Шутка прибаутка и небылица отличия
Обновлено: 04.11.2024
2.2.4.1понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).
1.2 Пересказывание произведения.
2.4 Определение жанра литературного произведения.
3.2 Создание творческих работ разных жанров.
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Узнать о небылицах и прибаутках.
Узнать о применении скороговорок и чистоговорок.
Большинство учащихся смогут:
Подбирать произведения устного народного творчества к определениям.
Рассказать о литературных приемах, используемых в прибаутках.
Найти несоответствие по иллюстрации.
Придумать небылицы на основе готовых опорных слов.
Использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи.
Подобрать концовки чистоговорок на основе картинок- подсказок.
Некоторые учащиеся смогут:
Придумать свои рифмовки для создания небылиц.
Провести конкурс быстрой и чистой речи.
Придумать свои чистоговорки по данному началу.
Основные термины и словосочетания:
Небылицы, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, традиции, народные игры, жанры фольклора.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
- Какие еще игровые фольклорные жанры вы знаете?
- Какие игры можно использовать на развитие воображения и речи?
- Чем небылица отличается от прибаутки?
- Для чего нужны скороговорки и чистоговорки?
- Как правильно произносить скороговорки и чистоговорки?
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
- самопознание- познание мира- музыка- изобразительное искусство- трудовое обучение- музыка- физическая культура
использования ИКТ
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Предварительные
Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Пословицы и
поговорки. Загадки. Заклички. Приговорки. Считалки.
Этапы урока, t
Запланированная деятельность на уроке
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя
Метод «Ассоциации»:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите
слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)
Учитель с детьми выясняет, как создать комфортные условия на уроке, чтобы всем было интересно и удобно.
Актуализация з наний.
Педагог предлагает игру с добавлением правил хорошего
настроения и комфорта на уроке.
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
Проводится беседа с целью повторения пройденного
материала о считалках.
Опрос домашнего задания.
Чтение считалок, подобранных детьми. Чтение сказки, ответы на вопросы.
Физминутка – народная игра.
Проигрывание народных игр, подобранных детьми
Организация восприятия нового материала.
- Какие еще игровые фольклорные жанры вы знаете?
- Какие игры можно использовать на развитие воображения и речи?
(К) Исследование. Изучение основ теории литературы.
Изучение художественного произведения.
Сравнение двух определений в учебнике. Подбор текстов к определениям.
– Как бы вы назвали подобное стихотворение?
– Что такое небылица? Прочитайте об этом на зелёной планшетке учебника.
Небылица – это то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава.
Значит, небылицы – это словесные игры. Чему вы будете учиться сегодня? (Читать небылицы, путаницы.) Для чего это нужно делать? (Чтобы развивать речь.)
– Прочитайте текст: «Ехала деревня.…».
– Все, что происходит в небылице, на самом деле не возможно. Шутка-прибаутка похожа на правду, только отдельная деталь говорит о том, что это шутка. В народе еще говорят: «небывальщина да неслыхальщина».
– С каким выражением лица надо говорить этот текст? (Рассказчик должен сам немного удивляться тому, что рассказывает.)
– Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
– Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? (По поднебесью, медведь, хвостом, свинья, гнездо, деток, деточек, поросяточек, поросяточки, по сучкам, полететь.)
2. Конкурс инсценировок.
– Подготовьтесь проинсценировать небылицу.
Учитель может спроецировать текст небылицы на противоположную доске стену.
Вывод: рассказчик сам удивлен увиденным. Он рассказывает так, будто картинка все еще находится перед его глазами. Повторы указывают на самые фантастические моменты в небылице.
Презентация об игровых фольклорных жанрах: небылицах- перевертышах и прибаутках, скороговорках, чистоговорках.
Следующий анекдот
Цели : познакомить с жанрами прибаутки и небылицы; рассмотреть закономерность фольклорных жанров – наличие повторов; работать над составлением живописных и литературных образов; развивать речь, воображение учащихся.
Оборудование : плакат с текстом небылицы.
I. Организационный момент.
В дорогу, в путь идем скорей.
Кот приглашает всех друзей.
II. Постановка цели урока.
– Ребята, кто из вас бывал в музее? Что вы там видели? В каких музеях бывали?
– Прочитайте в учебнике название выставки, на которую к от ученый пригласил Машу и Мишу. (Юрий Васнецов. «Иллюстрации к прибауткам и небылицам».)
– Какие слова в названии выставки вам не понятны? Что предстоит узнать на уроке? (Узнаем, что такое небылица, прибаутка.)
– Прочитайте первую часть авторского текста (с. 65).
– Почему к от ученый предложил именно такой порядок работы на уроке? (После того как прочтешь текст, легче понять замысел, идею художника.)
III. Изучение нового материала.
– Что такое прибаутка? (Ответы детей.)
1. Работа с толковыми словарями С. И. Ожегова и В. И. Даля.
Два ученика находят в словарях статьи, в то время как остальные ученики размышляют над вопросом Маши: «Что такое прибаутка?».
Словарь С. И. Ожегова: «Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь».
Словарь В. И. Даля: «Прибаутка (от баять) – складная приговорка, иногда это короткий, смешной рассказец».
– Что значит «баять»?
– Почему кота часто зовут кот-баюн, что это значит?
– Подберите родственные слова к слову «баять». (Баюкать, байка, баян, баю и др.)
2. Чтение авторского текста (с. 65).
Байка – сказка. А прибаутка – то, что находится при байке, соседствует с ней, маленькое произведение, обычно шуточное. Говорят «шутка-прибаутка». Прибаутка – маленький рассказ, сказочка, шутка.
– Что такое небылица? ( Небылица – это то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава.)
В народе еще говорят: «небывальщина да неслыхальщина».
3. Отработка навыка чтения (тетрадь, с. 37, задание № 1).
4. Работа по учебнику (с. 66).
– Прочитайте текст: «По поднебесью, братцы, медведь летит…».
– Подумайте над вопросом к ота. (В это время учитель читает небылицу вслух.)
«Все, что происходит в небылице, на самом деле не возможно. Шутка-прибаутка похожа на правду, только отдельная деталь говорит о том, что это шутка».
– С каким выражением лица надо говорить этот текст? (Рассказчик должен сам немного удивляться тому, что рассказывает.)
– Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
– Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? (По поднебесью, медведь, хвостом, свинья, гнездо, деток, деточек, поросяточек, поросяточки, по сучкам, полететь.)
5. Конкурс инсценировок .
– Подготовьтесь проинсценировать небылицу.
Учитель может написать текст небылицы на плакате и прикрепить на противоположную доске стену.
Вывод : рассказчик сам удивлен увиденным. Он рассказывает так, будто картинка все еще находится перед его глазами. Повторы указывают на самые фантастические моменты в небылице.
6. Беседа по содержанию текста .
– Что в небылице «неправильно»?
– Найдите неверно обозначенное место. («На ели гнездо свила», «Поросяточки по сукам висят».)
– Найдите, где неправильно обозначено действие? («Медведь летит», «хвостом вертит», «гнездо свила» и т. д.)
– Какое слово указывает на то, что у этой истории есть слушатели? (Слово «братцы».)
– Что делает стихотворение похожим на цепочку? (Каждая строка начинается теми же словами, что заканчивают предыдущую. То есть в стихотворении много повторов, так же как в сказке-цепочке и в докучной сказке.)
Физкультминутка
Ножками потопали (топ-топ-топ).
Ручками похлопали (хлоп-хлоп-хлоп).
Сели, встали, сели, встали (приседают в такт словам).
Снова сели, посидели (повороты головы в стороны)
И вокруг все посмотрели.
7. Работа над иллюстрацией (с. 73).
– Найдите иллюстрацию к небылице. Что кажется чудесным, небывалым? А еще что? (Учитель помещает плакат с текстом небылицы на доску.)
Учитель или учащийся читает текст построчно, дети находят на картине соответствие строкам.
Ю. Васнецов не просто проиллюстрировал небылицу, он ее дополнил фантастическими деталями и событиями, отыщите их. (Солнце и луна одновременно сияют на небе. По дорожке среди людей идет поросенок на задних ножках. Везде лежит снег, а дорожка, по которой идут люди, – песчаная, летняя. Из домиков дым идет прямо вверх (нет ветра), а из одного домика дым уходит в сторону.)
– Что напоминают вам поросята на ели? (Поросята похожи на новогодние игрушки или на новогодние подарки, которые развесили на елке. Поросята перевязаны лентами, так обычно перевязывают подарки.)
– Какая ночь в году дарит нам чудеса? (Рождественская ночь. Наверное, поэтому Ю. Васнецов нарисовал рождественскую елку.)
IV. Итог урока .
1. Работа в тетради (с. 37–38, задание № 2).
– Прочитайте стихотворение «про себя».
– Прочитайте стихотворение по ролям, в парах.
– Миша сказал, что это стихотворение похоже на небылицу. Синим карандашом обведите те фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша. («Чиж весь город Париж упрятал в мешок!» и т. п.)
– Обсудите свою работу с соседом по парте.
Красным карандашом отметьте слова, которые выделила Маша. (Повторы: «Что я видел! Что я видел! Куманек, а что ты видел?», «Ой, врешь, куманек!».)
2. Проверка выполнения работы .
– Кому понравилось путешествие по выставке Ю. Васнецова? Кто хочет побывать на ней еще раз?
– Что вас удивило и заинтересовало на уроке? (Небылицы можно не только читать, но и рисовать.)
Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение; она рисует необычные, небывалые картины жизни.
Вы можете попробовать сами придумать небылицу или прибаутку. к то не может сочинять, попробуйте найти в других детских книгах и выучить наизусть; кто-то может проиллюстрировать небылицу или прибаутку. Проявите фантазию и творчество!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Словесная игра «Небывальщина».
Цель игры: продолжить развивать творческое мышление, воображение, чувство юмора.
у читель предлагает детям придумать небылицу самостоятельно с объяснением, в чем состоит «небывальщина». Например, летом медведь спит в берлоге (в берлоге медведь спит зимой), у курицы четыре ноги (у нее две ноги) и т. д.
Пестушки и потешки
Пестушки - небольшие песенки и стишки, которыми родители сопровождают первые сознательные действия ребенка. И хотя они они по своей структуре весьма похожи на потешки, следует их разделять, ведь потешки – это песенки и стишки к первым игровым действиям ребенка с пальцами, ручками, ножками и так далее.
Следующий анекдот
В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:
- животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
- предметы выполняют несвойственные им функции;
- меняются местами участники какой-то ситуации (из-под собаки лают ворота);
- используются невозможные определения (по кудрявой каше) и т.д.
Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
***
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую -
Развёл гармошку звонкую.
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Следующий анекдот
Знакомые не просто с детства, а известные веками (!) персонажи находят свое отражение в сказках, былинах и современных их адаптированных пересказах. Детские сказки, которые передаются из поколения в поколение, остаются самой известной частью детского (и не только) фольклора. Но кроме них, любимых и известных, есть огромная часть народного творчества, предназначенного для детей и их родителей: потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, длинноговорки… И если две последних группы нацелены на овладение речевым аппаратом, то предыдущие – имеют совсем другой смысл.
Алексей Толстой так говорит о русском фольклоре:
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившие нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
И, несмотря на современное суматошное время, все эти слова до сих пор применимы к русскому фольклору. В том числе и к детскому.
Читайте также: