Без церкви нет спасения цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Семнадцать с половиной столетий отделяют нас от времени великого столпа Церкви святителя и мученика Киприана. Место его епископского служения, знаменитый Карфаген, сейчас — достояние истории, и только археологические раскопки и свидетельства современников говорят нам о его прежнем величии. Однако для православного христианина священномученик Киприан всегда близок и дорог.

Священномученик Киприан прославлен приписываемыми ему афоризмами: «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Церковь дорожит наследием святителя Киприана и через века обращается к его учению о единстве Церкви Христовой, находя в нем утверждение для своей жизни и борьбы с вновь и вновь возникающими расколами и сектами.

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» [1] , — писал священномученик Киприан. И свою сыновью любовь к Богу и Его Церкви святитель не только доказал епископским служением, которое все прошло в трудах на сохранение церковного мира и единства, но и засвидетельствовал мученической смертью.

Родился будущий святитель в самом начале III столетия в городе Карфагене, в Северной Африке. Сегодня руины Карфагена, расположенные на окраине Туниса, открыты ту ристам. В III веке Карфаген был главным городом «в человека, чтобы привести человека к его небесному Отцу» [2] . Сочинение «Три книги свидетельств против иудеев» представляет собой небольшой, но насыщенный цитатник из Ветхого и Нового Заветов. Первая часть, как пишет в предисловии сам составитель, содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде. и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части, которую Киприан составил, вероятно, позднее, на основе Священного Писания, кратко излагаются основные заповеди христианской нравственности.

Приняв святое крещение, Киприан начал служить Церкви также своим писательским и апологетическим даром. Можно предположить, что именно к первым годам после его обращения относятся сочинения «О суете идолов» и «Три книги свидетельств против иудеев». В кратком трактате «О суете идолов» Киприан не только раскрывает бесполезность идолопоклонства, рассказывая, что все боги, которых почитают язычники, просто обо жествленные люди или плод человеческой фантазии, но и говорит о почитании истинного Бога, Творца Вселенной, проповеданного ветхозаветными пророками и облекшегося пре свитеров такое быстрое продвижение неофита вызывает зависть, вылившуюся спустя несколько лет в открытое противостояние епископу Киприану.

Став предстоятелем обширной епархии, он сразу начал бороться со множеством пороков и злоупотреблений среди своего клира и паствы. По его письмам того времени можно проследить, как Карфагенский святитель обличает корыстолюбие некоторых епископов и нехранение целомудрия девами, принесшими обет Богу, мирит клириков и иными способами заботится о церковном благочинии. Кроме писем, посвященных различным дисциплинарным вопросам, вероятно, в это же время епископом Киприаном был написан трактат «Об одежде девственниц», в котором он наставляет девиц, уневестившихся Христу, чтобы они не только соблюдали внутренние воздержание и целомудрие, но и сохраняли скромность и приличие в своей одежде.

В скором времени всю Церковь постигло страшное испытание. В 249 году на Римский престол взошел император Деций. Стремясь возвысить значение императорской власти, он строго регламентирует участие в обязательном государственном культе императора. В декабре 249 — январе 250 года был выпущен эдикт, обязывающий всех жителей империи под страхом пыток и казней при нести установленные жертвоприношения. Участие в этих обрядах строго фиксировалось, и принесшим жертвы выдавали специальные свидетельства — libelli . Отсутствие этих libelli ставило человека вне закона. По всей империи развернулось массовое гонение на христиан. Тысячи верующих претерпевали страшные мучения и смерть, но остались верны Христу и не принесли идольских жертв.

Когда императорский эдикт достиг Карфагена, языческие власти приняли решение схватить епископа Киприана, как главу христианской общины, чтобы тем самым устрашить остальных христиан и лишить их наставника и вдохновителя. В связи с этим епископ Киприан принял решение удалиться из города и скрыться от гонителей. При этом святитель продолжал управлять церковными делами с помощью своих посланий и верных людей. Его современник, диакон Помпий, составивший жизнеописание святителя, отмечает, что вынужденное удаление епископа Киприана послужило к несомненной пользе Церкви: «Представь себе, что он, удостоившись тогда мученичества, восхищен был от нас. кто бы научил падших покаянию, еретиков истине, раскольников единству, чад Божиих миру и закону евангельской молитвы?»

Гонения, воздвигнутые Децием, существенно отличались от тех гонений, которые волновали Церковь прежде. Во-первых, они разразились после длительного затишья: например, африканские христиане около сорока лет уже пользовались миром. Когда вера Христова была гонима, человек, становясь христианином, был готов засвидетельствовать свое исповедание перед лицом мучений и смерти. За почти полувековое затишье в Церковь смогли прийти множество людей, но не все из них были готовы пролить кровь за веру.

Кроме того, раньше христиан преследовали и убивали за «само имя», то есть сама принадлежность к христианству вменялась в преступление. Общая цель прежних гонений была уничтожить христианство как таковое, а не вы нудить христиан отречься от веры. Новые же гонения Деция ставили целью принудить всех жителей империи засвидетельствовать свою гражданскую лояльность языческим обрядом. Мощь государственного аппарата была брошена на то, чтобы заставить всех жителей империи выразить свое гражданское повиновение в жертвоприношениях, и множество людей, раннее исповедовавших себя христианами, поддались принуждению. Вероятно, поэтому именно в гонения императора Деция обнаруживается большое число «падших», то есть принесших установленное императором жертвоприношение и тем самым отпавших от Церкви Христовой.

«Вот появился указ. — вспоминает об этом периоде священномученик Дионисий, епископ Александрийский. — Многие видные люди явились сразу: одни — из страха, магистраты — повинуясь своим обязанностям, некоторых тащили близкие. Вызванные по имени подходили к нечистым жертвам, од ни — бледные и дрожащие, словно не они собрались принести жертву, а сами шли как жертвы на заклание. Другие быстро, с готовностью подходили к жертвеннику, развязностью своей подтверждая, что никогда и не были христианами» [3] . Ту же печальную картину рисует и святой Киприан Карфагенский: «Они не дожидались даже, чтобы идти, по крайней мере, тогда, когда их схватят; отречься, когда будут спрашивать. Многие побеждены прежде сражения, низвержены без боя и даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно бегут на торжище, добровольно поспешают к смерти, — как будто они рады представившемуся случаю, которого всегда ждали с нетерпением!» [4] Так Церковь буквально разделилась, с одной стороны, на мучеников и исповедников, с другой — на принесших требуемые жертвы идолам. К по след ним тесно примыкали так называемые либеллятики, которые формально не совершили жертвоприношения, но за деньги купили себе у чиновников libelli. Часть христиан с началом гонений последовала за своим епископом и, скрывшись, сумела избежать мучений [5] .

Такой ригористический подход Церковь не признала. В лице своих лучших богословов Церковь утверждала, что нет такого греха, который бы не могло загладить и искупить искреннее покаяние. Однако необходимым условием возвращением в Церковь ставилось исповедание своего преступления перед епископом и продолжительный период покаянной епитимии. К сожалению, не все из падших сознавали всю серьезность своего положения. По сложившейся традиции, исповедники, мужественно исповедовавшие Христа и понесшие все тяготы гонений, но по тем или иным причинам не принявшие мученическую смерть, имели право давать падшим отпущение их греха и воссоединять их с Церковью. Некоторые исповедники даже давали отпадшим грамоты, в которых свидетельствовалось о воссоединении отпадшего с Церковью. Очень многие получали от исповедников такие свидетельства, игнорируя церковную исповедь и минуя долгую покаянную епитимийную практику. Во время гонений святитель Киприан пытался уврачевать эти церковные нестроения многочисленными посланиями, убеждал исповедников, проявляя милость и снисхождение, не нарушать церковного благочиния, а падших — принести достойные плоды покаяния. Свою пастырскую заботу о христианах, принесших жертвы во время гонений, святитель Киприан выразил также в своем трактате «О падших».

Когда в мае 251 года гонения прекратились, святитель Киприан собрал церковный Собор, который решил вопрос о падших. Карфагенский Собор осудил как тех, кто утверждал, что покаяние для вероотступников невозможно, так и тех, кто пытался воссоединиться с Церковью без искренних покаянных трудов и без воли епископа. Собор постановил, что отпадшие во время гонения могут вернуться в Церковь, совершив церковное покаяние и понеся епитимию.

Этот же Собор отлучил от церковного общения расколоучителей Новата и Фелициссима, которые и сами к этому времени, разойдясь во мнении об отношении к падшим, порвали отношения друг с другом. Не ограничиваясь запрещением раскольников и желая оградить от гибельного раскола свою паству, святитель Киприан пишет свой знаменитый трактат «О единстве Церкви». По учению святителя Киприана, только прибывая в Церкви, сохраняя благодатное единство с ней, можно спастись. «От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных ею». Христиане призваны хранить единство Церкви. «Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и по ступил в обладание неиспорченным и неразделенным. <…> Таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие, одежду Господню, — Церковь Христову?» Спасительное единство Церкви Христовой созидается единством с епископом всех членов Церкви. О единстве Церкви святитель Киприан пишет и в других трактатах этого времени, а также в своих письмах.

Это учение святителя Киприана о Церкви закладывает прочный фундамент всей христианской экклезиологии.

1. Письмо к Донату о благодати Божией. 2. Письмо к Евкратию о комедианте. 3. Письмо к Помпонию о девственницах. 4. Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа. 5. Письмо к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном.

6. Письмо к пресвитерам и диаконам. 7. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 8. Письмо к мученикам и исповедникам. 9. Письмо к клиру о некоторых пресвитерах, безрассудно даровавших мир падшим прежде окончания гонения и без согласия епископов. 10. Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир падшим. 11. Письмо к народу. 12. Письмо к клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти. 13. Письмо к клиру о тех, которые спешат получить мир. 14. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 15. Письмо к Калдонию. 16. Письмо к клиру. 17. Письмо к падшим. 18. Письмо к пресвитерам и диаконам. 19. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 20. Письмо к Моисею, Максиму и другим исповедникам. 21. Письмо к клиру карфагенскому. 22. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 23. Письмо к карфагенскому клиру о посланных в Рим и полученных оттуда письмах. 24. Письмо к клиру о помощи исповедникам. 25. Письмо к клиру о молитвах к Богу. 26. Письмо к Рогациану пресвитеру и прочим исповедникам. 27. Письмо к пресвитерам и диаконам. 28. Письмо к клиру о помощи бедным и странным. 29. Письмо к Моисею, Максиму и другим исповедникам. 30. Письмо к карфагенскому клиру и народу о посвящении Аврелия в чтецы. 31. Письмо к клиру и народу о посвящении в чтецы Целерина. 32. Письмо к клиру и народу о причислении к карфагенскому клиру Нумидика.

33. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. 34. Письмо к народу о пяти пресвитерах, приставших к возмущению Фелициссима. 35. Письмо к Корнелию о непризнании Новациана епископом. 36. Письмо к Корнелию о признании его епископом и о Фелициссиме. 37. Письмо к Корнелию о письме римским исповедникам, увлеченным Новацианом. 38. Письмо к римским исповедникам с увещанием возвратиться к единению. 39. Письмо к Корнелию о Поликарпе адруметском. 40. Письмо к Корнелию поздравительное с обращением исповедников. 41. Письмо к исповедникам поздравительное по поводу обращения их от раскола. 42. Письмо к Корнелию о злодействах Новата.

43. Письмо к Антониану о Корнелие и Новациане. 44. Письмо к Фортунату и другим товарищам о не выдержавших мучений. 45. Письмо к Эпиктету и народу ассури танскому о Фортунациане, прежнем его епископе. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. 47. Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. 48. Письмо к фиваритянам с увещанием к мученичеству. 49. Письмо к Корнелию о даровании мира падшим. 50. Письмо к Корнелию в заточении о его исповедничестве. 51. Письмо к Луцию, папе Римскому, по возвращении его из заточения.

52. Письмо к Сергию, Рогациану и другим исповедникам, заключенным в темнице. 53. Письмо к епископам нумедийским о выкупе пленных.

54. Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях. 55. Письмо к Стефану о Маркиане арелат ском, приставшем к Новациану. 56. Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале. 57. Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков. 58. Письмо к Квинту о крещении еретиков.

59. Письмо к папе Стефану о соборе. 60. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. 62. Письмо к Магну о крещении новациан и о получивших крещение в болезни.

63. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней.

64. Письмо к Немезану и другим, сосланным на рудокопни.

65. Письмо к Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении. 66. Письмо к клиру и народу о временном удалении своем перед страданием.

Следующая цитата

«Они (еретики – А. Н.) возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину».Там же

«Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви?»Там же

«Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева».Там же

«Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они (еретики – А. Н.) думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи не сподобляются обетований истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры».Там же

«Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, - пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви».Там же

Еретик «и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом».Там же

«Непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устраивать другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению божественному. Так, Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона - священника и покусившиеся присвоить себе право жертвоприношения, тотчас подверглись наказанию за свое покушение: земля, расторгнув связь свою, открыла глубокую бездну и разверзшимся зиянием своим поглотила их стоящих и живых; и не только зачинщиков поразил гнев Божий, но исшедший от Господа огонь не замедлил испепелить в числе двухсот пятидесяти и прочих, соединившихся с ними, участников и споспешников того же безумия (Числ. 16), напоминая и показывая тем, что все покушения, предпринимаемые нечестивыми по своей воле для разорения Божественного чиноположения, делаются против Бога. Так и Озия-царь, когда, взявши в руки кадильницу и вопреки закону Божию присвояя себе право жертвоприношения, не захотел повиноваться и уступить священнику Азарии, возбранявшему ему это, посрамлен был гневом Божиим и поражен проказой на челе, - намечен оскорбленным Богом на той части тела, на которой получают знамение угождающие Господу (2 Пар. 26). Равно и сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огнь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом Карателя-Бога (Лев. 10). Им-то подражают и последуют те, которые, презрев Божественные заповеди, увлекаются чуждым учением и вводят уставы, постановленные людьми. Господь обличает и укоряет таких людей в Евангелии Своем, говоря: оставльше заповедь Божию, держите предания человеческая (Мф. 7, 8). Это преступление хуже того, какое видимо совершили падшие, которые потом, раскаявшись в своем согрешении, умоляют Бога вполне удовлетворительным покаянием. Здесь ищут Церкви и молят ее; там противятся Церкви. Здесь могла довести до беззакония необходимость; там - свободная воля. Здесь падший причинил вред только себе; а там усилившийся произвести ересь или раскол увлек за собою многих обманом. Здесь урон для одной души; там опасность для весьма многих. Этот понимает, что он точно согрешил, плачет о том и сокрушается; а тот, гордый в своем грехе и услаждаясь самыми беззакониями, отлучает сынов от матери, переманивает овец от Пастыря, разрушает таинства Божии, и тогда как падший согрешил однажды, тот грешит ежедневно. Наконец, падший, сподобившийся мученичества, может сподобиться и обетовании царства; а тот, если претерпит и смерть вне Церкви, не может достигнуть наград Церкви» Там же

«Еретиков должно крестить единственным крещением Церкви, чтобы они могли из противников сделаться друзьями и из антихристов – христианами».Цит. по: Иларион (Троицкий), свщмч. Христианство или Церковь? // Без Церкви нет спасения. М. – С-Пб., 1998, с. 76.

«Ты желал, возлюбленнейший брат, чтобы я написал тебе и касательно Новациана, какую ересь он ввел. Знай же, что, прежде всего, мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда он учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».Цит. по: Иларион (Троицкий), свщмч. Христианство или Церковь? // Без Церкви нет спасения. М. – С-Пб., 1998, с. 75.

«Тех, которые, хотя в ином упорны и непонятливы, однако признают, что все еретики и раскольники не имеют Духа Святого, и потому, хотя могут крестить, однако не могут давать Святого Духа; мы задержимся на этом, чтобы сказать, что не имеющие Святого Духа решительно не могут и крестить. Крестить и давать отпущение грехов может только тот, кто имеет Святого Духа. Покровительствующие еретикам и раскольникам пусть отвечают нам: имеют ли сии Святого Духа или не имеют? Если имеют, то для чего на крещаемых там, когда приходят к нам, возлагается рука для низведения на них Святого Духа, Который, конечно, был бы получен там, где и мог быть дарован, если бы Он был там? Если же, крещенные вне, еретики и раскольники не имеют Святого Духа, то очевидно, что и отпущение грехов не может быть дано через тех, о коих известно, что они не имеют Святого Духа».Цит. по: Иларион (Троицкий), свщмч. Единство Церкви и всемирная конференция христианства // Творения. Т. III. М., 2004, с. 513-514.

«Если действительность крещения приписывают имени, так что всякого крещеного во имя Иисуса Христа, где бы то ни было, по сему самому уже считают обновленным и освященным, то почему же там во имя того же Христа не совершается над крещеным и возложение рук для приятия Святого Духа? Почему же одинаковое величие одного и того же имени не оказывает той же силы и в возложении рук, какую приписывают ему в освящении крещения? Если кто, возродившись вне Церкви, мог соделаться храмом Божиим, то почему же нельзя бы ему сделаться и храмом Духа Святого? Ведь кто, сложивши с себя грехи в крещении, освятился и духовно преобразился в нового человека, чрез то сделался уже способным и к приятию Святого Духа. Апостол говорит: “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3, 27). Итак, кто, крестившись у еретиков, может облечься во Христа, тот тем более может получить и Духа Святого, Христом посланного. Иначе, если бы крещенный вне Церкви мог облечься во Христа, а получить Святого Духа не мог, то посланный стал бы больше пославшего. А впрочем, разве можно или облечься во Христа без Духа, или Духу от Христа отделиться? Притом, второе рождение, коим рождаемся мы во Христе чрез купель возрождения, есть рождение духовное; и потому не явную ли также нелепость утверждают, когда говорят, что можно духовно родиться у еретиков, где сами же не признают бытия Духа? Ибо очистить грехи и освятить человека одна вода без Духа Святого, конечно, не может. Итак, им предлежит одно из двух: или согласиться, что там, где, по их мнению, есть крещение, присутствует и Дух Святой, или же где нет Духа Святого, там не признавать и крещения, потому что крещение не может быть без Святого Духа».Цит. по: Иларион (Троицкий), свщмч. Единство Церкви и всемирная конференция христианства // Творения. Т. III. М., 2004, с. 514.

Всякий человек есть больной душой

Церковь Христова получила свое основание с пришествием на землю Сына Божия и с принесенным Им спасением мира. «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»[1]. «Основана Церковь на земле, как общество спасаемых, соединенное главою всемогущею, Святейшею – Христом Богом, и одушевляемых одним Духом благодати; дана благодать возрождения, или пакибытия, запечатления и освящения от Духа Святого, Который есть залог будущих благ, дарована благодать прощения грехов в таинстве покаяния»[2].

«Только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины, человек почерпает истинное познание о себе, о своем происхождении, о сотворении по образу и подобию Божию, о падении, растлении грехом, о своем восстановлении, освящении, обновлении, примирении с своим Творцом и Законодателем, Промыслителем и Спасителем, а без руководства Церкви впадает в величайшее заблуждение»[3].

В Церкви находится истинная пища для нашей души: Слово Божие, Таинства, богослужение. Церковь является на земле сосредоточием истинной жизни. В Церкви выразился дух Божией любви к людям.

«В Церкви — все чудное домостроительство нашего спасения, в ней – все таинства Божии, совершаемые для нашего спасения, в ней — дивное собрание всех святых, угодивших Богу своею жизнью, своими добродетелями, своим терпением, и весь ангельский мир; в ней непрестанная, чудная проповедь спасения» [4].

«Всякий человек есть больной душой, то есть страстен, грешен, крайне немощен, нечист, мерзок, окаянен, беден, слеп, наг, мертв. Господь пришел на землю с небес, чтобы спасти погибшего, и основал на земле Церковь Свою, чтобы всегда спасать хотящих спасения, всегда врачевать желающих душевного и телесного здравия, всегда просвещать ищущих освобождения от духовной тьмы, укреплять немощных, освящать и очищать нечестивых, избавлять от бед и напастей и от нищеты душевной, и обогащать Божеством в причащении Святых Тайн Христовых и в единении со Христом; покрывать наготу и безобразие наше, оживлять всегда на каждый день умирающих душой, греховною смертию. Вот сколь важна для нас Церковь и сколь она необходима для каждого из нас!» [5].

Следующая цитата

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Иоанн Кронштадтский Статьи и книги об Иоанне Кронштадтском «Без Церкви нет спасения». Наставления Иоанна Кронштадтского о Церкви

Православный храм — место спасения человека

Православная Церковь превосходит все неправославные церкви, во-первых, своей истиной; во-вторых, тем, что верным способом руководит ко спасению, очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать свою душу, руководит к покаянию и молитве.

«Ни одно исповедание христианской веры, кроме православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни, или к святости, и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные содержат истину в неправде, примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, которыми обладает православная Церковь» [6].

«Святая Церковь, как любвеобильная мать, непрестанно носит в сердце и устах своих всех членов своих, за всех ходатайствует пред Богом, о всех болезнует, как бы в муках рождения, желая всех духовно возродить, обновить; даже о всем мире молится и болезнует непрестанно» [7].

«Какая Церковь основана на земле, несокрушимая никакими силами ада, крепость и твердыня, в которой могут быть безопасны от борца все истинно верующие и приверженные к этой Церкви. Какие даны таинства спасительные! Какие и сколь многие орудия разумные и проводники благодати Божией поставлены в этой Церкви для людей! Но что же люди должны принести Господу за многие Его попечения о их спасении? Свою веру, свой труд, свое покаяние, упражнение в делах добродетели, совершенное повиновение Господу и Святой Церкви Его» 8].

«Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее действие Своей благости, милосердия, правды и премудрости Своей Святой Церкви. Дух Святой, вышедший в мир и действующий в Церкви через священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может»[9]. «Кто не в Церкви, тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь, на земле, ни там, на небе, иметь не будет» [10].

Без Церкви, установленной Самим Господом Иисусом Христом, нет спасения.

«Без Церкви нет спасения». Наставления Иоанна Кронштадтского о Церкви

25.11.2018



Иеродиакон Питирим (Ануфриев)

Святоотеческое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского является для нас особенно дорогим и важным потому, что в нем говорится о той духовной жизни, которая протекала в условиях, одинаковых с нашей повседневной жизнью. Поэтому данная работа представляет собой попытку систематически изложить его пастырские наставления – в этой части о Церкви – посредством цитат из святоотеческого наследия этого чудного пастыря.

Следующая цитата


Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, ближайший помощник священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейший борец с обновленческим расколом, узник Соловецких лагерей, один из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата».

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. «Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».

Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт. »

Приходя в храм, мы как бы восходим на небо

Православный храм занимает особое место в жизни каждого христианина. Храм является той гранью, которая соединяет землю с небом. Храм – это дом Божий, дом молитвы. Вездеприсутствующий Бог присутствует везде, но в православном храме особенным образом. Храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.

«Храм – преддверие неба и рая, и как бы само небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение божественных Тела и Крови, обожение земнородных» [11].

«Церковь – это земное небо со своею святостию, премудростию, красотою, это христианство в его сущности, с его учением, Таинствами, с его крестоносною жизнию в мире, с его борьбою с грехом, миром и диаволом, с его торжествами над своими врагами видимыми и невидимыми, с его надеждами» [12].

«Здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир. Здесь, в храме, человек узнает истинное благородство своей души, цену жизни и ее цель, или свое назначение; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей» [13].

«Храм для христианина – средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь чаша жизни и хлеб жизни» [14].

«Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собой, по крайней мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма многое отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву» [15].

«В храме надо стоять смиренно, с благоговением, с искренним сердцем, с верою, – надо оставлять все свои дела, все житейские помышления, а не стоять в храме, размышляя о том, как бы собрать побольше денег или о чем другом» [16].

«Нигде мы так глубоко, искренно, всецело не входим в себя, как в храме, ибо тут особенно присутствует спасающий нас Бог, действует особенно Его благодать; тут при помощи церкви, молитв, чтений из Священного Писания, особенно псалтири, и церковных песней, стихир и канонов, человек познает себя во всей наготе, свое глубокое падение и растление» [17].

«В храме, особенно в храме происходит сопряжение душ верующих, ищущих Бога, с своим Первообразом, Первоначалом и Создателем, особенно во время Литургии и причащения святых Таин. Храм – небо земное с престолом Божиим» [18].

«Всей душой люби храм, благоговей к нему, ибо из него исходит твоя жизнь, твое освящение, твоя сила, помощь, слава, честь, из него вечная жизнь, тут все твои духовные сокровища» [19].

Продолжение (о Таинствах Церкви) следует.

[1] Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.М: Общество святителя Василия Великого, 1999.С. 70.

[2] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви.М.: Русский Хронограф, 2004.С. 19.

[12] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник.Т. 15.М.: Булат, 2006.С. 59.

[13] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви.М.: Русский Хронограф, 2004.С. 143.

[16] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов.СПб., 1909.С. 262.

[17] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви.М.: Русский Хронограф, 2004.С. 148.

Читайте также: