Цитаты из сериала территория 2020

Обновлено: 21.12.2024

После выхода «Игры на выживание» стало понятно, что у российского зрителя есть запрос на динамичные истории с интригой и непредсказуемым сюжетом. На те самые сериалы, в которых может произойти все, что угодно. Долго ждать очередной подобный проект не пришлось. Уже 12 октября на экраны выходит «Территория», и судя по трейлеру, нас ждет очень интригующее путешествие в мир мистических событий.

Давайте разбираться, в чем же главные фишки «Территории», и чем на этот раз нас попробуют удивить создатели?

Сюжет

Уже в трейлере было показано немало странных и пугающих вещей Уже в трейлере было показано немало странных и пугающих вещей

Главный герой 19-летний Егор Чудинов отправляется в леса Пермского края, чтобы найти родителей. Мама и папа юноши пропали во время этнографической экспедиции. В опасной миссии Егора сопровождают дядя Николай и две случайные попутчицы.

Довольно быстро становится понятно, что местные обитатели живут по своим законам и поклоняются неведомым богам. Продвигаясь вглубь лесов, Егор и его спутники сталкиваются с паранормальными явлениями, которые невозможно объяснить логически. Однажды они сделают шаг на запретную территорию, и вернуться к прежней жизни после этого уже не смогут.

Сюжет очень интригующий и вместе с тем оригинальный. Уже в синопсисе создатели заявили и коми-пермяцкую мифологию, и отшельников-староверов, живущих в землянках. Да, и в трейлере было немало странностей.

Главное отличие «Территории» от все той же «Игры на выживание» - это колорит. Создателей «Игры» многие обвиняли в подражании западу. Мол, сюжет заимствован из американских сериалов, а иногда серии полностью копируют концепты голливудских картин. В новом проекте от ТНТ, видимо, все будет совсем иначе. По крайней мере, сценаристы постараются изучить уникальную религию и мифологию Пермского края, нанизывая на нее свой сюжет.

Видимо, отечественные киноделы наконец-то поняли, что культура России настолько многообразна и уникальна, что следует перестать озираться на запад. Достаточно всего лишь приехать в провинцию, а там уже сюжеты найдутся сами собой.

Чудь — кто это?

За несколько дней до премьеры создатели решили немного раскрыть карты и намекнули, что злодеи в сериале - не просто безымянные отшельники, а потомки мифического народа чудь. Кто же это такие? В нескольких регионах России существует миф о неком древнем народе, который обитал на территории страны еще до распространения христианства.

Когда в зоне обитания чуди появились русичи, местные не захотели с ними общаться. Они решили скрыться под землей: вырыли огромные землянки, подрубили столбы и оказались погребены под землей.

Следующая цитата

Чем закончился сериал «Территория» — этим вопросом сейчас задаются тысячи людей по всей стране. А причина в том, что 7 серия оказалась настолько странной, что многие ее просто не поняли. На самом же деле, ларчик открывается крайне просто, если сразу приглядываться к деталям.

Но для начала о сюжете. Главный герой Егор в сопровождении своего дяди Николая отправляется в леса Пермского края на поиски родителей. Те пропали здесь во время экспедиции. Сразу же после приезда с персонажами начинают происходить странные события, связанные с местными поверьями.

На первый взгляд, все выглядит очевидно: герои двигаются из пункта А в пункт В с конкретной миссией. Все персонажи выглядят положительно, но такое впечатление складывается только до седьмой серии. Тут уже сценаристы разгулялись на полную катушку: добавили неожиданный твист, закрутили мистику по максимуму и в итоге вывернули все так, что зрители ничего не поняли.

Многих персонажей так толком и не раскрыли Многих персонажей так толком и не раскрыли

Внимание! Дальше будут сплошные спойлеры, подробное описание финала истории. Поэтому, если вы еще не смотрели сериал, то лучше не читайте.

Объяснение концовки

На самом деле, «Территория» закончилась очень даже понятно. В последней серии выясняется, что Николай — злодей, медвежий шаман, который хочет завладеть силой представителя древнего народа чудь. Он знает, что дед Егора был как раз из числа чуди, поэтому сначала заманивает в леса Пермского края родителей юноши. Он хочет, чтобы отец Егора нашел Пама, местного лидера чуди, этакого полубога. Но из этого ничего не выходит.

Именно поэтому Николай заманивает в леса уже самого Егора под предлогом поиска родителей. И вот в седьмой серии юноша все-таки встречается с Памом. Оказывается, что Пам уже давно умер, а его сила перешла к Егору в далеком детстве.

Герой Мерзликина оказался главным злодеем Герой Мерзликина оказался главным злодеем

Из воспоминаний главного героя мы узнаем, что будучи ребенком, Егор стал свидетелем убийства: он видел, как Николай расправился с его дедом. Тогда злодей попытался убрать и мальчика, но в ребенка перешла сила от деда, и именно это его и спасло. Отсюда у персонажа шрам на шее. Вот только мальчик ничего этого не помнил.

Но что же произошло с Егором после того, как он встретился с Памом и вспомнил все произошедшее? Очень просто: главный герой вернулся к начальной точке: к тому моменту, когда он внимательно разглядывал что-то на глубине колодца. Оказывается, все произошедшее с середины первой серии до кона седьмой было видением Егора. Это видение понадобилось ему, чтобы:

  • понять, кем является Николай на самом деле;
  • не допустить смерти двух девушек;
  • выпустить наружу свою силу.

Таким образом, не было ни столкновения с местными жителями, ни смерти Тани, ни смерти мамы Егора. Он просто прокрутил в своей фантазии все, что может произойти.

В итоге сериал заканчивается тем, что девушки не идут за Николаем и Егором. А вот главные герои удаляются, отправляясь в свое путешествие.

Второй сезон

Разумеется, после окончания седьмой серии зрители сразу же задались вопросом: а будет ли второй сезон? На самом деле, сценаристы поступили очень умно. С одной стороны, история выглядит незаконченной и есть пространство для дальнейшего развития сюжета. Если второй сезон и будет, акцент сделают на борьбе Егора и Николая. Ведь никто же не думает, что Медвежий шаман так просто сдастся?

Если же сериал не продлят, то история в принципе логично закончилась. Понятно, что теперь Егор не будет ведомым и наверняка расправится со злодеем за кадром. Насколько я знаю, рейтинги «Территории» были не так уж высоки, так что не факт, что мы увидим новые серии.

Если спросите мое мнение, то сериал не оправдал ожиданий. Первые серии получились скомканными. Сначала зритель вообще не понимает, что происходит, кто все эти люди, и что они делают. То есть мы находимся примерно в том же состоянии, что и Егор. Где-то к середине сюжет и вовсе подвисает, становится неинтересно.

Следующая цитата

Это российский мистический телесериал, снятый режиссёром Игорем Твердохлебовым. У 19 -летнего Егора Чудинова пропали родители: они отправились в этнографическую экспедицию по Пермскому краю и не вернулись. Вместе со своим дядей Николаем Егор отправляется на поиски. В путешествии к героям присоединяются студентки-филологи Надя и Таня. Всем вместе им предстоит познакомиться с коми - пермяцкой мифологией, продвигаясь вглубь территории, которая живёт по своим правилам и законам.

Егор пытается разобраться, что же произошло Егор пытается разобраться, что же произошло

Сериал погружает нас в мифологию и сказки этого края. С каждой новой серией, сюжет закручивается и становиться интереснее смотреть. Здесь и икотка (детки ведьмы) и сами ведьмы, и шаманы, охотники, местные жители со своими обычаями.

Далее слова из статьи:

Знаете, как заканчивается сериал из семи серий? Оказывается, что главному герою… все приснилось. Ну, точнее привиделось, но не суть – сериал заканчивается там, где началась первая серия. И Егор, увидев плохой финал этой истории, решается не впутывать друзей и просто уходит куда-то с дядей. Все. Титры.
Я такой прием в фильмах всегда называю «творческим бессилием». Потому что видно, что сценаристам стало в какой-то момент лень сводить концы с концами и они такие: «О, давайте сделаем так, что все это случилось в параллельной реальности и главный герой потом просыпается». Как говорил герой известного русского хоррора «Хэппиэнд!».

Автор посчитал, что Егору все привиделось и на этом сериал заканчивается.

А на самом деле, давайте, вспомним сюжет и все сюжетные линии сериала.

Как понять, что Николай -предатель?

Николай Николай

Сначала, когда Шура предупреждала Егора, что Медвежий шаман близко, а он является Памом (об этом чуть позднее, поможет разобраться с финалом). У ведьмы висела фотография Николая (дяди Егора), он же ее и спрятал. Можно, предположить, она родственница Николая, может его бабушка, так как он из этих мест. А семья Егора его просто усыновила. Именно, эта ведьма и подсадила икотку Тане. А Егору, она случайно попала, через поцелуй с Таней. Далее, Надя призывала заклинаниями Медвежьего шамана, чтобы он спас от охотников, а она обещала стать его женой.

Надя призывает Медвежьего шамана Надя призывает Медвежьего шамана

Мы видим, что Наде плохо и у нее возникают чувства, они идут в кино и даже промелькивает сюжетная линия, с любовью, но для шамана цель дороже всего. Шура гоняется за ним и пытается застрелить, но и видения, которые подбрасывает Егору, икотка, кто убил его деда.

Опять же выдержки из статьи:

Зачем чудь приютила дядю Егора, если этот народ умеет видеть будущее? Зачем дядя Егора издевался над матерью парня? Куда ушел отец Егора и куда он пропал? Сотни вопросов, которые не смогли закрыть сценарием и просто сказали: «Ну, ему все приснилось, отстаньте».

Теперь, зачем же Николай украл родителей Егора?

родители Егора родители Егора

Отец Егора, был прямым потомком народа чудь, так как дед Егора - был самим чуди. Николай за тем и убил дедушку Егора, чтобы забрать его силу. Отец должен был пойти к пану и попросить его силу, так как Николаю отказали в этом. Но отец, испугавшись сбежал, оставив там свою жену. Поэтому Егор и нужен был Николаю, чтобы он забрал силу у Пама, а он бы уже забрал у него. В этом ему бы помогла мать Егора, так как он бы не бросил её здесь, и все бы отдал за её спасение.

Что же случилось с этой силой чуди? И кому она досталась?

На протяжении всех серий, мы обращаем внимание, что у Егора есть шрам на шее и он боится воды. Когда Николай убивает деда, внук - Егор стал свидетелем этого. Убийство произошло в ванной ( вот откуда боязнь воды). Николаю приходится убить Егора, полоснув по шее (вот откуда шрам). Но дед спасает своего внука и передает ему силу. После этого, он оживает.

видно шрам видно шрам

Икотка, которая жила в Егоре, чувствовала его силу, поэтому помогала. Вспомним, в начале водитель автобуса говорит, что икотка помогает лишь сильным шаманам, но их совсем, почти, не осталось.

Когда Егор пришел к Паму, он уже умер и силу, он получить не мог. Но в его воображении, он встретился с паном, и тот намекает ему, что он уже обладает силой.

Вернувшись к дяде, Егор ничего отдать ему не может, так как Пама нет. Между ними происходит схватка и Егор своей силой, возвращает все как было, на начальную точку.

Поэтому вернувшись к колодцу, он не берет свою любимую девушку Таню, так как все помнит, и понимает, что между ним и дядей должна произойти схватка, одновременно, спасая и Надю, которую убил Николай.

Следующая цитата

В центре сюжета нового хоррор-сериала «Территория» — история 19-летнего Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в ходе этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой, Памом и другими.

Икотка

close

Premier

Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

В своей книге «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции» фольклорист и антрополог Ольга Христофорова выделяет такие качества, как владение речью носителя (человека) и наличие собственного имени. При этом она указывает на частую ошибку, которую допускают исследователи, трактующие наличие имени как проявление антропоморфизма икотки.

«Несмотря на указанную тенденцию к приписыванию человеческого облика говорящей икоте, наличие членораздельной речи и имени не обязательно предполагает антропоморфность мифологического персонажа. Так, наши информанты затруднялись сказать об икотах по имени Василий Иванович, Федор Иванович и других, кто же именно — человек или не человек — «сидит» внутри своей «хозяйки», — пишет Христофорова.

«Мы называем это явление «икöта» (звучит — икэтá), а по-русски это шева, был распространен на Русском Севере. «Икöта» — это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы», — уточнил специалист.

Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру».

«В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка (вот представил по сериалу — летит по ветру такой жирный червяк). Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно», — отметил он.

Ворса

close

Premier

Еще один яркий персонаж коми-пермяцкого фольклора, о котором упоминали в «Территории», — хозяин леса ворса. В сказках ворса чаще всего принимает облик медведя, что не мешает ему преодолевать огромные расстояния с помощью полета над лесом. Его голос сравнивали с голосом филина, а появление — со смерчем.

«Медведю как хозяину леса (лешему) принадлежала власть над всеми дикими животными, а позднее его власть распространяется и на домашних животных. Подтверждением этого является традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу скота, причем первоначально ее писали медведю-лешему, а впоследствии святым — покровителям домашнего скота», — писала кандидат культурологии Академии маркетинга и социально-информационных технологий Юлия Кошкарова в своей работе «Пермская модель архетипического образа медведя».

Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

«Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии в том, что они являются охранителями природы и ее богатств, следят за балансом в природе, наказывают жадных охотников и рыболовов. Духи помогают людям, но и могут их наказать. В случае наказания насылают на человека «мыжу» — проклятие духов, богов и предков», — пояснил Гагарин.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

«Черöшлан (черэшлан) — буквально «вешание топора». Это магический обряд проводится, когда на человека наслал кто-то «мыжу» — проклятие. Богов, духов и предков много, и иногда трудно узнать, кто человека проклял и за что. Вот и делают этот обряд, чтобы узнать имя наславшего «мыжу». А как только узнают — делают специальные обряды, чтобы умилостивить его».

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.

«Что касается персонажа, который напоминает лешего, то здесь верно показан только ритуал обмана лесного хозяина — если он заплутает человека в лесу, заведет его в чащу, то надо вывернуть всю одежду. Тогда можешь выйти из леса и найти верную дорогу», — сказал Гагарин.

Он подчеркнул, что всего в коми-пермяцкой мифологии есть целых четыре персонажа, которые подходят под описание того, что традиционно называют «лешим».

«Это Ягморт — дух-покровитель сосновых боров и опушек, с женой Яг-инь. Это Вöрморт (Вэрморт) – дух-хранитель лесных животных и птиц, Вöрись (Вэрись) — Хозяин леса, покровитель охотников, и Вöркуль (Вэркуль) — бог всей Пармы-тайги. Все они выполняют разные функции, но связаны только с лесом. Естественно, если человек нарушает какие-то запреты, то эти духи могут их наказать. В том числе и за то, что без спроса и подарка зашли в лес», — добавил краевед.

close

Premier

Как можно увидеть на примере икотки — столкновение традиционных верований коми-пермяков с насаждаемой христианской религией часто меняло, а порой искажало суть древних мифов. Показательным в этом отношении можно назвать пример с образом языческого волхва Пама-сотника, чьим именем называют одного из героев «Территории».

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

«Давая характеристику Паму-сотнику, Епифаний не скупится на эпитеты негативного содержания: «сий злый волхв, чародеевый кудесник»; Стефан называет его «обманщик и начинатель развращения, вавилонское семя, халдейский род, хананейское племя, темной тьмы помраченное чадо…». Вроде бы все атрибуты сатанинского облика языческого волхва налицо, но только отрицательное отношение к Паму-сотнику не объясняет того факта, что Епифаний уделяет ему так много внимания в сюжете Жития Стефана», — подчеркивает Лимеров в статье «Пам-сотник: художественный образ в становлении идентичности коми литературы».

По словам Лимерова, Пам в текстах Епифания обращает на себя внимание «способностью вести полемику о значении религий». Такой подход он называет «новаторским» и приводит цитату из предисловия доктора филологических наук Геннадия Тираспольского к переводу Жития Стефана: «Создавая образ волхва Пама, Епифаний безбоязненно преодолевает житийную традицию, требовавшую в этом случае изображения примитивного исполнителя сатанинских козней. Пам рисуется Епифанием как неординарная, по-своему трагическая личность, достойный противник первокрестителя пермян».

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

В светской литературе образ Пама впервые появился в неоконченной поэме основоположника литературы Коми Ивана Куратова «Пама». Обратившись к житию Стефана Пермского, поэт и лингвист Куратов переосмыслил этого героя и вывел его не по житийному канону, а исходя из «народного взгляда на христианизацию», сделав главным героем противника святого миссионера.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

«Стефан крестил не коми-пермяков, а коми-зырян, которые проживают сейчас на территории современной Республики Коми. Коми-пермяков крестили уже преемники Стефана епископы Герасим, Питирим и Иона. То есть Стефан крестил Пермь Малую, поэтому и Пермский, а коми-пермяки жили на территории Перми Великой со столицей в городе Чердынь», — объяснил он.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Поэтому возникает уникальное явление для православия — Пермские деревянные боги. Бог стал называться Еном (верховное божество коми-пермяков), крестик стал называться Перна (Перна — знак бога Ена), а крестное знамение — просто Пернапас (буквальный перевод — знак бога Ена)», — рассказал он.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

«Да и сказать, кто современный коми-пермяк, православный или язычник, невозможно. Утром он может помолиться Христу, затем идет в лес по грибы-ягоды и первый грибок положит на пенек — Вöрисю, а вечером во время дойки коровы начнет читать заклинание, чтобы корова спокойно стояла. Ну, и чтит предков, как духов-охранителей».

Следующая цитата

Одним из лучших российских сериалов прошлого года было «Мертвое озеро» Романа Прыгунова — мистический детектив про убийство в заснеженном городке, где Евгений Цыганов опять изображал угрюмого сыщика с суицидальными наклонностями. Ценность шоу заключалась не столько в увлекательности самой истории, сколько в успешном переложении традиции скандинавского нуара на нашу почву. Холод внутри и снаружи героев отлично прижился на той части РФ, что располагается за полярным кругом (мы даже предложили впредь использовать слово «нордический» вместо «скандинавского»). А от налета искусственности адаптацию избавляли локальные приметы — в частности, напряженные отношения жителей Чангадана с коренным населением.

Теперь ТНТ повторяет эксперимент уже с другим жанром — фолк-хоррором, во второй половине 2010-х испытавшим небольшой ривайвл. Сейчас его главные апологеты на Западе — Ари Астер, режиссер «Солнцестояния», и Роберт Эггерс, автор «Ведьмы» и «Маяка». В той же парадигме — «Апостол» Гарета Эванса, «Гретель и Гензель» Оза Перкинса, а также свежий сериал Денниса Келли «Третий день» с Джудом Лоу и Наоми Харрис. Теперь в этот список неожиданно добавляется «Территория», написанная Анастасией Самойловой — сценаристкой довольно чудовищной «Секты».

close

Кадр из сериала «Территория» (2020)

В живописные декорации уральских лесов приезжают двое: патологоанатом Николай (Андрей Мерзликин) и его 19-летний племянник Егор (Глеб Калюжный). Они ищут родителей юноши, которые отправились сюда в этнографическую экспедицию, а затем перестали выходить на связь, — вестей нет уже пятый день. По ходу дела к квесту присоединяется пара студенток пермского филфака — Надя (Ася Чистякова) и Таня (Ксения Отинова). Всем вместе им предстоит столкнуться с бестиарием из коми-пермяцкой мифологии, колдунами и старообрядцами.

Предупредим сразу: «Территорию» не следует воспринимать в хоть сколько-нибудь документальном ключе, многие вещи здесь искажены в угоду зрелищности и эффектности. И это работает: сериал сразу же затягивает жуткой атмосферностью, при том что он никуда особенно не торопится, а впервые разгоняется лишь на излете первой серии. К «Территории» спокойно можно придраться, например, по поводу быта и обычаев старообрядческих общин (как правило, их дома совсем не ветхие и грязные, а главы поселений вряд ли могут практиковать колдовство). Только делать этого совершенно не хочется: сериал слишком хорош, чтобы выискивать в нем изъяны, а сами по себе эти допущения не бросаются в глаза.

close

Кадр из сериала «Территория» (2020)

Дело в том, что обширный и разнообразный фольклор народов, проживающих в России, — невероятно перспективный материал, который преступно долго ждал своего часа на экране. Эстетика страшной сказки — то, за что стоит любить группу «Король и шут», и то, что помогло группе Ic3peak написать главный русскоязычный альбом 2018 года. Это то, почему невозможно не любить «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя, даже если остальное творчество писателя вам чуждо, и то, почему «Ведьмак» Анджея Сапковского обрел здесь бешеную популярность — в первую очередь его игровые адаптации («Территория», кстати, местами напоминает хтонический ужас сюжетной линии из третьей игры — про ведьм с Кривоуховых топей).

До настоящего времени в подобном ключе работал единственный в стране хоррормейкер Святослав Подгаевский («Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса»), плюс имелся вполне удачный опыт с трилогией «Гоголь» (а о трудах Олега Степченко давайте, пожалуйста, никогда не вспоминать). И к тому, и к другому имелись небольшие вопросы, на что-то приходилось закрывать глаза. «Территория» же кажется пределом мечтаний — честно говоря, тянет выдохнуть и доверчиво окунуться в нее с головой, расхваливая направо и налево. Но память о недавней «Игре на выживание», которая тоже завлекала природными красотами, а в итоге не оправдала никаких надежд, вынуждает задержать дыхание подольше. Всего будет семь эпизодов — дай бог, не задохнемся.

Читайте также: