Цитаты из легенда о коловрате

Обновлено: 21.11.2024

Фразы, цитаты и афоризмы из популярных фильмов

Популярные фильмы

Все фильмы

Реклама

Главная / Легенда о Коловрате, стр. 6

Нехристи.

Они девок с чесноком едят.

С Богом.

Великий Хан Великой Орды.

Князь Юрий повелел нам передать Сыну Неба низкий поклон.

И просит принять. эти скромные дары.

Поешьте.

Пробуй.

Молоко кобылье.

Только не плюйтесь. Кислое оно.

Только не плюйтесь. - Только не плюйтесь.

Только не плюйтесь. - Только не плюйтесь.

Великий Хан. - Дозволь узнать, чего ты хочешь от Рязанцев?

Великий Хан сказал, что ничего не хотел. Он Вас не звал, вы сами пришли.

Ему люпопытно на Вас посмотреть.

Рязань будет первым русским городом Великого Хана.

Вашей земле нужен хозяин.

Ешьте.

Великий Хан сказал, кто будет стоять перед ним на коленях, тот будет хорошо кушать.

Гляди, как бы ты сам на колени не встал.

Я не расслышал - повторить.

Княжич хотел сказать. - - У нас на Руси есть такая поговорка. - "Не говори гоп, пока не перепрыгнул".

Следующая цитата

Русь раздроблена и вот-вот падет на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, и лишь один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину. Его отвага поразит даже Батыя, а его имя навсегда останется в памяти народа. Воин, ставший легендой. Подвиг, сохранившийся в веках.

— Какой сегодня день?
— Пятница.
— Мне в пятницу помирать нельзя.
— Тогда суббота.

Пояснение к цитате:

Коловрат с товарищами стоят на укреплённом холме, окидывая взглядом подходящее монгольское войско.

Следующая цитата

Историк Клим Жуков посмотрел вышедший в прокат фильм «Легенда о Коловрате», в котором обнаружил главного героя с амнезией, собрание травести в лагере монголов и даже православного медведя.

Илья Малаков в роли Евпатия Коловрата. © / Кадр из фильма

Историк Клим Жуков

Фильм «Легенда о Коловрате» был заявлен, как «героическое фэнтези». Не историческое полотно, основанное на реальных событиях, а киносказка о русском средневековом герое. Своего рода былина-в-цифре.

Объект создания положительной легенды без точной привязки к реалиям эпохи идеален. Евпатий Коловрат был героем сказки с момента своего появления на бумаге. Мы не знаем, когда он родился. Строго говоря, мы даже не знаем: рождался ли он вообще иначе, чем под пером летописца. Современный рассказчик имеет полную свободу действий. Перед ним сама история выставила только две реперные точки: рассказчик обязан признать, что Коловрат существовал и, что он сражался с монголами под Рязанью в холодном декабре 1237 года. Всё остальное может быть отдано на откуп драматургии.

То есть, «лепи, что хочешь» в самом хорошем смысле.

Откуда мы знаем о Коловрате?

Из «Повести о разорении Рязани Батыем». Повесть была создана через много лет после описываемых событий. Текстуальная и смысловая компаративистика не позволяет датировать её раньше конца XIV столетия. Например, «Повесть» титулует рязанского князя Юрия Ингваревича великим князем, чего не может быть ранее 1370-ых. Правда, Никоновская летопись именует великим князя Владимира Святославича под 1153 годом. Но это источник XVI века, который вряд ли объективно отражал многие подробности 300 летней давности.

Кроме того, «Повесть» допускает невозможные для современника ошибки. Тем более невозможные для рязанского летописца. Так князья, «убитые» «Повестью» в ходе сражений и осады Рязани, Давид Глебович Муромскийи Всеволод Глебович Пронский, умерли в 1207 и 1228 годах — за 30 и 9 лет до прихода монголов. Олег Ингваревич Красный в «Повести» стал братом князя Юрия, в то время как он был его племянником. Его ужасная гибель под ножами татар списана с участи его сынаРомана Ольговича, который был расчленён в ставке Менгу-Тимура в 1270 году. Родоначальниками рязанской династии называется Святослав Ольгович, что не соответствует действительности.

Прямые цитаты «Повести» говорят ещё точнее. Пассаж о сражении Коловрата с монголами наполнен такими выражениями как «один бьется с тысячью, двое — с тьмою», «исполин силою», «послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями». Всё это дословное или почти дословное цитирование «Повести о взятии Царьграда турками», написанной между 1480-1512 годами. Санчакбей (Sancak Beyi) — это вообще не монгольский термин, а османский, означавший губернатора округа средних размеров, меньше провинции «вилайета», но больше уезда «кадылыка».

«Родословец священников», сопровождающий «Повесть» в общем цикле сказаний Заразского цикла позволяет примерно ограничить 1530 годами. Упоминание молитв за государева брата, как за наследника, что было немыслимо после установления прямой преемстенности династии при Иване Грозном подтверждает этот тезис. Таким образом, «Повесть» вместе со сказанием о Коловрате — это памятник 1510-1530 годов.

Никаких более ранних сведений о подвиге и личности Евпатия мы не имеем.

Тем не менее, даже такой необъективный памятник, наполненный анахронизмами, ошибками и религиозными аллюзиями, мог иметь под собой реальный фундамент в виде несохранившейся до наших дней рязанской летописи. И она могла сообщать о некоем герое, который решился на самостоятельную борьбу с Ордой. То есть, огульно отрицать реальность боярина Евпатия в XIII столетии нельзя.

Это или «живой человек» своего времени, или след народной былины тех лет, некий архетипический образ борца с иноземным поработителем. Дело в том, что Евпатий не одинок. В Смоленские существует предание о святом Меркурии, который точно так же вступил в частную борьбу с монголами и погиб. Памятник дошёл до нас в виде «Слова о Меркурии Смоленском» 1450-1510 годов. С ним перекликается повесть о Демьяне Куденевиче — переяславском богатыре, сразившимся в одиночку с врагами в 1148 году.

Короче говоря, прототип народного героя для народной кинолегенды идеальный. Никаких ограничений историческое полотно не накладывает.

Однако создатели пошли куда дальше отсутствия «любых ограничений», превратив фэнтези в сущий цирк, как это ни прискорбно.

Что мы узнали из фильма

Коловрат всю дорогу страдает от черепно-мозговой травмы, которая привела к частичной амнезии и паническим атакам. Каждое утро Евпатий забывает все, что было раньше, и жена вынуждена устраивать ему краткий экскурс. Совсем как в фильме Кристофера Нолана «Memento», или в «Джентльменах удачи» Александра Серого. Зачем это нужно для развития сюжета понять не получилось — болезнь никак не влияет на повествование.

Хотя нет, влияет. Зрителю ясно намекнули, что больному на голову инвалиду по силам командовать остатками рязанского войска, потому как остальные ещё дурнее. Остальные, и правда, ещё дурнее. Князь Юрий «Серебряков» Ингваревич умудрился проспать приход 30 000 монгол с обозами и дивизионом тяжёлых осадных орудий до расстояния двух вёрст от столицы. Такое было бы возможно, если предположить частичный паралич центральной нервной системы князя и всех его подчинённых поголовно. Прошляпить марш 30 000 всадников при 90 000 конях и представительном обозе не смог бы даже такой гений тактики, как генерал Котов из михалковского творения «Утомлённые солнцем 2». Это три маршевые колонны по пятнадцать километров каждая. Но монголы воспользовались глубоким запоем всей аристократии Рязани и подкрались.

Алексей Серебряков - князь Юрий. Кадр из фильма

Посольство вятших мужей рязанских к Батыю начинает ему хамить буквально с третьей фразы. После чего дипломатическая миссия заканчивается конфузом.

Сам Коловрат «забывает» княжеского сына в ходе скоростного драпа из батыевой ставки после провала посольской миссии. Юный князь Фёдор в шикарном золотом клифте заработал стрелу в плечо, а потом остался прикрывать отход. Поступок геройский, но невозможно тупой. И Коловрат, которого послали князя защищать, подобную инициативу спокойно «хавает», одобрив, таким образом, размен собственной ущербной личности десятника на жизнь молодого князя — охраняемой персоны.

Две версты до города остатки дипмиссии идут сквозь метель, которая отчего-то работает в поле и не работает в ордынском лагере. Сквозь метель они должны пройти две версты по прямой, каковые преодолевают за сутки. За сутки монголы успевают незаметно взять и сжечь Рязань, которая в реальности сопротивлялась с 16 по 21 декабря 1237 года. Что характерно, пожар деревянного города размером в 75 га опытные военные не заметили. Что ещё более характерно, деревянный город в 75 га умудрился выгореть до стылых головешек к утру. Интересно, творцы представляют, как выглядит костёр из тысяч тонн древесины? Думается, что в течении суток к нему будет не подойти, а зарево можно наблюдать с низкой орбиты.

Православного медведя Потапыча размером с небольшого слона «крышует» местный схимник Нестор. Схимник Нестор на голубом глазу заявил, что у монгол богов много, а у нас всего один, и ему надо помочь. Допустим, схимник не знал, что монголы признавали только одного бога — Вечное Синие Небо, Тенгри. Процентов двадцать монгол вообще были христианами несторианского толка, но и этого схимник мог не знать. Но что он знал точно, так это то, что бог для всех ровно один и его даже зовут с заглавной буквы — Бог.

Помогает схимник знатно. Сперва православный медведь порвал в клочья отряд монгольской пехоты, явив небывалую боевую мощь. Ну ещё бы, при таких размерах! Непосредственно перед решающей битвой схимник Потапыча демобилизовал, а партизаны лишились самого могучего вундерваффе. Что, опять-таки, характеризует умственные способности святого отца.

Дружинный интерн Каркун (в исполнении актёра Ильина из сериала «Интерны») уводил детей из угрожаемой зоны на санях, запряжённых могучим мерином гнедой масти. Интерн Каркун наткнулся на завал из деревьев. После чего интерн Каркун явил мощь интеллекта, выпряг лошадь и демобилизовал её вслед за Потапычем. Далее, интерн Каркун разобрал завал и принялся толкать сани вручную. Оные, кстати, оказались аэросанями, умчавшись в восход по льду Оки под алым парусом.

Словом, русская сторона показана такой, что на общем фоне туповатый инвалид кажется ещё очень ничего себе.

Монголы, впрочем, не отстают. Они пропускают к персоне хана кодлу вооружённых мужиков, без обыска, без досмотра, без обязательного прохождения меж двух костров для изгнания злых духов.

Внутри ханского шатра. о—о—о. Батый живёт не в юрте, а именно в шатре! Интересно, что принимал киношный Бату-хан, чтобы заказать себе для зимнего кочевья шёлковую палатку вместо войлочной юрты. Там же очень холодно!

Так вот, внутри шатра гостевой стол держат на спинах русские пленники, выжившие после разгрома на реке Калке в 1223 году, в частности — воевода Ратмир. Как на Калке оказался рязанский воевода? Рязань в том походе вообще участия не принимала. Ну да ладно. Ратмир и Ко работали на карачках подставками 14 лет! Вот это судьба!

Батый — это отдельная песня. Актёр Александр Цой во всех отношениях прекрасен. Но загримировали его не то под травести Брюс-Ли, не то под китайскую проститутку с шикарной золотой инкрустацией на морде. Без второго слова понятно, что Цой должен был изобразить зимний вариант царя Ксеркса из фильма Зака Снайдера «300». Этакий слащавый, но очень опасный извращенец. Окружают утеплённого извращенца какие-то трансвеститы с выбеленными штукатуркой физиономиями. По какой причине им подчиняется войско суровых кочевников, нам не поясняют.

Актёр Александр Цой. Кадр из фильма

Батый выступает, как откровенный дурак. Только откровенный дурак станет разворачивать огромное тридцатитысячное войско ради ловли двадцати партизан, какими бы лихими они не являлись. Только откровенный дурак будет посылать воинов в лобовую атаку на отвесную ледяную стенку при наличии десятков тысяч луков и тяжелого камнемётного дивизиона Резерва Ставки Верховного главнокомандования. Кстати, в точном соответствии с «Повестью» всё залпом осадных машин и закончилось. Почему с него было не начать? Какова мотивация откровенно идиотских действий патлатого извращенца? Он за весь фильм отметился только натужными фразами туманного свойства и тем, что в ходе битвы поедал орешки, как школьник на утреннике. Это так должен выглядеть покоритель гигантских земель — от Западной Сибири до Полоцка, от Крыма до Новгорода? Это так должен выглядеть сказочный злодей, повергнувший Русь под иго на 250 лет?

Режиссёр заявлял о желании создать образ сильного и страшного, достойного врага. Но вместо Дарта Вейдера в тюбетейке мы получили туповатую истеричку, которая из достоинств имеет отличного парикмахера и золотого дракона на халате во всю задницу. Тактического гения, мудрого правителя, жестокого завоевателя, коварного интригана среди них не замечено. Даже обидно, что былинная кино-Русь покорилась такому персонажу! Только инвалид Коловрат не подкачал!

В целом лента представляет крайне вторичный продукт. Набор прямых и косвенных цитат из любимых фильмов режиссёра. Здесь «300» и «Властелин колец», «Стена» и «Герой», «13 воин» и «Храброе сердце». Цитаты в кино — это хорошо. Но контаминация таких масштабов неизбежно превращает самостоятельное произведение в косплей. Причём, косплей довольно убогий в визуальном плане — тяги не хватило в плане творческих дарований и бюджета.

Сюжет, зияющий смысловыми дырами, но с претензией. Вторичный визуальный ряд. О историческом соответствии костюмов и вооружения говорить бесполезно — его там нет. На что, впрочем, кино-сказка не претендовала.

Следующая цитата

В идевшие трейлер готовились, конечно, к худшему. Горстка отважных воинов под сумрачным рязанским небом, ордынцы, парящие в воздухе будто белки-летяги, алые хоругви, голубые ленты — «Легенда о Коловрате» грозила стать «300 спартанцами», перепертыми на язык родных осин. Кажется, что богатырь вот-вот заорет: «Се Рязань!» — и обутой в лапоть ногой отправит ворога в колодезный сруб. А тут еще гигантский боевой медведь, рвущий в клочья врагов, — мы, между прочим, еще после «Защитников» до конца не оправились, а вы нам опять косолапого монстра подсовываете. Может, лучше мамонта отогреть и приручить для разнообразия?

Кадр из фильм «Легенда о Коловрате»

Однако как раз фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого о борьбе рязанских партизан с проклятою Ордой и показал, как нужно снимать отечественные кинокомиксы. «Легенда о Коловрате» — это, конечно, никакой не исторический фильм, да и сами авторы, кажется, не претендовали на то, чтобы по их картине школьники готовились к заграничным выступлениям. К тому же странно рассуждать об исторической достоверности, когда речь идет о герое сказания, который, возможно, с самого начала был плодом чьей-то выдумки: жил ли в XIII веке воевода Евпатий Львович Коловрат, который после сожжения Батыем Рязани собрал уцелевших воинов и начал гвоздить ордынцев дубиной народной войны, — вопрос спорный.

Кадр из фильм «Легенда о Коловрате»

В итоге авторы с чистой совестью дали волю фантазии. Игрушечная Рязань, нарисованная на компьютере не без влияния «Ведической Руси» Иванова, — странный город без деревень и посадов вокруг. Евпатий Коловрат, которого сценаристы разжаловали из воевод в десятники, устраивает рейды по тылам врага с отрядом из двух десятков человек, хотя считается, что под его началом состояла пара тысяч воинов. О нарядах и мейкапе ордынцев, которые могли бы представлять коллекцию какого-нибудь модного гонконгского дизайнера, и говорить нечего. Да и создатели картины постоянно подчеркивают: легенда все это, не придирайтесь. Может, двадцать воинов было, а может, и пять тысяч — не в этом дело.

Кадр из фильм «Легенда о Коловрате»

Снимать фильмы про сверхлюдей с суперспособностями — это, пожалуй, и впрямь не наш метод создания кинокомиксов. Есть у нас, конечно, былины про могучих богатырей, но сказки про Ивана-дурака как-то ближе, и неслучайно Коловрат оказывается в картине больным на всю голову: в детстве ему проломили череп, поэтому по утрам Евпатий буен и маловменяем, а угомонившись, долго вспоминает, что же с ним произошло за последние тринадцать лет. Зато он ловко крутит двумя мечами (за это коловращение клинков его якобы и прозвали Коловратом), разбирается в тактике ведения боя и каждый день заново влюбляется в жену Настю, принося ей свистульки, в которые она потом нежно дует.

Кадр из фильм «Легенда о Коловрате»

Враги, как положено, выглядят в фильме несколько расчеловеченными, так что пожалеть солдат, легших в чужую промерзлую землю, вряд ли получится. Оно, конечно, и к лучшему. Маски и макияж воинов-андрогинов в итоге оказались самой прямой цитатой из Зака Снайдера: в целом «Легенда о Коловрате» похожа на «300 спартанцев» в той же степени, что и на «28 панфиловцев», то есть весьма умеренно. Впрочем, у нас и без того богатая традиция изображения гламурного врага: взять хотя бы кожаных эсэсовцев или манерных белогвардейцев. Да и в псах-рыцарях на тонком льду, которые мелькнут в финале картины, есть, конечно, что-то блестящее.

Если воспринимать картину как комикс или сказку, то «Легенда о Коловрате» оказывается красивым и на удивление ладным фильмом, где детали четко пригнаны, все развешанные ружья вовремя стреляют, а актеры не фальшивят

Зато наши почти безупречны. Кто-то, разумеется, излишне горд, кто-то чересчур самонадеян, а кто-то немного трусоват, но чтобы предать товарищей или бежать с поля боя — это ни в коем случае. В общем, если воспринимать картину как комикс или сказку, не пытаясь понять, например, каким образом ордынцы в страшную метель за одну ночь добрались до Рязани, сожгли ее дотла и куда-то испарились, то «Легенда о Коловрате» оказывается красивым и на удивление ладным фильмом, где детали четко пригнаны, все развешанные ружья (точнее, наверное, луки) вовремя стреляют, а актеры не фальшивят, даже когда их заставляют произносить что-нибудь вроде: «Так идите и убейте нас!» Да и медведь Потапыч вполне убедителен.

Кадр из фильм «Легенда о Коловрате»

Единственной странной деталью в этой конструкции оказывается болезнь Коловрата: не совсем понятно, для чего понадобилось, чтобы Евпатий был инвалидом, которого давно стоило бы комиссовать. Но тут, кажется, то ли у сценаристов случился прокол, то ли рельефно вырисовалась фига в кармане. Ведь все вроде бы сделали как надо: наши — герои, враги — нелюди, раздробленность Руси — беда. Даже ордынцев ни разу не назвали татарами, что с научной точки зрения, конечно, правильно, но все-таки странно. Вообще опасной в наше время историчности в «Легенде о Коловрате» минимум. Но вот когда главный герой, простой русский человек, каждое утро начисто забывает, что у него есть красавица-жена, ласковые дети, любимая работа, и снова возвращается в прошлое, переживая давным-давно завершившийся бой и расшвыривая во все стороны родных и близких, которые пытаются его утихомирить, — это, простите, что за метафора? Или это намек, что Коловрат, в сущности, прав: война действительно продолжается и расслабляться, нежась в светлом тереме на перине, не стоит? Ведь уйдут ордынцы — придут немцы. Утонут немцы — объявятся еще какие-нибудь ляхи. Девушка Лада может сколько угодно просить Богородицу, чтобы войны больше никогда не было, — прав все равно несчастный Коловрат, которого приходится привязывать к кровати, чтобы он раньше времени не начал бой, назначив врагом того, кто поближе.

Читайте также: