Цитата нет не видел я там никакого бога
Обновлено: 06.11.2024
Эта расхожая фраза сегодня воспринимается как шутка, и даже как пародия на неудачные аргументы атеистов в спорах с верующими. Происходит она из легенды о приземлении Юрия Гагарина после его полета в космос. Известно, что первыми его обнаружили не специалисты из спасательного отряда, отправленного на его поиски, а местные жители. И вот, поняв, кого они встретили, те якобы спросили Гагарина: «Так ты на небо летал?» «Да», отвечал космонавт. «А бога там видел?» «Нет, не видел я там никакого бога».
Казалось бы, «аргумент» не выдерживает критики. Действительно, любой грамотный современный богослов без труда объяснит вам, что бог не обитает в материальном мире, да и само слово «обитает» к богу неприменимо, что сущность бога духовна и находится вне пространства и времени, ну и так далее.
Но не все так однозначно. Одно дело — плоды изощренных умозаключений поднаторевших в схоластике теологов. Другое — представления обычных верующих. Первых ничего не сможет переубедить, ведь богословие — их хлеб. А вот представления рядовых адептов религии часто более наивны, им не хочется помещать бога в какую-то абстракцию, они пытаются поместить его куда-то в наблюдаемый, реальный мир.
Практически все современные религии (по крайней мере, те, с которыми нам приходится сталкиваться) связывают свои представления о сверхъестественных силах с изначальными понятиями «верх» и «низ». Дьявольские, злые, агрессивные, иногда просто примитивные силы именуются «низшими», «инфернальными» и располагаются где-то внизу. Достаточно вспомнить, что другое название ада — «преисподняя». Напротив, божественные, благие, созидательные силы — высшие, и располагаются где-то в районе небес. Этот взгляд на вещи отражен и в священных книгах, и в ритуалах (куда возводят глаза молящиеся?), и в текстах молитв («Отче наш сущий на небесах»). Абсолютные понятия «верха» и «низа» прочно вошли в религиозную картину мира.
Именно поэтому осознание факта шарообразности Земли и относительности этих понятий и вступило в серьезное противоречие с религиозным сознанием. Средневековые схоласты, правда, не испытали от этого никаких затруднений, напротив, активно использовали взгляды Аристотеля, который считал Землю шаром. Но на то они и схоласты. А простые верующие, в том числе и священники, испытывали немалые затруднения, пытаясь примириться с шарообразностью нашей планеты. Отсюда и гравюры с «протыканием купола небес», и объявление «веры в антиподов» ересью.
Но шарообразность Земли оставляет одну лазейку для сохранения места для бога в мире. Это — небо, космос. От того же Аристотеля пошло представление о двух мирах. «Подлунном» — мире, где все переменчиво, конечно, смертно, несовершенно. И «надлунном» — мире неизменного безграничного совершенства. Именно в этот абсолютно идеальный космос и помещает верующий место обитания своего бога.
Полет человека в космос показал, что небеса — вовсе не обитель высших существ, а просто еще одна часть мира, которую человек может посетить, да к тому же еще и использовать себе во благо (а иногда, к сожалению, и во вред). Гагарин произвел своего рода десакрализацию небес. Конечно, религия не проиграла окончательно. Но ей пришлось отступить, переселяя своих богов куда-то в астральный мир, в обитель «тонких материй». В места, уже занятые всяческой магией и эзотерикой, с которыми она вынуждена конкурировать и смешиваться, неизбежно теряя изначальную фундаментальность.
Вот потому-то и не так уж смешна и бессмысленна фраза про то, что не видал Юрий Алексеевич в космосе бога. И не зря День Космонавтики многие атеисты считают своим праздником.
Следующая цитата
Фразу о Гагарине, не повстречавшем Бога в космосе приписывают и самому Юрию Алексеевичу, и его брату, и Хрущеву.
Если отбросить все идеологические пристрастия и вдуматься в её суть, то сказано следующее: первый космонавт не оказался в ситуации, когда по случайному стечению обстоятельств мог бы наткнуться на Бога во время следования по орбите Земли. Нет, если вы сейчас с документами в руках сможете мне доказать, что среди целей запуска косметического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным стояли поиски в космосе Бога. Ладно, покажите мне более позднюю программу космических исследований, в которой хоть одним дополнительным пунктом стоит поиск Бога; где прописаны реальные методики, приведен перечень инструментов и т.д. Не покажете?
Тогда с какой стати эта фраза должна каким-то образом повлиять на верующих? С чего бы вдруг, вообще, искать Бога в космосе? Только потому, что некоторые отождествляют космос с небом? Не иначе, как в силу предрассудков. Не предрассудков о небе, а противоречащих реальной истории и советскому законодательству сказке о том, что верующие - все поголовно неучи. Ага. общеобязательное советское школьное образование профилонили в трех классах церковно-приходской школы, упраздненной в 1917 году. Причем все родившиеся после 1917 года тоже (во временном кармане) неким фантастическим образом не получили советского атеистического образования и воспитания.
Если же откинуть наивную слепую убежденность в превосходство собственной эрудированности науковеров, остается вопрос, отчего несостоявшаяся встреча в космосе Гагарина и Бога никак не сказалась на вере? Выпад про Бога Небесного нацеливался на авраамические религии. Вот тут-то мнимая эрудированность и сыграла с атеистами злую шутку. Открыли бы первую книгу Библии и прочитали бы первую строчку:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Иными словами, Бог где-то обитал до того, как занялся творением неба и земли. И если уж хотели застать Его «в естественной среде обитания», то искать следовало именно там.
Ограничивается ли вера конкретной планетой - Землей и ее небом-атмосферой? Преподобный Ефрем Сирин (
306–373гг н.э) писал:
«В начале сотворил Бог небо и землю», – то есть сущность неба и сущность земли.
Итак, в четвертном веке нашей эры христианство не отождествляло термин «небо» с атмосферой или космосом. Так с чего бы вдруг в двадцатом веке что-то поменялось? Для удобства аргументации атеистов? Да и есть ли смысл искать Бога в космосе, когда свидетели о встречи с Ним в космосе не бывали? Может, чтобы разглядеть очевидное не обязательно прибегать к чрезвычайным мерам.
Следующая цитата
Предлагаем Вашему вниманию рассказ о том, как приснопоминаемый архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975) произнёс слово в церкви о первом полёте человека в космос. Вспоминает шофёр Владыки [1] :
Владыку вызывает к себе уполномоченный Вохменин Степан Романович и говорит: «Иван Михайлович, надо сказать проповедь в отношении этого “чуда”».
Я везу Владыку домой, он на заднем сидении сидит, смотрю в зеркало, вижу — Владыка так пальцами крутит (всегда так делает, когда активно думает). «Так вот, — говорит, — Захар Иванович, давай будем готовиться. Проповедь надо сказать о Юрии Гагарине». — «Ох, ох! — отвечаю, — что же Вы будете говорить, Владыка!?» — «Что-то буду».
Приехали домой. Я наблюдаю. Он ходит по комнате. (Обычно, если к проповеди готовится, то ходит, с собой разговаривает).
Наступил день, когда надо произносить проповедь. Владыка вышел, как обычно, и начал примерно так:
«Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы — последнее событие произошло: наш молодой человек — Юра Гагарин — побывал в космосе! И оттуда вернулся! А ему, когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал: “Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?”
И так продолжил Владыка: «Юрий Гагарин Бога не видел… а Бог его видел! И благословил!»
Вохменин удивлялся, что же Владыка будет говорить? А он вот что сказал. Я записал проповедь Владыки на бумагу и передал уполномоченному.
12 апреля 2006 г.
[1] Воспоминания шофёра Владыки Захара Ивановича Самойленко приводятся по книге «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф.», Москва, Паломник, 2004 (стр. 157-158).
Следующая цитата
10 июля церковь вспоминает об обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского. Этот подвижник – один из самых ярких представителей старчества. Его считают прообразом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
Амвросий Оптинский |
Преподобный Амвросий Оптинский ( в миру Александр Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года. Он учился в Тамбовской семинарии и преподавал в Липецком духовном училище. В 1842 году принял монашество. В 1860 году стал главным духовником Оптинской пустыни. Внешняя жизнь старца в скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Для русской культуры большое значение имели тесные отношения Преподобного Амвросия с писателями и философами – Федором Достоевским, Константином Леонтьевым, Львом Толстым и Василием Розановым. Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года и был похоронен в Оптиной пустыни. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Вспомним самые мудрые наставления Преподобного:
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.
Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Страх Божий есть начало очищения совести.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
Читайте также: