Цитаты о яйцах фаберже

Обновлено: 04.05.2024

Музей провел экспертизу предметов коллекции Фаберже и заявил об отсутствии подделок

9K 3 мин. .

Государственный Эрмитаж провел экспертизу шести предметов выставки «Фаберже — ювелир императорского дворца», о которых ранее говорили как о подделках. В музее, основываясь на выводах технических исследований, заявили, что все предметы подлинные.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

Фото: Татьяна Горд, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Татьяна Горд, Коммерсантъ / купить фото

В январе арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, где назвал выставку «Фаберже — ювелир императорского дворца» «вульгарным новоделом». В этом письме прозвучал ряд обвинений. Господин Ружников в том числе заявил, что господин Пиотровский унижает Эрмитаж этой выставкой. Директор музея посчитал, что «стиль и жанр так называемого "письма" делает "ответ" на него этически невозможным».

Спор, не завершившийся до сих пор, пережил саму выставку. Музей был вынужден провести экспертизы шести экспонатов, чтобы ответить на обвинения в подделках.

«Оно (исследование.— “Ъ”) выявило богатую историю бытования вещей, наличие многочисленных реставраций, починок, переделок, добавлений»,— пишет Эрмитаж.

Именно с этими обстоятельствами музей связывает дискуссии вокруг подлинности ряда предметов.

Андрей Ружников с 20 января начал выпускать на своем сайте статьи, выявляющие предполагаемые подделки. Говоря о «Свадебном пасхальном яйце», коллекционер заметил, что оно имеет длинный провенанс, который не подтверждается фактами, а документы, представленные Эрмитажу владельцем, директором Музея Фаберже в Баден-Бадене Александром Ивановым, подложные. «Более того, в самих "документах" есть явные нестыковки и несуразности. Так, к примеру, миниатюрист Александр Блазнов закончил работу для Императорского кабинета в 1902 г. и никак не мог исполнить миниатюры для яйца 1904 г. Вынутые миниатюры работы Блазнова записаны в представленной бумаге под номерами 839–842, в то время как в действительности нумерация списка миниатюр заканчивается на 450-м»,— отмечал господин Ружников.

Александр Иванов провел «конференцию», на которую оппонента не пригласил. «Из его полуторачасовой речи, состоявшей из сквернословия, угроз, фальшивых цитат и сумбурных, лишенных логики аргументов, я выяснил, что я "подонок", мошенник и вор, но не услышал ничего, что опровергло бы мое суждение о подлинности принадлежащих ему предметов»,— сказал Андрей Ружников. Распечаткам документов, которыми оперировал господин Иванов, он не поверил.

После ряда споров 2 марта выставка Фаберже в Эрмитаже пополнилась новыми витринами: «предметами под Фаберже». Эта экспозиция позволила господину Пиотровскому говорить, что выставка предполагала показ установленных подделок и «сомнительных» предметов. Именно так написано в ее послесловии, предваряющем технические исследования экспонатов.

Эрмитаж провел исследования «Императорского пасхального яйца с сюрпризом в виде курочки», диадемы императрицы Александры Федоровны, броши, подвески в виде жемчужного яйца, «Юбилейного свадебного яйца» и яйца «Святой Александр Невский». Анализу подвергалась структура, то есть металлы, эмаль и прочие составляющие изделий. За провенанс отвечал Александр Иванов.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

Императорское пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Подвеска в виде жемчужного яйца

Фото: Государственный Эрмитаж

Императорское пасхальное яйцо «Юбилейное свадебное»

Фото: Государственный Эрмитаж

Императорское пасхальное яйцо «Святой Александр Невский»

Фото: Государственный Эрмитаж

Императорское пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Подвеска в виде жемчужного яйца

Фото: Государственный Эрмитаж

Императорское пасхальное яйцо «Юбилейное свадебное»

Фото: Государственный Эрмитаж

Императорское пасхальное яйцо «Святой Александр Невский»

Фото: Государственный Эрмитаж

В большинстве случаев господин Иванов вкратце пересказывал выводы о структуре предметов, сделанные экспертами Эрмитажа. Особое внимание он уделил «Свадебному пасхальному яйцу». Андрей Ружников утверждал, что в период Русско-японской войны (1904–1905) Фаберже не выполнял крупных ювелирных заказов. Господин Иванов же утверждает, что оно было заказано в 1903 году и передано императорской семье в 1904-м. Несколько позднее императрица Александра Федоровна попросила заменить портреты на яйце, казавшиеся ей неудачными. Новый счет был выставлен в 1908 году, сообщает Александр Иванов, когда работа с портретами была закончена.

«Исходя из вышеизложенного, императорское пасхальное яйцо изготовлено в 1904 году. Императорский провенанс полностью подтвержден архивными документами»,— пишет он в своем комментарии.

По его мнению, нестыковки в данных о предоставленных им экспонатах связаны с внесенными царской семьей изменениями.

В то же время ранее Андрей Ружников говорил, что «Свадебное пасхальное яйцо» множеством элементов повторяет яйцо «Пятнадцатилетие царствования», но фирма Фаберже никогда не делала похожих друг на друга яиц для царской семьи. Второе яйцо в списке проверенных — «с сюрпризом в виде курочки» — представляет собой аналог яйца, уже выставленного в Музее Фаберже на Фонтанке.

Следующая цитата

То есть по внешним признакам - богатству, расточительности, нахальству, загребучести рук - вроде бы и есть. А если рассматривать через европейские очки, то портрет получается больше похожим на харю у миргородской лужи.

Кризис безжалостно подвёл итоги 15-летнего «внутриутробного развития» наших капиталистических эмбрионов. Увы, перед россиянами предстал не бизнес-царевич, а «неведома зверушка». Пятнадцать лет нам внушали, что вот пройдёт переходный период (ну немного бандитский, немного блатной) и из пены приватизации явятся новые русские Демидовы, Рябушинские, чуть ли не Третьяковы. Нас уже научили узнавать их по спискам «Форбса», по мощности «Бентли», по тоннажу яхт, по количеству спален лондонских особняков, по блеску куршевельских загулов. Мы и сами уже почти приготовились к тому, что и наше, народное будущее (стоит только дождаться бочки нефти по 200 долларов за штуку) сделается таким же блестящим, как яйца Фаберже.

Впрочем, сама капиталистическая «элита» уже, похоже, подыскала нам место для счастья. Как недавно говорил на тусовке в Ницце (ну не в Пензе же) совладелец компании Mirax г-н Полонский: «У кого нет миллиарда, пусть идут в ж…» Вот так-то, господа! Пока в Кремле и в Белом доме рисуют план вывода страны из кризиса, наши олигархи устами г-на Полонского уже указали нам, россиянам, наше истинное место. Успокаивает лишь то, что если г-да полонские при попустительстве власти действительно доведут нас до ж…, то по пути туда мы захватим с собой весь список российского «Форбса». Ну и сами знаете кого…

Суверенный капитализм?

Нужно ли дописывать портрет на фоне кризиса? Те скорость и наглость, с которыми «лучшие люди России» поползли, расталкивая друг друга, к государственному вымени, свидетельствуют о том, что у нас не только «буржуазное зачатие» было хмельным, но и сама стройка капитализма получилась дефектной. Наш капитализм неузнаваем ни с точки зрения теории Маркса, ни с точки зрения современной европейской практики. При переезде через границу иностранцы видят огромную растяжку с надписью «Суверенный капитализм». Но «шо це воно таке», понять никто не может.

Если вспомнить классиков, то капитализм - это общество эксплуатации человека человеком. Это действительно так. Но их «общество эксплуатации» умеет строить заводы, выпускать хорошие автомобили и самолёты, прокладывать дороги, мосты и тоннели. Их эксплуататоры производят хорошую обувь и одежду, выпускают доступные и эффективные лекарства. Их общество «труда и капитала» завалило свои магазины и рынки вкусной и доступной для граждан едой. Более того, в послевоенные годы этот «загнивающий строй» («под благотворным влиянием социалистического лагеря» - как нас учили на курсах марксизма-ленинизма) построил вполне приличную систему социальной защиты, научился разговаривать с профсоюзами, создал бесплатную, а следовательно, доступную для простых граждан систему дошкольного и школьного образования. И как бы в насмешку над «реальным социализмом» внедрил такую пенсионную систему, о которой нашим старикам приходится только мечтать. Да и буржуазная культура как-то не спешит умирать…

Неудобные вопросы

Сегодня вся Россия задаёт себе и властям очень неудобные вопросы. Как же это так получилось? В течение почти 15 лет мы как только не называли героев ускоренного строительства капитализма - и прихватизаторами, и капитанами бизнеса, и новой российской элитой, и олигархами, и даже бандитами. И ругали их, и хвалили самых удачливых, и отчасти завидовали. А пробил кризисный колокол, и оказалось, что под всеми этими алыми парусами, пиджаками от Canali, за стенами частных банков, под крышами рублёвских особняков скрывались прохиндеи, у которых все человеческие инстинкты и навыки сводились к хватательному инстинкту.

Ну ладно… Об истоках богатства у нас теперь не принято говорить. Как бы зажмурились, как бы забыли. Согласились, что во всём виноват Ходорковский. Но есть и другие вопросы. Почему, завладев невиданными по меркам европейского капитализма богатствами, наши форды, ротшильды и рокфеллеры не научились (и не хотят учиться) строить заводы, дороги, учреждать университеты, внедрять научные открытия? А умеют только (по известному выражению Г. Явлинского) «купи-продай». И добавим для рифмы от себя: «Возьми в долг - и не отдай». Весь наш капитализм умещается в игрушечной бирже, где игрушечные брокеры торгуют игрушечными акциями.

Трагизм нынешней переходной эпохи в том, что старая советская жизнь кончилась, а новая не началась. За исключением нескольких «островков счастья» Россия пребывает всё в том же состоянии, в котором демократ Ельцин принял её от коммуниста Горбачёва. То есть без всяких изменений, если не считать заросших бурьяном полей, разбитых дорог, закрытых пионерских лагерей и дошкольных учреждений…

Есть ли надежда, что ситуация изменится и у нас появятся настоящий капитализм и настоящая буржуазия? Оптимисты говорят, что есть. Но стройку, по сути дела, нужно начинать с нулевого цикла. То есть сначала выпестовать мелкий и средний бизнес, вырастить мелкую и среднюю буржуазию. Заложить с их помощью основы новых живых партий, живого гражданского общества и новой власти. А потом (лет этак через 50) заняться благоустройством «Челси», «Авангарда» и укреплением дружбы Дерипаски с Фридманом.

Следующая цитата

С конца XIX века и до 1917 года правители императорской России заказывали пасхальные подарки для близких самому крупному ювелиру в истории России. Сегодня яйца Фаберже, драгоценные свидетели былой роскоши, живут в крупнейших музеях и частных коллекциях по всему миру. Но найдены еще не все.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

Пасхальное императорское яйцо "Царевич", Виргинский музей изобразительных искусств, США

Пасхальное императорское “Яйцо с панелями”, 1899 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Колоннада”, 1910 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Петушок”, 1900 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Орден святого Георгия”, 1916 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Лавровое дерево”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Весенние цветы”, 1899 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Коронационное”, 1897 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Московский Кремль”, 1903 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Военное”, 1916 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ренессанс”, 1894 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское “Яйцо с бутоном розы”, 1895 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “15-я годовщина царствования”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ландыши”, 1898 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Яблоневый цвет”, 1901 год, Национальный музей Лихтенштейна, собрание Адульфа Петера Гоопа

1 / 17

Пасхальное императорское яйцо "Царевич", Виргинский музей изобразительных искусств, США

Пасхальное императорское “Яйцо с панелями”, 1899 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Колоннада”, 1910 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Петушок”, 1900 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Орден святого Георгия”, 1916 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Лавровое дерево”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Весенние цветы”, 1899 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Коронационное”, 1897 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Московский Кремль”, 1903 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Военное”, 1916 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ренессанс”, 1894 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское “Яйцо с бутоном розы”, 1895 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “15-я годовщина царствования”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ландыши”, 1898 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Яблоневый цвет”, 1901 год, Национальный музей Лихтенштейна, собрание Адульфа Петера Гоопа

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Эта работа получила название «Курочка» и стала первой из 50 императорских яиц, произведенных семейной фирмой Петера Карла Густавовича Фаберже за последующие 32 года. Конец экстравагантной традиции положила Великая Октябрьская революция 1917 года, когда семья ювелира была вынуждена покинуть Россию, а драгоценные яйца были конфискованы новым правительством и впоследствии проданы и вывезены на Запад.

Сегодня стоимость этих яиц начинается от миллиона долларов, евро, фунтов — в зависимости от местоположения. И большинство из них нашли свое место в крупнейших мировых музеях и богатых частных коллекциях. В частности, яйцо «Курочка» принадлежит к коллекции Виктора Вексельберга, как и восемь других, которые нефтяной магнат приобрел на аукционе Sotheby's в 2004 году у семьи Форбс за $100 млн. Все девять яиц Вексельберга: «Курочка» (1885), «Ренессанс» (1894), «Яйцо с бутоном розы» (1895), «Коронационное» (1897), «Ландыши» (1898), «Петушок» (1900), «Лавровое дерево» и «15-я годовщина царствования» (1911), «Орден святого Георгия» (1916) — находятся на экспозиции в частном Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, открытом в 2013 году. И это самое большое собрание яиц после коллекции Музеев Московского Кремля, где представлено десять штук.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Три императорских яйца находятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II. В том числе яйцо «Мозаичное», приобретенное царем Николаем II для царицы Александры Федоровны в 1914 году, инкрустированное бриллиантами и рубинами с миниатюрным медальоном с портретами пяти царских детей внутри. Яйцо было куплено королем Великобритании Георгом V в 1933 году за 250 фунтов. В Букингемском дворце также находятся яйца «Корзинка цветов» (1901), «Колоннада» (1910), «Яйцо с панелями» (1899), одно из семи яиц, заказанных русским предпринимателем А. Ф. Кельхом в подарок своей жене Варваре Кельх-Базановой.

Пять яиц находятся в США на экспозиции Виргинского музея изобразительных искусств, их музею преподнес в дар американский бизнесмен Лилиан Томас Пратт.


Пасхальное императорское “Золотое яйцо с часами», механизм Vacheron Constantin, 1887 год, частная коллекция

До сих пор не все из 50 яиц найдены, что оставляет надежду для охотников за сокровищами. Так, одно из яиц в 2015 году внезапно для себя обнаружил торговец металлоломом на блошином рынке на западе Америки. Яйцо было золотое, на золотой подставке, с часовым механизмом внутри и инкрустированными бриллиантами стрелками. Продавец надеялся получить за него хотя бы несколько сотен долларов, то есть стоимость расплавленного металла в чистом виде, и заплатил $14 тыс. А когда, заинтересовавшись затейливой вещицей, решил проверить ювелирное клеймо Vacheron Constantin, наткнулся на обнаруженную в 2011 году фотографию этого яйца из аукционного каталога 1964 года и понял, что его находка стоит миллионы. Яйцо было выставлено на продажу в лондонской галерее Wartski за $33 млн и продано за 20 млн фунтов.

Следующая цитата

Карл Фаберже. Мемориальная доска в Киеве. Магазин-мастерская находилась на улице Крещатик дом 15 (25).

В любой энциклопедии о Карле Фаберже написано примерно так: «Сын обрусевшего немца». И это правда. Но кроме энциклопедий существует ещё и русский фольклор. То, что Карл попал в него, — само по себе честь великая. Наш герой присутствует в одном из уральских сказов Павла Бажова. Причём упомянут там с уважением: «У царей. по подарочным делам был француз Фабержей. В своём деле понимающий».

Экспонаты музея Фаберже.

Статья по теме Род Фаберже действительно происходит из Франции. Они были протестантами и, спасаясь от религиозного преследования, выехали в Германию в 1685 г. Носили они тогда фамилию Фаври.

В Российской империи, в городе Пярну, что в нынешней Эстонии, обосновался дед Карла. Там фамилия приобрела привычный для нас вид — Фаберже. Отец Карла, Густав, ювелирному делу приехал учиться в Петербург. Сын его станет одним из самых знаменитых ювелиров мира. Сам же Густав специализировался на прозаических шкатулках.

Когда стал царским ювелиром?

В том, что Карл Фаберже достиг таких высот, «повинны» любовь, археология, мастерст­во и удача. Именно в такой последовательности. В 1872 г. Карл Фаберже, уже глава одноимённой фирмы, женится на рижской немке Августе Юлии Якобс. Её отец, Богдан Якобс, был мастером-краснодеревщиком. Но не простым. Он управлял мебельными мастерскими императорского двора. Первый шаг к высотам был сделан.

Впрочем, ещё до этого Карл работал в Эрмитаже. Профиль — оценка, ремонт и реставрация ювелирных изделий. На взлёте общего интереса к археологии он увлекается работами скиф­ских мастеров — пытается копировать тончайшие украшения из керченского кургана Куль-Оба. Эти работы попадают на московскую выставку в 1882 г. И производят фурор. Карлу удаётся раскрыть тайну мелкой зерни — техника древних мастеров считалась утраченной. Копия скифского гребня IV в. до н. э. привлекла внимание самого императора Александ­ра III: «Я их не могу различить!»

Императорское пасхальное яйцо работы мастерской Карла Фаберже «Ренессанс», подаренное императором Александром III супруге, императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года.

Окончательный шаг к тому, чтобы стать поставщиком двора, был сделан в 1885 г. Цена вопроса — 4151 руб. Именно столько стоило его первое пасхальное яйцо с сюрпризом. Подарок жене императора к Пасхе. Идея Фаберже была не нова — подобные штучки бытовали на родине императрицы в Дании. Но там они были просты — в яйцо из слоновой кости вкладывалось колечко. Здесь же яйцо было золотым, покрытым эмалью. Внутри — золотая курочка. Внутри курочки — копия императорской короны и рубиновый кулон. Затейливо и оригинально.

С кем он работал?

Времена, когда Фаберже сам склонялся над наковаленкой, прошли. Теперь он управлял внушительной фирмой, которая насчитывала до 600 человек. 14 мастерских. Огромный штат художников и дизайнеров. До знаменитой фразы товарища Сталина «Кадры решают всё» оставалось больше полувека. Тем не менее Карл весьма много времени проводил в Цент­ральном училище технического рисования — искал молодые таланты. Найдя, просто так не отпускал. Те, впрочем, не жаловались. Во-первых, годовой заработок мог доходить до 10 тыс. руб. Во-вторых, у них перед глазами были примеры того, как Карл обходится с мастерами, — одному ослепшему престарелому гравёру он платил пенсию, равную среднему заработку на своей фирме. Хотя система работы была потогонной — в мастер­ских трудились более 12 часов в сутки. Но и работать руками Карл не бросил. При нём всегда был молоток. Если изделие ему не нравилось, Фаберже пускал его в дело — мог безжалостно разбить даже золотую вещь. Высшей похвалой были слова: «Вещь окончена».

Могила Фаберже в Каннах, на кладбище Гран-Жас.

Могила Фаберже в Каннах, на кладбище Гран-Жас. Фото: Википедия

Что кроме яиц?

Мы говорим «Фаберже» — подразумеваем «яйца». Но они не были самым дорогим продуктом его фирмы. Скажем, за колье для невесты Николая II Фаберже получил 250 тыс. руб. Самое дорогое яйцо для императорской фамилии стоило в 10 раз меньше — 25 тыс. руб. А самое дешёвое — вообще 1 тыс. руб.


Статья по теме Главным для него было не золото и не деньги. Главным был азарт. В России снова разрешили курить на улицах? Запускаем линейку изящных портсигаров с секретными замочками. В моду входит фотография? Делаем ювелирные рамки для семейных фотопортретов. Электричество вошло в обиход? В магазинах появляются затейливые эмалевые дверные звонки в виде черепашек. Да, ширпотреб. И что? «Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем».

Разумеется, высокое ювелирное мастерство никуда не делось. Оно оставалось для самых важных заказчиков. Не столько для царей, сколько для души и вечности: «Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани или Картье, у них драгоценностей больше, чем у меня. Но это же торговцы, а не художники!»

Читайте также: