Авторская оценка базарова цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Чтобы понять противостояние «отцов и детей» в романе Ивана Сергеевича Тургенева, необходимо рассмотреть цитатную характеристику Базарова, представителя поколения «детей».

Внешность

Евгений Васильевич Базаров имеет следующие внешние описания: «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», «длинные пальцы».

Характер

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» – личность исключительная. Рассмотрим характер Базарова с цитатами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя так: «<…> ведь я гигант».

Несмотря на дворянские корни, главный герой не считал себя дворянином: «<…> отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Базаров утверждал: «Изящная сторона жизни мне недоступна».

Базаров вел себя по отношению к другим людям просто, ему свойственны «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Как отмечается в повествовании, Базаров никогда не «сочинял».

Центральный персонаж романа не боялся постоять за себя и говорить все то, что он думает: разговаривал он «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово».

В обществе Базаров вел себя следующим образом: «Он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней». Чаще всего главный герой был холоден к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

Базаров – человек трудолюбивый, он занимается медициной: «Главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

Взгляды

Евгений Базаров презирает представителей аристократического общества: «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».

Главный герой романа «Отцы и дети» – нигилист, он ко всему относится с критикой: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!». Как представитель нигилизма Базаров говорит о том, что они «ни перед кем не преклоняются».

В соответствии со своими убеждениями Базаров отрицал любовь, считал ее «чувством напускным». Герой «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Не признает Базаров и любое проявление искусства, считая, что наука важнее: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Следующая цитата

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите:
- Все статьи о Евгении Базарове
- Все материалы по роману "Отцы и дети"


Краткая характеристика Евгения Базарова

Характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности и характера


Евгений Базаров является другом Аркадия Кирсанова:

"Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. " (глава IV)

О внешности Базарова известно следующее:
". человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. " (глава II)
"Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. " (глава XVI)
"Не правда ли, какое у него славное лицо. " (глава XIV)
"Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. " (глава II)
". в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре. " (глава XXV)

Евгений является бедным, но гордым человеком:
"Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. " (глава XXVI)

Он учится на доктора:
"Он в будущем году хочет держать на доктора. " (глава III)
"А! он по медицинскому факультету. " (глава III)


Он является самоуверенным человеком:
". показал Николаю Петровичу все свое лицо. . оно. выражало самоуверенность и ум. " (глава II)

"И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!" (глава XXVII)

Следующая цитата

"С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы. <. >

Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм. Даже отхлестали мы его и за Кукшину, за эту прогрессивную вошь, которую вычесал Тургенев из русской действительности нам на показ, да еще прибавили, что он идет против эманципации женщины." (Ф.М. Достоевский "Зимние заметки о летних впечатлениях", глава III, 1863 г.)

Критик М. А. Антонович:

"И вот желанный час настал; давно и с нетерпением ожидаемый. роман явился наконец. , ну, разумеется, все от мала до велика с жаром бросились на него, как голодные волки на добычу. И начинается всеобщее чтение романа. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать. А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым. <. >

Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. <. >

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, - впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души. "
(статья "Асмодей нашего времени", 1862 г.)


Критик П. В. Анненков:


Критик, публицист Н. Н. Страхов:

". Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии. <. >

Гоголь об своем "Ревизоре" говорил, что в нем есть одно честное лицо - смех; так точно об "Отцах и детях" можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова - жизнь. <. >

Мы видели, что, как поэт, Тургенев на этот раз является нам безукоризненным. Его новое произведение есть истинно поэтическое дело и, следовательно, носит в себе самом свое полное оправдание. <. >

Критик и публицист В. П. Буренин:


Критик Д. И. Писарев:


М. Н. Катков, публицист, издатель и критик:


". все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого первоклассного таланта; ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена навеки мимолетная фаза нашей жизни. "
(М. Н. Катков, "Роман Тургенева и его критики", 1862 г.)


Отзыв в журнале "Библиотека для Чтения":

Критик А. Скабичевский:


Ю. Г. Жуковский, литератор и экономист:


"Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова. <. > Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом. "
(Ю. Г. Жуковский, статья "Итоги", журнал "Современник", 1865 г.)

Следующая цитата

2. Общественно-политические взгляды

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».

Теория расчистки места.

Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».

3. Отношение к народу

И в то же время презирает народ.

4. Философские взгляды

«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».

Не признает философию

«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».

5. Жизненное кредо

«Принципов вообще нет, а есть ощущения».

«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».

6. Эстетические взгляды

Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Рафаэль гроша медного не стоит».

«Природа не храм, а мастерская…».

«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично».

7. Отношение к женщине, любви

«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».

«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».

Следующая цитата

Самое важное значение играет образ Базарова в романе «Отцы и дети». Иван Сергеевич Тургенев в этом герое смог показать новое для того поколения явление нигилизма.

Общая характеристика

Евгений Базаров, в отличие от Аркадия Кирсанова, не имеет дворянского происхождения. Дед его «землю пахал», а отец его был простым лекарем. Принято считать, что Базаров – разночинец, который всего добился собственными силами. Несмотря на свою бедность, Евгений – человек гордый, который «милостыни еще до сих пор не принимал». С самого детства главный герой занимается естественными науками, учится на медицинском факультете и хочет стать опытным врачом, поэтому часто ставит различные эксперименты.

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.

Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Базаров – умный человек, с помощью своих способностей он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центрального персонажа отличает деятельность и трудолюбие. В то же время герой довольно прост, в нем совершенно отсутствуют все черты, свойственные светскому обществу. Он не танцует на балах и не любит говорить «красиво». Речь Базарова коротка и однозначна. Все манеры его отличаются развязностью и небрежностью. Он любит шутить над людьми, насмешливо отзываться о ком-то. И в то же время он довольно строг со всеми людьми. Базарова можно назвать человеком самоуверенным и даже надменным. Он привык быть один, поэтому поведение его холодно и резко. Базаров не привык раскрывать другим людям все свои искренние чувства и эмоции.

Нигилизм

Характер центрального персонажа романа «Отцы и дети» ярко проявляется в его теории. Нигилизм Базарова предполагает отрицание всех общепринятых норм. Его отношение к любви, к искусству, к природе совершенно не похоже на отношение к этого обычного человека.

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

В идеологическом споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров выступает против дворянства, считая, что оно уже не способно двигать общество вперед. Он считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже совершать преобразования.

В любовь главный герой не верит, считает, что это «чувство напускное». Брак тем более вызывает у Базарова пренебрежение.

Относительно искусства Базаров-нигилист выражался так: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». По мнению героя, «Рафаэль гроша медного не стоит». Искусство никогда не сможет сравниться с точными науками: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

Необычно высказывание Базарова про природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.

Читайте также: