И в шутку и всерьез 2 класс литературное чтение

Обновлено: 22.11.2024

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам

Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»

Правильный ответ:

«Что красивей всего»

«Тайное становится явным»

Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится" (УМК "Школа России" 3 класс)

Конспект урока Литературного чтения Б.С. Житков "Про обезьянку"- Школа России 3 класс

Конспект урока литературного чтения "Еще про мальку" 3 класс, Школа России Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности.

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос.

План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах.

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди.

Следующий анекдот

Класс: 2 в ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Кабинет: 23

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «И в шутку и всерьез»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; формирование понимания особенностей юмористического произведения.

Планируемые результаты

- уметь прогнозировать содержание раздела;

- уметь планировать виды работ с текстом;

- уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

ВложениеРазмер
И в шутку, и всерьез" 21.74 КБ

Следующий анекдот

Оборудование: программа : Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть («Школа России»); презентация.

Методы и приемы

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

Готовить рабочее место, настраиваться на работу.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.

Домой я с лыжной шел прогулки.

По просьбе мамы, по пути,

Купил картошки, хлеба, булки,

Пришел домой часам к пяти.

Потом поужинал. Устало

Собрал портфель, залез под душ.

Теперь — скорей под одеяло!

Не спится что-то. Что за чушь?

Какая-то мешает мелочь.

Что недоделал? Не понять.

Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

Забыл я лыжи. лыжи снять!

— Понравилось вам стихотворение? Чем?

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

- Понравилось, потому что оно смешное

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

— Расшифруйте, что здесь написано, выберите из всех букв только русские, и вы узнаете тему нашего урока.

RИWXZB GШIUYRWQTKLJY VИX ZRYBCLJGEPSQWbEJNV3FS

— У нас получилось: «И в шутку и всерьез». Это название нового раздела. Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Чему будем учиться?

- И в шутку и всерьез

- пересказывать веселые тексты, учиться составлять свои рассказы

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Открытие нового знания

— Прочитайте на с. 127, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Прочитайте текст на с. 128.

— Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?

— Объясните, что значит «мозговая атака».

— Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?

— Кому нужна фантазия, кроме поэта?

— Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?

- научимся понимать особенности юмористических произведений

- будем учиться пересказывать веселые тексты, придумывать свои веселые истории

- умные люди вслух выдвигают любые идеи, какие кому в голову взбредут, даже самые фантастичные

- среди вороха идей

- ученому, инженеру, любому специалисту

- что это такое? И может ли быть такое?

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение физ. упражнений, чтение учащихся

— Рассмотрите рисунки на с. 129

— Расскажите, что вы видите на каждом из них.

— Придумайте веселый рассказ. Приготовьтесь рассказать его всем одноклассникам.

Составление рассказа и выступление учащихся.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

П: выбор оснований для классификации объектов

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

— А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах.

- А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.

Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:

— У тебя есть новогодняя открытка?

— Нет, — ответила мама.

— Папа, а у тебя? — спросил Женя.

— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?

— Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!

И все засмеялись!

Дети выполняют задание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

— Какой раздел мы начали изучать?

— Чему вы будете учиться?

- И в шутку и в серьез

- пересказывать веселые рассказы, придумывать свои веселые истории

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

- узнали про «мозговую атаку», узнали, что умные люди вслух выдвигают любые идеи, какие кому в голову взбредут, даже самые фантастичные

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Задание для дистанционного обучения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты: Предметные:Знать: произведения.

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир.

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "И в шутку и всерьёз" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о юмористическом произведении; развитие умений составлять текст по картинкам; формирование знаний учащихся о Б. Заходере и его творчестве.Планируемы.

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цельдеятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений Б. Заходера «Песенки Винни–Пуха»; формирование знаний о творчестве Б. Заходе.

Конспект урока по литературному чтению.Тема: А.П. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: А.П. Платонов «Ещё мама» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствован.

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать .

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н.

Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.19 ФИО учителя: Беспалова С.В

Школа: № 145 ФИ студента: Марцениус Елена

Класс: 2 в ФИО методиста: Кондратьева И. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «И в шутку и всерьез»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; формирование понимания особенностей юмористического произведения.

- уметь прогнозировать содержание раздела;

- уметь планировать виды работ с текстом;

- уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

Методы и приёмы

I. Этап самоопределения к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Евгеньевна и я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация и мотивация

Практический – работа со стихотворением

Метод выразительного чтения

- Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку. У вас на столах лежат карточки со стихотворением Игоря Шевчука.

- Прочитайте его про себя.

Домой я с лыжной шел прогулки.

По просьбе мамы, по пути,

Купил картошки, хлеба, булки,

Пришел домой часам к пяти.

Потом поужинал. Устало

Собрал портфель, залез под душ.

Теперь — скорей под одеяло!

Не спится что-то. Что за чушь?

Какая-то мешает мелочь.

Что недоделал? Не понять.

Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

Забыл я лыжи. лыжи снять!

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

- А теперь давайте прочитаем это стихотворение с разной интонацией. (вопросительной, восклицательной)

- Хорошо, вы молодцы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Практический – работа с карточками

- Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет в группах разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с этим шифром, на ней написаны буквы английского и русского алфавита. Но помните, что некоторые буквы похожи в обоих алфавитах, поэтому вам нужно быть очень внимательными. Ваша задача найти буквы русского алфавита и прочитать зашифрованное слово.

R И WXZ B G Ш IU У RWQ T KLJ У V И X ZRYB C LJG EP SQW ЬЁ JNV З FS

- Итак, что же у нас получилось?

- Правильно, это название нового раздела и тема нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете? И может ли такое быть?

- А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

- У нас получилось И в шутку и всерьёз.

- Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения.

ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

- Открываем учебники на странице 127. Прочитайте с чем мы познакомимся в этом разделе.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

- Молодцы. А теперь прочитайте статью Кружкова на странице 126.

- Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?

- Объясните, что значит «мозговая атака».

- Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?

- Кому нужна фантазия, кроме поэта?

- Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?

- Мы научимся понимать особенности юмористических произведений.

- Мы будем учиться пересказывать веселые рассказы и придумывать свои веселые истории.

- Этот метод называется «мозговая атака».

- Это значит, что, когда какое-то дело зашло в тупик и невидно решения какой-либо проблемы собирают компанию умных людей и они начинают вслух выдвигать любые идеи.

- Верная идея, которую раньше не могли найти оказывается среди вороха идей.

- Она нужна учёному, инженеру, любому специалисту.

- Появляются вопросы: что это такое? И может ли такое быть?

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

V. Первичное закрепление во внешней речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический – составление рассказа

- А сейчас мы с вами будем выполнять очень интересное и творческое задание. В наших учебниках на странице 129 есть рисунки. Рассмотрите внимательно эти рисунки.

- Расскажите, что вы видите на каждом из них.

- Молодцы, теперь мы с вами выполним задание в рабочей тетради на странице 76. Вам нужно выбрать заголовок к этому рассказу, а потом восстановить последовательность событий. На это задание я даю вам 2 минуты.

- Время вышло, проверяем. Какой же заголовок вы выбрали?

- Кто прочитает нам последовательность событий, которые происходили на картинках.

- Хорошо, ну а теперь ребята самое интересное задание. Вам нужно придумать короткий весёлый рассказ по рисункам учебника и записать его в рабочую тетрадь. Даю вам 5 минут, а потом мы послушаем ваши интересные рассказы.

- Итак, давайте же послушаем какие рассказы у вас получились.

Рассматривают рисунки в учебнике.

- На первом рисунке мы видим, что мальчик и девочка пошли в лес за ягодами или грибами. На второй картинке они увидели что-то страшное в дупле. На третьей они испугались и начали убегать, но в это время мимо проходил охотник и увидел их. На четвертой охотник остановил испугавшихся ребят и спросил, что произошло, ребята ему все рассказали. На пятой картинке охотник подошел к дуплу и сказал: «Зачем же ты пугаешь ребят, выходи и покажи что ты вовсе не страшный.». На шестой картинке из дупла вышел ёжик, ребята его увидели и подумали что не стоило бояться.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

VII. Включение в систему знаний

- А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах.

- А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.

Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:

- У тебя есть новогодняя открытка?

- Нет, — ответила мама.

- Папа, а у тебя? — спросил Женя.

- По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?

- Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!

И все засмеялись!

- Ребята, как вы думаете, почему родители засмеялись?

- Можем ли мы применить тему нашего урока в этой ситуации и почему?

Рассказывают свои веселые истории из жизни.

- Родители засмеялись, потому что Новый год еще не наступил, а в школе Жене сказали, чтобы он поздравил родителей.

- Да, мы можем применить фразу «И в шутку и всерьез», потому что возможно учительница или кто-то из ребят решил так пошутить, но это было сказано и всерьез поскольку возможно этот праздник должен был скоро быть и чтобы ребята не забыли поздравить своих близких учительница таким способом решила им об этом напомнить.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

- Итак, ребята какую цель мы ставили с вами в начале урока?

- Какой раздел мы начали с вами изучать?

- А чему вы будете учиться?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

- Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения.

- Мы начали изучать раздел «И в шутку и всерьез».

- Мы будем учиться пересказывать веселые рассказы и придумывать свои веселые истории.

ПО: структурирование знаний.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Следующий анекдот

Чтение очень важно в нашей жизни. Благодаря книгам мы узнаем много нового, учимся отвечать за свои действия, уважать окружающих, быть добрыми и честными. Писатели открывают нам огромный интересный мир с самыми разными героями и их характерами, с мудрыми советами и забавными ситуациями.

Сюжет произведений

Нажмите на карточку и узнайте, из какого произведения цитата.

Литературный жанр

Литературный жанр – произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. По форме жанры делятся на: роман, повесть, рассказ (новелла), очерк, оду, эпопею, эссе. По содержанию существуют: драма, трагедия, комедия.

в разработке в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Читайте также: