Не верю станиславский цитата

Обновлено: 21.11.2024

Фраза «Не верю!» стала визитной карточкой режиссёра Станиславского! Многие актёры боялись услышать её во время репетиции. В этой статье я собрал несколько баек и историй из репетиционной жизни Станиславского. Начинаем!

Репетировал Константин Сергеевич спектакль «Растратчики» с его женой Лилиной в одной из ролей. Действие происходило в коммунальной квартире. Раздаётся дверной звонок (два коротких и один длинный). Лилина бежит открывать дверь, но Станиславский своим громогласным «Не верю!» останавливает репетицию! «Что это за звонки? Не верю» - говорит режиссёр. «Видишь ли, Костя» - говорит Лилина - «Сейчас жилищный кризис. Люди живут в коммунальных квартирах. В каждой квартире несколько семейств. А звонок один общий. Вот они и сговорились, что одним нужно звонить один раз, другим - два раза, третьим - два коротких, один длинный!» Станиславский отвечает, в своей манере: «Не верю! Наигрыш» - «Ну, уверяю тебя, Костя! Это чистая правда!». Станиславский выдержал паузу, задумался, а потом выдал: «В таком случае надо напечатать на афише, что это пьеса из жизни людей, не имеющих отдельной квартиры. » Говорят, что он был настолько увлечён процессом репетиций, что был весьма далёк от действительности. Продолжаем!

Константин Сергеевич играл в «Трёх Сёстрах» Вершинина. Однажды, во время спектакля произошёл курьёзный случай. Станиславский представился актёру, игравшему Прозорова Прозоровым, вместо Вершинина. Возникла пауза. Оба стояли и смотрели друг на друга, не зная, как вырулить ситуацию. Актёр, игравший Прозорова, нашёлся первым и сказал: «Как странно! Я тоже» Что было дальше - история умалчивает, но, думаю, всё было хорошо! Идём дальше!

Приходит, как-то, Радомысленский (директор школы-студии) к Станиславскому поздравить с переименованием Леонтьевского переулка в улицу Станиславского. Но Константин Сергеевич был очень смущён и опечален! «Нехорошо. неудобно. » - говорил Станиславский. Тогда Радомысленский разразился речью о заслугах великого режиссёра и мировом значении его «системы», но Станиславский перебил его, сказав, что Леонтьев - его дядя! (Мать Константина Сергеевича - в девичестве Леонтьева).

На этом всё! Надеюсь, Вам понравилось! Если да, ставьте «лайк» и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые и интересные выпуски! Желаю Вам чаще улыбаться и успехов во всех делах! До встречи!

Следующая цитата

Он был актёром и режиссёром, теоретиком и реформатором театрального дела, он основал Московский художественный театр и создал систему актёрского искусства, которая названа в его честь.

«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».

«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».

«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».


Константин Станиславский, 1912 год.

«Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».

«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».

«Театр начинается с вешалки».

«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».

«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».

«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

«Это закон дешевого, провинциального театра - вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!».

Об искусстве

«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».

«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».

«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».


О жизни

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

«Сначала убедись, а потом уж убеждай».

Следующая цитата

«Нельзя не согласиться с Вами, что исполнение было очень и очень плохое, потому-то пьеса провалилась и едва выдержала четыре представления. <…> Согласен с Вами, что и я провалил роль Отелло…».

Так писал своему корреспонденту будущее театральное светило, которое чуть позже заложит основы русского театра.

Его имя даже не надо и повторять лишний раз и так ясно, что это – Станиславский. Или, если быть уж совсем точным, Константин Сергеевич Алексеев.

Он родился в очень богатой купеческой семье. В советской энциклопедии напишут: «родители С. принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам»!

Какие, такие круги? Понятное дело, что лауреат Сталинской премии, основатель одного из главных театров страны, на спектакли которого приходил сам Отец Народов, должен был иметь безупречную репутацию. Но репутация Константина Сергеевича была подмочена, правда без его участия, так как он был сыном миллионера и воспитывался без преувеличения в роскоши.

Баловень судьбы, Митрофанушка, петиметр, который в 13 лет с трудом поступил в первый класс гимназии. Уже взрослым, вспоминая свои годы ученичества, он клял гимназию «за то, что она отбила память своей зубрежкой». Кстати именно поэтому он, когда вышел на сцену, без суфлеров выступать не мог.

Отец, поощряя сценическое увлечение сына, построил ему аж два театра: один на даче в Любимовке, другой в Москве у Красных ворот.

Так детское увлечение, можно сказать, блажь переросло в довольно увлекательное дело.

Но сценическая карьера будущего наставника актеров не задалась с первых же шагов. Станиславский провалился, причем, в буквальном смысле слова.

На любительской сцене в доме Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в «Женитьбе» Гоголя.

На склоне лет он сам рассказал об этом эпизоде: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн. Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим веселым танцам».

Константина Сергеевича окружает огромное количество легенд и небылиц. Вот одна из них, знаменитая фраза: «Не верю!».

Нет единого мнения о том, что хотел сказать Станиславский своей фразой. По наиболее простой версии, режиссёр преследовал ходульность, неестественность, излишнюю патетику и поощрял жизнеподобие. Критик А. М. Смелянский, указывая на недостатки этой гипотезы, предполагает, что Станиславский, наоборот, выступал против натурализма и «имитации правды», требуя от актёров внутреннего преображения, после которого они могли «видеть» жизнь глазами героя.

Путь МХАТа к слава не был усеян розами. Вот цитата из статьи Чуковского «Драма жизни» 1907 года:

«Художественный театр устарел! Никого не проведешь сверчками и стульями! Нужна душа, а не стул, душа, а не сверчок, - голая человеческая душа! Быт умер, и душу грешно заслонять сверчками! Нам нужен свободный театр, а не манекены Станиславского». Так пишут о Московском театре умные брюнеты-рецензенты».

Как это не покажется странным, но в первую очередь МХАТ не любили авторы пьес.

«Театр — кладбище моих пьес». - Говаривал Михаил Афанасьевич Булгаков.

«Самое плохое, что всегда было в Художественном театре, — это отсутствие прямоты, лицемерие, двойная игра, компромиссы и направо и налево, всегда кого-то надо надуть, от кого-то что-то скрыть, кого-то припугнуть или эпатировать, а кого-то обманно приласкать, — дипломатия самого неудачного направления, однако непрерывная. В Художественном театре вечно боялись ставить вопрос широко, прямодушно, мужественно, бесстрашно…» А это уже слова собутыльника Константина Сергеевича по Славянскому базару, где, собственно, отцы-основатели и произвели на свет МХАТ, Немировича-Данченко.

В «Театральном романе» Булгаков высмеял эту систему: «Я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что теория была действительно гениальна, но меня привело в отчаяние применение этой теории на практике. Я усомнился в теории Ивана Васильевича. Да! Это страшно выговорить, но это так. Эта система не была, очевидно, приложима к моей пьесе, а, пожалуй, была и вредна ей».

Кто его знает, а может быть Максудов (альтер-его Булгакова в романе) не так уж и не прав?

Следующая цитата

"Не верю!" - это режиссерский ход Станиславского, фраза, которой он давал понять актерам, что на сцене они делают не то, что он хочет видеть. Фраза стала со временем крылатой и до сих пор активно используется, причем, не только в контексте театральной режиссуры.

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) вошел в историю как режиссер-реформатор, создавший целую систему, по которой до сих пор работают русские театры. Не мудрено, что его личность вызвала в народных творцах-юмористах целый фонтан шуток и анекдотов.

В 30-х годах сотрудники дирекции МХАТа пришли на дом к Станиславскому:
- Константин Сергеевич, завтра вся театральная столица будет отмечать ваш юбилей. Будут члены правительства, ваше присутствие необходимо.
- Это неудобно. Я всегда не любил юбилеи.
- Ваше отсутствие могут неправильно понять. К вам относятся как к патриарху театра. В вашу честь Леонтьевский переулок будет переименован в улицу Станиславского.
- Ну, это совсем неудобно: Леонтьев к тому же мой дядя.
Константин Сергеевич, вас завтра наградят орденом Ленина.
-Ну, и это неудобно: я всегда не любил его.

– Где вы сейчас находитесь? – спрашивает Константин Сергеевич у артиста.
– На сцене.
– Приглядитесь: это же тропический лес!


– Действительно… И как меня сюда занесло?!

Горький задумал большую пьесу «На дне рождения у Станиславского», а сочинил только начало.

Станиславский убил на охоте чайку, принёс Чехову и говорит: "Слабо пьесу сочинить?" Чехов сочинил "Чайку". А потом принёс Станиславскому ощипанную курицу: "Слабо спектакль поставить?" Станиславский поставил "Синюю птицу".
Николай Боровков "Шутки о Станиславском"

В перерыве спектакля режиссер вызывает к себе одного актера и говорит:
- Такое дело. короче, ко мне сейчас подходила одна зрительница, она
очень хочет, чтобы ты после спектакля приехал к ней домой. Ты ей очень
понравился.
- Не поеду я никуда. Кто она такая?
- Вон, видишь, в третьем ряду сидит.
- Такая страшная? Нет, ни за что.
- Слушай, обязательно надо к ней поехать. Она богата, обещала нашему
театру помочь.
- Нет и нет. Я что, проститутка?
- Ну надо. для общего дела.
Короче, уговорил.
На следующий день опять к актеру подходит режиссер:
- Слушай, она в таком восторге от тебя! Оказывается, ты крутой парень!
Сегодня опять надо к ней поехать, очень просит.
- Ни за что!
- Очень надо!
- Нет! Я не могу! Я вообще импотент. Десять лет как импотент!
- Как импотент? А как же ты вчера.
- Так зря, что ли, меня системе Станиславского учили?

- Теперь живу по системе Станиславского.
- Что, в театр устроился?
- Нет, просто никому "Не верю!"

Рассказывают, однажды Константин Сергеевич Станиславский задал актёрам
МХАТа учебный этюд: "Горит ваш банк. Действуйте!". Кто-то побежал за
водой, кто-то стал рвать на себе волосы и заламывать руки, кто-то тащил
воображаемую лестницу и по ней судорожно пытался проникнуть сквозь огонь
на второй этаж, кто-то падал обугленный, обезумевший от страшной боли и
страданий.
И лишь Василий Иванович Качалов спокойно сидел нога на ногу, переводя
взгляд с одного страдальца на другого.
- Стоп! Василий Иванович, - окликнул его Станиславский, - почему вы не
участвуете?
- Я участвую, - невозмутимо ответил Василий Иванович, - мои деньги
хранятся в другом банке.

– Константин Сергеевич! Я не знаю, как мне играть любовь?
– Методом физических действий.

После многих лет совместной работы, Немирович-Данченко и Станиславский разругались вдрызг. Как их не пытались примирить - ничего не получалось. Наконец актеры МХАТа уговорили их встретиться посреди сцены и помириться. Вышли Немирович-Данченко и Станиславский от разных порталов. Станиславский был намного выше ростом и шаг у него был шире. Немирович-Данченко, видя, что Станиславский может раньше достигнуть середины сцены, быстро засеменил ногами. И тут он случайно споткнулся и упал прямо в ноги Станиславскому, на что тот сказал: "Ну не до такой же степени". Повернулся и ушел. Больше их помирить не пытались.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: