Наташа ростова характеристика с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Фундаментальный роман-эпопея “Война и мир” - одно из главных творений Льва Николаевича Толстого, в котором образ Наташи Ростовой описан очень тщательно. Произведение полностью переписывалось 7 раз, писателем было придумано 34 варианта начала романа. Всего было найдено более 5 тысяч страниц черновиков. Все это говорит о важности произведения для самого Льва Толстого и о титаническом труде, который он вложил в произведение.
Содержание:
- Образ Наташи Ростовой
- Характер Натальи
- Наташа - жена и мать
Образ Наташи Ростовой
Наташа Ростова была любимой героиней Льва Николаевича Толстого. Впервые писатель знакомит читателя с Натальей в день ее именин, когда ей было всего тринадцать лет. В том возрасте она была довольно несимпатичной девчушкой, с большим ртом и черными глазами, с мелкими кудрями, сбившимися назад, с тонкими руками и ногами. Столь непримечательная внешность меркнет на фоне внутренней красоты девушки - она живая, талантливая, безмерно любит жизнь, родителей, младших братьев и сестер.
- она чудесно поет, пением заслушиваются десятки людей;
- прекрасно танцует - “невозможно оторвать взгляд от сего чудесного танца”;
- близка к духовному - наслаждение героини лунной ночью в Отрадном;
- мечтательна - в своем монологе рассуждает о том, как прекрасно было бы стать птицей.
Рис. 2. Князь Андрей и Наташа на балу. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.
Характер Натальи
Главная героиня, невзирая на свой статус, очень близка к простому люду. Во время отбытия из Москвы она настаивает на том, чтобы подводы отдавали раненым солдатам. Никто из присутствующих не верил в намерения девушки до тех пор, пока ее отец не приказал выполнять ее просьбу. На протяжении всего произведения Наташа помогает обездоленным. Столь чувственный характер у Наташи сформировался отчасти благодаря родителям. В начале романа Л. Н. Толстой кратко повествует о том, что мать Наташи вышла замуж за ее отца по любви, хотя по сравнению с другим ее окружением он был обычным человеком. Ее отец, Илья Андреевич Ростов - добродушный и открытый человек, искренне любящий свою жену и детей, Наташа с гордостью носит его отчество. Наташа очень сильна духом, сколько бы испытаний ни выпало на ее судьбу, все она преодолевает с достоинством, не пытается от них сбежать. Ценой этому становятся внутренние терзания и сомнения. Девушка всегда находится в искании правды. Юная Наталья очень доверчива и наивна, именно из-за этого происходит измена по отношению к Андрею Болконскому. Сама Ростова не хотела этого, но подлая и коварная Элен нашла аргументы и сумела подтолкнуть Наташу к такому поступку, из-за чего главная героиня долгое время корила и истязала себя. Ошибка обернулась для героини настоящими страданиями.
Рис. 3. Пьер и Наташа с детьми. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.
Наташа - жена и мать
В романе “Война и мир” Л.Н. Толстой приводит описание портрета идеальной жены и матери - Натальи. В ее характеристику писатель вложил всю душу. Пережив несколько юношеских влюбленностей, она готова самоотверженно отдаваться мужу и детям. После брака с Пьером Наташа Ростова заметно поправилась и перестала появляться на светских мероприятиях, так как полностью растворилась в воспитании четырех детей и в любимом муже. Многие, увидев ее такой, оставались в недоумении, но сама Наташа и Пьер были счастливы даже спустя семь лет брака. Безухов чувствовал себя нужным и “не дурным человеком” именно благодаря супруге. Светские люди называли Ростову “потухшей тенью” собственного мужа, но на самом деле это было не так.
Важно! По словам ее мужа, Пьера Безухова, Наталья не наделена изысканным умом, но она обладает “умом сердечным”.
В Наташу Ростову Лев Николаевич Толстой вложил лучшие качества примерной жены и матери. Пусть она не отличается внешней красотой, но она всегда остается прекрасным человеком, самоотверженным и самопожертвенным, любящим своих родных. Для закрепления материала предлагаем вам также просмотреть видео с характеристикой Наташи Ростовой.
Еще материалы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир":
Следующая цитата
Образ Наташи Ростовой знаком каждому. Она – воплощение чистоты и юности. Характер Наташи Ростовой отличается нежностью и любовью ко всему миру. Это самый чистый и светлый персонаж не только эпопеи Л. Н. Толстого, но и всей русской литературы.
Внешность и внутренний мир Наташи Ростовой
Л. Н. Толстой описывает свою любимую героиню не как одну из самых ярких красавиц. Он и сам заявляет, что она некрасива. Цитаты из романа подтверждают это: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Но почему же великий писатель делает самую нежную героиню произведения некрасивой? Ответ прост, ведь с детства нам говорят о том, что истинная красота заключается не во внешности. Настоящей красотой Наташи является ее внутренний мир. Именно он противопоставляется холодной, пустой красоте светских барышень. Именно из-за богатого и красивого внутреннего мира Наташа становится объектом воздыхания многих мужчин.
Взросление Наташи Ростовой
В начале романа героиня показана читателю 13-летней девочкой, которая по-настоящему радуется дню своего рождения. За время, прошедшее в романе из юной девочки она превращается во взрослую женщину, мать и жену. Проследить изменения в Наташе на протяжении ее жизненного пути поможет таблица.
Внутреннее состояние персонажа
Наташа искренний и добрый ребенок. Она умеет по-настоящему радоваться, честна с людьми и юна.
Наташа уже не ребенок, но пока еще не девушка. Непосредственность, веселость переполняют ее. Наташу несколько балуют, но это не мешает ей оставаться чистой и светлой девочкой.
Внешние недостатки Наташи полностью перекрываются ее характером. Она добра и честна, вызывает у окружающих умиление и нежность.
Наташе сложно, ведь она сталкивается с реалиями взрослого мира. Ей пытаются навязать мнение, к которому она прислушивается. Это становится первым шагом к самой серьезной ошибке героини – она увлекается Курагиным, о чем потом жалеет, потеряв настоящую любовь.
Наташе трудно разобраться в своих чувствах, она ищет совета и помощи.
Девушка взрослеет, но только укрепляется в своих качествах. Для нее все такими же приоритетами остаются добро и честность. В ней появляется жертвенность и самоотверженность.
Война пугает Наташу, но она чувствует в себе силы помочь воюющим. Она молится и делает все, чтобы облегчить участь раненых. Среди них она замечает Андрея.
Наташа отказывается от мирской жизни, посвятив всю себя мужу и детям. У нее 4 ребенка, она является взрослой сформировавшейся женщиной, но все также верна своим идеалам.
Наташа счастлива. В этом тихом семейном счастье воплощаются мечты многих положительных персонажей. Любовь в душе Наташе находит место, выражается во всей ее жизни.
Взрослая жизнь Наташи Ростовой
Пройдя путь от юной девчушки до взрослой мудрой женщины с четырьмя детьми, Наташе удается сохранить чистоту и свет в своей душе. В их семье царит настоящее неподдельное счастье. Пьер, давно любящий Наташу, находит в жене свое отражение. Наташа растворяется в детях, она любит и любима, для нее это истинное счастье и ей не нужна мишура светской жизни. Основные черты Наташи сохранились на протяжении всей ее жизни, делая героя по-настоящему прекрасным.
Черты Наташи делают ее любимым персонажем не только самого автора, но и читателей. В ней ценятся доброта и честность, любовь к миру и альтруизм. Ее жертвенность красива, она не требует оплаты за свои действия и решения. Цитатная характеристика Наташи описывает ее с лучших сторон: автор называет ее «прелестным дитя», «живой девочкой», она «чутка и ловка», имеет «непостижимую смелость», «безумно-веселое расположение духа», «тоненькая и грациозная». Эти и многие другие цитаты дают представление об образе Наташи Ростовой.
У Наташи Ростовой характеристика четко показывает, как важно уметь искренне любить и быть честным перед собой и перед всем миром.
Следующая цитата
Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », — такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.
Оля КисенковаНаташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.
Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности.
Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.
Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых. Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.
По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи – эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.
Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.
В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”, – пишет Толстой, называя свою героиню “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.
Татьяна СлынькоОдним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », — такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.
* «Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».
Русская природа — это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!
Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».
Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.
Будучи открытым, искренним человеком, Наташа не понимает всей фальшивости окружающего ее общества. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, искренне любящие друг друга. Вероятно, это происходит оттого, что сама она всей душой стремится ко всеобщей любви и дружбе. Нежелание видеть отрицательных черт нередко приводит героиню к опрометчивым поступкам. Так, она не сразу смогла разгадать истинную натуру Анатоля Курагина, который лишь использовал, обманывал ее.
Героиню Толстого характеризует чистая, искренняя любовь к людям. Наташа Ростова и любовь неразделимы. Она искренне любит отца и мать, Николая и Соню… Но особенно полно ее душевный мир раскрывается в любви к Волконскому. Пройдя через многие жизненные испытания, эта любовь сохранила свою чистоту, глубину и нежность. Наташа полюбила князя Андрея с первого взгляда. Когда он пригласил ее на вальс, ее лицо осветилось счастливой, почти детской улыбкой. «Давно я тебя ждала», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых пролиться слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Счастью и радостью переполнялось сердце девушки от сознания, что она может стать женой этого человека. Тяжело переживала Наташа предстоящую разлуку с женихом: « Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее… «Не уезжайте!» — только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил ».
Юная Ростова, казалось, не осознавала до конца, что с ней происходит. После отъезда Болконского она чувствует растерянность. Не думая, что делает, девушка просто раскрывалась навстречу чувствам. Иногда эти чувства оказывались ошибочными — как в случае с Анатолем. Только спустя какое-то время настоящая любовь проснулась в душе Наташи, она полностью осознала свои чувства к Андрею. То было радостное и новое чувство, поглотившее Ростову целиком, вернувшее ее к жизни.
В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все те качества, которые должны, по мнению автора, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет. В самом деле, героиня Толстого, благодаря своим неповторимым душевным качествам, богатству своего внутреннего мира, становится ярким лучиком света в скучном и сером светском обществе.
Следующая цитата
Цели: раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования на материале романа «Война и мир».
Образовательные: создать условия для исследовательского чтения и раскрытия образа Наташи Ростовой;
Развивающие: способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста;
Воспитательные: воспитывать интерес к духовному миру личности;
способствовать воспитанию читательской культуры.
Оборудование: текст (отрывки из текста) романа «Война и мир», иллюстрации к роману, мультимедиа презентация, отрывки из фильма «Война и мир».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют образ главной героини, выделяя и анализируя
отрывки, раскрывающие духовные искания и её жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к ней; сопоставляют с другими героями; оценивают её поступки и поведение.
I . Организационный этап. (можно на перемене) (слайд 1)
Деление на группы. Правила работы в группах (раздатка на столах)
Правила работы в группе
В микрогруппах обучающиеся высказывают свою точку зрения, уважительно относятся к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.
В ходе обсуждения вопросов обучающиеся могут задать вопрос учителю, подняв при этом руку.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Каждый в группе работает на общий результат.
Представить мнение группы может как один обучающийся, так и вся группа, распределив текст выступления между собой.
II . Актуализация знаний
Проблемный вопрос. (слайд 2)
Как выдумаете, меняется ли человек? Если меняется, что этому способствует? От чего человек избавляется, с чем остаётся?
Тема урока. Образ Наташи Ростовой . В течение урока на материале романа мы попытаемся раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования.
В конце нашей совместной работы мы должны ответить на вопрос: меняется ли героиня под влиянием обстоятельств в ходе повествования? Что изменилось, а что в Наташе-женщине осталось от Наташи-ребёнка?
Вступительное слово учителя.
Вы завершаете изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Роман ознаменовался огромным количеством образов: свыше 550. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее. С одной стороны великосветские красавицы, хозяйки великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагиной, Жюли Карагиной, Анны Павловны Шерер, а с другой — искренние, великодушные, чистые душой и сердцем Наташа Ростова, княжна Марья, Соня. Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.
И сейчас мы с вами остановимся на образе любимой героини Льва Николаевича – Наташе Ростовой.
IV. Работа над темой урока. (слайд 3)
1) Задания группам. Чтобы рассмотреть образ в развитии, вы должны выполнить определенные задания. Необходимые вопросы и задания, отрывки из текста, подсказки, таблицы и кластеры перед вами на столах. Правила работы в группах тоже.
1 группа: опираясь на отрывки из романа, дать характеристику Наташе-девочке.
Подготовить выступление, заполнив таблицу.
Портрет Наташи Ростовой
Прочтите описание внешности Наташи Ростовой. Что главное в её портрете, на что обращает наше внимание автор? Какой вы её себе представляете?
Расскажите о её поступках в 8, 10, 16 главах 1 части 1 тома. О каких чертах характера Наташи говорят эти поступки?
Какие глаголы употребляет Толстой, рассказывая о Наташе? О чем это говорит?
Отношения Наташи с родными
Как Наташа относится к родителям, к братьям, сестре Вере, Соне?
к Наташе окружающих
Как к Наташе относятся окружающие? Проиллюстрируйте свой ответ несколькими примерами и цитатами.
Подсказка. 1 группа
Особенности
характера героини
Как проявляются
поэтичность натуры,
обострённая чуткость,
внимательность
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство сопереживания, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.)
Первая встреча с Наташей Ростовой
Наташа минуты не может пребыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…».
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая
девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».
Вся семья, слуги в доме неразрывно связаны с Наташей. Соня – лучший друг, и чтобы доказать это Наташа прикладывает к руке горячую линейку (остается след от ожога).
Слуги никого так не любили слушаться, как Наташу, никому не хотели угодить так, как ей.
2 группа: дать характеристику Наташе-девушке.
Эпизод «Лунная ночь в Отрадном». Прочтите описание лунной ночи в Отрадном. Какие черты Наташи проявляются в этом эпизоде?
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»
Какими чувствами переполнена Наташа перед своим первым балом? Каким представляет себе мир счастливая Наташа? Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа? Какой улыбкой встретила Наташа приглашение князя Андрея? Как повлияла на него встреча с Наташей на балу?
Эпизод «Танец Наташи после охоты» Истинная красота души и народный дух в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
Отношения Наташи с братьями.
Что связывает Наташу с Николаем? Что роднит их? Как Наташа влияет на всех окружающих?
Эпизод «Отъезд из Москвы» Почему Наташа пригласила раненых остановиться в их доме? Как к просьбе раненых дать им подводы отнеслись граф и графиня? Как восприняла запрет матери Наташа? Чем вызван взрыв её негодования? Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым?
Отношения Наташи с другими героинями романа. Какие отношения связывают Наташу и Соню? Чем они отличаются друг от друга? Как выглядела Наташа на балу в сравнении с Элен? Как меняется Наташа под влиянием Элен? Как смогли подружиться совершенно разные княжна Марья и Наташа Ростова?
Уход за князем Андреем. Как проявила себя Наташа, когда ухаживала за раненым князем Андреем?
Отношения с матерью. Смерть Пети. Что возрождает Наташу к жизни? Почему только Наташу зовет графиня после известия о смерти Пети? Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети?
Подсказка. 2 группа
Особенности
характера героини
Как проявляются
Как Наташа влияет на других людей
Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как все, что живет и любит жизнь.
Мечтательная, романтичная, своеобразное представление о людях: Борис светло-серый, прямоугольный, продолговатый. Пьер – темно-синий с красным, квадратный.
Отношения с матерью: любит поговорить с матерью «в душку», т.е. по душам. Графиня не может на нее сердиться.
Николай и Наташа особенно близки, любимый вопрос брата и сестры, который они задают друг другу: «О чем ты сейчас думаешь?». Они откровенны друг с другом, понимают даже невысказанное. На войне в минуты опасности Николай вспоминает о Наташе, после проигрыша Долохову от мысли о том, что , что надо пустить пулю в лоб, так как он разорил семью, его спасает пение Наташи; Петя в ночь перед боем (перед смертью) видит сон, во сне оркестр и Наташа поет.
Народные, национальные черты в характере Наташи
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.
Танец Наташи
«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». В этом эпизоде, без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…». Здесь раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым.
Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.
«Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она
стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с
изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в
комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
- Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже…
Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…»
Первый бал Наташи Ростовой
Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.
«Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …».
«Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью».
«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Читайте также: