Как звучит голос флейты в шутке
Обновлено: 04.11.2024
Цель: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.
Проблема: Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента флейты?
Планируемые результаты:
предметные: научатся определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни в удобном диапазоне;
метапредметные: регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы;
личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, чувство сопричастности к культуре
своего народ а
Ресурсный материал: фонозаписи - русский народный наигрыш «Полянка», «Былинный наигрыш» Д. Локшина, оркестровая сюита № 2 «Шутка» И.-С. Баха, «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика», тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», фрагмент 1 -й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами и нашей Музой пойдем в концертный зал слушать музыку и увидим настоящих музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
- С некоторыми музыкальными инструментами вы уже знакомы, с другими вам предстоит сегодня познакомиться, увидеть их и услышать, как они звучат. Ведь тема нашего урока - «Музыкальные инструменты».
III. Работа по теме урока.
1. Просмотр слайдов. Работа с учебником (с. 28).
Вы бывали в концертном зале?
Посмотрите, как выглядит концертный зал нашего города. (Показ иллюстрации концертного зала) Красиво?
Как узнать о концерте? (Художник рисует афишу.)
Но пока мы еще не вошли в концертный зал, я хочу вам напомнить о правилах поведения.
Концертный зал - учреждение культуры. Одежда должна быть особой, нарядной. В концертный зал надо приходить заблаговременно. Проходить к своему месту следует лицом к сидящим в ряду зрителям. Понятно, что в зале нельзя ничего есть, шуршать фантиками, разговаривать во время звучания музыки. Восприятию концерта способствует тишина в зале - только тогда можно наслаждаться музыкой, которую исполняют для нас музыканты.
Необходимо соблюдать эти правила, оказавшись в концертном зале. .
Откройте учебник. Вот мы уже й в концертном зале. Посмотрите, как много ребят пришли послушать музыку. Кто мы теперь в концертном зале? (Слушатели.)
- Сядьте поудобнее, скоро начнется концерт. Интересно, на каких музыкальных инструментах будут играть музыканты? В концерте участвует Муза.
2. Слушание музыкальных произведений.
- В программе написано, что первым прозвучит уже знакомое вам произведение, но какое - не скажу, отгадайте сами.
Звучит русский народный наигрыш «Полянка»,
Узнали музыку? («Полянка».)
Какой музыкальный инструмент прозвучал? (Свирель.)
Почему он так называется? (Звуку свирели свистящий.)
Как извлекается звук из свирели? (Нужно в нее дуть.)
Дуновение. А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется один музыкальный инструмент. Познакомьтесь, флейта! Действительно, для того чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели. Флейта - это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у нее появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков.
О происхождении флейты сложены легенды. Вот одна из них: «Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана».
- В руках Музы флейта, она хочет, чтобы мы послушали, как звучит этот инструмент.
Звучит «Шутка» И.-С. Баха.
- Как звучит этот инструмент? (Радостно, оживленно, игриво.)
Какое настроение передает звучание флейты: серьезное, тяжелое или беззаботное, шутливое? (Шутливое.)
Произведение, которое вы прослушали, так и называется -«Шутка». Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который жил более трехсот лет назад. (Показывает портрет композитора.)
Люблю волшебной флейты звуки И слушаю их нежный перелив, Склонивши голову и руки, В груди дыхание затаив. Звучит «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».
- Как звучала мелодия флейты в этом произведении?
(Грустно, печально, нежно.)
У нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристоф Глюк. (Показывает портрет композитора.) Называется она «Мелодия».
Композиторы И. Бах и К. Глюк жили очень давно, а мы и сейчас слушаем их музыку, и она нам очень нравится. Ведь хорошая музыка - на века. Она будет звучать и через сотни лет.
Но флейта может не только выражать разные чувства, но и изображать их. Послушайте, кого может изобразить звучание флейты.
Звучит тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
Кого изобразило звучание флейты? (Птичку.)
Что птичка делает? (Летает.) Посмотрите, она залетела на страницу учебника.
Как флейте удалось изобразить летающую птичку? (Звучала мелодия быстро, легко, весело.)
Сейчас вы услышите уже знакомый вам инструмент, угадайте какой.
Звучат «Былинные наигрыши» Д. Локшина.
Какой музыкальный инструмент прозвучал? (Гусли.)
Какой былинный герой играл на гуслях? (Садко.)
Как он извлекал звук гуслей? (Бряцая по струнам или защипывая их пальцами.)
Посмотрите на Музу, какой большой инструмент в ее руках. Кто знает, как он называется? (Арфа.) Как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. Этот инструмент появился в Древнем Египте. На арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В Европу её привезли древние восточные купцы. Этот необычный инструмент с нежным голосом понравился жителям европейских стран. Древнерусские певцы-сказатели исполняли свои песни под звон гуслей, которые иногда называют лежачей или горизонтальной арфой. Арфе своим существованием обязаны сотни различных музыкальных инструментов. В их числе гитара и гусли, мандолина и бандура, скрипка и рояль.
Звучит фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.
Как звучит этот инструмент?
Какое настроение нам передало звучание арфы?
Интересно, а кого может изобразить звучание арфы? Послушайте.
Звучит «Кукушка» Л. К. Дакена.
Кого мы слышим в звучании арфы? (Кукушку.) Почему вы так думаете?
Как арфе удалось изобразить пение кукушки?
На нашем концерте прозвучало много инструментов: свирель, гусли, флейта и арфа. Подумайте и скажите, какие из этих инструментов являются родственными? (Свирель - флейта, гусли-арфа.)
Почему вы так считаете? (Похожи внешне, одинаково извлекается звук.)
3. Вокально-хоровая работа.
Разучивание литовской народной песни «Дудочка».
IV. Итог урока.
С какими музыкальными инструментами мы с вами познакомились? (Флейта и арфа.)
Какие музыкальные инструменты являются родственными для флейты и арфы? (Свирель и гусли.)
Музыка каких композиторов прозвучала сегодня в концерте?
Назовите понравившиеся вам произведения.
Домашнее задание: составить презентацию (два слайда) о музыкальном инструменте (флейта, арфа, свирель и гусли), подобрать картины, на которых изображены музыканты, играющие на этом инструменте.
Следующий анекдот
Музыкальный инструмент: Флейта
Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение - заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.
Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук флейты
Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.
Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.
Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.
Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.
Фото
Интересные факты
- Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
- Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
- Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.
- Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
- Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
- Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба .
- Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет.
- Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.
- Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
- На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка, и многие другие.
- Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт - 72 шт.
- Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
- Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
- По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.
Популярные произведения для флейты
Конструкция флейты
Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.
Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.
Средний вес флейты – 600 грамм.
Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.
Разновидности флейты
Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.
Флейта-пикколо - среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.
Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.
Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы
Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d'Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.
Применение и репертуар
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.
А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя , К.В. Глюка, И. Гайдна , В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена . Очаровательная «Мелодия» - популярнейшее соло в опере « Орфей и Эвридика » продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях В.А. Моцарта . Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».
Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .
В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.
Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You've Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».
Приемы игры
При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:
Мультифоники — одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones - негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle - реактивный свист.
Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.
История флейты
История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения - многочисленные напевы и мелодии.
Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.
Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.
Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.
Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Флейта
Следующий анекдот
Цели: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; закрепление музыкально-слуховых представлений детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки; развитие умения проводить интонационно-образный анализ музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкальной культуры учащихся; воспитание исполнительской и слушательской культуры детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
2. Оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные
1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.
2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.
3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.
Коммуникативные
1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.
2. Вступать в речевое общение.
Планируемые результаты:
1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.
1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;
2) осуществлять самоконтроль;
3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;
4) возможность развивать на уроке творческие способности.
1. Основные: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация, музыкальный материал – И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс».
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.
Дети слушают учителя.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?
– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.
– Что у него получилось?
– Да, ребята, он издавал звук, ритм.
– Какие музыкальные инструменты вы знаете?
– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! ( Слайд 1 )
Дети слушают рассказ учителя.
Ответы детей (Звук, ритм).
III. Решение проблемы. Первичное закрепление
– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?
– Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.
Учитель обращает внимание детей на изображение флейты ( Слайд 2 )
– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля. Слайд 3 ) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.
– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. ( Слайд 4 )
Звучит: И. С. Бах «Шутка»
– Ребята, ч то исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?
– Правильно, флейта ведет мелодию.
– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?
– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.
Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).
Дети слушают учителя.
Дети изучают изображение флейты.
Дети внимательно слушают рассказ о происхождении флейты.
Слушание И. С. Баха «Шутка».
Ответы детей (Мелодию).
Дети слушают учителя.
Дети слушают учителя.
IV. Динамическая пауза
– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стулье в, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.
– Молодцы. Садитесь, пожалуйста.
Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.
V . Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону)
– Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора ( Слайд 5 ). Можно ли представить музыку, которую они играют?
– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди .
– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?
– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? ( Слайд 6 )
– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?
– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.
– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.
– Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского ( Слайд 7 )
Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский
– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?
– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.
– Менялась ли динамика?
– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?
– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини ( Слайд 8 )
– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.
– Сейчас мы с вами послушаем виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприс».
Звучит «Каприс» Н. Паганини
– Ребята, как звучит эта музыка?
– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.
– С каким природным явлением вы её можете сравнить?
– А сейчас я предлагаю вам послушать выступление Ноем. Она исполнит нам произведение на скрипке. Поддержите аплодисментами, пожалуйста.
– Ноем, что ты нам исполнишь?
– Хорошо, прошу, начинай.
Слушание исполнение на скрипке Ноем Тавакалян ( Слайд 9 )
Следующий анекдот
Цель: расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; научить различать звучание скрипки и флейты.
Задачи: закрепить музыкально-слуховые представления детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; в процессе слушания музыки развивать тембровый слух; уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать музыкальную культуру учащихся; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру детей.
Методы : словесный (беседа, рассказ), метод пластической импровизации, наглядно-зрительный.
Музыкальный материал : И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»
Наглядный материал : изображение флейты, скрипки; репродукции картин «Пан» Врубеля, «Мальчик – флейтист» Лейстера, «Музыкантши» неизвестного автора.
У : Здравствуйте, ребята!
Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель» (по гамме в пределах квинты);
Проверка домашнего задания.
У: Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Музыкальные инструменты».
Ученики записывают в тетрадь.
У: Как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?
У: Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.
У: Что, ребята у него получилось?
У: Он издавал звук, ритм.
У: Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?
У: А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! К какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?
У: Духовые, так как в неё дуют
У: Флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» - дуновение.
Учитель обращает внимание детей на изображение флейты.
У: Знаете ли вы историю происхождения флейты?
У: О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира. Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. Можно вообразить себя юными исполнителями и поиграть на флейте.
Звучит: И. С. Бах «Шутка», дети изображают игру на флейте.
У: Что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?
У: Флейта ведет мелодию.
У: Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?
У :Тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.
У: Ребята, я смотрю вы немного засиделись. Давайте проведем с вами физическую минутку.
Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит физическую минутку.
У: Давайте посмотрим на картины «Мальчик – флейтист» Лейстера и «Музыкантши» неизвестного автора. Вглядитесь в картины. Можно ли представить музыку, которую они играют?
У: Можно, потому что изображены играющие люди .
У: Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?
Учитель обращает внимание детей на изображение скрипки.
У: К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка?
У : Струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?
У : Профессиональным, потому что входят в состав симфонического оркестра
Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.
У: Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем "Мелодию" П. И. Чайковского.
Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский
У: Как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала? Менялась ли динамика? С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?
У: Нежно, волнующе, изящно.
Скрипка – русское название инструмента, а родина её - Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини.
Учитель обращает внимание детей на портрет композитора.
Слушая Паганини люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Но было у него и много недоброжелателей, завистников. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу; и поскольку колдовство это творилось с помощью небольшого инструмента и тонкого смычка, которые никогда прежде не обладали таким могуществом, разгоряченное воображение народа расшило ткань событий и воспоминаний необычайными узорами. О нем ходили легенды , верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.
У: Давайте послушаем виртуозную скрипичную пьесу Н. Паганини «Каприс» , и сыграем ее на скрипках все вместе.
Звучит "Каприс" Н. Паганини. Дети изображают игру на скрипке.
У: Как звучит эта музыка? С каким природным явлением ее можно сравнить?
У: Музыка звучала энергично, изящно, выразительно.
Подведение итогов:
У: Итак, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? К какой группе инструментов относится скрипка, флейта? С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
У: Разучим норвежскую народную песню «Волшебный смычок».
(учитель играет песню, поет, затем разучивает с детьми первый куплет)
Читайте также: