что правды там добиться не получится, советовали бояться не суда, а самого судьи.
Характеристика Ляпкина-Тяпкина
Давая характеристику этому персонажу комедии Гоголь "Ревизор", стоит подчеркнуть, что это был малообразованный человек. На страницах произведения отдельно отмечалось, что за всю свою жизнь он прочитал всего пять или шесть книг. При этом отличался вольнодумством. Встревал во все разговоры, стремясь обязательно изложить собственную точку зрения.
Хорошо характеризуют его личность приведенные ниже цитаты. Ляпкин-Тяпкин, когда узнает, что в город едет ревизор, сразу же вызывается объяснить для окружающих этот визит тем, что Россия планирует вести войну, поэтому "министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены". На подобных нелепых и ни на чем не обоснованных догадках построено большинство его умозаключений.
Очевидно, что все это далеко от истины, к тому же не имеет никакого отношения к тому, чем занимаются мелкие чиновники уездного города. Но Ляпкин-Тяпкин в "Ревизоре" стремится продемонстрировать, что не чувствует за собой никакой вины, ему-то бояться нечего.
Комические приемы
Описывая этого персонажа, Гоголь использует действенный комический прием под названием "алогизм". Автор постоянно демонстрирует, что в реальности судью больше беспокоят вопросы, связанные с охотой, чем дела, поступившие в судопроизводство. Именно поэтому взятки он берет борзыми щенками, а решения принимает соответствующим образом. В сугубо личных целях он использует связи и знакомства с окрестными помещиками.
Например, он рассказывает городничему о том, что два соседа затеяли тяжбу. Он же пользуется случаем, чтобы получить разрешение травить зайцев на земле сначала одного, а потом другого участника дела.
Внешность
Внешний вид Ляпкина-Тяпкина весьма важный, значительный.
«Представляющий его должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Источник: «Замечания для господ актёров»
У Аммоса Фёдоровича густой, хриплый голос, при разговоре он растягивает звуки.
«Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Источник: «Замечания для господ актёров»
Беспорядок в суде
В суде, которым заведует Ляпкин-Тяпкин, невооруженным взглядом заметен полный беспорядок. Сторожа держат в присутственных местах гусей, а в помещении, где принимают посетителей, висит арапник, то есть длинный кнут, прикрепленный к короткой деревянной палке. Это охотничья принадлежность, намекающая на то, что в этом суде прибегают к телесным наказаниям.
Дать характеристику Ляпкину-Тяпкину помогает и тот факт, что заседатель практически всегда пьян, а дела ведутся из рук вон плохо, попросту тяп-ляп. В этом содержится прозрачный намек на "говорящую" фамилию судьи. Но при этом сам герой не испытывает никакого страха или волнения перед предстоящим визитом ревизора.
На примере этого чиновника Гоголь рисует перед нами портрет классического царского чиновника, которого совсем не заботит защита законности. В первую очередь его волнует собственная персона.
Читайте также: