Цитаты достоевского о европе

Обновлено: 21.11.2024

В статье читатель найдет несколько избранных цитат из Дневника писателя Ф.М.Достоевского. Основное наблюдение Достоевского заключается в том, что в России существует некое сообщество чуждых народу «русских европейцев», которые наизнанку выворачиваются чтобы доказать свою «европейскость». Им противен народ, «мерзит им народ» и от этого «мировоззрения», по его мнению, много бед, много неустройств государственных. На эти выводы писателя наложились события русско-турецкой войны 1877-1878 и он с горечью пишет об образованных петербургских «прелестнейших либеральных милочках», в толпу которых пленный турок так доходчиво и смачно плюнул. Видимо, даже ему эти «европейки» показались омерзительными.

Эпиграф (про «прелестнейших по развитию» «либеральных милочек»).

Слыхал ли Левин про наших дам, которые провозимым в вагонах пленным туркам бросают цветы, выносят дорого табаку и конфет? Писали, что один турок, когда поезд опять тронулся, громко харкнул и энергически плюнул в самую группу гуманных русских дам, махавших отходящему поезду вслед платочками.

«Вот, дескать, как мы гуманны, и как мы европейски развиты, и как мы умеем это выказать!».

(Достоевский. Дневник писателя. 1877)

В.Верещагин. После удачи. 1868

Левин – либеральный пацифист с неустойчивой психикой, герой романа Льва Толстого «Анна Каренина», которому оппонирует Достоевский. В его образе Толстой выражает собственные мысли и чувства, которые Достоевскому очень несимпатичны, но об этом читайте в предыдущих статьях (здесь и здесь).

В 21 же веке совсем другие расклады. Если выбирать между турком и европейцем, то русский турист выбирает Турцию, которая кажется сегодня более гостеприимной. Одно не меняется – это психология Европы и психология либерала, а если и меняется, то в худшую сторону.

1. Европа. Год 1877, война с Турцией. Цитаты из «Дневника писателя» Достоевского за 1877 г.

«В Европе и прежде нас мало знали, даже до того, что всегда надо было удивляться, что столь просвещенные народы так мало интересуются изучить тот народ, который они же так ненавидят и которого постоянно боятся».

«Ведь уж конечно, им бы хотелось возбудить у себя повсеместно к нам ненависть как к опасным противникам их цивилизации».

«Мы, сидя в Севастополе, отразили раз приступ французов и англичан со страшною для них потерею людей, но Европа, однако же, не кричала тогда о нашей победе» (Крымская война 1854-1855).

Рисунки Льва Толстого в кавказской записной книжке. 1852 г. Старик. Голова старика. Мужская фигура с осликом. Фигура военного.

«Но они (наши слизняки- интеллигенты) не хотят припомнить, что мы в сущности воюем не с одними турками, а и с европейскими державами, что множество англичан служат офицерами в турецком войске, что вооружены турки на европейские деньги, что европейская дипломатия во много стала поперек нашей дороги с самого начала войны, лишив нас помощи естественных союзников наших, лишив нас даже дорог наших в Турцию».

«Восточный вопрос есть исконная идея Московского царства, которую Петр Великий признал в высшей степени и, оставляя Москву, перенес с собой в Петербург… Идею эту не видят и не признают теперь разве уж самые слепые из русских европейцев, да вместе с ними, и к их стыду, биржевики. Биржевиками я называю здесь условно всех теперешних русских, которым, кроме своего кармана, нет никакой в России заботы, а потому взирающих и на Россию единственно с точки зрения интересов своего кармана. Они кричат теперь хором о торговом застое, о биржевом кризисе, о падении рубля. Но если б эти биржевики наши были настолько дальновидны, чтоб понимать кое-что вне своей сферы, то они бы и сами догадались, что если б Россия не начала теперешнюю войну, то было бы им же хуже. Если б мы не начали теперешней войны после всех цинических и обидных нам вызовов врагов наших и если б мы не помогли истязуемым мученикам, то сами же себя стали бы презирать. А самопрезрение, нравственное падение и за ним – цинизм – мешают даже «делам». Нации живут великим чувством и великою, всех единящею и всё освещающею мыслью, соединением с народом, наконец, когда народ невольно признает верхних людей с ним заодно, из чего рождается национальная сила – вот чем живут нации, а не одной лишь биржевой спекуляцией и заботой о цене рубля. Чем богаче духовно нация, тем она и материально богаче…А впрочем, что ж я такие старые слова говорю!».

3. Пятая колонна

Согласованные во времени статьи в английской «Morning post» от 22.10.1877 и появившаяся за два дня до этой публикации польская статья в «Dziennik polsky» распространили почти хором ложь о том, что русские провоцируют восстание привислинских крестьян. Надо сказать, что все это подогревалось тогда папскими клерикалами.

«В начале лета эти агитаторы-клерикалы» решили перерядиться в овец, говорили о славянской дружбе, «говорили они чрезвычайно нежно и выставляя резоны: у нас, говорят они, есть инженеры, химики, технологи, и прочие – пустите их обратно (из эмиграции в Российскую империю)».

«Г-н Костомаров (русский историк) ответил в «Новом времени» на все эти заискивания: «…всё это лишь нам западня, что наведут они к нам Конрадов Валленродов, предателей; что поляк Старой Польши инстинктивно, слепо ненавидит Россию и русских».

4. «Либеральные милочки» и «деликатные» офицеры или как стать европейцем больше, чем европеец

Эпиграф.

Для этого надо стать немного лакеем, например, подать пальто англичанину в пробковом шлеме.

«Известно, что все русские интеллигентные люди чрезвычайно деликатны, то есть в тех случаях, когда они имеют дело с Европой или думают, что на них смотрит Европа».

«Дамы, восторженно подносившие туркам конфеты и сигары, разумеется, делали это тоже из деликатности: «Как, дескать, мы мило, нежно, мягко, гуманно, европейски просвещены!».

«…что, если б прибыл другой поезд с турками же, а в нем тот самый башибузук, о котором писали, что особенно отличается умением разрывать с одного маху, схватив за обе ножки, грудного ребенка на две части, а у матери тут же выкроить из спины ремень? Да, я думаю, эти дамы встретили бы его визгом восторга, готовы были бы отдать ему не только конфеты, но что-нибудь получше конфет, а потом, пожалуй, завели бы речь в дамском своем комитете о стипендии имени его в местной гимназии… Смотря на себя в зеркало, эти дамы, я думаю, сами бы влюблялись бы в себя: «Какие мы гуманные, какие мы либеральные милочки!»

Россия победила. Пленные турки потребовали белого хлеба – им дали белый хлеб, отказались ехать на телегах – им дали рессорные экипажи, за счет наших солдат. Пленных турок рассадили так:

Достоевский приводит эту цитату из «Петербургской газеты», описывающий эпизод с театра военных действий, его особенно поражает фраза «Конечно, более ничего и не оставалось сделать».

На СКУЛЬТПРИВЕТ уже говорилось о пробковом шлеме как символе колониальной Британии, когда английский скульптор Джон Гибсон одел на «Амура-пастуха» пробковый шлем. Тогда автору статьи это казалось только удачной шуткой, оказывается, что англичанин не шутил, напялив на себя пробковый шлем в ставке русских войск во время русско-турецкой войны.

«Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный. Ихние пароходы доставляют оружие и все необходимое. А у нас иные газеты наши кричат из «деликатности»: «Ах, не говорите этого, ах, не подымайте вы только этого, пусть мы не видим, пусть мы не слышим, а то просвещенные мореплаватели (бывшие пираты – английский флот) рассердятся и тогда…».

5. Актуальные цитаты

Актуальных высказываний у Достоевского море. Читаем в Дневнике за 1880 г.

О Европе.

«Не может одна малая часть человечества владеть всем остальным человечеством как рабом, а ведь для этой единственной цели и слагались до сих пор все гражданские (уже давно не христианские) учреждения Европы, теперь совершенно языческой. Эта неестественность и эти «неразрешимые» политические вопросы (всем известные, впрочем) непременно должны привести к огромной, окончательной, разделочной политической войне, в которой все будут замешаны и которая разразится в нынешнем еще столетии, может, даже в наступающем десятилетии».

О наших идеалах.

О том, кто мешает обустройству России.

О говорунах и литературе (Дневник 1881 г.).

На ток-шоу это можно сейчас наглядно созерцать: либерал никогда сам не заканчивает свой спич, на вопрос не отвечает, тему выбирает сам и всегда только одну – какая плохая «эта страна», начинает медленно, а оседлав свою повестку так и брызжет слюной, вертится по кругу, как белка в колесе, не в ладах с логикой и фактами, потом долго не может успокоиться и постоянно что-то выкрикивает. Это же было и при Достоевском.

Мечта о нормальной интеллигенции и обращение к министру финансов.

«Я лишь то хочу выразить, что силы, разъединяющие нас (интеллигенцию) с народом, чрезвычайно велики и что народ остается один, в великом уединении своем, и кроме царя своего, в которого верует нерушимо, ни в ком и нигде опоры теперь уже не чает и не видит. А между тем – о, какая бы страшная, зиждительная и благословенная сила, новая, совсем уже новая сила явилась бы на Руси, если бы произошло у нас единение сословий интеллигентных с народом! Единение духовное то есть. О, господа министры финансов, не такие бы годовые бюджеты составляли вы тогда, какие составляете ныне! Молочные реки потекли бы в царстве, все идеалы ваши были бы достигнуты разом!».

В защиту бюрократии («мнение бюрократа о либералах»).

Достоевский дает слово вымышленному им же бюрократу, который говорит о необходимости государственного аппарата для защиты от свободолюбивых либералов, которые против душащих свободу чиновников. В частности, Достоевский устами бюрократа справедливо замечает, что как только либерал доберется до власти, станет он гораздо более худшим бюрократом:

«…развяжите крылья вашей прекрасной птичке вполне (то есть дайте власть либералу), разрешите ей все возможности, предпишите, например, вашему земству даже формально за номером и со строгостью: «Отселе-де быть тебе самостоятельным, а не бюрократическим журавлем», и поверьте, что все они там, все какие есть журавли, сами собою, еще пуще запросятся к нам (бюрократам) и кончат тем, что станут чиновниками уже вполне, дух наш и образ примут, всё у нас скопируют. Даже выборный мужик к нам запросится, польстит ему это очень».

Эпилог

Достоевский цитирует басню Крылова «Свинья под дубом вековым…». Цитирует полностью. Сюжет известен: близорукое плохо видящее животное, наевшись желудей до отвала, выспалось и возымело от избытка сил охоту корни подрывать. Мораль: животное не видит причинно-следственной связи между корнями и желудями.

Заканчивает Достоевский этот раздел с басней риторическим вопросом:

«Хороша басенка? И неужели мы согласимся походить на такой портрет?»

Следующая цитата

Федор Михайлович Достоевский был настоящим патриотом, человеком, искренне любившим свою родину. Писатель верил в особый путь и особое значение России в мировой культуре и политике. В письмах Достоевского, как и в его произведениях, можно найти много интересных цитат о родине и патриотизме, о России и русских, о Европе и загранице.

В этой статье представлены цитаты Достоевского о патриотизме и родине: отрывки из писем к друзьям и знакомым.

Цитаты Достоевского о патриотизме и родине


"В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития.

Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества.

Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными. "

". кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и бога. "


". девять десятых нашей силы именно в том состоит, что иностранцы не понимают и никогда не поймут всей глубины и силы нашего единения. "

"Я думаю, звезду Сириус основательнее знают в Европе, чем Россию. Это-то вот до времени и есть наша сила. А другая сила была бы наша собственная вера в свою личность, в святость своего назначения. "


"Всё назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа. Всё несчастие Европы, всё, всё безо всяких исключений произошло оттого, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся. "


Это были цитаты Достоевского о патриотизме и родине, отрывки из писем писателя.

Следующая цитата

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Следующая цитата

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

3 5 3

пользователи оставили 55 комментариев , вы можете свернуть их

0 3 3

1 -1 0

0 4 4

0 4 4

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 1 1

0 4 4

0 1 1

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

Читайте также: