У шуток должна быть грань

Обновлено: 04.11.2024

Сарказм — язвительная насмешка, в которой утверждают одно, но подразумевают противоположное. Как правило, такая шутка обличает недостаток чего-либо. Кстати, с греческого слово σαρκασμός переводится как « разрывать плоть ». Эту метафору можно трактовать как изобличение истинной сути другого человека или явления.

Сарказм, в отличие от иронии, содержит негативное отношение говорящего к происходящему. Это выражается при помощи издевательской гиперболы или интонации . Поэтому в письменной речи распознать сарказм непросто и его легко принять за оскорбление . Если же в шутке, в которой указывается на недостаток, выражается симпатия или сочувствие, это, скорее всего, ирония . Она является легкой формой насмешки, когда плохое высмеивают с добрым посылом. В сарказме, в отличие от иронии, выражается степень негодования.

В иронических высказываниях проявляется симпатия и сочувствие к осмеянному, в сарказме скорее злоба и возмущение

Как правило, сарказм производит сильное впечатление и привлекает внимание к обсуждаемой проблеме. Сарказм часто используют в следующих целях:

Принижение человека и его способностей;

Осуждение какой-либо манеры поведения или поступка;

Высмеивание ситуации и поведения других в этой ситуации.

Такая форма изобличения активно используется в публицистике, художественной литературе, полемике, ораторской речи, а также в условиях острой политической борьбы . Например, в Греции и Риме во время политических дебатов сарказм был главным инструментом Демосфена, Цицерона и Ювенала. Этот прием также активно использовали и классики русской литературы, стремясь посмеяться и обличить недостатки суровой действительности. Вспомним знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?»:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты…

В современном мире, в частности в , сарказм порой становится не приемом, а привычным способом разговора. В силу того что в письменной речи отсутствуют интонации, саркастическая шутка может быть воспринята как оскорбление (это зависит от посыла и восприятия) . Последнее предполагает умышленное унижение чувств и достоинства личности и, как правило, является прямолинейным высказыванием . В оскорбления — один из основных видов нежелательного поведения, присутствующих в сети согласно исследованию Microsoft «Civility, Safety & Interaction Online». Прежде чем пошутить, указывая на недостаток, стоит все же подумать о форме и о том, какую реакцию это высказывание может вызвать .



Юмор может привлекать и отталкивать. Это зависит от уместности юмористического высказывания и его цели. Само наличие чувства юмора говорит о развитом интеллекте, ведь для придумывания шутки нужно замечать противоречия окружающего мира и оценивать их с комической точки зрения, применяя навыки креативности и эмпатии . Последняя способность крайне необходима для того, чтобы не вызвать негатив собеседника или аудитории. Поэтому нужно понимать коммуникативную ситуацию, общий настрой человека, а также его готовность распознать шутку. Также способность принимать и распознавать юмор может говорить об эмоциональной устойчивости человека, его способности к самоиронии и высокой самооценке.

Все дело в политкорректности?

В реальном мире – за пределами "Твиттера" – не только Сайнфелд и Рок обратили внимание на то, какими обидчивыми стали зрители.

"Нередко случается, что в середине шутки часть аудитории начинает возмущенно гудеть, - говорит канадец Гленн Вул, регулярно выступающий на подкасте комика Марка Мэрона под названием WTF. - Услышав слово, которое им не нравится, они освистывают выступающего. Это неправильно. Вы можете быть не согласны с шуткой, вы можете покинуть помещение в знак протеста против этой шутки, но нельзя освистывать комика на полуслове – получается, что вы решаете за всех присутствующих, услышать ли им шутку, а ведь вам никто не давал таких полномочий".

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Джерри Сайнфелд говорит, что политкорректность не позволяет испытывать на публике скандальные шутки, а чрезмерная чувствительность аудитории вредит комедийному жанру

Эстрадная актриса Тифф Стивенсон, участвовавшая в комедийном шоу The Office на британском телеканале BBC2, винит в происходящем смартфоны.

"Посетители комедийных клубов нынче не отрываются от своих телефонов, - говорит она, - но как только они слышат определенное слово – например, "аборт" или "самоубийство" – они вскакивают и оскорбляются, хотя даже не следили за ходом выступления".

Как бы ни раздражала комиков эта неизменная реакция аудитории, участник британского комедийного шоу Alternative Comedy Experience (телеканал Comedy Central) Ниш Кумар считает, что иногда зрительский гнев бывает оправдан.

"Люди смешивают две разные тенденции, - говорит он. - Меня очень напрягает, когда в "Твиттере" начинают постить вырванные из контекста вещи, но политкорректность тут не при чем. Мне кажется, комикам не вредно учитывать, какое действие производят на публику выбираемые ими слова, и мне не кажется, что это убивает комедийный жанр. Джерри Сейнфелд – мой кумир, поэтому я воспринимаю сказанное им крайне серьезно, но я не вполне понимаю, почему он хочет отказаться от всего, что было сделано ради повышения уровня ответственности исполнителей. Я практически уверен, что ему не понравилось бы, если бы кто-то произнес антисемитский или расистский монолог".

По словам Кумара, жалобы Сайнфелда на политкорректность напоминают поведение грубоватых, узколобых юмористов, правивших бал на британском телевидении в 1970-е годы – в "эпоху белых мужчин в галстуках-бабочках, высмеивавших своих пакистанских соседей".

В 1980-е годы в комическом жанре появилось альтернативное течение, и Бернард Мэннинг сотоварищи внезапно обнаружили, что потеряли связь со своей аудиторией, а шутки их устарели. Может статься, Сайнфелд и Рок точно так же отстали от прогресса в обществе?

Гленн Вул формулирует это следующим образом: "Им просто трудно смириться с тем, что они вышли из моды".

Шок и ужас

Джона Ронсона такие аргументы не убеждают.

"Интересная аналогия, но ведь Бернард Мэннинг и остальные ребята из 1970-х были женоненавистниками с имперскими замашками, заинтересованными в сохранении сексистского и расистского статуса кво. От такого юмора действительно нужно было избавляться. Но сейчас все иначе. Похоже, никто не в состоянии отличить расистскую шутку от либеральной шутки про расизм. Да и осуждать стали более жестко и неприятно. Публика готова возненавидеть неудачно пошутившего человека так же сильно, как полицейского-расиста из Техаса. К этому человеку относятся так, будто его внутренняя порочность стала достоянием общественности, но ведь превратно понятая хохма, произнесенная с эстрады – это вовсе не показатель внутренней порочности исполнителя. В молодежной среде принято считать именно так, но это неправда".

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Сет МакФарлейн вызвал гнев зрителей тем, что, по мнению многих, позволил себе сексистский юмор, будучи ведущим церемонии награждения "Оскарами". Последующие фильмы с его участием, среди которых и "Третий лишний 2", стали менее кассовыми, чем ожидалось

Впрочем, дело не только в лицемерном негодовании твиттерсферы. В то время как зрителям не дает спать спокойно та или иная "превратно понятая хохма", жанр скандальной комедии набирает обороты.

Да, монолог Луи Си Кея, прозвучавший в передаче Saturday Night Live, возможно, оскорбил аудиторию, однако передача транслировалась на всей территории США одним из крупнейших телеканалов.

Среди наиболее кассовых кинокомедий этого года две – "Третий лишний 2" и "Девушка без комплексов" – состоят из грубейших шуток, которые десять лет назад стоили бы инфаркта цензорам. О подкастах и видео на YouTube и говорить нечего.

Да, возможно, появились новые платформы для жалоб об оскорбительном юморе, но есть и новые платформы, где такой оскорбительный юмор можно увидеть.

"Да, без оскорблений в "Твиттере" не обходится, но мне не кажется, что комикам затыкают рот, - считает Хол Круттенден, многолетний участник эстрадного шоу Sunday Night at the Palladium на британском телеканале ITV и комедийной телепрограммы Live at the Apollo, транслируемой британским BBC1. - Людей всегда интересует то, что может их шокировать. Им хочется услышать что-нибудь смелое и неконтролируемое. Например, Фрэнки Бойлу многое сошло с рук в эфире [комедийного шоу на телеканале BBC2] Mock the Week – посмотрите, это же феноменально!"

Фрэнки Бойл – живое воплощение нашего противоречивого отношения к рискованному юмору. Этот шотландский эстрадный артист известен своими мрачными шутками, но если бы он шутил "более безопасно и более беззубо", ему бы не удалось стать таким популярным.

В июле активисты потребовали отмены выступления Бойла на фестивале Féile an Phobail в Белфасте из-за того, что в его шутке пятилетней давности фигурировал синдром Дауна. Общественный протест против юмориста – это примета времени, однако тот факт, что выступление не отменили – точно такая же примета времени.

"Организаторы фестиваля не хотели никого обидеть, - заявил представитель Féile an Phobail британской газете Independent. - Просто дело в том, что билеты на это комедийное выступление еще никогда не раскупались так быстро".

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

Следующий анекдот

В основе юмора лежит внезапное изменение контекста, т.е. переключения исходной ситуации на какую-то другую, совсем не связанную с первой. Для этой цели используются специальные слова, которые имеют несколько смыслов в различных контекстах и могут подходить под разные ситуации. Например:

Машина никак не заводилась. А он с детства мечтал завести себе машину.

  • У тебя машина есть?
  • Есть.
  • Дашь мне вечером?
  • Дам. А про машину зачем спрашивал?

В первом случае используются разные смыслы слова "завести", во втором - слова "дать".

Для того, чтобы хорошо шутить, нужно обладать остроумием. Т.е. способностью быстро вспомнить несколько смыслов нужного слова и какие-то связанные с ними ситуации, а затем так же быстро принять решение о том, насколько удачно эти другие ситуации сочетаются с исходной, может ли из этого получиться хорошая шутка. Это умение можно развить только практикой.

Следующий анекдот

Клоуны

Супруга Дерека терпела дольше, чем вытерпел бы иной человек, но в итоге все-таки решила позвонить врачу.

Почти еженощно ее муж будил ее, чтоб рассказать очередную шутку, пришедшую ему в голову. Желая наконец-то выспаться, она убедила его записывать остроты, а не делиться ими посреди ночи.

Вскоре Дерек прилежно настрочил 50 страниц шуток такого рода:

"Прихожу я как-то проверять зрение, чтобы получить водительские права. Врач показывает мне буквы, а я такой говорю: "А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, давайте мне права уже".

"Как избавиться от голода? Надо отойти от шведского стола".

Его остроты совершенно явно не тянули на талант Оскара Уайльда, но Дерек (имя изменено) радостно хихикал, читая их. Многие шутки были грубыми, и в этой статье мы их приводить не будем.

Несложно догадаться, что после пяти лет выслушивания этих юмористических потуг жена Дерека уже не могла их больше терпеть.

К тому же ее беспокоили и другие странности в поведении мужа - к примеру, склонность воровать конфеты в местных магазинах.

В итоге она договорилась о приеме у невролога Марио Мендеса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

"Во время нашей беседы он шутил так много, что его было трудно прервать", - вспоминает Мендес, опубликовавший отчет об этом случае впрофильном неврологическом журнале.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Страдающие этим странным расстройством беспрерывно плоско шутят

Мендес диагностировал у пациента морию (патологически повышенное настроение в сочетании с дурашливостью, возбуждением и склонностью к глупым шуткам), вызванную, судя по всему, двумя инсультами, случившимися с промежутком в пять лет.

Так семья Дерека узнала, что на самом деле это нешуточное расстройство. Но при этом оно способно помочь нам понять сложные мыслительные процессы, лежащие в основе обычного человеческого чувства юмора.

Один из первых описанных случаев мории был обнаружен германским неврологом Отфридом Фёрстером в 1929 году при весьма необычных обстоятельствах.

Фёрстер оперировал опухоль у пациента-мужчины. Пациент пребывал в сознании, как это часто бывает при операциях головного мозга.

Когда Фёрстер начал работать с его раковой опухолью, мужчина неожиданно разразился потоком слов, выдавая одну ужасную шутку за другой.

В том же самом году психиатр Абрахам Брилл сообщил о том, что сталкивался в своей практике со схожими случаями: некоторые его пациенты постоянно шутили на абсолютно любые темы, при этом не обязательно будучи пристегнутыми к операционному столу.

С тех пор было описано множество аналогичных случаев. Как ни странно, многие такие пациенты - в том числе Дерек - не смеются над остротами других, хотя свои собственные находят уморительными.

Судя по всему, такое поведение связано с характерными повреждениями лобных долей головного мозга.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Непрекращающиеся шутки могут стать серьезной обузой для домочадцев

К примеру, Дерек около 10 лет тому назад перенес кровоизлияние в мозг, повредившее правую лобную долю.

После этого случая его поведение изменилось: он стал тщательно обыскивать мусорные баки, чтобы найти утиль, который можно было бы сдать во вторичную переработку.

Однако на том этапе его не очень выраженное чувство юмора оставалось таким же, как и прежде.

Затем, похоже, с ним случился второй инсульт, травмировавший так называемое хвостатое ядро мозга. Этот глубоко упрятанный отдел работает в качестве связующего звена между лобными долями (отвечающими за сознательные, аналитические размышления) и остальным мозгом.

В результате на Дерека напала тяга безудержно шутить, доводившая его супругу до белого каления.

Чтобы понять, каким образом такие повреждения мозга могут стать причиной склонности к плоским шуткам, для начала стоит задуматься над тем, как мозг обрабатывает юмор в целом.

Возьмем анекдот, признанный исследователями из Оксфорда одним из самых смешных в мире:

Три человека на необитаемом острове нашли лампу с джинном, который согласился исполнить каждому по одному желанию. Один захотел вернуться домой. Второй тоже попросился домой. Когда джинн исполнил их желания, третий высказал свое: "Как-то скучно стало. Ящик водки и вернуть собутыльников!"

Пожалуй, бывают анекдоты и посмешнее. Но большинство подобных острот построено на некоем несоответствии финальной фразы ожидаемому развитию событий, и мозгу приходится сделать несколько умозаключений, чтобы понять соль.

Нужно представить себя на месте людей, оказавшихся на необитаемом острове, то, что они чувствуют, когда их сокровенное желание исполняется, а потом нас ждет неожиданная концовка.

Процесс построения нужной логической цепочки раздражает мозговые центры удовольствия, и человек смеется (или хотя бы вежливо улыбается).

"Момент, когда становится понятной суть анекдота, сродни любому моменту озарения", - поясняет Джейсон Уоррен из Университетского колледжа в Лондоне.

Следующий анекдот

Шутка на грани?

Предупреждение: эта статья может оскорбить кого-то из читателей!

Хотя, если честно, вряд ли это произойдет. Дело в том, что в ней я несколько раз цитирую слова комиков - а в последнее время складывается впечатление, будто эстрадный артист и слова не может сказать, не обидев кого-нибудь.

Хватает буквально одной шутки, выдернутой из контекста и процитированной в "Твиттере" или "Фейсбуке", и на комика обрушивается шквал негодования, исходящий от оскорбленных – или считающих себя таковыми – зрителей.

Один из таких комиков – Тревор Ноа. В марте его назначили новым ведущим популярного американского ток-шоу The Daily Show, а на следующий день Ноа выставили на посмешище пользователи социальных сетей из-за того, что шесть из девяти тысяч твитов, которые он написал, сочли сексистскими или антисемитскими.

По мнению других артистов комического жанра, для последнего времени вообще характерны подобные истерические реакции, и это настораживает.

Так, Паттон Освальт считает, что направленный на Ноа гнев либеральной общественности "нанесет больше вреда прогрессивному движению в этой стране, чем что бы то ни было еще".

А Джим Нортон написал статью для журнала Time, где утверждает, что для американцев "оскорбление их чувств" стало своеобразным наркотиком.

"Западная культура в целом, - продолжает он, - становится пристанищем консервативных, эгоцентричных и самовлюбленных людей. У каждого из них есть собственное представление о пределах допустимого – которое, понятное дело, является истиной в последней инстанции. Юморист эту границу переступать никак не должен".

Происходит вот что: зрители стали беспрецедентно чувствительными к тому, что кажется им оскорбительным, а современные интернет-технологии позволяют им рассказать об этом всему миру.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Луи Си Кей стал мишенью насмешек в социальных сетях после того, как он пошутил на тему расизма и педофилии, выступая в передаче Saturday Night Live

В мае комик Луи Си Кей, чей монолог открывал выпуск американской музыкально-юмористической телепередачи Saturday Night Live, затронул тему педофилии, чем немедленно спровоцировал предсказуемое недовольство пользователей "Твиттера".

Другие комики, Джерри Сайнфелд и Крис Рок, утверждают, что во время выступлений перед студентами аудитория моментально клеймит шутки как "расизм" или "сексизм".

Рок рассказал журналу New York, что ему приходится заниматься самоцензурой, поскольку он опасается, что его выступления кто-то из зрителей записывает на телефон.

Когда-то комик мог смело пошутить перед небольшой аудиторией, и если зрители ахнули от изумления вместо того, чтобы рассмеяться, было понятно, что больше так шутить не стоит.

Теперь же - благодаря социальным сетям - о неудачной шутке может узнать практически неограниченное количество людей, и юмористам приходится быть осторожнее.

"Если вам кажется, что у вас нет права на ошибку, - говорит Крис Рок, - ваше выступление будет более безопасным – и более беззубым".

Этой теме посвящена новая книга Джона Ронсона "Итак, вас публично опозорили". В течение трех лет Ронсон брал интервью у людей, которых буквально демонизировали из-за публикации одной бестактной шутки в "Твиттере" или "Фейсбуке".

По словам автора книги, чем больше он исследовал вопрос, тем больше он приближался к точке зрения, высказанной Паттоном Освальтом и Джимом Нортоном.

"Лагерь "оскорбленных" отличается одиозной жестокостью, которая разрушает человеческие жизни, - считает Ронсон. - Небольшие достижения в борьбе за социальную справедливость меркнут по сравнению с причиняемым ущербом. "Твиттер" – как Штази (печально знаменитое министерство государственной безопасности ГДР – Ред.): сеть для слежения за человеком, где война объявляется тем, кто ведет себя вразрез с установленной Штази нормой".

Читайте также: