Цитаты андрея ткачева о семье и браке
Обновлено: 06.11.2024
Супружество — это священный союз мужчины и женщины, который зародился в раю. Каков его смысл? Давайте поговорим о трёх целях и смыслах супружества.
Во-первых, супружество было создано для взаимной помощи. Когда Господь Бог создавал женщину, он задумал создать первому человеку (Адаму) помощника. Жена была создана, чтобы быть мужчине помощницей. Здесь имеется в виду быть помощником не только по хозяйству, но и в нравственном смысле.
Жена отчасти является совестью мужчины. Она даёт ему обратную связь о его неблаговидных поступках. Она говорит, где он не прав, где ошибся, где свернул не туда. И мужу, несомненно, нужно прислушиваться к этим словам.
Брак устойчив тогда, когда муж и жена вместе везут свою повозку под названием "семья". Когда они не мешают друг другу, не ставят друг другу палки в колёса, а, наоборот, всячески помогают и поддерживают друг друга. Взаимопомощь — это главная цель супружества.
Вторая цель — муж и жена должны стать единой плотью. То есть из двух лепить одно. Человечество в некотором смысле живёт по образу святой Троицы (Отец, Сын и Святой дух): три лица и одна природа. Три равно одному.
В браке мы имеем два лица. Муж и жена — это одна плоть, один человек, одно существо. Это некое подобие троичного бытия. Два равно одному.
Органическое, телесное объединение мужа и жены в одну плоть крайне важно сегодня в нашей развращённой, нечестивой жизни. Сегодня брак приобретает особый смысл ещё и по этой причине. Апостол Павел говорил: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».
То есть брак сегодня необходим и для того, чтобы человек не прелюбодействовал. Женатому человеку, несомненно, легче удержаться от блуда и разврата. Это вторая цель.
Прошу заметить, дети только на третьем месте. Не на первом и даже не на втором. То есть мы сочетаемся браком не с целью рождения детей. Мы женимся или выходим замуж для того, чтобы восполнить свою неполноту. Чтобы помогать друг другу. Чтобы воздерживаться от грехов, царящих вокруг. Чтобы быть единым телом. И только лишь затем, чтобы на свет появились дети.
Итак, третья цель супружества — продолжения рода. Я повторюсь, что рождение детей — это не первоочередная цель. Мы вступаем в брак для того, чтобы решить первостепенные задачи. Чтобы иметь себе помощника, чтобы восполнить свою недостаточность. И чтобы гармонично создать единую жизнь из двух человек. И лишь потом — стать родителями.
Отмечу, что католическое вероучение считает, что бездетный брак — это пол брака. Но бездетный брак — это такой же брак. Главное — чтобы между людьми царила любовь, согласие, верность, единение, полнота. Всё остальное придёт.
Вы замечали, что когда супруги хотят разойтись, дети не удерживают их от развода? Дети никого и никогда не могли удержать. Дети — это не средство скрепления брачных уз. Не для того брак создаётся, чтобы дети его держали. И дети рождаются вовсе не с целью скреплять брак.
Если брак без детей устойчив, он и с детьми будет устойчив. Если брак без детей некрепок, он и с детьми будет некрепок.
Да, конечно, нужно умножать род человеческий. Да, нужно достигать каких-то общечеловеческих целей. И в течение одной жизни этих целей достичь трудно. И именно поэтому нужно плодиться и размножаться, и длиться во времени для того, чтобы совокупно общими усилиями достичь некую общую цель. Для этого нужно чадородие.
Но это — не главное в браке. Главное в браке — это то, чтобы из двух стало одно. Чтобы жена в муже видела хозяина, а муж в жене — свою помощницу и соратницу. Чтобы, живя в этом прелюбодейном и грешном мире, они воздерживались от блуда. И только потом уже — дети. Наследники. Как краса с небес. Как благодеяние Господа.
Что нам нужно усилить для того, чтобы наши браки были тверды? Потому что от твёрдости брака зависит твёрдость всей нашей Вселенной.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
Следующая цитата
Говорить о жизни без боли значит попросту тратить слова или расписываться в бесчувствии. Что еще такое наш жизненный опыт, как не накопление скорби и одновременное удивление от того, что мир все еще Божией милостью стоит? Стоит, хотя в любое время готов рухнуть по причине внутренних повреждений. Это касается и семьи. Семьи в первую очередь.
Нехватка денег, «воландов квартирный вопрос», бездетность, многодетность, борьба за гендерное равенство. Всего не перечислишь. Пьянство, разводы, аборты, измены, половая жизнь до брака… А еще «что делать, если жена зарабатывает больше?», «если теща живет с нами?», «если дети от первого брака не хотят называть отчима отцом?», «если с работы идти домой не хочется?». И так далее. Список вопросов представляет из себя то, что Гегель называл «дурной бесконечностью».
Люди стали бунтарями. Женщины борются за право на самодостаточность. Люди вообще — и мужчины, и женщины — бунтуют против Бога и восстают за право жить без Него и без Его законов. Все стали шумными и легковоспламенимыми борцами. Все словно сговорились кидать в небо камни, и только потом почему-то удивляются и ищут виновных, когда тяжелый груз сыпется на гордые головы.
Мир без обычной и нормальной семьи — это близкая, самоубийственная перспектива нашей хваленой цивилизации. Мир без семьи — это Адская прихожая.
Людям почти всегда не хватало денег. Люди почти повсеместно жили и живут в большей или меньшей стесненности. Но ведь брак-то был! Семья с большой буквы была, а теперь она на глазах исчезает. Значит, дело не в деньгах, не в обидчивости, не в тещах и свекровях и не в гендерных правах. Дело в том, что мы перестали что-то важное понимать и чувствовать. Православные — не исключение.
Если поверхностное православие большинства причесать против шерсти мелким гребнем, мы вычешем оттуда всех блох современной антихристовой цивилизации. Мы дети своей эпохи, и значит, там будет вера в прогресс, брезгливый страх перед «темным прошлым», мечты о самореализации (вовсе не о служении и самоотдаче), крайний индивидуализм, поверхностность суждений. Там еще будет знание прав и полное забвение об обязанностях. Вот и говори с таким человеком совершенно ровным голосом. Для этого нужно либо море всепобеждающей любви, либо полное безразличие.
Женщина — главное сокровище мужчины. Если, конечно, она женщина во всей благоуханной многозначности этого красивого библейского слова. Один товарищ рассказывал мне, что во время войны на Кавказе, когда Союз распался, и соседи стали врагами, он был в ополчении. Они защищали село от превосходящих сил врага.
Большинство ополченцев предлагали увести детей и женщин подальше в тыл. Но была и другая точка зрения — оставить. И вот почему. «Если за спиной у нас не будет жен, мы убежим, спасая собственные жизни. Не умирать же нам за дома и кухонную утварь. А если они будут за спиной, мы умрем, но не сдадимся. Мы точно умрем, потому что зачем тебе жизнь, если ее изнасилуют?» Этот совет превозмог.
Знаете, что было дальше? Они победили. Ведь тот, кто уже решился умереть, становится непобедимым. Так любовь к жене делает мужчину воином, и он любит ее как Христос — Церковь, то есть до самопожертвования.
Женщина — главное сокровище мужчины. А мужчина — единственное сокровище женщины. Она без него — просто ребро, о чем уже не раз сказано на всех языках мира.
В одной немецкой хронике описывается осада средневекового города. Осаждающие, из видов гуманности, предложили осажденным следующее: «Пусть уйдут ваши женщины и дети, пусть унесут с собой столько имущества, сколько смогут унести. А с мужчинами мы продолжим войну». Знаете, что сделали женщины? Они вынесли на спинах своих мужей, рассудив, что с мужьями они и обстроятся, и обживутся на другом месте, а без мужей пропадут, хоть бы и с имуществом.
Не нужно долгих споров. Нужны вот такие примеры. Если они попадают в сердце — разговор закончен. А если они не попадают в сердце — разговор бесполезен.
И если слово твое, вовсе не ему предназначенное, подхватил обиженный недоброжелатель, оправдываться тоже бесполезно. Визгливый голос разнесет по джунглям весть о том, что Акела промахнулся.
Но это не столько промах, сколько болевая метафора, рожденная почти ежедневной встречей с человеческим кошмаром.
А бить действительно никого не надо. Уже потому, что на месте сломленного рога часто вырастают новых два; и потому что нет такой стиральной машинки, в которой бы отстирывалась подлость, глупость и самолюбие.
Мужчина и женщина — главные сокровища друг для друга, и они не равны, но муж для жены — больший. Вся проблемность жизни и все многословие вокруг этих проблем рождены тем, что эту простейшую и святейшую мысль мы понимать перестали.
Следующая цитата
После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.
Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.
Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»
Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».
А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.
Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.
Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания. » Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»
Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками. » «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление — основа крепкой семьи».
Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».
«Покинул Украину после событий на Майдане»
В 2007 году отец Андрей взял в свое подчинение строящийся храм Святителя Луки Крымского. Фото: panaramio/ Sveta BSveta
Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей — фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.
Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.
До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция — это беснование…»
Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.
«У меня была команда, я был тренером»
Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.
Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:
— Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.
Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.
Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.
Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.
Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки — это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.
Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.
Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей — а такое тоже есть, — забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.
Я — человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я — не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.
— Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?
Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите — возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.
Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.
«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»
Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.
Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.
Фото: Геннадий Черкасов
Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое — что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.
Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.
Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».
— Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, — отвратительно. И, конечно, я не выдержал, — говорит Александр Пикалев. — Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, — недопустима.
Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.
Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.
— Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие — это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.
Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.
Следующая цитата
Дети - это побочный плод брака. Когда люди хотят развестись и вдруг решают: «Давай жить ради детей!». Да не получится жить ради детей, если муж разлюбил жену. Потому что дети не для того рождаются, чтобы муж не уходил от жены. Если ты разлюбил женщину, то никакие дети тебя не удержат. И никакие дети не удержат жену, если она загуляла и полюбила другого. Дети не для того рождаются, чтобы скреплять между собой маму и папу.
Между мной и моим сыном какая степень родства? Первая. Между моей дочерью и моей мамой какая степень родства? Вторая. Между мной и моей женой какая степень родства? Нулевая. Муж и жена - не родственники. Это один человек. Нет никого в мире ближе, чем муж и жена. Дети, рожденные от мужа, дальше от женщины, чем муж к ней. Это, на самом деле, элементарнейшие вещи, которые никто не знает и знать не хочет.
Потому что мамы, как правило, любят своих детей больше, чем мужей, от которых они их родили. И дети любят своих мам больше, чем партнеров, когда выходят замуж или женятся. Это грубейшее нарушение всех законов Божьих. Муж и жена - это один человек. И любить партнера нужно больше, чем мать, и больше, чем детей.
Элементарнейшая вещь, которая грубейшим образом растоптана всей нашей жизнью. А это базовая вещь. А потом мы ищем виноватых, что живем плохо.
Жены обязаны любить своих мужей больше всех. Никакая мама вам не ближе мужа. Первый кусок – мужу, первая молитва – за него. И всё тому подобное. Мужья – также должны относиться к женам. Тогда можно будет надеяться, что жизнь будет нормальной. А иначе жизнь корявая, против закона Божьего. Идти против закона Божьего – это все равно, что против ветра плевать. Самим дороже обойдется.
Мой хороший товарищ живет с семьей и тёщей. Она сварила суп и первую тарелку подает ребенку. Сначала - мужчине, потом - всем остальным, ребёнку - в последнюю очередь.
Мы не сможем жить нормально, правильно, благочестиво, счастливо, свято, если таких элементарнейших вещей не будем знать.
Читайте также: