Цитаты о цифровизации в образовании
Обновлено: 21.11.2024
Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20
- Участник Skolkovo
- Премии Рунета 2018, 2019, 2020
Следующая цитата
В российском обществе всё больше разгораются споры о пользе и вреде цифровой школы. Видя конструктивную и оправданную критику тотальной «цифровизации» школы, чиновники от образования меняют тон, отказываясь от жёстких утверждений о том, что «другого пути нет».
Вполне очевидно, что в Министерстве просвещения отсутствует чёткая концепция цифрового обучения, Российской электронной школы (РЭШ), которая за последние годы уже не раз менялась. Чтобы успокоить общественное мнение, министр просвещения О.Ю. Васильева в очередной раз попыталась внести некоторые разъяснения. Представляю её самое свежее высказывание в программе «Утро России». Я обрезал первую часть, посвящённую опорным школам РАН, чтобы мы не потеряли с вами самое существенное.
«Развеять все мифы о цифровом обучении» — это, как видим, главная идея выступления Ольги Юрьевны.
Однако не всё так просто
Цифровое обучение — это, прежде всего, учебная практика, которая в конечном счете помогает ученикам и может дать ощутимые результаты. Цифровое обучение использует широкий спектр информационных технологий, что способствует многообразию образовательных стратегий.
Оно включает в себя смешанное обучение, перевернутое обучение, персонализированное обучение и другие стратегии, которые в малой или большой степени полагаются на цифровые инструменты.
И в то же время, когда в основном цифровое обучение представляется лишь как использование цифровых инструментов в классе, я бы сказал, что это слишком упрощает и не отражает цель данной образовательной концепции.
Цифровое обучение предназначено для улучшения обучения, а не просто продолжить его с помощью цифровых средств.
На самом деле, данные показывают, что простое предоставление ученикам доступа к цифровым устройствам не приводит к лучшим результатам. Только вдумчивая интеграция образовательных и информационных технологий позволит сделать качественный прорыв в качестве образовательного процесса.
Это очень сложная стратегическая задача, которая должна учитывать постоянно меняющиеся материальные и абстрактные переменные:
- устройства,
- программное обеспечение,
- педагогическая практика,
- профессиональное развитие,
- взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Удивляет та поспешность, с которой проводится в России «цифровизация» образования. Это вызывает беспокойство родителей, учителей.
Ответ на вопрос о внедрении цифрового обучения не так уж и очевиден. Инициаторы кардинальных преобразований российской школы упрямо не хотят учитывать международный опыт цифрового обучения, в том числе и отрицательный.
Безусловно, цифровое обучение может улучшить качество образовательного процесса, сэкономить время учителей, позволить учителям лучше адаптировать обучение к потребностям учеников, помочь им в отслеживании прогресса учеников, обеспечить прозрачность процесса обучения для всех заинтересованных сторон и многое другое.
Но если это не будет насаждаться сверху. Не будет проводиться чиновниками по принципу «мы лучше знаем, что школе надо».
Если погрузиться больше в проблемы цифрового обучения и коснуться его ключевых идей, то следует задуматься о следующем.
Соответствующее и эффективное программное обеспечение
Это является главной заботой, главным приоритетом и в то же время главной проблемой, учитывая стремительное развитие информационных технологий, постоянное совершенствование оборудования. И навязывание одной из концепций в ущерб другим в конечном счёте приведёт к тупику. Яркий пример: настойчивое стремление превратить весьма сырой проект Московской электронной школы (МЭШ) в федеральный (РЭШ).
Отмечу из собственного опыта, как руководитель двух творческих коллективов по созданию федеральных программно-методических комплексов. Зачастую электронные пособия, учебники, программно-методические комплексы быстро устаревают, иногда даже до своего появления. Готовить новые электронные средства обучения иногда требует гораздо больше материальных средств и усилий творческих коллективов, нежели бумажные учебники.
Новые профессиональные сообщества как ключевой инструмент профессионального обучения
Создаваемые профессиональные сообщества, новые формы профессионального роста, к примеру, вебинары, виртуальные мастер-классы могут быть невероятно полезными для педагогов. Традиционная система повышения квалификации всё больше отстаёт от современных запросов учителей. И руководители образовательных учреждений должны всячески поощрять участие учителей в новых формах обучения.
Однако многие учителя страдают от «технологической перегруженности», используют слишком много инструментов, превращаясь в своеобразных жонглёров, не определившись в приоритетах.
Социальные сети находят свое место в школе
Значительное число школ разрешают социальные сети только для образовательных целей. Открытая политика социальных сетей может присутствовать только в том случае, если она сопровождается соблюдением правил безопасности детей в интернете.
Специальное обучение школ
Цифровое обучение обречено на успех, если учителя готовы к новым условиям, а администраторы организуют их обучение, «не отходя от станка», приглашая специалистов, тьюторов. Такие школы работают «под заказ». Они чётко знают, чему им необходимо научиться, какого специалиста пригласить. Учителя работают на своём оборудовании, учитывается специфика школы, степень её оснащённости цифровым оборудованием и качеством интернет-соединения. Работать с такими школьными коллективами — одно удовольствие. Знаю это по себе, участвуя в десятках выездных обучающих семинаров с учительскими коллективами.
Цифровые инструменты и решения для школ
Школы должны иметь право выбора цифровых инструментов и целых образовательных систем. Это может быть вызвано спецификой образовательного учреждения, его возможностями, уровнем информационных компетенций учителей и учеников.
Как LMS вписывается в цифровое обучение
LMS — это система управления обучением. Мы всегда должны себя спросить, есть ли у нас в школе (колледже, вузе) данная система и какой эффект она может иметь.
LMS — это не просто еще один инструмент. Он часто представляет собой целый культурный пласт. LMS может быть центром всей образовательной деятельности — местом, где на самом деле происходит все обучение, общение, сотрудничество и анализ. То, что у нас модно называть информационно-образовательным пространством, информационно-образовательной средой.
Ущербность предлагаемых у нас цифровых систем управления обучением заключается в том, что они не приемлют интеграцию с внешними цифровыми инструментами. Учителю и ученикам, как правило, не хватает того, чем располагает данная система.
Использование мобильных устройств
В то время как в обществе разрастаются дебаты о роли мобильных устройств в школе, победитель в этом споре уже очевиден. Мобильные устройства в настоящее время интенсивно включаются в цифровое обучение. И это с каждым годом растёт большими темпами. Многие учителя не видят вреда в использовании мобильников. Наоборот, они гармонично включают их в свою систему обучения.
Препятствия
Кроме хаотичного использования информационно-образовательных технологий и непродуманного регламента в доступе учеников к цифровому оборудованию, в качестве главных препятствий для интеграции цифровых технологий образовательный процесс, имеется много других проблем.
К ним относятся
- отсутствие времени у учителей на своё непрерывное профессиональное развитие,
- недостаток оцифрованных учебных программ,
- наличие старого компьютерного парка в ряде школ,
- отсутствие чётких санитарно-гигиенических норм информационно-образовательной среде.
Наиболее распространенные учебные стратегии и практики
Цифровое обучение предполагает много организационных форм: от смешанного обучения до так называемой «геймификации». Некоторые обучающие стратегии практикуются больше, чем другие.
Но какая учебная стратегия может быть наиболее эффективной?
Безусловно, и в данном случае приоритетным должен быть выбор самой школы с учётом своей специфики.
В последнее время большое внимание уделяется эффективным видам дифференцированного цифрового обучения, прежде всего, персонализированному или индивидуализированному обучению.
Цифровое обучение за пределами школы
В то время, как легко сосредоточиться исключительно на конкретном учебном классе при анализе цифрового обучения, есть много важных факторов на уровне школы и района (города), влияющих на результаты. Администраторы и другие специалисты в области образования, которые в основном работают вне школы, имеют свой собственный набор проблем, которые они хотят реализовать через школы, иногда (а может и чаще всего) не считаясь с их мнением.
Конечно, образовательные чиновники озабочены, куда потратить огромные выделяемые суммы. И чаще всего им хочется реализовать новые плохо продуманные «прожекты» с миллиардными затратами. Хотя на местах возможности на что потратить выделяемые средства очевидны:
- на реальное, ощутимое повышение учительской зарплаты,
- на капитальный ремонт обветшалых школ,
- не только на закупку, но и на ремонт компьютерного и другого цифрового оборудования,
- на качественное повышение квалификации своих учителей по собственному выбору
- и многое другое, чтобы не оказываться в унизительной позиции просящих у родителей очередных взносов в «фонд класса и школы».
Здоровьесбережение
Родителей беспокоит здоровье детей.
К сожалению, имеющийся в нашей стране НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ограничивается лишь общими рекомендациями, далёкими от реалий современной школы. Между тем, это один из ключевых вопросов.
Общественность волнуют проблемы
- зрения,
- компьютерной зависимости,
- зависимости от социальных сетей,
- психологической устойчивости,
- оптимизации учебных нагрузок
- и т.д.
Итоги
В то время, как перспективы цифрового обучения являются многообещающими, очевидны серьёзные проблемы со стратегиями и приоритетами образовательных учреждений. Несмотря на грандиозные планы, мы не обладаем наличием лучших учебных практик с доказательной базой их эффективности.
Однако на местах многие учителя добиваются заметных достижений. Их опыт очень востребован, но слабо изучен. На страницах профессиональных сообществ, в авторских блогах и сайтах пишется эта народная книга о цифровом обучении. Эти учителя делают невероятную работу, делясь своим уникальным опытом в овладении цифровыми инструментами, спецификой их использования в своей предметной области. Эта книга во многом отличается от официальных рекомендаций, инструкций и псевдонаучных статей.
Одна лишь просьба к образовательным чиновникам: НЕ НАВРЕДИТЕ!
Георгий Аствацатуров
Подписаться Вам будет интересно:Комментарии (5)
Александр Либерман 29 Марта, 2019, 17:49А чем вам книги помешали? что в цифровом читают, что в книге читают. Какая разница? Зачем эти бурные извращения в наркомпросе?
На сайте: 3 года
Род деятельности: Иное
Регион проживания: —
Вадим Монахов 29 Марта, 2019, 19:20Как обычно у этого автора, всё очень поверхностно и исключительно для саморекламы. Похоже, Георгий Аствацатуров нахватался каких-то обрывков из интернет и сам не понимает, о чём говорит.
Ну, вот возьмём хотя бы подраздел "Как LMS вписывается в цифровое обучение". Я, положим, знаю, что LMS означает Learning Management System (англ. система управления обучением). Раньше это называлось понятнее - система дистанционного обучения (СДО).
Рассказать о том, как устроено обучение с использованием СДО, как устроена разработка курсов и какие проблемы (например, как чужой курс с другого сервера установить на свою СДО). Что есть стандарт SCORM для унификации курсов для разных СДО - но у стандарта имеются разные несовместимые версии. И, как показывает опыт, курс из Blackboard не перенести ни на платформу Moodle, ни даже под другую версию Blackboard. Именно поэтому и из-за неудобства использования я называю систему Blackboard отстойной.
С Moodle всё немного лучше, но не намного.
Возможно, за последние 3-4 года произошли изменения к лучшему, но почему-то я в это не верю. Так что желающим ступить на эту стезю придётся испытать массу восторгов от отсутствия интеллекта у разработчиков СДО.
В общем, надо либо писать статьи профессионально, либо не писать их вообще.
На сайте: 11 лет
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Sergey Pаssionar 29 Марта, 2019, 20:21Как обычно у этого автора, всё очень поверхностно и исключительно для саморекламы. Похоже, Георгий Аствацатуров нахватался каких-то обрывков из интернет и сам не понимает, о чём говорит.
Ну, вот возьмём хотя бы подраздел "Как LMS вписывается в цифровое обучение". Я, положим, знаю, что LMS означает Learning Management System (англ. система управления обучением). Раньше это называлось понятнее - система дистанционного обучения (СДО).
Рассказать о том, как устроено обучение с использованием СДО, как устроена разработка курсов и какие проблемы (например, как чужой курс с другого сервера установить на свою СДО). Что есть стандарт SCORM для унификации курсов для разных СДО - но у стандарта имеются разные несовместимые версии. И, как показывает опыт, курс из Blackboard не перенести ни на платформу Moodle, ни даже под другую версию Blackboard. Именно поэтому и из-за неудобства использования я называю систему Blackboard отстойной.
С Moodle всё немного лучше, но не намного.
Возможно, за последние 3-4 года произошли изменения к лучшему, но почему-то я в это не верю. Так что желающим ступить на эту стезю придётся испытать массу восторгов от отсутствия интеллекта у разработчиков СДО.
В общем, надо либо писать статьи профессионально, либо не писать их вообще.
Следующая цитата
Сегодняшних педагогов просят сбалансировать традиционные подходы к образованию с новыми технологиями, и все это во имя удовлетворения потребностей учащихся.
Если вы все еще взволнованы возможностями цифрового обучения или не уверены в его предназначении, следующие цитаты, статистика и мнения экспертов помогут вам лучше понять меняющийся ландшафт высшего образования.
Среднестатистическому студенту, обучающемуся на онлайн-курсах послешкольного образования, 32 года, за ним следуют студенты примерно 24 лет. Эти учащиеся выросли с технологиями и ожидают, что они будут продолжать развиваться вместе с их желаниями и потребностями.
Будущее образования напрямую зависит от готовности преподавателей обменять традиции на технологии. Учителя должны иметь возможность активно интегрировать современные технологии в класс, будь то онлайн или традиционный класс, для удовлетворения меняющихся потребностей и предпочтений учащихся.
Более 95% опрошенных преподавателей считают, что цифровое обучение положительно влияет как на успеваемость учащихся, так и на эффективность преподавателей.
Неудивительно, что подавляющее большинство преподавателей видят преимущества цифрового обучения. Студенты могут извлечь выгоду из новых методов обучения, обучения в своем собственном темпе, в то время как учителя могут управлять большим количеством курсов и более эффективно дифференцировать обучение.
Каждый шестой студент, получающий высшее образование, проходит исключительно онлайн-курсы для получения желаемой степени.
Онлайн-обучение появилось как способ дополнить традиционное обучение в классе. Сегодня это один из самых популярных способов получения образования студентами. Более 15% сегодняшних учащихся выбирают цифровые классы, успешно получают степень, даже не ступая на территорию кампуса. И статистика будет только увеличиваться.
Все учителя знают, как нужно учить. Но если они заняты обновлением учебной программы, проверкой экзаменов, выставлением оценок и открытием тикетов в ИТ-отделе, обучение может внезапно оказаться под угрозой. Работа с партнером по учебной программе онлайн-курса не только приносит пользу студентам, но и снимает с преподавателей часть рабочей нагрузки, чтобы они могли продолжать делать то, что у них получается лучше всего.
Уже почувствовали вдохновение? Даже изобретатель XIX века Р. Бакминстер Фуллер понимал, что для того, чтобы научить чему-то новому и сохранить это, — методы обучения должны адаптироваться вместе с новыми направлениями мышления. Сегодняшние учащиеся хотят обучаться онлайн, и, чтобы оставаться конкурентоспособными, высшие учебные заведения должны делать шаги вперед для удовлетворения потребностей студентов.
Следующая цитата
Технический прогресс обычно вызывает у людей самые различные эмоции. Некоторые видят в технологиях великое зло, которое медленно убивает человечество, другие же, наоборот, воспринимают их как способы решения крупнейших мировых проблем. Независимо от точки зрения, у каждого из нас есть одна-две любимых цитаты о влиянии технологий на нашу жизнь. Вот их лучшая двадцатка.
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!
В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!
Читайте также: