Шутки из фильма батя
Обновлено: 22.11.2024
Вчера сходила в кино на фильм "Батя". Редчайшее разочарование. Даже стыдно, что я о нем писала на этапе трейлера, ждала и рекомендовала сходить.
Скриншот кадра из трейлера фильма "Батя" Скриншот кадра из трейлера фильма "Батя"Знаете, это не кино. Получился набор скетчей, кое-как нанизанных друг на друга. Бабушки бы сказали - наживулено. Быстро и грубо приметано белыми нитками. Я бы дала какой-нибудь поощрительный приз монтажеру, который сделал хороший трейлер, и забыла напрочь о фильме. Ситуация напоминает премьеру "Одесского парохода" по мотивам произведений Михаила Жванецкого: мы все видели чудо-рекламу, отчаянно ждали кино и потом сразу потянулись выключать телевизоры, потому что "Пароход" этот оказался бессвязной чередой сценок. Будто звезды российского кино устроили капустник.
Про трейлер "Бати" вот еще что скажу: уже в кинотеатре стало понятно, что, похоже, его лепили наскоро, а когда делали трейлер, полного монтажа еще не было, потому что в сам фильм не вошли минимум две сцены из трейлера.
Проект зарождался как набор шорткомов для пересылки друг другу. Но таким он и остался
В фильме как будто нет сюжета. Поездка на юбилей отца - просто повод показать набор скетчей. Единственным намеком на сюжет является непонятная фигура мамы, которая пару раз мелькает фоном в воспоминаниях героя, а потом говорится, что она не выдержала гулянок отца и то ли ушла, то ли выгнала его. При этом отец остается все в той же квартире детства. И детство все проходит без матери, а отец с обручальным кольцом. Она просто ушла и бросила ребенка? Почему же эта тяжелейшая травма не проговаривается в кино? Если человека в детстве бросила мать, я очень сомневаюсь, что этот опыт не вытеснит все остальное. Неужели тому, кого в 5-лет оставила мама, есть дело до раздумий о том, плохой или хороший был отец который с ним остался, кормил его, одевал, развлекал, учил читать, готовил к утренникам и сам на них ходил в детский сад, без жены. Где мать? Такое ощущение, что актриса Елена Лядова, игравшая ее, бросила проект. Может, разочаровалась в нем?
Очень и очень жаль: идею, тему, актеров. Жаль Владимира Вдовиченкова. Интересно, часто ли бывает у артистов, что едва ли не лучшая их роль приходится на посредственное кино? Вдовиченков в этом фильме крайне хорош, со времен "Бесов" ему, по-моему, просто не выпадали в кино роли, где было бы что играть, кроме самого себя. Его батя хорош. И на этом все.
Очень хорошо играет мальчик - главный герой Макс в детстве, Андрей Андреев. Вопреки отзывам, игру комика Стаса Старовойтова я бы тоже скорее оценила положительно,
мне понравилось, в частности, что его лицо очень хорошо и долго держит крупный план: для дебюта в игровом кино это редкость
Вообще, когда я писала про анонс "Бати", то отметила вот что: сейчас в культуру входит поколение детей, выросших в 1990-е. Нас в принципе в этой культуре мало, несмотря на то, что мы сейчас самое многочисленное поколение. Просто, мы пропустили свои шансы, наше детство и юность пришлись на очень тяжелые времена, которые не все дали возможность выучиться и просто получить воспитание, чтобы суметь пробиться и конкурировать за место в кино, литературе. Тем не менее мы есть и мы сейчас входим в возраст, когда люди получают возможность высказаться так, чтобы их услышали. Вы знаете, я написала книгу о детях провинции тех лет, называется "Мама. ", она вышла осенью. И я, конечно, с интересом слежу за темой 90-х и детства тех лет. Когда показали трейлер "Бати", я написала, что это - один из симптомов интереса к теме, ее выхода в большую культуру. Правда, режиссер Дмитрий Ефимович на 10 лет старше меня, его детство пришлось на конец 70-х и начало 80-х. По трейлеру это было незаметно, казалось, что у Ефимовича тот же опыт. Трейлер был жесткий, стрессовый, он обещал нам социальную драму про постперестроечных детей. Но по фильму сразу стало видно, что для Ефимовича это детство не было трагедией. Для него тема 90-х уже набор фактов, сухих воспоминаний, а не эмоций и страха, как для нашего поколения.
Мы ведь запомнили только эмоции. И поэтому наше поколение, если оно возьмется наконец говорить о том детстве, будет описывать эмоцию. "Батя" снят человеком, который не пережил девяностые беззащитным ребенком. Поэтому у него из такого детства получилась комедия, а в конце герой признает, что у него было отличное детство. Не видел Дмитрий Ефимович детства в 90-е. И не показал нам его, в фильме нет эпохи, того, что дети не могли не запомнить. Ефимович снял кино о детстве 80-х, а не 90-х, потому что сам вырос в восьмидесятые.
А вот Стас Старовойтов, мой ровесник, родившийся в Томской области, видел. И продюсер Гавриил Гордеев, тех же лет, в Перми видел. По фильму, по разнице между трейлером и финальной версией кино, по игре Старовойтова заметно, сколько различен опыт у этих людей и у режиссера, который их немного старше. Я думаю, в этом причина: похоже, Стас Старовойтов играл драму, продюсеры видели в фильме драму и готовили зрителей к просмотру драмы соответствующим трейлером. А режиссер снял комедию. И зрителям было решено представить фильм как комедию.
Хотя что смешного в жизни мальчика, который живет с пьющим отцом среди его собутыльников и без матери?
Ах, да, еще хочу отметить, что, по-моему, кто-то из создателей фильма мою книжку все же читал. Как минимум - ее журнальную публикацию, ведь в ноябре 2019 она вышла фрагментами в "Знамени". В фильме я увидела совершенно "свой" эпиграф: аллюзия на мое "Не все персонажи настоящей истории выдуманы". А на обложке романа у меня написано, что он является достоверным вымыслом. Эпиграф к "Бате" почти такой же.
Кроме того, есть две сцены, которые на водят на мысль, что авторы этого кино читали мою "Маму. ": это, конечно, мальчик, сидящий зимой чуть ли не ночь один на качелях, потому что у мамы с папой "свидание" - у меня ведь есть такой персонаж рыжий Саня, который также просиживает на качелях, пока мама приводит мужчин. Интересно, когда конкретно сцену с Максом на качелях сняли. Как и эпизод на рынке со свиной головой. У меня ведь тоже есть это, конкретно фрагмент, где маленькая Саша ходят с мамой по мясному ряду, выходил как раз в "Знамени".
Написано, что съемки начались 3 сентября позапрошлого года и длились 30 дней. Ну не знаю.
В общем, фильм так себе. Это не кино. Не художественное произведение. Если совсем уж нечего делать, можно будет также на смартфоне посмотреть фрагменты, похохотать немного, забыв, что речь идет о жизни ребенка в депрессивной провинции в тяжелейшие после Великой отечественной войны годы. В кино ради этого идти совсем необязательно.
Следующий анекдот
Знаменитый американский ведущий Джимми Фэллон решил запустить забавный флешмоб в соцсети. Он попросил своих подписчиков поделиться самыми смешными шутками своих отцов, которые они без конца повторяют. Как известно, отцовские шуточки - это уникальный подвид юмора, который возникает только, когда у тебя появляются дети. Любой другой человек, не имеющий детишек, не способен генерировать юмор такой категории.
Следующий анекдот
На 23 февраля традиционно выходят какие-то отечественные фильмы, чтобы брать праздничную кассу. В этот раз их два: конкуренцию лубочно-графическому и размашистому «Коньку-горбунку» составляет камерная ностальгическая комедия «Батя» от пермяков, что создали «Реальных пацанов» и многие другие сериалы для ТНТ. У этого фильма есть неплохой замах на сильное высказывание на тему отцов и детей, хотя на самом деле это не кино, а сборник визуальных анекдотов. Правда очень смешных и искренних.
Общемировую волну ностальгии по 1980-м и 1990-м на нашем телевидении как-то очень умело оседали пермяки из продюсерской компании Good Story Media. Сначала у них был сериал, который так и назывался «Восьмидесятые». Потом хитовый «Мир! Дружба! Жвачка!» весьма неровное высказывание о детстве в 90-е, в котором было хорошо всё, что касалось темы семьи, и ужасно всё, что касалось непосредственно показанной эпохи.
В «Бате» всё хорошо как с демонстрацией детства в 90-е, так и того времени, потому что там эти две вещи удачно совмещены. И изначально это тоже должен был быть сериал, причём чуть ли не в формате сторис. Но проект превратился в долгострой, растянувшийся на несколько лет, и в итоге стал фильмом. Но сам формат скетчей (хотя в данном случае уместнее слово «анекдот») сохранился. Вот в этом формате анекдота и показаны короткие, очень смешные и жизненные истории о том, как в начале 1990-х воспитывает, как умеет, своего сына Макса (Андрей Андреев) максимально стереотипный Батя (Владимир Вдовиченков) работяга, выпивоха и вообще человек крайне суровый. Понять, как выглядят эти анекдоты, легко можно из трейлера, благо они настолько короткие, что несколько из них спокойно целиком поместились в трёхминутный ролик.
Сделать фильм чем-то большим, чем сборник анекдотов, должен сквозной сюжет о том, как уже в наши дни повзрослевший Макс (Стас Старовойтов) с женой (Надежда Михалкова) и двумя детьми едет поздравлять Батю с юбилеем. В дороге он пытается наладить отношения семьёй, припоминая, как Батя общался с ним (да, все анекдоты это флешбэки) и через это старается понять, как быть хорошим отцом своим детям.
При описании это звучит очень интересно: связь времён, спор отцов и детей, попытки главного героя не быть таким, как Батя, которые совмещаются с его искренними усилиями быть любящим и заботливым сыном, несмотря на такое суровое детство. Должна выйти неплохая комедия с невероятно важным и серьёзным посылом. Но на деле этого не получилось. В основном из-за того, что «Батя» всё-таки остаётся лишь сборником анекдотов.
Ведь центральный сюжет откровенно слабее ностальгических флэшбеков, поскольку сделан явно с меньшей отдачей. Эта часть фильма хуже написана и поставлена, в ней нет смешных шуток и оригинальных идей, и роли там сыгранны в разы хуже. Идея позвать на роль взрослого Макса Стаса Старовойтова стендап-комика построившего карьеру на шутках про семью в шоу на ТНТ по своему неплоха, но ему явно не удаётся сыграть переживания героя. А при условии, что вся суть «Бати» буквально проговаривается Максом в финале в лицо собственно Бате, и Старовойтов совершенно не вывозит этот монолог, вся мораль фильма звучит очень неуверенно.
Роль сцепки с воспоминаниями основной сюжет тоже не выполняет, хотя тут проблема скорее в количестве самих анекдотов, ведь наснимали их столько, что они не влезли в сам фильм, и их хватило чтобы показывать на протяжении всех титров уже в отрыве от сюжета. Из-за этого же только несколько детских историй хоть как-то привязаны к сюжету. Остальные просто есть, и это была бы проблема если бы не то, что было сказано выше сами по себе они очень хороши.
Ведь каждый анекдот это очень ёмкая, смешная, законченная и бесконечно колоритная история, в которой как в капле воды отражается не только тяжёлый характер Бати и то, почему он так важен для сына, но и вся эпоха. Атмосфера пресловутых 90-х тут воссоздана с большим тщанием (благо камерность позволяет) чем в «Мире! Дружбе! Жвачке!» от той же продюсерской компании, и поэтому в неё охотнее погружаешься. Точнее это она тебя засасывает.
Предпоказ фильма «Батя» в Перми Фото: Анастасия Яковлева
Юмор в «Бате» цепляет своей жизненностью и искренностью, что неудивительно, ведь фильм начинается с дисклеймера, предупреждающего о том, что он основан на «вымышленных и невымышленных событиях». И в то, что многие ситуации если не случались, то могли случиться в те годы с такими людьми, охотно веришь.
Сами шутки раскрываются в полной мере за счёт того, как они разыграны. Очень молодой актёр Андрей Андреев играет отлично, но главный поставщик юмора здесь Батя. И в этом образе Владимир Вдовиченков давит харизмой на все деньги, фактически олицетворяя всех условных бать постсоветского пространства. Когда Макс про себя говорит: «Батя меня никогда не бил. Он на меня просто смотрел», и тут же показывают взгляд героя Вдовиченкова, то моментально чувствуешь, почему это действительно очень страшное наказание.
Но из-за того, что Батя сыгран даже слишком хорошо, и того, что, несмотря на всю его грубость, к этому персонажу легко проникаешься симпатией, весь раздел с ним можно легко и даже справедливо обвинить в некой эстетизации опасно граничащей с абьюзом модели поведения в семье. По сравнению с тем, что линия взрослого Макса, старающегося относиться к своим детям совсем по-другому, полностью провалена (хотя она выступает в пику поведения отца главного героя и отчасти является его критикой), строгость Бати на фоне календаря «1992 год» и ковра над диваном выглядит даже тёплой и ламповой. И героя Вдовиченкова никак не оправдать Великой Русской Отмазкой из фильма, некогда прославившего этого актёра: «Не мы такие жизнь такая», ведь Батя именно сам такой. Наверное, тут дело в том, что «Батя» это фильм, действительно основанный на каких-то воспоминаниях и впечатлениях, оставшихся у создателей фильма с детства. А память имеет свойство ретушировать некоторые неприятные моменты, оставляя от них лишь хорошее. Искусство этим тоже часто грешит.
Версию о том, что этот незамысловатый фильм внезапно является высказыванием на очень личную для его создателей тему, подтверждает состав продюсеров, сценаристов и сам режиссёр фильма. Ведь в основном это всё люди, подозрительно похожие на взрослого Макса состоявшиеся мужчины под сорок. И можно предположить, что «Батю» они делали именно о своих переживаниях. Тогда получается, что час с небольшим на экране вспоминают детство, рефлексируют на тему отношений с отцом и своими детьми, пытаются найти общий язык с ними всеми именно создатели, а не какой-то выдуманный Макс.
Продюсеры фильма «Батя» на предпоказе в Перми Фото: Анастасия Яковлева
Если это так, то ок, бумеры, у вас почти получилось сделать хорошую комедию о своих переживаниях с важным посылом. К сожалению, вышло не так сильно, как могло бы, если над общим сюжетом, сценарием и постановкой поработали с такой же любовью и старанием, как над каждым отдельным анекдотом. Но получившийся в итоге набор смешных историй тоже по-своему неплох. Ведь российская комедия, в которой есть смешные шутки и колоритные персонажи, которые ведут себя как живые люди это уже очень много. Даже без толкового сюжета. К тому же, и в таком несобранном виде, «Батя» и в правду может подкупить своей искренностью, в которой этому фильму отказать нельзя, и заставить задуматься об отношениях в семье.
Следующий анекдот
Выход новых комедий, основанных на «родных» отечественных реалиях — всегда приятная новость. В зарубежных фильмах, очевидно, идет речь о вещах пусть и понятных, но довольно далеких от российского зрителя. Юмор — не всегда универсальный инструмент, и снять фильм о России девяностых иностранцы, понятное дело, не смогут. По крайней мере, без четкого клюквенного вкуса.
Уже по трейлеру несложно догадаться, что «Батя» — абсолютно «наш» проект. Этот фильм играет только на ностальгии по 90-м — или псевдоностальгии, для зрителей помладше (вроде меня). И немного — на благоговейном ужасе перед теми временами, когда ботинки приходилось покупать навырост, а вареную сгущенку соскребать со стены.
«Батю» сняла российская компания Good Story Media, которая стартовала с «Ворониных» — одного из самых долгоиграющих отечественных комедийных сериалов. Потом были «Восьмидесятые», «Физрук» и «Сладкая жизнь» — неплохие в целом проекты, пусть без гениальных идей, но по крайней мере смешные и заточенные именно под российского зрителя. Под шутки про «гелики», саундтрек из российской попсы разных десятилетий и образы, которые больше нигде не увидишь.
Начинается фильм с современности: с Макса, героя комика Стаса Старовойтова. Это его первая актерская роль, не сильно, впрочем, отличающаяся от его стендапов. Вместе с женой Ириной (Надежда Михалкова) и детьми Настей (Диана Енакаева в модных косичках) и Димой (Севастьян Бугаев) готовятся к юбилею того самого Бати.
Имя Бати (суровый Владимир Вдовиченков) мелькает ближе к концу фильма, но оно несущественно. Это не человек, а собирательный образ брутальных отцов, которые пьют водку вместо чая и способны наказать одним взглядом.
Ожидаемо, Батя отказывается ехать в шумную и суетливую Москву из Нижнего Новгорода. Поэтому Макс собирается и вместе с семьей едет к нему сам. По дороге он наконец проводит много часов наедине со своими детьми и размышляет на тему того, каким отцом стал. Пока сын и дочь дерутся из-за планшета или отказываются играть «в города», Макс вспоминает свое тяжелое детство с деревянными игрушками, прибитыми к полу.
Получился ли из него в итоге «настоящий мужик», которого Батя пытался воспитать из Макса? Был ли сам Батя хорошим отцом, дал ли он сыну все необходимое, чтобы тот мог заботиться о собственной семье? Один из продюсеров фильма — бывший резидент Comedy Club Гавриил «Гавр» Гордеев. Именно он объяснил, что «Батя» будет честно и понятно рассказывать о мужской половине своих зрителей. И это оказалось правдой.
Что необычно, матери в фильме почти нет. Елена Лядова, исполняющая ее роль, мелькает всего раз или два, далеким, непонятным и абсолютно не прописанным образом. Она для Макса такая же волшебная и строго дозированная, как бенгальские огни на Новый год.
Изначально фильм задумывался как сериал, что очень чувствуется. В итоге из него получилось что-то среднее между роуд-муви и скетч-шоу. На ум невольно приходят все старые выпуски «Ералаша»: именно в них мне ярче и смешнее всего показывали, как протекало детство моих родителей. Стоит уточнить, что детство Макса проходило чуть позже, захватывая конец 80-х — начало 90-х.
«Батю» уже прозвали взглядом миллениалов на девяностые, и это абсолютно справедливо: фильм идеализированный, пропитанный светлой грустью и не очень реалистичный. Но, по крайней мере, это не очередные бандитские разборки.
По темпу кино очень похоже на партию в пинг-понг между примерами современных тепличных условий и суровым безденежным детством. Если Макс учит сына считать с помощью приложения на планшете, он тут же флэшбэчится в свою занимательную арифметику. Сцена с кладбищем есть в трейлере, и чернушно-смешная она даже вне контекста: Батя несет Макса на плечах и заставляет его считать возраст умерших, глядя на даты с могильных камней.
Проблема в том, что в современной линии нет ничего настолько же смешного или хотя бы милого. Сюжет получился не самым плохим, но местами неуклюжим и клишированным: это явные костыли, которые двигают историю вперед, чтобы фильм не состоял только из флэшбэков. Впрочем, спасибо и на том, что обошлось без брюзжания и осуждения современных детей.
В фильме вообще нет никаких оценок — это самое большое его достоинство. Никто не диктует с экрана ответы на вопросы, которые сам себе ставит Макс. Игрушечный бластер с десятками пуль не лучше и не хуже, чем любовно выстроганная Батей деревянная балка с защелкой. Просто 90-е отличаются от нашего времени, и одним детям достаются технологичные игрушки, а другим — богатое воображение.
Батя не был во много раз хуже Макса, и вряд ли можно сказать, что был лучше. Он просто был другим. Это самое «другое» все отдаляется и отдаляется от современных реалий, но именно так воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране.
Поэтому «Батя» вышел пусть и простым, но при этом добрым и действительно забавным. Вряд ли на нем всерьез кто-то прослезится, финал картины все-таки не дотягивает до уровня драмы. Зато он прекрасно показывает полную беспомощность двух взрослых «настоящих мужчин», когда им надо выразить свои чувства. Беззлобно, реалистично и с некоторым сочувствием.
И еще один настоящий подарок этого фильма — исполнитель роли Макса в детстве, Андрей Андреев. Этот мальчик напоминает одновременно ребенка с советских плакатов и иллюстрацию из сборника сказок. Он связывает все воедино и вытягивает слабые места своей наивностью, искренностью и отличной актерской игрой, которую дети выдают очень редко.
Когда маленький Макс смотрит на Батю с нескрываемым восторгом и повторяет за ним каждое движение, легко поверить, что его отец был самым лучшим. Вопреки всем минусам и деревянным игрушкам.
Читайте также: