Ахматова о цветаевой цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Литераторы, музыканты, художники Серебряного века, как правило, очень много общались друг с другом, постоянно встречались, организовывали разнообразные кружки, объединения, дружили, ссорились, влюблялись, дрались на дуэлях… Трудно найти в этой эпохе двух поэтов или художников, которые не встречались, не общались бы друг с другом. Как – это разговор иной. Всякое бывало - от свадьбы до поединка.
Но есть в этом правиле два удивительных исключения, два поэта, которые, даром, что заочно знакомы были почти 30 лет, встретились только один раз, хотя жили в столицах, а не в разных концах страны.
Речь идет об Анне Андреевне Ахматовой и Марине Ивановне Цветаевой.
У этих поэтов вообще крайне интересная история отношений.
Между ними разница всего в три года (Ахматова родилась в 1889, Цветаева – в 1892), однако с детства взрослая «печальница» Анна Андреевна всегда казалась значительно старше «беззаботной» Марины Ивановны.
Так было и в поэзии.
Первый сборник Цветаевой «Вечерний альбом» вышел в 1910, на два года раньше ахматовского «Вечера», был сразу замечен критиками и коллегами литераторами, которые написали благосклонные отзывы, но отмечали, что поэтесса еще очень юна.
В частности, Николай Гумилев в одном из «Писем о русской поэзии», опубликованном в №4-5 журнала «Аполлон» за 1911 год, писал:
«Марина Цветаева (книга «Вечерний альбом») внутренне талантлива, внутренне своеобразна. Пусть ее книга посвящается «блестящей памяти Марии Башкирцевой», эпиграф взят из Ростана, слово «мама» почти не сходит со страниц. Все это наводит только на мысль о юности поэтессы, что и подтверждается ее собственными строчками-признаниями. Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например, детская влюбленность; ново непосредственное, безумное любование пустяками жизни. И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга — не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».
В отзывах же на «Вечер» (и другие сборники) Ахматовой никакого разговора о возрасте не было.
Следующая цитата
Ваше искусство – смысл и оправдание всего. Черное становится белым, вода может брызнуть из камня, если жива поэзия. Вы радость, содержание и светлая душа всех, кто жил неправильно, захлебывался грязью, умирал от горя. Только не замолчите – не умирайте заживо».
А Цветаева забрасывала своего кумира стихами, письмами, подарками. В одном из писем она, к примеру, восхищалась только что прочитанной ею ахматовской «Колыбельной» – «Далеко в лесу огромном…» – и утверждала, что за одну строчку этого стихотворения – «Я дурная мать» – готова отдать все, что до сих пор написала и еще когда-нибудь напишет.
Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и высОко от Вас. Вы мой самый любимый поэт, я когда-то – давным-давно – лет шесть тому назад – видела Вас во сне, – Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьяновую, с серебром – «Словеса злотые», – какое-то древнее колдовство, вроде молитвы (вернее – обратное!) – и – проснувшись – я знала, что Вы ее напишете… Я понимаю каждое Ваше слово: весь полет, всю тяжесть. «И шпор твоих легонький звон», – это нежнее всего, что сказано о любви… Я ненасытна на Вашу душу и буквы… М.Ц. Москва, 26-го русского апреля 1921»
С восторгом и страстью обращалась Цветаева к Ахматовой и в своих письмах: « Дорогая Анна Андреевна! Так много нужно сказать – и так мало времени. ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму – под подушку. Ах, как я Вас люблю, и как я
“Зачем нянька меня не уронила маленькой? Не было бы тогда этой петрушки”. Он, бедняга, вскочил и, закрыв рот ладонью, выскочил в боковую дверь: отсмеиваться… Не фыркать же тут, прямо в зале…
Следующая цитата
Ваше искусство – смысл и оправдание всего. Черное становится белым, вода может брызнуть из камня, если жива поэзия. Вы радость, содержание и светлая душа всех, кто жил неправильно, захлебывался грязью, умирал от горя. Только не замолчите – не умирайте заживо».
А Цветаева забрасывала своего кумира стихами, письмами, подарками. В одном из писем она, к примеру, восхищалась только что прочитанной ею ахматовской «Колыбельной» – «Далеко в лесу огромном…» – и утверждала, что за одну строчку этого стихотворения – «Я дурная мать» – готова отдать все, что до сих пор написала и еще когда-нибудь напишет.
Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и высОко от Вас. Вы мой самый любимый поэт, я когда-то – давным-давно – лет шесть тому назад – видела Вас во сне, – Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьяновую, с серебром – «Словеса злотые», – какое-то древнее колдовство, вроде молитвы (вернее – обратное!) – и – проснувшись – я знала, что Вы ее напишете… Я понимаю каждое Ваше слово: весь полет, всю тяжесть. «И шпор твоих легонький звон», – это нежнее всего, что сказано о любви… Я ненасытна на Вашу душу и буквы… М.Ц. Москва, 26-го русского апреля 1921»
С восторгом и страстью обращалась Цветаева к Ахматовой и в своих письмах: « Дорогая Анна Андреевна! Так много нужно сказать – и так мало времени. ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму – под подушку. Ах, как я Вас люблю, и как я
“Зачем нянька меня не уронила маленькой? Не было бы тогда этой петрушки”. Он, бедняга, вскочил и, закрыв рот ладонью, выскочил в боковую дверь: отсмеиваться… Не фыркать же тут, прямо в зале…
Следующая цитата
Глаза безумные твои И ледяные речи, И объяснение в любви Еще до первой встречи.
Сладчайшее для губ людских и слуха. Так дивно знала я земную радость И праздников считала не двенадцать, А столько, сколько было дней в году.
В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна,
В утренний сонный час, Кажется, четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова».
Облачный темный лоб Юного демона. Каждого из земных Вам заиграть – безделица. И безоружный стих В сердце нам целится. В утренний сонный час, Кажется, четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова».
«Узкий, нерусский стан — Над фолиантами. Шаль из турецких стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной линией. Холод – в весельи, зной — В Вашем унынии. Вся Ваша жизнь – озноб. И завершится – чем она?
Читайте также: