Что шутки говорят о человеке

Обновлено: 26.04.2024

Нет ничего лучше, чем хорошее чувство юмора, верно? Оно может помочь тебе наладить контакт с незнакомыми людьми, подружиться с боссом, склонить на свою сторону девушку. Хорошим чувством юмора выделяются наиболее яркие люди, с которыми можно легко договориться, работать, жить. Это аксиома, которая не работает в твоем случае, ведь когда ты начинаешь шутить, то люди в ужасе округляют глаза, встречают твой юмор мертвым взглядом и тихонько отмалчиваются. Возможно, что в свой компании ты бог юмора, но среди чужих ты сосредоточие отсутствия всего смешного. Это не говорит о том, что ты плохо шутишь. Просто твои шутки не для всех — у тебя слишком сухое чувство юмора, и этим надо гордиться.

Сухое чувство юмора

Англичанам дико повезло, ведь они поголовно признают только такой юмор — тонкий, эгоистичный, черноватый, циничный, но умный. А вот в России другая ситуация: люди с сухим чувством юмора возведены в ранг маргиналов, которые просто не умеют шутить. Их шутки слишком тонки, аморальны, жестки для людей, воспитанных на КВН и Comedy Club. Их шутки таковы, что их сложно воспринимать не всерьез, сложно воспринимать как шутки. Поэтому жить с таким чувством юмора тоже сложно — приходится шифроваться, отмалчиваться, шутить только в кругу преданных друзей, иначе сойдешь за дегенерата.

Знаешь, мы всё равно убеждены, что в этом нескончаемом потоке радости и веселья, которым одаривают нас «традиционные шутники», изредка должна прорезаться черная молния, которая покажет абсурдность этого мира. Пусть люди думают, что ты параноик, пессимист, сумасшедший, но знай, что твой юмор не бесполезен. Он, честно говоря, выполняет важную социальную и психологическую функцию — как для тебя, так и для других.

Но действительно ли ты обладаешь сухим чувством юмора? Давай посмотрим.

Сарказм — твое оружие

Люди часто говорят тебе, что ты самый саркастический человек, которого они знают. Да и ты сам понимаешь, что оставляешь при первом знакомстве очень странные впечатления, — люди не понимают твоих причуд. Но как только они узнают тебя получше, то сразу вникают в твой стиль — они принимают твой сарказм и не считают его оскорбительным.

Только ты понимаешь смысл шутки

Обычно это зовется «плохим юмором», но не в твоем случае. Иногда ты смеешься над тем, что только ты считаешь смешным. Нет, ты не аутист — ты просто мир видишь иначе.

Твой юмор очень жесткий и черный

Ты часто находишь болезненные, извращенные, отвратительные вещи смешными. Это не значит, что ты смеешься над изнасилованиями и убийствами. Это значит, что ты можешь уникально интерпретировать любой ужас, чтобы выделить из него юмор. Тебе сложно провести четкую линию между веселым юмором и неуважительной дичью.

Ничто тебя не оскорбляет

Ты подходишь к жизни очень непринужденно, поэтому тебя уже давно ничего не оскорбляет и не злит. Ты спокойно шутишь на религиозные темы, используешь в шутках сексизм, расизм, детей, насилие. Тебе сложно представить, что можно оскорбиться на шутку.

Безумные ситуации — золотая руда для тебя

В качестве основного материала ты используешь стремные ситуации из жизни, которые обычно у людей рождают чувство неловкости. Ты можешь легко посмеяться над раком своего друга либо увольнением подруги. А если уж ситуации еще и абсурдные, то тебе будет сложно отказаться от соблазна превратить их в шутку.

Ты легко подкалываешь людей и отбиваешься от шуток в свой адрес

За долгие годы практики «сухого юмора» ты научился главному навыку всех троллей — навыку умных и тонких подколов. Если над тобой смеются, то ты легко можешь развернуть смех людей против своего «обидчика».

У тебя отлично получается poker face

Когда ты рассказываешь анекдот, то напоминаешь робота. Доходит до того, что люди думают, что ты не шутишь. Ты считаешь, что это твоя фишка, в которую многие не врубаются.

Традиционный юмор не для тебя

Ты не смеешься над шутками Задорнова и Петросяна, хотя последнего сложно назвать традиционным юмористом — Петросян, как нам кажется, угорает по трэшу и авангардной комедии. Шутки большинства людей тебя не смешат, поэтому тебе приходится выходить за рамки обыденной комедии.

Ты часто испытываешь людей на прочность

Тебе не нравится оскорблять кого-то либо наносить моральный вред тем, над кем ты смеешься. Но ты часто выбираешься за рамки дозволенного, чтобы испытать свою «жертву». Многие люди, конечно же, этого не ценят из-за неумения смеяться над собой.

Ты легко можешь обмануть человека

Не в том смысле, что ты патологический лгун, а в том, что твои шутки часто сливаются с реальностью. При этом люди часто воспринимают тебя неправильно, думая, что ты совсем поехавший, когда шутишь над мрачными и неудобными темами. Но дело в том, что своим юмором ты помогаешь защититься от ужаса, ведь гораздо лучше смеяться над плохими вещами, чем рыдать над ними.

Ты умен, чертовски умен

Некоторые могут думать, что у тебя тупейший юмор в мире, который не требует долгого осмысления. Но все эти выводы — чушь полнейшая, ведь ты долго и скрупулезно продумываешь каждую свою шутку. Просто некоторые не видят в шутке двойного, а то и тройного дна — предпочитают считывать только ту информацию, которая находится на поверхности.

Обилие цинизма

Ты настоящая циничная скотина, но ты счастлив быть ею. Свой цинизм ты используешь не только в юморе, но и в жизни. Он здорово помогает тебе не вляпываться в неприятности, в которые вляпывается добросердечное и совсем не циничное большинство.

Многим людям с тобой неудобно

Твой смелый и малость отшибленный юмор заставляет многих окружающих людей чувствовать себя неловко. Они не понимают, смеешься ли ты над ними или вместе с ними. Разница, согласись, существенная. Ты заставляешь людей выходить из зоны комфорта.

Ты не теряешься в сложной ситуации

Тебя сложно сбить с ног. Просто твой ум работает иначе, чем у большинства. Это не значит, что ты умнее, но у тебя получается схватывать на лету, приспособляться к стрессовым ситуациям и смеяться в лицо опасностям и страхам. Если происходит что-то плохое, то ты смеешься над этим. Если тебе тяжело, то ты и над этим смеешься.

Не всегда очевидно, что твоя шутка смешна

Над смешной шуткой могут и не смеяться — это и есть немалая доля английского юмора. Ты шутишь медленно, тебе нравится наслаивать один слой за другим, чтобы шутка не завладела слушателем сразу, а была понята чуть позже — тогда, когда придет время. Со стороны тебе может казаться, что ты просто не умеешь шутить.

Твои друзья прекрасно понимают тебя

Скажем так, если ты постоянно шутишь, как упоротый, то среди твоих друзей не окажется людей, которые эти шутки будут воспринимать враждебно. Подобное притягивается к подобному, поэтому в своей компании ты всегда лучший комик, шутник, весельчак. А вот в посторонних компаниях всё может быть совсем по-другому.

Тебя трудно «прочитать»

Людям сложно понять серьезность твоих слов. На этой почве могут возникать многочисленные скандалы. И всё из-за манеры преподносить шутки слишком сухо и бессовестно правдоподобно.

Ты видишь все мелочи

Ты очень бодро подмечаешь всякие мелочи. Разумеется, все эти детали, которые ты видишь своим явно вооруженным глазом, ты впоследствии используешь в своих многочисленных шутках. Сходу ты никогда не шутишь, ведь тебе нужно привязать юмор к чему-то личному, к чему-то, что ты выяснил о человеке с помощью метода дедукции.

Ты психолог-любитель

Людям трудно понимать твои мысли, но тебе это делать легко — они для тебя как открытая книга. Твой цинизм помогает отбрасывать маски окружающих, чтобы обнажить их истинные цели, амбиции, страхи, мотивы, желания.

Тебе плевать на всё

Когда дело доходит до того, что о тебе подумают, то тебе становится плевать. Ты знаешь себе цену — и это единственное, что для тебя имеет значение. Пусть цивилы будут думать, что ты маргинал, псих, быдло, придурок. Их мнение тебя не волнует. Оно тебя даже забавляет.

3. Оптимистичное чувство юмора

Этот тип юмора свойственен для тех людей, которые всегда находятся в хорошем расположении духа. Даже если Ким Чен Ын нажмет на красную кнопку, и в мире воцарится хаос, то эти парни найдут положительную сторону и в этом. Они всегда стремятся видеть во всем хорошее, и их шутки нацелены на всеобщее поднятие настроения.

4. Агрессивное чувство юмора

Агрессивное чувство юмора, иначе говоря черный юморок, характеризуется высмеиванием недостатков других людей, обличая их слабые стороны, ему характерен сарказм. Люди, которые предпочитают манипулировать и управлять другими, часто используют именно черный юмор.

Кто так шутит:
Обычно данным чувством юмора наделены мужчины, в редких случаях – женщины. Люди, предпочитающие шутить именно таким образом, любят критиковать, прикрываясь при этом шутками, зачастую это довольно-таки нервозные личности, которые испытывают некоторые проблемы в общении с людьми. Это является определенным способом ограничения своего круга общения, но важно отметить, что несмотря на весь присущий им цинизм, эти люди трепетно относятся к своим друзьям, которых обычно бывает не так много.

Психолог Ричард Уайзман в своих исследованиях утверждает, что чувство юмора у мужчин и женщин различается. Женщины в два раза больше смеются над мужскими шутками, нежели мужчины – над женскими, но кто бы сомневался. Мужчины больше любят шутить и спокойно относятся к тому, что над ними смеются, в тот же момент женщины зачастую воспринимают шутки в свой адрес очень болезненно.

Возможно, идеальным чувством юмора можно назвать гармоничное сочетание всех четырех типов. Ты должен всегда уметь посмеяться над собой, но в тот же момент чувствовать ту грань, где шутка перерастает в унижение. Хороший анекдот может задать тон общению или снизить градус напряжения. В любом случае жить в современном мире без чувств юмора будет очень непросто – слишком уж он противоречив.

Следующий анекдот

Блондинки или чукчи, тещи или поручик Ржевский – герои наших анекдотов способны многое рассказать и о нас самих. Почему мы выбираем именно их? И что скрывается за нашей потребностью смеяться над другими?

В ремена меняются, и наши шутки меняются вместе с ними. Штирлиц и Брежнев, армянское радио и «новые русские» – на смену героям прежних времен пришли иные персонажи. Впрочем, по ощущению, и шутить мы сегодня стали реже. Многие ли из нас легко припомнят, когда в последний раз слышали хороший анекдот? «Анекдотов в нашем повседневном общении действительно стало меньше, – считает клинический психолог Сергей Ениколопов. – Не последнюю роль в этом сыграл интернет. Ведь прелесть анекдота в его свежести и оригинальности – какой смысл рассказывать шутку, которую наш собеседник мог и сам прочитать в Cети накануне?» Кроме того, на место прежней формы «живых» анекдотов пришли Comedy Club и другие подобные телепроекты.

И все же мы продолжаем шутить, ведь смешной анекдот помогает нам установить контакт с собеседником, расположить его к себе или разрядить обстановку. Кроме того, шутки идут на пользу и нашему собственному душевному равновесию. «Юмор выполняет ту же функцию, что и сны для отдельного человека или же мифы для целого общества: в нем проявляется озабоченность нашего сознания тем, что мы не можем выразить рационально, – объясняет психоаналитик Муса Набати (Moussa Nabati). – Анекдот проявляет наши глубинные страхи и одновременно предлагает позитивное решение – с помощью смеха». Так какие же страхи воплощают черты героев популярных шуток?

«Другие»

НЕ ТАКИЕ, КАК МЫ, НО И НЕ ПОЛНОСТЬЮ ДРУГИЕ. МЫ ШУТИМ НАД «СТРАННЫМИ» ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ НАС ТРЕВОЖАТ.

Если в советские времена многих веселили анекдоты о чукчах, то сегодня (особенно с телеэкрана) чаще шутят над представителями соседних государств, приезжающих на заработки в Россию. «Этих людей мы встречаем ежедневно, – говорит Сергей Ениколопов. – И многие воспринимают их черты (отличные от наших) как угрозу привычному укладу жизни». Мы смеемся над «странностью» тех, кто находится близко, но в то же время с нами не совпадает. «Это позволяет проецировать на «другого» те черты, которые мы меньше всего склонны принимать в самих себе, – продолжает психолог. – Анекдоты, высмеивающие «других», по сути, должны показать, что мы лучше. Такие шутки выполняют сразу несколько функций: с одной стороны, они повышают (в сравнении с кем-то) нашу самооценку, а с другой – помогают отстаивать свою самобытность, отделяя «своих» от «чужих».

Наивные таджики, прижимистые украинцы, «горячие эстонские парни» – в подобных ярлыках психологи и психоаналитики видят проявление нашего противоречивого отношения к чужакам, основанного как на любопытстве и интересе к непохожему, так и на страхе и неприятии его. «Мы говорим о «других» и когда шутим о политиках и власти. Ведь в них мы также видим прежде всего тех, кто не является ни таким же, как мы, ни полностью другим, и это вызывает у нас беспокойство, потому что искажает границы нашей идентичности, – заключает Сергей Ениколопов. – Это отражается в юморе».

Об этом

  • Елена Шмелева, Алексей Шмелев «Русский анекдот. Текст и речевой жанр» , Языки славянской культуры, 2002.
  • Алан Дандес «Фольклор: семиотика и/или психоанализ», Восточная литература, 2003.
  • Род Мартин «Психология юмора», Питер, 2009.

Блондинки

Анекдоты про них, практически став уже общим местом, тем не менее не первый год сохраняют рекордную популярность. Почему же многим так хочется видеть светловолосых женщин откровенно глупыми, беспомощными, неспособными к элементарной логике? «Это завуалированное проявление сексизма, то есть утверждения превосходства одного пола над другим, проявление бессознательной потребности обосновать свое представление о социальном неравенстве мужчин и женщин, – считает Сергей Ениколопов. – В этом можно увидеть и знак неприятия мужчинами сегодняшней тенденции феминизации общества, и их негативную реакцию на все растущее количество успешных женщин среди нас». «В анекдотах о блондинках сегодня происходит возвращение вытесненного из общественного сознания женоненавистничества, – соглашается Муса Набати. – Оказавшись под запретом в эпоху феминизма, оно нашло себе новое, более осторожное выражение, сделав вид, что сосредоточено лишь на определенном типе женщин».

Подмена оказалась настолько убедительной, что в нее поверили и сами женщины, согласившись видеть в «бестолковой блондинке» козла отпущения. «Такие шутки несут двойную выгоду, – продолжает Муса Набати. – Мужчинам они позволяют вновь ощутить свое преимущество над женским полом, а женщинам помогают дать выход чувству соперничества и ревности».

Ревность здесь связана с тем фактом, что светлый цвет волос рассматривался нашими предками как признак красоты. Затем появились фотомодели из журналов – и блондинка превратилась в стандартный эротический идеал. «Насмешки над блондинками – уточняет Сергей Ениколопов, – это в какой-то мере и наши насмешки над нынешним обществом и теми стереотипами, которые оно нам навязывает».

Что такое «козел отпущения»?

В обыденном понимании «козлом отпущения» является человек, на которого члены данного сообщества возлагают вину за все свои возможные беды и ошибки. И нередко высмеивают его. Но изначально у этого выражения был религиозный смысл, связанный с описанным в Библии очистительным обрядом. В Книге Левит (Лев. 16:7–8, 10) говорится, что во время праздника Йом Кипур первосвященник выбирал двух козлов, на которых возлагал руки, перекладывая таким образом на них все грехи прошедшего года. Одного из них немедленно приносили в жертву, а другого, которого и называли козлом отпущения, прогоняли в пустыню, к скале Азазел, с которой в конце концов его сбрасывали.

1. Аффилиативное чувство юмора

Свойственно для людей, которые любят рассказывать анекдоты и смешные истории, не оскорбляют других людей. Назовем это юмором ради юмора. Как правило, люди с аффилиативным чувством юмора используют его для укрепления социальных связей, и все их попытки шутить идут от желания наладить общение с другими людьми.

Кто так шутит:
Обычно люди, предпочитающие шутить в данной манере, являются гармоничными и социальными личностями, которые придают большое значение своим отношениями и дружбе. Они эмоционально стабильны, умеют налаживать тесные связи с другими людьми, но не стоит думать, что у таких добряков нет стержня. Им свойственны такие качества, как стрессоустойчивость и коммуникабельность, даны уникальные адаптивные навыки.

Следующий анекдот


— Смех — это внешняя поведенческая реакция, а юмором часто называют активность, специально направленную на то, чтобы его вызвать. Разные исследователи пытаются либо смех объяснить через юмор, либо юмор через смех. Соединяет же внешний стимул и смех чувство юмора или чувство смешного, которое и является, собственно, предметом психологического исследования. Но юмор и смех не всегда взаимосвязаны. Мы можем понять шутку, но не засмеяться или только улыбнуться.

Исторически смех возник раньше юмора. Смеяться могут даже некоторые животные — например, обезьяны и крысы. Впоследствии смех начинает связываться с теми забавными ситуациями, которые мы сегодня называем юмором. При этом существует целый спектр смеха, который никак с юмором не связан. Например, в некоторых культурах описан ритуальный смех, есть истерический смех, который может быть связан с шоковыми состояниями, есть смех физиологический, например, от веселящего газа или наркотиков. В повседневной жизни смех, так же как и улыбка, выполняет социальную функцию: это сигнал о дружелюбном настрое по отношению к собеседнику (например, «голливудская улыбка»), который вовсе не означает, что нам смешно. Основным предметом внимания психологов является субъективное чувство смешного. Но сегодня нет надежного объективного показателя, который однозначно бы выявлял это чувство у человека. Ведь и смех, и физиологические изменения в организме, связанные с восприятием юмора, могут возникать и в отсутствие чувства смешного.


Алена Иванова — психолог, психотерапевт, исследователь в области психологии юмора. Сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН и Московского психолого-педагогического университета. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах»

— Как работает юмор? Почему нам становится смешно?

— Единой теории юмора, которая бы все объяснила, не существует. До сих пор чувство юмора и смех — неразгаданная загадка. Однако многое уже известно. Например, приверженцы теории несоответствия или противоречия пытаются рационально анализировать шутку и проследить, в какой именно момент становится смешно, какова схема этого действия, разложить процесс восприятия юмора на этапы. В начале шутки мы находимся в каком-то одном контексте, говорим о чем-то одном, а в точке, где сосредоточена соль шутки, вдруг резко оказывается, что мы находимся в другом контексте, происходит что-то, придающее иное значение всей ситуации или какому-то слову. И когда эти два контекста сталкиваются между собой, мы понимаем, что они несовместимы. И нам становится смешно. Но бывают шутки, где нет явного противоречия контекстов. Например, юмор нелепости — многие «примитивные» шутки клоунов.

Существуют теории, которые связывают юмор и смех с агрессией. В результате восприятия юмора человек получает ощущение превосходства над кем-то реальным или воображаемым. Именно поэтому становится смешно. Но если бы мы основывались только на теории превосходства, то не могли бы провести различия между юмором и настоящей агрессией. Многие ученые как раз полагают, что смысл юмора — в проявлении агрессии цивилизованным или социально приемлемым способом. Тем не менее существуют добрые шутки, в которых наличие агрессии по крайней мере не очевидно.

Есть теории разрядки энергии, которые тесно соприкасаются с психоаналитическими. Когда мы чего-то не можем сказать или сделать в обществе или речь идет о волнующей нас ситуации, связанной со страхом, мы вынуждены сдерживаться, на что тратим много энергии. Юмор, в котором мы можем косвенно выразить свои чувства, позволяет разрядить «лишнюю» энергию в смехе. Но опять-таки даже Фрейд говорил о том, что не все шутки содержат подобный подсознательный подтекст. Большинство современных исследователей опираются в своей работе на те или иные сочетания этих теорий или их элементов.


«Значительное число явлений представляется нам как своего рода плохая шутка». Альфред Адлер

— Каким вообще бывает юмор?

— Если раньше ученые пытались объяснить юмор как общее явление, то в последние десятилетия в науке популярна идея о том, что существуют разные типы и стили юмора. И тогда кажется проще примирить различные теории — они не противоречат друг другу, а просто описывают всевозможные стили юмора. Наиболее очевидное деление юмора на позитивный и негативный. Какой-то юмор помогает и психическому, и физическому здоровью, а какой-то даже вредит. Канадский исследователь Род Мартин к этому параметру добавил второй: на кого направлен юмор — на себя или окружающих. В результате он получил четыре стиля юмора. Первый — аффилятивный. Это социальный, легкий, добродушный стиль юмора. Он помогает установить с кем-то отношения либо их поддержать, упрочить. Аффилятивный стиль используют экстраверты. Они общительны, открыты, у них высокая самооценка, они довольны своими взаимоотношениями с окружающими. Если же человек использует позитивный юмор в отношении себя, то это самоподдерживающий стиль. Основная его функция — совладание с негативными эмоциями, стрессовыми ситуациями. Прежде всего так шутят эмоционально стабильные люди, которые обладают хорошей саморегуляцией. У такого человека все хорошо с самооценкой, он готов к новому опыту, может рассмотреть ситуацию с разных сторон, не останавливаясь на одной точке зрения. Безусловно, это жизнерадостные люди, но они не обязательно будут экстравертами как люди с высоким аффилятивным стилем юмора.

Аналогичным образом описываются два негативных стиля — агрессивный и самоуничижительный. Ведь юмор — очень эффективное, практически беспроигрышное оружие в споре или дискуссии. Обмен язвительными замечаниями или остротами — цивилизованная драка. И люди, которые используют агрессивный стиль юмора, враждебно настроены к окружающим и, естественно, меньше удовлетворены отношениями. А вот самоуничижительный — довольно загадочный стиль юмора и самый сложный. Человек шутит во вред себе, выставляет себя на посмешище окружающих. Потому что когда людям смешно, они все равно к тебе расположены, даже если не очень высоко тебя ценят и уважают. Многие комики были такими. Конечно, так шутят люди с низкой самооценкой и внутренними конфликтами. Иногда таких людей не сразу можно распознать. Внешне они выглядят душой компании — остроумные и веселые, а внутренне страдают.

— А как шутят в России?

— Совсем недавно мы с коллегами выпустили несколько статей об исследованиях стилей юмора в России. Мы адаптировали опросник Рода Мартина и опрашивали людей из разных концов страны. Оказалось, что наших соотечественников характеризует необычно высокий уровень самоуничижительного стиля, который воспринимается не столь однозначно негативно, как на Западе. Действительно, в России традиционно ценится не столько умение презентовать себя или высокая самооценка, сколько скромность, самокритичность, доходящая до самоуничижения, которое одновременно вызывает чувство гордости. Мы привыкли смеяться над тем, что у нас все плохо, хуже, чем у всех. Можно вспомнить целый ряд анекдотов про отечественные автомобили, дороги, политиков и т.д. Эти ценности имеют глубокие исторические корни в нашей культуре. В России принято прибедняться и разыгрывать из себя шутов. Только в России описан феномен юродства. Над юродивыми и смеялись, поскольку, будучи сумасшедшими, они вели себя неадекватно, и считали их святыми, боясь обидеть, относясь к их словам как к пророчествам. А вот, например, китайцы в сравнении с западными странами и нами отличаются низким уровнем агрессивного стиля юмора. Это связано с особой для них ценностью вежливости и толерантности.


«Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на его пути». Зигмунд Фрейд

— Что говорят о человеке шутки, над которыми он смеется?

— Здесь можно рассматривать множество разных параметров: это и жанр юмора, и его тема, и когнитивный прием, на котором строится шутка, и то, с кем, в какой ситуации человек может посмеяться, а с кем нет. Например, если человек предпочитает юмор нелепости, то это говорит о широте мышления, открытости новому опыту, способности рискнуть и гибкости. Если человек совсем не понимает юмор нелепости (а такие люди встречаются), а воспринимает только интеллектуальный юмор разрешения противоречия, это может говорить о его ригидности и тревоге, хотя одновременно и о достаточно высоком уровне интеллекта, конечно. Как раз предпочтение такого рода юмора мы нашли у больных шизофренией. Только не подумайте, что если вы любите шутки такого рода, то это диагноз. Скорее наоборот, это свидетельствует о наличии чувства юмора у больных шизофренией.

— А над чем смеются душевнобольные?

— Пациенты с маниакальными расстройствами часто смеются. Но это не значит, что они поняли вашу шутку или смеются над ней. Один молодой человек, с которым я работала, смеялся непрерывно все время нашего общения за исключением только тех моментов, когда читал предложенные мною анекдоты. Этот смех скорее физиологический. У людей с депрессивными расстройствами, наоборот, снижена экспрессивность, они поймут вашу шутку и даже, возможно, оценят юмор, но вряд ли будут смеяться. Они даже могут сказать: «Мне смешно», — и при этом не улыбнуться. Но и первым, и вторым нравится такой циничный, пессимистический юмор — юмор висельника. При шизофрении же люди могут быть более или менее склонны к смеху, но предпочитают определенный тип шутки, в котором юмор наиболее явный, то есть основан на классическом разрешении противоречия. Эти пациенты плохо понимают контекст или эмоциональные нюансы в общении, поэтому для них важна опора на типичную форму. Если говорить о характерных приемах шутки, то больным шизофренией нравится парадокс: когда мы сочетаем несочетаемые вещи, получаем на первый взгляд какую-то бессмыслицу, в которой можно увидеть глубокий смысл. Следующий параметр — способность адекватно понимать юмор, интеллектуальный компонент. Если у депрессивных больных никаких проблем с пониманием шутки не возникает, они могут объяснить ее соль, то у шизофреников могут возникать проблемы с пониманием. У них есть трудности с восприятием переносных смыслов слов, метафор, пословиц и поговорок. Точно так же и с шутками. При аутизме бывает, что чувство юмора вообще отсутствует, а бывает, что оно чрезвычайно развито. Но чувство юмора у них, конечно, специфическое. Они любят юмор, основанный на двойных значениях или звуковой основе слова. Это разнообразная игра с самим словом, звуком.

— Может ли человек никогда не смеяться?

— Некоторые исследователи считают, что есть люди без чувства юмора. По мнению других, такого не бывает в принципе. Я склоняюсь ко второму варианту — хоть какое-то чувство юмора у человека всегда сохраняется до тех пор, пока он не умер. Вопрос в степени. Если человек очень редко смеется, это может говорить о нарушениях, но я бы сказала, что у такого человека просто очень высокая потребность в самоконтроле.


«Способность смеяться — специфическая человеческая особенность, и следует считать, что «смех сделал человека человеком». Можно представить, что так мы вознаграждены за прямохождение и прочие неудобства вида Ноmо sapiens». Ирвин Ялом

— Есть ли какие-то принципиальные изменения в юморе, например, в сравнении с прошлым веком?

— Существует мнение, что чувство юмора как индивидуальная способность формируется только сейчас. Раньше смех был исключительно коллективным явлением. По классическим историко-культурологическим работам, средневековый смех был универсальным. Он не был ни позитивным, ни негативным. Каждый смеялся над каждым и над собой, одновременно осмеивая какие-то социальные нормы, традиции, запреты и их же утверждая. Теперь же происходит все большая дифференциация юмора на разные виды и все большая его индивидуализация. Ведь современный юмор в интернете фактически функционирует на уровне одного человека. Раньше для смеха нужна была толпа, затем небольшая компания. Совсем недавно уже достаточно было смеха за кадром. Теперь же ты просто принимаешь шутку в ленте новостей и делишься ею с другими. Но весь процесс общения остается за кадром.

— Способен ли смех исцелять?

Следующий анекдот

Если ты спросишь у человека, хорошее ли у него чувство юмора, то, скорее всего, услышишь положительный ответ, который будет не так-то просто оспорить. Дело в том, что умение шутить и воспринимать шутки индивидуально, по этой же причине отличная шутка для одного будет казаться убогой и непристойной для другого, и оба будут по-своему правы. Конечно же, есть невыносимые зануды, которых может рассмешить лишь чужая неудача. К счастью, их меньшинство, так что не будем на них заострять внимание.

Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Порой сигара – это просто сигара, но шутка не всегда просто шутка». Он подразумевал, что существует несколько разных типов чувства юмора и что они связаны с нашей личностью.

В 2003 году исследователь психологии Род Мартин провел анкетирование, в результате которого выявил четыре типа чувства юмора:

  • Аффилиативное
  • Самодеструктивное
  • Оптимистичное
  • Агрессивное

2. Самодеструктивное чувство юмора

Этот тип юмора встречается, когда люди высмеивают свои недостатки для того, чтобы заставить других смеяться. Как правило, шутить подобным образом мы можем лишь в окружении друзей, или же выступая перед большой аудиторией, где целью является увеселение масс. Обычно это стендап.

Кто так шутит:
Те, кто избирают своим фирменным стилем такое чувство юмора, как правило, являются людьми доверчивыми. Они способны образовывать тесные социальные связи. В тот же момент эти личности склонны впадать в депрессию по любому поводу. К тому же у них наблюдаются признаки невротического поведения, отсутствие самоуверенности – это и является причиной того, что они пытаются шутить над собой, получая за счет этого одобрение других.

Читайте также: