Цитата или изречение которые употребляются в речи с целью придать ей весомость авторитета

Обновлено: 21.11.2024

Совокупность «смысловых моделей», «способов размножения идей» и способы их применения. В сознании ритора р е ч ь представляется картой местности, на которой каждая идея, каждое подразделение темы имеет своё место, позицию (topos – греч. – место, совр. англ. – topic - тема речи). У Аристотеля таких обобщающих моделей 28, у Цицерона – 16. Топика отражает о б щ и е м о д е л и человеческого мышления.

ТОП «РОД И ВИД» Сократ: «Если я в ком-нибудь замечаю природную способность охватывать взглядом и единое, и множественное, то я гоняюсь за ним … как за богом» 2 основных направления мысли: от частного (вида) к общему (роду) – индукция - и обратно – дедукция. Осознание предмета мыслью, кроме возведения к общему (роду), требует «умения разделять всё на виды, …. стараясь при этом не раздробить ни единого члена, как дурные повара»; «всё, не осознанное мышлением, относится человеком к одному виду, осознанное же разделяется». Сюда же относится топ «разновидности», при этом опытный оратор оценит каждую из них и выберет лучшую.

Упр. 1. Найдите в приведённом тексте родовые и видовые отношения. Постройте родо-видовую вертикаль и отметьте «ответвления» разновидностей. На каком основании происходит оценка разновидностей?
Дерево
Ветви одних деревьев покрываются листьями, а у других – иглами. Первого рода деревья называются лиственными, а последние – хвойными. Дуб, тополь, берёза, … яблоня, груша, слива – деревья лиственные, а сосна, пихта, ель – хвойные. Весной деревья цветут, а осенью на них появляются плоды, по которым их делят ещё на садовые и лесные. Садовые деревья выращиваются человеком, и он собирает с них вкусные плоды; плоды же лесных деревьев или невкусны, или совсем несъедобны.
Упр. 2. Найдите в словесных рядах, приведённых ниже, родовое понятие и его разновидности. Объясните оттенки значения, оцените их.
А) Хижина, землянка, изба, дом, хоромы, апартаменты, палаты, дворец.
Б) Очки, клизма, камень, пинцет, лопата, инструмент, отвёртка, вилка.
Упр. 3. Составьте родо-видовую вертикаль к указанным ниже идеям:
Дружба, зависть, любовь, страх, власть.

ТОП «ОПРЕДЕЛЕНИЕ». Определяя предмет речи, делают это через ближайший род и видовые отличия. Аристотель: человек – это двуногое без перьев. Биологическое определение: царство – животные, тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – люди, вид – homo sapiens. Н.Ф. Кошанский: «человек есть животное, одарённое разумом, словом и бессмертной душой».
В классической риторике определение следует сразу за вступлением. Оценив аудиторию, выбираем более подходящее определение. В научной среде – строгое (общий вид – специфические отличия). В свободной – образные, метафорические определения: «Жизнь есть сон» (Кальдерон, 17 в. Афоризмы. Просвещённый ум, так сказать, составляется из умов всех предшествующих эпох. Б.Фонтенель. Хорошими люди становятся более от упражнения, чем от природы Демокрит. Если вас никто не любит, будьте уверены, - это ваша вина Ф. Додридж. Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом И. Гёте

Упр. 4. Какое из этих определений более общее? Сформулируйте собственное определение каждого понятия.
ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. П. на твоей стороне. Счастье хорошо, а п. лучше (посл.). 3. То же, что правота (разг.). Твоя п. (ты прав).
ИСТИНА, -ы, ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

ТОП «ЦЕЛОЕ - ЧАСТИ». Мастерство детали. Универсальный ход мышления – от целого к частям предмета, осмысление, возвращение к части на новом витке (анализ и синтез). Даже простое описание конкретного предмета требует выделить и описать только те части, которые делают его функциональным, важно для употребления. В тех предметах, которые не имеют практического применения, выделяются самые заметные, броские элементы. (Н.В. Кокшайский Птицы Перу) Напоминающий общим обликом крачку, довольно крупных размеров, чёрный водорез безошибочно узнаётся благодаря … очень большому черноватому с красным основанием клюву весьма оригинальной формы: он длинный, высокий у основания и, подобно лезвию ножа, сильно сжат с боков, причём верхняя челюсть значительно короче нижней. (шаровары шириной с Чёрное море; рот величиной в арку Главного штаба).
Этот топ может служить мощнейшим средством риторического изобретения, являясь основой метафоры. (часть вытесняет целое: Тень, Нос).

Упр. 5. Используя топ «целое – части» составьте описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина.
Упр. 6. На какие детали Вы бы подразделили следующие предметы речи: день, год, жизнь; Уральск, Саратов.
Упр. 7. Составьте схему данного описания: Какой топ здесь использован?
Хорошо, подробно знает десятилетний мальчик свои коленки, - расчёсанный до крови волдырь, белые следы ногтей на загорелой коже и все те царапины, которыми расписываются песчинки, камушки, острые прутики.

ТОПЫ «ПРИЗНАКИ», «КАЧЕСТВА», «ФУНКЦИИ» Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета, а также давать им собственную эмоциональную оценку. П. Сергеич (адвокат): Исходная точка искусства заключается в умении уловить ч а с т н о е, о с о б е н н о е, х а р а к т е р н о е, то, что выделяет предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего нельзя выдумать кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, … вы уже готовы вложить в дело нечто, лично вам присущее. Для внимательного и чуткого человека в каждом незначительном деле найдётся несколько таких характерных черт; в них всегда есть готовый материал для литературной обработки. А судебная речь есть литература на лету.
Как и в предыдущем случае, одно, самое характерное свойство может представить весь предмет: Простаковы, Молчалин, Скалозуб и др.

ТОПЫ «СРАВНЕНИЕ» И «ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ»
«Всё познаётся в сравнении». Найти общее между предметами и явлениями, или отличное и противоположное (антитеза) – там, где раньше никто этого не видел. Сравнив с другим предметом, более известным, мы более наглядно, зримо обнаруживаем свойства, присущие предмету речи. Аристотель: «Такой способ изложения приятен, потому что противоположности чрезвычайно доступны пониманию, а если они стоят рядом, они ещё понятнее». «Война и мир», «Толстый и тонкий»

Речь Цицерона в защиту Секста Росция: Остаётся, нам, судьи, размыслить, который же из двоих скорей, можно подумать, убил несчастного: тот ли, к кому пришло с этой смертью богатство, или тот, к кому скудость? Тот ли, кто прежде был небогат, или тот, кто после стал нищим? Тот ли, кто, распаляемый алчностью, бросается на своих, или тот, кто всю жизнь был стяжательства чужд, зная только доход, приносимый трудом? Тот ли, кто наиболее дерзок из всех в своём промысле, или тот, кто, непривычный к форуму и судам, страшится здесь не только скамей, но и самого города?

Упр. 8. Составьте смысловую схему для речи на тему: «Москва и Петербург». Материал: общее: столицы России. Развейте идею. Различия: используйте все или любые из пар противопоставленных идей: 1. Сердце – разум. 2. Мать – отец. 3. Женское – мужское. 4. Тепло – холод. 5. Свобода – порядок. 6. Белый камень – гранит. 7. Кольцо – прямая.
Упр. 9. Составьте смысловую схему: «Белое и Чёрное море», «Восток и Запад», «Врач и палач»

Упр. 10. Дана тема: «И на Солнце есть пятна». Анализ (расчленение и разъяснение темы). Мы часто бываем строги в нашем суде над другими, особенно над людьми выдающимся. Но мы ошибаемся. Совершенных особей не творит даже природа. Даже на Солнце и Луне есть пятна, и всё-таки они остаются светилами.
Подготовьтесь к диспуту (продумайте аргументы). Одна позиция: надо быть терпимым к недостаткам других. Вторая позиция – важна принципиальность, требовательность.
Упр. 11. Обдумайте помещённые ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.
1. Богатство имеет выгодные стороны.
2. Бедность не лишена преимуществ.
3. Богатство таит опасности.
4. Бедность губительна.

ТОП «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА» (КАК, ГДЕ, КОГДА? ЗАЧЕМ?) Особенно важен в повествовании, хорош и в описании. Например, розовый куст в заснеженном саду – и расцветающий куст весной - «место» и «время». Незаменим в судебном красноречии. Речи прокурора и адвоката строятся именно на нём.

Упр. 12. Потренируйтесь, дополните обстоятельствами: Ястреб, преследовавший голубя, (как, где, почему преследовал?), был пойман крестьянином (как, почему, где крестьянин мог поймать его?). Пойманный стал оправдываться (как?), но крестьянин не принял оправданий (почему?).
Возможный вариант: Голодный ястреб яростно преследовал голубя на глазах крестьянина, занимавшегося у себя во дворе домашними работами. Дерзость хищника, который носился за своей жертвой по двору и залетел под навес, обратила на себя внимание человека, пробудила в нём сострадание к птице, издавна принимаемой за символ любви и кротости – и т.д.

ТОП «ИМЯ» - обращение к происхождению и (или) смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название темы или является одной из её идей. Подсказывает: присмотритесь внимательнее к ключевым словам. Используйте различные словари. А.И. Солженицын (Вандейская речь): Да и само слово «революция» от латинского revolvо означает «катить назад», «возвращаться», «снова испытывать», «вновь разжигать», в лучшем случае – «переворачивать». Незавидный перечень смыслов. Очевидно, что анализ происхождения и значений этого слова служит для доказательства главного тезиса оратора: революция вовсе не то безусловно положительное явление в жизни общества, движущее его вперёд, которым мы привыкли его считать.

Следующая цитата

Тема речи должна быть осмыслена. Ее необходимо разработать, т.е. подразделить на подтемы, которые в совокупности и составят тему. Античная риторика предлагает готовую программу, в соответствии с которой можно представить любую тему. Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Вызвать мысли, поймать, изобрести помогает система понятий, которая рассматривается как часть науки риторики - это так называемые "риторические" или "общие места".*

Задание 5. Познакомьтесь с образцом рассуждения при подготовке к выступлению по теме "Должна ли армия быть профессиональной". По данному образцу продолжите подбор материала к теме «Легко ли быть молодым?» (см. задание 1).


Сначала полагается дать определение: " Армия — это вооруженные силы государства". Далее выделить разновидности: служба по контракту, профессиональная, всеобщая воинская повинность и др. Затем (смотрим перечень смысловых моделей-топов) необходимо рассмотреть, что представляет собой каждый вид, (свойства, признаки, функции и т.д.) После этого сопоставить рассмотренные виды и выявить преимущества и недостатки каждого. Разумеется, здесь нельзя обойтись без примеров. А в примерах обязательно возникнет необходимость рассмотреть обстоятельства (где? когда? как?), т.е. в какой стране, в какое время, что существовало или существует и т.д. И, наконец, сделать вывод: подтвердить или опровергнуть тезис.

Отбор смысловых моделей зависит от темы обсуждения в соответствии с ситуацией общения. Не все основные топы могут быть использованы в процессе изобретения содержания конкретной речи, какие-то можно опустить.

Задание 6. Прочитайте выступление д.т.н., профессора Н.А. Калужского. Определите, какие традиционно отмечаемые в приветственной речи элементы можно выделить в этом выступлении.

Следующая цитата


ДОКА3АТЕЛЬСТВО. Доказательство - это цепь рассуждений, с помощью которых обосновывается какое-либо утверждение или отрицание. Всякое доказательство состоит из тезиса и аргументов. Тезис - это мысль, которую надо доказать. Аргументы - это ранее обоснованные суждения, которыми доказывается тезис. Аргументы отвечают на вопрос: чем можно доказать тезис? Аргументы и тезис связаны друг с другом, это связь тезиса с аргументами называется демонстрацией. Демонстрация отвечает на вопрос: как связать аргументы с тезисом. Тезис может быть представлен в виде заголовка статьи, вывода, теоремы, гипотезы и т. д. Аргументы могут быть представлены в виде суждений ранее доказанных, в виде фактов.

ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Они рассматриваются в соответствии с составом доказательства: правила тезиса, правила аргументов и правило демонстрации.Правила тезиса. а) тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. При нарушении этого правила возникает ошибка: подмена тезиса. Ее суть в том, что доказывается не тот тезис, который был сформулирован сначала: б) тезис должен быть точно, однозначно сформулирован. При нарушении этого правила возникает ошибка: кто слишком многое доказывает, тот ничего не доказывает. Суть ее в том, что доказывается тезис, сформулированный в слишком категорической форме. Эта ошибка возникает из-за небрежной формулировки или непонимания смысла тезиса. Перед началом доказательства важно уточнить смысл понятий, входящих в тезис, уточнить также объем, т. е. всему ли классу предметов принадлежит (или не принадлежит) признак, о котором идет речь, или только части предметов.Правила аргументов. а) аргументы должны быть истинными, достоверными. Нарушение этого правила проявляется в двух ошибках. Первая ошибка - основное заблуждение - состоит в том, что в качестве аргумента используется заведомо ложное суждение. Вторая ошибка - предвосхищение основания - состоит в том, что в качестве аргумента используется еще не доказанное положение. Это положение еще надо доказать, а уже потом брать в качестве аргумента. А его используют, как будто оно доказано; б) аргументы должны быть доказаны самостоятельно, независимо от тезиса. При нарушении этого правила возникает ошибка порочного круга, суть которой в том, что тезис доказывается с помощью аргумента, а аргумент - с помощью тезиса; в) аргументы должны быть необходимыми и достаточными для тезиса. При нарушении этого правила возникает ошибка, «не вытекает», суть которой в том, что аргументы, вместе взятые, сами по себе истинные, но настолько слабые, что из них не вытекает тезис.Правила демонстрации. При связывании аргументов с тезисом должны быть соблюдены все правила умозаключений: по аналогии, дедукции, индукции. Могут быть такие ошибки: смещение собирательного смысла понятия с разделительным, т. е. в целом утверждается то, что справедливо только о части этого целого, либо о каждом предмете совокупности утверждается то, что справедливо относительно совокупности в целом. Вторая ошибка - от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно - проявляется в том, что суждение, верное лишь при строго определенных обстоятельствах, является верным с точки зрения доказывающего, при всех обстоятельствах.

23. ДИСКУССИЯ И ПОЛЕМИКА.То, что называют общим именем «спор», имеет много разновидностей и вариантов. Два основных из них - дискуссия и полемика. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации. Метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым, определенную обоснованность. Дискуссия представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами, общающимися между собой. Заявления участников дискуссии должны относиться к одному и тому же предмету или теме. Это придает общению необходимую связанность. Тема дискуссии - это ее исходный пункт. Цель дискуссии - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. Используемые в дискуссии средства должны, как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии. Полемика - во многом подобная дискуссии, существенно отличается от последней в отношении как своей цели, так и применяемых средств. Цель полемики - не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько соответствует представлениям других участников полемики о допустимых приемах спора. Именно это различие целей и средств дискуссии и полемики лежит в основе того, что противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонентом», а в полемике «противником». Полемику можно сравнить с военными действиями, не предполагающими, что противник согласится с применяемыми против него средствами; дискуссия подобна «военной игре», в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и признаваемые ею.

24.ТЕХНИКА АРГУМЕНТАЦИИ.В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда мы хотим что-либо обосновать; и контраргументация, с помощью которой мы опровергаем тезисы и утверждения собеседника. Для обеих конструкций применяются одни и те же основные приемы, которые состоят: в тщательном изучении всех фактов и сведений, которые будут использованы в ходе аргументирования; в исключении возможных противоречий; в формулировании логичных и ясных заключений.Нужно также добавить сюда следующее определение качества аргументов: наилучшими являются те аргументы, которые основаны на правильных и четких рассуждениях по данному вопросу, на хорошем знании деталей и обстоятельств и на способности заранее и в конкретных формах и точно представить себе то, что произойдет. Для построения аргументации в нашем арсенале имеются риторические методы аргументирования, которых в принципе следует придерживаться.1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к нашему собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашего доказательства в случае доказательной аргументации или же - если речь идет о контраргументах - пытаемся, если это возможно, оспорить и опровергнуть факты и доводы собеседника. Если нам удастся поставить под вопрос изложенные им факты, то тогда вся конструкция его аргументации рассыпается, как карточный домик. Важную роль здесь играют цифровые примеры, которые являются прекрасным фоном как для поддержки наших тезисов, так и для опровержения тезисов и положений собеседника.2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации противника. Если речь идет о доказательной аргументации с нашей стороны, мы должны предварительно тщательно проверить, не противоречат ли одна другой отдельные части и данные, чтобы не дать собеседнику перейти в контрнаступление. Точно также нельзя допускать, чтобы противоречия в аргументации собеседника оставались незамеченными. Следует добавить, что по своей сущности этот метод является оборонительным.3. Метод «извлечения выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приведет нас и желаемому выводу. При контраргументации это означает опровержение ошибочных выводов собеседника или требование корректных и логически правильных доказательств. Метод извлечения выводов применяется также тогда, когда наш собеседник сделал лишь частичные или вообще не сделал никаких выводов, что дает нам возможность высказывать такие суждения, которые разрушают даже исходную базу его аргумента. 4. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения. Этот метод фактически представляет собой особую форму метода «извлечения выводов». 5. Метод «да. но». Часто бывает, что собеседник приводит хорошо построенные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны предложенной альтернативы. Но, поскольку действительно редко случается так, что все говорит только "за" или только "против", легко применить метод «да. но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Мы можем спокойно согласиться с собеседниками, а потом наступает так называемое «но». 6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения», «это и то полностью ошибочно». При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их и опровергнуть. 7. Метод «бумеранга». Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если его применить с изрядной долей остроумия. 8. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать. Собеседник придает значение чему-то, что по нашему мнению, не столь важно. Мы констатируем это и анализируем. 9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает. 10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. Можно указать на такие примеры: «Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу»; «Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется мясо. Но кто будет слушать мелкую сошку?»11. Метод опроса. Основывается на том, что вопросы задаются заранее. Вопросы - «ударный инструмент» любой беседы, а поскольку мы хотим узнать от собеседника преимущественно не то, что он сам нам хочет сообщить, то мы тщательно их продумываем, предусматриваем обстоятельства, при которых мы сможем в определенной последовательности и в нудном темпе задать собеседнику ряд вопросов, которые должны быть краткими и содержательными, но при этом предельно точными и понятными. Поскольку вопросы в целом являются основным механизмом любой дискуссии, то можно сказать, что заранее заданные вопросы являются особым видом аргументации, причем весьма эффективным, 12. Метод видимой поддержки. Весьма эффективен как в отношении одного собеседника, так и в отношении нескольких слушателей. В чем он заключается? К примеру, наш собеседник изложил свой аргументы, и теперь мы берем слово. Но мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот, приходим на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Но только для видимости! А затем следует контрудар. Пример: "Вы забыли в подтверждение Вашего тезиса привести еще и такие факты. (перечисляем их) .Но все это Вам не поможет, так как. " - теперь наступает черед наших контраргументов. Таким образом создается впечатление, что точку зрения собеседника мы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезиса. Следует добавить, что этот метод требует особо тщательной подготовки

Читайте также: