Из всех искусств для нас важнейшим является кино полная цитата

Обновлено: 21.12.2024

Полн. собр. соч. В.И. Ленина — 5-е изд. — Т.44. — С.579: Беседа В.И. Ленина с А.В. Луначарским.

Следующая цитата

И вновь с вами моя книжка " Мемасики временных лет ", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.

В комментариях к испорченной цитате про кухарку, управляющую государством , мои старые друзья попросили "пояснить за кино". То есть рассказать - что же на самом деле говорил Владимир Ильич про кино как важнейшее из искусств.

Охотно выполняю эту просьбу.

Плакат З. П. Комиссаренко, Ю. А. Меркулова. 1925. Плакат З. П. Комиссаренко, Ю. А. Меркулова. 1925.

Все случившееся с фразой Ленина про кино является характерным примером " обратного цитатного культа ". Это явление особо активно было на закате советской власти, когда выяснилось, что многие активно используемые в пропаганде цитаты обрезаны, перевраны или вообще изначально несли совсем не тот смысл, который в них вкладывала пропаганда.

Народ обожает разоблачения, поэтому в прессе пошла волна "обратного цитатного культа" - с разоблачением расхожих цитат. Ну а когда разоблачать было нечего, разоблачители, по своей давней привычке, могли и просто приврать.

Так и случилось с фразой Ленина "Важнейшим из искусств для нас является кино". Уже не найти концов, кто набрехал первым, но сначала у фразы появилось псевдо-окончание "Важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк", потом - псевдо-начало: "Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино". Иногда эти два дополнения сливались в экстазе: "Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк".

Все три варианта активно тиражировались и продолжают тиражироваться отечественной интеллигенцией, прежде всего - убежденными борцами с призраком коммунизма. Вот вам в качестве примера: " Владимир Кара-Мурза-старший: Кстати, цитата Ленина: "Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк ".

Что же на самом деле?

На самом деле оба дополнения являются выдумкой. Но и сама цитата Ленина является весьма условной цитатой Ленина.

Ее автографа не существует, и свою подпись под этими словами вождь мирового пролетариата никогда не ставил. Слова эти нам известны исключительно в пересказе известного большевика и первого наркома просвещения Анатолия Луначарского - якобы Ленин сказал это ему в личной беседе в феврале 1922 года.

Впервые эта фраза прозвучала 28 апреля 1923 года в выступлении Луначарского на 5-м Всероссийском съезде работников искусств и была растиражирована газетой "Известия", напечатавшей речь наркома.

Фраза тяжело больного вождя вспомнилась наркому просвещения очень вовремя - в то время Луначарский вел активную дискуссию с Троцким, и - сюрпрайз! - дискуссия была о необходимости масштабного развития кинопроизводства. Поэтому не стоит удивляться, что воспоминание это Луначарский принялся эксплуатировать в хвост и в гриву.

В том же 1923 году Луначарский пишет в журнале «Пролеткино» (№ 1-2): « Владимир Ильич несколько раз мне указывал на то, что из всех областей искусств наибольшее государственное значение в настоящий момент может и должно иметь кино ».

Все тот же 1923 год, 22 июля, статья Луначарского в "Известиях": "Владимир Ильич определенно заявил мне (что я сделал достоянием широчайшей гласности): „ Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь“".

Оценив перспективы, к процессу подключились деятели зарождающего советского кино. В 1925 году знаменитый киновед и лоббист кинематографа Григорий Болтянский пишет Луначарскому с просьбой поделиться воспоминаниями и поподробнее рассказать о том, как Ленин (к тому времени уже покойный) всем велел развивать кино.

Ленин и Луначарский Ленин и Луначарский

Луначарский отвечает большим письмом , которое завершает такими словами:

" Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино ». На этом, помнится, наша беседа прекратилась.
Что касается частных предписаний Владимира Ильича — снять ленту по торфу и т. п., то это немедленно проводилось в жизнь.
Нарком по просвещению А. Луначарский ".

Затем, чтобы добро не пропадало, это письмо Луначарский переделал в статью "Беседа с В. И. Лениным о кино" , которая была опубликована в сборнике «Ленин и кино» в том же 1925 году. Там этот фрагмент был повторен с точностью до буквы и позже перепечатан в ПСС (Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579) :

"Затем, улыбаясь, Владимир, Ильич прибавил: « Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино ».
На этом, помнится, беседа наша прекратилась.

В таком виде фраза и утекла в закрома пропагандистов и пребывала там неизменной до тех пор, пока и до нее не дотянулись "улучшатели".

Следующая цитата

И вновь с вами моя книжка " Мемасики временных лет ", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.

Очень многие успели поиздеваться над большевиками, которые - устами своего вождя - якобы требовали, чтобы каждая кухарка должна была уметь управлять государством.

Плакат Макарычева и Раева. 1925. Плакат Макарычева и Раева. 1925.

На самом деле ничего подобного Владимир Ильич Ленин не говорил. Это чистой воды выверты пропаганды. Сначала идеологические работники "упростили" цитату вождя, чтобы она была понятна темным народным массам.

Потом сочиненный пропагандистами вариант обессмертил В. В. Маяковский в своей поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!

Мы и кухарку

управлять государством!

Ну а потом сочиненный афоризм принялся жить своей жизнью и дожил до наших дней.

А что же на самом деле говорил Ленин про кухарку и государство?

Вот подлинная цитата:

" Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством . В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели.

Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.

Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту ".

Следующая цитата

100 лет назад, 21 января 1921 года, в газете «Правда» вышла статья под названием «Кризис партии», где впервые было употреблено словосочетание «руководящая роль партии». Автор статьи скрывался за прозрачным псевдонимом «Н. Ленин».

Судя по всему, свой старый, уже двадцатилетней давности псевдоним Владимир Ильич употребил неспроста. «Вождь мирового пролетариата» воспользовался им, чтобы придать своим словам дополнительный вес в глазах конкретной партийной аудитории, поскольку речь шла о реальной угрозе раскола внутри РКП(б). В финале статьи содержался призыв: «Надо бороться с идейным разбродом и с теми нездоровыми элементами оппозиции, которые договариваются до отречения от руководящей роли партии по отношению к массе беспартийных».

Вопрос-ответ Впоследствии, уже на излёте существования СССР, к этой ленинской фразе обращались не раз, всячески доказывая, что Ленин имел в виду скорее не руководство как таковое, а воспитательную и разъясняющую работу партии. Хотя в том же 1921 году, всего через несколько дней после статьи в «Правде», Владимир Ильич выступил на II Всероссийском съезде горнорабочих, где чётко и недвусмысленно подчеркнул, что именно он имел в виду: «Разве знает каждый рабочий, как управлять государством? Практические люди знают, что это сказки… Чтобы управлять, надо иметь армию закаленных революционеров-коммунистов, она есть, она называется партией!»

Вообще жонглирование крылатыми фразами и цитатами Ленина всегда было сродни спорту. Другое дело, что раньше существовали своего рода «антидопинговые комитеты», которые отсекали вымышленные и неточные цитаты. Сейчас их нет, и потому спорт превратился в клоунаду второсортного шапито. Что нашло отражение в прекрасном постере с каноническим изображением Ильича: «Главная проблема цитат в сети Интернет — это то, что массы сразу и безоговорочно верят в их подлинность. В. И. Ленин».

Что же в реальности кроется за ленинскими цитатами? И все ли из них действительно принадлежат «вождю мирового пролетариата»?

«Вождь» или «Наш Ильич»? Образ Ленина сложился лет за 30 до революции Подробнее

«Из всех искусств для нас важнейшим…»

«…является кино». Эта знаменитая фраза за подписью «В. И. Ленин» присутствовала во всех кинотеатрах СССР, и сомневаться в её подлинности было как-то даже неловко. До тех самых пор, пока хорошим тоном не стало добавлять в портрет Ленина чёрточки, доказывающие, что к народу он относился с презрением. Тогда-то и появилась «настоящая цитата», которая выглядела так: «Тёмен русский народ, тёмен и безграмотен, и потому из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».

В действительности же ни того, ни другого Ленин никогда не писал. Возможно даже, что и не произносил. Во всяком случае, о «важнейшем искусстве» мы знаем только со слов Анатолия Луначарского, который ссылался на свою беседу с Ильичом. Однако нарком просвещения постоянно путается в показаниях.

В 1923 году в статье для журнала «Пролеткино» Луначарский заявил: «Владимир Ильич несколько раз мне указывал на то, что из всех областей искусств наибольшее государственное значение в настоящий момент может и должно иметь кино».

В том же году в газете «Известия» нарком пишет: «Владимир Ильич определенно заявил мне: “Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь”».

И только два года спустя в статье «Беседа с В. И. Лениным», фраза приобретает ту самую чеканность и красоту: «Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: “Вы у нас слывёте покровителем искусств, так вы должны твердо запомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино”».

Похоже, что настоящим автором изречения надо считать всё-таки Луначарского. Имя Ленина здесь стоит для придания пущего авторитета.

Крепкое слово вождя. Называл ли Ленин Троцкого «политической проституткой»? Подробнее

«Жить в обществе и быть свободным от…»

«… общества нельзя». Эта вполне реальная ленинская цитата получила широчайшее распространение в отечественных школах — ею гвоздили тех, кто «противопоставляет себя коллективу». Примерно так:

— Марьиванна, а чё это я должен на субботник идти?

— Знаешь, Сидоров, вот Ленин говорил, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Все пойдут, и ты пойдёшь!

В эти слова Ленина был вложен один-единственный смысл: «Ты мне тут не умничай, а делай что тебе говорят». Между тем в своей статье 1905 года «Партийная организация и партийная литература» Ленин обращался вовсе не к несчастным школьникам, а к тем, кого сегодня принято называть деятелями шоу-бизнеса: «Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде “дополнения” к “ святому ” сценическому искусству? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

«Живее всех живых». Какие стихи и сказки слагали о Ленине после его смерти Подробнее

«Искусство принадлежит…

«…народу», ясное дело! И не какому-то там абстрактному, а конкретному, как сейчас говорят, «глубинному народу», о чём, собственно, свидетельствует продолжение речи Ленина: «Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими…»

Весь фокус, однако, в том, что это известно опять-таки со слов третьего лица — Клары Цеткин, которая написала свои «Воспоминания о Ленине». Причём на немецком языке. И в оригинале значилось, что искусство должно быть не «понятно массам», а «понято массами». Что, согласитесь, кардинально меняет смысл цитаты. Кстати, те, кто внимательно читал «Воспоминания» Цеткин, обязательно вспомнят, что Ильич ещё разок пройдётся по этой теме: «Для того чтобы искусство могло приблизиться к народу и народ — к искусству, мы должны сначала поднять общий образовательный и культурный уровень». То есть не идти на поводу у массы, а подтягивать её до сколько-нибудь приемлемой планки.

Но как быть, если ты чего-то по-прежнему не понимаешь? Надо ли заявить, что всё непонятное — ерунда и место ему на помойке, поскольку «народу это не нужно»?

Для Ленина вопрос решается просто, в рамках народной мудрости: «Не любо — не слушай»: «Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих “измов” высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости… Да, дорогая Клара, ничего не поделаешь, мы оба старые. Для нас достаточно, что мы, по крайней мере, в революции остаёмся молодыми и находимся в первых рядах. За новым искусством нам не угнаться, мы будем ковылять позади…»

Читайте также: