Шутки в глухомани спектакль
Обновлено: 25.12.2024
Пьеса напечатана в журнале «Современная драматургия» № 1, 1997. Поставлена в 101 театре России, Литвы и стран СНГ (на момент 2021 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Узбекистане (Ташкент), Казахстане (Усть-Каменогорск), Болгарии (Враца), Франции (Нанси);
в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Томске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Кургане, Комсомольске-на-Амуре, Костроме, Керчи.
Последние премьеры: в Хакасском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (2015), в Озерском театре драмы и комедии "Наш дом" (2016), в Курганском государственном театре драмы (2018), в Театрально Концертном Центре "Щёлковский драматический театр" (в Подмосковье, 2019), в Кимрском театре драмы и комедии, в Чувашском государственном академическом национальном драматическом театре имени К.В. Иванова (2020).
На 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские встречи-2016» в Санкт-Петербурге Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д.Горчакова Республики Коми, Прилузского района, села Объячево.
В марте 2015 года пьеса поставлена в Литве в театре имени Бориса Даугуветиса (город Биржай). Несмотря на то, что автор из России, премьера прошла с огромным. успехом. Это говорит о победе народной дипломатии.
Народный театр города Буя в январе 2018 года победил на Международном фестивале-конкурсе "Адмиралтейская звезда" в Костроме с комедией "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ".
Свежая новость. Спектакль «Шутки в глухомани» стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Театральные сезоны Крыма», Керчь, июнь 2021 года, Народный театр «Кант» поселка городского типа Качуг Иркутской области.
В мае 2021 года исполнилось 25 лет, как была закончена работа над этой пьесой. Итак, за четверть века трагикомедия «Шутки в глухомани» поставлена в следующем 101 театре:
1. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева (премьера 25 декабря 1996 года – история постановок этой пьесы начинается с этого театра).
2. Мурманский областной драматический театр (1998).
3. Сызранский драматический театр имени А. Н. Толстого (2000 г.)
4. Театр Северного флота г. Мурманск (2010 г.)
5. Мичуринский драматический театр.
6. Тверской академический театр драмы, 2006 год.
7. Московский государственный областной ТЮЗ, 2007 год.
8. Тобольский драматический театр имени Ершова.
9. Шадринский драматический театр.
10. Рыбинский драматический театр.
11. Серовский театр драмы им. А. Чехова.
12. Чайковский театр драмы и комедии.
13. Сыктывкарский академический театр драмы им. В. Савина.
14. Алтайский краевой театр драмы им. В. Шукшина, 1999 год.
15. Бийский драматический театр.
16. Ачинский драматический театр.
17. Комсомольский-на-Амуре драматический театр.
18. Государственный академический русский театр Узбекистана, г. Ташкент.
19. Восточно-Казахстанский областной драматический театр имени Жамбыла (г. Усть-Каменогорск), 2012 год.
20. Котласский драматический театр.
21. Русский драматический театр им. М. Горького г. Нальчик.
22. Братский драматический театр.
23. Драматический театр им. М. Ульянова г. Тара Омской области, 2014 год.
24. Кировский областной драматический театр им. С. Кирова.
25. Ульяновский драматический театр им. И. Гончарова.
26. Государственный русский драматический театр Республика Мордовия г. Саранск.
27. Бугульминский государственный драматический театр им. А. Баталова.
28. Балаковский драматический театр им. Е. Лебедева.
29. Русский Республиканский драматический театр им. М. Лермонтова г. Абакан, Хакассия.
30. Озерский драматический театр «Наш дом» Челябинской области.
31. Черемховский драматический театр им. В. Гуркина Иркутской области.
32. Белогорский народный театр им. А. Уласовец.
33. Объячевский народный театр Республика Коми (В Санкт-Петербурге на 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи - 2016» Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д. Горчакова).
34. Театральная студия «Вечерняя школа» города Пласт Челябинской области.
35. Народный театр города Гусь-Хрустальный.
36. Литва, г. Биржай, театр им. Бориса Даугуветиса.
37. Горьковский народный театр г. Омск (Гран-При 14 Любинского фестиваля любительских театров (Омск) в номинации «Лучший спектакль»).
38. Театральная студия «Дефицит» г. Белорецк, Башкирия.
39. Театр Степнотугаевского сельского Дома культуры, Чувашия.
40. Народный театр «Версия» г. Югорск-2 (Гран-При театрального фестиваля Ханты-Мансийского округа).
41. Театр «Т-Вид», г. Видное Московской области (спектакль- победитель ХХ Международного театрального фестиваля в Болгарии (г. Враца) в номинации "Лучший драматический спектакль". Плюс специальный приз жюри "За хранение школы К. С. Станиславского").
42. Осинский народный театр «Дар» Пермской области.
43. Народный театр «Круг» Андроповского района Ставропольского края.
44. Ташлинский народный театр Ташлинского района Оренбургской области, село Ташла.
45. Народный театр Сандовского районного Центра досуга, Тверская область.
46. Народный театр им. В. Пикалова райцентра Колпашево Томской области, 1998 год.
47. Мамонтовский народный театр Алтайского края.
48. Народный театр «Взгляд» Инсарского района Республики Мордовия.
49. Театр «Мастерская Маргариты».
50. Новоржевский народный театр, 2005 год, 1 апреля, г. Новоржев Псковской области.
51. Народный театр «Маски» Куединского Дома культуры Пермского края, 2010 год, декабрь.
52. Народный театр Дворца Культуры Железнодорожников станции Буй, г. Буй Костромской области (в январе 2018 года победил на Международном фестивале-конкурсе "Адмиралтейская звезда" в Костроме).
53. Шемуршинский народный театр деревни Старая Шемурша, Чувашия, январь 2018 года.
54. Народный театр Богородского района Кировской области, 1998 год.
55. Народный театр «Образ» г. Краснокаменска Красноярского края, 2011 год.
56. Народный театр Пестреченского района Татарстана.
57. Народный театр «Блики» Увинского района Удмуртской Республики, 2011 год.
58. Народный театр им. В. Пикалова райцентра Колпашево Томской области (вторая постановка, победа на областном фестивале в мае 2016 года в Томске).
59. Завитинский народный театр, Завитинск Амурской области.
60. Народный театр поселка Нижний Уфалей Челябинской области, 2016 год.
61. Театр книги «Про чтение» Северного района Новосибирской области, 2017 год.
62. Народный театр села Житниковское Курганской области, 27 марта 2017 года.
63. Народный театр «16-40», август, 2013 год.
64. Театральная студия «ART и Кул» Новосибирского педагогического колледжа № 2, декабрь 2013 года.
65. Народный театр Культурного Центра «Обухово», Ногинского района Московской области, рабочий поселок Обухово.
66. Народный театр «Проснись и пой», г. Кировск Мурманской области, 29 апреля 2018 года.
67. Народный театр «Провинциалы» Герасимовского сельского Дома Культуры Илекского района Оренбургской области. На сцене РДК «Урал» 12 апреля 2018 года.
68. Народный театр «Веламен» села Александровское Томской области, 3 декабря 2017 года.
69. Курганский государственный театр драмы (33-й профессиональный театр). Премьера 21, 22, 23 декабря 2018 года.
70. Народный театр «Гротеск» Губкинского городского округа Белгородской области, 16 декабря 2018 года.
71. Клепиковский народный театр, село Спас-Клепики (где учился Сергей Есенин), Рязанской области, 24 февраля 2019 года.
72. Народный театр «Современник», Чухломской районный Дом культуры, Костромская область, 14 февраля 2019 года.
73. Рыбинский СДК МБУК «Культурно-информационный центр» Каменского района Алтайского края, театральный коллектив «Маски», февраль 2019 год.
74. Самодеятельный театр «Зеркало» Октябрьского сельского ДК им. П. Зуева Свердловской области, март 2019 года.
75. Народный театр г. Новотроицка Оренбургской области, 29 марта 2019 год.
76. Добринский народный театр Добринского района Липецкой области, 16 апреля 2019 года.
77. Театрально-концертный центр «Щелковский театр» Московской области, г. Щелково, 27 апреля 2019 года (34-й профессиональный театр).
78. Народный театр «Антре» Ашинского района, г. Аша Челябинской области, 24 апреля 2019 года.
79. Народный театр села Агинское Саянского района Красноярского края, 1 мая 2019 года.
80. Народный театр «То, что надо», г. Кыштым Челябинской области, 16 мая 2019 года.
81. Театральная студия «Пилигрим», ДК «Горизонт», г. Сосногорск, Республика Коми, 12 апреля 2019 года.
82. Народный театр «Арлекин» Четкаринского Дома культуры, Пышлинский район, Свердловской области, 2 квартал 2019 года.
83. Народный театр «Резонанс» г. Новопавловск Ставропольского края, октябрь 2019 года.
84. Народный театр «Скоморохи» деревни Загривочная Усть-Цилемского района Республики Коми, 26 ноября 2019 года.
85. Кимрский театр драмы и комедии, Тверская область (35-й профессиональный театр), премьера 2 января 2020 года.
86. Баевский народный театр Алтайского края, 13 декабря 2019 года.
87. Народный театр деревни Дедовичи Псковской области (победил на фестивале «Затея сельской остроты» в деревне Бугрово в 2019 году).
88. Чувашский государственный академический драматический театр им. К. Иванова (36-й профессиональный театр). Премьера 20 ноября 2020 года.
89. Народный театр МБУК Тужинский РКДЦ, Кировская область, ноябрь 2019 года.
90. МБУК Центр народной культуры и туризма села Яренск Архангельской области, 14 февраля 2021 года.
91. Новокузнецкий народный театр «Самолет», премьера 16, 17, 18, 22, 24 апреля 2021 года.
92. Народный театр "Люди", г. Байкальск Слюдянского района Иркутской области, ДК «Юбилейный», 21, 27 февраля 2021 года.
93. Народный театр г. Ялуторовска Тюменской области, 21, 22 мая 2021 года.
94. Студенческий театральный коллектив «Гротеск» Саратовской государственной юридической академии, г. Саратов, 2013 год.
95. Краснозерский народный театр (студия «Эксперимент»), Новосибирская область, сентябрь 2020 года.
96. Народный театр «Кант» поселка городского типа Качуг Иркутской области. Спектакль-лауреат Всероссийского театрального фестиваля «Театральные сезоны Крыма» (Керчь, июнь 2021 года), а также приз «Лучшая мужская роль второго плана».
97. Чагодощенский народный театр села Чагоды Чагодощенского района Вологодской области, 30 апреля 2021 года.
98. Путиловский народный театр Называевского муниципального района Омской области, 25 апреля 2021 года.
99. Народный театр Андроповского районного социально-культурного центра, Ставропольский край, 16 апреля 2020 года.
100. Народный театр села Ломовка Лунинского района Пензенской области, ноябрь 2019 года.
101. Народный театр Дома культуры городского округа Кинель Самарской области, сентябрь 2021 года.
Комедия в двух действиях, шести сценах.
САНЬКА – 57 лет.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ – 60 лет.
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ – 63 лет.
ЛЕЛЬКА – 60 лет.
ВАЛЯ – 55 лет.
ВЕРА ДМИТРИЕВНА – 60 лет.
САМСОН СТРУЧКОВ – 63 лет.
БАБА ПАША – 82 лет.
ВИТЬКА – 22 лет.
САНИТАР – лет 35.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена первая
ЛЕЛЬКА. Ну!
Виктор Петрович нехотя опускается на колени.
Пауза.
САНЬКА (выходит на авансцену, в зал). Проверка показала (радостно кричит) - любит.
МУРЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ.
телефоны: 383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57. 8 905 945 88 44
Коротко об авторе.
Игорь Муренко, член Гильдии драматургов России, пьесы ставились и игрались в России, Узбекистане, Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве, Болгарии и Франции.
Пьеса «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» поставлена в 101 театре России, Литвы и стран СНГ (на момент 2021 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Узбекистане (Ташкент), Казахстане (Усть-Каменогорск), Болгарии (Враца), Франции (Нанси);
Следующий анекдот
Ходили с женой на спектакль Шутки в глухомани, актеры сыграли замечательно, спектакль был настолько фееричным, что обсуждаем до сих пор. Хорошо поставленные сценки, Советуем всем сходить и посмотреть этот замечательный спектакль, а потом скачать сценарий и перечитать все заново. Спектакль заставляет о многом задуматься, хотя вроде бы обыграно много смешные ситуаций., и все же жизненная ситуация.
Следующий анекдот
Спектакль Игоря Муренко «Шутки в глухомани» уже 15 лет ставят в Театре Афанасьева с неизменным успехом. Действие происходит в сибирской глубинке, где по недоразумению затеваются похороны мужика Саньки. Проводить его в последний путь съезжается уйма народу, включая родственников из города и невесть откуда взявшегося киноартиста. В конце концов, появляется и сам Санька, который, поразмыслив, решает исполнить отведенную ему в похоронах роль (благо, умирать для этого не обязательно), а заодно посмотреть, как к нему на самом деле относятся в деревне. Всего этого достаточно, чтобы начавшийся на невеселой ноте спектакль превратился в комедию положений, сдобренную деревенским говором и обычаями. Кстати, именно по «Шуткам в глухомани» Сергей Афанасьев мечтает снять кино в случае, если ему удастся открыть в Новосибирске киностудию.
Следующий анекдот
Честно признаться, не люблю я драматическое искусство! Ну, не сложились у меня отношения с драматическим театром! Не хочу я, видимо, делиться с ним (бессознательно, разумеется!) лаврами психотерапевта! Драматическому искусству, понятное дело, от этого ни холодно и не жарко, а я – психолог и психотерапевт, сижу тихохонько у себя в кабинете и в драматические театры стараюсь не попадать. В общем, дура – дурой!
Однако в эти новогодние каникулы занесло меня к родственникам мужа в Озерск. Семья академически-интеллигентная, приобщенная к культуре уже в нескольких поколениях, и среди прочих семейных регалий и реликвий числится и любовь к местному драмтеатру. При таких обстоятельствах мои “люблю/не люблю” были неуместны, поэтому, сделав лицо приличной и послушной пятидесятилетней девочки, вместе с семьей торжественно потащилась на премьеру. Премьера неожиданно порадовала!
Я не театральный критик, для меня интересны профессиональные аспекты театрального действия. А “Шутки в глухомани” глубоко, честно и точно воспроизводят глубинные мифологемные пласты, связанные и с архетипами, и с некоторыми другими явлениями пространства психического. Размышлениями об этом и хочу поделиться.
Итак, Озерский театр драмы “Наш дом”, премьера спектакля “Шутки в глухомани” (Режиссёр – Евгений Ланцов, автор пьесы – Игорь Муренко) как повод для размышлений юнгианского аналитика.
Сюжет пьесы отчасти похож на новогодний розыгрыш: отношения между тремя вполне уже взрослыми братьями давно зашли в безнадежный тупик, и чтобы узнать, как старшие к нему на самом деле относятся, младший, воспользовавшись подходящими обстоятельствами, изображает из себя умершего. Глупо? Нет слов, как глупо с точки зрения здравого смысла! К этому добавляется пара-тройка дурацких неожиданностей в стиле комедии положений и в финале герои выходят (или должны выйти) к осознанию своих подлинных ценностей. И все это на фоне “русской жизни”: деревня, глушь, (Саратов), зима, холода, только сумерки да снег…
Для меня спектакль начался репликой одной из героинь: “И зачем живем?”. Вопрос-тригер для экзистенциального психолога! С этого момента я начала слушать “во все уши” и смотреть “во все глаза”! В таких случаях мне всегда интересно понять, как разные люди, а в данном случае – авторы произведения – режиссер, драматург и театр в целом, отвечают на этот вопрос. Забегая вперед, могу сказать, что авторы спектакля ответ находят, и этот ответ меня как зрителя вполне устраивает!
Сквозной темой спектакля становятся отношения между братьями – тема, конечно, архетипическая, любой из нас легко вспомнит множество сюжетов по этому поводу. Понятное дело, старший брат успешен и признан (полное соответствие формально-фасадным социальным нормам), средний – “ни так, ни сяк”, про младшего и без слов все понятно. При этом надо отметить, что тема как будто бы не слишком глубоко разработана классиками аналитики. Уж не потому ли, что и Фрейд, и Юнг в своих семьях были первенцами?! С другой стороны, очевидно, что отношения сибсов – сюжет на все времена, поскольку во многом именно через эти отношения (или через их внутреннее символическое воплощение в пространстве психического у единственных детей) происходят процессы индивидуации каждого из нас.
К этому хочется добавить идею экологической ниши Франка Сэллоуэя, согласно которой порядок рождения детей в семье вполне сопоставим с процессами в эволюционной биологии, когда вид занимает свободную экологическую нишу. Как “вид” первенец всегда имеет исключительное преимущество, поскольку при его рождении (условно) “все ниши свободны” и, как правило, он и выбирает “типичную для первенца” нишу, связанную с лидерством, успешностью, одаренностью и т.п. Второму и последующим детям достается, что “осталось”. А поскольку чаще всего мы бессознательно выбираем "поляризованную идентичность", т.е. нечто диаметрально противоположное, то и получается, что уж если “старший умный был детина”, то младшему “на роду написано” быть дураком.
К.Г. Юнг пишет: “когда внутренняя ситуация не осознается, снаружи она кажется перстом судьбы”. Во всяком случае, “Шутки…” в полной мере раскрывают противостояние братьев, делая это психологически точно, эмоционально убедительно и при этом легко и по-новогоднему смешно – не стоит забывать, что речь идет о комедии положений, а не о психологической драме!
Образ дурака-простофили в “Шутках…” – это образ младшего брата из трех, Саньки, который по всем параметрам социальных достижений от старших отстает, однако продолжает соревноваться с ними. За что бьются братья? Как и всегда: все братья этого мира бьются за любовь своей самой первой и единственной женщины – Матери.
Собственно архетип Матери – это еще одна мифологема, которая проходит через весь спектакль. Мать (бабу Пашу) мы видим восьмидесятилетней женщиной, этот печально-светлый образ старенькой мамы-девочки сам по себе очень трогателен, однако волей режиссера ее образ возвращается к нам еще и через “домашнее видео”, в котором она – совсем юная мама.
“Девочка-мама” – это, конечно же оксюморон, но мне кажется, что в нем есть ключ к тому, что собственно происходит в отношениях между этими людьми. Дело в том, что никто из них так и не стал взрослым. Баба Паша в свои восемьдесят остается маленькой испуганной и послушной девочкой-сиротой при трех взрослых мужиках-сыновьях, а они – по-прежнему мальчики-подростки, выясняющие отношения “на кулачках”. То, что сыновья не повзрослели и не удивительно: девочка-мама, сколько бы любви она не отдавала детям, не может дать им любовь Великой (т.е. взрослой, зрелой) Матери. Такой любви у нее просто нет, и взять ее негде! А без этой любви никакому мальчику этого мира не стать мужчиной, девочка-мама ему этого просто не позволит, поскольку в своем психологическом сиротстве она будет хвататься за него и удерживать около себя как свою собственную опору.
Чтобы вырастить взрослого мужчину, мать должна отпустить сына, а, чтобы его отпустить, она должна стать взрослой самой себе, т.е. стать Великой Матерью. (Еще один блестящий ученик Фрейда также, как и Юнг, изгнанный им из “отцовского” гнезда – Альфред Адлер называет такой образ “достаточно хорошей матерью”, имея в виду именно способность матери к зрелой и адекватной ответственности.) Таким образом, круг замыкается: мать остается Внутренней девочкой, полной страхов и недоверия, а сыновья не проходят инициацию как мужчины и не взрослеют. Отсюда – невыносимая тревога тотального сиротства в обществе такой же тотальной безотцовщины в стране недолюбленных детей. Вот такая вот веселенькая “пиеска” под новый год!
Итак, младший брат – образ дурака-простофили. Это тот самый архетип, который К.Г. Юнг назвал Трикстером. Чаще всего его связывают с образом шута, враля и вора. Однако не всё так просто: если стремиться к точности анализа, то мы должны иметь в виду условно “высокие” и “низкие” проявления архетипа. В своих “низких” проявлениях Трикстер добавляет к насмешке и кривляниям большую долю злобы и цинизма. И тогда в художественном образе (или поведенческих проявлениях личности) мы будем иметь злобный ум, циничную насмешку, пренебрежение к добродетели, уничижение и обесценивание того, что дорого: злобный шут, черт, дьявол – страшная маска.
В “высоких” проявлениях Трикстера всегда есть простодушие, детскость, наивность, беззаботная радость существования. Таким образом, Трикстер – это сочетание несочетаемого: мудрый дурак, хитрый простофиля, ленивый герой… он и “творец, и разрушитель, дающий и отвергающий, и агрессор, и жертва, обманщик и обманутый, глупец и хитрец, тот, над которым смеются, и тот, кто сам смеется над другими”. В “Шутках…” младший брат – Санька – выглядит узнаваемо родным, как Емеля на печи или Илья-Муромец на ней же тридцать лет и три года пролежавший.
При этом важно понимать, что Трикстер, это еще и “трюкач”, это тот, кто “выкидывает коленца”, и либо сам придумывает, либо попадает в дурацкие переплеты, но всегда невероятным образом выкручивается из них. В нашем случае основной “трюк” Трикстера-Саньки это – прикинуться мертвым и посмотреть, что скажут жена и братья в связи с этим. И как бы глупо с точки зрения здравого смысла это не выглядело, этот его “трюк” срабатывает и запускает процессы, которые, в конечном счете, выводят героев на новый уровень понимания себя и своих отношений.
В этом проявляется еще одна функция Трикстера: его провокации обнаруживают узость устоявшихся границ, ломают их и обеспечивают доступ к новым возможностям. К.Г. Юнг говорит о терапевтичности образа Трикстера, указывая на близость архетипа Трикстера к архетипу Спасителя, и отмечает, что Трикстер одновременно “является носителем, как страдания, так и исцеления”, и это только подтверждает мифологическую истину о том, что исцелять может лишь тот, кто и наносит раны, и сам ранен, и что только страдающий может отвести страдание.
Удивительно то, как режиссер “угадывает” сущность образа и раскрывает ее для нас одной единственной деталью (и в этом, мне кажется, и его гениальность, и блестящий образец художественного способа познания мира): Санька ложится “умирать” в лодку. В лодку с коротким названием “СПАС”. Собственно – все. Здесь можно было бы ставить точку, потому что в одном этом слове квинтэссенция всего того, что происходит на сцене. Если еще и прочесть название лодки как глагол, то становится окончательно понятно, и что происходит и, главное, зачем это все происходит: Трикстер-Санька спас их всех (нас) от их (нашего) собственного сиротства и тотального одиночества. Благодаря ему то, что было разобщено – воссоединяется, а ценности обретают свое настоящее значение. Во всяком случае, мне хочется прочитать этот образ именно так!
Однако говоря о Трикстере в русском контексте, невозможно не вспомнить о скоморошестве. В русской культуре и в русском национальном характере скоморошество - веками проверенный способ отражения жизни. Оно рука об руку идет с юродством, то превращаясь порой в откровенное дуркование, то достигая высот духовного подвига. Мне кажется, мы все достаточно легко считываем этот “скомороший код” едва ли не на генетическом уровне и узнаем “дурака” в самых разных его обличьях.
“Шутки в глухомани” (во всяком случае, в том воплощении, в каком представил пьесу театр “Наш дом”) всей своей сутью продолжают традиции русского скоморошества: мы хохочем и над наивной дуростью героя, и над совершенно невероятными и такими же дурацкими хитросплетениями событий. Однако не все так просто. Театр через гротеск и скоморошество обращает нас к глубокому, за юродством и дуркованием легко узнается боль, которую нам всем так свойственно прятать.
Боль эта носит двоякий характер: во-первых, невыносимо трудно бывает любить и быть бережными к “своим”. Мы с увлечением отстраиваем собственные “социальные фасады” и при этом подчас оказываемся совершенно беспомощными, неловкими и уязвимыми в самых близких отношениях. Нам так важно “выглядеть” и “соответствовать”, что мы наращиваем броню социальных масок и бастионы защит, в конце концов, перестаем слышать самих себя и отказываемся от собственной нежной и трепетной сущности. Перестав слышать себя, мы глохнем и по отношению к другим, перестав доверять себе, теряем способность доверять кому бы то ни было. Отношения превращаются в ад, в котором за защитами, масками, виной и претензиями, за бесконечными обидами и сведением счетов совсем не остается места для человеческого тепла. А ведь это – единственное, в чем мы все нуждаемся! Человеческое тепло – это единственное, что наполняет нашу жизнь и нас самих внутренним светом и возвращает нам подлинную радость. “Шутки…” – это еще одна история про жизнь в аду без любви и тепла при живой жене, матери и двух братьях, рассказанная по-скоморошьи для тех, кто за фиглярством и шутовством способен услышать слезы. Собственно в этом и есть ответ на вопрос “И зачем живем?”: а затем, чтобы наполнить жизнь теплом человеческих отношений.
Вот об этом, о нашем тотальном сиротстве и способности его преодолеть, смеясь над собственной болью, о подлинных ценностях человеческого тепла получились у театра “Шутки…”. Мы ведь и вправду так устроены, что не можем не прятать собственные слезы в смех, вечно выбираем между “быть” и “казаться” и собираем крупицы тепла в безнадежных попытках спрятаться от одиночества.
Мудрость театра в том (если это, конечно, настоящий Театр), что он отражает нам, как в зеркале, нас самих и дает возможность, поняв и увидев себя, что-то менять в своем отношении к себе и к миру, чтобы стать хоть чуточку милосерднее. Собственно, в этом и есть его терапевтическая функция. В “Шутках…” у авторов спектакля, у театра это получилось! Как терапевт – терапевту: снимаю шляпу, коллега! Признаю, что и в театральном зале есть место для роста Души и Духа. А я?! Я хочу еще! Мое путешествие с театром продолжается!
Искренняя признательность создателям спектакля за мудрость, нежность и трепет, с какими театр позволил прикоснуться к глубокому.
Читайте также: