Бессмысленность жизни онегина трагедия человека цитаты

Обновлено: 21.11.2024

. В 26 лет так много пережить, не вкусив жизни: это смерть! В.Г.Белинский

Роман «Евгений Онегин» появился в 20-е годы девятнадцатого столетия, в период зарождения освободительного движения. Многие передовые люди из дворян стали остро сознавать неисправность, неустройство существующего общества. Автор романа был близко знаком со многими членами этих обществ. Как человек передовых взглядов, Пушкин в своем романе правдиво показал зарождение общественного самосознания. Говоря словами Белинского, «Пушкин показал русское общество в один из интереснейших моментов его развития».

В лице Евгения Онегина Пушкин изобразил молодых дворян, которые не умели найти цель в жизни. Образование, ум, честность не позволяли им жить, на старших глядя, идти по проторенной отцами тропе, в них пробудилось критическое отношение к действительности. Они не принимают старого, не могут жить по законам фамусовского общества, но и не могут вступить на путь борьбы. Но Пушкин не только изобразил лишнего человека в обществе, но и первым из поэтов показал причину появления таких людей.

Что же явилось причиной трагедии Онегина? Давайте вспомним воспитание Онегина.

«Легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно».

Он не был с детства приучен к труду, у него не было потребности трудиться, «Он был наследник всех родных», все ему было преподнесено. И, вообще, как сказал замечательный критик Белинский, «что-нибудь делать в обществе можно на основании общественных потребностей». У Онегина же их не было. Так «дожив без цели, без трудов до 26 годов, без службы, без жены, без дел ничем заняться не умел».

Онегин получил типичное для светского общества поверхностное образование. С детства он был далек от всего русского, национального, и всего одна строка, сказанная автором, обобщает эти две мысли: «француз убогий учил его всему шутя». И все же Онегин был довольно образованным молодым человеком в данном обществе, по крайней мере, он умел им казаться.

«Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».

Но «резкий, охлажденный ум», его пытливость, самообразование выделяли Онегина среди представителей светского общества. Он был выше их по уму, развитию, взглядам. В свои восемнадцать лет Евгений очень хорошо разбирался в людях, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, иных он очень отличал».

Он сразу оценил Татьяну и Ольгу, и его оценку мы узнали из диалога с Ленским.

«В чертах у Ольги жизни нет. Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне, я выбрал бы другую».

Отчуждение к светскому обществу и отсутствие близких отношений с народом делали Онегина лишним человеком. Праздное времяпрепровождение, балы, театры и жизнь «разнообразна и пестра и завтра то же, что вчера», ему стали надоедать. «Русская хандра им овладела понемногу», и Онегин «вовсе охладел» к жизни пустого света.

Онегин едет в деревню… Но и в деревне «скука та же… хандра ждала его на страже». Сделав преобразование, Онегин не доводит начатое дело до конца. Вот тут-то сказывается воспитание: «труд упорный ему был тошен» - это первое, а второе – он делал это, «чтоб только время проводить», у него не было определенной цели, программы. В деревне он также не может влиться в окружающую среду. Соседи не приняли его передовых начинаний, и «все решили так, что он опаснейший чудак». Но Онегин и сам не пытался сойтись с ними, так как его не занимали их «разговоры о вине, о псарне, о своей родне». Косность, консервативность интересов, пошлость, пустота, застой – это основные черты как столичного, так и поместного дворянства. И только с Ленским, выделявшимся среди помещиков, они сошлись, хотя и были совершенно разные люди: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Но именно все то новое, что было в Ленском, и привлекало Онегина. В отношениях с Ленским, в их разговорах чувствуются нотки эгоизма Евгения. Он ведет себя высокомерно, снисходительно, «он слушал Ленского с улыбкой». «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело».

Это интересные разговоры, затрагивающие буквально все темы: и философские, и исторические, и нравственные, «судьба и жизнь в свою череду, все подвергалось их суду». Несмотря на то, что Онегин щадил Ленского, относился к нему благосклонно, тем не менее и с ним у него произошел разрыв. Причиной этому также послужил эгоизм Онегина. Превосходя свет, Онегин не может подняться выше мнения светского общества и отказаться от дуэли. Его пугает «хохотня глупцов», честь для него дороже всего – «пружина чести мой кумир». Эгоизм Онегина можно видеть не только в сценах с Ленским. Давайте пронаблюдаем поведение Онегина при встрече с Татьяной в саду. Все время он держит себя высокомерно, мораль читает нравоучительным тоном. Несмотря на присущий и здесь ему ум, бросается в глаза дума только о своем счастье, волнуется только о себе, не желает разбираться в чувствах Татьяны. Но, как заметил В.Г. Белинский, «Онегин не холодный, не бездушный человек, он страдающий эгоист, эгоист поневоле».

Глубоко ошибается Евгений, думая, что счастье в личной свободе.

«Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибался, как наказан!»

В результате Онегин остается одиноким.

«Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный, для всех он кажется чужим».

В 26 лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав: это смерть! (В.Г. Белинский).

Пушкин показал своего героя со всеми его пороками, отрицательными чертами характера, но берет его под защиту, а судит светское общество. Пушкин «взял эту жизнь, как она есть…, взял ее со всем холодом, прозою и пошлостью».

Следующая цитата

Молодой человек в возрасте до тридцати лет – главное действующее лицо известного романа Александра Сергеевича. Он родился в богатой семье. Родители мало уделяли внимания ребенку, будучи занятыми своими делами. Его воспитанием занимался нанятый педагог из Франции. Молодость Евгения проходит в двадцатые годы девятнадцатого века. В юношестве счастливый, беззаботный парень особо ничем не увлекается. Он рано входит в светское общество, быстро адаптируется к его принципам жизни.

В романе Пушкин раскрывает актуальные проблемы: жизненные цели, личностное счастье, общественное положение людей. Ответить на вопрос, счастлив ли Евгений Онегин в юные годы, несложно. У него было все, о чем мог мечтать парень его возраста. Дворянин присутствовал на всех светских раутах, балах, театральных постановках, отдыхал в ресторанах. Это перестало приносить удовлетворение.

Получив наследство, Евгений покидает светскую жизнь, начинает осваивать дядин бизнес. Вскоре к нему он тоже теряет интерес. Ему скучно, одиноко, душа не способна чувствовать, отчего становится тоскливо. От хандры его могла спасти Татьяна, главный герой испугался потерять свою свободу.

Был ли счастлив Евгений Онегин – анализ романа Пушкина

  1. Ленский погибает от руки друга на дуэли. Учитывая ум, хитрость Онегина, он мог бы найти способ отказаться от дуэли. Владимир был искренним, добрым, открытым человеком, младшим его по возрасту. Но гордость не позволила Евгению уступить.
  2. Общественное мнение. Общество после дуэли изменило свое отношение к Евгению. Некоторые его осуждали, другие помалкивали, считали слабым. Самолюбие персонажа не смогло выдержать этого. Герой покидает свет, отправляется в деревню.
  3. Отказ Татьяны. Долгий период Онегин не виделся с девушкой. Встретив ее в Москве в совершенно другом амплуа, он понимает, что любит Татьяну. Однако она замужем и отказывает Евгению.

В это время можно достаточно ответить на вопрос, был ли счастлив Онегин. В юношестве он принимал за счастие балы, вечеринки и внимание дам, с возрастом жизненные ценности Онегина изменились. Он не нашел себя в путешествиях, в уединении, в обществе. Причина одиночества героя заключается в его самовлюбленности, неумении ценить и проявлять любовь.

Почему Онегин не сумел стать счастливым человеком

К концу романа Онегин окончательно разочаровался в жизни. Он не смог реализовать себя, найти применение своим талантам. За все время герой не ощутил искренних чувств. Автор помогает ему, устраивая знакомство с Лариной, но Евгений отвергает любовь женщины, предпочитая свободу.

Ленский становится приятелем героя, они находят общий язык, однако для него эта дружба заканчивается смертью. Онегин не научился ценить людей, посланных ему судьбой, поэтому так и не обрел счастья. Причины, почему герой не стал счастливым:

  • Чрезмерная любовь к себе;
  • Неумение сострадать, ценить других людей;
  • Пренебрежительное отношение к дружбе, отношениям;
  • Эгоистичная натура.

В итоге желание персонажа сбылось – он остался полностью свободным, однако это не принесло счастья Евгению.

Следующая цитата

Пушкин дописал самый большой роман в 1830 году. Произведение выполнено в стихотворной форме, носит лиро-эпический характер. Структура «Евгения Онегина» основана на сюжетной линии с эпическим началом и лирической тематикой. Авторские комментарии, отступления символизируют мотивы лирики. Татьяна и Евгений – их любовная история указывает на эпические настроения.

Главной темой романа является обширное описание русской жизни. Автор поднимает вопросы бытового, воспитательного характера. В произведении «Евгений Онегин» проблематика достаточно разносторонняя. Писатель говорит о столичной, светской, деревенской жизни. Раскрывает суть занятий, нравов, типичных пороков и достоинств персонажей того времени. Многие проблемы в романе «Евгений Онегин» остаются актуальными на сегодняшний день.

Проблематика «Евгения Онегина» – кратко об основном

Белинский отдельно выделяет энциклопедизм повествования Александра Сергеевича. Он отмечает сходство отображения русского быта в книге и общий национальный взгляд на бытие человека. В романе рассмотрена первая четверть девятнадцатого века. После завершения отечественной войны Александр Первый считается освободителем, он получает благословение в странах Европы. Поэт описывает неспокойное общество, ожидающее перемен, освобождения. Если исходить из энциклопедизма романа, проблематика произведения «Евгений Онегин» следующая:

  1. Смысл и цель жизни. Для людей героем был декабрист, они стремились к новой жизни, переменам – это было смыслом, целью. После восстания жители страны переоценили приоритеты, кардинально изменились их взгляды на окружающий мир. Писатель старается подчеркнуть значимость человеческих качеств, духовности, независимо от происходящих событий.
  2. Развитие России. Страну признали в Европе, границы с западными соседями открылись. Государство стало полноправным членом мирового общества после поражения Наполеона. Люди прониклись западными манерами. Писатель рад, что просвещение пришло на родину. Он боится за сохранность национальных традиций, индивидуальности народа. Два персонажа – русская девушка Татьяна и ориентированный на Европу Евгений – указывают на противостояние между ценностями.
  3. Социальная справедливость. Идеал писателя – свободная жизнь, равноправие. Он стремится показать читателю, что все люди равны, каждый сам управляет своей жизнью.

Нравственные проблемы в романе «Евгений Онегин»

Рассмотрим нравственный аспект в произведении на примере главных героев. Пушкин большое внимание уделяет взаимоотношениям между людьми, их чувствам, эмоциям. Каждый герой обладает уникальными чертами характера. Ключевые нравственные проблемы – «Евгений Онегин»:

  • Сопоставление реальности и мечты. Яркий пример – смертельная дуэль главных героев, образ Лариной. Татьяна в начале романа – простая, мечтательная девушка. После переезда в Москву она превращается в солидную даму, выходит замуж. Женщина не отрицает, что любит Онегина, но в реальности она замужем, верна и предана супругу;
  • Долг и чувство. Писатель рассуждает о чувствах и ответственности. На примере персонажей он реализует различные ситуации, в которых герои поступают на основании эмоций или точного расчета;
  • Отношения общества и человека. Автор противопоставляет толпу и личность, индивидуальность и общность. Эгоистичная натура Евгения при встрече с искренностью, подлинностью Лариной оказывается внутренне неспособной. Мужчина не может почувствовать любовь, отрицает влюбленность. Герой остается одиноким.

Главные проблемы произведения «Евгений Онегин»

Сопутствующая проблематика романа «Евгений Онегин» включает в себя следующие противоречия:

Следующая цитата

Первая четверть 19 века… Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из них стали декабристами. Среди них – прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие – молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь «проклятыми вопросами». Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате – «хандра», тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В «Евгении Онегине» он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашедшего своего пути.

Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой». Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка», «бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.

В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно, Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет «без цели, без трудов». Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться «славы, денег и чинов,» - все это выделяет его из помещичье среды. Поэтому соседи-крепостники признают его «опаснейшим чудаком», как и грибоедовского Чацкого – фамусовское общество. Их страшит, что «задумал наш Евгений порядок новый учинить»: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает, как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, испугавшись «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких. И, наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не может откликнуться на живое, искренне чувство Татьяны.

По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они «никогда не становятся на сторону правительства», но и не могут «стать на сторону народа». В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты «лишнего человека», которые потом развернутся в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова.

Сочинения по литературе: В чем трагедия евгения онегина Первая четверть XIX века. Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из, них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие - молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь "проклятыми вопросами". Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не-позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы.

В результате - хандра, тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В "Евгении Онегине" он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашед-.шего своего пути. Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который "учил его всему шутя", "не докучал моралью строгой". Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал" и "кланялся непринужденно", в разговоре мог "коснуться до всего слегка", "бранил Гомера.

Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом". Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской. В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями.

Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет "без цели, без трудов". Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя.

Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться "славы, денег и чинов" - все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его "опаснейшим чудаком", как и грибоедовского Чацкого - фамусовское общество. Их страшит, что "задумал наш Евгений порядок новый учинить": барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет.

Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как "дико светская вражда боится ложного стыда", сплетен Зарецких.

И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны. По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они "никогда не становятся на сторону правительства", но и не могут "стать на сторону народа". В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов.

В Онегине зарождаются черты "лишнего человека", которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.

Первая четверть 19 века… Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из них стали декабристами. Среди них – прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие – молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь «проклятыми вопросами». Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате – «хандра», тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В «Евгении Онегине» он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашедшего своего пути.

Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой». Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка», «бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.

В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно, Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет «без цели, без трудов». Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться «славы, денег и чинов,» - все это выделяет его из помещичье среды. Поэтому соседи-крепостники признают его «опаснейшим чудаком», как и грибоедовского Чацкого – фамусовское общество. Их страшит, что «задумал наш Евгений порядок новый учинить»: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает, как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, испугавшись «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких. И, наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не может откликнуться на живое, искренне чувство Татьяны.

По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они «никогда не становятся на сторону правительства», но и не могут «стать на сторону народа». В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты «лишнего человека», которые потом развернутся в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова.

Евгений Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность - основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь. Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда - хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления. В романе "Евгений Онегин" он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.

Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его "всему шутя". Евгений, "забав и роскоши дитя", получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Cвem решил,

Что он умен и очень мил.

Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они - истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.

Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. "Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав. ", - писал В. Г. Белинский.

Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским. Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина. Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь;

Он должен был обезоружить

Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять "свою постылую свободу". А когда понял свою ошибку, было уже поздно. Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться "в бездействии пустом". Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.

Онегин, по справедливому замечанию Белинского, - "лишний человек", "страдающий эгоист", "эгоист поневоле". Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям. Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой. "Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!" (В. Г. Белинский

Первая четверть XIX века. Победоносно завершилась битва 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели большой уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из,них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие - молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие существовать в свое удовольствие и не задаваясь "проклятыми вопросами". Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не-позволяли им ходить проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате - хандра, тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и сильно исследовал эту проблему. В "Евгении Онегине" он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашед-.шего своего пути.

Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который "учил его всему шутя", "не докучал моралью строгой". Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал" и "кланялся непринужденно", в разговоре мог "коснуться до всего слегка", "бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был основательный эконом". Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от реальности, особенно от русской.
В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет "без цели, без трудов". Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание ходить опробованными путями, чтобы достичь "славы, финансов и чинов" - все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его "опаснейшим чудаком", как и грибоедовского Чацкого - фамусовское общество. Их страшит, что "задумал наш Евгений порядок новый учинить": барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто чурается общения с соседями. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет совершать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как "дико светская вражда боится ложного стыда", сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он более того не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны.

По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они "никогда не становятся на сторону правительства", но и не могут "стать на сторону народа". В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты "лишнего человека", которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.

Читайте также: