Шутка прибаутка и небылица отличия
Обновлено: 22.11.2024
2.2.4.1понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).
1.2 Пересказывание произведения.
2.4 Определение жанра литературного произведения.
3.2 Создание творческих работ разных жанров.
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Узнать о небылицах и прибаутках.
Узнать о применении скороговорок и чистоговорок.
Большинство учащихся смогут:
Подбирать произведения устного народного творчества к определениям.
Рассказать о литературных приемах, используемых в прибаутках.
Найти несоответствие по иллюстрации.
Придумать небылицы на основе готовых опорных слов.
Использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи.
Подобрать концовки чистоговорок на основе картинок- подсказок.
Некоторые учащиеся смогут:
Придумать свои рифмовки для создания небылиц.
Провести конкурс быстрой и чистой речи.
Придумать свои чистоговорки по данному началу.
Основные термины и словосочетания:
Небылицы, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, традиции, народные игры, жанры фольклора.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
- Какие еще игровые фольклорные жанры вы знаете?
- Какие игры можно использовать на развитие воображения и речи?
- Чем небылица отличается от прибаутки?
- Для чего нужны скороговорки и чистоговорки?
- Как правильно произносить скороговорки и чистоговорки?
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
- самопознание- познание мира- музыка- изобразительное искусство- трудовое обучение- музыка- физическая культура
использования ИКТ
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Предварительные
Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Пословицы и
поговорки. Загадки. Заклички. Приговорки. Считалки.
Этапы урока, t
Запланированная деятельность на уроке
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя
Метод «Ассоциации»:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите
слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)
Учитель с детьми выясняет, как создать комфортные условия на уроке, чтобы всем было интересно и удобно.
Актуализация з наний.
Педагог предлагает игру с добавлением правил хорошего
настроения и комфорта на уроке.
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
Проводится беседа с целью повторения пройденного
материала о считалках.
Опрос домашнего задания.
Чтение считалок, подобранных детьми. Чтение сказки, ответы на вопросы.
Физминутка – народная игра.
Проигрывание народных игр, подобранных детьми
Организация восприятия нового материала.
- Какие еще игровые фольклорные жанры вы знаете?
- Какие игры можно использовать на развитие воображения и речи?
(К) Исследование. Изучение основ теории литературы.
Изучение художественного произведения.
Сравнение двух определений в учебнике. Подбор текстов к определениям.
– Как бы вы назвали подобное стихотворение?
– Что такое небылица? Прочитайте об этом на зелёной планшетке учебника.
Небылица – это то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава.
Значит, небылицы – это словесные игры. Чему вы будете учиться сегодня? (Читать небылицы, путаницы.) Для чего это нужно делать? (Чтобы развивать речь.)
– Прочитайте текст: «Ехала деревня.…».
– Все, что происходит в небылице, на самом деле не возможно. Шутка-прибаутка похожа на правду, только отдельная деталь говорит о том, что это шутка. В народе еще говорят: «небывальщина да неслыхальщина».
– С каким выражением лица надо говорить этот текст? (Рассказчик должен сам немного удивляться тому, что рассказывает.)
– Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
– Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? (По поднебесью, медведь, хвостом, свинья, гнездо, деток, деточек, поросяточек, поросяточки, по сучкам, полететь.)
2. Конкурс инсценировок.
– Подготовьтесь проинсценировать небылицу.
Учитель может спроецировать текст небылицы на противоположную доске стену.
Вывод: рассказчик сам удивлен увиденным. Он рассказывает так, будто картинка все еще находится перед его глазами. Повторы указывают на самые фантастические моменты в небылице.
Презентация об игровых фольклорных жанрах: небылицах- перевертышах и прибаутках, скороговорках, чистоговорках.
Следующий анекдот
Цели : познакомить с жанрами прибаутки и небылицы; рассмотреть закономерность фольклорных жанров – наличие повторов; работать над составлением живописных и литературных образов; развивать речь, воображение учащихся.
Оборудование : плакат с текстом небылицы.
I. Организационный момент.
В дорогу, в путь идем скорей.
Кот приглашает всех друзей.
II. Постановка цели урока.
– Ребята, кто из вас бывал в музее? Что вы там видели? В каких музеях бывали?
– Прочитайте в учебнике название выставки, на которую к от ученый пригласил Машу и Мишу. (Юрий Васнецов. «Иллюстрации к прибауткам и небылицам».)
– Какие слова в названии выставки вам не понятны? Что предстоит узнать на уроке? (Узнаем, что такое небылица, прибаутка.)
– Прочитайте первую часть авторского текста (с. 65).
– Почему к от ученый предложил именно такой порядок работы на уроке? (После того как прочтешь текст, легче понять замысел, идею художника.)
III. Изучение нового материала.
– Что такое прибаутка? (Ответы детей.)
1. Работа с толковыми словарями С. И. Ожегова и В. И. Даля.
Два ученика находят в словарях статьи, в то время как остальные ученики размышляют над вопросом Маши: «Что такое прибаутка?».
Словарь С. И. Ожегова: «Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь».
Словарь В. И. Даля: «Прибаутка (от баять) – складная приговорка, иногда это короткий, смешной рассказец».
– Что значит «баять»?
– Почему кота часто зовут кот-баюн, что это значит?
– Подберите родственные слова к слову «баять». (Баюкать, байка, баян, баю и др.)
2. Чтение авторского текста (с. 65).
Байка – сказка. А прибаутка – то, что находится при байке, соседствует с ней, маленькое произведение, обычно шуточное. Говорят «шутка-прибаутка». Прибаутка – маленький рассказ, сказочка, шутка.
– Что такое небылица? ( Небылица – это то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава.)
В народе еще говорят: «небывальщина да неслыхальщина».
3. Отработка навыка чтения (тетрадь, с. 37, задание № 1).
4. Работа по учебнику (с. 66).
– Прочитайте текст: «По поднебесью, братцы, медведь летит…».
– Подумайте над вопросом к ота. (В это время учитель читает небылицу вслух.)
«Все, что происходит в небылице, на самом деле не возможно. Шутка-прибаутка похожа на правду, только отдельная деталь говорит о том, что это шутка».
– С каким выражением лица надо говорить этот текст? (Рассказчик должен сам немного удивляться тому, что рассказывает.)
– Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
– Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? (По поднебесью, медведь, хвостом, свинья, гнездо, деток, деточек, поросяточек, поросяточки, по сучкам, полететь.)
5. Конкурс инсценировок .
– Подготовьтесь проинсценировать небылицу.
Учитель может написать текст небылицы на плакате и прикрепить на противоположную доске стену.
Вывод : рассказчик сам удивлен увиденным. Он рассказывает так, будто картинка все еще находится перед его глазами. Повторы указывают на самые фантастические моменты в небылице.
6. Беседа по содержанию текста .
– Что в небылице «неправильно»?
– Найдите неверно обозначенное место. («На ели гнездо свила», «Поросяточки по сукам висят».)
– Найдите, где неправильно обозначено действие? («Медведь летит», «хвостом вертит», «гнездо свила» и т. д.)
– Какое слово указывает на то, что у этой истории есть слушатели? (Слово «братцы».)
– Что делает стихотворение похожим на цепочку? (Каждая строка начинается теми же словами, что заканчивают предыдущую. То есть в стихотворении много повторов, так же как в сказке-цепочке и в докучной сказке.)
Физкультминутка
Ножками потопали (топ-топ-топ).
Ручками похлопали (хлоп-хлоп-хлоп).
Сели, встали, сели, встали (приседают в такт словам).
Снова сели, посидели (повороты головы в стороны)
И вокруг все посмотрели.
7. Работа над иллюстрацией (с. 73).
– Найдите иллюстрацию к небылице. Что кажется чудесным, небывалым? А еще что? (Учитель помещает плакат с текстом небылицы на доску.)
Учитель или учащийся читает текст построчно, дети находят на картине соответствие строкам.
Ю. Васнецов не просто проиллюстрировал небылицу, он ее дополнил фантастическими деталями и событиями, отыщите их. (Солнце и луна одновременно сияют на небе. По дорожке среди людей идет поросенок на задних ножках. Везде лежит снег, а дорожка, по которой идут люди, – песчаная, летняя. Из домиков дым идет прямо вверх (нет ветра), а из одного домика дым уходит в сторону.)
– Что напоминают вам поросята на ели? (Поросята похожи на новогодние игрушки или на новогодние подарки, которые развесили на елке. Поросята перевязаны лентами, так обычно перевязывают подарки.)
– Какая ночь в году дарит нам чудеса? (Рождественская ночь. Наверное, поэтому Ю. Васнецов нарисовал рождественскую елку.)
IV. Итог урока .
1. Работа в тетради (с. 37–38, задание № 2).
– Прочитайте стихотворение «про себя».
– Прочитайте стихотворение по ролям, в парах.
– Миша сказал, что это стихотворение похоже на небылицу. Синим карандашом обведите те фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша. («Чиж весь город Париж упрятал в мешок!» и т. п.)
– Обсудите свою работу с соседом по парте.
Красным карандашом отметьте слова, которые выделила Маша. (Повторы: «Что я видел! Что я видел! Куманек, а что ты видел?», «Ой, врешь, куманек!».)
2. Проверка выполнения работы .
– Кому понравилось путешествие по выставке Ю. Васнецова? Кто хочет побывать на ней еще раз?
– Что вас удивило и заинтересовало на уроке? (Небылицы можно не только читать, но и рисовать.)
Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение; она рисует необычные, небывалые картины жизни.
Вы можете попробовать сами придумать небылицу или прибаутку. к то не может сочинять, попробуйте найти в других детских книгах и выучить наизусть; кто-то может проиллюстрировать небылицу или прибаутку. Проявите фантазию и творчество!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Словесная игра «Небывальщина».
Цель игры: продолжить развивать творческое мышление, воображение, чувство юмора.
у читель предлагает детям придумать небылицу самостоятельно с объяснением, в чем состоит «небывальщина». Например, летом медведь спит в берлоге (в берлоге медведь спит зимой), у курицы четыре ноги (у нее две ноги) и т. д.
Пестушки и потешки
Пестушки - небольшие песенки и стишки, которыми родители сопровождают первые сознательные действия ребенка. И хотя они они по своей структуре весьма похожи на потешки, следует их разделять, ведь потешки – это песенки и стишки к первым игровым действиям ребенка с пальцами, ручками, ножками и так далее.
Следующий анекдот
В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты: Дед кудрявый, без волос, *** ***
Трах-тах, тарарах, Тимошка в лукошке Ехала деревня Вы послушайте, ребята, Бегала дубинка с мальчиком в руках,
В новой-то деревне *** Чепуха, чепуха, Небылицы в лицах На заборе чепуха Между небом и землей На болоте стоит пень, *** Уж как по небу медведь летит.
По синю морю корабль бежит. ***
Шли бараны по дороге,
Реальность нашего родительского бытия меняется очень быстро: вчера Смешарики, сегодня Фиксики. К пяти-шести годам многие родители уже не следят, чем Винкс отличаются от Волшебных Фей, а если и могут их дифференцировать, то разобраться в современных заклинаниях уже практически невозможно. То ли дело – Золушка, а еще лучше – Василиса.
Знакомые не просто с детства, а известные веками (!) персонажи находят свое отражение в сказках, былинах и современных их адаптированных пересказах. Детские сказки, которые передаются из поколения в поколение, остаются самой известной частью детского (и не только) фольклора. Но кроме них, любимых и известных, есть огромная часть народного творчества, предназначенного для детей и их родителей: потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, длинноговорки… И если две последних группы нацелены на овладение речевым аппаратом, то предыдущие – имеют совсем другой смысл. Алексей Толстой так говорит о русском фольклоре: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившие нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». И, несмотря на современное суматошное время, все эти слова до сих пор применимы к русскому фольклору. В том числе и к детскому.
Короткие небылицы в стихах
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую -
Развёл гармошку звонкую.
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.Следующий анекдот
Читайте также: