Цитаты про мужество в исламе
Обновлено: 21.11.2024
Представляем вашему вниманию короткие хадисы, полные жизненной мудрости для каждого из нас.
1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).
3. «Тот, кто не милосерден по отношению к другим созданиям, не увидит милосердие Аллаха» (Муслим, Тирмизи).
4. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения (от веры)» (Бухари, Муслим).
5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь» (Бухари, Абу Дауд).
6. «Тот, кто открывает дорогу к богоугодному делу, подобен тому, кто совершил это благое деяние» (Тирмизи).
7. «Верующего не ужалят дважды из (одной и той же) норы» (Верующий не совершает одной и той же ошибки два раза). (Бухари, Муслим).
8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям» (Тирмизи).
9. «Избегайте домысла, истинно, домысел – худшее из лжи. И не подслушивайте, и не любопытствуйте, и не соперничайте, и не завидуйте, и не враждуйте, и не оборачивайтесь спиной друг к другу. И будьте, рабы Аллаха, братьями» (Тирмизи).
11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим, Абу Дауд).
12. «Глаза двоих в Судный день не увидят Огня: глаза, плакавшие из страха перед Аллахом и глаза того, кто был стражником на пути Аллаха» (Тирмизи).
13. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (Ибн Маджа).
14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).
15. «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» (Бухари, Муслим).
16. «Никто из вас не войдет в Рай, если у него нет веры, и ни у кого из вас нет истинной веры, пока вы не полюбите друг друга» (Муслим, Тирмизи).
17. «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).
18. «Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга, но будьте рабами Аллаха братьями! И не разрешается муслиму продолжать разрыв отношений со своим братом свыше трех (дней)!» (Бухари).
19. «Будьте честными, потому что честность приводит к праведности, а праведность приводит к Раю. Остерегайтесь неправды, потому что она приводит к безнравственности, а безнравственность приводит к Аду» (Бухари).
20. «Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь» (Тирмизи).
Следующая цитата
Знайте, что хотя выражения, поясняющие сущность мужественности (футувва) и человечно сти (мурувва) разные, смысл у них сводится к одному: правдивость языка, терпеливое перенесе ние ошибок братьев по вере, оказание благодея ний своим современникам, недопущение зла соседям.
Абу аль-Хасана аль-Бушанджи (да будет свята его душа) спросили о мужественности, на что он ответил: «Это отказ от использования недозволенного, пока с тобой есть ангелы, которые записывают все твои деяния (т.е. постоянно)».
Аль-Антаки (да будет свята его душа) сказал: «Человечность – это выполнение всего предписанного, отдаление от запрещённого и отказ от наслаждения страстями тела».
Один из праведников сказал: «Основой муже ственности является постоянное стремление раба исполнять нужды других людей».
Джунайда (да будет свята его душа) спросили о мужественности, и он сказал: «Это то, чтобы ты не питал отвращения к б едному и не противодействовал богатому. А прав дивость – это друг мужества и свободы».
Человечность и мужественность - из условий тариката
О мусульмане, последователи суфизма сош лись в том, что гуманность, храбрость и муже ственность являются условиями на пути к позна нию Всевышнего Аллаха. Я предпочитаю быть подобно горному туру, отказываясь от того, что есть в руках у людей, и отвернувшись от этого. Я не хочу уподобляться козе, принимая от людей подачки в виде мирского имущества, которое не имеет для Всевышнего Аллаха веса крылышка комара, даже если при этом объединить все мир ские богатства.
Когда имама аль-Хавваса (да будет свята его душа) спросили, почему мюриды отказываются принимать от людей что- либо, он ответил: «Потому что человечность и бла гой нрав побуждает мюрида к возмещению людям их благодеяния, исполнению их прав должным образом и проявлению заботы о них».
Пророк (мир ему и благословение) указал своим сподвижникам на важ ность соблюдения человечности и предостерёг их от совершения того, что может нарушать и порочить её.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь сидеть на дорогах. А если же вы будете пребывать там, то отдавайте должное дороге». Они спросили: «А каков долг перед дорогой, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Он ответил: «Притупление взора, удержание от вреда других, ответ на приветствие, призыв к добру и запрет порицаемого».
Восхваляя обитателей пещеры (асхабу аль-кахф), Всевышний Аллах подчеркнул их мужественность. От их мужества исходила храбрость, которая и приве ла их к единобожию, являющемуся источником совершенства. Всевышний сказал (смысл): «Мы поведаем тебе, о Пророк, подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (сура «аль-Кахф», аят 13). Говорят, что обитатели пещеры были муже ственны, ибо они сразу и без промедления уверовали в своего Господа. Также говорят, что они мужествен ны из-за того, что вышли в путь и не остановились до тех пор, пока не дошли до познания Всевышнего Аллаха. Еще говорят, что основой мужества является вера (иман). Потому Господь и назвал обитателей пещеры мужественными людьми (смысл): «Поисти не, они – мужественные люди, уверовавшие в свое го Господа» (сура «аль-Кахф», аят 13).
Следующая цитата
Знайте, что сущность щедрости заключается в том, чтобы не испытывать трудности жертвуя чем-либо ради других.
Также сказали: «Щедрость – это готовность пожертвовать чем-либо при первом появлении мысли об этом».
Праведник ад-Даккак (да будет свята его душа) говорил: «Щедростью не считается, когда богатый отдаёт бедному. Щедрость заключается в том, чтобы нуждающийся отдавал состоятельному».
Всевышний Аллах сказал (смысл): «А те, которые жили в Медине и уверовали до прихода мекканцев, любят переселившихся к ним из Мекки, не испытывают в сердцах никакой нужды в том имуществе, что им передано и отдают им предпочтение перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность к мирскому богатству – они и есть преуспевшие» (сура «аль-Хашр», аят 9).
Этот аят был ниспослан об ансарах, которые жили в Медине до переселения к ним мухаджиров из Мекки. Ансары любили переселившихся к ним мекканцев, они не испытывали никакой нужды в доле трофеев, которые предназначались лишь переселенцам из Мекки, и не завидовали им в этом. У них в сердцах не было ни малейшего возражения против решения Аллаха, в котором Он особо выделил мухаджиров, хотя сами ансары находились в нужде и стесненном положении.
Также говорят, что этот аят был ниспослан об одном из мединских мусульман, которому подарили варёную голову овцы. Он обошёл семь домов в поисках того, кому он мог бы пожертвовать эту голову, но жители каждого из домов предлагали ему отдать ее другому так, что в конце концов он вернулся в первый дом.
Также говорят, что данный аят был ниспослан о другом человеке из мединцев. Когда к нему пришёл гость, ансар поставил перед гостем еду, погасив свечу, чтобы тот подумал, что хозяин тоже ест вместе с ним. Так этот ансар отдал предпочтение своему гостю перед собой и своей семьей. И об этом Всевышним был ниспослан указанный аят.
Говорят: «Великодушен тот, кто воздвиг дом для своих гостей и братьев. А скуп тот, кто построил дом для себя». Также говорят: «Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод». То есть самоотверженный человек готов пожертвовать собственными интересами в интересах другого человека, не считаясь при этом со своими нуждами. Он скорее отдаст пищу другому, пусть даже тому, кто не так голоден, нежели поест сам.
В хадисе сказано: «В этом мире никогда не было народа, в котором бы не было как щедрых, так и скупых людей, кроме ансаров. Поистине, они все щедрые и нет среди них скупых».
Сподвижник Хузайфа аль-Адави (да будет доволен им Аллах) рассказал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его. Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас (да будет доволен им Аллах). Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам (да будет доволен им Аллах) услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму (да будет доволен им Аллах). Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».
Это примеры жертвования своим нафсом ради сохранения жизни других. Этот вид самоотверженности намного выше, чем жертвование своего имущества.
В книге «ат-Такмила» сказано: «Самым достоверным является то, что указанный аят был ниспослан относительно сподвижника Абу Тальхи аль- Ансари (да будет доволен им Аллах). Когда к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришёл гость, у него дома не оказалось ничего, чем можно было бы угостить гостя. Тогда Пророк (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «Не найдется ли среди вас тот, кто угостит этого человека, да смилуется над ним Аллах?» Тогда Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал, отправился с гостем домой и сказал своей жене: «Окажи почтение гостю Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Тогда она уложила спать детей, которые собирались поесть, погасила свет и накормила гостя. Хозяева сделали вид, что едят вместе с ним, но не ели. Тогда был ниспослан вышеназванный аят Корана.
У праведных предшественников умения ограничиваться малым из мирского, довольства сердец и благодати было намного больше.
Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Ученые лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах».
1. Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемами в медресе и велел сказать ученым: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас. Так кто же он?» Тогда один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он соврал, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший.
Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся.
Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали ученые. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!»
2. Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю. Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец сказал, что он так и не смог определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся.
Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоложно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.
Ты видишь, что мюриды нашего времени в городах и сёлах ведут себя совсем не так, как мюриды тех времен. Великий праведник Абу Язид аль-Бастами (да будет свята его душа) сказал: «Некий юноша из Балха одолел меня. Он спросил: «Каков предел отрешенности от мирского (зухд) для вас?» Я ответил: «Если мы находим то, что можно есть, мы едим это, а если не находим, то проявляем терпение». Этот юноша сказал: «У нас в Балхе собаки так поступают. А мы же, если не находим ничего съестного, выражаем благодарность Аллаху, а если находим что можно поесть, то отдаём предпочтение другим перед собой».
Следующая цитата
Одним из наиболее важных достоинств, отличающих мусульманина от других людей, является мужество. Это качество, которое совершенствует личность истинного мусульманина, это сохранение человечности, религии и величия.
Существует множество определений этого понятия. Один из подвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Амр бин Ас сказал:
«Мужество — это всегда быть на стороне истины и достойно вести себя с братьями по вере».
Али бин Абу Талиб даёт такое определение:
«Мужество — это когда человек избегает всего, что может запятнать его честь, а также прибегает ко всему, что улучшает его нрав».
Имам Шафии говорил:
«Не годится, чтобы мужественный человек ожидал спокойствия в этом мире, напротив, такие люди всегда находятся в усталости и проблемах».
Мужество — это сила нравственности, обладание высокими моральными и нравственными качествами, вне зависимости от того, в каком положении находится человек. Бедность не ослабляет его достоинства, а достаток и богатство не толкают к надменности и заносчивости.
Мужество — это не величина тела или его высота, это не сила мышц. Ведь даже лицемеры, самые подлые и трусливые создания на земле, обладали крепкими и красивыми телами. Всевышний Аллах сказал о них:
وَإِذَا رَأَيْتَهُمْ تُعْجِبُكَ أَجْسَامُهُمْ وَإِن يَقُولُوا تَسْمَعْ لِقَوْلِهِمْ كَأَنَّهُمْ خُشُبٌ مُّسَنَّدَةٌ يَحْسَبُونَ كُلَّ صَيْحَةٍ عَلَيْهِمْ
«Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Но они подобны прислоненным бревнам» (Коран, 63:4).
Известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абдуллах ибн Масуд был очень худым человеком. Однажды, когда он сидел в собрании, его голени обнажились, они были очень тонкими, как это бывает у сильно исхудавшего человека. Тогда кто-то из других сподвижников посмеялся, а Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« Смеётесь над тем, какие тонкие у него голени? Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, на весах Судного Дня они будут тяжелее, чем гора Ухуд» .
Мужество не в возрасте человека, н е в размерах его тела, не в богатстве и даже не в его заслугах перед обществом. Мужество — это качество, которое побуждает человека одолевать кручи, решительно идти к возвышенным целям, преодолевать трудности и препятствия.
Мужество — это способность сохранять достоинство и честь в любых жизненных условиях и отстраняться от всего суетного и бесполезного. Это сила, которая делает малого большим, бедного богатым, слабого сильным. Это великодушие, которое побуждает своего обладателя давать, прежде чем брать. Это чувство личной ответственности, благодаря которому человек стремится выполнить свой долг и обязанность, прежде чем требовать от других выполнения своих прав. Мужественен тот, кто осознаёт свои обязанности перед своим Создателем, перед своей семьёй, перед религией, перед другими мусульманами и перед самим собой.
Но это качество в его истинно м свете может возникнуть только в сени крепких и правильных убеждений, на фундаменте истинной нравственности, в любви к справедливости и богобоязненности. Если же кто-то пожелает иного пути и призовёт к мужественности на основе невежества, сомнений, безбожия, греховности и грубости, то его мужество не будет настоящим, потому что лишённое достоинства оно окажется пустым.
И просим Аллаха, чтобы сделал нас из числа тех мужч ин, о которых Он сказал в священном Коране:
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا
«Среди верующих ест ь мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (Коран, 33:23).
Читайте также: