И в шутку и всерьез 2 класс литературное чтение
Обновлено: 04.11.2024
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013
Цели: обобщить знания по разделу.
Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.
Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.
Научимся обобщать полученную информацию.
Сможем охарактеризовать героев произведений.
Основное содержание урока
Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:
Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.
Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.
Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.
В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.
Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.
В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.
Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:
- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!
- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.
- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.
- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.
- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.
Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!
Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.
Тема проекта: ______________________________
Описание и иллюстрация:
Разбор типового тренировочного задания
Подберите правильные названия произведений к картинкам
Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»
Правильный ответ:
«Что красивей всего»
«Тайное становится явным»
Контрольное задание, 1 вариант:
Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
Правильный ответ:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности.
Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос.
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах.
Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди.
Следующий анекдот
Класс: 2 в ФИО методиста: Кондратьева И. И.
Кабинет: 23
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «И в шутку и всерьез»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; формирование понимания особенностей юмористического произведения.
Планируемые результаты
- уметь прогнозировать содержание раздела;
- уметь планировать виды работ с текстом;
- уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.
Вложение | Размер |
---|---|
И в шутку, и всерьез" | 21.74 КБ |
Следующий анекдот
Оборудование: программа : Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть («Школа России»); презентация.
Методы и приемы
Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Готовить рабочее место, настраиваться на работу.
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: учебный диалог
Наглядный: учебная презентация
— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.
Домой я с лыжной шел прогулки.
По просьбе мамы, по пути,
Купил картошки, хлеба, булки,
Пришел домой часам к пяти.
Потом поужинал. Устало
Собрал портфель, залез под душ.
Теперь — скорей под одеяло!
Не спится что-то. Что за чушь?
Какая-то мешает мелочь.
Что недоделал? Не понять.
Ах, вспомнил, что забыл я сделать —
Забыл я лыжи. лыжи снять!
— Понравилось вам стихотворение? Чем?
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
- Понравилось, потому что оно смешное
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Постановка учебной задачи
Словесный: учебный диалог
Наглядный: учебная презентация
— Расшифруйте, что здесь написано, выберите из всех букв только русские, и вы узнаете тему нашего урока.
RИWXZB GШIUYRWQTKLJY VИX ZRYBCLJGEPSQWbEJNV3FS
— У нас получилось: «И в шутку и всерьез». Это название нового раздела. Как вы его понимаете?
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Чему будем учиться?
- И в шутку и всерьез
- пересказывать веселые тексты, учиться составлять свои рассказы
П: анализ объектов с целью выделения признаков
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Открытие нового знания
— Прочитайте на с. 127, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться?
— Прочитайте текст на с. 128.
— Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?
— Объясните, что значит «мозговая атака».
— Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?
— Кому нужна фантазия, кроме поэта?
— Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?
- научимся понимать особенности юмористических произведений
- будем учиться пересказывать веселые тексты, придумывать свои веселые истории
- умные люди вслух выдвигают любые идеи, какие кому в голову взбредут, даже самые фантастичные
- среди вороха идей
- ученому, инженеру, любому специалисту
- что это такое? И может ли быть такое?
Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение физ. упражнений, чтение учащихся
— Рассмотрите рисунки на с. 129
— Расскажите, что вы видите на каждом из них.
— Придумайте веселый рассказ. Приготовьтесь рассказать его всем одноклассникам.
Составление рассказа и выступление учащихся.
П: смысловое чтение как осмысление цели чтения
П: выбор оснований для классификации объектов
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: чтение учащихся
Словесный: учебный диалог
— А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах.
- А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.
Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:
— У тебя есть новогодняя открытка?
— Нет, — ответила мама.
— Папа, а у тебя? — спросил Женя.
— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?
— Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!
И все засмеялись!
Дети выполняют задание.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Включение в систему знаний, повторение
Словесный: учебный диалог
— Какой раздел мы начали изучать?
— Чему вы будете учиться?
- И в шутку и в серьез
- пересказывать веселые рассказы, придумывать свои веселые истории
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Словесный: учебный диалог
Наглядный: учебная презентация
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
- узнали про «мозговую атаку», узнали, что умные люди вслух выдвигают любые идеи, какие кому в голову взбредут, даже самые фантастичные
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Задание для дистанционного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты: Предметные:Знать: произведения.
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир.
Цель деятельности учителя: формирование знаний о юмористическом произведении; развитие умений составлять текст по картинкам; формирование знаний учащихся о Б. Заходере и его творчестве.Планируемы.
Цельдеятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений Б. Заходера «Песенки Винни–Пуха»; формирование знаний о творчестве Б. Заходе.
Тема: А.П. Платонов «Ещё мама» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствован.
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать .
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н.
Предварительный просмотр:
Дата: 8.04.19 ФИО учителя: Беспалова С.В
Школа: № 145 ФИ студента: Марцениус Елена
Класс: 2 в ФИО методиста: Кондратьева И. И.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «И в шутку и всерьез»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; формирование понимания особенностей юмористического произведения.
- уметь прогнозировать содержание раздела;
- уметь планировать виды работ с текстом;
- уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.
Методы и приёмы
I. Этап самоопределения к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Евгеньевна и я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока.
II. Актуализация и мотивация
Практический – работа со стихотворением
Метод выразительного чтения
- Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку. У вас на столах лежат карточки со стихотворением Игоря Шевчука.
- Прочитайте его про себя.
Домой я с лыжной шел прогулки.
По просьбе мамы, по пути,
Купил картошки, хлеба, булки,
Пришел домой часам к пяти.
Потом поужинал. Устало
Собрал портфель, залез под душ.
Теперь — скорей под одеяло!
Не спится что-то. Что за чушь?
Какая-то мешает мелочь.
Что недоделал? Не понять.
Ах, вспомнил, что забыл я сделать —
Забыл я лыжи. лыжи снять!
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
- А теперь давайте прочитаем это стихотворение с разной интонацией. (вопросительной, восклицательной)
- Хорошо, вы молодцы.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
III. Постановка учебной задачи
Практический – работа с карточками
- Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет в группах разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с этим шифром, на ней написаны буквы английского и русского алфавита. Но помните, что некоторые буквы похожи в обоих алфавитах, поэтому вам нужно быть очень внимательными. Ваша задача найти буквы русского алфавита и прочитать зашифрованное слово.
R И WXZ B G Ш IU У RWQ T KLJ У V И X ZRYB C LJG EP SQW ЬЁ JNV З FS
- Итак, что же у нас получилось?
- Правильно, это название нового раздела и тема нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете? И может ли такое быть?
- А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
- Какие цели вы поставите себе на этот урок?
- У нас получилось И в шутку и всерьёз.
- Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения.
ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
IV. Открытие нового знания
- Открываем учебники на странице 127. Прочитайте с чем мы познакомимся в этом разделе.
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
- Молодцы. А теперь прочитайте статью Кружкова на странице 126.
- Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?
- Объясните, что значит «мозговая атака».
- Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?
- Кому нужна фантазия, кроме поэта?
- Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?
- Мы научимся понимать особенности юмористических произведений.
- Мы будем учиться пересказывать веселые рассказы и придумывать свои веселые истории.
- Этот метод называется «мозговая атака».
- Это значит, что, когда какое-то дело зашло в тупик и невидно решения какой-либо проблемы собирают компанию умных людей и они начинают вслух выдвигать любые идеи.
- Верная идея, которую раньше не могли найти оказывается среди вороха идей.
- Она нужна учёному, инженеру, любому специалисту.
- Появляются вопросы: что это такое? И может ли такое быть?
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ПО: поиск и выделение необходимой информации.
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.
V. Первичное закрепление во внешней речи
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический – составление рассказа
- А сейчас мы с вами будем выполнять очень интересное и творческое задание. В наших учебниках на странице 129 есть рисунки. Рассмотрите внимательно эти рисунки.
- Расскажите, что вы видите на каждом из них.
- Молодцы, теперь мы с вами выполним задание в рабочей тетради на странице 76. Вам нужно выбрать заголовок к этому рассказу, а потом восстановить последовательность событий. На это задание я даю вам 2 минуты.
- Время вышло, проверяем. Какой же заголовок вы выбрали?
- Кто прочитает нам последовательность событий, которые происходили на картинках.
- Хорошо, ну а теперь ребята самое интересное задание. Вам нужно придумать короткий весёлый рассказ по рисункам учебника и записать его в рабочую тетрадь. Даю вам 5 минут, а потом мы послушаем ваши интересные рассказы.
- Итак, давайте же послушаем какие рассказы у вас получились.
Рассматривают рисунки в учебнике.
- На первом рисунке мы видим, что мальчик и девочка пошли в лес за ягодами или грибами. На второй картинке они увидели что-то страшное в дупле. На третьей они испугались и начали убегать, но в это время мимо проходил охотник и увидел их. На четвертой охотник остановил испугавшихся ребят и спросил, что произошло, ребята ему все рассказали. На пятой картинке охотник подошел к дуплу и сказал: «Зачем же ты пугаешь ребят, выходи и покажи что ты вовсе не страшный.». На шестой картинке из дупла вышел ёжик, ребята его увидели и подумали что не стоило бояться.
ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.
ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ПО: поиск и выделение необходимой информации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.
VII. Включение в систему знаний
- А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах.
- А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.
Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:
- У тебя есть новогодняя открытка?
- Нет, — ответила мама.
- Папа, а у тебя? — спросил Женя.
- По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?
- Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!
И все засмеялись!
- Ребята, как вы думаете, почему родители засмеялись?
- Можем ли мы применить тему нашего урока в этой ситуации и почему?
Рассказывают свои веселые истории из жизни.
- Родители засмеялись, потому что Новый год еще не наступил, а в школе Жене сказали, чтобы он поздравил родителей.
- Да, мы можем применить фразу «И в шутку и всерьез», потому что возможно учительница или кто-то из ребят решил так пошутить, но это было сказано и всерьез поскольку возможно этот праздник должен был скоро быть и чтобы ребята не забыли поздравить своих близких учительница таким способом решила им об этом напомнить.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
- Итак, ребята какую цель мы ставили с вами в начале урока?
- Какой раздел мы начали с вами изучать?
- А чему вы будете учиться?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
- Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения.
- Мы начали изучать раздел «И в шутку и всерьез».
- Мы будем учиться пересказывать веселые рассказы и придумывать свои веселые истории.
ПО: структурирование знаний.
ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Следующий анекдот
Чтение очень важно в нашей жизни. Благодаря книгам мы узнаем много нового, учимся отвечать за свои действия, уважать окружающих, быть добрыми и честными. Писатели открывают нам огромный интересный мир с самыми разными героями и их характерами, с мудрыми советами и забавными ситуациями.
Сюжет произведений
Нажмите на карточку и узнайте, из какого произведения цитата.
Литературный жанр
Литературный жанр – произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. По форме жанры делятся на: роман, повесть, рассказ (новелла), очерк, оду, эпопею, эссе. По содержанию существуют: драма, трагедия, комедия.
© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
Читайте также: