Прекрасный каменщик не потерявший склонности к шутке

Обновлено: 22.11.2024

на тему Лагерь как модель государства на примере произведений русской и зарубежной литературы

Обобщающий урок-беседа на тему «Лагерь как модель государства» (на примере произведений русской и зарубежной литературы).

Цели:
1)обучающая: в процессе комплексного анализа рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына подвести учащихся к осмыслению образа Шухова как трагической судьбы человека в тоталитарном Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства;
2)развивающая: формировать умение создавать устное монологическое выступление, развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление, умение устанавливать контакт с аудиторией, «входить в роль», давать развернутый ответ на вопрос учителя;
3)воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к личности писателя; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом человеческой жизни.

Оборудование: на интерактивной доске лозунг урока: «Человек против системы. Лагерь как модель государства», портреты писателей, чьи произведения посвящены данной теме: Е.Замятин «Мы», Д.Оруэлл «1984», О.Хаксли «О дивный новый мир», Х.Ли «Убить пересмешника», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», С.Довлатов «Зона», К.Кизи «Над кукушкиным гнездом», Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту», тезисы к роману С.Довлатова «Зона», таблица на тему «Остаться человеком не благодаря лагерю, а вопреки ему… Что спасает Шухова в лагере?», размноженные на каждого ученика.

Познакомить учащихся с письмом А.Ф.Захаровой, сотрудницы Министерства охраны общественного порядка с 14-летним стажем.

Сравним с Довлатовым, надзирателем в исправительной колонии в республике Коми(1962-1965гг.): «Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие… Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел. Мир, в который я попал, был ужасен. В этом мире дрались заточенными рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировкой и насиловали коз. В этом мире убивали за пачку чая. В этом мире я увидел людей с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущим. Я дружил с человеком, засолившим когда-то в бочке жену и детей. Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялись обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости оставалось неизменным. В этой жизни было что угодно. Труд, достоинство, любовь, разврат, патриотизм, богатство, нищета.

Работа с тезисами.

Работа с текстом С.Довлатова «Зона»: отрывок о личности в обществе, о влиянии обстоятельств на поведение человека.

Работа с таблицей.

Что заставляет зеков произнести заветное слово «сеанс» в записках Довлатова? (Ответы учащихся)

Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват, что система тоталитаризма существует? Кто кого в результате победит: Лагерь Человека? Человек Лагерь? ) Обратимся к доске и вспомним итог борьбы в других произведениях)

К чему стадам дары свободы? ..

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Слово учителя: я надеюсь, что каждый сидящий сегодня на уроке останется человеком в любом жизненном испытании. И может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них прекрасные свойства души:
Совесть, благородство и достоинство -
вот оно, святое наше воинство (Булат Окуджава).

Домашнее задание: написать мини-сочинение по 5 тезису к роману С.Довлатова «Зона».

Шухов остался человеком не благодаря лагерю, а вопреки ему…Что спасает Ивана Денисовича Шухова?

Что помогает выжить?

Что помогает остаться человеком?

Следует законам первого бригадира: тарелки не лижет, не «стучит» и на санчасть не надеется. (Не надеется на других.)

Не сопротивляется там, где это точно чревато гибелью: в контрразведке подписал самооговор (компромисс).

Уважая себя, следует народной традиции: «не мог себя допустить есть в шапке». И при жажде курить «он бы себя не уронил… и в рот бы не смотрел».

Двигается и все делает очень быстро («спешил», «вбежал… стремглав», «успел… и еще успел»), а потому успевает многое.

Постоянно работает разум, соображение: смекнул, догадался, доник, наметил, решил, видит, запоминает, доспел…

Запаслив и расчетлив, опаслив: «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись».

Постоянно оценивает и себя, и окружающих: «это верно у них»… Уважает достойных людей. Ценит волю.

Может быть хитёр и даже агрессивен: прогнал «доходяг» в столовой, «зажилил» кашу. ( Отметим: опасно, не по совести! )

Помогает достойным людям, жалеет слабых (даже в конце Фетюкова пожалел!), беспокоится за бригадира. Заботится о жене.

Умело организует любой возможный отдых, ценит минуты покоя («малоподвижность»). Даже жует умело, долго.

Умеет радоваться труду: «Но так уж устроен Шухов по-дурацкому…» ( См. сцену работы: глаголы. )

Умело разговаривает с начальством, приспосабливается к тому, с кем общается

Находит время и радость воспринять жизнь природы («солнышко»).

Не растравляет себе душу, не думает непрерывно о горькой доле

Умеет радоваться хорошему в людях, найти радость в общении с ними

Тезисы к роману Сергея Довлатова «Зона».

1.Я свободу увидел за решеткой.

2…любой из нас есть то, чем себя ощущает.

3.Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы.

5.Мир несовершенен. Устоями общества являются корыстолюбие, страх и продажность. Конфликт мечты с действительностью не утихает тысячелетиями. Вместо желаемой гармонии на земле царят хАос и беспорядок…Мы жаждем совершенства, а вокруг торжествует пошлость.

6.Человек неузнаваемо меняется под воздействием обстоятельств. И в лагере особенно… В критических обстоятельствах люди меняются. Меняются к лучшему или к худшему. От лучшего к худшему и наоборот.

Список использованной литературы:

  1. А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Жить не по лжи»
  2. С.Довлатов «Зона»
  3. Журнал «Литература», издательство «Первое сентября», №22, 2008г., №18, 2007г., №19, 2007г.
  4. Геллер М., «Александр Солженицын: к семидесятилетию со дня рождения», Лондон, 1989.

Узнать стоимость написания работы -->

Следующий анекдот

А. Солженицын показал в своей повести один день жизни своего героя – Ивана Денисовича Шухова – от раннего подъемы до отбоя. Однако «разрез» этого сжатого, сконцентрированного во времени существования позволил писателю сказать так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении 3653 дней, что мы можем составить полнейшее представление о лагерной жизни героя.

Обобщение проявилось и в способе типизации:прототипами центрального героя стали и реальный Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель, который сам был лагерным заключенным. Прообразами Шухова были также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

Мы видим длинную колонну людей в бушлатах, прикрывающих лица тряпками от мороза. «Идут зэки размеренно, понурясь, как на похороны», освещенные в тусклой мгле светом прожекторов, огороженные со всех сторон вековой стеной, обозреваемые с высоких сторожевых будок. А по бокам через каждые 10 шагов ступают конвоиры.

В лагере, изображенном писателем, своя строгая и четкая иерархия: есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковый, «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной крученой плеткой); есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»); есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы (есть «хозяева», «шестерки» (н-р, Фетюков, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные столовые миски, из плевательницы окурки выгребает), «сачки» (околачиваются в лазарете), «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные. Одного зовут Шкуропатенко, и уже фамилия его повергает в ужас и уныние.

Однако автора интересует не только и не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключенных,которые не роняют себя и сохраняют свое лицо. Этостарик Ю-81, который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», но при этот не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» х-123, убежденный фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин, бывший узник Бухенвальда, состоявший в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы продолжить мучения в советском лагере. В тихом Киевшине есть что-то дерзкое и крепкое, упрямое и, безусловно, героическое.

Это латыш Ян Кильдигс, находившийся в лагере два года из отмеренных 25, прекрасный каменщик. Не потерявший склонности к шутке. Алешка-баптист, чистый сердцем и опрятный юноша, носитель высокой веры и смирения. Молится о духовном, убеждён, что Господь снимет с него и других «накипь злую».

Буйновский, бывший капитан второго ранга, командовал на миноносцах, ходивший вокруг Европы «Великим северным путём», отчего губы его истресканы, но сам он держится бодро, хотя на глазах «доходит». С ног валится, а трудится честно, по словам Шухова, – «как мерин добрый». Способен в трудную минуту принять на себя удар. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток строго», а значит, после промерзшего каменного мешка на всю жизнь здоровья лишится.

Тюрин, в прошлом крестьянин, но в лагере 19 лет сидит как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность теперь у него бригадирская, но для заключенных он словно отец родной.

Цезарь Маркович, бывший кинорежиссёр, бесконечно далёкий от жизни, живущий отвлечёнными и неуместными в лагере эстетическими проблемами, умеющий уйти от грубой реальности зэковского быта.

Уже восемь «лет перемалывается» в сталинской адской лагерной машине Иван Денисович, усваивая дикие её нравы и законы, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика. Важно не возвращаться к тревожным мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащённый лагерным опытом, Шухов остаётся верен своей твёрдой нравственной основе, проявляя порядочность и честность.

Автор правдиво и выразительно передаёт и психологию своего героя, и подробности быта, к которым приспосабливается и над которым в то же время хочет одержать победу Иван Денисович.

Солженицын находит очень точное, весомое слово для характеристики положения и состояния своего героя: Шухов «чем дальше, тем крепче утверждался».

Во многом герою помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он работает за колючей проволокой добросовестно. Иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни. И мы захвачены той самоотдачей, тем увлечением, которые переживает Шухов, когда составляет трубные колена, чтоб не дымило, когда занят кладкой стены. И вроде бы заурядный человек поражает природной мудростью, естественностью, ясным взглядом на жизнь.

Не случайно критики склонны были сопоставлять Ивана Денисовича с Платоном Каратаевым, а спор Шухова с Алешкой-баптистом сопоставляли со спором Ивана и Алеши Карамазовых.

Просветленная мудрость, тихая терпеливость и жизнестойкость помогли Шухову одолеть роковой ад фашистского плена и не менее страшный ад советский лагерей, чтобы вернуться в свой дом Человеком.

Лагерь оказывает губительное воздействие на личность. Многие не выдерживают, ломаются, гибнут. В тусклых лучах гулаговских прожекторов все видится искаженно, как бы раздваивается. С одной стороны, работа в бригаде объединяет людей, с другой – порабощает, заставляет чувствовать себя стадом.

Даже пейзаж, увиденный глазами заключенных, приобретает другие краски. «Было все так же темно в небе, с которого лагерные фонари согнали звезды. И все так же широкими струями два прожектора резали лагерную зону», – пишет Солженицын об исчезающей на глазах красоте, к которой прикоснулась жестокая и суровая сила зла. Не может быть прекрасным ландшафт, на который смотрят из-за колючей проволоки.

Опубликованная в 1962 году, в период «оттепели», повесть вызвала огромный читательский резонанс, получила мировую известность и оказала мощное воздействие не только на литературу, но и на ход отечественной истории.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

семинарского занятия на тему

  1. «А.И. Солженицын. Биография.
  2. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

по учебной дисциплине «Литература»

с применением информационной технологии визуализации

Составитель: Азизова Алсу Кабировна

г.о. Сызрань, 2014 год

  1. Тема семинарского занятия : «А.И. Солженицын. Биография.
  2. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

учебная: познакомить учащихся с этапами биографии и творчества

А.И. Солженицына; в процессе комплексного анализа рассказа «Один день Ивана Денисовича», подвести учащихся к осмыслению образа Ивана Денисовича Шухова как русского национального характера;

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к личности писателя; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом человеческой жизни;

развивающая: развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление, умение устанавливать контакт с аудиторией, входить в роль, составлять синквейн, кластер, давать развернутый ответ на вопрос учителя.

Обучающийся должен уметь определять тему и идею, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказывания на основе прочитанного .

Обучающийся должен знать : сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и историю создания рассказа «Один день Ивана Денисовича» .

Продолжительность семинара 90 минут.

Оснащение мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, фильм «Один день Ивана Денисовича» (1970) , текст рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Место проведения: кабинет ГБОУ СПО «СМГК».

Используемые технологии: информационно-коммуникационные.

За две недели до занятия обучающимся была сообщена тема семинарского занятия и примерные вопросы. (Приложение 1)

Эпиграф к занятию на доске:

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, которые качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

План проведения семинара.

Дежурный сдает рапорт, называет отсутствующих и причины их отсутствия, преподаватель приветствует обучающихся, особое внимание уделяя внешнему виду и готовности к занятию.

Вводное слово преподавателя

Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, отмечает актуальность темы занятия. О бъясняет цели обращения к творчеству Солженицына, его роль в русской литературе ХХ века. (Приложение 2) Преподаватель ведет семинарское занятие с использованием презентаций. (Приложение 3)

Контроль исходного уровня знаний

Обучающиеся отвечают на вопросы теоретического характера. Опрос проводится фронтально.

1. Дать характеристику 50–80-х годов .

2. Обозначить новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

3. Рассказать особенности «Лагерной прозы».

4. Рассказать особенности «Деревенской прозы».

Блок теоретической информации

Изучение нового материала.

Преподаватель объясняет цели обращения к творчеству Солженицына, его роль в русской литературе ХХ века.

Знакомство с биографией А.И. Солженицына.

Знакомство с творчеством писателя.

Контроль практических умений обучающихся

Викторина. Задача - проверить знание текста и привлечь внимание к системе художественных образов персонажей.

Работа с текстом.

Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день…»

Контроль знаний и умений обучающихся

Работа с текстом.

Самостоятельная работа обучающихся

Создание синквейна на тему «А.И. Солженицын», «Один День Ивана Денисовича» (см. приложение 3).

Ответы на вопросы (см. прложение 4).

В заключительном слове преподаватель указывает достигнуты ли цели занятия, отмечает наиболее активных, оценивает работу каждого обучающегося, выставляет оценки.

Домашнее задание записано на доске, и проговаривается преподавателем: «Читать записи в тетрадях. Сформулировать главную мысль повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Написать свои мысли в форме мини-сочинения».

Список литературы, используемой при подготовке к занятию.

1. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов». М.: « Азбука-Аттикус », 2012 год.

2. Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2011 год.

3. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

4. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

  1. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию на тему
  2. «А.И. Солженицын. Биография.
  3. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

1. Характеристика 50–80-х годов .

2. Новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

3. Особенности «Лагерной прозы».

4. Особенности «Деревенской прозы».

5. Биография А.И. Солженицына.

6. Творчество А.И. Солженицына.

7. История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».

8. Художественные образы персонажей в рассказе А.И. Солженицына «Один день…».

Теоретический материал для преподавателя

Значение творчества А.И.Солженицына .
Историко-литературный смысл фигуры А.И. Солженицына прежде всего в том, что его произведения, сразу же получившие широкий читательский резонанс, не просто открыли новую тему, а вызвали настоятельную потребность в коренном переосмыслении господствовавшей в то время системы взглядов на реальные ценности в духовной и общественной жизни человека. Солженицын сделал заново актуальным вопрос о достоинстве писателя, о значении не только внутренней, но и политической свободы как важнейшего условия творчества художника, подчеркнул ответственность художника за язвы сегодняшнего мира: . художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него и остро передать его людям. И в неудачах, и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях - ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его. После его появления в 1962 г. русская литература так или иначе, соглашаясь с ним или непримиримо полемизируя, развивается в контексте Солженицына. Противостояние А.И. Солженицына тоталитарному режиму - одно из самых заметных событий в истории борьбы за права человека в России.
Появление Солженицына обозначило также конец оттепели, разрушив веру шестидесятников в возможность реального осуществления идей социализма и коммунизма на иных, гуманистических началах. И хотя оценка творчества Солженицына еще в значительной мере дело будущего, феномен солженицынского литературного творчества бесспорен.
Просмотр презентаций о биографии и творчестве А.И.Солженицына, прослушивание докладов, подготовленных обучающимися. Запись основных фактов биографии и творчества.
Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008), писатель.

Родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.

Родители были выходцами из крестьян. Это не помешало им получить хорошее образование. Мать овдовела за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить его, пошла работать машинисткой.

В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).

9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.
Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.

В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.

Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 года переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 году в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952 года). С февраля 1953 года Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).

В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». После падения Хрущева борьба против Солженицына нарастает: в сентябре 1965 года КГБ захватывает архив писателя; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966, № 1).

В мае 1967 года Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом. » (закончен в 1968 году) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 году «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 года Солженицын исключен из Союза писателей. После того, как за границей вышел в свет первый том "Архипелага", 12-13 февраля 1974 года Солженицын был арестован, лишен советского гражданства и выслан в ФРГ.

Из Германии Писатель перебрался в Цюрих. Но недолго прожив там, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975 года), в 1976 году переселяется в США. Основной работой писателя на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо".

В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи», «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973 год) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена в 1991 году) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — начала 1970-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). В 2001-2002 гг. вышло двухтомное издание писателя «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. Книга вызвала неоднозначную реакцию.

Презентация на тему « Художественные образы персонажей в рассказе А.И. Солженицына «Один день… »

Место И.Д.Шухова в системе образов.
Иван Денисович Шухов - обычный человека эпохи тоталитаризма, не оппозиционер и не борец за идею, но и не шакал и не стукач. Герой Солженицына - обыкновенный человек, человек середины, в котором автор постоянно подчеркивает нормальность, неброскость поведения.
Лагерь - это стихия несвободы, обезличивания людей. Задача Шухова не в том, чтобы стать свободным, и даже не в том только, чтобы выжить, а в том, чтобы и в бесчеловечных условиях остаться человеком.
Черты характера Ивана Денисовича.
Михаил Афанасьевич Булгаков в романе Мастер и Маргарита написал: Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день. Что же помогло Ивану Денисовичу Шухову не просто выжить в лагере, но и не сломаться, остаться человеком в нечеловеческих условиях лагерного быта? Давайте выделим черты характера заглавного героя рассказа Солженицына, которые позволили ему устоять, сохранить свои главные нравственные принципы.
Лагерные правила (на плакате): « Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», « Кто кого сможет, тот того и гложет»,«Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит», « В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». (Стр. 1, 3 абзац.)
За восемь лет приспособился Иван Денисович к лагерной жизни, понял ее главные законы и живет по ним. Главный закон - оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место, проявлять и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку. Важно не возвращаться к тревожным, саднящим мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащенный лагерным опытом, Шухов остается верен своей твердой нравственной основе, проявляя порядочность и честность. Позаботиться о себе каждый должен сам - как растянуть пайку, чтобы не чувствовать постоянно голода, как успеть валенки просушить, как нужный инструмент заначить, как когда работать (в полную или вполсилы), как разговаривать с начальством, кому не попадаться на глаза, как подработать, чтобы себя поддержать, но честно, не ловча и не унижаясь, а применив свое умение и смекалистость. Иван Денисович знает, что работать - лучше, чем не работать, а работать хорошо - лучше, чем плохо, хотя и он не всякую работу возьмет, не зря считается лучшим в бригаде мастером. ( Стр. 8, 3 абзац).
Шухов не бросается привычно для героя советской литературы в бой с недостатками, не бунтует против лагерных порядков, но и не подчиняется обстоятельствам, не участвуют в творимом над людьми зле. Иван Денисович действует не для личной пользы, а для бригады: чтобы накормить товарищей, отбирает поднос у слабака, обманывает жирномордого повара; чтобы заколотить окна и сохранить здоровье солагерников, с большой выдумкой уводит толь. ( Стр. 8, последний абзац).
Иван Денисович не был шакал даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем крепче утверждался. Он не выпрашивает, не унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатится до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить, подмазаться. Как и любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать. Восемь лет мыкается Иван Денисович по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство. Шухов не изменяет вековым мужицким привычкам и себя не роняет, не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей ради улучшения собственной участи. По извечной крестьянской привычке Шухов уважает хлеб (носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке); когда ест - снимает шапку. Не гнушается он и приработками, но всегда зарабатывает честным трудом. И потому не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (за малевание под трафаретку ковров). Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинить кому-то неудобства заставляют его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдать жадноватого Цезаря и на чужое добро брюха не распяливать. Никогда не симулирует Шухов болезни, а заболев всерьез, ведет себя в санчасти виновато (Вот что. Николай Семенович. я вроде это. болен, - совестливо, как будто зарясь на что чужое, сказал Шухов). ( Стр. 9, 2 абзац).
Особенно ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. Даже в условиях неволи Шухов бережет и прячет мастерок. В его руках обломок полотна пилы превращается в сапожный нож. Мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. И Шухов, рискуя опоздать в строй и быть наказанным, не уходит со стройки, чтобы не выбрасывать цемент. Даже в подневолье его охватывает азарт работы. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, именно в процессе работы зэки шутят и даже веселятся. ( Стр. 1, 4 абзац).
Во многом Ивану Денисовичу помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной проволокой, работает добросовестно, старательно и споро. А иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни, испытать ту редкую в лагере радость, которую по-особому способен чувствовать труженик-крестьянин. С какой самоотдачей, увлечением и самозабвением Шухов составляет трубные колена, чтоб не дыми.

Следующий анекдот

Данное занятие разработано в соответствии с учебным планом с учетом возрастных особенностей обучающихся.На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, средство организации самостоятельной работы.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka-seminara.doc 123.5 КБ

Читайте также: