Цветаева о праге цитаты

Обновлено: 06.11.2024

В жизни любого человека есть события и места, которые сыграли в судьбе значительную роль и навсегда сохранились в памяти. Таким памятным и навсегда любимым местом стала для Марины Цветаевой Чехия. В Праге и окрестностях столицы были написаны лучшие произведения. Цветаева прожила в Чехии недолго, но полюбила страну на всю жизнь. Глубокое влияние Праги отразилось в […]

Марина Цветаева

В жизни любого человека есть события и места, которые сыграли в судьбе значительную роль и навсегда сохранились в памяти. Таким памятным и навсегда любимым местом стала для Марины Цветаевой Чехия. В Праге и окрестностях столицы были написаны лучшие произведения.

Цветаева прожила в Чехии недолго, но полюбила страну на всю жизнь. Глубокое влияние Праги отразилось в стихотворных строках «чешского периода»; в её произведениях появились новые аллегории. Река Влтава для гениальной поэтессы стала рекой времени – Летой, холм Петршин обратился в «грудь рекрута». Великолепные дворцовые парки стали «Садами Семирамиды», а заводские трубы – «последними трубами Ветхого Завета».

После заключения Мюнхенского договора («Мюнхенского сговора», как называли его многие историки), началась немецкая оккупация Чехословакии. Эти события потрясли Цветаеву и стали основой для цикла «Стихи к Чехии». Памятные стихотворные строки жители Праги впоследствии поместили на мемориальную доску, посвящённую поэтессе:

«Не умрёшь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал – гранат,
Грудью дал – гранит».

Когда всей их семье пришлось срочно возвращаться в Россию, и стало понятно, что Чехия навсегда ушла в прошлое, поэтесса очень тосковала. Цветаева не скрывала, что ей хотелось бы остаться в Чехии навсегда.

Марина Цветаева, 1922 г.

Марина Цветаева, 1922 г.

После пражского общежития на некоторое время Марина Цветаева с семьёй переехала в местечко Дольни Мокропсы. Они жили там в гостях у знакомых студенток. Позднее семья проживала в деревне Нове Дворы (там Марина снимала комнату у лесника). С осени 1923 года и до весны 1924 г. супруги Эфрон оставались в Праге, на Гржебенках (ул. Шведска, дом №51/1373). Дочку они отправили учиться в русскую гимназию (город Моравска-Тршебова).

Сидят: М.И. Цветаева, Е.И. Еленева, К.Б. Родзевич, Олег Туржанский. Стоят: С.Я. Эфрон, Н.А. Еленев. 1923 г.

Сидят: М.И. Цветаева, Е.И. Еленева, К.Б. Родзевич, Олег Туржанский. Стоят: С.Я. Эфрон, Н.А. Еленев. 1923 г.

В Праге поэтесса жила насыщенной жизнью. Она встречалась с друзьями, среди которых немало было русских эмигрантов; посещала литературные вечера, бывала в редакциях и библиотеках. Здесь она подружилась с А. М. Ремизовым (впоследствии этот писатель и публицист стал крёстным отцом сына Марины – Георгия). В этом городе Цветаева познакомилась с Ходасевичем и с редакторами эмигрантского издания «Воля России».(Редакция журнала «Воля России» находилась в то время на площади Ухельны, в доме №1.) Марина поддерживала дружеские отношения с М. Л. Слонимом. Вместе они гуляли по старинным улицам Праги. Марина любила бывать с друзьями в разных пражских кафе, чаще других заведений она посещала «Славию», что находится возле Национального театра. Союз русских писателей Чехии в эти годы начал готовить к выпуску сборник «Ковчег». Идея названия сборника принадлежала Цветаевой.

Марина Цветаева, Аля, Сергей Эфрон. Чехия, 1925г.

Марина Цветаева, Аля, Сергей Эфрон. Чехия, 1925г.

Однажды Цветаева и Слоним гуляли по столичным улочкам, и Марина увидела статую Брунцвика. Она нашла в его облике сходство с собственной внешностью. Так Цветаева и называла потом каменного рыцаря Брунцвика: «…друг в Праге… похожий на меня лицом». Марина расспросила подругу обо всём, что связано с рыцарем. Узнав в деталях легенду о Брунцвике, она создала собственную трактовку предания, переработав его по-своему. Так появился «Пражский рыцарь».

Рыцарь Брунцвик

В Праге были написан поэтический диптих М. Цветаевой: «Поэма Горы» (февраль 1924 г.) и «Поэма Конца» (июнь 1924 г.). Эти произведения стали отражением чувств поэтессы к Константину Родзевичу, описанием великой любви и крушения неудавшегося романа. Две поэмы связаны общим сюжетом и пронизаны единым интонационным ритмом. В обоих произведениях прослеживаются библейские и мифологические мотивы.

Работу над «Поэмой конца» Цветаева заканчивала в деревне Йиловиште (на улице Пруездни, в доме №8).

В середине июля 1924 года семья Эфрон переехала из Йиловиште в Дольни Мокропсы (дом № 37), а в конце лета они поселились в деревне Горни Мокропсы. По воспоминаниям поэтессы , они жили в небольшом каменном домике (адрес этого дома не сохранился).

Осенью супруги переехали в местечко Вшеноры. (Сегодня дом, где жила семья Эфрон, носит номер 324). Комнаты домика выходили в лес и на холмы, к можжевеловым зарослям. Окружающая природа помогала творчеству и вселяла вдохновение. В стихотворении того периода «Под шалью» поэтесса доверила читателям свою сокровенную тайну:

Памятная доска

Скорого возвращения не получилось. Во Франции Цветаева задержалась на долгие четырнадцать лет. Она продолжала писать из Парижа письма Анне Тесковой в Чехию. Поэтесса с тоской вспоминала Прагу, предчувствуя, что туда ей уже не вернуться.

Это строки из «Поэмы горы». Цветаева невольно предсказала в них события будущего. Именно здесь, на её любимом Петршине, в память о «чешском» периоде жизни русской поэтессы была установлена мемориальная доска.

Марина Цветаева

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Следующая цитата

Распечатать

Где сроки спутаны, где в воздух ввязан
Дом — и под номером не наяву!
Я расскажу тебе о том, как важно
В летейском городе своем живу.

Я расскажу тебе, как спал он,
Не выспался — и тянет стан,
Где между водорослью и опалом
День деворадуется по мостам.

Где мимо спящих богородиц
И рыцарей, дыбящих бровь,
Шажком торопится народец
Потомков — переживших кровь.

Где честь, последними мечами
Воззвав, — не медлила в ряду.
О городе, где всё очами
Глядит — последнего в роду.

Следующая цитата



"У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом, Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик.
Когда Вы будете думать обо мне, видьте меня с ним…."
М.Цветаева



С Чехией у Цветаевой связаны лучшие воспоминания - здесь она провела три года в эмиграции, здесь в феврале 1925-го в пражском предместье Вшеноры родился ее сын Мур. Самые красивые стихи Марина посвятила этой стране:
"С щемящей нежностью вспоминаю Прагу. Ни один город мне так не врезался в сердце".



Увидев первый раз статую Брунцвика, Цветаева была настолько потрясена внешним сходством с собой, что через несколько дней написала стихотворение "Пражский рыцарь":
Бледно - лицый
Страж над плеском века -
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку.



А я слышал такую легенду о нем:
Сын короля Брунцвик мечтал добавить изображение льва в фамильный герб. Король разрешил при условии, что сын принесет ему трофей - голову убитого льва. Брунцвик отправился на охоту, но так и не встретил царя зверей. Зато по дороге ему попался маленький львенок, которого рыцарь совсем не хотел убивать. В благодарность за это, львенок указал ему место, где был спрятан волшебный меч, рубящий головы всем, кто встречался на пути.
Брунцвик вернулся домой и подарил меч отцу, рассказав о его волшебной силе. Скоро герб пополнился изображением льва, но король, боясь, что меч попадет в злые руки, спрятал его так далеко, чтобы никто никогда не нашел.

Рассказывают, что в 1970-х, когда с Карлова моста во время ремонта снимали трамвайные рельсы, под ними в мостовой рабочие обнаружили старинный меч. Но настолько древний, что происхождение установить не удалось и, недолго думая, меч закопали обратно.

Следующая цитата

Александра Смит

Марина Цветаева
Прага

Я расскажу тебе, как спал он,
Не выспался - и тянет стан,
Где между водорослью и опалом
День деворадуется по мостам.

Где мимо спящих богородиц
И рыцарей, дыбящих бровь,
Шажком торопится народец
Потомков - переживших кровь.

Где честь, последними мечами
Воззвав, - не медлила в ряду.
О городе, где всe очами
Глядит - последнего в роду.

Нравится Показать список оценивших

Вера Мещерская

Нравится Показать список оценивших

Александра Смит

Нравится Показать список оценивших

Ирина Лаврецова

Нравится Показать список оценивших

Вера Мещерская

Нравится Показать список оценивших

Александра Смит

Г. Ванечкова - Марина Ивановна Цветаева - значительная русская поэтесса начала 20-го века

Когда Марина Цветаева в расцвете своего творчества написала: „во мне нового ничего, кроме поэтической отзывчивости на новое звучание воздухa [Письмо М.Ц к Ю.П. Иваску. [in:] Русский литературный архив. Под ред. М. Карповича и Дм. Чижевского. New York, Harvard University Press 1956, с. 215], она понимала, что в этом-то и заключается новизна ее поэзии, в большинстве своем идущая впереди своего времени и понимаемая только потомками.

В наше время модерность ее поэзии бесспорна, Марина Цветаева по праву вошла в круг великанов творческого духа не только России, но и всего мира.

Вырастала М.И. Цветаева в демократически настроенной семье. Но революция 1917 г., ставшая конструктивной, творящей и направляющей силой для В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина и многих других, предстала перед М. Цветаевой иначе. Это время в ее жизни и творчестве требует тщательного изучения. Отношение ее к революции не однозначно; стараясь найти нечто героическое в белой армии, где служил ее муж, она в то же время понимает безысходность контрреволюционного добровольческого движения: „Добровольчество - это добрая воля к смерти” стоит эпиграфом к стихам о нем. Оплакивая прежнюю колокольную Москву, поэт осуждает царя за „византийское вероломство”, а в стихотворении Чуть светает (1917 г.) заутреню в храме в честь здравия царя называет темным пиром мышиной стаи воров а старух – „Москвы подпольной”.

Круг ее литературных знакомств того времени очень богат: боготворит Блока, любит Ахматову, Волошина, Кузмина, Ремизова, Белого, ценит Брюсова, Есенина, дружит с Антокольским и Мандельштамом, выступает на чтении стихов с Луначарским, помогает в трудное время Бальмонту.

Круг самых близких друзей - это круг лучших учеников Е.Б. Вахтангова. Главный режиссер театра им. Вахтангова, Е.Р. Симонов написал: »Я могу с полным основанием утверждать, что творчество Вахтангова и Цветаевой формировало вкус и воодушевляло группу молодежи вахтанговского театра [Два стихотворения Марины Цветаевой. Предисловие Е.Р. Симонова. Новый мир, 1983, Nо. 3, с. 169].

В это время родилась и ее любовь к Маяковскому, о котором позже напишет как о „настоящем революционном поэте”, о „чуде нашего времени”, о „первом в мире поэте масс . оборачиваться на (которого) нам, а, может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед” [Эпос и лирика современной России. in: Цветаева, М.И.: Сочинения в двух томах. Т. 2. Москва, Художественная литература 1980, с. 400.]

В 1922 г. Цветаева покинула Россию, уехав к своему мужу в Прагу, но годы революции, пережитые ей на родине, сыграли немалую роль в становлении ее творческой личности.

Условия жизни за границей были трудны. Отношения с белой эмиграцией чем дальше, тем больше усложняются, эмигрантские журналы начинают отказывать в печатании ее произведений.

Читайте также: