Святые отцы о шутках

Обновлено: 22.11.2024

. Не отверзай уст своих. для смеха, ибо это есть признак рассеянной и нерадивой души (прп. авва Исаия, 59, 14).

. Где смех, там нет ни благочиния, ни страха Божия, ни внутреннего душевного хранения (прп. авва Исаия, 59, 46).

Если прорвется между вами какое смехотворное слово, остерегайтесь позволять гласу (смеха) вашему возвыситься до услышания, ибо это знак необученности и бесстрашия Божия, потому что нет стражи внутри вас. (прп. авва Исаия, 89, 314).

Душевную радость изъявить светлою улыбкою не противно приличию, поколику только выражается написанное: сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13). Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собой. (свт. Василий Великий, 9, 116).

. Не возбуждай врага, надрывая щеки смехом; пусть они безобразно искривляются у тех, которые разливаются от радости и держат дом не взаперти. А у тебя пусть промелькнет на лице тихая улыбка и как можно скорее появится румянец и закроет собою веселие. А румянец внушает уважение смотрящим. (свт. Григорий Богослов, 16, 89-90).

Для людей здравомыслящих достоин смеха как вообще всякий смех, так еще более смех блуднический. Неумеренный смех бывает и до слез. Лучше быть угрюмым, нежели рассеянным (свт. Григорий Богослов, 16, 203).

. Когда увидишь смеющихся, подумай, что смеющиеся теперь будут некогда весьма горько плакать и скрежетать зубами, и вспомнят об этом смехе. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 238).

Смех делает слабыми узы целомудрия, смех отталкивает, смех не воспоминает о страхе Божием, смех не боится угрозы геенны, смех — путеводитель блуда, шутливость — изобличение необузданного человека, смехотворство производит то, что мы впадаем в беспечность, смехотворство — повод к презрению (свт. Иоанн Златоуст, 45, 899).

. Убойся того, чтобы диавол, заметив твою веселость и громкий смех, отсутствие страха к Богу и забвение того, что полезно, не вошел в твою душу и не посеял своих плевел (свт. Иоанн Златоуст, 45, 901).

Не смех — зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась (свт. Иоанн Златоуст, 55, 142-143).

Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона (прп. Нил Синайский, 72, 238).

Безвременный смех. иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею) (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183).

Почитай. смех блудодеянием. (прп. Феодор Студит, 92, 26).

Да не будет у вас смеха в преогорчение Господа. (прп. Феодор Студит, 92, 96).

Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 436).

Старайтесь навыкнуть, и навыкнете так, что будете видеть смешное и не надсмеетесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 13).

Отцы рассказывали: «Однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом, а авва Иоанн Колов, увидев это, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся? Он должен был бы плакать, потому что ест вечерю любви» (98, 43).

Некий брат чем веселее был духом, тем больше бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: «Бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют средства к преуспеванию, а хвалящие нас вредят нашим душам». Писание говорит: человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его (Притч. 29, 5) (106, 459).

Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к его мощам. По пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», — был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Шедший к великомученику не ответил на насмешку и, совершив при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно застигла жестокая болезнь: он почувствовал нестерпимую боль в теле, оно местами стало отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Так как на пути стоял дом того самого насмешника, то ему ничего не оставалось, как побрести туда. И, придя, он почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и казалось, он вот-вот умрет. Однако через некоторое время он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась из-за насмешника, сказал: «За что я так страдаю? Не из-за слов ли моего друга?» Тот же, со своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться. Между ними дело дошло уже до явной ссоры, так что многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной пересказал им о своей встрече с другом по пути к святому Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! Горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и прославили Бога и святого угодника: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочий тобою да вразумлены будут не вменять в хулу и посмех чудеса, бывающая от Бога святыми Его угодники» (112, 121-122).

Места смеху не находил святой Антоний в жизни инока и, когда ученики спросили его: «Можно ли нам когда-нибудь смеяться?» — ответил: «Господь наш осуждает смеющихся, когда говорит: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Итак, верному монаху не должно смеяться, нам должно паче плакать о тех, коими хулится имя Божие, по той причине, что они преступают закон Его и всю жизнь свою иждивают, погрязая во грехах. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтобы Он не попустил им ожестеть во грехах и смерть не застала их прежде покаяния» (89, 135).

Один мой знакомый посетил некую обитель, а потом рассказывал: «Да там настоящее ателье! А матушка игуменья что за диво! Торгуй она пуговицами в Монастираки в Афинах, так вот была бы на своем месте! Уж такая у ней в этих делах хватка!»

То есть монастырь — это ателье. Потом он превращается в фабрику, потом в супермаркет, а потом в ярмарку!

Следующий анекдот

Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась»
Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.

Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»

Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».

Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!

Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального

В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…

Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?

Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?

Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.

Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог

Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?

Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.

Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.

Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.

Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?

Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.

Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).

Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой. Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».

День артишока

Люди потихоньку идут к тому, чтобы ни от праздников, ни от Предания ничего не осталось. Видишь как: для того чтобы забылись святые, изменяют даже христианские имена. Василику превращают в Вику. Из Зои делают Зозо, а получается-то ведь не одно животное, а целых два!

Придумали праздник матери, 1 Мая, 1 Апреля… Скоро скажут: «Сегодня День артишока, завтра — праздник кипариса, послезавтра — память изобретателя атомной бомбы или того, кто придумал футбол…»

Но, несмотря ни на что, Бог нас не оставляет.

Следующий анекдот

— Отношение абсолютно положительное — без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение.

При этом все это очень тесно связано с внутренней культурой людей. Если юмор использует некую пошлость, как часто бывает, то вначале начинаешь смеяться, а потом вдруг тебе становится стыдно, думаешь: «Бог мой, тут не смеяться, тут плакать надо — ведь чушь несут, просто противно слышать!». Очень важно, чтобы юмор был светлым и действительно снижал градус наших конфликтов, да и просто формировал такой оптимистичный взгляд на окружающий мир.

Протоиерей Александр Авдюгин

Чувство юмора выручало меня, и не раз. Вот, к примеру.

После вечерней службы возвращаюсь домой весь из себя расстроенный, по причине жары, давления и невозможности найти нормального непьющего и благообразного ночного сторожа.

Путь мой проходит мимо детского садика. Далее маленькая сцена достойная и описания, и памяти:

Ребенка родители забирают домой и усаживают в машину. Мальчишка, увидев меня, звонко кричит:

Маму с папой такое заявление откровенно удивляет. Они прекращают процесс отъезда, а пацаненок подбегает ко мне и спрашивает.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников:

Протоиерей Максим Первозванский

Юмор помогает мне не относиться к себе слишком серьезно. Мне нравятся строки из популярной некогда песни: «Пускай, капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Можно сказать, юмор спасает от прелести слишком серьезного отношения к собственной персоне. А значит – помогает надеяться на Бога.

Что такое добрый юмор? Будем рассуждать от противного, добрый юмор – это не злой юмор. А злой юмор – тот, от которого кому-то становится плохо. Добрый юмор не должен никого обижать, зато может помочь.

Пример доброго юмора из недавнего прошлого нашей семьи. Один из моих младших сыновей закатывал истерики с воем. Мы никак не могли найти способ остановить эти истерики. Однажды попытались передразнить его. Этот способ оказался действенным. Сын увидел себя со стороны, и мы все вместе посмеялись. Но, конечно, такое решение подходит не для каждой похожей ситуации. В другом случае можно было усугубить положение, обидев человека, и это был бы уже злой юмор. Для доброго юмора важно чувство меры и индивидуальный подход.

Иерей Дионисий Гудзь, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице:

Иерей Дионисий Гудзь

Преподобный Серафим Саровский с самого начала своего монашеского пути был известен как веселый человек. У братии было очень много работы и, желая ободрить людей, будущий святой шутил с ними. При этом говорил, что когда на монаха наваливается много труда, бывает, даже находит уныние, добрая шутка может ободрить. Ничего плохого нет в том, что мы шутим и смеемся.

Преподобный Амвросий Оптинский был человеком с замечательным чувством юмора. Часто люди приходили к нему со страхом: «Вдруг прославленный старец откроет, какой я грешник». А преподобный начинал разговор с шутки и сразу располагал человека к себе. Когда смотришь документальные кадры, на которых запечатлен отец Иоанн Крестьянкин, ощущаешь насколько радостно он жил. Своим словом, шуткой ободрял других.

Юмор может быть созидательным, может укреплять и снимать напряжение в тяжелую минуту. В воспоминаниях одной сестры милосердия о Крымской войне есть такой эпизод. После очередного кровавого сражения за Севастополь в госпиталь поступало очень много раненых. В палату принесли артиллериста с ожогами, несовместимыми с жизнью. Сестра понимала, насколько тяжело он страдает, насколько ему больно.

Самоирония помогает бороться с обидой и больным самолюбием. В 60-е годы в одном монастыре жил послушник по имени Павел. Он был удивительно добр. Его очень любили дети. Однажды кто-то пожаловался на Павла наместнику. Наместник обладал крутым нравом. Павел дежурил на проходной, наместник пришел туда и начал при всех ругать послушника. В порыве гнева он крикнул: «Ах, ты, гад!» И даже дернул Павла за бороду.

Когда наместник ушел, товарищи стали утешать послушника: «Не расстраивайся, Павел. Наместник человек отходчивый». А тот улыбается: «Я не Павел. Меня наместник только что постриг. Меня теперь Гад зовут». И показывает клок вырванный наместником бороды. Любой другой человек испытал бы обиду. А здесь перед нами пример удивительного незлобия.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Я за добрый юмор. Юмор с человеческим лицом. Но вместе с тем считаю, что юмор не самоцель. Шутить надо очень осмотрительно — иногда даже добрая шутка может смутить и обидеть иного человека. Надо выбирать, с кем шутить и как. Впрочем, это правило и ко всему другому относится: с кем быть строгим, на кого прикрикнуть, а с кем лучше помолчать.

Думаю, что не раз бывало, что на мои шутки обижались. Мне самому было очень тяжело, когда я видел, что люди или обижались, или как-то косо смотрели на меня потом: «Вот шут нашелся, а еще батюшка!» В таких случаях я очень переживал и молился за этих людей. Но прошли годы, и, наверное, все, кто меня знает, уже понимают, какой я и чего от меня ждать, я же, со своей стороны, стал гораздо спокойнее в словах и эмоциях. Поэтому сейчас, наверное, реже стал задевать людей своими шутками.

Есть разные священники, веселые и не очень, любящие шутку и всегда серьезные: люди разные по характеру и жизненным обстоятельствам. Но «добрый юмор», о котором говорил Святейший, это, как мне кажется, показатель и индикатор духовной трезвости. Серьезность в вопросах веры и благочестия всегда должна соседствовать с милосердием и снисхождением к другим, то есть строгость к самому себе совсем не исключает радостного духа и умения шутить.

Хотелось бы отметить еще два момента.

Первое — юмор нужен нам для укрепления веры. Наша вера радостная, но в ней нет сектантского безумия, экзальтированной веселости — «аллилуйя, брат!» И юмор, и шутка, если они здоровые, помогают укрепиться в вере и понять некоторые сложные вещи в простоте радостного духа Христова.

Не нужно поддаваться печали после того, как тебя укололи в сердце. Надо внутри обвинить себя в несовершенстве, поблагодарить Бога и не держать зла на своего собеседника.

Елена Викторовна Тростникова

шутки и прибаутки преподобного Амвросия Оптинского. Вообще же юмор святых и Божьих людей очень прост и бесхитростен, он какой-то детский, так что пересказывать его почти и бесполезно, а вот веселья и радости он несет море. Потому что это юмор в любви и простоте.

Опрос подготовили: Антонина Фроленкова, Анна Данилова, Елизавета Киктенко.

Самое надежное топливо

Однажды я спросил пришедшего ко мне в каливу американца:

«Чего вы достигли, будучи столь великим народом?» — «Мы, — отвечает он, — слетали на Луну». — «А она, — спрашиваю, — далеко?» — «Ну, скажем, полмиллиона километров», — отвечает он.

«И сколько же, — говорю, — вы потратили миллионов, чтобы на нее слетать?» — «С 1950 года и до сего дня мы потратили на это так много, что утекли целые реки долларов», — отвечает американец.

«А что же до Бога-то, — спрашиваю, — не долетели? Бог далеко или нет?» — «Бог, — говорит, — очень далеко!» — «Ну, вот видишь, — отвечаю, — а мы долетаем до Него на одном сухаре. »

О маяках и фонарях

Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима. Что такое православие, они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, — спросили они меня, — монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?»

«А разве, — ответил я, — маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей — свое».

Впервые слышим

После последнего пожара на Святой Горе туда приехало несколько высоких чиновников из ЕС посмотреть, в чем есть нужда, и выделить помощь.

Были они и у меня в каливе. Во время беседы я сказал им следующее: «Мы пришли сюда давать, а не брать». — «Такое мы слышим впервые», — признались они и тут же записали услышанное в блокнотик.

Тревожные вещи

Как-то раз ко мне пришел один знакомый и сказал: «Геронда, такой-то человек дал мне эти вещи, чтобы я передал их вам. И еще он просил помолиться, чтобы от него ушла душевная тревога». — «Чтобы от него ушла, а ко мне пришла? — сказал я в ответ. — Лучше забирай-ка ты эти вещи и уходи. Я уже старик: ходить по людям и разносить им подарки мне не по силам».

Сердце или разум

— А у меня, геронда, нет сердца…

— Есть у тебя сердце! Но как только твое сердце хочет что-нибудь сделать, твой рассудок зажимает ему рот. Постарайся приобрести сердечно здравый смысл, приобрести веру, любовь.

— А как я могу этого достичь?

— Чтобы потерять рассудок, начни вот с чего: босиком пройди по Салоникам маршем протеста! Пусть люди скажут, что ты свихнулась! Ты, милая, всё хочешь рассчитать с математической точностью. Ты что — астроном? Чтобы ты смогла трудиться над собой, прекрати мыслить рационально.

Следующий анекдот

Когда мне приносят вкусные сладости, я не даю их взрослым. Взрослых я угощаю лукумом. Когда мне приносят хорошие сладости, я берегу их для детей Афониады. И здесь, в монастыре, я тоже посадил вчера карамельки и шоколадки, а сегодня они уже расцвели!

Вы заметили? Ну а почему нет: погода солнечная, земля хорошая, вскопали вы ее хорошо, поэтому шоколадки и расцвели так быстро! Вот увидите, какой я вам устрою цветник! Нам уже не надо будет покупать детям конфеты и шоколадки. А что вы думаете? Будем снимать свой собственный урожай!

Старец Паисий Святогорец

— Геронда, паломники увидели, как из грядки торчат конфеты и шоколадки, и удивились. «Наверное, это сделал кто-то из детей», — сказали они.

— Что же ты не сказала им, что это сделал один большой ребенок?

Если Богу угодно

Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком.

Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник». — «Если Богу угодно, пойдешь», — сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я пойду».

Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. «Кто там?» — спросила жена. «Если Богу угодно, — ответил он, — то это я, твой муж!»

Ворожба с молитвой

Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий — колдун. Я сам видел, как он ворожил». — «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! — отчитал я его. — И не стыдно тебе такое нести!» — «Да! Да! — настаивал он. — Я сам видел, как однажды ночью при луне старец мычал „м-м-ме… м-м-ме…“ — и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!»

Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу старца Харалампия.

«Ну, — спрашиваю, — отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме. “» — «Там в зарослях, — показал мне старец, — растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Радуйся, Невесто Неневестная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Радуйся, Невесто Неневестная!“ — и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…»

Видишь как! А другой увидел все это и принял старца за колдуна.

Тебе какое дело

Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница», отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело?»

Читайте также: