О шутках в исламе
Обновлено: 04.11.2024
Ислам запрещает греховные речи, которые могут привести вред людям. Также ислам запрещает чрезмерность в шутках и смехе. Люди не всегда думают дважды перед тем, как произнести что-либо. Мы часто забываем, что каждое наше слово записывается и будет предъявлено нам в День суда.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и день суда, должен говорить благое или молчать».
Греховная речь может проявляться в разнообразных формах. Наиболее распространенной формой которой является сплетни. Сплетни бывают двух видов: злословие, что значит негативно отзываться о человеке, которого нет рядом, даже если это правда. Второй вид – клевета, что означает наговаривать о человеке, которого нет рядом. Это включает в себя подозрения без доказательств и поиск недостатков в других людях.
Аллах запретил все вышеуказанное в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-то из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49: 12).
Эти грехи, порождаемые нашим языком, к которым мы часто относимся легкомысленно, на самом деле являются причиной многих бед. Они становятся препятствием к единству. Если мы постоянно думаем негативно о ком-то, ищем в нем изъяны и распространяем сплетни, как мы можем стремиться к единству, дружбе и пониманию?
В человеческой природе заложено стремление к радости и веселью, смеху. Ислам не запрещает этого, не требует от нас строгости и серьезности на протяжении всего времени. Он не запрещает смех и юмор. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.
Тем не менее, ислам – религия умеренности, и существуют определенные рамки относительно смеха. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.
Также Он (мир ему) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали».
Умеренность важна во всем, и в юморе тоже. Кроме того, важно понимать, что есть уместное для этого время, а есть моменты, когда необходима серьезность, а шутки неуместны. Причиной подобного предписания является то, что излишний смех заставляет людей воспринимать жизнь несерьезно, и они начинают видеть смешное даже в ненужных вещах. Такие люди настолько привыкают к забавам, что становятся не в состоянии воспринимать речь других людей всерьез и делают насмешки из всего, что их окружает. Вот что значит излишний смех притупляет сердце.
Поэтому верующий должен четко осознавать, что жизнь серьезна, есть вещи с которыми нельзя шутить и смеяться и есть время, когда смех и шутки уместны и когда нет.
Ислам также запрещает насмешки и издевательства, ибо от них исходит вред. Относительно насмешек Всевышний говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49: 11).
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, перед людьми, издевающимися над другими, откроют врата Рая и скажут одному из них: «Иди сюда»; и когда он подойдёт со своей тревогой и печалью, закроют их перед ним. Потом откроют другие врата и позовут: «Спеши сюда»; но когда он снова подойдёт со своею печалью и тревогой, вновь закроют их перед ним. И будут так делать всякий раз, до тех пор, пока человек не откажется идти к открытым вратам, куда его вновь позовут словами: «Иди сюда».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей».
Наконец, запрещено всячески шутить о святом – об Аллахе, его посланнике и обо всем, что касается ислама. Такие шутки могут выводить человека из ислама и рассматриваться как куфр.
Ислам предписывает совершенный баланс между действиями, переход за границы которого, безусловно, принесет вред. Обладать чувством юмора, улыбаться и смеяться в дозволенной форме является сунной посланника Аллаха (мир ему), но смех, переходящий границы, насмешки, издевательства, причинение вреда с целью посмеяться запрещены нашей религией.
Следующий анекдот
Шутки и смех — неотъемлемая часть нашей жизни, без которых она была бы не такой приятной и радостной. Умение шутить - качество, которым наделил Всевышний людей для украшения их жизни и поднятия настроения.
Религия Ислам настроена на позитивное и благое, а наш Пророк (мир ему) отличался тем, что часто улыбался и радовал людей. Верующим предписано распространять любовь и укреплять отношения между друг другом, одним из способов которого как раз является юмор.
Но часто, желая показать свое чувство юмора, люди заходят слишком далеко и переходят границы. Ислам, будучи религией всеобъемлющей, предоставляет правила поведения и в этом аспекте.
О чем никогда нельзя шутить в Исламе?
1. Никогда и ни при каких условиях нельзя смеяться над каким-либо элементом религии.
В Коране сказано:
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура "ат-Тауба", аят 65-66).
Аллах Всевышний, Его пророк (мир ему), другие пророки и сподвижники, Коран, намаз, религиозные обязательства, Сунна — темы из этого разряда являются сакральными в религии, и верующий не имеет права и не посмеет насмехаться на подобные.
Каждый элемент религии, предписания Всевышнего - это то, к чему верующий относится с искренним трепетом и любовью, и не проявит неуважения посредством высмеивания с целью позабавить людей.
"Всевышний Аллах гневается на три вида сна и три вида смеха"
2. О том, что не соответствует действительности.
В хадисе Пророка (мир ему) сказано:
«Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было» (Ахмад).
Пророк Мухаммад (мир ему) даже когда шутил, говорил правду. Не имеет смысла врать и впадать в грех для того, чтобы повеселить народ.
3. Шутка не должна пугать.
«Запрещено мусульманину пугать мусульманина» (Абу Дауд).
В корне такой шутки и розыгрыша заключено недоброе намерение испугать человека, что противоречит самой идеи безобидного юмора в Исламе.
4. Шутка не должна быть обидной.
От верующего должны исходить только благое, шутка не должна противоречить правилам этики: обижать чувства и достоинства других людей. В человеке могут быть слабые стороны, которые могут стать объектом насмешек, но Аллах Всевышний запретил подобное:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура "аль-Худжурат", аят 11).
Нельзя шутить над внешностью, физическими особенностями, чувствами, высказывая свое превосходство и обесценивая других. Естественно, какие-то трагические события, беды по правилам этики просто не являются темой для шуток.
«Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь» (Муслим).
Даже шутя мусульманин должен проявлять смиренность и скромность. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится, что человек может сам пострадать от того, что высмеивал в ком-то из людей.
Нельзя шутить на пошлые, интимные темы. Это также не соответствует духу Ислама.
Нельзя злословить и сплетничать даже в форме шутки. Намерением такого человека становится не желание повеселить, а скорее высмеять и причинить вред. Такая шутка не имеет места в Исламе.
Религия установила для нас рамки дозволенного и запретного во всем, даже в юморе. Шутки должны быть добрыми, поднимать настроение обеим сторонам, не обижать чувства других людей. Тогда юмор уместен и становится возрождение сунны Пророка (мир ему), так как дарит радость людям, в противном случае — не имеет ничего общего с Исламом, так как приводит к неуважению и потере достоинства.
Следующий анекдот
Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и этику юмора и шуток мусульман. Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется, исчезает хмурость с его лица. Следует придерживаться следующих этических норм.
1. Даже при самой острой шутке не следует смеяться громко, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг – это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) не смеялся, а только улыбался» .
2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаха!», Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду». Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.
Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.
3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные невозможные ситуации.
В хадисе говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и еще раз горе!» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).
4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с царем, с человеком, который не понимает шуток и обижается на шутки, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость – признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Коране восхваляется дочь пророка Шуайба из-за ее стыдливости.
5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и мысли другого человека.
Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаха, Его Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), Коран и хадисы.
В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех для человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь» .
6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьезностью так много, чтобы тебя могут прозвать шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьез, другие тоже станут подшучивать над ним. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) запретил шутить слишком много. Он сказал: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками». То есть Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) не сказал, чтобы мы постоянно шутили. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Коран одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Еще один мудрец говорит: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападет на тебя».
7. Нарушением этики Ислама считается направление оружия в шутку на брата по вере, наезд на него на машине. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадет в огненную яму» (Аль-Бухари, Муслим).
О некоторых шутках Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)
1. Однажды Умму Айман пришла к Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и сказала, что ее супруг приглашает его в гости. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» Она ответила: «У моего мужа в глазу никакой белизны нет». «Да, есть же» - настоял на своем Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). «Именем Аллаха клянусь, что нет» - сказала женщина. Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны (т. е. белая часть вокруг зрачка)».
2. Один мужчина попросил Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя на детеныше верблюда» – ответил Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). «Как я могу покататься на детеныше верблюда, он же не сможет нести меня на себе» – сказал человек. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) продолжил: «Каждый верблюд – детеныш другого верблюда».
3. Однажды старая женщина посетила Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и попросила его прочитать за нее мольбу, чтобы Аллах направил ее в Рай. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». И старушка начала плакать. Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) добавил: «Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой».
4. Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили для продажи какие-нибудь сладкие фрукты, которых здесь не продавали раньше, он покупал их в долг, преподносил Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и говорил ему: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), я дарю это вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и говорил: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), оплати его долг». Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорил: «Разве ты не подарил их мне!» Тогда Нуайм говорил: «О Посланник Аллаха м, клянусь Аллахом, у меня на руках не бывает денег, чтобы заплатить за них, но я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал и съел». Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) улыбался и отдавал продавцу цену за продукты.
5. Захак бин Суфьян был человеком некрасивым и маленького роста. Когда он договаривался с Пророком (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) о принятии Ислама, он сказал: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), у меня две жены, румяные, красивые, чем вот эта (указывая на жену Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) Аишу), если ты пожелаешь, я разведусь с одной из них и выдам ее замуж за тебя». Это было до ниспослания аята о парандже, и в это время Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» Тогда он ответил: «Конечно же, я, я красивее и достойнее их!» Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) улыбнулся над остроумным вопросом своей жены Аиши и над ответом Захака бин Суфьяна, который был в действительности некрасивой внешности.
Дорогие братья по вере, как у каждой вещи и действия, так и у юмора и шуток бывают свои границы и порядок. Поэтому в Шариате не одобряется слишком увлекаться шутками. От обилия шуток люди много смеются, а чрезмерный смех опустошает душу, отвлекает от поминания Аллаха и мыслей о потустороннем мире, унижает достоинство и переходит границы приличия, иногда вызывает чувство зависти у других.
Дай Аллах нам силу соблюдать границы приличия в юморе и в шутках. Аминь!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Следующий анекдот
Шутки в Исламе дозволены и оговорены условия для них. Наш Пророк (мир ему и благословение!) тоже шутил, радовался жизни. Воспоминания сподвижников рисуют нам жизнерадостный и оптимистичный образ Пророка (мир ему и благословение!), полный и радости.
Как рассказывают асхабы, он часто шутил со своей семьёй, смеялся над проказами, которые устраивали его домочадцы. Однако шутки Пророка (мир ему и благословение!) были очень тонкими и чуткими, он шутил так, чтобы ни в чём не обидеть человека. Религия учит нас тому, как может шутить мусульманин и что недостойно уст мусульманина:
«Я люблю шутить, но всегда говорю только правду».
«Недозволено мусульманину пугать кого-либо из своих братьев, даже в шутку».
«Не спорь со своими братьями и никогда не шути, насмехаясь или с издевкой».
«Горестно за того, кто говорит ложь, чтобы рассмешить кого-либо».
«Не станет праведным мумином тот, кто будет говорить ложь, даже если и ради шутки, и кто не прекратит спорить с другим братом, даже если и прав будет в своих словах».
«Никогда не говорите лжи, даже ради шутки».
Этих наставлений любимого Пророка (мир ему и благословение!) нам достаточно, и если в своих шутках мы будем помнить об этом, знать меру и шутить с единственным намерением – поднять настроение другим мусульманам, приободрить близких, разрядить обстановку, то за это мы можем получить вознаграждение, ведь это сунна!
Думаю, никто не будет отрицать, что юмор является мощнейшим коммуникативным средством, которым можно или полностью завоевать расположение собеседника, или настроить его против себя так, что восстановить нормальные отношения будет весьма проблематично. Не секрет, что юмористические шоу весьма популярны как в нашей стране, так и за рубежом. И это именно благодаря тому, что люди с чувством юмора намного легче находят подход к совершенно разной аудитории.
Так, в США весьма популярно шоу «Allah made me funny» (русск. «Аллах сделал меня смешным»). Это первое развлекательное и, как говорят критики, общественно полезное шоу, которое с удовольствием смотрят люди самых разных религиозных убеждений. «Официальное мусульманское комедийное турне» с таким названием, своей оригинальностью и небанальностью сатиры и юмора уже покорило множество стран и городов. Его авторы и создатели – американские комики Проповедник Мосс, Мухаммад Амир и Азхар Усман.
«Концепция программы заключается в том, чтобы показать масштабную, популярную, эффектную и уместную комедию с «исламским уклоном», которая была бы одновременно межкультурной. «Мы хотим создать некую общую площадку, на которой как мусульмане, так и немусульмане могли бы почувствовать себя нужными и защищёнными в едином пространстве, где посредством юмора излечиваются предрассудки, нетерпимость и другие социальные язвы, существовавшие до и после терактов 11 сентября», – говорит Проповедник Мосс.
«Аллах сделал меня смешным» уже вышла на международный уровень. Не так давно группа была хэд-лайнером первого в мире Фестиваля мусульманской комедии в местном камеди-клубе «Юк-Юк».
Между тем, как говорит Мосс, «проект предполагает, что люди приходят на наши представления не только ради развлечения, но и для того, чтобы узнать правду о жизни со времени 11 сентября и до этих событий. Для того чтобы «выйти из тени», открыться и начать укреплять узы дружбы, требуется определённое мужество. Мы наводим эти мосты посредством юмора и взаимопонимания, чтобы это путешествие было лёгким и приятным для всех нас».
Представляя своим «комедийным составом» уникальное разнообразие исламской религии, равно как и разнообразие населяющих США народов, Азхар Усман, Проповедник Мосс и Мухаммад Амир, восходящие звёзды юмор-индустрии, оставили свои гордость и эгоизм для того, чтобы показать миру такое сотрудничество, которое редко можно увидеть среди деятелей подобного жанра. В своём стремлении организовать это уникальное шоу, они создали «проект, построенный не на соперничестве, но на равноправном сотрудничестве».
Другая знаменитость – Баба Али (Baba Ali) из компании «Умма Филмс» (Ummah Films) стал первой в Интернете мусульманской знаменитостью мирового масштаба, остроумные видеоблоги которого сделали его известным среди миллионов людей во всём мире.
На видео молодой американский мусульманин взволнованно и комично рассказывает в веб-камеру об аномалиях и превратностях жизни мусульман на Западе. Его видео переведены на различные языки, в том числе русский, французский, индонезийский, немецкий, голландский.
Мусульмане шутят интересно, юмор тонкий, обязательно имеющий какой-нибудь исламский контекст или намёк, не оскорбительный, в рамках дозволенного, а иногда вообще канонически сверенный.
Например, в месяце Рамадан некоторые мусульмане умудрились перефразировать известные детские стихи:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Ураза.
Тот же, но только в другом варианте:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Иншаллах!
Ещё одна забавная шутка:
У имама спросили:
– Можно ли держать пост в начале месяца Рамазан несколько дней, в середине и в конце несколько дней?
Он ответил:
– Конечно, можно! В начале месяца 10 дней, в середине 10 дней и в конце 10 дней!
Но самый интересный слоган, который имеет шутливый контекст и достаточно популярен в социальных сетях, звучит так:
Не пить, не есть, не злиться!
Любить, дружить, молиться!
А вот остроумная шутка, на мой взгляд, очень интересная:
Сын: «Пап, я скучаю по Рамадану, как ты думаешь, он тоже по нас скучает?»
Папа: «Конечно, дорогой, именно поэтому каждый год он приходит на 10 дней раньше».
Конечно, в социальный сетях шутят не только про Рамазан и уразу. К примеру, вот о том, как девушка вышла замуж за парня:
– И что ты только в нём нашла?
– Пять столпов Ислама, шесть столпов имана, стремление к ихсану!
Конечно, чувство юмора мусульманам не чуждо, оно не было чуждо и Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение!), поэтому хочется сказать: шутите, но только в рамках дозволенного, ведь было же велено Пророком (мир ему и благословение!) о том, чтобы от часа к часу наше сердце отдыхало…
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Читайте также: