Бог не любит боязливых цитата

Обновлено: 06.11.2024

Страх божий это немного не тот страх, о котором мы здесь говорим.

К вопросу о страхе божьем и о рабе божьем позволю себе процитировать любимого мною о.Георгия (Чистякова):

Цитата:

В "Откровенных рассказах странника" говорится, что к Богу ведут три дороги: раба, наемника и сына. Когда человек воздерживается от грехов "страха ради мук", это безуспешно и неплодно, таков путь раба, которым руководит страх перед наказанием. Путь наемника связан с желанием заработать себе награду. "Даже и желания ради Царства Небесного если кто станет совершать подвиги, - восклицает странник, - то и это святые отцы называют делом наемническим. Но Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце". В прошлом к Богу, быть может, вели три дороги, теперь, к концу ХХ века, стало ясно, что первая и вторая - тупиковые; идя по ним, можно прийти только к нервному срыву, погубить и себя, и многих вокруг себя людей.
И тем не менее даже мы сами иногда пугаем друг друга тем, что Бог за что-то накажет. "Бог наказал", - говорим мы о людях, у которых что-то случилось, если считаем, что они заслуживают наказания. Получается, что мы боимся Бога, как греки - Зевса, египтяне - Амона, а римляне - Юпитера. И при этом не замечаем, как сами становимся язычниками.

И тем не менее без страха Божьего нельзя! Это выражение встречается в Библии множество раз, и, разумеется, не случайно. Только надо понять, что такое этот страх, который учит мудрости (Притч 15.33), отводит от зла (там же, 16.6) и ведет к жизни (там же, 19.23), он чист (Пс 18.10) и, кроме всего прочего, заключается в том, чтобы ненавидеть зло (Притч 8.13). Однако это не ужас перед Богом и не страх перед наказанием. Бог не следит и не наблюдает за нами, но мы можем легко причинить Ему боль.

На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке - Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен. Одно греческое слово "фобос" (страх) по-латыни это и "pavor", и "metus", и "terror", но есть еще слово "timor", и именно этим последним переводится слово "фобос", когда речь идет о страхе Божьем. "Timor" (отсюда французское "timide" и "timidement") - это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять. Это очень важно понять, чтобы наша духовная жизнь и наша жизнь в целом стала нормальной.

Я боюсь волка или носорога, но я, когда вижу птиц в саду, тоже боюсь, но боюсь спугнуть их громким голосом или резкими движениями. Кто-то боится маму, потому что она может выпороть, а кто-то другой боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между чисто человеческим страхом перед чем-то страшным и тем страхом Божьим, который есть для нас всех сокровище драгоценнейшее.

Те сердитые православные молодые люди 90-х годов, для которых религия связана прежде всего со страхом перед Уставом, перед тем, как бы не нарушить пост или не совершить какого другого греха, мрачные, суровые, внешне похожие на иноков и монашек, выбрали сегодня путь раба. Понятно, почему - мы в советское время слишком долго были рабами, поэтому теперь избавиться от рабской психологии нам трудно, даже почти невозможно. Но это необходимо, иначе и мы потеряем веру, как потеряли ее наши прадеды и деды, отказавшиеся от Бога, ибо в Боге видели несвободу. Понять их можно. Отказываясь от Бога умом, они продирались к Нему сердцем; отвергая несвободу, они рвались именно к Богу, но только не знали, что тот, кто им так нужен, кого им так не хватает, - это именно Он, а не кто-то другой.
Безбожники конца прошлого века, которые уезжали в глубинку, становились там земскими врачами, акушерками и учителями, были в тысячу раз ближе к Иисусу, чем надутые охотнорядцы и чиновники, не пропускавшие ни одной обедни. Но эти чудные юноши и девушки нашего прошлого, которые могли бы стать настоящими святыми, в сердце горя Богом, увы, отвергали Его умом, не только не принимали Его, но презирали и даже ненавидели. А ведь на самом деле отвергали они не Бога, а только рабский к Нему путь. Так зачем же мы теперь снова сворачиваем на эту тупиковую дорогу?

Считая, что мы ходим в Церковь именно из-за страха перед наказанием, неверующие люди полагают, что религиозность унижает человека, подавляет его "я" и вообще делает нас рабами. Это действительно так, если видеть в страхе Божьем страх перед карой, наказанием или возмездием. Тех, кто так его понимает, религия на самом деле закабаляет и превращает в рабов. Мы знаем тому множество примеров, ходить за которыми далеко не надо. Однако, если мы понимаем, что страх Божий - это не pavor или metus, а timor, вера наша дает нам крылья, открывает перед нами новые возможности и новые горизонты, дает новые силы. Именно в христианстве невозможное становится возможным. По слову Иисусову: "Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу" (Мк 10.27).

Злодеи — это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.

Библия говорит, что напрасно — мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти — то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.

Для этого нужно признать, что дурные люди — это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.

Следующая цитата

Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого мужества, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к ищущим и отстаивающим истину.

Это происходит потому, что мир, лежащий во зле (1Ин. 5:19), враждебен по своей природе Царству Небесному, враждебен Ему по своей духовной направленности, не принимает Его, противоположен Ему и несовместим с Ним. Как несовместимы истина и ложь, праведность и грех, законы Царства и законы падшего мира! «И каждый, живущий по законам мира сего, становится, соответственно, враждебен каждому, кто живёт Царством и свидетельствует о нём . И люди, живущие по законам падшего мира . хотят избавиться от таких людей, хотят, чтобы они исчезли из мира и из их жизни просто потому, что они другие. Потому, что привносят в мир и в их собственную жизнь что-то такое, что разрушит существующий порядок вещей, вне которого падший человек себя не мыслит . И, пока человек не захочет измениться сам, пока он не захочет избавиться от власти того зла, в котором лежит падший мир, он будет реагировать на свидетелей Царства, как хищник на жертву. Не из каких-то личных побуждений, а просто по закону мира сего» (1).

В Св. Писании ясно сказано: «дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4); «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. » (1 Кор. 3:19); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего); И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17); «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18,19).

И будет гнать мир, лежащий во зле (1Ин. 5:19), человека Царства только «за то, что он в непреображённом мире смеет жить по законам Царства и призывать к тому же других. Неудивительно, что, чем более глубокой оказывается укоренённость свидетеля в жизни Царства, тем сильнее отторгает его мир, тем интенсивнее гонения и больше страдания … Но христианский исповедник страдает, а мученик отдаёт свою земную жизнь не за идею Царства, а за ту полноту жизни Царства, которую он потеряет, если попытается ценой компромисса (а фактически — отказа от Царства) сохранить её жалкое земное подобие» (2). Ведь недаром апостол Павел говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).

Апостол Павел также учит: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:1-5).

Прп. Антоний Великий полагает, что «приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им». Царь и пророк Соломон пишет: «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8:14).

Эта мысль неоднократно высказывается в Библии, например:

«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11: 9);

«я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их . И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:3,4,12);

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3);

«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:3,4);

«И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы…» (Мал. 3:14,15).

По словам апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:12,13). Писатель и поэт Фазиль Искандер говорит: «Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума». Поэтому, «мужество — это верность Богу, противостоящая силам зла, которая без такого противостояния перестаёт быть сама собой» (38), ибо «боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

В Откровении Иоанна Богослова участь боязливых — «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов» (Отк. 21:8). Отметим, что боязливые здесь (в Отк. 21:8) находятся на первом месте. Это можно объяснить следующим. Если боязнь власти земной превышает страх Божий, то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти.

Однако значение страха Божьего очень велико. В Св. Писании об этом сказано: страх Божий начало мудрости (Пс. 110:10; Прит. 1:7; 9:10; 15:33); истинная премудрость (Иов. 28:28); начало, полнота, венец и корень премудрости (Сир. 1:15,16,18,20); отводит от зла (Прит. 16: 6); ведет к жизни (Прит. 19:23); является сокровищем (Ис. 33:6); отгоняет грехи (Сир. 16:21).

Таким образом, если страх Божий теряет свою силу и перестаёт духовно направлять человека, то в результате этого, у человека развиваются духовные метастазы, препятствующие его духовному развитию, прерывается связь с Христом. И наступает духовная смерть — разъединение души с Богом.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», сказал: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем» (цит. по 3).

Свт. Григорий Богослов говорит: «Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом … Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (4:134, 135. Слово 6).

Священник Валерий Духанин отмечает, что «мужество — подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором — мужество — величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.

Добродетель мужества двояка — она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей» (цит. по 3).

Приведём по данному вопросу и высказывания преподобных Оптинских старцев: «Бояться надо только грехов. А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус на краю пропасти…» (прп. Варсофоний) (5: 431со ссылкой на 6); «Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия. И без болезни болезнь приключается» (прп. Макарий) (5: 426 со ссылкой на 7); «Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога…» (прп. Антоний) (5: 427 со ссылкой на 7); «Святой Давид говорит: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33:8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, то не боится ни воров, ни мошенников…» (прп. Антоний) (5:427 со ссылкой на 7); «Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь» (прп. Никон) (5:431со ссылкой на 7).

Е. Евтушенко в своём стихотворении «Не надо бояться» пишет:

«Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!» (1978).

Таким образом, порядочность, которую Фазиль Искандер считает осуществимой «в любых условиях при любой власти» и которая «не предполагает героичности» [1], всё же часто требует большого мужества и решимости. Действительно, если, например, во времена сталинских репрессий кто-то, сохраняя порядочность, не подписал бы письмо с призывом объявить «врагом народа» порядочного человека, то этот кто-то сам бы стал «врагом народа». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для него и его семьи. И так происходит во всех диктаторских режимах, особенно во времена массового мракобесия, возбуждаемого этими режимами. Ибо «правдой» здесь становится только то, что выгодно диктатору. Всё остальное объявляется лживым, преступным и вредным для народа. Поэтому, порядочность при таких условиях и такой власти свойственна только очень мужественным людям. Иными словами, «неучастие в подлости» в ряде случаев предполагает именно героичность поступков.

Также следует отметить и существенное различие между людьми, поступающими неправедно из-за:

- боязни потерять последнее или из-за боязни репрессий в отношении себя и своих близких, и при этом стыдливо сознающими неправедность своего поступка под влиянием обстоятельств;

- боязни потерять лишнее и желания увеличить его размер и при этом лукаво оправдывающими свою неправедность внешними обстоятельствами;

- желания сохранить и упрочить своё социальное и материальное положение, не взирая на морально-нравственные и духовные запреты, и готовыми по-холопски и по собственной инициативе восхвалять и славить своего хозяина (начальство и власть);

- неуёмного желания властолюбия, сребролюбия, славолюбия, сластолюбия и страха потерять всё лишнее, приобретённое неправедными путями. И при этом злобно защищающими своё положение и богатство, и весьма агрессивно настроенными против любых праведных обличений.

Добавим к этому, что пути Господни неисповедимы, ибо, как говорилось выше, праведные страдают, а нечестивые благоденствуют. Однако Господь разъясняет различие между положением праведника и нечестивого: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: “что мы говорим против Тебя?” Вы говорите: “тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3:13-18).

Поэтому и пишет Иеромонах Серафим (Роуз): «Не унывайте, видя, как некоторые восстают против Вас. Хуже было бы, если бы Вас все любили: это значит, Вы чересчур угождаете людям. Христа тоже ненавидели, его распяли. Так с чего бы нам ожидать всеобщей любви, если мы идем по стопам Христа? Следите, чтобы Ваша совесть была чиста, и бойтесь не людской ненависти, а ненависти в собственной душе».

Ибо, «в духовной жизни, да и в жизни вообще, мелочей не бывает. Не потому, что Бог мелочен, а потому, что любой компромисс духовно раздваивает человека. А служить двум господам, как говорит Спаситель, дело бесперспективное. Ведь в Царстве Царь только один — Он Сам, поставленный на это Царство Его небесным Отцом.

И там, в жизни Царства, компромиссов быть не может. Просто потому, что это всегда жизнь в полноте. По максимуму. Настолько, насколько можно вместить — но без скидок и без поблажек. Иначе в Царстве жить не получится. А значит, ищущим Царства к компромиссам лучше не привыкать. Хотя бы для того, чтобы не пришлось потом от них отвыкать — долго и, может быть, мучительно. Как мучительно избавляются порой от въевшихся в плоть и кровь и вошедших в обиход дурных привычек, и традиций, которые легко ввести, но от которых не так легко потом избавиться» (8).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

[1] «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости» (Фазиль Искандер).

Следующая цитата


В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным — и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:

«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей — трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников — и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага. Нет человека настолько ужасного, чтобы Бог его не любил. Этот человек не существовал бы, если бы Бог не любил его”.

Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?

И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?

Их тоже Бог любит?»

Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви — никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек — даже человек самый дурной — есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви — Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).

Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму

Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу — что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.

С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.

Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно — в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.

То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева — еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами — а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.

То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.

Конечно, любой человеческий суд погрешим — я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.

Страшный Суд Божий будет делом любви — и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд — невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).

Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование — это благо, познание истины — это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле — это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить — это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.

Суд Божий будет делом любви

Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели — а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других — он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.

Но обычно они вовсе не считают себя злодеями

Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны — они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.

Но у злодеев есть еще одна особенность — обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.

Следующая цитата

Митрополит Тихон (Шевкунов).

2 июля митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону (Шевкунову) исполняется 61 год. Владыка широко известен в России и далеко за ее пределами не только как архиерей, но и как человек творческий. Выпускник сценарного факультета ВГИКа по окончании вуза ушел трудником в Псково-Печерский монастырь, а много лет спустя вернулся на эту землю уже в качестве главы Псковской митрополии. Он стоял у истоков возрождения Сретенского монастыря, знаменитого на весь мир своим хором, он руководит работой Патриаршего совета по культуре, снимает исторические фильмы, выступает с лекциями, пишет книги.

Его бестселлер "Несвятые святые" об удивительных и реальных историях из жизни самого владыки и окружавших его людей сразу обрел народную любовь, выдержал уже около полутора десятков изданий и переведен на множество языков. Вырученные от продажи средства автор вкладывал в строительство грандиозного храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке.

"Комсомолка" поздравляет владыку Тихона с днем рождения и желает крепкого здоровья и сил на все! Приводим короткие фрагменты из всеми любимой книги:

"Господь не любит боязливых. В одной из проповедей отец Алипий говорил: "Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы".

"Все на нашей земле - простое и сложное, маленькие челоееческие проблемы и нахождение великого пути к Богу, тайны нынешнего и будущего века - все разрешается лишь загадочным, непостижимо прекрасным и могущественным смирением. И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить".

"- А не объясните ли вы, почему космонавты в космос летали, а Бога не видели? Отец архимандрит участливо заметил ему: - Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, а президента не видели".

"Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причем во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и обстоятельства жизни, отводит его от ненужной, пагубной цели. Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода".

Возрастная категория сайта 18 +

Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.

В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом — в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.

Читайте также: