Цитаты о чтении святых отцов
Обновлено: 21.12.2024
«Не для прежних только людей, но и для нас написано Писание. Елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний упование имамы. Рим.15,4 (И.Златоуст. На Еванг. Иоанна Беседа 30, §3).
«Не тот человек у коего есть тело человеческое и голос человеческий; человек тот, у кого есть душа человеческая. Но о душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию. Равным образом ничто так не обличает души скотоподобной и неразумной, как пренебрежете к слову Божию; таковым пренебрежением человек утрачивает самое достоинство человека» (И.Златоуст. Беседы к Антиох. народу, 27).
«Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и неосвещаемый лучом Божественных Писаний не может не погрешать постоянно во многом, потому что он бродит в глубокой тьме» (И.Златоуст. Толков. на Посл., к Римл. Предисл.).
«Как сидящие при источнике наслаждаются его прохладою и при наступлении жара часто погружают в него свое лице, и если беспокоит их жажда, легко облегчают мучение, имея врачевство вблизи, в источнике, так и тот, кто находится при источнике Божественных Писаний, если почувствует пламень страсти, легко потушит его, погрузив душу в эти воды; будет ли беспокоить его жар гнева, воспламеняя сердце, он погасит его, оросив сею водою; и от всех порочных помыслов избавляет душу чтение Божественных Писаний» (И.Златоуст. Беседа 4 на надписание кн. Деяний).
«Если постигнет тебя скорбь, приникай к Писаниям, как к сосуду, наполненному целебным врачевством. Случается ли утрата, смерть, потеря ближнего, оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Если мы выходим на войну без оружия, то можем ли уцелеть? Легко спасаться руководствуясь Св. Писаниями, а без них невозможно» (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, §1).
«Чтение Божественных Писаний укрепляет ум, очищает совесть, подавляет нечистые страсти, насаждает добродетель, возвышает разум, освобождает душу от порабощения ее телом, делает устремления ее легкими. Ничто не может доставить такого удовольствия, как чистая совесть, а совесть бывает чистою, если она часто навидается слушанием Писаний» (И.Златоуст. Беседа о псалмопении, §I). «Диавол не дерзает проникнуть в тот дом,где есть Евангелие; и души, усвоившей себе мысли Божественного Писания, не коснется ни демон, ни грех» (И.Златоуст. На Евангелие Иоанна Беседа 32, §3).
«Если где хранятся царские оружия, то хотя бы и никто не пользовался ими, они доставляют великую защиту живущим в том месте, потому что напасть на такой дом не осмелятся ни разбойники, ни подкапыватели стен, ни иной злодей. Подобным образом, если где есть священные книги, то оттуда бежит всякая сила Диавольская» (И.Златоуст. О Лазаре, Беседа 3, §3).
«Но желающие сыскать в море драгоценные камни ищут их не сидя на берегу и считая волны, а спускаются в самую глубину, сходят в недра бездны и находят искомое, хотя, что за важную пользу приносит нашей душе нахождение таких камней? А что касается Божественных Писаний, этих духовных драгоценных камней, то здесь и опасности нельзя подозревать, и труд не велик, и польза несказанная (И. Златоуст. На кн. Бытия Беседа 9, §1).
«Иные приобретают св. книги, но не для пользования ими. До какой крайности доходит тщеславие! Я не слышу, чтобы кто-нибудь похвалился тем, что знает содержащееся в книгах Св. Писания, а слышу, как хвалятся иные тем, что их книги написаны золотыми буквами, на тонкой коже. Но не для того дано нам Писание, чтобы мы его имели только в книгах, связанных и навсегда отложенных в шкапы, но чтобы оно было начертано в сердцах наших, чтобы из книг изучением слова и мысли Писания переходили в нашу душу» (И.Златоуст. На Еванг. Иоанна. Беседа 32, 3).
«Не говори мне никто холодных, достойных осуждения, слов: «я занять судебными делами, я несу городские повинности, я художник, я имею жену, я воспитываю детей; я мирянин; читать Св. Писание не мое дело, а дело тех, которые отреклись от мира». Что ты говоришь, человек? Не твое дело внимать Писанию, потому что ты окружен бесчисленными заботами? Напротив, оно твое дело более, чем тех; они не имеют столько нужды в помощи Божественного Писания, сколько живущие среди стольких сует. Тебе, непрестанно стоящему под ударами, так часто получающему раны, потому самому по преимуществу нужны врачевства. Мы, волнующиеся как бы среди моря и встречающие всюду соблазны греха, во всякое время нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писания, больше чем иноки, удалившиеся от торжища и от треволнений торжища» (И.Златоуст. Беседа 3, о Лазаре).
«Не думай, будто одним инокам нужны наставления из Св. Писания; они нужны и для тех, которые ходят в мирской жизни» (И.Златоуст. На Посл. к Ефес. Беседа 21, §2).
«Пусть не кажется тебе, что ты уже знаешь Писание. Слово Божие можно черпать до безконечности, и никогда не исчерпать. Да это только отговорка. Иные говорят: «всегда читается одно и то же». Но если бы вы действительно знали все это, то и тогда не надлежало бы оказывать пренебрежете. Скажи мне: не вразумляешь ли ты своего сына? Но если бы он сказал тебе, что постоянно слышит от тебя одно и то же, то не принял ли бы ты сего за оскорбление? Тогда можно было бы не говорить одно и то же, когда бы все вполне знали это и показывали на деле. Но невозможно, никогда невозможно исчерпать содержащееся в Св. Писании. Это- источник, не имеющий предела» (И.Златоуст. На Деян. Беседа 19, §5).
«Ты говоришь: одно и то же приходится слышать каждый день. Но не все ли вещи в мире одни и те же? Не одно ли и то же всегда восходит солнце? Не одну ли и ту же мы всегда у потребляем пищу. Но я желал бы испытать тебя. Так как ты говоришь, что каждый день слышишь (в церкви) одно и то же, то скажи мне, из какого же пророка заимствовано сейчас прочитанное место? из какого Апостола? из какого послания? Но ты не скажешь этого. При таком вопросе, тебе вдруг покажется, что ты слышал не повторение прежнего, а нечто совершенно тебе неизвестное» (И.Златоуст. Толк. на 2Фес. Беседа 3, §4).
«Отчего это, слушая Божественное учение, мы тяготимся и устаем? Оттого, что худо располагаем свою душу и тем погашаем в ней охоту и ревность к таким предметам. Признаком болезни, между прочим, служит то состояние, когда не хочется ни есть ни пить. Если же это, бывая в теле-, служит признаком тяжкого недуга и производит ослабление, то не тем ли более, когда бывает в душе» (И.Златоуст. На Евангелие Иоанна Беседа 18, §4).
«Другой говорит: «Я не понимаю того, что содержится в Св. Писании». Но здесь все ясно и просто; все необходимое понятно. Во всяком случай, ты знаешь то, что там сказано ясно, чтобы спросить о том, что не ясно. Все эти ссылки на неясность один предлог и пустые слова» (И.Златоуст. на 2Фес. Беседа 3, §4).
«Невозможно, чтобы ты все одинаково не понимал. Ибо для того и устроила благодать Святого Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, скинотворцы, пастыри овец, люди простые и неученые, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится. Не для суетной славы, как внешние мудрецы, а для спасения слушающих сложили все это те, кои изначала удостоились благодати Духа. И в самом деле. Для кого неясно то, что заключается в Евангелии? Кто слыша, что блажени кротции, блажени милостивы, блажени чистии сердцем ( Матф.5,5 ) и прочее сему подобное, будет нуждаться в учителе, чтобы понять это. Ты говоришь: «не всякому понятны знамения. чудеса, исторические описания». Это только предлог и покрывало лености. Как же и понять тебе, когда ты не хочешь даже и просто взглянуть в книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю, понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чем говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю. Если, наконец, человек не объяснить тебе искомого, тогда Сам Бог не презрит твоей заботливости и откроет тебе несомненно» (И.Златоуст. Беседы о Лазаре 3, §3).
«Если не поймешь чего сегодня, то поймешь завтра; нужно только упражнять слух свой слушанием Божественных Писаний (И.Златоуст. На Посл. к Евр. Беседа 8, §4).
«Если, прочитав место Св. Писания раз или два, мы не поймем того, что читали, не будем терять духа, но потерпим, поразмыслим, спросим других. Вопроси, – сказано, – отца твоего и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Второзак.32,7) (И.Дамаскин. Точн. излож. прав. Веры. Кн.4. Гл.17).
«Аггей был пророк, и еще чрез него Господь говорил на счет недоуменных предметов: вопроси иереев закона (2,12)» (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания).
«Одного у всех вас я прошу утешения, прежде нежели приступлю к изъяснению изречений Евангельских. Пусть каждый из вас то отделение Евангелия, которое имеет быть читаемо в первый день по субботе или и в субботу среди вас, в церкви, возьмет в руки пред этими днями и дома внимательно, многократно и со тщанием просмотрит содержание его» (для сего и приложено к нашей славянской Библии «Сказание главам Евангельских известно седьмицам всего лета». – Прим. авт.) (И.Златоуст. На Еванг. Матвея, Беседа I, § 6. Его же о Лазаре Беседа 3, §I).
«И оставаясь дома (не придя в церковь иной день) мы можем, взяв в руки Божественные книги, получить пользу от них и доставлять душе духовную пищу. Ибо как тело (ежедневно) нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной» (И.Златоуст. На кн. Бытия Беседа 10, §8).
«Не возлагайте всего на пастырей Церкви, чтобы они сообщали вам все, что есть в Св. Писании для руководства на всякое время. Ибо и сами вы – овцы словесного и разумного стада» (И.Златоуст. На Посл. к Кол. Беседа 9, §I. Его же Беседа в присутствии Готфов, §4).
«Никакое время не должно считаться неудобным для слушания слова Божия. Житейская дела пусть имеют определенное для себя время; изучение же горнего любомудрия не должно иметь никаких определенных часов; назидание души чем более умножается, тем более крепкою делает душу» (И.Златоуст. Беседы на Евангелие Иоанна. Беседа 18, §4).
«Каждый день, лишь только встанешь утром с постели, прежде чем возьмешься за рукоделие, поучись в словесах Божиих» (Авва Исайя. Слово 3, §1).
Особенно же нужно читать слово Божие в дни поста. «Если мы не напрягаем своего ума теперь, когда время поста, когда ум острее и дух способнее не терять бодрости, то когда же мы будем в состоянии сделать это»? (И.Златоуст. На кн. Бытия. Беседа 9, §1).
«Читая Божественное Писание, уразумевай, что сокрыто в нем для тебя собственно; елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася. Рим.15,4 » (Марк Подвижник. Двести глав о духовном законе. Гл.26).
«Сообразно своему духовному состоянию, во всякое время, каждый должен избирать для себя соотвевтствующий псалом и читать не как бы написанное о самом читающем и приведя себя в расположение, согласно с написанным, вознести сие к Богу» (Афанасий Вел. Послан. к Маркелл., об истолков. псалмов).
«Слова Божественного Писания читай так, чтобы слышны были не звуки твоего голоса, а дела, и не распростирай широко слов, надымаясь одними голыми умопредставлениями» (Св. Марк Подвижник. Двести глав о духов. Законе. Гл.85).
«Не все одинаково предлагают вопросы о Св. Писании; иные спрашивают с нечестивым намерением, думая уличить Божественное Писание, что оно учит неправильно» (Феодорит. Толкования. Часть I. Предисл.). «Ты же слова Божия не произноси с нечистотою» (Послание Ап. Варнавы, гл.19).
«Некоторые, недугующие неверием, думают, что св. пророки разногласят; но вскормленные священными словесами, просвещенные Божественною благодатию, видят у св. пророков одно согласие» (Феодорит. На прор. Даниила 9,I).
«Если какое либо место Св. Писания мне представляется противоречащим другому, тогда я признаюсь, что не хорошо понимаю его» (Иустин мученик. Разговор с Триф. Гл.65).
«Часто, читая слово Божие, человеческая пытливость спрашивает: на какой конец Бог повелел то-то и то-то? Но истинную причину знает только Сам повелевший» (Феодорит. Толк. на 4Цар. Вопр.8).
«Не надобно брать наобум слова Писания и вырывать их из связи и сродства содержания; не надобно брать голые слова, лишая их помощи со стороны предыдущего и последующего, чтобы потом выражать недоумения и делать увертки. Ибо если в судах, где рассуждают о делах Мирских, мы выставляем все служащее к оправданию: и место, и время, и побуждения, и лица, и весьма многое другое, то не нелепо ли тогда, когда предлежит нам подвиг за вечную жизнь, приводить слова Писания наобум» (Творен. И.Златоуст. Т.6, стр.163).
«Иные в отношении своем к слову Божию подобны человеку, у которого бельмо на глазу или у которого закрыт слух. Из них первый жалуется, что солнце не ясно, и мало дает света, а последний на то, что ему не громко говорят» (Григорий Богослов. Беседа 1).
«Есть люди, которые читают Св. Писание и при всем том мало уважают его, читают для того, чтобы иметь о нем некоторые сведения, а не уважают, потому что не надлежащим образом понимают» (Августин. Христ. Наука, 4. Гл.5).
«Как неправое учение обычно ведет за собою дурную жизнь, так и дурная жизнь приводит к неправым учениям» (И.Златоуст. Беседа на слова I Кор.10,1). «Чтобы не увлекаться странными новостями еретических учений, надлежит упражнять слух свой слушанием Божественных Писаний» (И.Златоуст. На Посл. к Евр. Беседа 8, §4).
«Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и всякая ложь убежит тебя» (Авва Исаия. Слово 6, §9).
«И молитва постоянная потребна, чтобы прозревать во святилище слова Божия» (И.Златоуст. На Еванг. Иоанна, Беседа 21, §1).
«Потребна также и милостыня, ибо если ты и возле самой постели своей привесил Евангелие, и больше ничего не делаешь, то не получишь большой пользы» (И.Златоуст., на I Кор. Беседа 43, §4).
«Тем же, молю убо вас, возлюбленные, стяжите книги Св. Писания, уразумевайте учете их и содержите оное в душах ваших. Сим бо образом мы очистим и настоящую жизнь нашу от всякия скверны и наследницы будем грядущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и в Котором слава Отцу, купно со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И.Златоуста. На Евангелие Иоанна, Беседа 53, §3).
Источник: Руководственные о священном писании Ветхого и Нового завета сведения из творений святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Проф. А. Олесницкого. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1894. - [2], II, 224 с.
Следующая цитата
Антология изречений святых отцов церкви
О необходимости наставника
Многие из читающих Священное Писание впадают в неучение, ереси и расколы. В чтении его непременно нужен наставник. Мы читаем в Деяниях святых Апостолов, что, когда святой апостол Филипп спросил вельможу царицы Кандакии, читающего пророка Исайю, разумеет ли он, что читает, тот ответил: «Како убо могу разумети, аще кто не наставит мя?» (Деян. VIII, 31). Итак, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то ему разъяснят и откроют коварство врага, как пишет авва Дорофей в пятом поучении.
Для спасения души пусть христианин найдет опытного духовного отца, чтобы научиться от него всему, касающемуся веры и требуемому ею.
Без наставника духовного спастись весьма мудрено. Но охраняйся от пристрастия к наставнику, не забывай, что дух от плоти недалек.
Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит этот путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти.
Не надо от себя говорить, а из святых книг - со смирением и умеренностью.
К духовному отцу за советом, исповеданием и откровением ходят именно ради того, чтобы смирить свое мудрование и переломить свою злую волю.
Ищи духовного руководителя не столько святого, сколько опытного: бывает много святых старцев, но мало опытных. Такие люди большей частью от мира бывают презираемы, и мир их ненавидит.
В выборе духовного отца нужно быть осторожным. Великую силу имеют молитвы духовника.
Пользуйтесь общением с наставником и всякий раз, когда видите его, наводите его на духовные предметы.
Святитель Феофан Затворник
Никогда не следует об одном и том же деле спрашивать разных старцев или одного старца несколько раз, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй - от рассуждения в старце.
Великое спасительное дело спрашивать совета у наставников (духовного отца или старца), но, в то же время, святой Антоний Великий советовал наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, - и тогда уже доверяться его слову, беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со словом Божиим.
Открывайте духовнику особенно те мысли, которые вас долго не оставляют.
Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление.
К духовному отцу надо приходить всегда с молитвой.
Совет духовного отца следует поверять Священным Писанием и святоотеческими творениями.
Главными качествами старца должны быть: опыт духовный, рассуждение, терпение, любовь и смирение.
Душа не может освободиться от искушения иначе, как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу.
Святой Симеон Новый Богослов
Особенно воюет злой дух на нас через злые мысли, развращая ум, сердце, и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение мыслей духовнику (или старцу) получаем прощение и духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и дьявола.
Старец Иларион Оптинский
Молчание есть опасное дело для учителей, и это ясно сказал апостол Павел: «Горе мне, аще не благовествую».
Без совета старца и руководства святоотеческими писаниями нельзя умно заниматься сердечной Иисусовой молитвой.
Беседа с духовно опытными людьми составляет драгоценное приобретение.
Как привязанный последуй знающему путь Божий.
Духовник на исповеди должен спросить кающегося: «Давно, часто ли ты причащаешься Святых Тайн? Часто, постоянно ходишь в Церковь?» Эти вопросы нужны для того, чтобы духовник увидел сразу, кого он исповедует: человека глубоко религиозного и церковного или мало религиозного и довольно равнодушного к молитве и к духовной жизни. Но если духовник услышит, что человек 5-10 лет не причащался или даже впервые пришел, - тогда да будет он особенно внимателен.
Великое благодеяние - появление благоразумного и благорасположенного советника.
Святитель Василий Великий
Если хочешь преуспеть в добре, пользуйся советами людей умных, которые имеют страх Божий.
Пока мы еще зелены и не приобрели зрелого грозда (т.е. не достигли духовной жизни и рассуждения), не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкой демонов.
Святой Нил Синаит
Непременно надо иметь кого-нибудь (духовно опытного), с кем бы можно было совещаться обо всем, бывшем и вне, и тем более, внутри.
В отеческих книгах не всегда говорится, кому дано наставление, - новоначальному или преуспевшему, старому или юному, боримому ли той или другой страстью и т.д. Есть множество причин и обстоятельств, когда по одному и тому же вопросу ответы бывают различны, судить об этом может только имеющий духовное рассуждение. Если хочешь вычитанное из книги ввести в собственную жизнь, то не делай этого самовольно, но непременно посоветуйся с духовным отцом, иначе легко можешь попасть в хитро расставленные сети обольстителя.
Для назидания пасомых пастырь должен использовать каждый возможный случай.
Те, кто слепых учителей избрали себе предводителями, сами себя лишили дражайшего зрения.
Посещай дом твоего старца для духовного назидания и исповедания согрешений и греховных мыслей твоих.
Никогда не должно оставаться одному (без совета и указания духовных людей). Прилепись к духовному отцу своему, найди единомысленного тебе, углубляйся в советы святых отцов, и ничего не предпринимай, не справившись во всех этих местах.
Святитель Феофан Затворник
Постараемся спрашивать преуспевших.
У демонов в обычае показывать тебе духовного отца недостатки, чтобы оглушать уши твои к тому, что он говорит тебе.
Преподобный Феодор Едесский
Все заповеди и наставления наставника храни в тайне и благо тебе будет.
Своих искушений никому не поверяй, кроме духовного отца.
Преподобный Амвросий Оптинский
В советах и наставлениях своих надо быть крайне осторожным, надо с людьми обходиться, как с больными, и успокаивать их, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит пользы.
Старец Антоний Оптинский
Все делай с вопрошением и советом отца своего духовного о Христе Иисусе.
Путь к познанию воли Божией через вопрошение духовного отца наиболее надежен.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Следующая цитата
Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы).
Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою (прп. Антоний Великий, 89, 96).
Тайное поучение и чтение (Священного Писания) есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу (прп. авва Исаия, 59, 219).
Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это — начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти (прп. Ефрем Сирин, 30, 522).
. Будь трезвен, чтобы чтением доставить пользу и себе самому, и слушающим тебя (прп. Ефрем Сирин, 31, 219).
Когда. начинаешь читать Божие Писание, старайся читать, как обязанный пересказать, что слышал (прп. Ефрем Сирин, 31, 632).
. Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге (прп. Ефрем Сирин, 32, 96).
Когда же читаешь <Священное Писание>, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его (прп. Ефрем Сирин, 32, 99).
Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ (прп. Ефрем Сирин, 32, 401).
Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости (прп. Ефрем Сирин, 33, 354).
Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания. Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем, невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получили пользу и назидание. ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа (свт. Иоанн Златоуст, 44, 812-813).
Великая защита от грехов — чтение Писаний; а незнание Писаний — великая стремнина и глубокая пропасть; великая потеря для спасения — не знать ничего из Божественных постановлений. Это незнание породило ереси; оно привело к развратной жизни; оно перевернуло все вверх дном; ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением (Писаний) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 814).
. Чтение Божественных Писаний есть не только луг, но и рай, потому что цветы эти имеют не одно лишь простое благоухание, но и плод, который может питать душу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 6).
. Чтение Божественного Писания ободряет и оживляет скорбящие и одержимые печалию души, уничтожая силу и жар скорби, доставляя утешение, которое приятнее и сладостнее всякой тени (свт. Иоанн Златоуст, 45, 334).
Прекрасно. чтение Писаний; но прекрасно в том случае, когда за ним следует дело, так как если ты читаешь, а не делаешь, то чтение бывает тебе в осуждение и в повод к наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 45, 906).
Подлинно, чтение Божественных Писаний есть духовный луг и рай сладости, рай сладости превосходнейший того рая. Этот рай Бог насадил не на земле, а в душах верующих; этот рай Он поставил не в Эдеме и не ограничил одним местом на востоке, но распространил по всей земле и распростер до пределов вселенной (свт. Иоанн Златоуст, 46, 74).
. От всех порочных помыслов, как бы из среды пламени, избавляет душу чтение Божественных Писаний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 76).
Подлинно, ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 76).
. Вещи тленны и скоропреходящи, — почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом (свт. Иоанн Златоуст, 46, 76).
. Читающий постоянно Божественные Писания и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 77).
. Приятен луг, приятен сад, но гораздо приятнее чтение Божественных Писаний. Там — увядающие цветы, а здесь — цветущие мысли; там — дыхание эфира, а здесь — веяние Духа; там служит оградою терновник, а здесь охраняет Промысл Божий; там — пение кузнечиков, а здесь — речи пророков; там — удовольствие от зрения, а здесь — польза от чтения; сад — в одном каком-либо месте, а Писания — во всей вселенной; сад подчинен переменам времен года, а Писания и зимою и летом украшены листьями, обременены плодами (свт. Иоанн Златоуст, 46, 409).
Не столько имеет значение воскресение мертвых (для познания истины), сколько чтение Писаний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 901).
Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей (свт. Иоанн Златоуст, 47, 14).
. Будем заниматься чтением Божественного Писания с наибольшим тщанием. если и нет у нас наставника — человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит (свт. Иоанн Златоуст, 47, 374).
. Будем. совершать чтение <Священного Писания> с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 374).
. Никакое время не может служить препятствием к чтению Слова Божия; не только дома, но и ходя по торжищу, и совершая путешествие, или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 376).
Видя наше расположение к духовному знанию <через чтение Священного Писания>, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум (свт. Иоанн Златоуст, 47, 376).
Не будем же. пренебрегать чтением (Писания), но понимаем ли содержащееся (в нем), или не понимаем, (во всяком случае), будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти (прочитанное) и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум (свт. Иоанн Златоуст, 47, 376—377).
Читающий <Священное Писание> поверхностно приходит в великое недоумение, а тщательно вникающий. увидит последовательность и точную связь мыслей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 225).
Через чтение и слушание Божественных Писаний жизнь наша еще более совершенствуется. (свт. Иоанн Златоуст, 48, 784).
. Одного чтения недостаточно, если не будет при том и разумения. Как тот, кто принимает пищу, но не переваривает ее, не будет жить, так и тот, кто читает, но нисколько не понимает читаемого, не достигнет истины. (свт. Иоанн Златоуст, 49, 547).
Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачевство. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль — сатанинское внушение (свт. Иоанн Златоуст, 50, 24).
. Все мы, нерадящие о чтении Писаний. терпим от этого вред и. скудность. В самом деле, когда мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым должно приводить их в благоустройство? Богачи, влюбленные до безумия в богатство, часто выколачивают свои одежды, чтобы их не подъела моль. А ты, видя в себе забвение, губительнее моли, повреждающее твою душу, не прибегаешь к Писанию, не истребляешь в себе язвы, не украшаешь своей души, не вглядываешься пристально в образ добродетели, не рассматриваешь членов и ее главы (свт. Иоанн Златоуст, 50, 492).
Как приятно чтение Писания — приятнее всякого луга, усладительнее сада, и особенно когда с чтением соединяется разумение! Луг, красота цветов, зелень деревьев, роза, плющ и мирт услаждают зрение, но, по прошествии немногих дней, вянут. А чтение Писания окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства дел, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья — все хорошее, что кто бы ни назвал, поселяет в душе слушателей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 310—311).
Чтение Божественного Писания ограничивает блуждающий ум и дарит знание о Боге. чистосердечно занимающийся Божественным Писанием получает знание о Боге. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 447).
Старайся читать Божественное Писание и постоянно пребывать во святой молитве. Сколько раз будешь с Богом через него, столько раз освящаются твои тело, душа и дух (свт. Иоанн Златоуст, 55, 447).
Когда будешь читать, смотри, чтобы тебя не отвлек враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям и говоря: прежде всего, сделай вот это дело, поскольку оно невелико, и тогда беззаботно будешь читать. Когда он это подсказывает и заохочивает к этому делу, он все это внушает, чтобы занятием удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользою, — он нападает этими средствами и многими иными, ища, чтобы препятствовать ему. Итак, не доверяйся ему, но будь как бы жаждущий олень, желающий пойти на источники вод, т. е. к Божественному Писанию, чтобы из него пить, — и оно утолит твою жажду, сожигающую тебя сильным желанием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 448).
Многие читают Божественные слова, но не все извлекают пользу, не все получают прибыль, по той причине, что не углубляются в сказанное, — неумело ударяют по этим гуслям (свт. Иоанн Златоуст, 55, 524).
Слышу, что занимаешься ты Божественными книгами и всякому приводишь из них приличные свидетельства, а между тем ты любостяжателен, с неистовством кидаешься на чужое добро. И весьма для меня удивительно, что при непрестанном чтении не уязвила тебя и не произвела перемены в твоем расположении божественная любовь, которая не только возбраняет любить чужое, но научает расточать даже и собственное. Поэтому или читая разумей, или не разумея снова читай (прп. Исидор Пелусиот, 60, 19).
Чтение Священных Писаний почитай напутствием к спасению, как питающее достойными уважения примерами и добротолюбие, и мужество внимающих ему со тщанием (прп. Исидор Пелусиот, 60, 337).
Если пожелаешь с доброю мыслию и разумно читать Священные Писания, то устремишься исполниться не только любви к божественному любомудрию, но и той приверженности к догматам, в которой находит себе основание небу приличный образ жития (прп. Исидор Пелусиот, 61, 422).
Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости (прп. Нил Синайский, 73, 15).
Чтением. Богодухновенных Писаний люди приобретают многие блага (прп. Нил Синайский, 73, 110).
Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом (прп. Марк Подвижник, 69, 8).
Слова Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым пониманием. (прп. Марк Подвижник, 69, 15—16).
Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Промысла Его о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии (прп. Исаак Сирин, 58, 282).
Чтение Писаний иное бывает для тех, которые только вводятся в жизнь благочестия, иное для тех, которые прошли до середины преуспеяния, иное для тех, которые востекают к совершенству. Для одних оно бывает хлебом трапезы Божией, укрепляющим сердца их на священные подвиги добродетели, который и силу крепкую подает им на борение с духами, в страстях действующими, и соделывает их мужественными борцами против демонов, так что они говорят: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне (Пс. 22, 5). Для других оно — вино чаши божественной, веселящее сердца их, в исступление их приводящее силою помышлений, ум их вземлющее от письмени убивающего и в глубины Духа испытательно вводящее, и всего его соделывающее породителем и находителем уразумений, — так что и им свойственно говорить: и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс. 22, 5). А для третьих — елеем Божественного Духа, умащающим их душу, укрощающим и смиряющим ее преизбытком Божественных озарений и всю ее восторгающим превыше тела, так что и она хвалясь вопиет: умастил еси ежом главу мою. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего (Пс. 22, 5—6) (прп. Никита Стифат, 93, 139-140).
Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что под каждым словом сокровенно присущ Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст (прп. Никодим Святогорец, 70, 95).
Когда читаешь Божественные Писания, не то имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или произведут движение сокрушения, или радостию духовною и любовию исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приблизился к тебе; смиренно приими Его отверзтым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным, что положено было для этого духовного упражнения (т.е. чтения), не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных упражнений, как и сего, есть сподобиться вкушения Бога, и когда оно дано, нечего останавливаться на средствах к нему. Равным образом и когда размышляешь о каком божественном предмете, особенно о какой-либо части страданий Христа Господа, на том, от чего придешь в умиление, остановись и подольше займи тем внимание свое, чтобы продлилось и чувство то святое.
Одно из больших препятствий к сохранению внутреннего мира есть, брате мой, связание себя, как непреложным законом, определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтири, столько-то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат все прочитать, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитываемого и в уме порождаются ли какие-либо духовные мысли и созерцания; и когда не придется им всего прочитать, тревожно смущаются и мятутся не о том, что лишились духовных от чтения плодов на созидание внутреннего своего человека, а что не все прочитано (прп. Никодим Святогорец, 70, 269—270).
. Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 108).
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай Его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 108).
. Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).
Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 119).
При. чтении <Евангелия> тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 299).
Не забывайте всякий день читать Слово Божие, и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 224).
Дело не в <том>, как читать <Священное Писание>, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 70).
. Чтение <Священного Писания> с предшествующею молитвою душу скрепляет и дает ей силу на целый день (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 115).
Следующая цитата
«Невозможно, невозможно спастись тому, кто не читает часто богодухновенное Святое Писание (см. 2Тим.16 ). Как птица без крыльев не может на высоту взлететь, так и ум без книг не может догадаться, как спастись. Чтение наедине и слушание с вниманием и усердием святых книг Божественного Писания царствует над всеми добродетелями и одесную Бога поставляет человека».
«При общем оскудении боговдохновенных наставников изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний Отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими в образе жизни есть единственный путь к духовному преуспеянию, дарованный Богом позднейшему монашеству. Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением».
«Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы; ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не всё стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле; а в других напротив дело сильнее слова».
«При взгляде на луг уже издали бросается в глаза прелестное разнообразие цветов, красоту которых, впрочем, возможно рассмотреть лишь тогда, когда подойдешь к ним настолько, что можно брать руками. То же самое можно наблюдать, возлюбленный, и в отношении Церкви, только здесь в качестве цветов предлагаются желающим чтения из боговдохновенных Писаний. Удивительные явления можно бы наблюдать в этих духовных садах; здесь можно видеть ликующих пророков, начальствующих апостолов, торжествующих мучеников, Ангелов, содействующих людям, учителей, подвизающихся в борьбе за благочестие; здесь можно видеть изобильную благодать Духа, словесные стада, запечатленные Владычною кровью, и наконец, то, что выше всего сказанного, вершину благ, утверждение надежд, главу наслаждения, совершенство радости, – я разумею Евангелия Христовы, в которых предлагается совершенствование нашей жизни».
Надежное средство для поддержания веры и любви – чтение святых отцов и житий святых.
Если же удалитесь от чтения книг отеческих, то лишитесь мира Христова и любви.
Незнание Священного Писания и писаний святых отцов – великая стремнина и глубокая пропасть.
Чтобы забыли мы Книгу жизни – святое Евангелие, растленный разум и мир осыпал и осыпает нас своими книгами, преисполненными суеты мирской, говорящими только о земных благах и происшествиях, или удовольствиях, часто нисколько не питающих души, а только возбуждающих голод духовный.
Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов.
Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим ( Пс.118:18–19 ). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».
Читайте также: