Дмитрий донской цитаты высказывания
Обновлено: 06.11.2024
Как вода при кипении разделяется надвое, а затем снова сливается воедино, как все люди земли, взирая в недостижимую высоту, мыслят о восседающем в ней, так и разум торопит меня сказать об этом великом царе. Зависть - это печаль о благе ближнего, рвение же - подобно благому теплу любви, но полно благоизволения и славы. Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так они огнем божественного духа распалялись и слезами покаяния очищались. Есть ли кто столь сед разумом еще до старости? Ибо и Соломон старостью именует целомудрие, а не седину волос называет. Таково его рвение к богу: как огонь, вырываясь из щели, устрашает сердце смотрящих на него. Душа же его подобна некоему бремени, и скажу:
он словно кормчий благами груженного корабля, которые не может человеческое существо и вместить. Никто не может стать врачом, если прежде не познает причины недуга, ни иконописцем, прежде чем многократно не смешает краски. Многие были царями и князьями лишь по именам, а не по делам. Самуил-пророк предвидел будущее, а Саул был отвержен. Ровоам, сын Соломонов, был царем, а Иеровоам - раб и отступник - тоже царь. Этот же богом дарованную принял власть, и, с богом все свершая, великое царство, создал, и величие престола земли Русской явил. Бывал он друзьям стеной и опорой, а врагам - мечом и огнем, иссекая нечестивых и сжигая их словно хворост - легко сгорающий, для зла собравшийся. Применю к нему слова Иеремии и Давида: УРазве слова мои не подобны огню,- говорил господь,- или молоту, раскалывающему камень?Ф Давидово же: УОкружили меня, словно пчелы соты, и разгорелись, словно огонь в терновникеФ.
И как перед Павлом Варнава подвигся на проповедь, так и я, худоумный, для прославления доблестного господина своего слово излить захотел (. ).
Солнце за красоту и величие хвалят, и за движение его, и быстроту, и силу, и мощь, которой оно обладает, так как освещает всю землю, из конца в конец одинаково, никого не лишая теплоты. Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродеятельных деяниях, пока не почил в покое; в силе своей все обходит вокруг, словно солнце, лучи испуская и всех согревая, кого лучи его достигнут - таков и он. Без колебаний скажу о нем, что по всей земле пронеслась слава его и в концы вселенной - величие его. Кому уподоблю этого великого князя, русского царя? Придите, любимцы, священнослужители, для слов похвалы - по достоянию похвалить властителя земли! Ангелом ли тебя нареку? Но во плоти ты ангельски прожил. Человеком ли? Но ты выше человеческой природы деяния свершил. Первозданным ли тебя нареку? Но тот, приняв заповедь от создателя, преступил ее, ты же обеты, принятые в святом крещении, в чистоте сохранил. Сифом ли тебя нареку? Но того из-за мудрости его люди богом называли, ты же чистоту сохранил, и был рабом божьим, и, божьим престолом обладая, господином земли Русской явился. Еноху ли тебя уподоблю? Но тот переселен был на землю неведомую, твою же душу ангелы на небеса со славой вознесли. Ноем ли тебя назову? Но тот был спасен в ковчеге от потопа, а ты сберег/сердце свое от помысла греховного, словно в чертоге, в чистом теле. Евером ли тебя нареку, не приобщившимся столпотворению безумных людей? Ты же столп нечестия разрушил в Русской земле и не примкнул к неразумным народам на пагубу христианам. Аврааму ли тебя уподоблю? Но ты, уподобившись ему верою, в жизни своей намного превзошел его.
Прославлю ли тебя, как Исаака, отцом обреченного в жертву богу? Но ты сам душу свою чистую и непорочную в жертву господу своему принес. Израилем ли тебя назову? Но тот с богом в исступлении боролся и духовную лестницу увидел, а ты за бога сражался с инопленниками, с нечестивыми агарянами и с поганой литвою, за святые церкви, христианскую укрепляя веру, как ту духовную лестницу. С Иосифом ли тебя сравню, целомудренным и святым отпрыском, обладавшим Египтом,- ты ведь целомудренным был в мыслях и властителем всей земли явился. Моисеем ли тебя назову? Но тот князем был над одним еврейским народом, ты же многие народы в княжестве своем имел, честью благодарения имя твое во многих странах воссияло.
Восхваляет земля Римская Петра и Павла, Азия - Иоанна Богослова, Индийская же земля - Фому-апостола, Иерусалимская - Иакова, брата господня, Андрея Первозванного - все Поморие, царя Константина - Греческая земля, Владимира - Киевская с окрестными городами, тебя же, великий князь Дмитрий,- вся Русская земля.
Я же, недостойный, не смог твоему правоверному господству по достоинствам сложить похвалу из-за скудости моего разума. Молись же, святой, непрестанно о роде своем и за всех людей, живущих в царстве твоем, ибо там предстоишь, где пажити святых отцов и вечное насыщение. Каково же насыщение более этой радости? Красота раю - пажити, где лицо божие видится; там песнь поют ангельские хоры, там единение великое с вышними силами, там светлые почести от тяжкого труда освободившимся, там сонм премудрых пророков, там суд апостольский, там бесчисленных мучеников воинства, там исповедники награду свою со рвением приемлют, там благоверные мужи крепостью разума суетные желания сего света подавили, там святые жены добрым нравом своим над мужским полом возобладали, там отроки, которые здесь чистоту сохранили, с ангелами ликуют, там старцы, которых старость сделала слабыми, но сила добрых дел не погубила. И благо есть нам с теми святожителями их радостями насладиться, благодатью и человеколюбием единородного сына твоего. С ним же ты во благости, с пресвятым и благим и животворящим духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Следующая цитата
Донские казачьи поговорки
под редакцией Алексея Кочетова главного хранителя музея-заповедника
Бог не без милости, казак не без счастья ( повезёт, будь в надежде)
Донская земля дармоедов не кормит ( на Дону трудом будешь сыт)
Как ложкой, так и шашкой ( и за столом, и в сражении горазд)
Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет ( честь ему дороже жизни
На Дону что ни хутор, то своя запевка ( в каждом хуторе всё по-своему)
Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец ( что ни возьми — казак умеет всё)
Не атаман при булаве, а булава при атамане ( личные качества важнее причастности к власти)
Без атамана казак сирота ( атаман казаку как отец родной)
Атаманом артель крепка ( надёжный руководитель — опора для всех)
Без атамана дуван не дуванят ( без старшего серьёзные дела не делаются)
Атаманом быть — уряд держать ( задача старшего — поддерживать порядок)
И у атамана не две головы на плечах ( даже руководитель не всё охватить может)
Была бы голова, будет и булава ( если есть разум — обязательно выйдешь в люди)
Кому булава в руки, а кому — костыль ( кто на что способен)
При войсковой булаве, да при своей голове ( руководить — думать самостоятельно)
Иде ни хутор, там атаман ( есть « общество» — есть и руководитель)
Пташка не без воли, казак не без доли ( неотъемлемые качества)
Старших и в Орде почитают ( а в казачестве, дескать, тем более)
Казак в беде не плачет ( слова поддержки стойкости духа)
Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся ( привычка к неприхотливой воинской жизни)
Казаки никому не кланяются ( казачество любит свободу и волю)
Господа старики — первейшие казаки ( старшим — уважение и почёт)
Что ни казак, то с Дону ( среди казаков донцов больше других)
Казаки от казаков ведутся ( происхождение родовых казаков)
Казак от Дона повёлся ( место их происхождения)
Слава казачья, да жизнь собачья ( нелегка жизнь казака)
Казак за казака горой стоит ( братство казачеству присуще)
Кому Дон тих, а кому — лих ( своим на Дону хорошо, врагам — туго)
Казан проверяют по звону, а казака — по слову ( слово казака крепко)
Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает ( неприхотлив)
СЛУЖБА, ВОЙНА, ОТВАГА
Гайтан на шее, да шашка сбоку — не скоро быть смертному сроку ( Вера и сила — вот что даёт казаку надежду)
Добыть — или дома не быть ( казачья дилемма)
Пришли казаки с Дону, погнали поляков до дому ( казаки выступили против польской интервенции)
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах ( решился действовать)
Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают ( служба казачья полна реальной опасности)
В стремя ногой — расстанься с головой ( можешь и не вернуться со службы)
Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет ( воинские тяготы ложатся и на семью)
Кто пули боится, тот в казаки не годится ( в опасности казаку трусить нельзя)
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт ( за родную землю бьётся до конца)
Казачье око видит далёко ( казаки идут впереди войск и видят всё)
Донцы не раки — задом не пятятся ( казаки не отступают)
Казак в бою, как орёл в небе ( привычен и смел)
Казак донской — рубака лихой ( донцы в рубке сильны)
Пики к бою! Шашки вон! ( уставные команды; здесь: приготовиться!)
Не порть боевой порядок! ( не нарушай нормального хода, слаженности)
Ты ещё в бочке кис, а на мне уже мундир вис ( молод ты ещё против меня)
У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись ( куда войско пришло — там и обустраивайся)
Казак и гриву прихватит, чтобы сильнее ударить ( в схватке казаку не до условностей)
Казак и во сне шашку щупает ( сохраняет бдительность)
За славой не угонишься — сама придёт ( делай дело и будет почёт)
Целым бы остаться, да с Доном не расстаться ( вся надежда донца)
Казаки песни в тороках возят ( песня и казак в походе нераздельны)
Веселы привалы, иде казаки запевалы ( казаки на привале запоют — не соскучишься)
У победы — богатый обоз ( где победа, там и прибыль)
У казака в бою нет спины ( казак в бою врагу спину не покажет)
Хороший казак « бачет», иде атаман скачет ( т.е. всегда знает, где старший)
Кому война, а кому мать родна ( кому погибель, а кому — нажива на войне)
Не пил воды кубанской — не ел каши казацкой ( не служил, не бывал в переделках, без опыта)
Казак без коня, что воин без ружья ( конь для казака — как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём ( казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня ( высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг — в беде ( достоинства проверяются в трудные минуты)
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком ( только делом завоёвывается слава)
Добрый конь в беге, что сокол в небе ( т.е. лёгок в скачке)
Не вини коня, вини дорогу ( причину неудачи ищи по справедливости)
Коня гони не кнутом, а овсом ( поощрение полезнее наказания)
И со своим седлом на чужом коне не наскачешься ( всё чужое — ненадолго)
Справный конь спит стоя ( важный показатель здоровья)
Надёжное у коня стремя — цело в бою темя ( проверяй амуницию — останешься жив в бою)
Кони в лугах, что жемчуг в шелках ( красивы и ценны)
Узда наборная, да лошадь вздорная ( внешний вид не устраняет недостатков)
Байками коня не накормишь ( коню нужен корм, а не разговоры о нём)
Худого коня не выправит и уздечка с насечкой ( снаряжение не заменит сути)
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает ( казак и конь — вместе всегда)
Казак сам не съест, а коня накормит ( конь у казака — на первом месте)
Коня гладь не рукой, а овсом и мукой ( хороший корм — лучшая ласка)
Не бреши жене на базу, а коню в дороге ( и то и другое во вред себе)
С чужого коня среди степи ссадят ( с чужим добром придётся расстаться, и, возможно, невовремя)
У коня душа человечья ( хороший конь понимает и чувствует)
У трёх братов одна кобыла была… ( пользоваться — все, кормить — только не я)
Была б корова да курочка — сготовит и дурочка ( было б из чего стряпать — любая сможет)
В катухе будешь жить и кусок в золу макать ( т.е. плохо будешь жить, бедно)
Где хозяин ходит, там и хлеб родит ( результат там, где хороший труд хозяина)
Брехня не лежит у плетня ( неправда быстро распространяется)
Любопытной Варваре дверью нос оторвали ( не любопытствуй чрезмерно)
Нет такого дружка, как родная матушка ( никакой друг не заменит мать)
За морем теплее, а дома светлее ( родина — больше, чем простой уют)
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит ( т.е. пребывает с детьми вовеки)
Дом под жестью и кобель под шерстью ( хороший хозяин)
Живёт — сбоку чирика ходит ( плохо, бедно живёт)
Клюнь, да оглянись… ( сохраняй бдительность; делай осмотрительно)
Пошёл — сгорбатился… ( пошел ни с чем, в унынии)
Дешёвая рыбка — паршивая юшка ( «заготовка» и «результат»)
Когда денежки в кармане — тогда и бабушка в чести ( будут деньги — будут все уважать)
Если сладкий кусочек — ему найдётся куточек ( хорошему всегда найдётся место)
Большому куску рот радуется ( хорошо съесть или приобрести что-нибудь крупное)
Наелся, как Мартын мыла ( дорвался; переел)
Там народу — мешалкой не провернёшь ( т.е. много людей, толпа)
Пришёл домой — чисточки не гож, сгубился ( пьяный)
Пей, казак, печаль пройдёт ( обращение к приунывшему в застолье)
За всё благо пьёт « отвага» ( т.е. сам, отважный человек)
Хлебушко — пирогу дедушка ( старший, главный среди всего мучного)
Разошёлся, как бондарский конь ( разбушевался, буйно себя повёл)
Показал чёрт моду — да в воду ( дурной пример)
Всю жизнь сладко не проешь, мягко не проспишь, чисто не проходишь
( или: жизнь протянется — всему достанется; всё в жизни бывает)
Ну и щи — на кобеля плеснуть ( о плохом, в том числе и о еде)
Не пей до дна, на дне дурак сидит ( не пей много, иначе натворишь « чудес»)
Родня: ваш плетень горел, а наш кобель возля него задницу грел ( ну очень дальние родственники)
Заколготился, заколготился и… уснул ( так « засуетился»)
Зажили: раньше нанимались побираться — а теперь от себя пошли ( так « разбогатели»)
Муха говорила, что тоже пахала, когда у быка на рогу сидела ( хвастовство и реальные дела)
Глушь, продай груш ( обращение к тому, кто не расслышал и переспрашивает)
Что там у вас — хутор да хутор, а вот у нас — хуторочек! ( только и разницы, что « наше»)
Ну, таперича можно с голодными ровняться ( пообедавши)
Хлеб да солица, нельзя ли с вами садиться? — Хлеб-соль, едим да свой, а ты у порогаа постой ( шуточная просьба присоединиться к столу, и такой же шуточный ответ)
Чик, чик, чикамас, перевези бабку на баз ( присказка переходящему через лужу, грязь, яр, ерик)
Ходи, ходи ходором, зовут тебя Фёдором ( присказка танцующему)
Шоп, шоп, — тебе денег мешок ( присказка перешёптывающимся)
Давай сало делить: ты — кусь, а я — кусь-кусь ( т.е. я тебя быстрее и ловчее)
Где ж ты был, когда яр валился? ( плохому отсутствовавшему помощнику присказка)
Ваши пообедали? — Пообедали. Теперь сидят хлеб едят ( «хорошо», «сытно» поели)
Пустой шалаш всегда раскрытый ( указывая на лысую голову)
С умной головы волос сам сыплется, а вот с дурной — колом не собьёшь ( ответ лысого)
Кому? Деду Хому. ( ответ с намёком:"Отстань")
Хороша Маша, да не наша ( хорошее есть, но у других)
Чё, девка, тянисся — замуж манисся? ( присказка потягивающейся)
Ох и бабень, хучь на год, хучь на день ( о толстой женщине)
Черепушкина связь ( нелепица, бессмыслица)
Богач, продай куски или продай лохони ( ясно, какой « богач»)
Тришкина свадьба ( сборище праздно проводящих время)
Тор, да Ёр, да Микишка-вор ( подобралась « кампания»)
Баба и курица в ста шагах от двора — ничейные
( каждый знай своё место; или по-другому:"Не вини орла, вини курицу")
Не хочу баранину — режь овцу! ( капризный до несуразности)
Люби, как душу, тряси, как грушу ( «пожелание» жениху)
Добралась, как Маня до груш ( переступила разумные нормы)
Все рады, и мы трошки ( глупое веселье при чужом интересе)
Ну, пошла вода в хату!(началось что-то неостановимое, бесшабашное)
Понёс без колёс! ( понёс околесицу)
Спит, аж бурки от сипа отскакивают ( крепко спит)
Что вы там шепчетесь, как гусь с говном? ( секретничают в присутствии других)
Вставай, а то солнце уж в зад упёрлось ( просыпайся, день наступил)
Чё вертишься, как круженая овца? ( т.е. ведёшь себя беспокойно)
Увидала коза смерть, сама ходит — пердь, пердь ( укор испугавшемуся)
Сядь, прищеми задницу ( не встревай, не твоего ума дело)
Каб ни на бабушке дрисьня, так она б за море ушла ( укор хвастуну, ищущему причины для своего оправдания)
Балалаечка без струн, балалаечник дристун ( всё никудышнее)
Шила-шила — говном завершила ( результат плачевный)
Поедешь, голым задом по скамейке ( отказ с «уточнением»)
Серёдочка полна — и краешки играют ( сыт — и доволен)
Пей, да дело разумей ( хоть и выпил, не забывай о деле)
Наговорил десять бочек арестантов ( т.е. несуразицу)
Бог — не Микишка, у него своя книжка ( людей обмануть можно, но тут — другой случай)
Легче выссаетесь ( только в этом и будет от вашего дела « польза»)
С головы костисто, а с жопы говнисто ( и так, и так плохо)
Полетел — перо в сип воткнул ( быстро пошёл, поехал)
Нашёл шутки — в задницу огнём ширять ( о грубых действиях, выдаваемых за шутку)
Чё в кустах засиделся, бечеву проглотил? ( долго сидит « по большому»)
Сопливое, но своё ( своё всегда дороже)
Мы с тобой — как рыба с водой, рыба на дно — а мы с тобой в говно ( вместе всегда, в любых « ситуациях»)
Казак — ум назад ( шуточная самохарактеристика)
Хохол — на сипу мохор ( шуточная характеристика)
Нырнул, а зад видно ( хотел схитрить, но не удалось)
Зарекалась свинья говно йисть, потом бежит — а там два кряду лежит… ( не умеющему держать слово)
Там сикучён — спичку к сипу нельзя прислонить ( черезчур обидчивый)
Мартын — в сипу клин ( о медлительном, неуклюжем)
В сипу вода не удержится ( всё, даже тайну, разболтает сразу)
Рыбалка — жопа как палка ( плохой рыбак, подолгу сидит на лодке без толку)
Летом с удочкой, зимой с сумочкой ( всё лето прорыбалил — зимой хоть побираться иди)
Хватить, а то мать захватить ( пора остановиться, знай меру)
Деньги есть — Егор Егорыч, денег нет — Егорка-сволочь ( отношение к деньгам и к их владельцу)
Следующая цитата
Россия | 1350 - 1389 гг. | Великий князь московский и владимирский.
Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же! // Если умру с вами, если жив останусь с вами же!
Так будто бы ответил Дмитрий 8 сент. 1380 г. князьям и боярам, которые отговаривали его от непосредственного участия в Куликовской битве (согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», написанному в нач. ХVI в.). Русские повести ХV-ХVI веков. – М.; Л., 1958, с. 32, 192.
Следующая цитата
Россия | 1350 - 1389 гг. | Великий князь московский и владимирский.
Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же! // Если умру с вами, если жив останусь с вами же!
Так будто бы ответил Дмитрий 8 сент. 1380 г. князьям и боярам, которые отговаривали его от непосредственного участия в Куликовской битве (согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», написанному в нач. ХVI в.). Русские повести ХV-ХVI веков. – М.; Л., 1958, с. 32, 192.
Читайте также: