Образ рассказчика в живые мощи цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».
В качестве основной тематике в рассказе рассматриваются вопросы о долготерпении русских людей, стойко и терпеливо переносящего жизненные страдания.
Главной героиней рассказа является двадцатидевятилетняя девушка по имени Лукерья, имеющая тяжелое заболевание, ранее бывшей белокожей красавицей, хохотушкой и певуньей, а в настоящее время ставшей мумией.
Композиционная структура произведения представляет собой рамочную схему, заключающаяся в рассказе Лукерьей истории собственной прошлой жизни, которую на бумаге излагает повествователь, барин, случайно встретивший девушку, укрывшись от ливня на ближайшем хуторе.
Сюжетная линия рассказа отображает отношение главной героини к испытаниям, выпавшим на ее долю, которые она воспринимает как должное, не жалуясь на жизнь, сочувствуя другим окружающим людям. Даже желает счастья собственному жениху Василию Полякову, который понимая, что невеста доживает последние дни, заключает брак с доброй женщиной Аграфеной из соседней деревни.
Отличительной особенностью жизненной философии Лукерьи заключает в необременении своим положением окружающих, а свои умения пытается максимально передать девочке, являющейся круглой сиротой, обучая ее пению. Единственным неприятным моментом девушки является необходимость обрезать красивейшую косу, а также желание убедить барыню снизить налоговое бремя для крепостных крестьян. Для рассказчика Лукерья является похожей на святых мучеников, терпя тяжелые физические мучения, заключающиеся даже в отсутствии сна.
Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют литературный прием в форме оксюморона, а также многочисленные сравнения, раскрывающие образ главной героини поэтично и в то же время нежно в виде описания ее окаменелого, неподвижного лица и колеблющегося голоса. Кроме того, в качестве смысловой и образной нагрузки писатель использует описания снов Лукерьи, отображающие прекрасный и чистый характер героини.
Повествовательное содержание рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в представлении терпеливой русской женщины, не падающей духом, с радостью ожидающей приход собственной смерти.
Следующая цитата
1 слайд Описание слайда:
Величие души народной (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи») Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ города Костромы «Гимназия №28» Шашковой Ирины Владимировны Кострома 2017
2 слайд Описание слайда:
3 слайд Описание слайда:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми; Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека; Праведник – человек, который живет праведной жизнью; Видение – призрак, привидение; Душа – внутренний, психический мир человека; Икона – у верующих: предмет поклонения—живописное изображение Бога, святого или святых. Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
4 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1 Вопросы: Проследите по тексту обстоятельства встречи рассказчика и Лукерьи. Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи? Заполните таблицу: Ночь в Алексеевке Описание утра. Настроение рассказчика Встреча рассказчика и Лукерьи
5 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2 Вопросы: Дайте сравнительную характеристику героини. Какова была Лукерья до болезни и какой стала теперь? Заполните таблицу: Лукерья доболезни Лукерья, которую увидел рассказчик
6 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3 Вопросы: Расскажите историю болезни Лукерьи. Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему? Проследите по тексту, как Лукерья рассказывает о своей болезни?
7 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4 Вопрос: Кто «населяет» мир Лукерьи? В чём проявлялась жизнь души Лукерьи? Заполните таблицу: Слияние с природой Пение Общение с Богом через молитвы
8 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 5 Вопросы: Как Лукерья относится к людям? к бывшему жениху; к крестьянам ; Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее?
9 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 6 Вопросы: Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны? Важны ли сны Лукерьи ? О чем они говорят? Заполните таблицу: Первый сон. Его значение Второй сон . Его значение Третий сон. Его значение
10 слайд Описание слайда:
БЛОК-СХЕМА ТРАГЕДИЯ ЛУКЕРЬИ Первая красавица Хохотунья Певунья плясунья В 30 лет – мумия «Живые мощи» В ЧЕМ СИЛА ДУХА ГЕРОИНИ? Слияние с природой Песня Вера в Бога
11 слайд Описание слайда:
БЛОК-СХЕМА ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ЛУКЕРЬЕ Остолбенел Оцепенел Не шевелился (Невольный ужас) Жалость несказанная Высокая оценка подвига
Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc
библиотекаматериалов
«Ценностные ориентации уроков литературы в старших классах»
Конспект урока литературы:
«Величие души народной»
(по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)
Шашкова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ города Костромы «Гимназия №28»
Урок «Величие души народной» знакомит учащихся с рассказом И.С.Тургенева «Живые мощи», мало изучаемым в средней школе. В ходе акцентного анализа образа главной героини учащиеся говорят о её богатом внутреннем мире, чистоте и праведности, силе духа, выкованного в невыносимых страданиях, получают для себя уроки нравственности. Героиня рассказа прошла через страх и боль, но не потеряла веры в светлое и доброе. Её жизнь (трагедия) учит современных старшеклассников в любой сложной ситуации сохранять силу духа (души).
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
«Величие души народной»
(по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)
-раскрыть богатый духовный мир главной героини рассказа
-показать несломленность Лукерьи в её трагедии
Задачи:
Образовательные:
Проследить историю жизни главной героини
Определить основные нравственные качества героини
Определить, что заставляет человека поступать тем или иным образом.
Развивающие:
Развивать навык восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения
Формировать основные теоретико-литературные понятия
Совершенствовать навык монологического высказывания
Общепредметные:
Расширять общекультурный кругозор учащихся
Воспитывать интерес к русской литературной классике
Пробуждать активность и самостоятельность
Развивать аналитическое мышление в обсуждении художественных произведений
Воспитательные:
Обогащение духовного потенциала учащихся
Формирование эстетического вкуса
Формирование эмоциональной культуры личности
Формирование социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод : эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.
Основные приемы: акцентный анализ текста, работа в группах.
Эвристическая беседа , в ходе которой анализируется текст по опорным вопросам:
- Анализ поэтики названия
- Анализ эпиграфа к рассказу
- Акцентная характеристика образа главной героини
- Образ рассказчика
- Сны Лукерьи в сюжете произведения.
1.Вступительное слово учителя
Молодой начинающий литератор И.С.Тургенев. Работа над «Записками охотника». Думы о России. Сознание закрепощенного крестьянства, его мораль, по мнению Тургенев, полны противоречий и контрастов. Мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, житейская сметливость и полная безынициативность. И в то же время неисчерпаемые сокровища народного духа.
Дома вы прочитали ещё один рассказ из этого сборника- рассказ «Живые мощи».
Вывод темы урока
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( О Лукерье-главной героине рассказа)
-Что именно нас может заинтересовать в главной героине? ( Её душа )
Выводим цели урока :
- Какую цель мы поставим перед собой?
2. Анализ рассказа
Работа со словарными словами.
Когда вы читали рассказ, возможно, у вас возникли трудности с пониманием некоторых слов (Слайд №3)
Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
1.Что мы можем сказать о названии рассказа «Живые мощи»?
( В названии используется стилистическая фигура «оксюморон», сочетание противоречивых понятий ).
На что обращает наше внимание название? На тему, идею или главного героя? ( Название рассказа заключает авторскую оценку главной героини рассказа ).
2. Какой эпиграф предпослал автор рассказу? ( «Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев ). Как вы понимаете эпиграф? Какое слово, на ваш взгляд, является главным в эпиграфе? ( Долготерпенье ) Видим ли мы в эпиграфе отношение к народу?
( В эпиграфе речь идет о русском крае и о чертах русского национального характера. Русский край, по мнению писателя, - особый край, и населяют его особые люди, наделенные небывалой духовной силой.)
Работа в группах
Группа №1 . Проследите по тексту обстоятельства встречи рассказчика и Лукерьи. Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи?
Описание утра. Настроение рассказчика
«я проснулся ранехонько». «Солнце только что встало;
на небе не было ни одного облачка; все кругом блестело
сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов!» «Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью… »
Встреча рассказчика и Лукерьи
«…какая-то маленькая фигура…» «послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки. Я приблизился — и остолбенел от удивления.
(Описание внешности героини)
Вывод: Рассказчик от безмятежной спокойной жизни охотника переходит к образу Лукерьи (Мумии, которую он увидел в сарайчике). Какой приём использует автор, говоря о Лукерье? ( Контраст . Живая природа – высохшее существо.) Какова роль контраста? ( Контраст усиливает чувство сострадания к крестьянке).
Дайте сравнительную характеристику героини.
Какова была Лукерья до болезни и какой стала теперь?
Лукерья, которую увидел рассказчик
«…темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами». «мумия»
Вывод : Лукерья очень изменилась внешне. А внутренне.
Расскажите историю болезни Лукерьи.
Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему?
Проследите по тексту, как Лукерья рассказывает о своей болезни? («…я с изумлением глядел на неё. Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие».)
Вывод: Жизнь Лукерьи - это трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. До болезни и после неё Лукерья не перестает верить в Бога, она не ропщет на судьбу, а несёт свой крест.
Лукерья не могла жить нормальной человеческой жизнью. Как же она жила? Как можно назвать её жизнь? ( Жизнь души )
Кто окружает Лукерью, «населяет» её мир теперь, когда она не может жить полноценной жизнью? В чём проявлялась жизнь души Лукерьи?
«Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш… на что приятнее!»;
«А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. Я и запах всякий чувствовать могу, самый что ни на есть слабый!»;
«Заяц забежал, право! Собаки, что ли, за ним гнались, только он прямо в дверь как прикатит. Сел близехонько и долго таки сидел, все носом водил и усами дергал – настоящий офицер!»
«Я и теперь песни пою.
— Да, песни, старые песни, хороводные, подблюдные, святочные, всякие! Много я их ведь знала и не забыла. Только вот плясовых не пою. В теперешнем моем звании оно не годится.
Но прежде чем я мог промолвить слово — в ушах моих задрожал протяжный, едва слышный, но чистый и верный звук… за ним последовал другой, третий. «Во лузях» пела Лукерья».
Общение с Богом через молитвы
«слава Богу», «Дай Бог всем здоровья!» «А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»
Как Лукерья относится к людям? Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее? ( «Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).
Отношение к бывшему жениху :
«Что Поляков? Потужил, потужил — да и женился на другой, на девушке из Глинного. Очень он меня любил, да ведь человек молодой — не оставаться же ему холостым. И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть. Он тут у соседа в приказчиках живет: матушка ваша по пачпорту его отпустила, и очень ему, слава Богу, хорошо». (радуется за любимого человека)
Отношение к другим крестьянам : «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, -- с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна».( Она просит не для себя лично, заботится о крестьянах )
Вывод: Лукерья, хотя и неподвижна, и «мумия», но – живой человек, наделенный такими душевными качествами, как мудрость, сострадание, забота о ближнем.
Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ её сны? Важны ли сны Лукерьи? О чём они говорят?
2-ой сон- Искупление грехов людских невинной и смиренной душой.
(Родители ее снились, благодарили за искупление)
Третий сон. Его значение
Смерть приходит за Лукерьей.
Смысл в том, что после смерти жизнь не только не заканчивается, а наоборот, начинается самый счастливый её период.
Вывод: Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие сны», «…чудный сон»). Как бы мы их назвали? ( Вещие, аллегорические ).
Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней? ( Лукерья твёрдо знает, что смерти нет ).
Земная судьба Лукерьи, земной путь её души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.
3. Обобщение по рассказу. (Блок-схема)
В чём трагедия Лукерьи?
В чём сила души героини?
( Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других . Жизнь Лукерьи - это трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила.)
Каково движение мыслей, чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? ( От удивления высшей степени – «изумления», даже испуга, ошеломления, растерянности, потрясения – через жалость и сострадание – «…моя бедная Лукерья!» - к сопереживанию – «Каменная неподвижность лежавшего передо мною живого несчастного, существа сообщилось и мне: я тоже словно оцепенел» - к желанию помочь, облегчить страдания несчастной обреченной девушки ).
4.Заключительное слово учителя
Как сделанные нами выводы связаны с эпиграфом к рассказу, с названием произведения? (Главная героиня рассказа является, по мнению автора, носительницей коренных национальных черт русского народа. Эта женщина-праведница, святая, по мнению автора. Образ Лукерьи ассоциируется с образом России, несломленной и великой в своей духовной мощи.)
5. Домашнее задание
Размышление на тему: «Что означают слова Лукерьи «сам себе человек помогай»?
Следующая цитата
Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение. В рассказе автор охарактеризовал русский образ страдания и покорности Божьей воли. Анализ этого произведения поможет разобраться в особенностях композиции и понять идею, вложенную автором в рассказ.
История написания
Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:
Образ Барина
О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.
При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.
И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.
Жанр и основная идея
Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.
Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.
Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.
По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.
Судьба Лукерьи
Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.
Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:
- людей, у которых нет родного дома;
- потерявших зрение;
- неспособных говорить;
- утративших слух;
- не умеющих распознавать запахи.
В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.
Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.
Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.
Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.
Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.
Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.
Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.
Композиция рассказа
Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.
В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.
Характеристика героев
Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.
Уникальность стиля
В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.
В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.
Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.
Следующая цитата
Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок - «Отрывок из "Записок охотника"».
Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева. Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нём отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.
Проблематика
Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.
Основная проблема – долготерпение русского народа.
Сюжет и композиция
Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.
Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.
Герои
Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь - полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).
Барин-рассказчик
Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».
Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.
Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, - достать ей лекарство от бессонницы.
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.
Читайте также: