Интересы героев шакро и максима цитаты
Обновлено: 22.12.2024
1. Вспомните случай с лодкой. Почему чабаны (пастухи) отпустили героев,а не сдали атаману?
2. Чем принципиально разнятся взгляды Шакро и рассказчика?
Учитель: На прошлом уроке мы уже говорили немного о личности М. Горького. Кто скажет, в чем была особенность его судьбы?
Ученики: он много странствовал, посмотрел мир, а главное, посмотрел на людей, был босяком.
Учитель: все верно, сам бывший босяк – Горький и не мог обойти стороной тему босячества, что привлекло к нему внимание критики. Странствуя по различным губерниям царской России, сталкиваясь со многими людьми, такими же «униженными и оскорбленными» как он сам, Горький усмотрел в явлении босячества глобальную социальную проблему России. Горький не только описывал случаи из своей собственной жизни, но поднимался над фактами, обобщал, домысливал. Например, рассказ «Мой спутник» написан в то время, когда Лев Толстой в философско-религиозном трактате «Царство божие внутри вас» высказал мысль о непротивлении злу насилием.
Учитель: Расскажите ваши впечатления? Что удивило вас в рассказе?
Ученики: рассказчик постоянно прощал все князю Шакро, кормил его, давал деньги, терпел издевательства.
Учитель: Почему рассказчик решает помочь Шакро? Найдите ответ в тексте.
Ученики: Я подумал, что, если не помочь этому малому, жадный город засосёт его. Я знал, какие иногда ничтожные случайности пополняют класс босяков; а тут для князя Шакро были налицо все шансы попасть в это почтенное, но не чтимое сословие. Мне захотелось помочь ему.
Учитель: А кто такие босяки?
Ученики: Люди, у которых ничего нет, безработные и т.д.
Учитель: Почему рассказчик называет это сословие почтенным? Если это хорошее определение, то почему нужно уберечь от него Шакро?
Учитель: Вижу, у вас возникли затруднения. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поближе познакомимся с обоими героями.
Учитель: Скажите, кем является главный герой?
Ученики: простой человек, очень трудоспособный и добрый. Он путешествует по свету, желая повидать мир.
Учитель: а кем является Шакро? В чем его история?
Ученики: Шакро молодой князь, лет 20, его обдурил друг, украл паспорт, сам Шакро работать не умеет и не умеет выживать. Он мещанин с низменными потребностями.
Учитель: У Горького очень важное место отдается пейзажу. Где рассказчик встречает Шакро?
Ученики: рядом с морем, в гавани.
Учитель: море появляется в рассказе неоднократно. Найдите момент, когда герои встречаются с морем. (3 глава)
Вечер был дивный. Тёмно-зелёное море билось о скалы внизу под нами; голубое небо торжественно молчало вверху, а вокруг нас тихо шумели кустарники и деревья. Исходила луна. От узорчатой зелени чинар пали тени. Пела какая-то птица, задорно и звучно. Её серебряные трели таяли в воздухе, полном тихого и ласкового шума волн, и, когда они исчезали, слышалось нервное стрекотанье какого-то насекомого. Костёр горел весело, и его огонь казался большим пылающим букетом красных и жёлтых цветов. Он тоже рождал тени, и эти тени весело прыгали вокруг нас, как бы рисуясь своею живостью пред ленивыми тенями луны. Широкий горизонт моря был пустынен, небо над ним безоблачно, и я чувствовал себя на краю земли, созерцающим пространство - эту чарующую душу загадку. Пугливое чувство близости к чему-то великому наполняло мою душу, и сердце трепетно замирало.
Учитель: мы уже встречали образ моря в другом произведении Горького «Макар Чудра». Что значит для Горького море?
Ученики: море – это безграничное пространство, свобода
Учитель: Как относится к морю и к природе вообще Рассказчик и как относится Шакро?
Ученики: рассказчик любуется морем, ему хочется «надышаться» им, несмотря на то, что этот путь был длиннее.
Шакро смеется над рассказчиком, обзывает его и не понимает красоту природы.
Учитель: вспомните, когда ещё герои встречаются один на один с природой? Насколько разнятся реакции двух героев?
Ученики: Шакро боится природы, не может её чувствовать, рассказчик наоборот сливается с ней, дает волю своим эмоциям.
ЛЮБИТ ПРИРОДУ, ЕДИН С НЕЙ, ЧУВСТВУЕТ СИЛУ
БОИТСЯ, СМЕЕТСЯ, НЕ ПОНИМАЕТ ПРИРОДУ
Учитель: отлично. Расскажите, а как относятся герои к работе?
Ученики: Рассказчик постоянно работает, готов сам не есть, но накормить Шакро, а сам Шакро отнекивается от работы, говорит, что не умеет.
Послушай, - что ты думаишь? - гневно заговорил Шакро. - Кто ты такой? Есть у тэбэ дом? Есть у тэбэ мать? Отэц? Есть родные? Зэмли? Кто ты на зэмле? Ты - человэк, думаишь? Это я человэк! У менэ всё есть. - Он постукал себя в грудь. - Я кнэзь. А ты. ты - нычего! Нычего нэт! А мэнэ знаит Кутаис, Тыфлыс. Панымаишь? Ты нэ иди протыв мэнэ! Ты мне служишь? - Будышь доволен!
БОИТСЯ РАБОТЫ, ПОПРОШАЙКА, ВОР
Учитель: а обратили ли вы внимание, с кем рассказчик постоянно сравнивает Шакро?
Ученики: Главного героя рассказа «Мой спутник» Горький характеризует как «малого наивно-дикого». И это не случайно, ведь характер героя соединяет в себе два начала – звериное («сильное, добродушное животное») и детское («Толстые губы, вместе с поднятыми бровями, делали его лицо детским…»). Причем основной акцент автор делает именно на звериной сущности своего персонажа, настойчиво проводя параллели между Шакро и повадками различных животных: «…он сильно голодал и прямо-таки по-волчьи щелкал зубами, видя, как кто-нибудь ел»; «…поматывал своей кудлатой головой, как баран»; «Шакро ворчал, как испуганная собака»; «…слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза, кошкой бросился на меня».
Учитель: А что сам говорит Шакро?
Ученики: что он настоящий человек, а рассказчик – нет, и сам его постоянно сравнивает с животными.
Учитель: а кто из них поступает человечно?
Ученики: рассказчик. Потому что он постоянно заботится о ближнем, работает, чувствует, размышляет, а Шакро ведом только своими инстинктами: поесть, поспать, побыть с женщинами.
Учитель: отлично. А как относятся герои к товариществу?
Ученики: рассказчик постоянно прощает все выходки князя, заботится о нем, терпит, отдает еду. Князь наоборот постоянно смеется над ним, забирает еду, готов предать (случай с лодкой)
Учитель: для того, чтобы точнее ответить на вопрос, вспомним эпизод с лодкой. Как ведут себя герои?
Ученики: рассказчик ворует лодку, чтобы ускорить свой путь, Шакро все время кричит, подвергает опасности. Когда герои попадают на землю, их ловят пастухи. Шакро, думая, что их могут отвести к атаману, готов предать друга и соврать о том, что рассказчик пытлася спасти ему жизнь. Рассказчик же отдает свой чекмень, чтобы Шакро согрелся.
Учитель: Отлично. А скажите, почему их отпустил старый чабан?
Ученики: «Зачем же мне направлять человека по дурному пути? Уж лучше я его по тому пошлю, которым сам иду. Может быть, ещё встретимся, так уж - знакомы будем. Часом помочь друг другу придется».
Учитель: Как вы думаете, можно ли эту фразу отнести и к тому, как относится рассказчик к Шакро?
Ученики: да, сам рассказчик пожалел Шакро и захотел для него лучшей жизни, даже несмотря на то, что произошло.
Учитель: я с вами согласна. Давайте вспомним финал, почему Шакро бросил рассказчика? И почему рассказчик не бросил Шакро
Ученики: потому что скорее всего Шакро лжец, ничего у него нет.
А рассказчик наоборот очень честный, живет по совести.
Учитель: Рассказчик, глядя на спящего рядом Шакро, называет его «человеком-стихией». Как вы думаете, почему Шакро – это стихия?
Ученики: Потому что Шакро не осмысливает то, что делает, он не несет ответственности и даже не берет её на себя. Не зря рассказчик сравнивает его с животным. Этот человек живет инстинктами, ему чужды все нормы морали, он живет девизом «Кто сильнее – тот и прав».
Учитель:Какими перед нами предстают герои? Каков Шакро? Каков рассказчик? Давайте подытожим это под нашей таблицей.
Ученики: Шакро – слабый человек, который живет за счет старания других. Если работает, то зарабатывает не честным трудом, а подаянием. Постоянно требует к себе внимания, заботы, чтобы ему прислуживали. Рассказчик – сильный человек, находчивый, он мог бы дойти и без Шакро. Человек широкой души, товарищ, верный своему слову.
Учитель: Какие личности перед нами?
Ученики: Сильная личность – рассказчик, слабая личность – Шакро.
Учитель: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Есть ли в рассказах «МакарЧудра» и «Мой спутник» общая идея?
Ученики: Да, М. Горький и там, и там воспевает образ сильного человека, ответственного за свои поступки, товарища, любящего свободу и природу как воплощение силы и этой свободы.
Учитель: Давайте посмотрим на Шакро. Есть ли в нем хоть что-то положительное? Сравните образ моря – стихии и образ Шакро – стихии.
Ученики: В нем есть внутренняя сила, но он позволил злу, лени взять над ним верх. Горький ясно даёт понять, что зло, если ему не противиться, возрастает, переходя все допустимые рамки. Князь Шакро, даже на дне жизни сохранивший свой гонор и убеждение, что «кто силён, тот сам себе закон», буквально закабаляет своего терпеливого спутника. Он ведёт паразитический образ жизни, делая спутнику призрачные намеки на вознаграждение в будущем, которое в конце концов оказываются фикцией.
Учитель: «Красивый и сильный, блестящий на солнце своим металлом, в другое время он, пожалуй, мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей, порабощающих стихии. Но рядом со мной лежал человек-стихия». Какие два начала противопоставляются в человеке?
Ученики: Стихийное и разумное – то, которое может поработить эту стихию.
Учитель: Кто же такой босяк, по мнению Горького? Как вы поняли?
Ученики: Босяк – это человек, который ищет свое место в мире, но не всегда он действует честно, покоряясь стихийному течению жизни. Горький ценил босяков за эту силу, но считал, что ей не хватает разума, чтобы жизнь человека стала лучше.
Письменный ответ на вопрос: Почему Шакро бросил в финале рассказчика?
+ Прочитать стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Следующая цитата
Взгляды Шакро и Максима разделяются фактически во всем. Шакро - это человек своей культуры, истинный грузин, этот молодой человек лет 20, достаточно гордый, жадный, кража для него это обыденное явление, как и враньё.
Шакро и Максим разделялись мнениями о жизни, о Христе, не тольк о великом, но даже в простом. Например, Шакро не считает женщин, как людей; руководствуется в жизни только тем, чему научил его Кавказ; ворует у Максима деньги, хотя автор искренне хотел ему помочь добраться до дома.
Я думаю, что Максим был прав. Потому что в жизни все всегда вернётся бумерангом, рассказчик работал честным трудом, зарабатывая себе и своему путнику на жизнь, уважал выбор и волю Шакро, сам не доедал, мёрз, заменял Шакро старшего брата, а юноша так несправедливо обошёлся с автором. Обещав по пути на Родину Максиму еду, покровительство, ночлег, Шакро дойдя до своего города, бросает автора и бесследно пропадает, даже не отблагодарив.
Следующая цитата
Мой спутник… спутник мой… И в сознании моём порою смутно возникала мысль, что Шакро только пользуется своим правом, когда он так уверенно и смело требует от меня помощи ему и забот о нём. В этом требовании был характер, была сила. Он меня порабощал, я ему поддавался и изучал его, следил за каждой дрожью его физиономии, пытаясь представить себе, где и на чём он остановится в этом процессе захвата чужой личности
Я умэрэть могу от этого! Что ты мэнэ мучаишь, убиваишь?
Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Всё дрожало, волновалось.
Следом за нами по небу медленно двигались чёрные стаи туч.
Солнце всё ярче освещало их хребты, у далёких волн, на горизонте, они казались кроваво-красными. Ни одной капли не пропадало бесследно в этом титаническом движении водной массы, которая, казалось, воодушевлена какой-то сознательной целью и вот – достигает её этими широкими, ритмичными ударами. Увлекательна была красивая храбрость передовых, задорно прыгавших на молчаливый берег,
Он трактовал о женщинах так свободно, с таким знанием предмета и смотрел на них с такой удивительно прямой точки зрения, что я только отплёвывался
Пела какая-то птица, задорно и звучно. Её серебряные трели таяли в воздухе, полном тихого и ласкового шума волн, и, когда они исчезали, слышалось нервное стрекотанье какого-то насекомого. Костёр горел весело, и его огонь казался большим пылающим букетом красных и жёлтых цветов. Он тоже рождал тени, и эти тени весело прыгали вокруг нас, как бы рисуясь своею живостью пред ленивыми тенями луны
Вечер был дивный. Тёмно-зелёное море билось о скалы внизу под нами; голубое небо торжественно молчало вверху, а вокруг нас тихо шумели кустарники и деревья. Исходила луна. От узорчатой зелени чинар пали тени.
Следующая цитата
Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и всё!
Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки.
Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…
Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.
Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает.
Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, – дураком.
Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете!
Читайте также: