Цитата поступай с людьми так как они поступают с тобой

Обновлено: 19.09.2024

Думаю, что это крылатое изречение знакомо, если не всем, то уж точно большинству.

Более того, преподносится зачастую с изрядной долей назидательности как проверенная временем Великая Житейская Мудрость, которая немедленно сделает вашу жизнь богатой и счастливой, ну или более счастливой и гармоничной.

Это в зависимости от того, что требуется в моменте.

Да он/она просто хотят вас развести! Будьте с ними осторожны!

Ну, действительно, все вроде просто и логично: ты получаешь в ответ то, что даешь другим.

В жизни приходится иметь дело с очень разными людьми.

С кем-то повезет на приятные отношения, а с кем-то и не очень.

К сожалению, выбирать не приходится: в силу жизненных обстоятельств часто приходится общаться с людьми, которые, мягко говоря, могут быть даже неприятны.

Еще совсем недавно независимо от обстоятельств я неизменно соблюдал это мудрое, как мне казалось, правило и изначально относился ко всем одинаково хорошо, потому что в дальнейшем рассчитывал на то же самое.

Это продолжалось довольно долго, но в последнее время, буду честен, я прекратил это делать.

Потому полученный результат раз за разом убеждал меня в том, что данный принцип не только бесполезен, но и даже вреден для жизни!

Если повезло на хороших людей, то ты получаешь от них позитив, даже еще не успев сделать им ничего приятного. Скажу больше, зачастую они даже не требуют ничего «в обратку»! Можете не верить, но они делают свое «хорошо» просто так! Так, по крайней мере, было очень часто со мной.

А что же бывает, когда приходится общаться с людьми неприятными?

Мы же помним, что нужно сделать им «хорошо», чтобы в ответ получить «хорошо». Ну, что-то вроде «ничего личного, только бизнес»!

На английском языке

Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :

"Do unto others as you would have them do unto you"

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers' translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):

"Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to."

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :

"Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием "золотое правило" морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке "золотого правила" содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17 Конституции Российской Федерации)."

"Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо. И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно. Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!"

В большинстве случаев это совершенно не работает.

Твое «хорошо» расценивается неприятными людьми как проявления твоей же слабости, и в ответ ты получаешь «выдавливание» из тебя дополнительных порций твоего «хорошо», при этом другой стороной изначально не предполагается предоставлять что-либо в ответ. И это работает как часы.

Следующая цитата

Это личная нравственная максима, - её можно выбирать, или не выбирать.

Только стоит при выборе учитывать две забавных вещи:

1) Если выбираешь этот принцип, исходя из расчёта, что тебе от судьбы-людей-кармы действительно тем же по тому же воздастся, - это иллюзия. Максима на самом деле вообще не про это!

Карен Хорни, одна из блестящих психологов-классиков, назвала такой расчёт "сделкой с судьбой". Попросту у людей "встроена" большая потребность контролировать происходящее со своей жизнью (ещё бы!), вот и есть иллюзия, что как в детстве, если буду вести себя хорошо, то мне поставят пятёрку, похвалят и подарят грамоту. Сделка с судьбой по Хорни: если я буду со всеми вести себя благородно, порядочно, по-хорошему, то и все со мной тоже будут себя благородно, порядочно, по-хорошему.

2) На самом деле первое, чему обучают людей, которые профессионально работают с другими людьми, - хоть продажников, хоть психологов, - что ГЛУПО, НЕЛЬЗЯ поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой!!

К тебе ж приходят не твои клоны! Ты любишь солёные орешки, а человек - зефир в шоколаде, с фига ли правильно фаршировать человека ТВОИМИ солёными орешками??

Ты - как психолог - в этой ситуации развёлся бы и всё тут, - а у человека ЕГО ценности, ЕГО история и ЕГО жизнь, ну и чо? "Как себе" посоветуешь, брось, мол, её? - Так это ты КАК С СОБОЙ поступаешь. Может, всё же как с НИМ.

То есть "золотое правило" "Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", это

1 - не инвестиционная стратегия,

2 - не отменяет здравый смысл: если с ребёнком, клиентом, ещё кем-то поступаешь, буквально ставя себя на их место, рискуешь из своего клювика накормить их своими червячками и тараканами. Удивительно, но это может вызвать ярко выраженную неблагодарность))

Следующая цитата

Это выражение еще принято называть Золотым правилом нравственности. По сути, это общее правило, известное с древности. Оно есть в религиозных и философских учениях Запада и Востока. У правила есть несколько вариантов формулировки:

Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;

Не делай другим того, чего не хочешь себе.

Это правило есть в христианстве, в Новом Завете ее неоднократно повторял Иисус Христос (Евангелие от Марка, от Матфея, от Луки). В исламе это правило есть в "Сунне" как одно из изречений Мухаммеда. Есть оно и в индуизме: упоминается оно в Махабхарате.

В китайской философии его сформулировал Конфуций в знаменитых "Беседах и суждениях".

Трактовать, мне кажется, его надо однозначно: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Не делай плохого, если не хочешь, чтобы делали плохое тебе. Не причиняй боли и не принижай никакое живое существо - так же, как любая боль неприятна и тяжела тебе, так же тяжела она другому живому организму.

Применяемые варианты золотого правила морали

Следующая цитата

Выражение считается золотым правилом морали и сформулировано в нагорной проповеди Иисуса Христа, которая описана в Библии , в Евангелие от Матфея (глава 7, строка 12):

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки."

«Нагорная проповедь», художник К. Г. Блох, 1877 г. (Датский музей национальной истории)

«Нагорная проповедь» (художник К. Г. Блох, 1877 г.) (Датский музей национальной истории)

Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

Читайте также: