Песня шутка гаврилина какой жанр

Обновлено: 26.12.2024

Музыка Валерия Гаврилина принадлежит традиции русского фольклора. В годы военного детства на Вологодской земле он слышал плачи-причитания, частушки, лирические песни. Эти интонации воплотились в его вокальной музыке, самое известное сочинение Гаврилина – хоровая симфония-действо «Перезвоны».

Он создавал музыку к фильмам и спектаклям. Телевизионный балет «Анюта» стал настоящим шедевром XX века.

Валерий Александрович Гаврилин

Десятки лет тому назад в Советском Союзе Новый год люди ждали ничуть не меньше, чем сейчас. Все старались нарядить ёлку, поздравить друзей и, конечно, посмотреть по телевизору концерт «Песня года». Это была одна из самых любимых передач. Здесь выступали самые-самые любимые артисты и звучали самые-самые популярные песни….

Следующий анекдот

Музыка Валерия Гаврилина продолжает традиции русского фольклора. В годы военного детства на Вологодской земле он слышал плачи-причитания, частушки, лирические песни. Эти интонации воплотились затем в его вокальных сочинениях, самое известное из которых - хоровая симфония-действо «Перезвоны».

Гаврилин создал музыку ко многим фильмам и спектаклям. Телевизионный балет «Анюта» стал настоящим шедевром XX века.

Ключевые слова

Музыка, фольклор, традиции, балет, симфония-действо, консерватория, кино, песня, хор, ударные инструменты, сюжет, либретто.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, как в творчестве Валерия Гаврилина соединились народная и профессиональная музыка. Научимся исполнять его песни. Сможем познакомиться с героями балета «Анюта».

. Основное содержание урока

«Таланты, откуда вы берётесь? - Из детства. Сочиняю и живу только тем, чем напитался в своём детстве в родном крае» - говорил Валерий Гаврилин.

Композитор родился в 1939 году - незадолго до Великой Отечественной Войны. Позже, уже став взрослым, он вспоминал: «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта». Ему было 2 года, когда их семья тоже получила похоронку – в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец.

Детство Гаврилина прошло в детском доме… Послевоенные годы для многих сирот были нелёгкими: кругом царили горе, разруха…Но полуголодная жизнь, тяжёлая работа не сломила жизнелюбивый характер русских людей. По вечерам играли на деревенских улицах весёлые гармошки, задорные пляски и частушки «под язык», протяжные лирические песни навсегда запали в душу мальчика.

В детском доме был рояль, воспитанники пели в хоре. Благодаря этим занятиям у мальчика появилось желание и самому попробовать сочинять музыку….

Как-то раз к ним в детский дом приехал профессор Иван Михайлович Белоземцев. Он отбирал одарённых детей для обучения в Ленинградской консерватории. Ему указали на парнишку, который пытается сочинять музыку. С этого момента жизнь Валерия изменилась. Его приняли в музыкальную школу при Ленинградской консерватории.

Учился будущий композитор с упоением: он переиграл все сонаты и симфонии Гайдна, Бетховена. Настойчиво штудировал все новинки Шостаковича и Прокофьева, какие только удавалось достать. Старался услышать музыку везде, где это было возможно.

После школы в девятнадцать лет он поступил в Ленинградскую консерваторию. Начал учиться как композитор, много и успешно сочинял, но на 3 курсе неожиданно перешёл на музыковедческий факультет и серьёзно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства.

Это была напряжённая работа не только слуха, но - сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разорённых войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, он впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества. Вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин задумал соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими народными интонациями, мелодиями, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты.

В 1965 году Гаврилин окончил аспирантуру Ленинградской консерватории. Дипломной работой композитора стал вокальный цикл «Русская тетрадь». Так начала воплощаться в жизнь мечта композитора о единстве народной и профессиональной музыки. Сочинение имело огромный успех. Вскоре Валерий Гаврилин стал самым молодым лауреатом Государственной премии имени М. И. Глинки. А музыкальные критики стали называть его «Есениным от музыки».

Русские народные интонации звучат и в самом известном его произведении, которое называется Симфония-действо «Перезвоны». Позднее сам композитор рассказывал: «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией.

Василий Шукшин (1939 – 1999)

Хотя «Перезвоны» и называются симфонией, написаны они не для симфонического оркестра. В исполнении этого произведения участвуют хор, певцы-солисты, всего лишь несколько ударных инструментов и гобой. Важную роль играет художественное слово – отдельная партия поручена чтецу. По сюжету «Перезвоны» - это картина жизни человека, оказавшегося у последней черты. Перед смертью как будто проносится перед ним весь его земной путь с печалями и радостями, людьми и событиями. Здесь есть и картины вечерней природы, и разноголосица ярмарочной толпы, и тихая колыбельная, и покаянная молитва.

Номер, который так и называется «Молитва» - является кульминацией произведения. Её текст составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» и канонических церковных песнопений. Все остальные слова симфонии-действа написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных песен.

Что касается литературной основы, то у «Перезвонов» есть ещё одна особенность. На партитуре автор добавил подзаголовок: «По прочтению Василия Шукшина». Писатель, актер и режиссёр - Василий Шукшин - был ровесником Гаврилина и также глубоко, как и он, чувствовал красоту родной природы, особую правду русской души, искренность характера простых людей.

Гаврилин позднее вспоминал: «. то, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю… Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Сам же композитор также старался быть предельно честным в своих музыкальных интонациях. «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?»…

Музыку Гаврилина поняли и полюбили. За хоровую симфонию-действо «Перезвоны» в 1985 году он был удостоен государственной премии СССР, ему присвоили звание Народного артиста.

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его успех в качестве балетного композитора. Режиссёр Александр Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа Антона Павловича Чехова «Анна на шее». Гаврилин потом говорил об этом не без юмора: «Оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да ещё помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - всё это мне хотелось отразить в музыке».

Главные роли в балете исполнили блистательные танцоры – Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Интересно, что «Анюту» сразу же снимали как телевизионный фильм и лишь потом балет был поставлен как музыкальный спектакль на театральной сцене.

Телебалет «Анюта» имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! А музыкальные фрагменты из этого произведения в переложениях для самых разных инструментов исполняют как прославленные мастера сцены, так и юные музыканты – ученики музыкальных школ.

Следующий анекдот

Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939 г. - 28 января 1999 г.), советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» - эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его «Русской тетради», «Перезвонов», балета «Анюта» - подтверждение тому.

Секрет этого успеха не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. Гаврилин в высшей степени наделён редким, горьким и святым даром истинного художника - способностью чувствовать чужую боль, как свою.

В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня - это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех её проявлениях. Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своём родном крае».

Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников – «подранков», детским садом была война. «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», - скажет он позже, уже взрослым. Когда ему было два года, умер его отец. Погиб на фронте. Вскоре арестовали мать, и Валерия Гаврилина отправили в детский дом, под Вологду.

В 1953 году туда приехал педагог Ленинградской консерватории, доцент И. М. Белоземцев. Ему показали удивительного мальчика, который, не зная ещё толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришёл вызов, и четырнадцатилетний подросток уехал. Его первым учителем музыки была Т. Д. Томашевская. Благодаря её настоятельным просьбам в 1953 году было получено разрешение матери Гаврилина на его обучение в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а затем, с 1958 года, и в самой консерватории. Его приняли в 7 класс специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории.

Первые несколько лет он обучался в классе кларнета, а параллельно шли занятия композицией в классе С. Я. Вольфензона и фортепиано в классе Е. С. Гугель.

Учился Гаврилин с упоением. Вместе со своими сверстниками, Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался услышать музыку, где только возможно.

В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г. в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешёл на музыковедческий факультет и серьёзно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряжённая работа не только слуха, но и сердца, души, ума.

Именно тогда, в этих разорённых войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества - соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, «низкими» жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты.

Гаврилин написал интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества В. Соловьёва-Седого и в 1964 году закончил консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных квартета, симфоническую сюиту «Тараканище», вокальный цикл на стихи В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату «Мы говорили об искусстве», вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошёл в постоянный репертуар многих вокалистов.

С сочинениями Гаврилина познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл «Русская тетрадь». А в конце 1965 года в ДНИ декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор!

Молодого, никому не известного композитора называли «музыкальным Есениным», восторгались его талантом. Кроме столь активной композиторской деятельности с 1965 по 1974 год он занимается педагогической деятельностью в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, ведёт класс композиции.

В 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы «уходит в тень».

Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. композитор приносит сразу 3 крупных произведения: оперу «Повесть о скрипаче Ванюше» (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую «Немецкую тетрадь» на стихи Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на стихи А. Шульгиной «Военные письма». Годом позже появляются вокальный цикл «Вечерок» с подзаголовком «Из альбома старой женщины», третья «Немецкая тетрадь», а затем - вокально-симфонический цикл «Земля» на стихи А. Шульгиной.

В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует своё творческое кредо: «Говорить со слушателем понятным для него языком». Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьёзной, академической. С одной стороны, Гаврилин создаёт эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их.

О песне «Два брата» выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору: «Изумительная вещь! Я второй раз слышу её и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!» Классикой жанра стали песни «Любовь останется», «Сшей мне белое платье, мама» из кинофильма «В день свадьбы», очаровательная «Шутка».

С другой стороны, Гаврилин создаёт произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приёмов современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодёжи, композитор не упрощает «высокие» жанры классической музыки, а создаёт некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал «песенно-симфоническим».

Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим в разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся работу только над четырьмя из них: «После казни прошу» в Ленинградском ТЮЗе, «С любимыми не расставайтесь» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Три мешка сорной пшеницы»» в АБДТ им. М. Горького, «Степан Разин» в театре им. Е. Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых значительных произведений Гаврилина – хоровой симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. «Перезвоны» обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это <<Свадьба>> (1978) и <<Пастух и пастушка» (по прочтении В. Астафьева, 1983 г.) для солистов, хора и инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а также завершённая в 1967 году и впервые исполненная в 1987 году оратория «Скоморохи» (на стихи В. Коростылёва), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре («Вечерок», «Военные письма»).

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в музыке для балета. Режиссёр А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова «Анна на шее». Гаврилин говорит об этом не без юмора: «Оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да ещё помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый писатель. Ранимость, незащищённость, особенная деликатность его героев, трагизм неразделённой любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - всё это мне хотелось отразить в музыке». Телебалет «Анюта» с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 году балет «Анюта» был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве.

Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал телебалет «Дом у дороги» по мотивам поэмы А. Твардовского, поставленный В. Васильевым. В 1986 году Ленинградский театр современного балета под руководством Б. Эйфмана показал балет «Подпоручик Ромашов» по повести А. Куприна «Поединок». В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина.

В марте 1989 года композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому, который уже нашёл своё киновоплощение в новом фильме А. Белинского.

Его музыка всегда несёт доброту и свет, о чём сам композитор сказал так: «Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Уже на ранних этапах творческого пути сложились основные особенности композиторского мышления Гаврилина направленность на демократическую аудиторию, театральность, программность, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям - сочетанию высокого и низкого, озорной шутки и гротеска, банального и трагического, архаического и остросовременного. Свежесть музыки композитора во многом связана с опорой на фольклорные, в том числе «низкие» жанры (частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс). В. Гаврилин, наряду с Г. Свиридовым и Р. Щедриным, был одним из представителей так называемой «новой фольклорной волны»; этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова.

Большую часть жизни В. Гаврилин прожил в северной столице, но его связи с Вологдой никогда не прерывались – он писал музыку для спектаклей Вологодского драмтеатра, участвовал в I областной фольклорной конференции (1968), Международном Сергиевском конгрессе (1992), возглавлял жюри Областного конкурса композиторов-любителей (1981). В Вологде неоднократно проходили авторские концерты Гаврилина, последний - в Воскресенском соборе Кремля в апреле 1997 года.

Скончался композитор 28 января 1999 года.

Сразу после смерти композитора (28 января 1999 года, Санкт- Петербург) постановлением Губернатора Вологодской области была создана Комиссия по наследию В.А. Гаврилина.

Ежегодно в конце января в Вологде проходят Дни памяти Гаврилина. Экспозиции, посвящённые композитору, открыты в филиале Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Литература. Искусство. Век ХХ».

Следующий анекдот

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

«Музыка, рассеянная в природе, - не менее логична и мудра, чем созданная гением человека, ибо живёт по законам природы, им подчиняется непосредственно. А созданное руками человека тем величественнее и живее, чем больше соответствует этим же законам природы. »

Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин (1939 -1999).

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» - эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель - профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Гаврилин хорошо знал и любил не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они - деревенские, рабочие, курсанты, актёры, инженеры, дворники… - все помогают мне жить и быть человеком».

Своё творчество композитор адресовал массовому слушателю, однако никогда не приспосабливался к нему. В одном из интервью он сказал, что главная задача для него - «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь же к слушателю виделся ему через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово.

В музыке Гаврилина свободно сочетаются различные интонационные пласты - крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаические мотивы плача, причета, речевые интонации. В песенных мелодиях могут появиться шёпот, говорок, рыдания, выкрики. Такая выразительная, естественная музыкальная речь даёт возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер. Это идёт от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского. С ними Гаврилина сближает ещё одно качество - театральность, зримость музыки. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своём сочинении, как он сам говорил, «небольшое представленьице». Герои таких «представленьиц» - обыкновенные скромные люди с нелёгкой, подчас трагической судьбой. К ним композитор относится с сочувствием, состраданием, едко высмеивая и обличая бездуховность, тупое самодовольство «сильных мира сего». Его творческая позиция близка таким писателям, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. Подобно им, композитор в гуще народной жизни находит сильные, цельные характеры, призывает творить добро, любить красоту, открывать её и в повседневной жизни, и в душах человеческих.

Успех и признание пришли к Гаврилину в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Произведением на уровне большой классической музыки назвал этот цикл Дмитрий Шостакович.

Содержание цикла - это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий. Тем не менее, во всех номерах цикла ощущается глубинная внутренняя связь с народно-песенными истоками. Это проявляется и в ладогармоническом языке, и в метроритмическом строении, и прежде всего в самих мелодиях песен. Они пронизаны народными песенно-речевыми интонациями, которые свободно «растворяются» в напевах, а их выразительность предельно усиливается, даже драматизируется. Такова, например, мелодия второй песни («Страдальная»). В ней воспроизведён пронзительно звучащий частушечный выкрик, но в более широком диапазоне - со скачком на увеличенную кварту через октаву (ундециму).

Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» он написал две «Немецкие тетради» на стихи Гейне для мужского голоса и фортепиано, циклы «Времена года» для женского голоса и фортепиано на стихи Есенина и народные слова, «Вечерок» для женского голоса и фортепиано на слова разных поэтов.

Но композитор, как говорилось, работал и в других жанрах. Знакомство с песнями «бардов» вдохновило его на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи поэтессы А. Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня). Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального ансамбля.

Гаврилин создавал и музыкально-сценические произведения. Это были оперы («Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»), балеты («Анюта», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»), музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы. Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссёр Александр Белинский, задумавший ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею совершенно очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль. Вальс стал в нём главным, скрепляющим всю композицию балета номером.

Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», - крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные петь наизусть, передвигаться по сцене, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления. К этому жанру относятся такие крупные сочинения, как «Скоморохи» и «Перезвоны».

Симфония русской души

Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

«По моему замыслу, - говорил композитор, - сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. »

«Перезвоны» - вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.

В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» - произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной культуре событием первостепенной важности.

Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых переполнено столь многими смысловыми обертонами и историческими ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные в сочинении звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы, вершины русской художественной и публицистической литературы, русского искусства. И привлекают они, прежде всего, своей ёмкой символикой, ибо это – звучащие быт и Бытие, измеренное время, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль Птицы-Тройки, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.

«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы единым «взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера - «Весело на душе» и «Дорога» - подобны потемневшему переплёту или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь ещё царствует хаос мироздания. Отдельная человеческая жизнь ещё не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены её пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется дорога.

Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».

«Перезвоны» - одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.

Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» - это эпическая песенная хоровая симфония.

Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.

«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».

Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать истинно гражданскую натуру композитора. Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство, они и темой творческих изысканий независимо друг от друга избрали постижение «тайны национального» (Белинский), осмысление русского характера.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»

Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Звуки музыки

«Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

«Дудочка» - меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», - пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ - Дудочку В. Гаврилина - бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.

«Посиделки» - выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

«Ти-ри-ри» - изящная звукопись.

«Вечерняя музыка» - песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?

«Воскресенье» - наполнено колокольными звонами.

«Ночью» - беседа матери с сыном.

«Страшенная баба» - злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы.

По-видимому, отнюдь не случайно здесь возникают отчётливые аллюзии «Полёта валькирий» Вагнера.

«Молитва» - является смысловой кульминацией всего произведения - торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

«Зачем печалишься, душа моя. » Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного. »

На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».

«Матка-река» - полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов).

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

Свиридов говорил о «Перезвонах»: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительна. Органическое, сыновнее чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это – подлинно. Это написано кровью сердца - живая, современная музыка глубоко народного склада и, самое главное, современного мироощущения, рождённая здесь, на наших просторах».

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

Вопросы:

  1. Каковы истоки творчества В. Гаврилина?
  2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?
  3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?
  4. Согласны ли вы с тем, что В. Гаврилина называют «русским Шубертом»? Аргументируйте.
  5. Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны»:
Весело на душе, mp3;
Вечерняя музыка , mp3;
Дудочка , mp3;
Молитва , mp3;
Посиделки , mp3;
Ти-ри-ри , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: