Босой мастер и маргарита характеристика с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Краткое содержание романа “Мастер и Маргарита” пригодится абсолютно всем, кто не хочет тратить большое количество своего времени на прочтение целой книги, либо тем, кто когда-то читал произведение, но подзабыл. Этот роман написал Михаил Афанасьевич Булгаков в период 1928 по 1940 года. Произведение считается одним из лучших в этом жанре и активно изучается в школах, его проходят с 9 по 11 класс. Ниже представлен короткий вариант произведения по главам .

Содержание:

  • История создания
  • Характеристика персонажей
  • Мастер и Маргарита - краткое содержание. Часть 1
  • Часть 2
  • Эпилог

Глава 10. Вести из Ялты

В Варьете Римскому присылают телеграмму, дабы подтвердить личность Лиходеева, находящегося в Ялте. Директор думает, что это шутка, и появляется версия, что Степан напился и с издевкой шутит над ним. Директор посылает администратора Варенуху в милицию, разобраться с телеграммами. По пути его избивают двое персонажей, один - похож на кота, а второй - клыкастого человека. Они относят Варенуху в квартиру №50, где парня целует нагая Гелла, и администратор падает в беспамятстве.

Глава 19. Маргарита

Маргарита просыпается и вспоминает о Мастере, только что ей приснившемся. Девушка шагает по Москве и замечает похороны литератора. С ней заговорил человечек с клыком и посоветовал пойти за ней, дав в подарок целебный крем.

История создания

Булгаков в момент написания руководствовался книгой “Фауст” Гете. Источники сообщают, что в ранних версиях романа Мастером был именно сам Фауст. Интересно, что при жизни Михаила Афанасьевича рукопись не была дописана до конца, и так и не была издана.

Важно! Изначально Булгаков хотел назвать роман “Князь тьмы” или “Гастроли Воланда”. Но перед смертью писатель все-таки дал книге правильное и точное название - “Мастер и Маргарита”.

Главы 31-32. На Воробьевых горах. Прощание и вечный приют

Начинается самая настоящая Вальпургиева ночь. Именно в эту дату, в этот день сводятся все счеты. Читателю показывают Понтия Пилата. Ему ежедневно снится одинаковый сон, где перед ним стоит дорога, но пройти по ней он не может. И, наконец, Мастер кричит ему: “Свободен!”.

Лунная дорога, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 11. Раздвоение Ивана

Поэту Ивану Бездомному вкололи успокаивающее, и ему сложно составить текст для милиции. Он начинает слышать внутренние голоса, один из которых продолжает тревожить мужчину по поводу Берлиоза, а другой - упрекает в том, что Иван не разузнал у незнакомца больше о Понтией Пилате.

Характеристика персонажей

  • Воланд - сатана , превращающийся в обычного человека, фокусника.
  • Мастер - писатель . Написал произведение о прокураторе.
  • Маргарита - возлюбленная Мастера , любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.
  • Бегемот - черный говорящий кот.
  • Иешуа - философ , чистый и праведный человек. Распят на кресте.
  • Понтий Пилат - прокуратор , пытающийся спасти Иешуа.
  • Коровьев - человек в пиджаке в клетку.
  • Азазелло - рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.
  • Каифа - ученик Иешуа , любивший своего учителя больше всего на свете.
  • Иван Бездомный - поэт , член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.
  • Берлиоз - член МАССОЛИТа.
  • Гелла - нагая вампирша.

Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 16. Казнь

Иешуа вместе с другими заключенными везут на Лысую гору, чтобы убить. Всех казнили, действующие лица казни покинули холм. Остался лишь ученик Га-Ноцри - Левий Матвей, который хотел убить Иешуа первым, дабы облегчить ему смерть, но не успел. Ученик снял всех убитых и похитил труп учителя.

Глава 13. Явление героя

Сюжет разворачивается в лечебнице, где к Ивану заходит незнакомый человек, имевший в руках связку ключей. Они разговорились и осознали, что обоих заслал в психушку сатана. Новый знакомый поэта оказался Мастером. Дабы это подтвердить, он показал Бездомному шляпу с вышитой на ней буквой “М”. Ему эту шляпу сшила Маргарита. Мужчины разговорились. Мастер рассказал, как он встретил Маргариту, говорившую, что в его романах вся ее душа. Мастер сжег почти весь роман, а любимой удалось сохранить несколько страниц произведения. Мастер познакомился с Магарычем, который не нравился Маргарите. В лечебницу доставляют человека, утверждающего что у него отрублена голова.

Мастер, художник Александра Федорова, 1979 год

Мастер и Маргарита - краткое содержание. Часть 1

Книга имеет две сюжетные линии, кардинально отличающиеся друг от друга. Первая линия показывает сюжет в Москве, а во второй - нам рассказывают о Ершалаиме, затрагивая тематику веры и Бога.

Глава 7. Нехорошая квартирка

Лиходеев, который проживал вместе с Берлиозом, видит незнакомого мужчину в черном в своем доме. Обернувшись, Степа видит, что парень не один, с ним большой кот, пьющий водку, и мужчина в пиджаке. Вдруг из зеркала вылазит Азазелло и рекомендует вышвырнуть директора из квартиры. Через мгновение Степа Лиходеев очутится непонятный образом в Ялте.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Действие переносится в Варьете, где Римский рвет и мечет, потому как Варенуха не возвращается, хотя уже поздний час. Вдруг к директору наведываются Воланд с котом и Коровьевым. Бенгальский дает Воланду пространство на публике, и тот принимается показывать фокусы с Коровьевым, который теперь называется Фаготом. Вдруг с потолка падает куча рублевых бумажек, а Бенгальский все кричит, что это ненастоящие деньги. Воланд слушается зрителей, которые кричат, что Бенгальскому следует отрубить голову, и разрезает ему шею. Публика жалеет конферансье, и Фагот приделывает тому голову обратно. Пострадавшего увозят на скорой, а сеанс заканчивается тем, что на сцене появляется дамская комната, где можно выбрать любой наряд абсолютно бесплатно. Женщины переодеваются, но вдруг вся одежда исчезает и зрители массово выбегают на улицу полностью нагие.

Глава 20. Крем Азазелло

Попробовав крем, Маргарита научилась летать. Возлюбленная пишет Мастеру письмо о необходимости расстаться, ведь она стала ведьмой. Сев на половую швабру, девушка полетела к Азазелло.

Крем Азазелло, художник Александра Федорова, 1979 год

Часть 2

В следующей части события развиваются еще более стремительно и невероятно.

Главы 22-23. При свечах. Великий бал у сатаны

Маргарита летит в жилище Берлиоза. Девушку прихорашивают и красиво одевают. Она руководит балом. Бал заканчивается, все снова становится на круги своя, а огромный зал для танцев превращается в обычную гостиную.

При свечах, художник Александра Федорова, 1979 год

Эпилог

Римский уволился, Бенгальский последовал за ним, Иван Бездомный вылечился, теперь преподает философию, а Варенуха перестал врать и грубить. Все странности в милиции объяснили проделками иллюзионистов и мошенников, а само дело так и не было раскрыто. Предлагаем посмотреть краткое содержание романа " Мастер и Маргарита " в видеоролике:

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор переносит нас к беседе двух литераторов - Ивану Бездомному и Михаилу Берлиозу. Они разговаривают об Иисусе Христе, и вдруг к ним в спор вклинивается иностранец Воланд. Он предрекает скорую смерть главе МАССОЛИТа Берлиозу: вы лишитесь головы, а сделает это “русская женщина, комсомолка”.

Глава 3. Седьмое доказательство

Михаил Берлиоз начинает думать, что иностранец - сумасшедший, ведь он хочет поселиться в имении Михаила. Глава МАССОЛИТа оставляет Бездомного и незнакомца, решив сходить к автомату и позвонить в консульство. Ему вслед кричит иностранец и рекомендует уверовать в дьявола. Михаил идет сквозь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле от Аннушки, и он лишается головы.

Седьмое доказательство, художник Александра Федорова, 1979 год

Следующая цитата

Никанор Иванович работает заведующим диетической столовой:
". Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и заведующий диетической столовкой. Попросим Никанора Ивановича. "

О внешности Босого известно следующее:
". Отдышавшись на площадке, тучный Никанор Иванович позвонил. "
". толстяк с багровой физиономией. "

Никанор Иванович - деловой и осторожный человек:
". Но деловой и осторожный Никанор Иванович заявил, что ему прежде всего придется увязать этот вопрос с интуристским бюро. "

Господин Босой - женатый мужчина:
". ему и Пелагее Антоновне, его супруге. "

Никанор Иванович - хитрый человек, плут:
". Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил. "

В милиции Босой признается, что берет взятки за прописку. Он также выдает "сообщников" по своему домоуправлению:
". брал! Брал, но брал нашими советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Хорош и наш секретарь Пролежнев, тоже хорош! Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал. "

После случившегося Никанор Ивановича Босой не ходит в театр даже бесплатно:
". К числу лиц, порвавших с театром <. > надлежит отнести и Никанора Ивановича Босого <. > Никанор Иванович не только не ходит ни в какой театр ни за деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре. В не меньшей, а в большей степени возненавидел он, помимо театра, поэта Пушкина и талантливого артиста Савву Потаповича Куролесова. "

Это был цитатный образ и характеристика Никанора Ивановича Босого в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: описание внешности и характера героя.

Глава 30. Пора! Пора!

Азазелло прилетает в подвал к Мастеру и Маргарите, и поджигает его. Все трое уносятся ввысь, на небо. Мастер называет поэта Бездомного своим учеником и велит дописать рассказ.

Глава 5. Дело было в Грибоедове

Забежав в ресторан, Иван продолжает поиски злобного Воланда, попутно говоря о произошедшем представителям ассоциации. Говорит он смутно, невнятно, пытается драться. Его привозят в психиатрическую больницу.

Следующая цитата

По фамилии персонажа сразу складывается впечатление, что это бедный человек. Но это вовсе не так. Писатель дал герою такие имя для противопоставления личности и подчеркивания обратной характеристики Босого из «Мастера и Маргариты». Он не голодает и не бедствует, что четко прослеживается в его биографии.

Перед читателями персонаж предстает таким:

  • тучный на вид мужчина нехрупкого телосложения;
  • с постоянным багрянцем на лице;
  • хитрым, что даже просматривается в чертах его лица.

Автор подробно расписывает не только внешность Никанора Ивановича, но и черты его характера, благодаря чему читатель может лучше понять, за что именно сверхъестественными силами был наказан Босой. Мастер слова рассказывает о нем следующее:

  • ходит с постоянной отдышкой (последствия лишнего веса или алкоголя, которым герой злоупотребляет);
  • любит посещать светские мероприятия;
  • не брезгует взятками в рублях, за что и поплатится в дальнейшем;
  • подозрительный и недоверчивый человек;
  • проницательный (Никанор сразу же понимает, видя Воланда, что тот — лицо неофициальное);
  • грубоватый по своей натуре;
  • истинный хитрец, выжига и плут;
  • любит театры, но после произошедших событий больше туда не ходит.

Также из романа читатель узнает, что Босой Никанор Иванович — председатель жилищного товарищества (домоуправления), а по совместительству сосед Берлиоза и Маргариты. Он проживает по адресу: улица Садовая (Москва), дом № 302-бис, квартира 35. Что касается официальной работы героя, то он работает заведующим диетической столовой, где он и устраивает свои посиделки и светские рауты с коллегами и друзьями, утопая в вине и развлечениях. Босой — человек женатый. Его супругу зовут Пелагеей Антоновной. Также известно, что Никанор собирается ехать отдыхать с женой в Кисловодск.

Постоянный доход герой получает не столько от своей работы, как от взяточничества. Среди коллег он имеет дурную славу, но не считает зазорным зарабатывать на жизнь таким способом, ведь другие люди ничем не отличаются от него.

Сделка с нечистой силой

Квартира покойного литератора Берлиоза пустовала недолго. Именно в ней поселился один из центральных персонажей романа Булгакова «Мастер и Маргарита» — Воланд. Среди соседей ходят слухи, что он истинный дьявол. Но автором он подается не только, как негативный персонаж и визуализация демонической силы, но и как возмездие за прегрешения. Квартира, в которой проживает сатана со своей свитой (Коровьевым и котом Бегемотом), сразу же прослыла нехорошей.

Плутоватый сосед сразу не пришелся по вкусу Воланду. Как и любой жадный человек, Босой быстро подкупается незначительной для себя суммой, предлагаемой Коровьевым в качестве арендной платы за сдачу квартиры, пока тот будет отдыхать в Кисловодске. Никанор Иванович сразу почувствовал неладное, но не стал выгонять непрошеных и довольно навязчивых гостей из своего дома.

Несмотря на неприятное ощущение чего-то зловещего и странный сон, приснившийся ему накануне, председатель жилтоварищества получает от нечистой силы взятку в виде 400 рублей. Деньги он сразу же прячет в свой «домашний сейф» — туалетную вентиляцию. Сделка его удовлетворила, но счастье не длится для Босого долго. Вскоре его настигает наказание за корысть и жадность.

Главы 24-25-26. Извлечение Мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду. Погребение

Воланд норовит исполнить любое желание королевы бала, и та желает, чтобы перед ней появился ее Мастер. Злодей держит в руках абсолютно целую и невредимую книгу Мастера. Влюбленные уходят и живут теперь в каком-то странном подвале. Прокуратор приказывает всех казненных предать погребению. Иуду убивают возле Ершалаима и забирают все деньги, а позже подбрасывают Каифе. Левий Матвей идет по улице и ведет беседы будто бы с живым Иешуа. Говорят о разном - о смысле жизни, о предательстве, трусости и сути мира.

Воланд велит покидать столицу. Кот напоследок поджигает помещение. Они направляются в магазин, где торгуют валютой, и он тоже загорается.

Важно! Воланд приказывает Азазелло, чтобы он подарил Мастеру и Маргарите вечный покой.

Глава 15. Сон Никанора Ивановича

Правоохранительные власти пытают Босого, но тот только и заявляет о дьявольской силе. Никанора Ивановича привезли в больницу.

Наказание за плутовство и взятки

Воланд откровенно говорит своим подопечным, что ему не нравится Никанор Иванович. Он приказывает Коровьеву избавиться от надоедливого соседства. Как послушный слуга сатаны, Фагот сообщает в нужные органы о взяточничестве председателя. Он четко сообщает местонахождение денег (вентиляция уборной) и настоятельно говорит об иностранной валюте.

На пороге дома Босого сразу же оказываются сотрудники полиции, направляющие моментально по наводке в туалет. Тайник вскрывается, но неожиданно для самого взяточника вместо рублей в аккуратно пакованном пакетике оказывается 400 долларов. Магии со стороны свиты Воланда хватило для того, чтобы провести это хитрый фокус, но доказать ничего не возможно. Факт взятки подтвержден, а в то, что советская валюта превратилась в американские деньги, никто не верит.

Председатель жилищного товарищества настолько поражен произошедшим, что сразу признается во взяточничестве. Он начинает сходить с ума, доказывая, что брал всегда советскими рублями, но не валютой. Шоковое состояние делает его вдобавок стукачом, сдающим своих коллег, также берущих взятки.

Он кричит и сумбурно говорит о дьяволе, живущем в квартире Берлиоза. Это и приводит Босого в сумасшедший дом.

Соседами Босого в доме умалишенных становятся Мастер и Иван Бездомный. Все время ему снятся кошмары. Он видит себя в театральном здании. Сцена заполнена светом. На нее выходит конферансье, уговаривающий каждого посетителя театра сдать валюту. Только тогда всем им удастся уйти домой. На сцену ведущий приглашает Босого, твердящего о своей невиновности, но зрители лишь смеются с него. Затем выходит артист Куролесов, читающий отрывок и произведения А. С. Пушкина. В это время конферансье обличает всех присутствующих в их грехах.

Сон настолько пугает бывшего председателя жилищного товарищества, что он громко стонет. Прослыв шумным пациентом, его активно лечат по методу Стравинского.

В конце автор подчеркивает, что все произошедшее никак не повлияло на образ жизни персонажа. Это говорит о неизменности и беспринципности людей данного типажа, встречающихся и в наше время. Как и говорил Воланд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не меняется. Они становятся только искушеннее и испорченнее.

Глава 21. Полет

Пока Маргарита летит, она всячески развлекается, пугая прохожих. Вдруг девушка замечает Латунского, того самого критика, погубившего роман. Маргарита залетает туда и громит все на своем ходу.

Следующая цитата

Характеристика Маргариты из «Мастера и Маргариты» привлекает внимание читателей не к внешней красоте героини, а к её душе. Если кратко, то автор делает акцент на голосе, манерах и движениях женщины. Цитатное описание героини позволяет составить ее портрет:

  1. «Прозвучал её голос, низкий довольно-таки, но со срывами…».
  2. «Она была красива и умна…».
  3. «Косящей на один глаз ведьме…».

Одевалась булгаковская героиня элегантно и стильно. Она привлекала внимание окружающих своей постоянной грустью и безнадёжностью.

Девушка в 19 лет вышла замуж за богатого мужчину. Жизнь в браке продлилась 10 лет. С мужем ей повезло, судьба складывалась хорошо. Супруг был молодым, красивым и добрым, выполнял все прихоти своей возлюбленной. Жила героиня в достатке и стабильности, но всё равно была одинока.

Глава 14. Слава Петуху!

Римский из Варьете норовит по телефону сообщить о случившемся, но голос подозрительной дамы в трубке запрещает ему это сделать. Неожиданно возвращается Варенуха, заявляя что Степа Лиходеев и вправду был пьян, а сейчас и вовсе находится в вытрезвителе. Но финдиректор замечает, что от администратора не отходит тень, да и одет он странно, имеет теплый шарф, хоть на дворе лето. Внезапно появляется рыжая девушка, а вампир запирается изнутри, но тронуть директора те не успевают. Раздается петушиный крик, и ощущается, что день для директора закончился. Римский поспешно собирает вещи и убегает в Ленинград.

Глава 18. Неудачливые визитеры

В наследство дяде Берлиозу досталась квартира и он прилетел на нее посмотреть. Азазелло выгнал дядю, а кот забрал у него паспорт. В помещение вошел буфетчик Соков из Варьете и пожаловался Воланду на то, что деньги оказались ненастоящими. Воланд предрекает смерть буфетчика через 9 месяце от цирроза печени. Тот бежит к врачу и кричит о болезни.

Глава 6. Шизофрения, как и было сказано

Поэт рассказывает все доктору, тот его полностью выслушивает, но тоже принимает слова за бред. Он пытается сбежать, но безрезультатно. Его определяют с шизофренией.

Шизофрения как и было сказано, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 17. Беспокойный день

Все афиши о Воланде в Варьете пропали. В контору зашла милиция, дабы выяснить причины пропажи директора. Бухгалтер Ласточкин поехал к Прохору Петровичу сдать выручку за спектакль, но в рюкзаке обнаруживает валюту. Следует арест.

Превращение в ведьму

При первой же встрече Воланд оценил решительность и интеллект героини. Она обладала внутренним чутьём, благодаря чему сразу смогла понять, какой человек находится перед ней. Девушка всегда помогала нуждающимся и никогда не бросала слов на ветер.

Образ Маргариты является символом любящей и любимой девушки, которая ради близкого человека была готова пойти на всё. Это искренняя, верная и энергичная женщина. Именно такой и не хватало Мастеру. Ради него она пошла на сделку с дьяволом.

О жизни героини до встречи с Мастером читатель узнаёт со слов самой девушки. Ей не нужны были материальные блага. Она нуждалась в настоящих чувствах.

Дом, в котором жила героиня, кажется обычной клеткой. Серость дней убивает богатый внутренний мир женщины и её широкую душу.

После встречи с Мастером героиня сильно преображается, так как наконец-то в её жизни появился смысл. Всю свою энергию она направляет на любимого и его рукопись. Теперь даже обычная бытовая работа доставляла ей радость.

Роман Мастера раскритиковали и отказались печатать. От этого девушка пришла в ярость. Тогда к ней пришёл Азазелло, посланник Воланда, и предложил сделку. Теперь женщина предстаёт перед читателем в совершенно новом образе. Маргарита из «Мастера и Маргариты» превращается в ведьму, готовую поквитаться со всеми обидчиками.

Булгаков не жалеет красок, описывая образ ведьмы. Она убирает всё, что когда-то сковывало ей дыхание и мешало жить.

Глава 9. Коровьевские штуки

Никанор Босой, являвшийся председателем, заходит в квартиру №50 и застает Коровьева - переводчика Воланда. Он предлагает Никанору сдать квартиру черному магу, сразу же давая задаток и взятку. Босой прячет деньги у себя дома, а на следующий день его арестовывают за хранение валюты, ведь рубли странным образом превратились в валюту.

Коровьев, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 2. Понтий Пилат

К Понтию Пилату заводят бедного заключенного. Он имел имя Иешуа Га-Ноцри, он обвинялся в помыслах о разрушении храма. У прокуратора болела голова, и Иешуа, как рукой, избавил того от болезни, чем начал симпатизировать Понтию Пилату. Прокуратор просит подчиненного Марка Крысобоя вывести парня и объяснить ему, как нужно общаться с прокуратором. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но молодой парень подтверждает все подозрения. Понтий Пилат предпринимает методы по спасению целителя, обращаясь за этим к Каифу, чтобы из 3 осужденных освободили именно Иешуа, но тот оставляет в живых вора и убийцу - Вар-раввана.

Понтий Пилат и Иешуа, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 4. Погоня

Иван Бездомный услышал о трагедии и увидел здесь нечистое. Он догоняет иностранца, который уже успел отойти, но парень якобы не понимает русский. К ним подходит мужчина в клетчатом пиджаке и защищает иностранца. Поэт заметил вдруг что-то странное рядом с ними. Это был огромный черный кот, названный Берлиозом, который шел позади. Бездомный зачем-то забежал в чужую квартиру, украл оттуда свечку и образок и продолжил охоту. Он почему-то хочет искупаться в Москве-реке. У поэта украли все вещи. Поэт отправляется в ресторан МОССАЛИТа.

Глава 8. Поединок между профессором и поэтом

В психушку наведывается доктор Стравинский во время написания поэтом письма следователю.

Прототип героини

Исследователи творчества Булгакова считают, что у главной героини его романа был прототип в реальной жизни. Предположительно им стала третья жена писателя Елена Сергеевна. Михаил Афанасьевич обращался к супруге «моя Маргарита». Она была с ним в последние дни его жизни, именно поэтому о романе узнал мир. Елена Сергеевна до смерти мужа под диктовку правила произведение, редактировала его. После этого на протяжении почти 20 лет она добивалась того, чтобы роман был напечатан.

Булгаков часто говорил, что вдохновлялся «Фаустом» Гёте, поэтому есть мнение, что черты героини романа он позаимствовал у Гретхен Гёте. В переводе с романо-германского её имя означает Маргарита.

С Мастером героиня впервые встречается только в 19 главе. В начальных вариантах рукописи этих персонажей не было вообще. Но благодаря девушке в центр повествования удалось органично вписать ещё и любовную линию. Кроме того, женщина является символом сопереживания, сочувствия и самопожертвования. Без неё в произведении не было бы гуманизма и эмоциональности.

Читайте также: