Цитаты из библии об осуждении

Обновлено: 22.12.2024

«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ).

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ).

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23 ).

«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9 ).

«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ).

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21 ).

«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2 ).

«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5 ).

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12 ).

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21 ).

«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6 ).

«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ).

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26 ).

«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2 ).

«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7 ).

«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23 ).

«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17 ).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20 ).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ).

«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ).

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2 ).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ).

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ).

Следующая цитата

Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» ( Матф.7,1 ). Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой обстановке они были произнесены и кому адресовались. В древнееврейском государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на людей религиозно-политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не исполняющих их правил. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Матф.15:3 ).

Руководствуясь своей выгодой и ошибочными взглядами, фарисеи судили о всей жизни человека и выносили приговор о том, праведник ли этот человек или грешник. Самих фарисеев отличал эгоизм, высокомерие и тщеславие. Их личная, зачастую ошибочная, точка зрения была для них основным критерием в осуждении других людей и обсуждении вопросов. Возведя самих себя в ранг праведников, они приписывали себе права судий, критикуя и осуждая поступки и слова других людей, представая перед народом в облике праведных учителей. Представители этой секты присутствовали и на Нагорной проповеди.

Беря пример с фарисеев, многие евреи, тоже одержимые эгоизмом и самолюбием, проявляли склонность к мелочной критике и осуждению ближних. Вот таким людям, забывшим о совести и сострадании к ближним, не замечающих своих недостатков, но критикующих других людей, Иисус Христос сказал: « Не судите, да не судимы будете».

Слово «судить», которое употребляется в этой фразе, имеет несколько смысловых значений:

Судить, иными словами думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять.

Судить, значит осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.

Судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными. Словосочетание «не судите», применяемое в разбираемой фразе, естественно не запрещает людям мыслить. «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» ( 1Кор.14:29 ). В каком же смысловом значении (во 2-м или 3-м) оно применено?

«Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ) каждого человека. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» ( Иак.4:12 ).

Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей. Поэтому рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать только во втором смысловом значении «осуждать» и «порицать», что не рекомендует делать Спаситель.

Судить (в смысле осуждать, злословить) ближнего нельзя потому, что человек, часто осуждая другого за какой-то грех, сам совершает этот или подобный грех. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» ( Рим.2:1 ). И осуждая ближнего за греховный поступок такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же (или подобный) поступок.

Более того Господь ясно указывает на то, что в данной ситуации человек выносит приговор и себе, если осуждает ближнего за грех, который совершает сам. Слова «судя другого, делаешь то же» ясно указывают на тяжесть греха того человека, который осуждая ближнего за грех, этим осуждением разоблачает и себя, так как сам повинен в таком же грехе.

Более того человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия.

У Евангелиста Луки эти же слова Иисуса Христа о суде переданы несколько иначе, потому что в них присутствует пояснение. « Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лука 6,37). В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Судить ближнего в смысле сплетничать, злословить, обвинять и изобличать нельзя потому, чтобы и с вами не поступали также. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Матф.7:12 ).

Как видим, обличение и злословие в этих словах представлено в качестве поступка, за который человек будет нести ответственность перед Богом, и получит наказание по закону воздаяния Божьего. Для того, чтобы избежать карающего воздаяния Божьего, Иисус Христос советует: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены», указывая на то, что судить людей должен не человек, а Господь.

Согласно представлениям христианства, истинным Судьей является Иисус Христос, Которому Бог-Отец, как Сыну, отдал весь суд. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Иоан.5:22 ). Таким образом, только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения, человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место. «Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ).

Предостерегая людей от суровой и непримиримой критики ближних, какую использовали фарисеи, Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1 ). В этих словах Апостол Павел настоятельно советует людям, любящим критиковать, прежде всего не допускать своих недостатков и бороться с ними, то есть не допускать греховных поступков.

В предыдущей части Нагорной проповеди в виде отрицаний Спаситель дает целый ряд запретов, касающихся того, как не следует поступать, ясно указывая на то, что является греховным поступком. Например «когда творишь милостыню, не труби перед собою» ( Матф.6:2 ), «когда молишься, не будь, как лицемеры» ( Матф.6:5 ), «А молясь, не говорите лишнего, как язычники» ( Матф.6:7 ), «не уподобляйтесь им» ( Матф.6:8 ), «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» ( Матф.6:16 ), «Не собирайте себе сокровищ на земле» ( Матф.6:19 ), «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить» ( Матф.6:25 ), «не заботьтесь и не говорите» ( Матф.6:31 ), «не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Матф.6:34 ).

В седьмой главе, продолжая Свои высказывания в том же стиле, в виде отрицания греховных поступков, Спаситель продолжает Свою мысль: «Не судите, да не судимы будете» ( Матф.7:1 ), «Не давайте святыни псам» ( Матф.7:6 ). Если в начале Нагорной проповеди, связанной с заповедями блаженства, говорилось о том, как люди должны относиться к Царству Небесному. То в следующей части Нагорной проповеди в виде отрицания характеризуются греховные поступки. А в разбираемых словах Иисуса Христа «не судите. » говорится о том, как люди должны относиться друг к другу.

Необходимость в этом наставлении была вызвана и тем, что у людей по мере их увлеченностью земными благами и земными богатствами увеличивается безразличие к Богу, наблюдается жестокость к ближним и осуждение окружающих их людей. Поскольку в разбираемых словах Спасителя «не судите. » говорится не только об отношении людей друг к другу, но и о воздаянии за человеческие поступки, то эти слова также относятся и к суду Небесному, на котором человек будет судим за свои земные дела по закону воздаяния Божьего.

Мысль о воздаянии, высказанная в разбираемых словах, подтверждается словами «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» ( Мар.4:24 ). Вот тогда и человек, проявляющий сострадание к ближнему (когда сам судил кого-либо частным или гражданским судом), за свои ошибки не будет судим жестоким судом, как людским, так и Божиим. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ).

Из всего вышесказанного становится ясно видно, что в разбираемых словах говорится об осуждении, изобличении и злословии. Эти явления могут присутствовать как в частных, так и в гражданских судах.

Для того чтобы правильно понять разбираемые слова Спасителя, нужно разобраться в том, запрещает ли Иисус Христос суд вообще и если разрешает, то какой суд? Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос обратимся к целому ряду мест Нового Завета в которых также говорится о судах и об отношении к судам самого Спасителя и Его Апостолов.

Из Нового завета видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. «Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» ( Матф.23:14 ). «Как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Матф.23:33 ). Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. «Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью» ( Тит.2:15 ) данной «Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея ( 1Кор.5 ). А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру. ( Деян.5 ).

Из всего вышесказанного видно, что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. «Судите судом праведным» ( Иоан.7:24 ). Апостол Павел различает два вида судов. «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» ( 1Кор.5:12–13 ). Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд.

Именно о таком понимании разбираемых слов Спасителя писал Святой Иоанн Златоуст. «Итак что же? Если кто-нибудь соблудит, неужели мне не говорить, что худо блудодеяние и неужели не следует исправлять распутника? Исправляй, но не как враг, и не как враг, требующий возмездия, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал, не останавливай грешника: но не суди, то есть не будь жестоким судьею».

Суд в человеческом обществе должен основываться на справедливости и милосердии, и не только карать преступника, но и перевоспитывать его. Поэтому суд, в виде государственного учреждения, установлен Богом. В Ветхом завете пишется: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» ( Втор.16:18 ). «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» ( Неем.9:13 ).

В Библии дается указание, как вершить суд. «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» ( Лев.19:15 ). «И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» ( Втор.1,17 ). В древнееврейском государстве очень большое значение придавалось исполнению постановлений судов и предусматривалось наказание за непослушание судьям. ( Втор.17:12 ).

В Новом Завете, как и в Ветхом, также высказывается мысль о необходимости суда и судий в человеческом обществе, в котором присутствует зло. Причем суд государственный должен не только карать и пресекать зло, но и защищать общество от злодеев, действуя на основе справедливости и человеколюбия. Факт того, что Апостол Павел не отказался, а принимал участие в суде, подтверждает то, что он признавал суды как необходимость, и требовал суда кесарева в качестве защиты от необоснованных обличений евреев. «Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело» ( Деян. 24,10 ).

В Новом Завете указывается и на то, каким должен быть человеческий суд. «Не судите по наружности, но судите судом праведным.» ( Иоан.7:24 ). Но наряду с упоминанием о человеческих судах, в Библии говорится и о суде Высшем, суде Божьем. «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ). Указывается о том, каким будет этот Высший суд. «И судим был каждый по делам своим.» ( Откр.20:13 ).

Следующая цитата

К огда вы сталкиваетесь с категоричным стилем изложения в Матфея 7:1: «Не судите, да не судимы будете», напрашивается вывод, что нет таких ситуаций, когда вам позволено было бы выносить суждение по отношению к другому человеку. Однако дело обстоит иным образом. Далее Иисус говорит: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (стих 5). Он не отрицает, что иногда от вас будет требоваться помочь брату удалить «сучок» из его глаза.

Подчас будет правильно предупредить других о чьих-либо поступках. Например, апостол Иоанн, который так много говорил о любви друг к другу, предупреждал об одном нарушителе спокойствия в церкви (3 Иоанна 9-10). Павел сообщал, что Димас оставил его, потому что «возлюбил нынешний век», и еще сказал: «Александр медник много сделал мне зла» (2 Тимофею 4:10,14). Это относится ко всем, кто его бросил. Павел высказал пожелание: «Да не вменится им» (стих 16).

Это несправедливо, когда ничего не препятствует людям, причинившим другим зло и способным в дальнейшем доставить неприятности. Вот почему человек, подвергшийся насилию, обязательно должен сообщить об этом в суд. Вот почему должно быть вынесено решение относительно человека, угрожающего единству церкви. При этом, вынося такого рода приговор, необходимо соблюдать основные принципы, которые позволят осуществиться правосудию, не лишая того человека возможности получить прощение.

Риторический вопрос Иисуса: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матфея 7:3) противостоит стремлению исправлять то, что вас выводит из себя. Поиск недостатков не работает. Несовершенство, которое вы видите в ком-то другом, Иисус называет «сучком», мелочью, которая вас раздражает. Хотя в то же время вы не замечаете своих достаточно серьезных изъянов, «бревна» в собственном глазу.

Так все-таки Иисус говорит, что вы можете быть компетентными, чтобы судить? Да, иногда это возможно. Если вы сможете избавиться от бревна в своем глазу, вам, очевидно, ничто не помешает удалить сучок из глаза другого человека.

Вот только кто же осмелится сказать, что в его глазу нет бревна? Лично я на это не осмелюсь. Я никогда не пойду кого-то исправлять или предупреждать о недостойных поступках другого, пока не удостоверюсь, что в моем глазу нет бревна! Похоже, я никогда не стану компетентным судьей.

Слова из Матфея 7:5 предназначены для того, чтобы помочь вам в трудных ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, и установить баланс между благочестивым и прощающим духом и судейской позицией. Принципы полного прощения должны практиковаться без впадения в крайности и опираясь на здравый смысл.

  • Иисус хочет, чтобы вы были честны с Ним и с собой. Признайте, что вы не можете компетентно судить, пока в вашем глазу есть бревно. (И поймите, что мы все имеем бревна в тот или иной момент.)
  • Иисус также хочет способствовать смирению. Было бы верхом высокомерия утверждать, что вы полностью избавились от бревна.
  • Иисус хочет, чтобы вы двигались вперед, чтобы прощение обид стало вашим образом жизни. Иисус также хочет, чтобы вы оказывали помощь другим, но Он никогда не говорил, что вы должны закрывать глаза на истинный ход вещей.
  • Иисус поощряет честность и скромность, но Он также показывает вам, что делать в определенных ситуациях, когда кто-то должен выступить против греха или несправедливости, а когда так поступить было бы безответственно.

Если вы вдумаетесь в слова Иисуса, вы поймете, в каком порядке вы должны расставить приоритеты: «Вынь прежде бревно из твоего глаза». Если вы хотите помочь нуждающемуся человеку или высказаться против несправедливости, вашей первоочередной задачей должна стать правильная расстановка вещей в собственном сердце. Это значит смиренно и трезво признать свои слабости.

Когда Иисус просит вас вынуть бревно из вашего собственного глаза, Он хочет, чтобы вы признали себя неспособным судить, если вам нанесена обида тем человеком, у которого вы заметили сучок! Вы способны помочь другому лишь настолько, насколько любите и заботитесь об этом человеке.

Следуйте этому практическому правилу: тот, кто в большей степени следит за собой, вероятно, будет более мягким по отношению к другим. Тот, кто дает себе отчет в собственных слабостях, скорее всего и другим сможет помочь. Тот способен удалить сучок, кто остается беспристрастным, не занимается нравоучениями, не заставляет человека чувствовать себя виноватым, и не руководствуется какими-либо личными интересами. Все их внимание будет сосредоточено на прославлении имени Бога.

Следующая цитата

Б ог в Священном Писании множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям. Не только к братьям и сестрам, не только к ближним, но также и к врагам, к тем, кто причинил зло и нанес обиду. К тем, к кому совершенно никак не хочется относиться.

Мы можем читать эти библейские цитаты об отношении к людям и просить, чтобы Дух Святой обличал нас, указывая на то в наших взаимоотношениях с другими людьми, что не соответствует Писанию, и исправлял наши сердца. Чтобы мы преображались Словом Его в Его образ и подобие.

Цитаты из Библии об отношении к людям:

1. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)

2. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)

3. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)

4. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Пет.1:22-23)

6. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

7. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11:12)

8. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21)

9. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17)

10. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20)

11. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10)

12. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9)

13. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

14. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25)

15. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40)

16. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

17. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

18. «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100:5)

19. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14)

Читайте также: