Почему про чапаева много анекдотов
Обновлено: 04.11.2024
Один из самых известных героев анекдотов, Василий Иванович Чапаев, по-разному воспринимался советскими людьми в 30-е и в 60-е годы XX века. Пока партийные агитаторы пытались убедить народ, что шутки про Петьку и Чапаева сочиняет ЦРУ, эти анекдоты рассказывали и в детских садах, и в заводских столовых. Публикуем отрывок из книги «Опасные советские вещи», вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение».
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницуИсторик, академик Исаак Минц, который выступал перед этой «армией пропагандистов» в 1973 году, назвал её численность: «Я не оговорился, сказав „армия“: в составе общества 1 миллион 400 тысяч членов, и прочитали они за год более 12 миллионов лекций!»
В этой главе вы не раз встретитесь с солдатами этой «армии»: именно они занимались образованием уже взрослого советского человека. Они приходили с лекциями на рабочие места, то есть на фабрики, заводы и в институты, и рассказывали не только о научных открытиях, но и о заражённых джинсах, взрывающихся авторучках, а также о том, кто на самом деле придумывает анекдоты.
Василий Иванович и Петька моются в бане. Петька:
— Василь Иваныч, а майка-то у тебя грязней моей!
— Ну, Петька, так я и постарше тебя буду!
Петька прибегает к Чапаеву:
— Василий Иваныч, в лесу белые!
— Не до грибов сейчас, Петька, не до грибов…
Эти невинные на первый взгляд детские анекдоты о герое Гражданской войны Чапаеве и его ординарце Петьке знакомы почти всем жителям бывшего СССР. Возникают они где-то после 1963 года, когда на экраны выходит отреставрированный фильм Сергея и Георгия Васильевых «Чапаев». Оригинальный фильм был снят в 1934 году и для поколения детей 1920–30-х годов он был культовым. Однако в середине 1960-х отреставрированный фильм был воспринят совсем по-другому. И причина этому — изменение канонов изображения Гражданской войны. То, что шло на ура в 1930-е, в 1960-е для многих зрителей выглядело нелепым анахронизмом.
Почему фильм о Чапаеве стал вызывать такую юмористическую реакцию? Дело, видимо, в том, что многие советские люди 1960-х годов, причём и работники идеологического фронта, и представители фрондирующей интеллигенции, хотели бы видеть себя не наследниками кровавой и мрачной сталинской эпохи, а прямыми потомками романтических, чистых, неподкупных героев Гражданской войны.
Именно об этом желании говорит лирический герой песни Булата Окуджавы «Сентиментальный марш», написанной в 1957 году: «Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, какое новое сраженье ни покачнуло б шар земной, я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной».
Романтизация Гражданской войны отразилась в большом количестве известных советских фильмов, выпущенных в 1960–70-е годы: «Донская повесть» (1964), «Неуловимые мстители» (1966), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Белое солнце пустыни» (1969), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Бумбараш» (1971).
21 советский фильм, который расскажет детям и подросткам о жизни в СССР
Герои всех этих фильмов как на подбор чисты, горячи и наивны, а их враги иногда благородны и даже не очень страшны (иногда с ними справляются даже подростки). «Чапаев», повторно вышедший на экран в 1963 году, показывал совсем не такого героя — не умного и тонкого романтика, воюющего на Гражданской и одновременно ведущего свою личную маленькую войну, а героя приземленного и простого, который не стыдится своей необразованности и не имеет никакой сложной личной истории.
Характерное для эпохи 1960-х изображение Гражданской войны — это фильм «Белое солнце пустыни», вышедший на экраны в 1969 году. В некотором смысле это антипод «Чапаева». В «Белом солнце» зрителям показывают никому не известный эпизод конца Гражданской войны. Там почти нет военного пафоса, наоборот: героизм персонажей оказывается вынужденным и никому не нужным, почти все их поступки продиктованы личными отношениями, а на первом плане — монолог Сухова, который всё время обращается к своей любимой жене.
Все, кто смотрел фильм, помнят начальника таможни Павла Верещагина, бывшего военного с огромными усами, награжденного двумя георгиевскими крестами, который и выглядит как постаревший Чапаев (у того, отметим, было три георгиевских креста), а для сомневающихся на заднем фоне во время известной сцены застолья с Петрухой показан портрет молодого Верещагина, где сходство с Чапаевым поразительно. Да и сам Петруха в «Белом солнце» очень похож на Петьку из «Чапаева» своей молодостью и недалекостью.
Итак, фильм «Чапаев» (вместе с его героями) плохо вписывался в эстетику романтических 1960-х годов, но зато породил множество анекдотов, построенных по модели «общение двух дураков», где глупы и непонятливы оба, но один всегда оказывается глупее другого.
Анекдоты о Чапаеве и Петьке были очень популярны и не всегда так невинны, как примеры, приведенные вначале. Рекордсменом (по количеству записей) в дневниках 1970-х — первой половины 1980-х годов стал анекдот о Чапаеве именно политического содержания:
— Что пишешь? — спросил Чапаев Петьку.
— Оперу пишу, Василий Иванович.
— О ком же, Петька?
— O вас, Василий Иванович, и ещё об Анке-пулеметчице.
— А про себя почему не пишешь?
— Опер о себе не велел, Василий Иванович.
Чрезвычайная популярность анекдотов о Чапаеве вызвала изрядную обеспокоенность всех служб, которые занимались идеологическим контролем настроений населения. При этом всплеск этих анекдотов совпал по времени с идеологической кампанией против анекдотов и слухов, которая развернулась в 1970-е — начале 1980-х годов.
Как мы уже сказали, в сталинское время рассказ слуха мог быть легко приравнен к преступлению против государственного строя, и мы знаем много примеров этому. В послесталинское время пересказ слуха мог быть квалифицирован как «пустая болтовня»: он считался признаком «политической незрелости», но не злонамеренности.
Однако в 1969 году происходит некоторое изменение повестки: в «Литературной газете» выходит большая статья А. Менделеева про слухи с показательным названием «Козни „мадам молвы“: как возникают слухи», в которой существование слухов внутри СССР объясняется недостаточным доступом советских людей к информации. Этот тезис был для того времени, безусловно, новаторским. Менделеев снимает с советских распространителей слухов стигму врагов, сознательно приносящих вред стране.
Кукуцаполь или Вольфрам: угадайте, какое имя существовало в СССР
Однако второй тезис Менделеева был гораздо более созвучен конспирологическим установкам советской пропаганды. ЦРУ, по словам Менделеева, выискивает эти слухи (часто совершенно невинные), усиливает их и делает оружием в психологической войне против СССР. Снимая ответственность за распространение слухов с простых людей, он однозначно перекладывает эту вину на ЦРУ и перемещает рассказчика из категории «сознательно вредящего» в категорию невольного пособника врага.
В последующее десятилетие выходят десятки книг и статей, включая колонки в двух главных советских изданиях, «Правде» и «Известиях», которые доказывают ту же самую идею: Центральное разведывательное управление США (реже — Израиль) ведёт психологическую войну против стран социалистического блока, а слухи и анекдоты — одно из её главных «орудий».
Согласно таким публикациям, ЦРУ придумывает слухи и даже собирает их через «прослушку» повседневных разговоров советских людей. Собранные врагом слухи затем видоизменяются для «заброски» обратно. Кроме этого, ЦРУ публикует советские анекдоты и создаёт специальные методички, в которых описывается, как лучше использовать слухи для дискредитации Страны Советов.
Слухи, возникающие внутри СССР, теперь можно было объявить результатом тщательной работы западных разведок
Например, в 1978 году, когда по советским городам в очередной раз ходили панические слухи о близкой войне с Китаем, некий райкомовский лектор инструктировал будущих идеологических работников объяснять эти слухи действиями врагов и утверждал, что такие сплетни среди «воспитанников детских садов и учеников младших классов» распространили «вражеские агенты».
В анекдотах о Чапаеве герои Гражданской войны выглядели круглыми идиотами, а героическое советское прошлое — набором нелепых историй
Однажды в 1987 году пятиклассник рассказал свой учительнице анекдот, в котором Чапаев плывёт через реку Урал с тяжелым секретным планом захвата Пентагона, а потом оказывается, что план — это не карта, а чугунок и картошка (на них в фильме командарм любил показывать план сражений). Учительница страшно рассердилась за этот анекдот и, «кривя губы», сказала: «Вот не была бы я учительница, а ты школьник… Так дала бы по морде».
С осквернением героического прошлого надо было бороться. 16 января 1978 года уже упоминавшийся «специалист из обкома» рассказал будущим пропагандистам — конечно, не для увеселения, а для дальнейшего распространения и внедрения в массы, — что «анекдоты про Василия Ивановича распространяет израильская разведка».
Годом раньше, осенью 1977 года, студентам исторического факультета Московского педагогического университета (тогда — «ленинского педа») то же самое сообщил некий лектор с межфакультетской кафедры то ли философии, то ли научного коммунизма на лекции по контрпропаганде: «А вы знаете, что все анекдоты про Василия Ивановича приходят к нам из Израиля?»
5 мифов о советской школе
Важно отметить, что в этом варианте врагом, который придумывает очерняющие СССР анекдоты, становится именно Израиль. Возможно, связано это с тем, что в отношениях СССР с Израилем, которые и так были очень напряженными (в 1967 году дипломатические отношения были разорваны), в 1978 году произошло очередное ухудшение: в частности, был подписан мирный договор между Израилем и Египтом, в результате чего Египет вышел из советской зоны влияния, что вызвало резко негативную реакцию советского руководства.
А возможно, причина в другом: Израиль в данном случае становится метонимией еврея, который, согласно «народным» представлениям, не только виноват во всех «наших» бедах, но ещё и смеётся над ними. Именно этому представлению обязан своим появлением в городской неофициальной культуре образ еврея, который якобы придумал все анекдоты (согласно городскому фольклору 1930–50-х, политические анекдоты сочинял еврей Карл Радек).
Анекдоты про Чапаева и Петьку были чрезвычайно популярны и среди взрослых, и среди детей (что не так часто встречается). Поскольку виновником в распространении антисоветского фольклора считался не подкованный и принципиальный враг, а «простак», который не ведает, что творит, именно школьники стали главным объектом внимания властей в их борьбе против крамольных анекдотов.
В самом конце 1960-х годов в Перми родители услышали от своего семилетнего сына известный и сейчас анекдот: «„Василий Иваныч, в штаб белого привезли!“ — „Отлично, сколько ящиков?“» В ответ родители сделали сыну внушение, объяснив, что такие анекдоты выдумывает ЦРУ, чтобы очернить героя Гражданской войны.
В середине 1970-х годов директор московской школы сделал такое же внушение своим школьникам: «Анекдоты про Василия Ивановича к нам перебрасывают через Берлинскую стену, чтобы подорвать устои». Спустя почти десять лет эта тенденция сохранилась. Примерно в 1983 году в школу к нашему коллеге, тогда школьнику в подмосковном Реутове, приходил лектор из райкома комсомола, который сказал детям: «Вы тут анекдоты про Чапаева и Петьку рассказываете, а их сочиняет ЦРУ, чтобы развалить Советский Союз».
Учителя пытались прекратить хождение анекдотов в школьной среде, убеждая детей, что в Америке было изобретено то ли десять, то ли двадцать вариантов анекдотов о Василии Ивановиче и Петьке, а теперь (то есть в 1983 году) «их уже по СССР ходят сотни». В наставительном рассказе ленинградской учительницы фигурировали целых два американских института, целью которых было создание антисоветских анекдотов. И наконец, тем же самым пугали друг друга и дети, причём даже очень маленькие. Примерно в 1979 году две шестилетние девочки рассказали подружке, что анекдоты про Чапаева и Петьку рассказывать нельзя, потому что «каждый раз, когда мы над ними смеёмся, американские капиталисты получают деньги». Таким образом, перед нами — городская легенда, которую можно было бы озаглавить так: «ЦРУ выдумывает анекдоты, чтобы уничтожить СССР». Сюжет полностью воплощает те идеологические установки, о которых мы говорили выше. Тем не менее, несмотря на свое пропагандистское происхождение, он распространялся так, как распространяются «народные» легенды и слухи — не только представителями некоторых институтов (лекторами из райкома), но и горизонтальным образом.
У легенды про изобретение анекдотов о Чапаеве сотрудниками ЦРУ существовала зеркальная версия, которая рассказывала о некотором скрытом Управлении КГБ, которое специально придумывает анекдоты. В реальности, естественно, никакого такого Управления не было, а слух стал результатом работы фольклорной «теории разума», проекции идеологических установок, якобы принятых «там, у них», на нашу действительность.
Но в зеркальной версии (назовем её «КГБ специально придумывает анекдоты, чтобы отвлечь советских людей от важной проблемы») акценты расставлены по-другому. Если первая легенда конформна, то вторая крайне протестна. Сотрудники советских спецслужб, якобы запуская в «народ» слухи и анекдоты, преследовали при этом какие-то свои цели — внушить страх перед иностранцами, скомпрометировать политических противников, отвлечь внимание от экономических проблем, канализировать общественное недовольство и т. д.
Именно этому секретному Управлению приписывается честь создания бессмертных анекдотов про Василия Ивановича и Петьку для того, чтобы заглушить волну анекдотов о Ленине в канун юбилея вождя в 1970 году. Эту точку зрения разделяли и разделяют до сих пор люди самых разных взглядов — от бывших диссидентов до горячих поклонников КГБ.
В современной повести Олега Нестерова «Небесный Стокгольм» изображена засекреченная группа молодых людей, которая под руководством куратора из КГБ сочиняет смешные, но безобидные анекдоты о советской власти. Как могла бы протекать деятельность такой группы, прекрасно изображено в советском анекдоте:
«Идёт Андропов по Кремлю и слышит: из подвала КГБ доносится смех. Нагнулся к окошку:
— Товарищи, почему смеёмся в рабочее время?
— Ой, Юрий Владимирович, мы сейчас про вас такой анекдот придумали, завтра за него пять лет давать будем!»
Кто сочинял байки про Чапая
Киношный Чапаев для многих слился с реальным персонажем, фото из открытых источников Киношный Чапаев для многих слился с реальным персонажем, фото из открытых источниковНекоторые в СССР, однако, искренне верили, что анекдоты про Василия Ивановича сочиняют исключительно «за бугром» - для того, чтобы осмеять советского героя и попутно подорвать устои страны.
На тот момент власти СССР вообще были обеспокоены распространением любых анекдотов. И пытались бороться с этим явлением всеми возможными способами.
Было проведено целое расследование – как появляются анекдоты про начдива. И они дали интересные результаты. Исследователи из Московского педуниверситета обнародовали такую информацию в конце 1970-х: «сочинением смешных историй занимается «кто-то в Израиле».
Открытие об этом, стоит заметить, было сделано на фоне очередного ухудшения советско-израильских отношений.
Впрочем, другие исследователи всерьёз полагали, что «уши» чапаевских анекдотов растут из недр Центрального разведывательного управления США.
Следующий анекдот
Василий Иванович Чапаев – легендарная историческая личность, герой одноимённого фильма и книги. В 1960-х, много лет спустя после своего печального финала, он неожиданно стал героем передававшихся из уст в уста анекдотов.
В них усатый герой в папахе выглядел весьма недалёким мужчиной, постоянно попадавшим в глупые ситуации. Удивительно, но авторы шуток добились своего: имя Василия Чапаева как в 1980-х, так и сегодня многими воспринимается исключительно с улыбкой.
Как Чапаев спал в печи в отцовской рукавице
На самом деле, в реальной жизни начальника дивизии смешного было мало. Начиная с того, что Василий Иванович появился на свет раньше срока – семимесячным. В условиях глухой деревни родителям было очень сложно выходить наследника. Но они это сделали: маленького Чапаева укладывали его в огромную отцовскую рукавицу и отправляли греться… в печку, остывавшую после недавней топки.
Следующий анекдот
Здравствуйте, дорогие друзья! С детства слышу анекдоты про Василия Ивановича Чапаева. Кто их придумывает? Откуда такая популярность? Не задумывались? А зря.
Давайте попытаемся понять вместе.
Чапаев не сразу стал легендой. Первым о нём заговорил Д. Фурманов, а потом, благодаря кинематографу, Василий Иванович стал очень популярным, ставшим самым знаменитым полководцем Гражданской войны. Кино в то время имело воспитательное значение. Так храбрый солдат стал символом официальной пропаганды.
В фильме правда перемешана с ложью. Народ это почувствовал, так и появились многочисленные анекдоты, возник интерес к Чапаеву, как к простоватому своему парню. В анекдотах преподносились его вымышленные отношения между ординарцем Петькой и пулемётчицей Анкой (первая версия)
Существует и вторая версия: Дело в том, что в кино Чапаева играл актёр Борис Бабочкин, который в последствии стал профессором ВГИКа, так студенты и стали сочинять шутливые истории про своего преподавателя. Оказывается, они побаивались Бабочкина из за крутого характера и за его спиной рассказывали байки про "своего Чапая". Анекдоты эти быстро уходили в народ.
Предлагаю вспомнить некоторые из них:
Прибегает Петька к Чапаеву и кричит:
- Василий Иванович, Анка Интернет в дивизию провела!
- Анку ко мне, а Интернета в расход!
Или вот такой анекдот:
-Василий Иванович, а что такое критика? - спросил Петька
-Критика, это когда ты рядовой боец, а мне можешь сказать всё, что хочешь. - ответил Чапаев.
-А ничего мне за это не будет?
-Конечно, ничего, Петька! Ни коня, ни новой шашки, ни сбруи. совсем ничего!
А ещё мне нравится такая шутка:
-Василий Иванович, новость то какая! Американцы высадились на Луне!
-Ишь, куда мы их загнали!
А сейчас не найдётся в стране ни одного человека, кто не слышал бы анекдоты про прославленного комдива. А вы, дорогие друзья, знаете их? Расскажите самый любимый!
Когда появились первые анекдоты
Начдив с афиши, фото из открытых источников Начдив с афиши, фото из открытых источниковИсследователи утверждают, что первые анекдоты о Чапаеве появились практически сразу после «переиздания» знаменитого фильма братьев Васильевых. Ленту 1934 года отреставрировали и вновь выпустили на экраны спустя тридцать лет. Хотели, как лучше, а получилось, скажем, так себе: герои прошлого смотрелись лубочно, оторвано от реальности и комично. Реакция острословов не заставила себя ждать: первые анекдоты появились уже в 1963-м. Над ними вовсю хохотали в заводских столовых и школьных коридорах
Верующий начдив и ангелы
Чапаев и картошка, фото из открытых источников Чапаев и картошка, фото из открытых источниковНесмотря на «правильный» киношный образ, Василий Чапаев, на самом деле, всю жизнь был глубоко верующим человеком. С крестом он не расставался. И на то были свои причины: в юные годы будущий герой (а тогда – простой плотник) чудесным образом уцелел во время строительства деревянной церквушки.
Работы шли на самом верху будущего здания, когда Василий неожиданно сорвался и полетел с 20-метровой высоты вниз… Удивительно, но приземление оказалось удачным. В деревне про Чапаева тогда говорили, что «его подхватили ангелы». Дело обошлось даже без единой царапины.
Следующий анекдот
Да-да, настоящая фамилия героя - Чепаев. Ее история как раз в духе анекдотов о Василии Ивановиче. Дед комдива - крестьянин-мордвин Степан Гаврилов - на сплаве обычно кричал "Чепай!" (В смысле, цепляй бревна. - Авт.) За это словцо его и прозвали Чепаем. Позже кличка деревенская, по традициям той поры, стала официальной фамилией.
"Отец не был дураком!"
Фамилию сознательно исказил, заменив одну букву, комиссар Фурманов. Чтобы не было претензий к его одноименному роману, написанному после гибели комдива. Дескать, это не документальный очерк, а художественное произведение, поэтому претензий не принимаю.
А претензии были. Ведь Фурманов исказил не только фамилию, но и облик Василия Ивановича. Показал в книге простоватого мужика, партизана, не разбирающегося в линии партии. Потому-де пришлось приставить к анархисту политически подкованного комиссара (как раз Фурманова).
Впрочем, надо признать, именно роман Дмитрия Фурмана (да-да, свою фамилию комиссар тоже изменил!) сделал Чапаева широко известным. Как и самого автора. А снятый в 1934-м по книге фильм братьев Васильевых (на самом деле лишь однофамильцев!) превратил Василия Ивановича в народного героя. "Комсомолка" тогда писала: "Посещаемость кинотеатров в Москве превышает все рекорды. Многие по три-четыре раза смотрят фильм, приводя с собой детей". Эту картину любили миллионы. Особенно - мальчишки. Они азартно играли в Чапая на улице и дома - щелчком сбивая шашки на доске. А когда шли отдавать долг Родине, для поднятия боевого духа им крутили знакомую наизусть ленту.
И только в 5-й артиллерийской дивизии не показывали этот фильм. "Мой отец таким дураком не был! - заявлял командир дивизии, генерал-майор Александр Чапаев. - Он обладал цепкой памятью, блестяще читал карту. И на картошке ему объяснять прописные истины было некому и незачем, рядом с ним сражались такие же фронтовики. Он предпочитал автомобиль лошади, использовал авиацию. И, хотя ловко владел шашкой и любил коня, образ рубаки в бурке - это не он".
И неизвестно, до каких еще высот поднялся бы Василий Иванович, не срази его белоказачьи пули в сентябре 1919 года. Впрочем, он мог погибнуть от расстрельной команды Троцкого. Председатель Реввоенсовета не любил самостоятельного и авторитетного комдива.
"Урал-река, могила твоя глубока!"
Есть версии, что Чапай погиб не так, как это изображено в фильме, книге, песнях. Вплоть до того, что во время нападения белоказаков на штаб красных в Лбищенске попал в плен и был расстрелян. Но власти якобы об этом умолчали, дабы не запятнать биографию героя.
Находились очевидцы, утверждавшие, что Петр Исаев в том бою остался жив. Но позже, на поминках командира, выпил стакан водки и со словами "Прости, Василий Иванович!" выстрелил себе в висок. А вдова Исаева, посмотрев фильм, якобы поверила в киношную версию о любви Петьки и Анки-пулеметчицы и повесилась, не вынеся позора.
Уже там увидели, что папа умер. Оттащили его от воды, руками вырыли могилу. Я ездила туда. Но за это время Урал поменял русло. Над тем местом, где отец похоронен, река течет".
Действительно ли комдива похоронили или он утонул в реке - мы вряд ли уже узнаем.
А в перестройку гуляла версия, что Чапаев - якобы искусственный объект, дело рук мистика и мага Георгия Гурджиева. Герой рассказа Василия Аксенова назовет его воплощением демонов Врутри, Мадху и Мура, вынужденным искупать грехи, став героем анекдотов. Вклад в дело мистификации комдива внес и Пелевин романом "Чапаев и Пустота". А в прошлом году в Питере взялись снимать фильм "Чапаев, Чапаев" с Иваном Охлобыстиным в главной роли. По сценарию Василий Иванович спасется и скроется в Китае. А в Урале вместо него утонет Анка.
Легендарный комдив продолжает жить в легендах. Только вот анекдотов новых про Василия Ивановича, Петьку, Анку и Фурманова что-то не слыхать. А жаль!
Анекдот в тему
Меняются времена, герои приходят и уходят, а народ до сих пор помнит и любит красного командира! Иначе не были б так живучи анекдоты про Василия Иваныча, Петьку и Анку-пулеметчицу (которой, кстати, в реальной жизни не существовало). Вот несколько, на наш взгляд, самых смешных. А вы можете дополнить список, оставив отзыв на kp.ua!
- Василий Иваныч, носки-то у тебя даже грязней моих!
- Так я ж, Петька, и постарше тебя буду.
- Василь Иваныч, водку будешь?
- Наливай, Петька. Тьфу, гадость! Что ж она у тебя такая теплая?!
- Дык 40 градусов!
- Василий Иванович, а что такое гласность?
- Это когда ты, Петька, можешь всем рассказать, что я пьяница и бабник, и ничего тебе не будет! Ни коня нового, ни шашки, ни сапог.
- Василий Иванович, белого привезли!
Негры очень любят советский фильм "Чапаев". Особенно им нравится место: "Вот всех белых перебьем, и настанет счастливая жизнь".
И ещё одна версия…
Чапаев - Бабочкин, фото из открытых источников Чапаев - Бабочкин, фото из открытых источниковСогласно ещё одной версии, придумыванием анекдотов занимались в некоем секретном отделе в Советском Союзе. И с весьма неожиданной целью. Дело в том, что по стране всё чаще начинали гулять смешные истории, главным героем которых был Владимир Ленин. Якобы для того, чтобы «переключить» внимание на другого схожего персонажа, и была создана серия баек про начдива.
Так это или нет, можно гадать. Но, если такой план был, то он сработал. Вскоре про Ильича стали забывать, а Василий Иваныч стал «главным объектом» для острот.
Читайте также: