Солирующий инструмент бах шутка

Обновлено: 22.11.2024

Иоганн Себастьян Бах - Музыкальная шутка
Как и многие другие произведения этого прекраснейшего композитора " шутка" несет в себе глубокий смысл ,но это вовсе не делает сюиту сложной для понимания детьми .
это мелодичное ,невероятно легкое и воздушное звучание флейты в сочетании со струнными инструментами создает в детском подсознании что-то волшебное ,понятное только им-детям
не смотря на возраст сюиты она по прежнему является очень известной ,она не потеряла своего значения.
"шутка" написана в полифоническом стиле , хоть и солирует в ней флейта.

Следующий анекдот

И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха . Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

Историю создания «Сюит и партит для клавира» Баха, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

Кроме «Английских» и «Французских» сюит, в данный период были написаны и другие произведения для клавира, в том числе первый том « ХТК », большое количество двухголосных и трехголосных инвенций, а также «Хроматическая фантазия и фуга». Точная дата создания большинства произведений для клавира неизвестна, так как они не были опубликованы при жизни композитора. Считается, что музыкант отправлял на публикацию только те сочинения, которые могли быть практическим руководством для исполнителя и имели сравнительно небольшой объем.

В 1731 году увидела свет первая часть «Clavier-Ubung». В этот сборник вошли шесть знаменитых партит. В 1735 году вышла вторая часть данного собрания сочинений, которая содержала «Итальянский концерт» и одну партиту.

На сегодняшний день, «Английские» и «Французские» сюиты, а также 7 партит входят в репертуар известнейших пианистов мира.

Интересные факты

  • Некоторые сочинения из сборника «Французские сюиты» первоначально входили в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
  • Название музыкальной старо-концертной формы «партита» буквально переводится с итальянского языка как деленная на части.
  • В 1731 году был опубликован первый сборник партит Clavier-Ubung I. В собрание сочинений входят 6 партит (BWV 825-830). Вторая часть была опубликована спустя 4 года, в нее вошел один Итальянский концерт и партита.
  • Считается, что сюиты и партиты были созданы композитором в качестве инструктивных упражнений не только для развития техники, но и для совершенствования исполнительских приёмов и правильного понимания жанров и стилей, характерных для времени.
  • В творчестве композитора представлены партиты не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов, таких как флейта, скрипка.
  • Композитор написал 23 сюиты для клавира, 19 из которых были объединены в три сборника. На данный момент времени собрания сочинений по праву считаются шедеврами мировой классической музыки.

Что такое сюита

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

  • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
  • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
  • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
  • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.

В композиторской практике до Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

Английские сюиты

В «Английских» сюитах Баха преобладают черты концертного стиля композитора:

  • укрупнение цикла;
  • единство тематизма;
  • полифоническое развитие голосов;
  • тональное объединение;
  • контрастное сопоставление частей;
  • увеличение роли средних голосов.

Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

  • №1, BWV 806 – Ля мажор;
  • №4, BWV 809 – Фа мажор.

К минорным сюитам можно отнести:

  • №2, BWV 807 – ля минор;
  • №3, BWV 808 – соль минор;
  • №5, BWV 810 – ми минор;
  • №6, BWV 811 – ре минор.

Французские сюиты

По мнению многих музыковедов, «Французские» сюиты создавались композитором, прежде всего, в педагогических целях. При этом цикл сочинений потрясает образным многообразием, что свидетельствует о мастерстве композитора в полифонической технике письма.

Бах отлично знал творчество французских клавесинистов, но оно не являлось основополагающим для создания цикла. Это объясняется тем, что во Франции в те времена существовала мода на программность музыки. Так, музыканты создавали программные миниатюры для клавира, где название уже настраивало слушателя на определенный сюжет. Название «Французские» отсылает слушателя к стране, в которой была зарождена традиция объединять танцы в сюиты.

Партиты

Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

  • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
  • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
  • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
  • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
  • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
  • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
  • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
  • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
  • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.

Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка Баха – это вечный источник гармонии разума и души человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Партита И.С. Баха

Следующий анекдот

Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

«Шутка». Это жизнерадостное по своему характеру произведение, являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха , в XX веке стала одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность музыкального материала во всей красе способны продемонстрировать истинное мастерство виртуозного исполнителя. А благодаря знаменитой компании Nokia, которая в рингтонах своих телефонов использовала эту мелодию, миниатюру узнал весь мир.

Историю создания «Шутки» Баха, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Композиторы XVIII века считались мастерами с особыми умениями, необходимыми и ценными для общества, поэтому Бах и его коллеги обучали музыке сыновей точно так же, как гончар или сапожник передавал ремесло своим детям. Музыкальные сочинители в то время пользовались особым уважением и были весьма почитаемыми людьми, так как они обычно являлись либо членами дворянской семьи, либо занимали авторитетные должности в церквях или в хоровых школах. Помимо этого композиторы служили у разных богатых вельмож, ведь практически у каждого правителя в Европе имелся какой-либо музыкальный коллектив и, несомненно, капельмейстер, который обязательно должен был сочинять новые произведения.

До и после своего пребывания в Кётене с 1717 по 1723 год, Бах работал в церквях и школах хористов, но во время своей шестилетней службы у Леопольда, принца Ангальта Кётенского, сочинение кантат и хоралов, которые раскрыли Иоганна Себастьяна как истинного гения, ему пришлось отложить. Вместо этого композитор обратил своё творчество к светским жанрам, поскольку он руководил оркестром, и для выступлений на концертах ​нужна была совсем иная музыка.

Большинство светских инструментальных работ Баха, среди которых числится «Оркестровая сюиты» №2, а вместе с ней и вышеупомянутая «Шутка» (Badinerie) относится именно к этому шестилетнему кётенскому периоду .

После смерти Иоганна Себастьяна его рукописи – бесценные плоды его результативной работы были поделены между двумя его старшими сыновьями. Некоторые из работ кётенского периода жизни композитора были отправлены Вильгельму Фридеману и, к сожалению, утеряны. Другие же, те которые попали в руки Карла Филиппа Эммануила, сохранились и, как предполагается, содержали около половины инструментальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном в Кётене. Среди этих работ « Бранденбургские Концерты » и четыре «Оркестровые сюиты».

Точную дату, для которой Бах написал «Оркестровую сюиту» №2, исследователи творчества композитора нам не указывают. Теперь вероятно, это так и останется загадкой, однако блестящие танцы и яркий звук сольной флейты , безусловно, предполагают какое-то весёлое празднование по поводу счастливого знаменательного события. Стало известно только то, что Бах редактировал это произведение и после 1723 года исполнял его в рамках своих концертов с ансамблем «Collegium Musicum» в Лейпциге. В нынешнее время рукопись партитуры Баха не сохранилась. Остались только партии заново отредактированные композитором в 1739 году.

Интересные факты

  • Некоторые исследователи творчества Баха считают, что изначально в «Шутке» сольный голос композитор намеревался поручить скрипке или гобою, но впоследствии передумал и написал партию для флейты.
  • Аналогичное более раннее сочинение есть у двоюродного брата композитора Иоганна Бернхарда Баха, которое, возможно, и вдохновило Иоганна Себастьяна на создание «Оркестровой сюиты» №2.
  • Когда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга. Ранее композиторы никогда не встречались. В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись.

  • Жанр сюиты был чрезвычайно популярен в Германии во времена Баха, однако композитор проявлял к нему гораздо меньший интерес, чем его современники. До наших дней дошли 135 сохранившихся сюит Телемана, и это лишь часть тех, которые он написал. Кристоф Граупнер сочинил 85 сюит, а Иоганн Фридрих Фаш почти 100.
  • Бах и Гендель в сюитах сочиняли так называемые стилизованные танцы, которые предназначались для прослушивания, а не для танцев. Они отличались тем, что в них допускалось гораздо больше различных музыкальных украшений.
  • Во всех оркестровых сюитах Баха используются традиционные французские танцы.
  • «Шутка» Баха звучит в таких известных фильмах, как «1+1» (2011), «Отец невесты» (1991) и телесериале «Доктор Кто».

Содержание «Шутки» Баха

У «Шутки» из-за быстрого темпа и изящного ритма очень легкий и веселый характер. Она, как и все пьесы, входящие в сюиту №2, написана в тональности си минор. Произведение заключено композитором в двухчастную форму, каждый из разделов которой повторяется. Важно также отметить, что части между собой тематически связаны.

«Шутка» по своему складу - это полифоническая пьеса, в которой партии сольной флейты , первой и второй скрипки , альта и бассо континуо движутся независимо друг от друга, при всём при этом здесь сильно ощущается чувство гармонии. В данном произведении композитор использует такие способы развития музыкального материала, которые были особенно распространены в эпоху барокко, то есть секвентность и вариационность. В пьесе явно прослеживается, как одна и та же тема представлена на протяжении всего произведения в разных вариантах.

«Badinerie» или «Шутка» - эта скерцеобразная пьеса из «Оркестровой сюиты» №2 Иоганна Себастьяна Баха сегодня пользуется большой популярностью. Она часто звучит на концертных площадках, так как любима и слушателями и исполнителями, потому что это энергично . игриво . виртуозно . и просто весело.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

Следующий анекдот

И.С. Бах Органная токката и фуга (d-moll)

Органная токката и фуга (ре минор) – это опус магнум органной музыки Иоганна Себастьяна Баха . Произведение широко известно и популярно как среди профессиональных органистов, так и среди любителей классической музыки.

Историю создания «Органной токкаты и фуги» Баха, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

Музыковеды и исследователи не имеют единого мнения, касающегося даты сочинения. Одни утверждают, что цикл для органа был создан в раннем творческом периоде, другие, что за год до смерти. Условно датой написания считают период от 1701 до 1740 годов.

Установить точную дату не получилось, так как оригинальные ноты не сохранились для последующего поколения. Единственная рукопись, дошедшая в целости и невредимости – это переписанный вариант 12-летним Иоганнесом Рингком, учеником Иоганна Питера Келлнера, который в собственную очередь послушно учился полифоническому мастерству у великого Баха . Опубликована нотная запись была лишь спустя век после написания, а именно в 1830 году. Популярность к произведению пришла благодаря старанию знаменитого музыканта и композитора Феликса Мендельсона , который почитал музыку Баха и занимался ее активной пропагандой.

Новый виток популярности Токката и фуга получила благодаря известному мультипликатору Уолту Диснею . В 1940 году он использовал музыку в мультипликационном фильме « Фантазия », чем заслужил огромное количество положительных рецензий.

Сегодня цикл для органа считается вершиной органного творчества. Чтобы исполнить произведение необходимо обладать виртуозной техникой и блестящим мастерством во владении органом.

Интересные факты

  • Для широкой аудитории произведение открыл известный композитор и популяризатор барочной музыки Феликс Мендельсон. Именно благодаря ему публика смогла оценить великолепные произведения забытого всеми Баха.
  • Многие музыковеды оспаривают авторство Баха, считая, что приемы, использованные для развития полифонического склада, не характерны для творчества композитора эпохи барокко. Так, достаточно редко Бах использовал параллельные октавы и субдоминатновый ответ в фуге.
  • Произведение могло не дойти до потомков, если бы не органист и композитор Иоганнес Рингк. Оригинальная рукопись, к сожалению, не сохранилась. Существует версия, что Иоганнесу Рингку она досталась от ученика Баха Келлнера.
  • Тональность ре минор в символики музыки композитора является олицетворением страдания и искупления. В данной тональности Иоганн Себастьян написал еще один цикл Токкаты и фуги под номером BWV 538.

Содержание Органной токкаты и фуги Баха

Цикл из токкаты и фуги поражает единством и целостностью мысли. Эмоционально насыщенная музыка потрясает неисчерпаемой глубиной с первых тактов и держит слушателя в напряжении до последнего финального аккорда. В этом и заключается мастерство гениального полифониста Баха , умеющего создавать единую тематическую линию, развивающуюся и не угасающую в течение 10 минут. Композиция имеет арочную структуру, так, мотив, который был изложен во вступлении в видоизмененном варианте предстает перед слушателем в коде фуги, замыкая цикл и делая его логически завершенным.

Токката

Пафосность токкаты достигается за счет использования драматических музыкальных приемов и элементов. Ёмкий и лаконичный возглас – это ничто иное, как призыв, приковывающий внимание с первых тактов. Троекратно мотив, изложенный в унисон, проходит в разных голосах, утверждая основную музыкальную мысль. Риторика украшений восходит к барочной стилистике.

Токката строится на едином музыкальном тематизме, поэтому именно вступление закладывает генофонд для дальнейшего развития сочинения. Драматичная и стремительная тема рождается из вступительного монолога. Виртуозность и импровизационность – это основа композиции. Быстрые пассажи, устремленные, то вверх, то вниз создают напряжение, которое то стихает, то набирает новую силу, поднимая накал чувств на абсолютно новый уровень драматического развития.

Высокая эмоциональная температура достигает наивысшей точки накала в коде, как символ безутешной бури. Пик напряжения напоминает девятый вал. Глубокое звучание поражает слушателя исполинской мощью и страстью, подготавливая почву для вступления фуги.

Фуга тематически продолжает развивать музыкальный материал токкаты, но имеет более чёткую и ясную структуру. Фуга состоит из трех разделов:

  1. В экспозиционном разделе тема фуги проводится поочередно в трех голосах. Стоит отметить, что ответ, не характерен для творчества Баха и написан в тональности субдоминанты. Обычно ответ пишется в доминантовой тональности.
  2. Средний раздел имеет функцию тонального развития, так музыкальный материал транспонируется в далекие тональности, что создает внутреннее напряжение и позволяет выразить драматичность и в некоторой степени трагедийности музыки.
  3. Заключительный раздел утверждает не только основную тональность, но и основную мысль композиции.

Единство цикла достигается благодаря импровизационному складу фуги, ее живости и стремительности. Некоторые исследователи усматривают, что тональность ре минор характерна для Баха, как Страдание и Искупление. В данном случае носителем идеи страдания является токката с ее драматическими и пафосными возгласами. Фуга же на некоторое время снимает напряжение, созданное в токкате, что характеризует музыку как искупление грехов.

Необходимо учитывать, что музыке Иоганна Себастьяна Баха религиозность не чужда, а наоборот, характерна, ведь он жил в эпоху барокко, во времена, когда музыка являлась священным ремеслом. Подчеркивает религиозный характер и монументальный и величественный тембр органа. Массивный инструмент является королем среди клавишных. Орган – это единственный инструмент, чье звучание сравнивается с божественным и не запрещается при церковных католических литургиях.

Необычные обработки и аранжировки

На сегодняшний день существует огромное количество эстрадных и классических версий знаменитого произведения для органа. На просторах интернета можно найти переложения для различных инструментов и составов, от фортепиано и баяна до струнных и джазовых составов оркестра. Наиболее знаменитыми аранжировками признаны:

  • Аранжировка вступительного речитатива Токкаты. Автор французский композитор Поль Мориа. Данная версия предназначена для струнного оркестра, которым и дирижировал знаменитый музыкант. Широко известна, благодаря использованию в отечественной телепередаче «Человек и закон», которая транслировалась на одном из Федеральных каналов с 2002 по настоящее время.
  • В 19 веке интересную версию создал Карл Таузиг, он переложил органную композицию для фортепиано, и она мгновенно получила распространение среди музыкантов.
  • Оркестровая транскрипция была создана Стоковским уже в XX веке, и использована Уолтом Диснеем для превосходного анимационного фильма «Фантазия».

Музыка Органной токкаты и фуги в кинематографе и телевидении

Музыка великого Иоганна Себастьяна Баха являлась настоящим спасением для режиссеров и мультипликаторов уже на заре кинематографа, когда киноискусство только делало первые шаги и казалось для публики настоящим чудом. В 1940 году знаменитый мультипликатор Уолт Дисней , высоко ценивший классическую музыку, создал мультипликационный фильм « Фантазия ». Одну из лидирующих ролей в качестве музыкального сопровождения получила знаменитейшая Токката и фуга И.С. Баха. После экранизации произведение стало еще более популярным и известным. Для отечественного телевидения органное сочинение является по-настоящему знаковым, так как именно с звучания патетического речитатива Токкаты начиналась передача «Человек и закон».

  • Первому игроку приготовиться (2018);
  • Удивительный мир Гамбола (2017);
  • Лего Фильм: Бэтмен (2017);
  • В поиске совершенного консонанса (2016);
  • Маргарита (2015);
  • Непутёвая учеба (2015);
  • Когда я был жив (2014);
  • Бабадук (2014);
  • Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски (2013);
  • Квартет (2012);
  • Топ Гир (2007);
  • Мое сердце биться перестало (2005);
  • Авиатор (2004);
  • Верхом на великанах (2004);
  • Человек и закон (1970).

Органная прелюдия и токката ре минор Иоганна Себастьяна Баха – это вечная незыблемая классика. Сочинение доказывает, что в музыке Баха непререкаемо сочетается статика и движение, сила и покорность, судьба и человек. Архитектурность и монументальность произведения помогают отобразить весь спектр технических возможностей органа.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Органная токката и фуга ре минор Баха

Читайте также: