Ребенок с которым шутки плохи

Обновлено: 03.11.2024

«Не валяй дурака!» – говорим мы детям, желая добиться от них послушания. «Чего кривляешься? Ещё таким и останешься» – предостерегаем, но от чего?! Взрослые оправдывают такие фразы заботой и важностью дисциплины. Но веселиться и шутить – естественная потребность каждого развивающегося ребёнка.

Это такая же игра, в которой раскрываются все стороны личности малыша. Кроме того, уже давно научно доказано, что умение шутить и понимать шутки – это показатель высокого IQ. Поэтому взрослым стоит всячески способствовать развитию чувства юмора у детей, не забывая притом о своём собственном.

Следующий анекдот

Многие поколения аниматоров ищут способы рассмешить ребёнка. (Разумеется, им это не удастся до тех пор, пока они не догадаются снять костюм Трансформера — пожирателя детей.) Инна Прибора смогла обнаружить ещё несколько факторов, от которых зависит детское чувство юмора. Среди них — отцовская манера комментировать КВН.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дети непредсказуемы: ваша пятилетняя дочь не веселится, пока вы весь вечер говорите с эстонским акцентом, зато умирает со смеху, когда дедушка случайно садится на газету. Да что там: я видела мальчика, который впал в истерику на сорок минут, когда его друг замахнулся на него сосиской. И другого — который сучил ногами по полу, когда озвучивал свой лего-грузовичок, говоря, что он заедет маме прямо в ухо. Конечно, это не те шутки, которые вы возьмёте на вооружение, отправляясь на корпоратив. Хотя, кажется, там они как раз будут к месту.

Чем моложе ребёнок, тем больше нам видится поводов для беспокойства. Почему-то никто не переживает за подростка, который травит унылые анекдоты с пояснением: «А вот, погодите, сейчас смешно будет!» Зато родители младенцев часто волнуются: «Я сегодня, как и вчера, говорю: „БЗЗЗЗЗ!“ Вчера он смеялся, а сегодня уже нет. Что случилось?» Хотя именно в первом случае пора принимать решительные меры (например, сделать музыку погромче), а во втором можно расслабиться.

Как развивается чувство юмора

В первый год жизни человека веселит странное поведение родителей: если его подбрасывают к потолку, надувают щёки или прячутся, накрывшись полотенцем, а потом резко выпрыгивают с криком «Карррамба!». Мать в новой шапке не должна обижаться, если ребёнок усмехается в кулак. Вполне возможно, он думает, что у вас новый скальп.

Здесь надо быть осторожным только в одном: крики, прыжки и новые выражения лица должны исходить от близких младенцу людей. Бородатый дядя Станислав, внезапно выпрыгнувший из-под полотенца с криком «Бу!», скорее всего, спровоцирует истерику. Всем будет не до смеха.

В 2–3 года у ребёнка, если он уже пришёл в себя после первого этапа, начинается новый — «противоречивое наименование объектов». Если вы по ошибке назвали нос лошадкой, а лошадку — холодильником, малыш будет очень рад. Почти любая ошибка придётся по нраву: перед прогулкой наденьте носок ему на руку, попробуйте пить из чашки, перевернув её вверх дном, изобразите, как домашний хомяк говорит «гав-гав». Это как раз тот момент, когда отлично декламировать «Путаницу» Чуковского или использовать абсурдные приёмы из «Сказки для тех, кому ещё нет трёх лет» Ионеско. Правда, нужно быть уверенным, что ребёнок понимает, как дела обстоят на самом деле. Если вы перепутали голос чилийской альпака с голосом начальника отдела логистики, велика вероятность, что никто не оценит шутку. К тому же звучат они и впрямь одинаково.

Около трёх лет дети начинают понимать, что слово относится не к одному предмету, а к группе с общими отличительными признаками. Представления о мире усложняются, но со стороны не особенно видно: человек ликует, когда папа говорит, что корова ложится спать в детскую кроватку. Абсурд усложняется, а игры с языком становятся ребёнку интереснее. Уместный приём — буквально понимать фразеологизмы, как тот мальчик из книги Корней Иваныча «От двух до пяти»: узнав, что часовой должен стоять на часах, схватил часы и со смехом отправился на них стоять.

Родителям, которые уцепились за словарь крылатых выражений и радостно потирают руки, выискивая что-то вроде «бить баклуши» и «лыка не вязать», лучше не настраиваться на быстрый успех. Дети же не лыком шиты, они и не встречались никогда с этим лыком. Самое удачное, что может тут сделать родитель-филолог, — удачно уронить словарь себе на ногу.

После семи лет мы уже дорастаем до абстрактного юмора. Ребёнок может мысленно сконструировать последовательность событий, которая привела к тому, что дядя Юра с дядей Геной попросили велосипед целиком, а вернулись связанные одной цепью. Велосипедной.

Чтобы подпитывать эти умственные построения, предлагайте ребёнку предположить, что будет, если… И дальше любая фантазия

Как изменится мир и твоя улица, если у людей будут хвосты, если лягушки будут размером с автомобиль, если тётя Света будет ходить в одном купальнике… А, нет, это не надо, с купальниками сейчас всё сложно. В общем, вы поняли.

Филологические мамы заметят, что теперь младшим доступна более тонкая игра с многозначностью слов: вместо канцелярских кнопок они подложили учительнице на стул кнопки от электрического звонка.

Исследования, проведённые при помощи томографа и смешных видеороликов, показывают, что у детей 6–12 лет во время встречи с мистером Бином активируются те же области мозга, что и у взрослых, — область, отвечающая за вознаграждения, и область, которая обрабатывает несоответствия.

(Полезное примечание для авторов юмористических передач: природа смешного в том и состоит — мы уже настроились на один поворот, а нас сбивает с толку какая-то неожиданность.)

Что стоит за детскими шутками

Учёные уверяют, что неразвитое чувство юмора может сигнализировать о множестве расстройств, таких как шизофрения, аутизм и синдром Аспергера. Причём люди с аутистическим расстройством могут понимать шутку на математическом уровне, но забавной она им при этом не кажется. Также важно, каким образом шутит ребёнок. У подростков, которые всё время занимаются юмористическим самоуничижением, вполне возможны проблемы в отношениях со сверстниками.

С практической точки зрения чувство юмора помогает детям справляться с чем-то тревожным, пугающим или непонятным. Пошутил над директором — и немного снизил уровень беспокойства. Психологи, в отличие от директора, потрепали бы ребёнка по плечу: умение пошутить в минуты опасности — свидетельство жизнестойкости человека. Жаль, что запись в дневнике «Он у вас такой юморист» — это вовсе не комплимент.


Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

Скатологический юмор, когда ребёнок заливисто хохочет при слове «туалет», кстати, нормальное явление вплоть до подросткового возраста. Таким незатейливым образом человек изживает вопросы, связанные с контролем своих выделительных функций. Совсем недавно эта тема вызывала тревогу, а теперь — «Смотри-ка, бабушка, я сочинил смелый стишок про унитаз и всюду его рассказываю!». Очень хорошо прорабатывать такие темы в детской компании в игре, самые остроумные ребята там выступают примерно так же, как герои подростковых комедий: пукают подмышкой, а потом хлопают себя по колену и полчаса смеются.

Шутки и творческое мышление

Юмор развивается у людей соответственно росту их познавательной сферы — это именно то, почему вашему ребёнку не нравятся гуляющие по сети афоризмы Фаины Раневской. Он их уже перерос.

Сегодня учёные говорят не просто о связи между чувством юмора и высоким интеллектом (это-то было известно давно), гораздо любопытнее, что способность шутить хорошо коррелирует с другими типами творческого мышления, с нестандартными подходами к решению проблем. Вряд ли кто-то будет спорить, что приклеенные пластилином к обоям пупсики — это новаторский метод уборки. Если вам не верится, можете воспроизвести одно из исследований: попросить ребёнка воспроизвести шутку и объяснить её смысл. Такое как-то проделывалось с ребятами 7–9 лет, оказалось, среди обычных детей меньше половины могли похвастаться тем, что поняли шутку, а среди одарённых их оказалось 92%, то есть почти все догадались, в какой момент надо было смеяться. Подростки, которые чаще всего шутили в классе, набирали больше других баллов в тестах на креативность (в России тесты на креативность по традиции заменены замечаниями от учителя).

Кстати, навык блистать остроумием быстро гасится, если не встречает отклика. Подростки, например, довольно быстро перестают шутить в классе, если вместо аплодисментов встречают гробовую тишину или фразу «Пошути ещё мне тут, одарённый ты наш!». Поэтому, заметив, что ваш ребёнок готовится выдать анекдот, приготовьтесь смеяться (натужно или нет). К сожалению, наука пока не изобрела другого способа как-то иначе подбодрить начинающего стендапера.

Социальное развитие и культурный уровень

Чтобы изобрести изящный экспромт, нужно обладать хорошим уровнем социальной компетенции и по еле уловимым признакам догадаться, в кого целится указкой трудовик. Мало того: создавая остроту, нужно учитывать общий уровень слушателей и их культурный багаж. Часто педагоги сетуют на детский юмор, выдавая что-то вроде такого: «…К сожалению, иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа „Девочка в поле нашла пулемёт, больше в деревне никто не живёт“, чем стихи Пушкина или Барто». Любой человек, хотя бы отдалённо представляющий себе школу, понимает, что рассчитывать на авторитет, зачитывая в коридорах друзьям стихи Барто, — дикая идея. Слава богу, что она не приходит ни одному ученику в голову.

Что касается чёрного юмора, то из-за него тоже не стоит беспокоиться. Недавно исследователи Венского медицинского университета выяснили, что чем выше интеллект человека, тем лояльнее он относится к шуткам в стиле Тарантино. А вот средний интеллект и высокий уровень агрессии, напротив, плохо коррелируют с восприятием нуарных шуток. В этом смысле ребята, которые потешаются над девочкой с пулемётом, как раз имеют лучшие шансы добиться понимания в любой компании, чем тот, кто испугался пулемёта, а потом с ходу начал декламировать Барто.

Не только в компании устраивает розыгрыши человек: для реализации самых смелых идей у него есть семья. Американские исследователи в ходе недавних изысканий пришли к неожиданному выводу: то, как ребёнок оценивает смешное, в большей мере зависит от папиной манеры острить, чем от маминой. С маминым восприятием комического никаких пересечений обнаружено не было, а вот папа, который вступает в полемику с радиоведущим, в значительной степени формирует детские представления о смешном. Это всегда стоит иметь в виду.

Когда вы рассказываете ребёнку историю, не забудьте уточнить, что это не пересказ комедийного сериала, а повесть о вашем реальном трудовом дне

Несмотря на то что природа юмора широко изучается на разных уровнях, людям пока не удалось создать робота, которого не хотелось бы разбить после его второго анекдота, поэтому все надежды по-прежнему на детей.

1. Как юмор связан с уровнем интеллекта

Юмор – это уникальное свойство мышления, сложившееся в ходе эволюции. Сегодня его активно изучают и как отдельное явление, и как инструмент, влияющий на все сферы жизни человека, в том числе и на интеллектуальную деятельность. В мозгу человека юмор активирует ту зону, которая обрабатывает различные неожиданные ситуации и противоречивые явления. А поиск несоответствий, нахождение смысла там, где его нет, а также умение оценивать ситуацию с разных ракурсов – это атрибуты креативного мышления.

Впервые исследователи обратили внимание на связь чувства юмора и креативности ещё полвека назад. Проведя в 1972 году среди 80 школьников ассоциативный тест и тест Торренса на креативность, учёные получили наивысший балл именно от тех детей, которые прежде часто шутили в классе. Затем в 90-х было проведено исследование, где участники сначала оценивали шутки на забавность, а затем решали визуальные задачки. Результаты обоих заданий показали прямую взаимосвязь между логическим мышлением и умением понимать юмор. Причём за логику отвечает левое полушарие мозга, а за креативность – правое, гармоничная работа которых свидетельствует о высоком уровне интеллекта. И другие новые эксперименты только подтверждают эту корреляцию.

Следующий анекдот


Чувство юмора всегда помогало людям справляться с проблемами и хотя бы на время забыть об ужасах и страхах, которые их окружают. А можно ли научить шутить ребёнка? Конечно! Как это сделать, рассказывает наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чувство юмора — одно из главных качеств эмпатичного человека. Человек с чувством юмора легко может найти выход из любой ситуации и из любого конфликта, с ним хотят дружить, он становится «душой компании». Но как развить у детей это значимое для общения качество? Делюсь шестью секретами.

1. Пользуйтесь сами шутками как можно чаще

Старайтесь сделать шутку постоянным спутником общения в вашей семье. Шутите между собой так, чтобы это было понятно детям или поясняйте смысл шутки. Дети могут начать шутить с 2-3 лет, поддерживайте первый детский юмор, даже если он кажется вам не самым удачным.

2. Придумывайте смешные истории

Возьмите два или три самых простых предмета, знакомых и понятных ребёнку. Например, подушка и кастрюля. «Оживите» их и придумайте с этими предметами короткую и смешную историю (о том, как эти предметы встретились, или какое приключение с ними случилось). На альбомном листе нарисуйте лица и, если возможно, приклейте их на предметы с помощью скотча. Придумайте диалоги и слова героев и вместе с ребёнком расскажите короткую смешную историю. Затем можно зарисовать и записать эту историю в виде комикса. Так может получить книжка смешных комиксов. Постепенно героями историй могут становится и животные, и люди, и сам ребёнок, его друзья и родные. Чем старше будет ребёнок, тем интереснее и смешнее будут становиться истории.

3. Играйте всей семьей в «Чепуху»

Первый вариант

1. Кто или что? — бутерброд

2. Где и когда? — рано утром в Париже

3. Что делал вместе с кем? — вместе с Фрекен Бок прыгал с парашютом

4. Кто пришёл и что сказал? — пришла Баба-Яга и сказала: «Я подобрела, давайте дружить»

5. Чем история закончилась? — и пошли они все вместе есть мороженое.

Второй вариант

Правила те же самые, но только вместо вопросов ведущий говорит игрокам, что нужно нарисовать. Игроки рисуют части тела и передают. В итоге получается смешной портрет фантастического героя:

1. Нарисуйте голову, лицо и шею — голова, лицо и шея, как у коровы

2. Нарисуйте туловище и руки — туловище и руки, как у Водяного

3. Нарисуйте ноги — ноги, как у жирафа

4. Используйте в повседневной речи пословицы, поговорки

Любая шутка — это аллегория, поэтому многие пословицы и поговорки носят юмористический характер. Не бойтесь употреблять их в повседневной речи, объясняйте детям их смысл, приводите примеры ситуаций, когда можно было бы сказать ту или иную пословицу или поговорку.


Тест: попробуйте отделить мух от котлет. Ой, то есть отличить пословицы от поговорок!

5. Собирайте коллекцию шуток

Заведите блокнотик, в которые ребёнок или вы вместе с ним будете записывать понравившиеся смешные фразы из мультфильмов и фильмов, смешные цитаты из книг и стихотворений, юмористические пословицы и поговорки. Старайтесь пополнять этот блокнотик как можно чаще, не забывайте вместе с ребёнком периодически перечитывать его, вспоминать шутки и разбирать ситуации, к которым эти шутки подходили бы.

6. Читайте детскую юмористическую литературу, смотрите мультфильмы и фильмы

Чувство юмора отлично развивают произведения В. Ю. Драгунского, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. Старые мультфильмы Disney и новые от Disney и Pixar тоже очень подходят для развития чувства юмора. Разумеется, не забывайте «классику»: советские мультфильмы про Карлсона, Крокодила Гену и Чебурашку, Простоквашино, Кота Леопольда всегда остаются с вами.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следующий анекдот

В семье ждут прибавления. Лиза (5 лет) спрашивает маму:
— А что это у тебя живот всё больше и больше?
— Ела арбуз, проглотила семечку, теперь у меня в животе растёт новый арбуз! — отвечает мама.
Лиза прищуривает глаза и упирает руки в бока:
— А уж не беременна ли ты, голубушка?

Сыну 2 года 6 месяцев. Привёз его на прививку в детскую больничку.
Сидим в прививочной, ждём, пока тётя заряжает шприц. Вдруг, он поворачивается ко мне и говорит:
— Я тебя пока в машине подожду, ладно?!

Летом сын (4 года) сидит и берёт в рот травинку так, как будто курит. Говорит:
— Мама, смотри, я курю.
— Коля, ну курить же нельзя!
— Мама, да я же травку.

Возвращаемся с шоу фейерверков. Детёныш (3 года 6 месяцев) все 50 минут представления сидел, как завороженный. В машине прорвало.
Обнимает меня с заднего сиденья за шею:
— Мамочка, я такой счастливый! Спасибо, что ты меня родила.

Кирилл (2 года 1 месяц) на улице увидел выходящего из подъезда мужчину и без лишних приветствий, обращается:
— Гулять пошёл?
Мужчина оторопело:
— Ага.
— Шапку надел?
— Да.
— И варежки надень. Холодно. Очень холодно.

В саду воспитатель говорит:
— Что делать? У нас два Коли.
Мой говорит:
— Зовите меня, Николай первый.

Моя младшая сестра как-то раз решила сама позвонить отцу на работу:
— Алло! Это папина работа? Позовите папу!

Отыскала на днях свой «дневник молодой Наташки-мамашки».
«Сыну 15 месяцев (сейчас 5,5 лет). Не могу ездить в общественном транспорте, потому что помираю со смеха. Заходим, усаживаемся, сын выбирает близстоящего молодого человека, мило улыбается и говорит:
— Папа!
Многие «папы» выходили на ближайшей остановке. »

Гуляли с сыном (2 года) в парке и увидели близнецов. Увидев их и долго удивлённо разглядывая, говорит:
— А, где мой такой?!

Мама:
— Да, Вероника, наверное, мы тебя избаловали… Придётся тебя наказывать!
— Как это — вы избаловали, а меня наказывать?

У родственников дочка давно клянчит братика или сестрёнку.
Мама ей объясняет:
— Ну пойми, дорогая, папа в рейсе, приедет не скоро, а без папы мы не
можем ребёночка завести.
Но девочка быстро нашлась:
— Наоборот, давай сейчас заведём, а папа приедет, а мы ему
скажем: «Сюрприз!»

Купила я себе серебряный гарнитур (браслеты и кольцо) на
древнеегипетскую тему. Дочка (4 года) рассматривает внимательно, затем спрашивает:
— Мама, это Древний Египет?
— Да, дочка.
Муж спрашивает:
— Дочка, а откуда ты знаешь, что это Древний Египет? Вдруг это Древний Китай?
— Папа, это у тебя часы — древний Китай, а у мамы — Древний Египет.

В гостях. Взрослые скромничают. Хозяйка говорит:
— Что же вы совсем не кушаете? Угощайтесь, неужели не вкусно?
Выходит ребёнок (4,5 года) и громко выдаёт:
— Здесь вам не дома, жрите, что дают!
Фразу принёс из садика.

Сына (5 лет) я за что-то поругала. Сел на пол, достал бумагу, карандаши, и «надувшись» мне:
— Тогда я тебя толстую нарисую!

Мы с мужем поженились, когда младшему третьему сыну было 3 года. Ну, раньше всё как-то руки не доходили. Некогда нам всё было.
За пару недель до самого, собственно события, средний сын (9 лет) спрашивает:
— Мама, что вы всё суетитесь с Аней (его крёстная), бегаете куда-то
целыми днями, что это вы за платье карнавальное притащили?
Аня ржёт:
— Толик, это у тебя мама мозгами тронулась, замуж выходит.
Толик ошарашенно так:
— А папа знает?

Знакомая пыталась приучить сына спать в детской. Уснул с родителями, она его отнесла в детскую комнату. Минут через 15 возвращается и опять к родителям в постель. Мать его опять отнесла в детскую. Он опять вернулся. Она его в третий раз несёт на «место», а он сквозь сон:
— Ну, и долго мы так бегать будем?!

Взяла младшую дочку к себе на работу. Она там ходила-бродила, и зашла в кабинет директора. Сижу и слышу, как они там о чем-то говорят, и малая гордо сообщает:
— А моя мама ещё хрюкать умеет!

Моя дочь меня спрашивает:
— Мама, а во сколько часов я родилась?
Я ей:
— В двенадцать ночи.
А она мне испуганно:
— Ой, я тебя, наверное, разбудила?!

3. Как тренировать юмор: упражнения и советы

Первым и самым важным шагом для любого обучения должно стать создание особенной развивающей среды для ребёнка. И юмористические шоу, мультики по телевизору, а также смешные картинки из интернета сюда не относятся: чтобы научиться юмору, нужно учиться всему сразу.

1) Шутите и играйте с ребёнком. Как и во многих других сферах воспитания, личный пример родителей – лучшая мотивация и двигатель прогресса. Если вы хорошо шутите, дети будут стремиться вам подражать, перенимая манеры и юмористические приёмы.

2) Всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком и подмечайте забавные моменты в окружающей действительности. Чаще рассказывайте детям смешные истории из вашей жизни, придумывайте или разыгрывайте комические ситуации и загадывайте друг другу шутливые загадки.

3) Поощряйте попытки, когда ваш ребёнок пытается развеселить вас или окружающих. Однако, вовремя объясняйте, над чем можно шутить, а что, хоть и кажется смешным, таковым не является. Юмор должен быть добрым и не имеет права никого намеренно обижать.

Играйте в словесные и настольные игры. Такие активности отлично развивают ассоциативное мышление и воображение, тренируют реакцию и логику и учат последовательности.

Для детей юмор важен по многим причинам: от улучшения памяти и формирования уникальных нейронных связей в мозгу до поддержания хорошего настроения и снятия тревоги. В форме шуток или анекдотов дети лучше понимают и усваивают сложную информацию. Также с помощью юмора дети налаживают между собой общение, ведь даже маленькая улыбка на лице другого – уже признак принятия или доверия. Да и что говорить: люди с чувством юмора всегда вызывают больший интерес, кажутся более компетентными и уверенными в себе. Из них получаются хорошие руководители и успешные специалисты. А с высоким интеллектом в придачу перед такими людьми и вовсе открыты все двери!

2. Как развивается чувство юмора у детей

Задатки чувства юмора в маленьком человеке появляются уже на первом-втором месяце жизни – вместе с первой улыбкой на лице младенца. К 4-му месяцу к улыбке добавляется смех. Так маленькие дети реагируют на взаимодействие с родителями, из-за которого испытывают радость и комфорт. К 9 месяцам ребёнок отличает обычное поведение близких от необычного и осознает, что гримасничая и мило бормоча, у него пытаются вызвать эмоцию. С этого момента уже можно констатировать первые признаки появления чувства юмора.

В дальнейшем дети начинают подражать взрослым и предпринимают первые попытки смешить родителей. Поэтому не удивляйтесь, если однажды пролив суп и получив в ответ вашу улыбку или смех, ребёнок попытается повторить свой эксперимент. Но и ругать за это не стоит: так вы только вселите ему мысль, что юмор – это опасно.

Чем больше дошкольники узнают окружающий мир, тем проще им выявлять несоответствия и замечать нелогичные ситуации, а значит, тем очевиднее для них становятся шутки и смешнее – курьёзные случаи. В этот же период, смеясь над тем, чего боятся или не понимают, дети учатся снижать уровень тревоги. Поэтому развитие эмоциональной сферы и социальных навыков ребёнка – одна из важнейших задач для родителей дошкольника.

И уже в 7-10 лет дети начинают использовать словесный юмор. Из-за активного расширения словарного запаса им очень нравятся каламбуры. А дразнясь и обзываясь, дети привлекают к себе внимание и изучают новые юмористические приемы – особенно интересны им те, которые вызывают смех других. Далее же чувство юмора развивается параллельно росту умственной деятельности ребёнка и его личным изменениям. Чем больше доброго и качественного юмора будет окружать подростка, тем тоньше и изысканнее будут и его собственные шутки.

Читайте также: