Цитата сократа познай себя

Обновлено: 21.11.2024

Познай самого себя (др.-греч. ;;;;; ;;;;;;;, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул.

Авторство.
По сведениям античных авторов, на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала пифия, было сделано несколько надписей-граффити. Одна из таких надписей гласила: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Чаще всего автором назывался один из семи мудрецов, например, Фалес из Милета или Хилон из Спарты[1], либо все семь мудрецов сразу. В диалоге Платона «Протагор» утверждалось, что Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон, собравшись вместе, преподнесли эту фразу, как начаток мудрости, в дар богу Аполлону[2]. Философ Антисфен в сочинении «Преемства философов», напротив, называл автором фразы пифию Фемоною, которая первой стала пророчествовать в стихах[1]. Спартанцу Хилону приписывался и расширенный вариант высказывания: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную»[3].

Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье[2].

Интерпретация
Сократ
Особое значение фразе «Познай самого себя» придавал Сократ. В утраченном диалоге Аристотеля «О философии» сообщалось, что эта надпись, прочитанная в дельфийском храме, послужила толчком к философским занятиям Сократа[4]. В диалогах Платона Сократ неоднократно обращается к этой теме. Рассуждения на тему «Познай самого себя» можно найти в диалогах «Хармид» (164D), «Алкивиад I» (124A, 129A, 132C), «Протагор» (343B), «Федр» (229E), «Филеб» (48C), «Законы» (923A) и др.[2]

Особенно подробно тема самопознания обсуждается в диалоге «Алкивиад I». Здесь Сократ задаётся вопросом, что такое сам человек, и приходит к выводу, что человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа. Ход мыслей Сократа таков. Во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Так, сапожник пользуется резаком, ножом и другими инструментами, значит, сам он не есть ни нож, ни резак, ни какой-либо из других инструментов. Но сапожник пользуется не только инструментами: он пользуется также своими руками, глазами и прочими частями тела; стало быть, он не есть также руки, глаза или какая-либо из этих частей. Но это ещё не всё: ведь человек пользуется не только руками и глазами, но и всем своим телом. Следовательно, человек и тело, которым он пользуется, не есть одно и то же. Что же такое сам человек? Сам человек, утверждает Сократ, есть именно то, что пользуется телом, а то, что пользуется телом, мы называем душой. Итак, человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом;а значит, бог, призывающий его познать самого себя, призывает его познать свою душу[2].
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Теперь от себя.
Сократ считал, что телом пользуется душа. Но на самом деле, телом пользуется дух.
И мы, люди, есть дух живущий в теле и пользуемся телом.
А познать самого себя значит, познать, что ты есть дух, живущий в теле.

Стихи из Библии потверждающие мое утверждение.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Бытие, глава 2

Пусть каждый собирает. [манну] по числу душ у каждого в шатре» Исходе 16:16

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 1-е Петра, глава 3
Т.е. душа есть человек. И человек не может управлять телом человека.

3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. Бытие, глава 6

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Екклесиаст, глава 12

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1-е Коринфянам, глава 3

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 1-е Коринфянам, глава 6

И прав был Хилон говоря, Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную

Смотреть что такое "Познай самого себя" в других словарях:

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» — (греч. ? , лат. nosce te ipsum), изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона Протагор 343 а 8 bЗ), было принесено … Философская энциклопедия

Познай самого себя — (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов … Словарь античности

Следующая цитата

(значение) — каждый должен изучить самого себя, чтобы понять смысл жизни, выработать правильное отношение к ней (заповедь Дельфийского оракула).

"Познай самого себя" это перевод с латинского языка фразы "Nosce te ipsum" (носцэ тэ ипсум) и с греческого языка "Gnothi se auton".

Древнегреческий философ Платон в диалоге «Протагор» сообщает, что семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах [ 1 ] в VI в. до н. э, написали: «Познай самого себя». Поэтому, эту мысль называют, также, как «заповедь Дельфийского оракула».

Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»

Древнегреческий философ Хилон эту мысль формулировал как: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Молодой философ Сократ, побывав в этом храме в молодости, сделал эту фразу девизом своей философии.

Примечания

↑ 1) — ныне представляет собой руины древнегреческого храма, датируемого IV веком до нашей эры. Он был возведён Спинтаром Коринфским, Ксенодором и Агафоном на останках более раннего храма, датируемого VI веком до н. э.

Разъяснения смысла фразы "Познай самого себя"

Мысль "Познай самого себя" по Сократу разъяснена в главе 9 "IX. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?" повести "Греческий учитель Сократ" русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910):

". Да вот хоть бы надпись на храме. Что там написано? Написали это в старину. Не про то ли самое, про что мы толкуем, как человеку с людьми жить?

— Там написано: "Узнай самого себя", а не про то, как людям жить, отвечали Сократу.

— А может, и про то сказали: "Узнай самого себя". Может быть, если мы узнаем самих себя, то и узнаем, как нам жить.

— Растолкуй нам это, Сократ, — сказал один. "

Древнеримский политик Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н.э.) в работе Тускуланские беседы, книга 1 (перевод В. О. Горенштейна) пишет:

Да, увидеть душу душою же — великое дело; в этом и состоит смысл Аполлонова завета: «Познай самого себя». Я сам полагаю, что он велит этим познать не члены наши, не рост, не облик: ведь мы и наши тела — вещи разные, и, разговаривая с тобой, я вовсе не с телом твоим разговариваю. Стало быть, говоря «Познай самого себя», он говорит: «Познай душу свою». Ибо тело для души — лишь сосуд или иное какое вместилище: как действует твоя душа, так действуешь ты сам. Познать это — поистине достойно божества: иначе это наставление некоего мудреца не было бы приписано самому богу.

"Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить."

"Когда рассветает, я сижу в постели, обняв руками колена, и от нечего делать стараюсь познать самого себя. "Познай самого себя" - прекрасный и полезный совет, жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты."

"Вы можете всё пересилить, но не можете пересилить самого себя. Да-с! «Гноти се автон», — говорили древние. Познай самого себя. А вы себя ни познать, ни пересилить не можете. Против своей природы не пойдешь. Да-с!"

С близким значением

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Цитата из романа «Преступление и наказание» (1866 г.) русского писателя Достоевского Фёдора Михайловича (1821 – 1881). Этим вопросом задается главный герой романа Родион Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.

Следующая цитата

Не преувеличивайте мои заслуги и славу: мне и реальных своих хватает.

"Познай самого себя" - это была надпись над входом в храм Аполлона Дельфийского (панэллинское святилище).

Юный Сократ при его посещении якобы был немыслимо потрясён, прочтя, и подписался всей оставшейся жизнью и смертью под служением этому призыву.

Чьё же всё-таки авторство? Явно не Сократа, хоть и повторял это на разные лады всю оставшуюся жизнь.

1) Хилон Спартанский (VI в. до н. э.), один из знаменитых Семи эллинских мудрецов. Эта версия вроде как наиболее частая, посему считается наиболее адекватной.

2) Фалес Милетянин (примерно тогда же), тоже один из Семи.

3) Изречённый пифией в том храме ответ Аполлона на вопрос Хилона, что самое лучшее для людей.

Насчёт ". и ты познаешь весь мир" - сомнительно, чтобы Сократ мог это договаривать от себя: поскольку реально имело место смещение острия философского поиска со Вселенной на человека, с физиса и космоса на этику, но мир при этом понимался существующим сам по себе, а не через человека: Сократ - это вам всё же не Протагор и не прочие софисты, за кого бы его афиняне ни принимали сдуру. Возможно, и договаривал это от себя: много времени прошло, не помню уже. А Диоген Лаэртский вполне мог и ошибиться или репродуцировать чью-то неточную устную байку: очень некритично относился к информации, однако очень добросовестно всё записывал, чем сегодня для нас и ценен.

Следующая цитата

Познай самого себя
С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton (гноти сэ аутон).
Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.
Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Пит-так, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».
Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
Употребляется: в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Читайте также: